МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Общественное мнение, как предмет изучения социальной психологии

    институтов и лидеров партий, государства.

    Таким образом, объективным содержанием деятельности общественного мнения

    государственные институты, их лидеры ставятся в положение контролируемых.

    Обладая только одной моральной властью, общественное мнение бывает весьма

    эффективно по своим результатам. Этот эффект будет безусловно выше, если он

    подкрепляется разнообразными формами контроля со стороны трудящихся.

    Вторая функция - консультативная. Общественное мнение дает советы

    относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических,

    политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет

    справедливым, если, конечно, институты власти заинтересованы в таких

    ответах. Прислушиваясь к этим советам, «руководящие лидеры», группы, кланы

    вынуждены корректировать решения, методы управления.

    И, наконец, директивная функция общественного мнения -проявляется в том,

    что общественность выносит решения по тем или иным проблемам социальной

    жизни, имеющие императивный характер, например, волеизъявление народа во

    время выборов, референдумов. Народ в данных случаях не только дает мандат

    доверия тому или иному лидеру, но и высказывает свое мнение. Императивные

    высказывания занимают в политике весьма значительное место.

    В зависимости от содержания суждений, сформированных общественностью,

    мнение может быть оценочным, аналитическим, конструктивным и регулятивным.

    Оценочное мнение выражает отношение к тем или иным проблемам или фактам. В

    нем больше эмоций, чем аналитических выводов, умозаключений. Аналитическое

    и конструктивное общественное мнение тесно связаны между собой: принятие

    какого-либо решения требует глубокого и всестороннего анализа, для чего

    необходимы элементы теоретического мышления, а порой и напряженной работы

    мысли. Но по своему содержанию аналитическое и инструктивное мнения не

    совпадают. Смысл регулятивного общественного мнения состоит в том, что оно

    вырабатывает и внедряет определенные нормы общественных отношений и

    оперирует целым сводом не писанных законом норм, принципов, традиций,

    обычаев, нравов и т. д. Обычно оно реализует тот кодекс правил, который

    закреплен в нравственном сознании людей, групп, коллективов. Общественное

    мнение может также выступать в форме позитивных или негативных суждений.

    7 Общественное мнение в современной России:

    В России действуют более двух десятков центров изучения общественного

    мнения. Но на виду и на слуху миллионов людей (телезрителей,

    радиослушателей, читателей массовых печатных изданий) практически шесть:

    Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонд

    «Общественное мнение», Аналитический центр по общей политике администрации

    президента, VOX POPULI В. Грушина, Центр А. Киссельмана (Санкт-Петербург),

    Институт прикладного системного анализа. Это не значит, что другие научные

    подразделения, особенно в регионах, плохо знают проблему, некачественно ее

    исследуют. Скорее наоборот. Но, как показывает практика, наибольший интерес

    средств массовой информации и политиков вызывает продукция именно названных

    центров. Дело в том, что эти центры охотно выполняют социальный заказ

    политических лидеров, а региональные подразделения, как это ни

    парадоксально, дают более объективную информацию, находясь в стороне от

    столичных политических игр и баталий. Сошлемся на факты. сравнительно

    недавно являвшиеся объектом внимания специалистов по изучению общественного

    мнения, широкой теле- и радиоаудитории, читателей наиболее тиражных газет.

    Начиная с 1993 г. средства массовой информации (особенно электронные) во

    время подготовки к выборам в Госдуму регулярно публиковали, транслировали

    различные прогнозы, рейтинги популярности партий, движений, их лидеров. По

    данным опросов общественного мнения накануне голосования социологи отдавали

    пальму первенства поочередно то партии «Демократический выбор России», то

    движению «Наш дом Россия», то «Яблоку» или «Прессу». А в итоге победу

    одержали либеральные демократы, коммунисты и аграрии. В чем дело? Уровень

    профессиональной квалификации столичных социологов стал так низок, что они

    не могли подготовить точный прогноз? Нет Мы имеем дело с обыкновенной

    манипуляцией общественным мнением. Рейтинги популярности лидеров строились

    и строятся на чрезвычайно субъективных показателях, на априорных

    мифологемах, а поэтому не отражают реального положения дел.

    Ошибки:

    Методы ведения опросов бывают часто некорректны. Теле- и радиоопросы при

    определенных обстоятельствах - средства самообмана, обмана, подтасовки и т.

    д.

    1) Далее, мнение москвичей далеко не всегда совпадает с мнением

    населения российской глубинки. И тому есть объективные причины: в

    частности, в Москве обращается более 70% финансового капитала страны, как

    правило, вовремя выплачиваются зарплата и пенсия. А в Сибири и на Дальнем

    Востоке их не получают по шесть-восемь месяцев.

    2) Слабым местом в методике опросов являются вольные и невольные ошибки в

    выборке, из которой исключаются «нежелательные» социальные группы -

    пенсионеры, рабочие, жители малых городов и сельской местности.

    Пренебрежение интересами крупнейших социальных групп России сказалось на

    достоверности многих прогнозов.

    8 Методы сбора информации:

    Существует три основных класса методов сбора информации:

    1) Прямое наблюдение

    2) Анализ документов

    3) Опросы, которые делятся на два подкласса:

    а) интервью

    б) анкетный опрос

    ПРЯМОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

    Под наблюдением подразумевается прямая регистрация событий очевидцем.

    Наблюдение может носить различный характер. Иногда наблюдатель

    самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может

    пользоваться данными наблюдений других лиц.Наблюдение бывает простым и

    научным. Простое - это то, которое не подчинено плану и ведется без

    определенно разработанной системы. Научное наблюдение отличается тем,

    что:

    а) Оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным

    задачам.

    б) Научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре.

    в) Все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по

    определенной системе.

    г) Информация, полученная путем научного наблюдения, должна поддаваться

    контролю на обоснованность и устойчивость.

    Наблюдение классифицируется:

    1) По степени формализованности выделяют неконтролируемое (или

    нестандартизованное, бесструктурное) и контролируемое

    (стандартизованное, структурное). В неконтролируемом наблюдении

    пользуются лишь принципиальным планом, а при контролируемом -

    регистрируют события по детально разработанной процедуре.

    2) В зависимости от положения наблюдателя различают соучаствующее (или

    включенное) и простое (невключенное) наблюдения. Во время включенного

    наблюдения исследователь имитирует вхождение в социальную среду,

    адаптируется в ней и анализирует события как бы “изнутри”. В

    невключенном (простом) наблюдении исследователь наблюдает “со стороны”,

    не вмешиваясь в события.

    В обоих случаях наблюдение может производиться открыто или инкогнито.

    Одна из модификаций включенного наблюдения носит название

    стимулирующего наблюдения. Этот способ подразумевает воздействие

    исследователя на события которые он наблюдает. Социолог создает

    определенную ситуацию, для того чтобы стимулировать события, что дает

    возможность оценить реакцию на это вмешательство.

    3) По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в

    естественных условиях) и на лабораторные (в экспериментальной

    ситуации).

    Процедура любого наблюдения складывается из ответа на вопросы: “Что

    наблюдать?”, “Как наблюдать?” и “Как вести записи?”. Постараемся найти

    на них ответы.На первый вопрос отвечает программа исследования, в

    частности состояние гипотез, эмпирические индикаторы выделенных

    понятий, стратегия исследования в целом.

    При отсутствии четких гипотез, когда исследование проводится по

    фомлулятивному (примерному) плану, применяют простое или бесструктурное

    наблюдение. Цель такого предварительного наблюдения заключается в том,

    чтобы придумать гипотезы для более строгого описания наблюдаемого

    объекта. При этом используется следующее:

    1) Общая характеристика социальной ситуации, включающая такие

    элементы, как: сфера деятельности (производственная,

    непроизводственная, уточнение ее особенностей и т.д.); правила и нормы,

    регулирующие состояние объекта в целом ( формальные и общепринятые, но

    не закрепленные в инструкциях или распоряжениях); степень саморегуляции

    объекта наблюдения (в какой мере его состояние определяется внешними

    факторами и внутренними причинами).

    2) Попытка определить типичность наблюдаемого объекта в данной

    ситуации, относительно других объектов и ситуаций; экологическая Среда,

    область жизнедеятельности, общественная, экономическая и политическая

    атмосфера, состояние общественного сознания на данный момент.

    3) Субъекты или участники социальных событий. В зависимости от

    общей задачи наблюдения их можно классифицировать: по демографическим и

    социальным признакам; по содержанию деятельности (характер труда, сфера

    занятий, сфера досуга); относительно статуса в коллективе или группе

    (руководитель коллектива, подчиненный, администратор, общественный

    деятель, член коллектива...); по официальным функциям в совместной

    деятельности на изучаемом объекте (обязанности, права, реальные

    возможности их осуществления; правила, которым они следуют строго и

    которыми принебрегают...); по неофициальным отношениям и функциям

    (дружба, связи, неформальное лидерство, авторитет...).

    4) Цель деятельности и социальные интересы субъектов и групп: общие

    и групповые цели и интересы; официальные и неформальные; одобряемые и

    не одобряемые в данной среде; согласованность интересов и целей.

    5) Структура деятельности со стороны: внешних побуждений (стимулы),

    внутренних осознанных намерений (мотивы), средств, привлекаемых для

    достижения целей (по содержанию средств и по моральной их оценке), по

    интенсивности деятельности (продуктивная, репродуктивная; напряженная,

    спокойная) и по ее практическим результатам (материальные и духовные

    продукты).

    6) Регулярность и частота наблюдаемых событий: по ряду указанных

    выше параметров и по типичным ситуациям, которые ими описываются.

    Наблюдение по такому плану позволяет более хорошо разобраться в объекте

    наблюдения.

    По собранным предварительным данным задачи наблюдения уточняются.

    Некоторые стороны наблюдаемых событий изучаются более детально, другие

    вовсе опускаются.

    Таким образом, после предварительного, наблюдение переходит в

    стадию более формализованного поиска.

    Составлению жесткой процедуры контролируемого наблюдения

    предшествует детальный анализ проблемы на основе теории и данных

    неконтролируемого наблюдения. Теперь отдельные явления, события, формы

    поведения людей должны быть интерпретированы в понятиях логики

    исследования, они приобретают смысл индикаторов каких-то более общих

    свойств или действий.

    Поучительную технику регистрации наблюдаемых событий разработали

    московские социологи в рамках исследовательского проекта “общественное

    мнение” (руководитель исследования Б.А.Грушин). В числе одного из

    каналов выражения общественного мнения были выделены собрания. Для

    регистрации данных использовалась картотека наблюдения, включающая

    девять различных бланков оценки: ситуации перед началом собрания,

    организационного периода, регистрации действий докладчика или

    выступающего, регистрации реакций аудитории на выступление, описания

    общей ситуации во время прений, ситуации при принятии решений собрания,

    в частности при обсуждении поправок и дополнений к проекту решения,

    ситуации по окончании собрания и карточка общей характеристики

    собрания.

    Вот как выглядит карточка индикаторов для регистрации отношения

    участников собрания к выступающему - докладчику, участнику дискуссии.

    Индикаторы отношения участников собрания к выступающим путем прямого

    наблюдения реакций аудитории

    | |Сила проявления реакции|Особые |

    |Элементы наблюдаемого поведения | |заметки |

    | |по группам |наблюдателя, |

    | |(шкальные оценки) |заранее не |

    | | |формализуемые|

    |А) Одобрительные реплики, |1, 2, 3, 4, 5, 6 | |

    |возгласы, аплодисменты. | | |

    |Б) Неодобрительные реплики и |1, 2, 3, 4, 5, 6 | |

    |т.д.. |1, 2, 3, 4, 5, 6 | |

    |В) Требование дополнительной | | |

    |информации. |К каждой строке | |

    |Г) Разговоры, связанные с |элементов наблюдаемого | |

    |обсуждаемым вопросом. |поведения дана | |

    |Д) Вопросы к выступающему. |6-членная номинальная | |

    |Е) Отсутствие реакции |шкала, пункты которой: | |

    |(нейтральное отношение). |1 - президиум собрания | |

    |Ж) Призывы к соблюдению порядка. |2 - большинство | |

    |З) Призывы к соблюдению |аудитории | |

    |регламента. |3 - примерно половина | |

    |И) Разговоры, тему которых |аудитории | |

    |определить невозможно. |4 - меньшинство | |

    |К) Посторонние разговоры. |аудитории | |

    |Л) Занятие посторонними делами. |5 - несколько человек | |

    | |6 - один - два человека| |

    Наблюдение большой аудитории собрания производится несколькими

    лицами, которые придерживаются единой инструкции. подготовке протокола

    регистрации данных наблюдения предшествует не только разработка общей

    концепции, но и неоднократные нестандартизованные наблюдения на разных

    объектах ( в нашем случае - собраниях разных организаций и

    коллективов).

    Следует ли наблюдателю вмешиваться в наблюдаемый процесс?

    Ответ на этот вопрос зависит от цели исследования. Если цель

    исследования состоит в том, чтобы описать и проанализировать

    (диагностировать) ситуацию, то вмешательство исказит картину и может

    привести к нежелательному для исследования искажению информации.

    Для этого существуют способы добиться минимальных ошибок при

    диагностическом наблюдении. Один из них заключается в том, чтобы

    исследователь сделал так, что люди не знают, что за ними наблюдают.

    Другой способ - создать ложное представление о цели наблюдения. Конечно

    эти способы могут показаться безнравственными, но чтобы добиться

    правдивости информации, исследователю лучше не показывать своих целей,

    особенно в том случае, если узнав о них люди смогут неправильно

    истолковать задачи исследования.

    Если же цель исследования заключается в принятии определенных

    управленческих решений, то вмешательство будет полезно, так как

    позволит изменять ход событий и оценивать полученные результаты. Именно

    этим целям служит стимулирующее включенное наблюдение.

    Преимущества включенных наблюдений очевидны: они дают наиболее

    яркие, непосредственные впечатления о среде, помогают лучше понять

    поступки людей и действия социальных общностей. Но с этим же связаны

    основные недостатки такого способа. Исследователь может потерять

    способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на

    позиции тех, кого он изучает, слишком “вживается” в свою роль

    соучастника событий. Поэтому как правило, итогом включенного наблюдения

    является социологическое эссе, а не строго научный трактат.

    Имеются и нравственные проблемы включенного наблюдения: насколько

    вообще этично, маскируясь под рядового участника какой-то общности

    людей, в действительности исследовать их?

    Пути повышения надежности данных при наблюдении.

    В полевых условиях, при простом бесструктурном и невключенном

    наблюдении вести записи очень сложно. Это уже дело навыков и

    изобретательности исследователя. Можно применять заранее разработанные

    коды. Можно применять маскировочные приемы (например ученику на

    предприятии вести записи, якобы связанные с работой). Можно

    использовать хорошую память и регистрировать наблюдения позже, в

    спокойной обстановке.

    Структуризованное наблюдение предпринимает более строгие приемы

    ведения записей. Здесь используются бланки - протоколы, разлинованные

    по пунктам наблюдения с кодовыми обозначениями событий и ситуаций.

    Пример: Наблюдатели и сотрудники исследовательского коллектива,

    которые исследовали собрания, расчленили зоны наблюдения (президиум,

    выступающий, сектор участников собрания из 15-20 человек) и по шкале

    времени фиксировали происходящее, пользуясь кодами. В протоколе

    (см.схему ниже) в каждой строке делается отметка пункта номинальной

    шкалы с учетом времени. Напомню, что другой наблюдатель регистрирует по

    соответствующей инструкции действия ораторов, после чего можно

    синхронизировать реакции аудитории на выступления с трибуны собрания.

    Частоту и интенсивность событий в данном случае регистрируют с помощью

    шкал ранжирования по предыдущей схеме, графа 2. Современная техника

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.