МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Обзор статей журнала Вопросы психологии по психодиагностике

    Обзор статей журнала Вопросы психологии по психодиагностике

    ПЛАН:

    стр.

    1. Природа межиндивидуальных различий темповых

    характеристик у детей 7-8 лет

    2

    2. Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина 3

    3. Прогнозирование поведения человека как задача

    экспертной психодиагностической системы

    5

    4. Методика экспресс-диагностики способностей

    детей 6-7 лет 7

    5. К построению теории измеренной индивидуальности

    в психодиагностике

    9

    6. Диагностика “личностных факторов” принятия решений 10

    7. Список литературы

    11

    В данной контрольной работе представлен обзор статей по

    психодиагностике, которые были опубликованы в журналах “Вопросы психологии”

    за 1994 год.

    №1. Мешкова Т.А.

    “Природа межиндивидуальных различий темповых характеристик у детей 7-8

    лет”.

    В статье представлены результаты исследования различий индивидуального

    темпа(удобного и максимального темпа работы) на узком возрастном

    контингенте близнецов. В эксперименте участвовали монозиготные (35 пар-МЗ)

    и дизиготные (29 пар-ДЗ) 7-8 лет и одиночнорожденные того же возраста (29

    чел.) - все первоклассники, все правши.

    Для измерения моторного темпа использовалось несколько методик: простые

    автоматизмы -

    1. “Темпинг-1” (Т-1) - постукивание карандашом по столу 10 с. Фиксируется

    количество ударов.

    2. “Темпинг-2” (Т-2) - нажимание клавиши микрокалькулятора большим пальцем

    10 с. Фиксируется число нажатий.

    3. “Скалка” (Скл) - катание круглого карандаша ладонью по столу взад и

    вперед 10 с. Фиксируется число парных движений.

    методики, требующие развитие тонкой моторики пальцев руки и

    зрительно-двигательной координации.

    4. “Стержни” (Стр) - вставить 16 стержней в гнезда (игра “Сою” фиксируется

    время выполнения.

    5. “Нанизывание” (Низ). На вставленные стержни (4) надеть 32 круглые шарики

    (игра “Реверси”). Фиксируется время.

    6. “Фишки” (Фш) - перевернуть 32 круглые фишки. Фиксируется время.

    7. “Письмо” (Мсм) - пишется ряд диагностических палочек на клетчатой бумаге

    в течение 20 с. Фиксируется количество написанных палочек.

    8. “Артикуляция (Арт) - порядковый счет в слух от 1 до 50. Фиксируется

    время.

    В дальнейшем все показатели моторного темпа выражались в единообразных

    единицах - количестве однотипных движений или действий в минуту.

    Эксперимент строился так, что вначале предлагалось все задание

    выполнить в удобном темпе, приятном для ребенка. Чтобы избежать

    ориентировки на включение секундомера, время фиксировалось незаметно. После

    давалось задание выполнить то же самое в максимально возможном темпе при

    включенном секундомере.

    методики, на измерение сенсорного темпа:

    9. “Метроном” - измеряется предпочитаемый ритм звуковых щелчков метронома

    (частота ударов от 40 до 220/ мин). Методика была заимствована из работы

    Фришайзен-Келлер.

    Сравнение группы по средним величинам показало, что значимые различия

    здесь отсутствуют. Таким образом, по параметрам темпа близнецы не

    отличаются от одиночнорожденных, а группа МЗ не отличается от группы ДЗ.

    На группе детей 7-8 лет не удалось подтвердить данные Фришайзен-

    Келлер о значительном влиянии генотипа на удобный темп темпинга. Отчетливые

    наследственные влияния обнаружены только для максимального темпа движений.

    Такое расхождение в результатах скорее всего связано с разницей в

    возрастном составе испытуемых. В настоящее время известно, что генотип -

    средовые отношения могут значительно отличаться в зависи-мости от возраста,

    а в работе Фришайзен-Келлер возрастной контингент близнецов очень широк.

    По данным корреляционного анализа, показатели удобного и

    максимального темпа выполнения простых двигательных автоматизмов

    практически не связаны друг с другом.

    В основе удобного и максимального темпа выполнения бо-лее сложных

    движений, требующих развития тонкой моторики и зрительно-двигательной

    координации, видимо, лежит единый фактор, связанный с уровнем общего

    двигательного развития.

    №2. Ануфриев А.Ф.

    “Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина”

    В данной статье обсуждается два направления: 1) теоре-тико-

    методологический анализ диагностики как специфического вида познания; 2)

    выявление характеристик психодигностики как практический деятельности и

    научной дисциплины.

    Диагностика в современной методолгической литературе понимается как

    особый вид познавательного процесса, как особая деятельность распознавания

    в отличие от научного познания, с одной стороны, и от узнавания - с другой.

    Практически все исследователи единодушны в том, что распознавание

    состояния единичного объекта осуществляется на основе знания об общем. В

    этом смысле диагностика является особым промежуточным звеном познания,

    стоящим между научным знанием общей сущности и опознаванием единичного,

    конкретного явления, т.е. когда, зная общее о соответствующем классе

    предметов, мы в то же время не знаем данного предмета своего исследования.

    Диагностика - это научно-практическая деятельность распознавания

    состояния единичного объекта с точки зрения его соответствия норме. Она

    осуществляется на основе подведения данного объекта под известный науке

    класс, имеет целью прогноз, возвращение или поддержание системы в состоянии

    нормального функционирования.

    Диагностика как наука стремится к строгому описанию закономерностей

    диагностической деятельности во всех случаях врачебной практики. Опираясь

    на методы научного познания, она строится лишь на точно установленных

    фактах, исходит из логического следования диагноза из них.

    С другой стороны диагностика является и искусством, доступным не

    каждому практику, и что в основе его диагностической деятельности лежит

    интуиция.

    Подавляющая часть исследователей и практических работ-ников, исходит

    из того, что она является одновременно и наукой и искусством.

    В диагностике как научной дисциплине в большинстве ра-бот

    применительно к системам “человек-человек” принято выделять четыре основных

    неразрывно связанных друг с другом раздела - семиотический, технический,

    логический и деонто-логический.

    Семиотический - содержит описание признаков, характе-ризующих

    нормальное состояние или отклонение от него, т.е. описание различных видов

    симптомов, признаков болезней. В техническом дается характеристика методов

    (методик) и средств обследования объекта диагностики. В логическом разделе

    характеризуется диагностическое мышление, т.е. возникающий при появлении

    отклонений от нормы специфический процесс распознавания по внешним

    признакам (симптомам) внутренних состояний объекта диагностики. В

    деонтологическом - принципы общения с больным и врачебная практика.

    Психодиагностика как деятельность есть процесс распо-знавания

    актуального состояния психологических особенностей отдельного человека или

    группы людей как причин параметров деятельности или конфликта с точки

    зрения соответствия норме. Процесс распознавания осуществляется на основе

    из-вестной диагносту системы понятий как поведение отдельного обследуемого

    (человека или группы) под общий тип в целях прогнозирования психологических

    особенностей, реализации коррекционного или профилактического воздействия

    на них для обеспечения требуемых параметров деятельности или устранения

    конфликта.

    Структуру психодиагностики как научной дисциплины об-разует

    совокупность четырех взаимосвязанных теорий: объекта обследования,

    разработки психодиагностических методик, взаимодействия диагноста с

    обследуемым, постановки психологического диагноза.

    №3. Трофимова И.Н.

    “Прогнозирование поведения человека как задача экспертной

    психодиагностической системы”.

    Настоящая статья посвящена необходимости и проблемам разработки

    экспертной системы в области психодиагностики и прогнозирования поведения

    человека.

    В настоящее время создано большое количество разно-образных

    диагностических инструментов, способных зарегистри-ровать фактически любое

    описанное заказчиком свойство чело-века, однако даже получив результаты

    диагностики относи-тельно интересующих его свойств, как диагност, так и

    заказ-чик зачастую плохо представляют себе, какого поведения сле-дует

    ожидать от обследуемого, в чем проявляется или не про-является эти его

    свойства. Постановка большинства практи-ческих задач предполагает “на

    выходе” не просто описательную характеристику особенностей обследуемых

    “здесь и теперь”, но и прогноз поведения этих людей в различных ситуациях,

    желательно на длительный срок.

    Развитие психодиагностики стало набирать темпы в свое время в

    результате создания критериально-ориентированных тестов, регистрирующих

    наличный уровень развития каких-то навыков и знаний для определения

    готовности человека к вы-полнению деятельности, которой он будет заниматься

    непосред-ственно после диагностики (при массовом наборе в армию, поз-же -

    при приеме на работу, на учебу). Подобная “аттеста-ционная” диагностика так

    же необходима на практике, как и долгосрочная у многих фирм нет времени на

    ожидание “вхож-дения” кандидата в должность и возможности фактического

    финансирования его обучения на рабочем месте в период аттестации.

    Основное внимание уделяется анализу поведения, резуль-татов,

    полученных в момент испытаний, и очень слабо исполь-зуется информация о

    прошлом опыте человека: биографический метод, анализ документов, продуктов

    деятельности обсле-дуемого. Это увлечение только наличным состоянием

    человека не случайно: оно связанно с неспособностью психологов использовать

    получаемую информацию, с трудностями ее формализации, интерпретации и

    сравнительного анализа.

    Основное значение квалификации диагноста проявляется как раз на этапе

    интерпретации результатов и составления заключения и рекомендации.

    Соответственно, на этом этапе важна как психологическая компетентность, так

    и глубина теоретического анализа результатов, что по определению будет

    различаться и различается у разных специалистов.

    Опыт разработки экспертной системы показывает, что процесс создания

    системы можно разделить на пять стадий:

    1. Идентификация проблемы - на этой стадии уточняется задача, определяются

    источники знаний (книги, информация, полученная от экспертов, методики).

    Данная статья является одним из итогов этого этапа.

    2. Концептуализация - на этой стадии формируется структура полученных

    знаний, т.е. определяются список основных понятий и их атрибутов; отношения

    между понятиями, структура инфор-мации на входе и выходе, стратегии

    логических рассуждений, ограничения на стратегии принятия решений и т.д.

    Задача ста-дии концептуализации - разработка неформального описания знаний

    о предметной области в виде “карт знаний, графов, таблиц, диаграмм, которые

    отражают основные концепции и взаимосвязи между понятиями и предметной

    области.

    3. Формализация - строится формализованное представление концепций

    предметной области на основе выбранного языка представления и обработки

    знаний; обычно на этом этапе используются формализмы, реализованные в

    выбранном инструментальном средстве - логические методы (исчисление

    предикатов 1-го порядка), продукционные модели (с прямым, обратным и

    смешанным методами вывода), семантические сети, фреймы, объективно-

    ориентированные языки, основанные на иерархии классов объектов и др.

    4. Реализация - для построения экспертной подготовленной и

    формализированной базы знаний: необходимо наличие также специального

    продукта, инструментального средства - оболочки экспертной системы. Задача

    этой стадии - разработка программного комплекса в среде выбранного

    инструментального средства.

    5. Тестирование - оценивается и проверяется работа созданной экспертной

    системы с целью приведения в соответствие с реальными запросами

    пользователей; система анализируется на удобство и адекватность интерфейсов

    ввода-вывода, эффек-тивность реализованной стратегии управления решением

    задачи, корректность базы знаний - ее полноту и непротиворечивость; главная

    задача стадии - выявление ошибок, сделанных на предыдущих стадиях.

    №4. Щебланова Е.И., Аверина И.С., Задорина Е.Н.

    “Методика экспресс-диагностики способностей детей 6-7 лет”.

    В статье обсуждается проблема диагностики уровня ин-теллектуального

    развития детей. Отмечается, что, к сожа-лению, решение этой проблемы часто

    бывает произвольным, без какого-либо психолого-педагогического обоснования.

    Для ориентировочного суждения об интеллекте детей необходимо иметь

    методику, которая позволила бы соблюсти ряд обязательных для диагностики

    интеллекта условий:

    1. Стандартизация условий испытаний, что позволит избежать субъективности в

    подборе заданий и обеспечить всем детям равные возможности.

    2. Оценка разных сторон интеллекта, что уменьшит влияние его

    “натасканности”.

    3. Надежность и валидность методики при сравнительной простоте применения и

    небольших затратах времени.

    Цель работы авторов состояла в разработке и апробации методики

    экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) детей 6-7 лет,

    поступающих в 1 класс школы. Разработка указанной методики осуществлялась

    на основе известных зарубежных тестов познавательных способностей - KFT 1-3

    K. Хеллера с сотрудниками.

    Показателями сложности заданий служило количество правильных ответов

    на них, полученных при апробации KFT и МЭДИС в группах испытуемых не менее

    100 человек. МЭДИС была разработана в двух эквивалентных по сложности и

    содержанию формах А и Б.

    Каждая форма МЭДИС состоит из 4 субтестов по 5 заданий возрастающей

    сложности. Перед выполнением каждого субтеста проводится тренировочное

    выполнение выполнение двух заданий, аналогичных тестовым.

    Задания МЭДИС, как и в зарубежной тестах, представлены в виде

    рисунков, что позволяет тестировать детей независимо от их умения читать.

    1 субтест направлен на выявление общей осведомленности учащихся, из

    словарного запаса. Среди 5-6 изображений предметов требуется отметить

    названный экспериментатором (“ботинок” Ю “статуя”).

    2 субтест дает возможность оценить понимание ребенком количественных

    и качественных соотношений между предметами и явлениями: больше-меньше,

    выше-ниже, старше-моложе и.т.д. В первых заданиях соотношения однозначны, в

    последних - надо выбрать предмет больше другого, но меньше третьего.

    3 субтест выявляет уровень логического мышления, ана-литико-

    синтетической деятельности ребенка. Причем в заданиях на исключение лишнего

    используются как изображения конкрет-ных предметов, так и фигуры с

    различным количеством элементов.

    4 субтест направлен на диагностику математических спо-собностей. В

    него включены математические задания на сообра-зительность, в которых

    использован различный материал: ариф-метические задачи, задачи на

    пространственное мышление, на определение закономерностей и т.д. Для

    выполнения ребенок должен уметь считать до 10 и производить сложение и вычи-

    тание.

    МЭДИС может использоваться индивидуально и в группах по 5-10 человек.

    Следует учесть, что обстановка группового тестирования может оказаться

    крайне неблагоприятной для некоторых детей: с повышенной тревожностью,

    растерявшихся от новой обстановки и т.д. В таких случаях рекомендуется

    повторить тестирование с помощью другой формы теста или заполнить его

    индивидуальным психолого-педагогическим обследованием. При планировании

    тестирования важно учитывать не только время, которое необходимо для

    выполнения заданий, но и время для раздачи и объяснения материала. Общее

    время выполнения теста составляет 20-30 минут.

    Результаты тестирования должны рассматриваться в комплексе с другими

    показателями: данными собеседования с ребенком, сведениями от родителей,

    показателями интересов ребенка и т.д.

    Дети, получившие более высокие баллы по МЭДИС, демонстрировали более

    высокий уровень обобщения понятий, более развитую речь, большую

    осведомленность и т.д. Однако уровень творческого мышления, как и следовало

    ожидать, был в меньшей степени связан с уровнем интеллектуального развития.

    Поэтому при использовании МЭДИС рекомендуется отбирать детей не только с

    высокими, но и со средними для данного возраста показателями и обязательно

    дополнять тестирование собеседованием с ребенком.

    №5. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю.

    “К построению теории измеренной индивидуальности в психодиагностике.”

    Авторы статьи оценивают ситуацию, сложившуюся сегодня в

    психодиагностике, как кризисную. Методическое обеспечение

    психодиагностических исследование продолжает существенно опережать их

    практический уровень. Происходит это в условиях полного отсутствия

    нормативно-правовой основы деятельности, а следовательно, профессионально-

    этического контроля за этим процессом.

    Психодиагностический метод позволяет выделить специ-фические мотивы,

    определяющие активность субъекта, особую стратегию его поведения, специфику

    ситуации - как социальную (взаимодействие психолога и обследуемого), так и

    стимульную (например, с разной степенью структурированности) и т.д.

    Психодигностический метод, кроме того включает и специфический

    измерительный инструментарий, обладающий собственными характеристиками,

    заданной теорией измерения психических явлений (психометрией).

    Необходимо отделить создание и развитие проективных техник

    диагностики личности от попыток интерпретации получаемых данных с различных

    теоретических позиций. Следует исходить из того факта, что разные средства

    познания с неизбежностью приводят к различным описаниям одного и того же

    объекта Ю к формированию относительно независимых предметов познания.

    Теория измеренной индивидуальности занимает промежу-точное положение

    между глобальными психологическими теориями (психоанализ, теория

    деятельности и пр.) и рабочими “микротеориями”. Тем самым теория измеренной

    индиви-дуальности заполняет определенный теоретический вакуум в системе

    психологического познания.

    №6. Корнилова Т.В.

    “Диагностика “личностных факторов” принятия решений”

    Целью данной статьи является представление результатов разработки

    методики, направленной на диагностику “готовности к риску” и

    “рациональности” как личностных регуляторов принятия решений. Методика

    оформлена в разных процедурных видах под общим названием ЛФР - личностные

    факторы решений.

    Диагностика факторов личностной и ситуационной тревож-ности

    осуществлялась с помощью методики Спилберга. Как и предполагалось, факторы

    личностной тревожности и нерешительности оказались значительно связаны.

    Высоким показателем “готовности к риску” соответствуют такие

    личностные черты, как склонность к авантюре, социальная смелость,

    решительность, тяга к сильным ощущениям (высокая сила Супер-эго);

    одновременно совестливость, упорство, чувство ответственности,

    моралистичность, волевой самоконтроль, высокая интеграция чувства Я; при

    этом отсутствуют сензитивность (в противовес реалистичности и жесткости

    мышления); открытость и легкость в общении, эмоциональная устойчивость и

    неуступчивость; активность; беспечность и воодушевленность.

    Высоким показателем “рациональности” - соответствует высокий уровень

    интеллекта, подозрительность, развитое воображение, проницательность,

    расчетливость (хитрость, искушенность), озабоченность, склонность к чувству

    вины; радикализм (свобода мысли), самодостаточность (ориентировка на

    собственные решения).

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Мешкова Т.А. “Природа межиндивидуальных различий темповых характеристик

    у детей 7-8 лет” / “Вопросы психологии”, 1994, №1.

    2. Ануфриев А.Ф. “Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина” /

    “Вопросы психологии”, 1994, №2.

    3. Трофимова И.Н. “Прогнозирование поведения человека как задача экспертной

    психодиагностической системы” / “Вопросы психологии”, 1994, №3.

    4. Щебланова Е.И., Аверина И.С., Задорина Е.Н. “Методика экспресс-

    диагностики способностей детей 6-7 лет” / “Вопросы психологии”, 1994, №4.

    5. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. “К построению теории измеренной

    индивидуальности в психодиагностике” / “Вопросы психологии”, 1994, №5.

    6. Корнилова Т.В. “Диагностика “личностных факторов” принятия решений” /

    “Вопросы психологии”, 1994, №6.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.