МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Определение основных понятий

    себе и самопонимания в целом. Расширение (или формирование) образа «Я» за

    счет интеграции содержания обратной связи является процессом, присущим не

    только психотерапии, но и процессу формирования и развития человеческой

    личности. Известно, что становление отношения к себе, самооценки, образа

    «Я» в целом происходит у ребенка только в условиях определенной группы

    (семьи, сверстников и др.) под воздействием отраженных оценок окружающих.

    Групповая психотерапия использует обратную связь для коррекции

    неадекватного представления о себе и самопонимания в целом.

    Для создания в психотерапевтической группе эффективной системы обратной

    связи необходима определенная атмосфера, характеризующаяся, прежде всего,

    взаимным принятием, чувством психологической безопасности,

    доброжелательностью, взаимной заинтересованностью, а также наличием у

    пациентов мотивации к участию в работе психотерапевтической группы и

    проявлением «размораживания», при котором участники группы готовы и могут

    быть искренними, открытыми и отказаться от привычных, сложившихся способов

    восприятия и взаимодействия, обнаружив их недостаточность и несовершенство.

    Обратная связь в группе более эффективна, если она не отсрочена, то есть

    если предоставляется пациенту непосредственно в момент наблюдения его

    поведения, а не через некоторое время, когда ситуация перестает быть

    актуальной и значимой или когда уже вступили в действие механизмы

    психологической защиты. Эффективная обратная связь является в большей

    степени описательной или содержит скорее эмоциональные реакции на поведение

    участника группы, чем интерпретации, оценки и критику. Более эффективной

    будет также дифференцированная обратная связь, поступающая к пациенту от

    нескольких участников группы, поскольку она представляется ему более

    достоверной и может оказать на него большее влияние.

    В самосознании или образе «Я» выделяют 4 области: открытую — то, что

    знает о себе сам человек и знают о нем другие; закрытую или неизвестную —

    то, что человек не знает о себе и не знают о нем другие; скрытую — то, что

    человек знает о себе сам, но не знают другие; слепую — то, что человек не

    знает о себе, но знают другие. Обратная связь несет информацию, позволяющую

    пациенту уменьшить именно последнюю, слепую область самосознания и тем

    самым расширять и повышать адекватность собственного образа «Я».

    Корригирующее эмоциональное переживание, или коррективный эмоциональный

    опыт, включает несколько аспектов, и прежде всего — эмоциональную

    поддержку. Эмоциональная поддержка означает для пациента принятие его

    группой, признание его человеческой ценности и значимости, уникальности его

    внутреннего мира, готовность понимать его, исходя из него самого, его

    собственных отношений, установок и ценностей. Конструктивная переработка

    содержания обратной связи, становление адекватного самопонимания

    предполагает принятие пациентом новой информации, которая часто не

    соответствует собственным представлениям. Низкая самооценка, эмоционально

    неблагоприятное отношение к себе затрудняют восприятие этой информации,

    обостряя действие психологических защитных механизмов. Более позитивная

    самооценка, напротив, снижает уровень психологической угрозы, уменьшает

    сопротивление, делает пациента более открытым новой информации и новому

    опыту. Это означает, что самооценка и отношение к себе играют чрезвычайно

    важную роль в становлении адекватного самопонимания и могут, как

    способствовать, так и препятствовать этому процессу. Эмоциональная

    поддержка оказывает положительное стабилизирующее воздействие на

    самооценку, повышает степень самоуважения и, таким образом, корригирует

    такой важнейший элемент системы отношений, как отношение к себе.

    Реконструкция отношения к себе происходит, с одной стороны, под влиянием

    нового знания о себе, а с другой — в связи с изменением эмоционального

    компонента этого отношения, которое обеспечивается в основном за счёт

    эмоциональной поддержки. Принятие пациента группой способствует развитию

    сотрудничества, облегчает усвоение пациентом групповых психотерапевтических

    норм, повышает его активность, ответственность, создает условия для

    самораскрытия.

    Корригирующее эмоциональное переживание также связано с

    переживанием пациентом своего прошлого и текущего (актуального) группового

    опыта. Возникновение в группе различных эмоциональных ситуаций, которые

    были у пациента ранее в реальной жизни и с которыми он тогда не смог

    справиться, позволяет в особых психотерапевтических условиях вычленить эти

    переживания, проанализировать и переработать их, а также выработать более

    адекватные формы эмоционального реагирования. При этом вовсе не

    обязательно, чтобы эти ситуации были абсолютно идентичными по содержанию, в

    данном случае речь идет скорее о повторении эмоциональных состояний,

    совпадении сопровождающих их эмоций. Еще один аспект корригирующего

    эмоционального переживания связан с проекций на групповую ситуацию

    эмоционального опыта, полученного в родительской семье. Анализ этих

    Переживаний на основе эмоционального взаимодействия в психотерапевтической

    группе позволяет пациенту в значительной степени переработать и разрешить

    эмоциональные проблемы, уходящие корнями в детство.

    Научение в процессе групповой психотерапии осуществляется как прямо, так

    и косвенно. Группа выступает как модель реального поведения пациента, в

    котором он проявляет типичные для него поведенческие стереотипы, и таким

    образом создает условия для исследования пациентом собственного

    межличностного взаимодействия, собственного поведения, позволяет вычленить

    в нем конструктивные и неконструктивные элементы, приносящие удовлетворение

    или вызывающие негативные переживания. Групповая ситуация является

    ситуацией иного, реального, эмоционального межличностного взаимодействия,

    что в значительной степени облегчает отказ от неадекватных стереотипов

    поведения и выработку навыков полноценного общения. Эти перемены

    подкрепляются в группе, пациент начинает ощущать свою способность к

    изменениям, которые приносят удовлетворение ему самому и позитивно

    воспринимаются другими.

    Механизмы лечебного действия семейной психотерапии. Под семейной

    психотерапией принято понимать комплекс психотерапевтических приемов и

    методов, направленных на лечение пациента в семье и при помощи семьи.

    Семейная психотерапия является разновидностью групповой психотерапии,

    поэтому многие психотерапевтические техники, применяемые в работе с

    семьями, относятся к приемам групповой психотерапии.

    Основными механизмами лечебного действия семейной психотерапии считаются

    эмоциональное сплочение и поддержка, обратная связь. Если эмоциональное

    сплочение возникает через сопоставление индивидуальных целей членов семьи,

    обмен мнениями, надеждами, опасениями и устойчиво прослеживается на всех

    этапах семейной психотерапии, то обучение членов семьи обратной связи

    успешно после присоединения психотерапевта к семье как к целостной системе.

    Способность членов семьи давать и принимать неискаженную обратную связь

    является свидетельством «созревания» семьи и перехода от присоединения и

    формулирования психотерапевтического запроса к этапу реконструкции семейных

    отношений

    В семейной психотерапии, так же как и в групповой, выделяют следующие

    механизмы лечебного действия: 1) эмоциональное сплочение и поддержка; 2)

    отреагирование (приобретение навыков соответствующего адресования и

    проявления эмоций, особенно отрицательных); 3) получение обратной связи от

    участников психотерапии; 4) предоставление обратной связи; 5)

    универсальность; 6) коррективная рекапитуляция основной семейной группы; 7)

    научение (обмен опытом решения проблем); 8) идентификация; 9) инсайт,

    осознание экзистенциальных аспектов бытия; 10) альтруизм. Наиболее важными

    механизмами, которые формируются первыми и оказывают самое интенсивное

    влияние на коррекцию дисфункциональных отношений в семьях, признаны первые

    четыре.

    В качестве механизмов лечебного действия рассматриваются и ряд других,

    специфичных для семейной психотерапии. В последнее десятилетие разработана

    технология присоединения психотерапевта к семье и к отдельным ее членам,

    что существенно катализирует процесс семейной психотерапии: 1) установление

    конструктивной дистанции; 2) приемы мимезиса и синхронизации дыхания

    психотерапевта и заявителя проблемы; 3) присоединение по просодическим

    характеристикам речи к заявителю проблемы и использование в речи

    предикатов, отражающих доминирующую репрезентативную систему этого

    заявителя; 4) принятие психотерапевтом «семейного мифа» и сохранение

    семейного «статус-кво», то есть публичного защитного образа и той структуры

    семейных ролей, которые демонстрирует семья во время

    психотерапии. Эти действия психотерапевта способствуют снижению уровня

    эмоционального напряжения и тревоги, которые есть у членов семьи, впервые

    решившихся на раскрытие семейных тайн объективному наблюдателю.

    Разработана технология формулирования психотерапевтическою запроса,

    создающая условия для резонанса целей, паттернов эмоционального

    реагирования у участников психотерапии, вследствие чего катализируется сам

    процесс семейной психотерапии. Использование парадигмы системного подхода

    способствовало изменению роли семейного психотерапевта: из роли

    объективного, директивного, принимающего и отстраненного интерпретатора он

    перешел в роль директивного, эмпатичного и отстраненного, но включенного в

    контекст семейных отношений в качестве одного из элементов. Этот элемент

    имеет личностный и профессиональный ресурс и устанавливает связи между

    другими элементами семейной системы путем инициатив, инструкций, исходя из

    требований психотерапевтического запроса. Инициативы психотерапевта

    адресованы представителям разных подсистем семьи с целью активизации их

    деятельности и ослабления активности других подсистем. Психотерапевт также

    создает условия для того, чтобы члены семьи устанавливали такие внешние и

    внутренние границы, при которых был бы возможен свободный обмен энергией и

    информацией. Такие действия психотерапевта вызывают в семейной системе

    сильные флюктуации, в результате которых семейная система пробует усложнять

    и дифференцировать свой опыт приспособительного поведения.

    Исследования, проведенные в последние годы, показали; что резонанс

    целей, достигаемый в процессе психотерапии, проработка целеполагания

    («создание рамки психотерапевтических целей» на фоне трансовых изменений

    сознания) также относятся к эффективным механизмам лечебного, действия в

    семейной психотерапии и консультировании.

    ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОТЕРАПИИ

    Тенденция к интеграции психотерапии в общую медицину и превращения

    ее в общемедицинскую специальность делают важным вопрос об эффективности

    психотерапии — предпосылках, критериями методах ее оценки.

    Требование разработки критериев и методов оценки эффективности

    психотерапии становится все более актуальным в связи с опережающим

    развитием методов, организационных форм психотерапии, увеличением числа

    специалистов-психотерапевтов в системе здравоохранения. Организаторы

    психотерапевтической службы все чаще встречаются с проблемой оценки

    полезности, целесообразности и эффективности средств, выделяемых из фондов

    здравоохранения для охраны психического здоровья. Небезынтересно отметить,

    что эта проблема становится весьма значимой и за рубежом. Так, Хайн и сотр.

    в статье, посвященной проблемам эффективности психотерапии, ссылаются на

    решение финансовой комиссии конгресса США изменить порядок финансирования

    психотерапевтического обслуживания населения путем поощрения только тех

    направлений психотерапии, которые базируются на научных оценках ее

    эффективности.

    Чтобы показать всю сложность рассматриваемой проблемы, приведем основные

    предпосылки для ее решения.

    1. Чтобы оценить эффективность психотерапии, требуется, прежде всего, четко

    определить метод, с помощью которого она осуществляется. В практической же

    работе чаще говорится о. психотерапии вообще, не об одном, а о группе

    методов, различных их комбинациях — рациональной психотерапии и гипноза,

    гипноза и аутогенной тренировки и т. д., поскольку утверждение в практике

    работы психотерапевта интегративного подхода способствует все более

    широкому применению сочетаний различных методов.

    2. При квалифицированном использовании того или иного метода должна быть

    соблюдена определенная техника. Очевидно, что это одновременно требование к

    качеству подготовки, опыту, квалификации психотерапевта, что не всегда

    учитывается. И метод аутогенной тренировки, и метод групповой психотерапии

    «в руках» психотерапевтов с различной степенью квалификации, естественно,

    дадут различные результаты.

    3. Число пациентов, леченных с помощью данного метода, должно быть

    статистически значимым. В то же время при использовании некоторых систем

    психотерапии речь идет чаще об отдельных пациентах, которые подвергались

    многомесячному или даже многолетнему воздействию психотерапии.

    4. Изучение эффективности лечения лучше проводить на гомогенном

    материале. Обычно же исследуют группы больных, включающие первичных

    пациентов и тех, кому до этого времени не помогали никакие другие методы

    лечения, группы амбулаторных больных и госпитализированных, с острым и

    затяжным течением и т. д.

    Группа пациентов, создаваемая для оценки эффективности психотерапии, должна

    формироваться методом случайной выборки. С этической точки зрения это

    возможно в том случае, когда число больных заведомо превышает реальные

    возможности обеспечить их психотерапевтической помощью. Оценка

    эффективности психотерапии не должна проводиться тем лицом, которое

    осуществляет лечение, здесь необходим независимый наблюдатель. Это

    требование очень важно, так как при этом элиминируется влияние на оценку

    отношения пациента к врачу; можно предполагать, что больной будет более

    искренне

    оценивать эффективность лечения.

    Целесообразно, чтобы независимый наблюдатель не знал о применявшемся

    психотерапевтическом методе, чтобы его собственное отношение к этому методу

    не влияло на оценку. Использование магнитофонных записей

    психотерапевтических бесед позволило бы также исключить влияние на оценку

    типа поведения пациента во время психотерапии и т. д.

    Играет роль личностная структура психотерапевта, степень выраженности у

    него качеств, используемых для прогнозирования успешности психотерапии.

    Необходимо учитывать личность больного, степень выраженности у него черт,

    особенностей, известных как прогностически благоприятные или

    неблагоприятные для проведения психотерапии.

    10. Имеет значение установка больного на тот или иной вид психотерапии,

    сформированная у него, в частности, предшествующими встречами: с

    психотерапевтами и теми или иными методами психотерапии.

    11. В целях объективности необходимо сравнение непосредственных и

    отдаленных результатов лечения: Это условие особенно важно, когда речь идет

    об оценке эффективности применения личностно-ориентированной

    (реконструктивной) психотерапии.

    12. Число повторно исследованных больных в катамнезе по отношению ко всему

    контингенту лечившихся должно быть репрезентативным; таких больных должно

    быть не менее 90% от общего их числа.

    13. Оценка в катамнезе должна исходить не только от врача, независимого

    оценщика (объективные данные), но и от самого больного (субъективные

    показатели).

    14. Необходимо учитывать особенности жизни больного после окончания

    лечения, возможные влияния (положительные или отрицательные) на результат

    терапии ближайшего окружения пациента (семья, производство и т. д.).

    15. Для объективного катамнеза необходима своя контрольная группа больных,

    поскольку изменения в состоянии пациентов, леченных с помощью психотерапий,

    могли с течением времени происходить и вне лечения.

    16. Должны быть учтены те цели и задачи, обусловленные клинической

    спецификой заболевания и теоретическими предпосылками, которые стремился

    реализовать психотерапевт с помощью применяемого им метода.

    Перечень возможных предпосылок, требуемых для объективной оценки

    эффективности психотерапии, можно было бы продолжить. Например, при

    создании гомогенных сравниваемых групп важно учитывать местность, из

    которой прибыл на лечение больной (степень интеграции в ней психотерапии,

    известности психотерапевтов и т. д.).

    В психотерапевтической практике учет всех этих моментов затруднителен,

    однако психотерапевт должен помнить о значении их при решении задач,

    связанных с объективной оценкой эффективности того или иного

    психотерапевтического метода.

    По мере все большего использования метода групповой психотерапии

    казалось, что уже сам по себе внешний, более «открытый» характер лечения в

    группе, предполагающий взаимодействие относительно большого количества

    участников, в отличие от «камерности» диадного контакта «врач — больной»,

    предоставляет возможности наблюдения, последствия которого влияют на

    течение психотерапевтического процесса в гораздо меньшей степени, чем при

    индивидуальной психотерапии.

    В то же время в плане оценки эффективности психотерапии отмеченные

    преимущества применительно к групповой психотерапии в значительной степени

    нейтрализуются тем, что расширение диапазона интерперсонального

    взаимодействия в условиях группы серьезно осложняет возможности контроля

    над изучаемыми переменными. Еще более важно то обстоятельство, что

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.