МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Обучаемость как принцип оценки умственного развития дошкольников

    Освоение детьми окружающего мира начинается с познания свойств и

    отношений (признаков) предметов. Освоенность таких свойств и отношений

    объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение и др.

    даёт возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах

    деятельности — игровой, конструктивной, изобразительной, учебной.

    Свойство — это сторона предмета, которая указывает на различие или

    сходство его с другими предметами [25].

    Познание свойств предметов осуществляется в процессе развития у

    ребёнка представлений об эталонах (при активном участии зрительно-

    осязательного, двигательного обследования) и практических действий с

    предметами [4].

    На основе объединения предметов по какому-либо свойству (свойствам)

    создаётся множество. В основе множества лежит определённая общность двух

    или более предметов, между которыми устанавливаются отношения. Установление

    отношений происходит путём выполнения логических операций сравнения,

    классификации, сериации и др. [1]

    На начальном этапе освоение дошкольниками свойств предметов происходит

    через чувственное познание. Для освоения операций классификации и сериации

    необходимо развитие абстрактного мышления. Связующим звеном здесь выступает

    операция сравнения. Сравнение - один из основных логических приёмов

    познания внешнего мира, познания любого предмета. Сравнение даёт

    возможность обнаружить существенные и несущественные свойства, выделить

    сходство и отличие.

    Психологами установлено, что овладение логическими операциями занимает

    существенное место в общем развитии мышления ребёнка. Так Ж. Пиаже считал

    уровень сформированности операций классификации и сериации центральным

    показателем уровня интеллектуального развития ребёнка [30].

    Овладение классификацией способствует пониманию ребёнком того, что

    лежит в основе сходства и различия предметов, развитию умения выделять

    общее значимое свойство.

    Овладевая операцией сериации, ребёнок учится выявлять и упорядочивать

    различия в одном свойстве.

    Первый этап - развитие совершенствование умения классифицировать

    предметы на «абстрактном» дидактическом материале. Детям предлагаются игры

    на классификацию предметов по заданным свойствам: цвету, форме, размеру:

    «Заполни аквариумы», «Садовники», «Бабочки» и т.д. По типу игр с одним,

    двумя, тремя обручами детям предлагается расселить рыбок в аквариумы,

    рассадить цветы на клумбы и т.д. Например, на одной клумбе посадить все

    жёлтые цветы, на другой - все не толстые, на третьей - все маленькие. Или

    на первую полянку должны слетаться все синие бабочки, на вторую - все

    треугольные. Не синие и не треугольные бабочки будут между полянками, а не

    на полянках.

    По мере освоения детьми умения классифицировать по заданным свойствам

    им предлагают более сложные варианты игры - классификацию предметов по

    самостоятельно выделенным свойствам: «Кто в домике живёт?», «Найди

    соседей», «Улицы города» и т. д. В таких играх дети сами определяют

    основание для классификации и свойства, по которым объединяют предметы в те

    или иные блоки. Например, «Я построю город, в котором на одной улице будут,

    стоять все большие дома, на другой — все некрасивые, а на третьей все

    четырёхугольные».

    Усложнение игр состоит в переходе от классификации по двум свойствам к

    классификации по трём свойствам, к выделению закономерностей создания

    группировок [38].

    Например, в игре «Заполни аквариумы» даётся задание запустить в каждый

    из двух (трёх) аквариумов «рыбок» с заданными свойствами. Затем

    предлагается определить, какие «рыбки» попадут в сообщающиеся аквариумы.

    Если ребёнок ошибается - «рыбка уплывает» из аквариума.

    На этом этапе используются игры, в которых блоки с заданными

    свойствами ребёнок отбирает на ощупь, а затем визуально проверяет

    правильность выполнения задания, например, в игре «Чудесный мешочек» детям

    предлагается мешочек с набором блоков и две корзинки. Даётся задание типа

    «Найди и положи в одну корзинку все большие фигуры, в другую все

    треугольные». Ребёнок выбирает фигуры, обладающие заданными свойствами

    величины и формы, на ощупь, затем визуально проверяет правильность

    выполнения задания. Необходимо поощрять подробное словесное описание детьми

    предметов, умение выделять и классифицировать свойства зрительно и

    осязательно.

    В результате первого этапа у детей развивается умение классифицировать

    абстрактный материал по разным свойствам зрительно и при помощи осязания.

    Умения комментировать свои действия.

    Второй этап - совершенствование умения классифицировать предметы на

    «жизненном» дидактическом материале.

    Система проведения игр, их усложнения - те же, что и на первом этапе,

    однако на втором этапе дети классифицируют «жизненный» материал (рыбок,

    бабочек, цветы, дома, машинки и т.д.). Например, в игре «Садовники»

    материал включает набор цветов, отличающихся окраской (синяя, жёлтая,

    красная), формой лепестков (круглая, квадратная, треугольная,

    прямоугольная), размером (большой, маленький), наличием серединки (есть,

    нет). Все варианты сочетания этих свойств определяют количество данного

    материала - всего в наборе должно быть 48 цветков, каждый из которых чем-то

    отличается от других.

    Задание: рассадить цветы на клумбы в соответствии с заданными

    свойствами; определить какие цветы будут расти на пересекающихся клумбах и

    высадить их.

    В результате второго этапа у детей развивается умение классифицировать

    по заданным свойствам (одному, двум, трём) на «жизненном» материале и

    отражать свои действия в речи.

    Третий этап — развитие у детей умений подбирать и изготавливать

    дидактический материал, подлежащий классификации. На этом этапе

    предлагается придумывать содержание дидактического материала и

    самостоятельно подбирать основания для классификации.

    Глава II. Исследование обучаемости детей старшей группы

    Констатирующий эксперимент

    2.1 Изучение индивидуальных показателей обучаемости

    Цель эксперимента: выявление способности дошкольников выполнять

    операцию классификации.

    Задачи:

    1. Проведение методики для выявления уровня сформированности операции

    классификации у дошкольников;

    2. Обработка полученных результатов.

    Поскольку в дошкольном возрасте доминирует наглядно-образное мышление,

    то и обследование необходимо производить в наглядной, действенной форме - в

    форме работы с картинками. При изучении классификационных умений должны

    использоваться следующие правила:

    1. Работа с каждым ребенком индивидуально;

    2. Предварительное установление контакта с ребенком;

    3. Четкая инструкция без обучающих моментов для выявления наличного

    уровня умений;

    4. Не давать оценок;

    5. Объекты на картинках должны быть знакомы ребенку;

    6. Набор картинок для диагностики должен быть постоянным. При

    формировании операции классификации необходимо использовать другой набор

    картинок;

    7. При отвлечении ребенка нужно повторить инструкцию;

    8. Сложность заданий увеличивается от младшей к подготовительной

    группе, так как растут и возможности дошкольников;

    Диагностика предполагает определение умения дошкольника составлять

    классификацию по заданному признаку, самостоятельно выделять объект и

    признак, на основе которых будет происходить классификация, умение находить

    общий признак у группы совершенно разных объектов.

    Методика диагностирования операции классификации, как способа развития

    мышления, в настоящее время находится на стадии апробации и уточнения.

    Необходимо отметить, что при диагностике важно определять уровень умений

    классифицировать, а не уровень знаний ребенка. Поэтому диагностика

    осуществляется на знакомом ребенку материале. Важно, чтобы ребенок умел

    выделять объект, обследовать его и находить нужный признак, на основе

    которого можно составить классификацию.

    Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ №27 города

    Ельца в старшей группе. В эксперименте участвовали 10 детей: Маша Ж., Лена

    У., Юля О., Лолита Г., Кирилл П., Данил Б., Никита Д., Сергей З., Денис Д.,

    Артем М.

    С целью выявления индивидуальных показателей обучаемости детей старшей

    группы ДОУ №27 нами был проведен констатирующий эксперимент.

    В данном случае использовался принцип создания детского варианта

    классификации (предложенный А.М. Шуберт и А.Я. Ивановой) [13], включающий

    различные по сложности обобщения и предполагающий дозированное оказание

    помощи.

    Суть задания заключается в том, чтобы распределить все карточки на

    группы и каждой группе дать обобщенные названия: люди, животные, вещи,

    растения.

    Техника проведения:

    Для работы необходимы следующие карточки из стандартного набора

    предметной классификации; 1-море, 2-свинья, 3-платье, 4-ландыш, 5-лиса, 6-

    куртка, 7-мак, 8-уборщица, 9-голубь, 10-яблоко, 11-книги, 12-бабочка, 13-

    ребенок, 14-дерево, 15-кастрюля.

    Номера карточек соответствуют порядку их предъявления. Работа условно

    разделена на этапы.

    I этап. Перед ребенком на столе раскладываются первые четыре карточки.

    Затем следует инструкция: «Вот перед тобой лежат четыре картинки

    (называется каждая). Сейчас я буду давать тебе другие картинки, а ты будешь

    мне говорить, куда их класть, к какой из этих картинок, которые лежат на

    столе, они подходят. Бот лиса. Куда ее нужно положить? К этой? Или к этой?

    а) Если ребенок объединяет предметы по конкретно-ситуационному или

    случайному признаку, то ему дается «обучающий урок»: взрослый сам

    укладывает карточку, объясняет, почему он туда ее положил, и дает название

    собранной группе («животные»), в последующем требуя обобщенные названия

    других групп.

    б) Если ребенок собирает группу правильно, но в объяснении опирается

    на несущественные признаки или не может дать название группы, то психолог

    дает верное объяснение или название.

    в) Если при предъявлении следующей карточки (куртка) ребенок опять

    кладет ее не туда, куда следует, целесообразна следующая помощь -

    уточняющий вопрос: «Может быть, лучше положить ее в другое место? Подумай,

    куда лучше ее положить?

    Если этот прием не помогает, то: «Посмотри, мы положили вместе свинью

    и лису. Почему мы так сделали? Потому что они животные! А это что?

    (показывая на куртку и платье)».

    В последующем можно обращаться к любой правильно собранной группе. Все

    виды помощи, перечисленные выше, необходимо строго дозировать,

    дифференцировать и четко фиксировать в протоколе.

    II этап. Предъявляется карточка — «яблоко». Ребенка предупреждают, что

    названия уже собранных групп могут меняться из-за новых картинок. Поскольку

    методика построена по типу констатирующего эксперимента, помимо

    дозированной помощи, в ее структуру специально введена сложная группа,

    состоящая из разнородных предметов и в большинстве случаев собираемая

    психологом. Цель - проверка усвоения ребенком более общего понятия и

    применение его на практике. Ребенку предъявляется картинка с книгами,

    которая должна быть сгруппированной вместе с прежде собранной группой

    «одежда» и названа «вещи». Психолог вмешивается в работу ребенка в

    указанном выше порядке (уточнение, организующая помощь, полный обучающий

    урок).

    III этап. Начинается с последних 4 картинок (с 12-й по 15-го). На этом

    этапе допустима лишь «уточняющая» помощь (то есть уточнение словесных

    формулировок), так как именно здесь и выявляются окончательные показатели

    обучаемости ребенка на материале данной методики. Помощь детям

    ограничивается в основном подсказками в назывании собранных групп, легкой

    коррекцией ситуативных связей (см. приложение №1).

    По результатам проведения методики оцениваются индивидуальные

    показатели обучаемости детей:

    . высокий уровень – на выполнение методики было затрачено не более 5 минут,

    ребенок самостоятельно классифицировал группы;

    . средний уровень – на выполнение методики было затрачено 5-8 минут,

    ребенок выполнял методику с незначительной помощью психолога;

    . низкий уровень – на выполнение методики было затрачено 8-10 и более

    минут, ребенок выполнял методику с помощью психолога, затруднялся в

    названии групп предметов и вещей;

    Таблица №1

    | | |Уровень | |

    |Дошкольник |Низкий |Средний |Высокий |

    |Маша Ж. |Х | | |

    |Лена У. | |Х | |

    |Юля О. |Х | | |

    |Лолита Г. | |Х | |

    |Кирилл П. | |Х | |

    |Данил Б. | | |Х |

    |Никита Д. |Х | | |

    |Сергей З. | | |Х |

    |Денис Д. |Х | | |

    |Артем М. |Х | | |

    Как видно из данных таблицы №1 только у двух дошкольников высокий

    уровень овладения операцией классификации (Данил Б., Сергей З.), а низкий

    уровень сформированности был выявлен у пяти дошкольников (Маша Ж., Юля О.,

    Никита Д., Денис Д., Артем М.).

    Итак, по результатам проведенной методики можно составить таблицу:

    Таблица №2

    |Уровень |Количество результатов |Соотношение, % |

    |Высокий |2 |20 |

    |Средний |3 |30 |

    |Низкий |5 |50 |

    Исходя из данных таблиц №1 и 2 мы можем сделать вывод, что у 50%

    детей, участвовавших в проведенном нами констатирующем эксперименте уровень

    овладения операцией классификации низкий и нуждается в коррекции, что было

    осуществлено на втором этапе эксперимента.

    Формирующий эксперимент

    2.2 Обучение дошкольников классификации геометрических фигур

    Цель: обучение детей операции классификации.

    Задачи:

    1. Проведение методики «Классификация геометрических фигур»;

    2. Обработка полученных данных.

    При формировании классификационных умений необходимо опираться на

    теорию поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина [9].

    Согласно этой теории основной единицей мышления являются умственные

    действия, осуществляемые в трех последовательно развивающихся формах:

    . практической,

    . речевой,

    . умственной.

    Зная эти формы можно выделить этапы формирования любого умственного

    действия, в том числе и операции классификации:

    . возникновение ориентационной основы действия;

    . осуществление действия в практической форме;

    . осуществление действия в плане громкой речи;

    . свертывание громкоречевого действия;

    . действие автоматизируется и осуществляется во внутреннем плане.

    В играх и упражнениях, способствующих развитию операции классификации,

    мы использовали вышеуказанную последовательность.

    Для проведения обучающего эксперимента нами была использована методика

    «Классификация геометрических фигур» [8]. В эксперименте участвовали все

    дети.

    Описание методики «Классификация геометрических фигур»

    Методика представляет собой два набора по 24 карточки в каждом с

    изображением геометрических фигур, различающихся по цвету, форме и

    величине. К первому набору (для основного задания) прилагается доска-

    таблица с изображением всех фигур.

    Это картон размером 40х40 см с наклеенными на него фигурками и

    отдельные 24 карточки размером 5x4 см. Диаметр большого круга 45 мм, малого

    30 мм, сторона большого квадрата 42 мм, малого 28 мм, сторона большого

    треугольника 42 мм, малого 28 мм, сторона большого ромба 42 мм, малого 25

    мм.

    В основном наборе представлены три цвета - белый, желтый, зеленый;

    четыре формы - квадрат, круг, треугольник, ромб; два размера - большой и

    маленький.

    Дополнительный набор (для аналогичного задания) состоит также из 24

    карточек размером 5x4 см. Здесь представлены три формы - ромб, круг и

    пятиугольник по четыре цвета - красный, желтый, зеленый и синий; два

    размера - большой и малый.

    Для проведения эксперимента необходим секундомер. Протокол оформляется

    по схеме (см. приложение №2).

    Выполнение основного задания заключается в последовательном вычленении

    ребенком каждого из трех признаков карточек и группировке последних на

    основании найденного признака. «Уроки-подсказки» имеют общую схему для всех

    трех задач.

    Первый «урок-подсказка» указывает на различие каких-либо двух

    конкретных карточек по одному признаку (в соответствии с той задачей, для

    которой проводится обучение). Второй «урок-подсказка» показывает сходство

    одной из первых двух карточек с третьей по этому же признаку. И третий

    «урок-подсказка» содержит объяснение принципа группировки: экспериментатор

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.