МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Общение как феномен культуры

    годах уровень заработной платы поднялся, но он все равно был далек от

    показателей средней заработной платы за тот же период по стране. Например,

    ведущий специалист в 1981 году имел оклад 95 рублей, в то время, как

    средняя заработная плата по стране была 174 рубля. Специалисты отдела ( они

    назывались тогда «счетоводы») имели и того меньше. Им устанавливался оклад

    60 – 70 рублей. Естественно, что при таком уровне заработной платы не могло

    быть и речи о качественном подборе кадров.

    Если коснуться профессионального уровня, то в стране не было ни

    одного высшего учебного заведения, которое бы готовило специалистов для

    работы в системе социального обеспечения. В основном специалистов готовили

    средние специальные заведения – это Челябинский юридический техникум,

    Армавирский юридический техникум и Ташкентский юридический техникум. В

    этих учебных заведения учащиеся получали специальность «Правоведение и учет

    в системе социального обеспечения». Специалистов для нашего региона

    поставлял Челябинский юридический техникум. Естественно, что таких

    специалистов было недостаточно, что бы обеспечить ими все отделы социальной

    защиты. До 1986 года даже заведующий отделом социального обеспечения не

    имел высшего специального образования. И только, начиная с марта 1986,

    отдел возглавил выпускник Казанского Государственного Университета, имеющий

    специальное юридическое образование.

    Как правило, работа в отделе социального обеспечения требовала

    знания психологии пожилых людей, инвалидов и других, социально-незащищеных

    категорий. Естественно, что этому не учили ни в одном учебном заведении, и

    специалисты, работающие в отделе, руководствовались только интуицией и

    природными качествами. Немаловажным отрицательным фактором было и то, что в

    отделе совершенно отсутствовала перспектива роста в профессиональном плане.

    Все эти перечисленные причины и приводили к тому, что в отделах социальной

    защиты люди долго не задерживались. Особенно это относилось к молодежи.

    Средний возраст работающих в отделе социальной защиты в 1986 году был 45

    лет. Следствием всех вышеперечисленных причин была большая текучесть

    кадров.

    Ситуация начала меняться в лучшую сторону только с мая 1992 года –

    когда государство «повернулось лицом» к службам социального обеспечения. В

    связи с проведением экономических реформ с мая 1992 года в отделе было

    введено новое штатное расписание и увеличены должностные оклады. Следует

    сказать, что до этого не существовало даже нормативов для работников

    социального обеспечения, занимающихся вопросами назначения и выплаты

    пенсий. Новое штатное расписание было составлено с учетом нормативов,

    разработанных Комитетом по труду и социальным вопросам, а так же с учетом

    территориальности. И работники отдела теперь стали называться не

    «счетоводы», а инспектора по назначению и выплате пенсий.

    С мая 1992 года вступил в силу новый Закон о государственных пенсия в

    Российской Федерации, который в корне менял существующую до сих пор

    законодательную базу. Реализация нового закона требовала высоко

    профессиональных специалистов. Вместе с тем увеличилось количество людей,

    выходящих на пенсию. Резко поменялся качественный состав люде, достигших

    пенсионного возраста и имеющих право не пенсию. Если до этого пенсионерами

    были, в основном, коренные жители города и прилегающих к нему сельских

    районов, то теперь пенсионного возраста достигли представители рабочего

    класса и интеллигенции. Естественно, это требовало и иного подхода и к

    профессиональным качествам, и к моральным качествам, и к таким качествам,

    как умение общаться, как с обслуживающим контингентом, так и между собой.

    Именно, начиная с 1992 года, резко выросли требования к специалистам,

    работающим в отделе социального обеспечения.

    Вступление в силу Закона о государственных служащих в Республике

    Татарстан еще выше подняло планку требований к специалистам. Работников

    системы социального обеспечения, в соответствии с этим Указом , отнесли к

    государственным служащим. В марте 1996 года все работники прошли

    государственную аттестацию и, требования предъявляемые к государственным

    служащим, привели к тому, что 18 специалистов отдела поступили заочно в

    высшие и средние учебные заведения. Лица, не имеющие среднего специального

    образования, поступили в Челябинский юридический техникум, а те, кто уже

    имел среднее специальное образование – в высшее учебное заведение -

    Московский социальный университет. Впервые, в должностных обязанностях,

    предъявляемых к специалистам отдела, были такие требования, как владение

    служебной этикой, соблюдение норм и правил, предъявляемых к государственным

    служащим (см. приложение 2). Теперь для того, что бы работать в отделе

    социального обеспечения, недостаточно было иметь соответствующее

    образование. Большая роль отвадилась и умению общения, и не просто общения,

    а общения, основанного на знании психологии, умении общаться между собой,

    умении устанавливать контакты друг с другом, обмениваться информацией для

    того, что бы строить совместную деятельность, сотрудничество. Необходимо

    было, что бы специалисты общались беспроблемно. Способность к общению

    всегда относилась к числу важнейших человеческих качеств. К людям легко,

    вступающих в контакты и умеющих располагать к себе, мы относимся с

    симпатией, с замкнутыми, нелюдимыми стараемся общаться, как можно реже.

    Словом, как сказал поэт, «потолкуешь с одним – возликуешь, потолкуешь с

    другим – затоскуешь».

    Помимо общения между собой, к специалистам отдела стали предъявляться

    и повышенные требования по отношению к пожилым людям. Необходимо умение

    сопереживать и умение понимать. Ведь в цивилизованном обществе – уважение

    старости – ведущая нравственная норма. Законы природы неумолимы: у старого

    человека век недолог, потому надо беречь его жизнь.

    Облегчи седому путь,

    Помоги хоть малость.

    Сам поймешь когда-нибудь,

    Что такое старость.

    Наличие всех вышеперечисленных качеств, по-моему, должно

    свидетельствовать о том, можно или нельзя назвать общение культурным.

    Начиная с 1996 года, на работу в отдел принимались только те люди,

    которые соответствовали всем вышеперечисленным требованиям. Человек,

    который принимался на работу в отдел, проходил собеседование со

    специалистом-психологом. Была разработана и используется методика оценки

    коммуникативных и организаторских склонностей (КОС- 1). Методика

    разработана для диагностики потенциальных возможностей людей в развитии

    коммуникативных и организаторских способностей. Она базируется на принципе

    отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в

    различных ситуациях. Так же, при приеме на работу определяется и

    учитывается темперамент будущего претендента на должность специалиста по

    вопросам назначения и выплаты пенсий.

    Немаловажным фактором при приеме на работу в отдел я считаю и

    индивидуальное собеседование, проводимое начальником отдела. Первое

    впечатление, говорят обманчивое, но именно оно, как показывает практика,

    бывает самым верным.

    Комплекс всех этих мероприятий позволил создать дружный,

    сплоченный, работоспособный коллектив, способный не решение любых

    производственных задач. Если рассмотреть работу отдела, начиная с 1996

    года, то можно сказать, что методики отбора специалистов зарекомендовала

    себя только положительно. Специалисты подобраны не только по

    профессиональному признаку, но и с учетом особенностей характера каждого

    индивидуума. Данный отбор дает возможность показывать коллективу более

    высокие результаты как в профессиональной деятельности, так и в общении

    между собой. В совместной деятельности межличностное общение порождает

    такие психологические явления, как сочувствие и сопереживание, коллективные

    традиции, тесно связанные с нормами трудовой морали, подражание общему

    настроению мнению.

    Представление об общем уровне психологического климата в коллективе и

    об уровне культуры взаимоотношений можно получить с помощью ряда

    показателей, важнейшими из которых являются:

    - зрелость коллектива;

    - константность (постоянство), выражаемая в твердом намерении работников

    быть именно в данном коллективе;

    - развитость межличностных отношений;

    - высокий уровень общения.

    Если рассматривать все эти показатели, то можно сказать, что все эти

    показатели в отделе выполняются.

    Начиная с 1996 года, из отдела не ушел ни один специалист (за

    исключением только тех работников, которые уволились в связи переменой

    места жительства и переехали в другую местность). Постоянство коллектива

    выражается в том, что специалисты отделы проявляют желание работать именно

    в этом отделе. Об это свидетельствует тот факт, что при реорганизации

    отдела ни один из работников не изъявил желания перейти в другую структуру,

    а остался именно в данном коллективе, хотя была возможность перейти на

    более высокооплачиваемую работу. Немаловажным фактом в развитии

    межличностных отношений является тот факт, что в отделе существует хорошая

    традиция проведения совместных праздников. Это и проведение

    производственных мероприятий, и празднование торжественных дат, и

    проведение субботников, и празднование таких торжеств, как свадьбы, дни

    рождения, проводы на пенсию, проведение «Дня пожилого человека» и др.

    Немаловажным показателем высокого уровня общения в коллективе является

    такой показатель, как отсутствие в коллективе конфликтов. Многие социологи

    оценивают конфликт как дефект общения, тогда, как другие усматривают в его

    отсутствии опасность для нормального функционирования и развития

    коллектива. Я категорически не согласна с последней точкой зрения. Можно

    только согласиться с тем, что некоторый конфликт всегда неизбежен и иногда

    полезен. Цели членов коллектива различны, отличается так же и их

    восприятие ситуации, информации, которой они обладают. Улучшение

    коммуникации само по себе может устранить только тот конфликт, который

    возник из-за искажения информации. Даже на самых высоких уровнях

    руководства, где существует согласие относительно целей и сходное

    восприятие реальности, возможен конфликт по поводу средств достижения

    цели.

    При проведении тестирования среди работников отдела на предмет

    определения коммуникабельности, выявлены следующие результаты (см.

    приложение 3).

    Анкетирование проводилось с 21 апреля по 26 апреля 2001г. В нем

    приняло участие 25 специалистов отдела. Все они ответили на 16 вопросов

    анкеты. После обработки данных анкетирования отдел разделился на три

    группы.

    Первая группа – наиболее многочисленная, состоит из 14 опрошенных

    работников. Эти респонденты набрали от 14 до 18 очков и по результатам

    получили такую характеристику: нормальная коммуникабельность.

    Любознательны, охотно слушают собеседника, достаточно терпеливы в общении с

    другими, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных

    переживаний идут на встречу с новыми людьми. В то же время не любят шумных

    компаний. Экстравагантные выходки и многословие вызывают у них раздражение.

    Вторая группа состоит из 8 человек. Количество набранных балов – от

    9 до 13. Эта группа респондентов характеризуется следующим образом: весьма

    общительна (порой, может быть, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы,

    любят высказываться по разным вопросам. Охотно знакомятся с новыми людьми.

    Любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не

    всегда могут их выполнять. Бывает, вспылят, но быстро отходят. Чего им

    недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с

    серьезными проблемами. При желании, однако, смогут заставить себя не

    отступить.

    И наконец, третья группа состоит из 3-х человек. Количество набранных

    балов – от 19 до 24. Эта группа характеризуется следующим образом: в

    известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя

    вполне уверенно. Новые проблемы их не пугают. С новыми людьми сходятся с

    оглядкой. В спорах и диспутах участвуют неохотно. В высказываниях порой

    слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки

    исправимы.

    Анализируя данные тестирования можно сделать вывод, что в отделе

    работают специалисты, которые в полной мере владеют искусством

    коммуникации. Анкетирование показало так же, что к третей группе относятся

    специалисты старшего поколения, т.е. люди, возраст которых приближается к

    50. Таких специалистов в отделе трое, и два из них резко отличаются от

    остального контингента, Исходя из этого, можно сделать вывод, что молодость

    – это не недостаток, а скорее наоборот. И планируя работу на дальнейшее

    предпочтение нужно отдавать молодым специалистам.

    В отделе также была методика изучения темперамента. Анкетирование

    проводилось в период с 14 апреля по 18 апреля 2001 года. В анкетировании

    принимало участие 20 специалистов отдела. Тест состоял из 20 вопросов (см.

    приложение 4), на которые нужно было дать ответы. В результате тестирования

    отдел разделился на две группы.

    Первая группа из 12 человек набрала доминирующее процентное содержание

    типа характера сангвиника.

    Вторая группа соответственно из 8 человек – флегматики.

    Итак, сангвиник – характеризуется высокой активностью. Выдержан,

    сохраняет самообладание в сложной обстановке. Речь громкая, быстрая,

    отчетливая. Общителен, легко входит в новый коллектив, не чувствует

    скованности. Быстро включается в новую работу и быстро переключается.

    Инициативен, но часто не собран. Обычно хорошо обучается.

    Ко второй группе относятся люди, которые относятся к типу темперамента

    – флегматик. Этот тип характера характеризуется спокойствием и ровным

    настроением. Эмоции выражены слабо, устойчивы. Осторожен, рассудителен.

    Малоподвижен, инертен. Общителен в меру. Внимание устойчивое.

    Придерживается строго заведенного порядка на своем рабочем месте. Устойчив

    в интересах и склонностях. Медленно включается в новую работу, медленно

    переключается с одного дела на другое.

    Конечно, в каждом человеке имеют место проявление всех типов

    характеров, так как в чистом виде типы почти не встречаются. Все люди имеют

    так называемую акцентуацию характера. Акцентуация характера – чрезмерная

    выраженность отдельных черт характера и их сочетаний. Акцентуации характера

    могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди

    которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального

    окружения, профессиональная деятельность, физическое здоровье. Необходимо

    заметить, что при обработке результатов тестирования выявилось, что

    основными типами характеров, доминирующими среди работников были типы

    сангвиника и флегматика. Такой тип, как холерик не встретился ни в одной

    анкете.

    Исходя из результатов тестирования, можно сделать вывод, что

    специалисты отдела по типу характера подходят, как для работы с пожилыми

    людьми, так для межличностного общения внутри коллектива.

    Заключение

    Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого

    существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение

    духовных ценностей, формирование и развитие личности. Общение сопровождает

    эти процессы, способствует их осуществлению. Однако связь между ним и

    любыми проявлениями социальной жизни неоднозначна и не проста. Общение

    многогранно прежде всего потому, что оно реализуется на разных уровнях:

    общаться могут страны и народы, партии, коллективы и отдельные личности,

    соответственно этому и взаимодействие между сторонами в этом процессе будет

    различно по своей социальной значимости. Кроме того, общение может

    проявляться по-разному: быть непосредственным или опосредованным,

    различаться по видам и, наконец, в процессе него люди могут обмениваться

    мыслями, чувствами, опытом, трудовыми навыками и т. д.

    Такая многогранность общения связана с тем, что в его основе лежат

    общественные отношения. Поскольку последние охватывают разные стороны

    функционирования общества, они выступают как определенные для данной

    формации типы социально-экономических, политических, правовых и

    нравственных отношений. В конечном итоге именно они и являются содержанием

    общения.

    Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими

    функциями, которое оно выполняет. Во-первых, в общении осуществляется обмен

    информацией между людьми.

    Далее. Общение выполняет так называемую регуляционнокоммуникативную

    функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства мотивы

    поведения, усваиваются его нормы.

    Наконец, общение регулирует уровень эмоциональной напряженности,

    создает психологическую разрядку и, в конечном счете, формирует тот

    эмоциональный фон, на котором осуществляет наша деятельность и который в

    немалой степени определяет само мироощущение.

    Каждое общество, а порой и отдельные его социальные группы,

    вырабатывают определенные регулятивные принципы общения, которые не только

    закрепляются в принятых им нормах поведения, но и воспитываются у людей с

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.