МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Одаренные дети, особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними

    Одаренные дети, особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними

    ЖЕНСКИЙ ИНСТИТУТ «ЭНВИЛА»

    Психологический факультет

    Специальность: психология

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ, особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними

    Студентки

    2 курса, 201 группы

    Зеленкевич Ольги Викторовны

    Научный руководитель

    Шершнева Т.В.

    МИНСК, 2003

    ОГЛАВЛЕНИЕ:

    Введение

    Глава 1: Умственная одаренность ее психологические проявления.

    1.1. Понятие и определение одаренности у детей

    1.2. Виды одаренности

    1.3. Сложности психического развития одаренных детей.

    Глава 2: Методы диагностики умственной одаренности

    2.1. Тестовые методы

    2.2. Неформализованные методы

    Глава 3: Воспитание и обучение одаренных детей

    3.1. Обучение одаренных детей

    3.2. Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми

    Заключение

    Список использованных источников

    ВВЕДЕНИЕ

    Проблема одаренности в настоящее время становится все более

    актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в

    неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей

    среды требует не только высокую активность человека, но и его умения,

    способности нестандартного поведения.

    Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей

    составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

    Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом

    внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети

    наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они

    более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

    В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так

    или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море

    психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных

    детей в наше время.

    Цель исследования: изучить проявления одаренности у детей и

    рассмотреть особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними.

    Задачи:

    — раскрыть в полном объеме понятие одаренности

    — показать сложности психического развития одаренных детей

    — рассмотреть методы диагностики одаренности

    — рассмотреть особенности воспитания о обучения одаренных детей

    Объект исследования: одаренность

    Предмет исследования: особенности учебно-воспитательного

    взаимодействия с одаренными детьми.

    Гипотеза: Проблема одаренности как комплексная проблема, состоящая из

    проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.

    Глава 1: Умственная одаренность ее психологические проявления

    1.1. Понятие и определение одаренности у детей

    ОДАРЕННОСТЬ - значительное по сравнению с возрастными нормами

    опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных

    способностей (музыкальных, художественных и др.). [1, c. 78]

    Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе

    обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной

    содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка

    связаны чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в

    виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие

    происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в

    становление интеллекта. [2, c. 14]

    Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и

    состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное,

    относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка

    высокая умственная активность, особая готовность к напряжению — это

    внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно

    устойчивой особенностью и на последующих возрастных этапах. Творческие

    устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли также могут быть

    отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат

    дальнейшее развитие. При этом ранние проявления одаренности еще не

    предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть

    ход дальнейшего становления одаренности. [2, c. 24]

    Предметом острых дискуссий остается вопрос о природе и предпосылках

    одаренности. Современные исследования в этой области направлены на то,

    чтобы с помощью электрофизиологических, психогенетических и других методов

    раскрыть соотношение биологического и социального в природе одаренности.

    [1, c. 78]

    Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то

    одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех

    прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий

    спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных

    детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. [3.

    c, 24]

    Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и

    исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали,

    что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга.

    [2, c. 79]

    Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, одаренные

    дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато

    негативными реакциями невротического характера. Одаренных детей в раннем

    возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и

    делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением

    альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача

    нейронной информации, их внутримозговая система является более

    разветвленной, с большим числом нервных связей. Одаренные дети обычно

    обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и

    абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и

    категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными

    знаниями. [3. c, 27]

    Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их

    большой словарный запас, сопровождающийся сложными

    синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие

    одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают

    слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и

    воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных

    способностей.

    Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на

    чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им

    интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда

    приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также

    берутся за слишком сложные задачи. У них также есть расположенность к

    четким схемам и классификациям. Например, они могут быть захвачены

    составлением каких-нибудь таблиц исторических фактов, дат, выписыванием в

    разной последовательности привлекших их внимание сведений. [2, c.13]

    Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного

    постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении

    свой возраст. Одаренность ребенка — это достаточно устойчивые особенности

    именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом

    интеллекта.

    1.2. Виды одаренности

    Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам

    одаренности.

    К выделенным видам одаренности относятся следующее.

    Художественная одаренность.

    Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных

    школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области

    художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке,

    живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем

    состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались

    эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям,

    достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей

    для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по

    школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников. [1. c.

    92]

    Общая интеллектуальная и академическая одаренность.

    Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро

    овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют

    информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им

    преуспевать во многих областях знаний.

    Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая

    проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является

    более частой и избирательной. [1, c.93]

    Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте

    продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и

    иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые

    воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в

    относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье.

    Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково

    хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не

    пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.

    Творческая одаренность.

    Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого

    вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты

    полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех

    видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от

    творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть

    лишь один вид одаренности — творческая: если нет творчества, бессмысленно

    говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность

    существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида.

    Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью

    продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью

    блестяще исполнять, использовать то, что уже создано. [1, c. 93]

    Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой

    направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые

    их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и

    окружающих людях:

    . Отсутствие внимания условностям и авторитетам;

    . Большая независимость в суждениях;

    . Тонкое чувство юмора;

    . Отсутствие внимания к порядку и организации работы;

    . Яркий темперамент;

    Социальная одаренность.

    Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная

    способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими

    людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как

    социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения,

    организаторские умения и т.д. [2, c. 95]

    Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в

    нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить,

    сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом,

    психологом, социальным работником. Таим образом, понятие социальной

    одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью

    установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности

    позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую

    можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности.

    Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно,

    тем не менее, выделить общее черты:

    . Интеллект выше среднего;

    . Умение принимать решение;

    . Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием

    будущего, с временными ограничениями;

    . Ощущение цели, направления движения;

    . Гибкость; приспосабливаемость;

    . Чувство ответственности;

    . Уверенность в себе и знание себя;

    . Настойчивость;

    . Энтузиазм;

    . Умение ясно выражать мысли;

    Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают

    специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от

    индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка. [2, c. 101]

    1.3. Сложности психического развития одаренных детей.

    Положение о гармоничном психическом развитии одаренных детей

    неоднократно подвергалось пересмотру на протяжении всей истории психолого-

    педагогического изучения феномена детской одаренности.

    Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии

    различных сторон психики одаренного человека является относительной

    редкостью. [3, c. 203] Чаще можно столкнуться с неравномерностью,

    односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на

    протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у

    него ряд психологических проблем. По мнению Ж.Ш. Терасье, одаренные дети и

    подростки часто страдают от так называемой диссинхронии в темпах развития

    интеллектуальной, аффективной и моторной сферы; под «диссинхронией»

    понимается эффект ускоренного развития одного из психических процессов в

    сочетании с обычным (соответствующим возрасту) или даже замедленным

    развитием другого [3, c. 206]

    Для Ж.Ш. Терасье диссинхрония психического развития - явление

    целостное. При этом он предлагает дифференцировать два основных связанных с

    диссинхронией аспекта: 1) интернальный, т.е. связанный с гетерогенностью

    темпов развития различных психических процессов (интеллектуально-

    психомоторная или интеллектуально-аффективная диссинхрония), а также с

    неравномерностью в развитии отдельного психического процесса (например, в

    интеллектуальном развитии часто наблюдается диссинхрония между процессом

    овладения языковыми средствами и способностью к рассуждению), и 2)

    экстернальный - отражающий особенности взаимодействия одаренного ребенка

    либо подростка с его социальным окружением (учителями, родителями и

    родственниками, другими детьми). [3, c. 205] Предполагается, что

    диссинхрония может выступать в качестве причины неадаптивного поведения

    одаренного ребенка или подростка в его взаимоотношениях со средой.

    Особенности обучения могут, как усиливать, так и ослаблять диссинхронию.

    Распространенный вид диссинхронии связан с различием темпов развития

    интеллектуальных и коммуникативных процессов. Известно, что высокий уровень

    интеллектуального развития не только не гарантирует ребенку, да и взрослому

    успешность в общении с другими людьми, но нередко сочетается с большими

    затруднениями в установлении контакта и осуществлении коммуникации, а

    именно в этом и проявляется феномен интеллектуально-социальной

    диссинхронии. [4, c. 75]

    Хотя одаренные дети и подростки с трудностями в общении нередко

    успешно взаимодействуют с партнерами посредством Интернета, следует

    отдавать себе отчет, что при этом процессы общения претерпевают

    существенные изменения по сравнению с традиционными формами

    общения. [4, c. 79]

    Во-первых, меняется содержание ряда коммуникативных целей, и исключаются

    либо модифицируются некоторые сложные коммуникативные действия, требующие

    высокого уровня развития социально-перцептивных, эмоциональных процессов

    (эмпатии) и в целом социальной компетенции. Во-вторых, преобразуются

    способы практической реализации коммуникативных целей.

    Другой распространенный вид диссинхронии вызван неравномерностью

    развития интеллектуальных и психомоторных процессов – последние отвечают

    за двигательную активность человека. Наличие одаренности в психомоторной

    сфере широко признается, она активно диагностируется: преподаватели и

    тренеры осуществляют на постоянной основе отбор перспективных детей и

    подростков для занятий спортом, балетом, цирковым мастерством и т.д.

    Достаточно хорошо известно, даже из бытовых наблюдений, что одаренность в

    психомоторной сфере нередко сочетается с недоразвитием интеллектуальной

    сферы ребенка, подростка или взрослого. Многочасовые занятия и тренировки,

    дефицит свободного времени, сильное физическое утомление талантливых

    спортсменов не способствуют развитию их интеллектуальных способностей.

    Хорошо известен и другой вариант: характеристикой интеллектуально одаренных

    детей слишком часто может служить задержка в развитии психомоторных

    навыков, т.е. мышечная зажатость, неуклюжесть, неловкость и недостаточно

    быстрая двигательная реакция. Нередки случаи, когда лучший «математик»

    класса или одаренный юный поэт на уроках физической культуры оказываются

    среди отстающих учащихся. Это вызывает насмешки, а то и преследование со

    стороны одноклассников. Ранний опыт подобных конфликтов со сверстниками

    негативным образом сказывается на становлении и развитии характера

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.