МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Оптимальные психологические условия для развития музыкальных способностей с точки зрения психологии деятельности и познавательных процессов. Реферат.

    Упражнение 2. Хорошо помогают улучшить двигательную память занятия

    танцами. Старайтесь чаще разучивать новые танцевальные движения.

    Упражнение 3. Если вы занимаетесь спортом или же регулярно делаете

    физическую разминку, зарядку, то и здесь вы найдете для себя хорошую

    возможность для совершенствования двигательной памяти. Условие то же, что

    и при выполнении упражнения 2: чаще разучивайте, запоминайте и

    воспроизводите новые движения.

    Упражнение 4 (дополнение к упражнениям 2 и 3 для тех, кто не занимается ни

    танцами, ни физической культурой). Хорошо развивает двигательную память

    копирование букв, слов и текстов, написанных на иностранном языке,

    особенно иероглифов. Если вы изучаете иностранный язык, старайтесь больше

    писать на этом языке. Дополните это необходимое занятие копированием

    текстов на незнакомом языке.

    5

    Лучший способ создать хорошую идею -

    иметь много идей .

    Лайнус Полинг , физик , нобелевский лауреат

    Прежде , чем идти дальше и обсуждать методы развития мышления , вспомним

    его основные

    виды : продуктивное, или творческое, репродуктивное, или нетворческое,

    теоретическое, практическое, наглядно-действенное, наглядно-образное и

    словесно-логическое мышление.

    Полноценное и разностороннее развитие умственных способностей человека

    предполагает одновременное совершенствование всех названных видов

    мышления. Однако людей, у которых все эти виды мышления были бы развиты

    одинаково хорошо (например, на уровне гениальности или талантливости), в

    жизни не существует. Большинство людей имеет средний уровень развития

    одного, реже - двух-трех видов мышления и посредственный уровень развития

    остальных. Есть люди, как правило, талантливые, отличающиеся весьма

    высоким уровнем развития нескольких видов мышления и одновременно -

    средним уровнем развития остальных видов мышления. Наконец, единицы -

    гении - имеют очень высокий уровень развития большинства или почти всех

    видов мышления.

    Всё это связано с тем, что развитие мышления человека существенно зависит

    от природных задатков и социальных условий жизни человека. Особые,

    уникальные задатки к развитию разных видов мышления встречаются среди

    людей крайне редко. То же самое можно сказать и об идеальных условиях для

    развития мышления, т.е. о полноценном использовании всех имеющихся у

    человека задатков. Для этого необходимо, чтобы у ребенка были гениальные,

    свободные от всех других занятий родители; чтобы родители или

    родственники, занимающиеся с ребенком, имели педагогические способности;

    своевременно выявляли у ребенка все задатки; применяли в обучении и

    воспитании наиболее совершенные современные методы. И все это должно быть

    обеспечено в течение не дня, не месяца и даже не года, а как минимум в

    течение 16-18 лет жизни ребенка, начиная с момента его рождения и кончая

    завершением формирования всех нужных способностей. Понятно, что все это

    обеспечить практически невозможно.

    По данной причине гораздо разумнее не пытаться отыскать у себя все

    имеющиеся задатки и довести их до предельно возможного уровня развития,

    превратив в незаурядные способности, а определить, какие из имеющихся

    задатков с учетом имеющихся условий можно превратить в высокоразвитые

    способности и добиться успехов в жизни. Приведем пример. Допустим, что у

    некоторого человека есть задатки к развитию музыкальных, математических и

    технических способностей. Допустим также, что среди его ближайших

    родственников и знакомых есть только люди, имеющие знания в области

    математики и техники и способные ему в этом помочь. Наконец, предположим,

    что в тех условиях, где живет данный человек, он сможет добиться

    значительных успехов в жизни лишь в том случае, если займется техникой.

    Сопоставив все эти факторы, можно сделать следующий вывод: разумнее всего

    заняться развитием своих технических или математических способностей и

    неразумнее - сделать ставку на развитие музыкальных способностей (при

    условии, конечно, что речь идет о наличии у данного человека средних

    задатков к развитию всех обсуждаемых способностей).

    Большинство способностей человека определяют в конечном счете как раз те

    самые виды мышления, которые мы выделили: теоретическое и практическое,

    репродуктивное и творческое, наглядно-действенное, наглядно-образное и

    словесно-логическое. Поэтому далее мы будем вести речь именно об их

    развитии.

    Итак, как развивать теоретическое мышление? Теоретическое мышление

    предполагает наличие следующих умений:

    1. Выдвигать и точно формулировать гипотезы.

    2. Строить обоснованные, логически непротиворечивые теории, объясняющие

    известные явления и факты.

    3. Кратко и точно определять понятия.

    4. Логически последовательно рассуждать, выстраивая длинные цепочки

    рассуждений, ведущих к нужному выводу.

    5. Делать правильные умозаключения на основе фактов.

    6. Производить логические операции сравнения, анализа, синтеза, абстракции

    и обобщения.

    Соответственно под совершенствованием теоретического мышления мы будем

    понимать развитие всех этих умений. Рассмотрим ряд упражнений, которые

    могут этому способствовать.

    Упражнение 1. Перед вами утверждения, относящиеся к жизни, психологии и

    поведению людей:

    1. Люди отличаются друг от друга по своим способностям.

    2. Люди различаются темпераментом.

    3. Почти все дети, начиная примерно с трехлетнего возраста, отличаются в

    какой-то степени друг от друга проявляющимися у них чертами характера.

    4. Разные люди занимают различное положение в обществе, окружающие

    относятся к ним с разной степенью уважения.

    5. Одни люди добиваются в жизни больших успехов, чем другие.

    6. В человеческом сообществе во все времена его существования были и

    продолжают существовать борьба, конкуренция и вражда между людьми.

    Предложите несколько различных гипотез, объясняющих каждый из этих фактов.

    Попытайтесь предложить общую концепцию (теорию), которая могла бы

    объяснить все эти факты вместе взятые. Кратко изложите суть этой теории в

    устной или письменной форме.

    Упражнение 2. Перед вами еще одна совокупность утверждений. Познакомьтесь

    с ними, обдумайте и поступите так же, как в предыдущем случае, т.е.

    объясните отдельные факты с помощью как можно большего числа гипотез и

    предложите концепцию, объясняющую все факты в целом:

    1. Люди видят сны, содержание которых часто не соответствует тому, что

    происходит наяву.

    2. Иногда люди видят то, чего на самом деле нет, например иллюзии, миражи.

    3. Многие люди искренне уверяют, что лично видели неопознанные летающие

    объекты.

    4. Есть немало людей, которые выдают себя за свидетелей странных,

    необычных явлений, например необъяснимых перемещений предметов в

    пространстве.

    5. Многие люди, потерявшие своих близких, определенное время продолжают

    видеть их во сне или наяву (им иногда кажется, что эти люди находятся

    где-то рядом).

    6. Есть немало известных зрительных иллюзий, от которых человек, даже

    будучи вполне уверенным в том, что это - иллюзия, не в состоянии

    избавиться.

    Упражнение 3. Найдите в энциклопедическом словаре или в каком-либо другом

    справочнике определения приведенных ниже понятий. Попытайтесь дать им

    собственное определение, отличное от того, что есть в справочнике.

    Если в вашем распоряжении нет соответствующей справочной литературы, то

    можно поступить по-другому. Выберите себе партнера и предложите ему дать

    свое определение каждому из понятий. Затем предложите свое собственное,

    альтернативное определение.

    Мебель. Одежда. Человек. Животное. Развитие. Условия жизни. Машина.

    Художественное произведение. Город. Государство.

    Упражнение 4. Дайте определения следующих понятий. Сравните предложенные

    вами определения с теми, которые имеются в доступных вам толковых

    словарях.

    Общество. Природа. Материя. Идея. Иллюзия. Реальность. Энергия. Знание.

    Неопределенность. Смысл.

    Упражнение 5. Это упражнение на развитие умения производить логические

    операции сравнения, анализа, синтеза, абстракции и обобщения. На каждую из

    этих операций в упражнении предложены две задачи.

    1. Выберите двух знакомых вам людей. Сравните их между собой и ответьте на

    вопрос, что общего и различного есть у них.

    2. Чем похожи и отличаются друг от друга книжный шкаф и гардероб?

    3. Назовите все признаки животных.

    4. Сколько разных деталей и признаков имеется у той авторучки, которой вы

    пишете? Назовите эти детали и признаки.

    5. Назовите все известные вам предметы, в каждом из которых можно

    обнаружить следующее сочетание признаков: объемный, с углами, имеет внутри

    себя пространство, может быть сделан из разных материалов, может иметь

    различный цвет, может быть переносным или стационарным (всегда находящимся

    на одном и том же месте, на которое его установили), открывается или

    закрывается вручную или при помощи замка.

    6. Сколько различных объемных фигур, похожих на известные вам предметы,

    можно составить из следующих геометрических тел: цилиндра, шара, куба,

    конуса, пирамиды? Назовите те предметы, на которые похожи составляемые

    вами объемные фигуры. Замечание: все геометрические тела соизмеримы, т.е.

    их диаметры (круглые части фигур) и стороны (квадратные части фигур)

    одинаковые; любая из составляемых объемных фигур в качестве своих частей

    должна включать не менее четырех указанных геометрических тел.

    7. Выделите и назовите то качество, которым обладают следующие предметы:

    бумага, птица, мяч, корабль.

    8. Определите и назовите то общее, что объединяет следующие поступки

    людей:

    А. Человеку хочется отдыхать, но он продолжает работать. Б. Юноша трижды

    поступал в университет и все же добился того, чего хотел.

    В. Данный человек постоянно терпит неудачи. Знакомые и друзья уговаривают

    его бросить то дело, в котором его преследуют неудачи, но человек

    продолжает заниматься им. Г. С детства данный человек не обладал особыми

    задатками, но добился многого в жизни, приобретя нужные способности.

    9. Назовите все известные вам предметы, на которые могут быть

    распространены следующие высказывания: А. Большой и легкий. Б. Круглый и

    мягкий. В. Им пишут. Г. По нему ходят. Д. Он интересный. Е. Имеет приятный

    запах, но несъедобный.

    10. В каких случаях жизни вам могут понадобиться знания следующих школьных

    предметов:

    А. Родной язык. Б. Иностранный язык. В. Математика. Г. Физика.

    Д. Химия. Е. Литература. Ж. История.

    3. География. И. Психология. К. Логика.

    Как развивать практическое мышление? Практическим мы будем называть

    мышление, направленное на решение в основном практических задач. Это,

    однако, не значит, что при решении практических задач не нужно

    обосновывать и строить гипотезы, логически рассуждать, делать

    умозаключения, определять понятия или выполнять теоретические логические

    операции сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования или обобщения.

    Отнесение мышления к типу практического лишь означает, что у его

    обладателя действия с реальными материальными предметами или их

    заменителями в реальных жизненных ситуациях преобладают над

    интеллектуальными, умственными операциями с понятиями и образами. К

    примеру, практическим может считаться мышление предпринимателя, связанное

    с решением задач по организации и совершенствованию того дела, которым он

    занимается. То же относится к мышлению военачальника, политика,

    руководителя, делового человека.

    Практическое мышление больше, чем чисто теоретическое, связано со

    спецификой профессиональной деятельности человека и только в такой

    деятельности успешно развивается. Однако можно выбрать несколько

    практических задач, решение которых не предполагает наличия у человека

    глубоких профессиональных знаний и умений, и на примере решения этих задач

    построить серию упражнений, направленных на развитие практического

    мышления. Так мы и поступим здесь, имея в виду, что полноценное

    практическое мышление может развиваться лишь в занятиях соответствующим

    видом деятельности и быть тесно с ним связано.

    Упражнение 1. Это упражнение направлено на развитие умения правильно

    воспринимать и оценивать жизненные ситуации.

    А. Двое людей среднего возраста (от 40 до 50 лет) случайно оказались

    сидящими друг против друга в одном купе поезда дальнего следования. Один

    из них был по профессии физик. Он задумчиво смотрел в окно, но вот его

    взгляд скользнул по купе и остановился на попутчике. У того в руках была

    книга, связанная с теми проблемами, которыми занимался наш физик.

    Задумчивость исчезла с его лица, и он исподволь, с любопытством стал

    рассматривать своего соседа.

    Оцените эту ситуацию с точки зрения нового чувства, которое стал

    испытывать физик, обнаружив, что напротив него сидит человек, который

    также интересуется физикой.

    Б. Один деловой человек, заинтересованный в том, чтобы решить свою

    проблему, пришел к партнеру за помощью. Однако тот поначалу не проявил

    особого интереса к посетителю. Тогда посетитель сделал следующее.

    Во-первых, высказал в адрес своего собеседника несколько добрых слов;

    во-вторых, пояснил, какую выгоду он может получить, оказав ему помощь;

    в-третьих, дал понять, что впредь своими действиями будет активно

    поддерживать собеседника.

    Определите, к чему стремился в этой ситуации деловой человек, предпринимая

    подобные действия в отношении своего собеседника.

    В. Двое незнакомых людей, юноша и девушка, случайно встретились друг с

    другом в ситуации, где им пришлось некоторое время быть рядом. Юноша время

    от времени взглядывал на девушку. То же самое делала и она, и когда их

    взгляды встречались, то они не сразу отводили глаза. Выражение лиц обоих в

    это время едва заметно изменялось, на них появлялись улыбки, которые или

    сохранялись, или исчезали тогда, когда они смотрели на других людей и

    вокруг себя. При этом и тот и другой поправляли свою одежду, старались

    выпрямиться, повернуться лицом друг к другу, стать или расположиться

    поближе друг к другу.

    Скажите, какие чувства испытывали в данной ситуации эти молодые люди по

    отношению друг к другу.

    Г. Один человек старается обратить на себя внимание другого, а тот не

    реагирует на действия первого. Первый смотрит на второго, довольно долго

    задерживая свой взгляд на его лице; второй же, чувствуя, что на него

    смотрят со стороны, также время от времени взглядывает на первого, но в

    его глазах и действиях не просматривается особого интереса; выражение

    лица, позы тела, движения рук при этом не меняются, а взгляд долго не

    задерживается на первом человеке.

    Какие чувства испытывает второй человек по отношению к первому?

    Д. Эта ситуация похожа на предыдущую. Первый человек ведет себя так же, но

    поведение второго меняется. Когда он смотрит на первого, выражение его

    лица меняется: улыбка исчезает, он отводит глаза в сторону, как только его

    взгляд встречается со взглядом собеседника; он старается отойти от него

    как можно дальше, а если вынужден находиться близко, то стоит по отношению

    к нему спиной или вполоборота.

    Оцените по поведению второго человека его отношение к первому.

    Е. В той же самой ситуации при сохранении неизменным поведения первого

    человека второй по отношению к нему ведет себя иначе. При встрече их

    взглядов на лице второго человека появляется улыбка, которая не сразу

    пропадает после того, как он перестает смотреть на первого. Беседуя с

    другими людьми, второй человек что-то весело им рассказывает и время от

    времени взглядывает на первого. То же самое делают и те, с кем он

    разговаривает, они также время от времени с улыбкой смотрят на первого. В

    ответ на вопросы и серьезные обращения к нему со стороны первого человека,

    второй отшучивается, ведет себя несерьезно.

    Как по данному описанию вы оцените отношение второго человека к первому?

    Наиболее вероятные интерпретации и оценки описанных ситуаций: А.

    Возникновение интереса одного человека к другому. Б. Стремление одного

    человека установить хорошие, деловые отношения с другим человеком. В.

    Взаимные симпатии, влечение людей друг к другу, желание установить друг с

    другом хорошие личные взаимоотношения. Г. Безразличное отношение данного

    человека к другому. Д. Недоброе отношение второго человека к первому. Е.

    Пренебрежительное отношение одного человека к другому.

    Упражнение 2. Это упражнение на развитие умения сравнивать жизненные факты

    и делать из них правильные выводы.

    А. Попробуйте осмыслить приведенные ниже утверждения и сделать правильные

    выводы:

    а) вы убеждены, что в большинстве случаев жизни, общаясь с людьми, ведете

    себя правильно;

    б) вы давно замечаете, что есть люди, которые почему-то вас не любят и

    относятся к вам недоброжелательно;

    в) нередко вы замечаете, что окружающие не реагируют на ваши шутки или их

    реакция оказывается не настолько положительной, как вам хотелось бы;

    г) время от времени вы узнаете, что о вас распространяют слухи, не

    соответствующие действительности, т.е. представляющие вас хуже, чем вы

    есть на самом деле;

    д) когда вы смотрите на себя как бы со стороны или когда вы слышите

    собственный голос в магнитной записи или видите себя заснятым на

    видеопленку, вы себе определенно не нравитесь.

    Б. Проанализируйте характеристики человека и дайте полезные советы,

    которые помогут ему изменить к лучшему отношение окружающих:

    а) этот человек сравнительно высоко оценивает свою эрудицию и свой

    интеллект, в то время как окружающие оценивают его гораздо ниже;

    б) этот человек всегда берется за решение самых сложных задач. При этом он

    нередко терпит неудачи, но объясняет их не отсутствием способностей, а

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.