МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Обучаемость как принцип оценки умственного развития дошкольников

    возраст (4-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-6 лет). Такое деление

    иногда проводится в возрастной психологии для того, чтобы подчеркнуть те

    быстрые, качественные изменения психологии и поведения детей, которые в

    дошкольном детстве происходят каждые один-два года.

    Младшие дошкольники играют еще, как правило, в одиночку. В своих

    предметных и конструкторских играх они совершенствуют восприятие, память,

    воображение, мышление и двигательные способности. Сюжетно-ролевые игры

    детей этого возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за

    которыми они наблюдают в повседневной жизни.

    Постепенно к среднему периоду дошкольного детства игры становятся

    совместными, и в них включается все больше детей. Главное в этих играх не

    воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация

    определенных отношений между людьми, в частности - ролевых. Дети выделяют

    роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за

    их соблюдением в игре и сами стараются им следовать. Детские сюжетно-

    ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок достаточно хорошо

    знаком по собственному жизненному опыту. Роли, которые воспроизводятся

    детьми в игре, - это, как правило, или семейные роли (мама, папа, бабушка,

    дедушка, сын, дочь и т.п.), или воспитательные (няня, воспитательница в

    детском саду), или профессиональные (врач, командир, пилот), или сказочные

    (козлик, волк, заяц, змей). Исполнителями ролей в игре могут быть люди,

    взрослые ми дети, или заменяющие их игрушки, например куклы.

    В среднем и старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры

    развиваются, однако в это время они отличаются уже гораздо большим

    разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в

    игре правил, чем в младшем дошкольном возрасте. Многие предметы

    натурального характера, используемые в игре младших дошкольников, здесь

    заменяются условными, и возникает так называемая символическая игра.

    Например, простой кубик в зависимости от игры и отведенной ему роли может

    символически представлять и различные предметы мебели, и машину, и людей, и

    животных. Ряд игровых действий у средних и старших дошкольников только

    подразумевается и выполняется символически, сокращенно, или лишь

    обозначается словами.

    В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых наиболее

    привлекательным моментом для детей становится выигрыш или успех.

    Предполагается, что именно в таких играх формируется и закрепляется у детей

    дошкольного возраста мотивация достижения успеха [41].

    В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает

    превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует,

    создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети

    усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические

    свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре

    ребенок научается пользоваться многими инструментами и предметами домашнего

    обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои

    действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции,

    воображение и представления.

    Ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия форм

    межличностного сотрудничества, как дошкольный, так как он связан с

    необходимостью развития самых различных сторон личности ребенка [10].

    Это - сотрудничество со сверстниками, со взрослыми, игры, общение и

    совместный труд. На протяжении дошкольного детства последовательно

    совершенствуются следующие основные виды деятельности детей: игра-

    манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра

    конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и

    групповое творчество, игры-соревнования, игры-общение, домашний труд.

    В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие по трем основным

    направлениям: расширяются и углубляются представления детей,

    соответствующие общепринятым сенсорным эталонам; способы их использования

    становятся значительно более точными и целесообразными; обследование

    предметов приобретает при благоприятных условиях воспитания

    систематизированный и плановый характер. Отличительной особенностью

    восприятия у старших дошкольников является резкое увеличение его

    осмысленности. Все стороны развития восприятия в этом возрасте включают

    использование наглядно-образного мышления, поэтому и само восприятие

    сливается с пониманием, определением значения воспринимаемых

    предметов и их свойств, их отношения к другим предметам и свойствам [29].

    Расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине

    предметов происходит главным образом за счет систематизации этих

    представлений. Так, знакомясь с цветом, дети узнают о последовательности

    расположения цветов в спектре, об их делении на теплые и холодные цвета, об

    оттенках, которые занимают промежуточное положение между цветами спектра.

    Определяя цвет предмета, они устанавливают его место среди других цветов.

    Так, один ребенок, говоря о цвете моркови, забыл слово «оранжевый». Тогда

    он сказал: «Это такой цвет, когда красный смешивают с желтым».

    Знакомство с формами углубляется путем овладения их группировкой,

    делением на округлые и прямолинейные, представлениями об отличии форм друг

    от друга и их связи, возможности перехода одних форм в другие. Когда детям

    на занятии предложили найти в группе предметы овальной формы, один из них

    взял ободок от бескозырки, вытянул его и сказал: «Теперь он овальный». А

    при поиске предметов прямоугольной формы девочка сложила квадратное

    кукольное одеяльце пополам и таким путем получила прямоугольник.

    При знакомстве с величиной дети овладевают умением сопоставлять между

    собой большое количество предметов, создавать ряды, включающие до 10

    отдельных элементов [32].

    Дошкольники при сравнении свойств предмета с образцом уже не нуждаются

    во внешних приемах - перемещениях, обведении контуров рукой и т. п. Они

    заменяются зрительным сравнением. Зрительное определение формы, цвета и

    величины предметов становится намного более точным. При рассматривании

    формы незнакомой фигуры глаз ребенка движется в основном по контуру,

    останавливаясь на наиболее характерных его частях [14].

    Последующее узнавание этой фигуры среди других становится

    безошибочным. Примерно так же движется рука при осязательном ознакомлении с

    формой, хотя его результаты на всем протяжении дошкольного детства

    оказываются более низкими. Главное же состоит в том, что дети полностью

    переходят от использования внешних образцов (эталонов) к использованию

    усвоенных представлений.

    Последовательное, планомерное обследование предмета - словесное

    описание его разных свойств - трудная задача даже для старшего дошкольника.

    Возможность ее успешного разрешения связана не только с уровнем развития

    восприятия, но и с развитием речи ребенка, умением связно передавать в

    словах результаты восприятия. Дети достигают достаточных успехов в

    обследовании только при систематическом обучении ему.

    Сенсорное воспитание старших дошкольников - прямое продолжение

    сенсорного воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста, оно

    осуществляется в тех же направлениях.

    Его усложнение состоит в усложнении самих заданий и материалов, с

    которыми работают дети, и в том, что все большее внимание уделяется

    заданиям, требующим понимания закономерностей, которые лежат в основе

    выделения и систематизации сенсорных эталонов, т. е. заданиям, в выполнении

    которых участвуют и восприятие, и мышление. К ним относится, например,

    группировка разных оттенков одного и того же цвета или разновидностей

    фигур, относящихся к одной и той же геометрической форме, расположение

    предметов в определенной последовательности в зависимости от постепенного

    нарастания или убывания величины, светлоты и др.

    Значительно увеличивается в старшем дошкольном возрасте также

    количество и значение заданий, где от детей требуется подробное словесное

    описание предметов и их свойств. Особое значение приобретают также

    комплексные задания, для выполнения которых необходимо учитывать

    одновременно различные свойства предметов (форму, величину, цвет) [33].

    Восприятие старшими дошкольниками предметов, изображенных на

    картинках, улучшается главным образом за счет знаний о правилах их

    построения.

    Изображенный на картинке далекий предмет и теперь еще кажется ребенку

    маленьким, но он уже знает, что далекие предметы принято изображать

    уменьшенными, и поэтому догадывается, что предмет изображен расположенным

    вдали. Однако в этом случае восприятие и мышление работают еще как бы

    изолированно друг от друга: ребенок видит, что предмет маленький, и

    понимает, что он далекий. В результате он (по отношению к незнакомым

    предметам и предметам, не имеющим постоянной величины) решает, что это что-

    то и маленькое, и далекое. Полностью правильное восприятие изображения

    складывается уже в школьном возрасте.

    Воспринимая сюжетные картинки, старшие дошкольники уже могут успешно

    определять, что делают люди, которые на них изображены, догадываются, что

    происходит с ними, если сюжет картинки не выходит за рамки жизненного опыта

    ребенка.

    Совершенствование слухового восприятия речи и музыки у старших

    дошкольников происходит в ходе специальной работы по развитию речи,

    обучению грамоте и музыке. Оно опирается на развивающиеся мыслительные

    действия ребенка, умение анализировать звуковой состав слова, ритм и

    мелодию музыкальных произведений [37].

    1.4 Эмоционально-волевая сфера детей дошкольного возраста

    Эмоции - особые психические состояния, связанные с врожденными

    реакциями человека, его потребностями и мотивами [29].

    Эмоции человека - продукт общественно-исторического развития. Они

    являются субъективной формой выражения потребностей, поэтому предшествуют

    деятельности, побуждая и направляя ее [35].

    Эмоции выражаются в непосредственном переживании удовольствия,

    радости, удовлетворения, неудовольствия, огорчения, страха и т.д. Благодаря

    эмоциям человек регулирует свое поведение и соотносит его с поведением

    других людей, с которыми он вступает в общение. Эмоции имеют и специальную

    функцию - выступают средством общения. Высший продукт развития эмоций

    человека - устойчивые чувства.

    Чувства - устойчивые эмоциональные отношения человека к другим людям,

    общению с ним и, к явлениям действительности (социальным и природным).

    Чувства порождаются объективной действительностью, но при этом они

    субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь

    различное значение [18].

    Чувство может реализовываться в различных эмоциях. Например, чувство

    любви к другому человеку включает эмоции радости, ревности, гнева,

    отчаяния.

    Чувство - будь это любовь или ненависть, восхищение или отвращение -

    всегда направлено на объект. В общении людей чувства определяют характер

    устанавливаемых отношений. По силе и качеству чувств человека мы можем

    судить о том, каков уровень его развития: высокий или примитивный. Чувства

    человека высокого уровня развития всегда пронизаны интеллектом, поскольку

    обязательно включают оценки, ценностные ориентации, объясняющие социальный

    смысл этих чувств.

    Исходя из объекта чувств, представленного в сфере социальных явлений,

    их подразделяют на соответствующие виды: моральные, эстетические,

    интеллектуальные, практические чувства.

    Дети уже в раннем возрасте отмечают свои успехи или неудачи в

    деятельности соответствующими эмоциональными реакциями на них. Большинство

    детей этого возраста просто констатируют достигнутый результат; некоторые

    воспринимают успех или неудачу, соответственно, с положительными и

    отрицательными эмоциями. В этой же возрастной группе наблюдаются первые

    отдельные проявления самооценки, причем в основном лишь после успеха в

    деятельности. Ребенок не просто радуется успеху, но проявляет своеобразное

    чувство гордости, преднамеренно и выразительно демонстрируя свои

    достоинства. Однако даже такие элементарные самооценочные реакции в этом

    возрасте еще крайне редки [41].

    Около 3,5 лет у детей уже можно наблюдать массовые реакции на успех и

    неудачу, очевидным образом связанные с самооценкой. Соответствующие

    результаты деятельности ребенок воспринимает как зависящие от его

    способностей, причем итог собственной деятельности им соотносится с личными

    возможностями и с самооценкой [27].

    Данные, полученные в одном из психологических экспериментов, говорят о

    том, что у трехлетних детей имеется простейшее представление о собственных

    возможностях. Однако разделение их на способности и прилагаемые усилия,

    выяснение причинно-следственных отношений между каждым из этих факторов и

    результатами деятельности для детей данного возраста еще практически

    недоступно.

    В волевом действии для достижения цели приходится часто сталкиваться

    не только с внешними препятствиями, но и с внутренними затруднениями и

    противодействиями, возникающими при принятии и затем исполнении принятого

    решения, существенными волевыми качествами личности являются самоконтроль,

    выдержка, самообладание. В процессе решения они обеспечивают господство

    высших мотивов над низшими, общих принципов над мгновенными импульсами и

    минутными желаниями, в процессе исполнения - необходимое самоограничение,

    пренебрежение усталостью и прочее ради достижения цели. Эти качества воли в

    сильной мере зависят от соотношения между аффектом и интеллектом, влечением

    и сознательным контролем [19].

    Развитие произвольных движений делает возможным первые разумные,

    собственно волевые действия ребенка, направленные на осуществление какого-

    нибудь желания, на достижение цели.

    Уже первое, направленное на определенный объект, осмысленное действие

    ребенка, разрешающего какую-нибудь «задачу», является примитивным «волевым»

    актом [3].

    Но от этого примитивного акта до высших форм волевого избирательного

    действия еще очень далеко. Равно несостоятельно как-то представление, будто

    у ребенка в раннем детстве, в 2-4 года, воля уже созрела, так и то,

    встречающееся в литературе, утверждение, будто воля, как и разум, является

    новообразованием подросткового возраста. В действительности волевые

    действия появляются у ребенка очень рано; совершенно неправильно изображать

    хотя бы трехлетнего ребенка как чисто инстинктивное существо, у которого

    нет и зачатков воли. В действительности развитие воли, начинаясь в раннем

    возрасте, проходит длинный путь. На каждой ступени этого развития воля

    имеет свои качественные особенности.

    Первые желания ребенка вызываются непосредственно на него действующими

    чувственными стимулами, особенно сильно окрашенными эмоционально [11].

    Способность представлений вызывать желания значительно расширяет круг

    побуждений у ребенка и естественно приводит к развитию у него

    избирательного действия. Однако эта избирательность вначале не основывается

    на сознательном выборе того же типа, что у взрослого человека [6].

    Эмоции ребенка непосредственно переходят в действия, так что

    избирательность сначала означает лишь некоторое многообразие мотивов, между

    которыми в силу этого иногда возникает борьба. Много шансов на победу в

    этой борьбе имеют сначала непосредственно действующие чувственные стимулы

    перед более отдаленными, данными лишь в представлении, и особенно

    эмоционально яркие перед более нейтральными. Лишь в ходе дальнейшего

    развития ребенок становится способным действовать не в силу эмоционально

    привлекательных побуждений. Для этого требуется некоторое самообладание.

    Было бы фактически неправильно и практически вредно считать маленьких детей

    вовсе не способными к самообладанию и изображать их, как это иногда

    делалось, обязательно маленькими дикарями, живущими не поддающимися

    обузданию инстинктами и импульсивными влечениями. Дети иногда очень рано -

    уже на 3-м году - обнаруживают самообладание. Оно проявляется в отказе от

    чего-нибудь приятного, а также в более трудной для ребенка решимости

    сделать что-нибудь неприятное. Однако это дается не сразу и не легко.

    Готовность поступить вопреки непосредственному эмоциональному

    побуждению — отказаться от чего-нибудь приятного, сделать что-нибудь

    неприятное - встречается, таким образом, у ребенка иногда очень рано — уже

    на 3-м году. У ребенка она сначала обусловлена, конечно, не отвлеченными

    соображениями, как иногда у взрослых, а послушанием, привычкой, подражанием

    и очень рано пробуждающимся у детей чувством как бы обязанности и в случае

    ее нарушения вины перед взрослыми. Все же и в таком самообладании, которое

    развивается на 4-5-м году, заключено ценное зерно. Его надо культивировать

    [36].

    К началу дошкольного возраста - к 3 годам, а иногда и раньше -

    проявляется, в зависимости от индивидуальных особенностей темперамента, у

    одних более, у других менее выраженное стремление к самостоятельности.

    Вместе с тем примерно к тому же времени ребенку становится уже

    доступно понимание того, что не всегда можно делать то, что хочется.

    Собственному «хочу» противостоит «надо» и «нельзя» взрослых, с которыми

    приходится считаться.

    1.5 Развитие операции классификации у дошкольников

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.