МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Оптимальные психологические условия для развития музыкальных способностей с точки зрения психологии деятельности и познавательных процессов. Реферат.

    у себя разнообразные умения и навыки.

    2. В каждом виде деятельности, в каждом деле стремиться к успеху.

    Творчество - это десять процентов

    вдохновения и девяносто процентов потения .

    Томас Эдисон , изобретатель

    Творческий человек должен развивать у себя как минимум три вида мышления:

    наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Как

    развивать репродуктивное воспроизводящее мышление? Основной путь развития

    репродуктивного мышления - решение разного рода задач, рассуждения,

    действия в уме. Не усвоив достаточно хорошо уже выработанные другими

    способы мышления в той или иной области, вряд ли возможно подняться до

    уровня подлинного творчества.

    Как развивать наглядно-действенное мышление? Этот вид мышления проявляется

    в умении решать практические задачи, когда человек предпринимает

    практические действия, рассчитанные на то, чтобы изменить ситуацию нужным

    образом и решить возникшую проблему. Это особый вид мышления, и

    встречается он довольно редко. У человека с развитым практическим

    мышлением должен быть большой жизненный опыт, включающий умение

    ориентироваться в самых сложных жизненных ситуациях, а также высокий

    уровень развития репродуктивного творческого мышления. Последнее

    необходимо, если возникла новая ситуация, а прежние, привычные способы ее

    разрешения не годятся. Человек, обладающий высокоразвитым практическим

    мышлением, должен уметь предвидеть возможный ход будущих событий,

    усиливать положительные и предупреждать отрицательные следствия

    принимаемых решений и предпринимаемых действий, использовать все имеющиеся

    средства для решения проблемы. Как правило, такой человек действует быстро

    и точно для достижения намеченной цели. Наглядно-действенное, или

    практическое, мышление представляется поэтому одним из самых сложных видов

    интеллектуальной деятельности человека, включающей в себя умственные и

    практические, конкретные и теоретические, диагностические и

    прогностические действия и операции.

    Основные рекомендации по развитию наглядно-действенного мышления сводятся

    к следующему.

    1. Стремиться приобрести разносторонний жизненный опыт.

    2. Как можно чаще включаться в такие жизненные ситуации, где возникают

    оперативные задачи, требующие активных, согласованных умственных и

    практических действий.

    3. Стремиться находить различные способы решения возникающих практических

    задач.

    4. Правильно оценивать возможные шансы на успех, а также вероятные

    последствия принятия и реализации того или иного решения.

    5. Внимательно наблюдать за тем, как подобные задачи решаются другими

    людьми, и усваивать их положительный опыт.

    6. Всеми возможными способами развивать сложные, координированные движения

    руками, выполняя те операции и действия, которые могут понадобиться при

    решении разных практических задач.

    Известно , что наше мышление имеет двойственный характер - это логическое

    , словесное

    мышление и образное . Множество исследований в области нейропсихологии

    подтверждают

    разделение функций и в работе самих полушарий мозга . Так , левое

    полушарие ответствен-

    но , в основном , за словесно-логический , а правое - за образный способ

    мышления , если же

    человек является левшой , то роли полушарий меняются местами .

    Говоря об образном мышлении , следует видеть различные стороны его

    проявления . Наши

    внутренние образы соответствуют внешне воспринимаемым , которые берут

    начало в органах

    чувств (модальностях ) и поэтому , так же как и они , различаются на

    зрительные , тактиль-

    ные , звуковые , вкусовые и обонятельные . Но в силу особенностей

    современной цивилиза-

    ции и устоявшегося образа жизни людей , в значение слова \"образ\", \"образ

    восприятия \"или

    \"мысленный образ\" сейчас принято вкладывать только узкий смысл

    \"зрительного образа\" .

    Научно-технический прогресс и его глобальные последствия , в их числе

    информацион-

    ная революция и всеобщая компьютеризация , привели к тому , что ранее

    целостный харак-

    тер человеческого мышления сильно сдвинулся в левополушарную сторону .

    Социальной

    жизнью сегодня преимущественно востребовано логическое , словесное

    мышление , и в ос-

    новном только оно развивается всей существующей системой воспитания и

    образования и

    гипертрофированно развилось у подавляющего большинства людей . А

    становящееся с каж-

    дым разом всё более редким образное мышление превратилось в однобокую ,

    только зри-

    тельную и плоскую , подобно журнальным иллюстрациям и картинкам на

    телеэкранах ,форму.

    Целостное по своей исконной природе образное мышление , в котором

    учавствуют образы

    от всех органов чувств , почти утрачено для современного человека и

    описывается как фе-

    номен , получивший название эйдетизма .

    Эйдетизм ( от греч . eidos - вид , образ ) возник как отдельное

    направление в психологии

    ещё в 20 -е годы нашего века . Один из его первых исследователей ,

    немецкий психолог

    Э . Йенш считал , что эйдетизм - это выражение ранней базисной стадии

    психического раз-

    вития , когда восприятие и образы ещё не разграничены . По мнению

    выдающегося отечест-

    венного психолога Выготского , эйдетизм проявляется тогда , когда память ,

    мышление и фан-

    тазия действуют как одно нераздельное целое . Чаще всего способностью к

    эйдетизму об-

    ладают дети ; так , ребёнок , вспоминая конфету , одновременно помнит ,

    мыслит и вообража-

    ет её себе . Позднее , в процессе обучения , память целиком отдаётся

    словесно-логическому

    мышлению , а образы начинают принадлежать только фантазии и снам . Но

    фантазию в об-

    ществе методично подавляют , чтобы личность быстрее вписывалась в насущные

    требова-

    ния окружения и начинала бы по всем правилам играть свою социальную роль .

    Эксперименты показали , что число людей , обладающих способностью к

    эйдетизму , как

    среди взрослых , так и среди детей резко упало с 50-х по 90-е годы .

    Причина известна : те-

    левидение , компьютеризация , огромный поток \"разжёванной\" , предельно

    формализованной

    информации . Когда за словами стоят слова , а за ними опять слова ,

    конкретный предмет ,

    событие теряются . Описания вкладываются друг в друга , словно матрёшки ,

    копии всё боль-

    ше отличаются от оригинала , люди начинают общаться в совершенно разных

    понятийных

    системах , и тогда снежным комом вырастают противоречия , непонимание ,

    недоверие , эго-

    изм и взаимная отчуждённость в обществе . Всё это реалии , увы ,

    сегодняшнего дня .

    Каждый из нас испытывал проявления эйдетизма . В детстве это были яркие

    мечты и

    переживание , словно наяву , прочитанных сказок . Уже будучи взрослыми ,

    многие сохрани-

    ли способность хотя бы иногда \"грезить наяву\" , полностью погрузиться в

    захватывающую

    книгу или фильм и жить жизнью его героев , испытывая те же чувства , что и

    они . Эйде-

    тические образы позволяют видеть , слышать , ощущать , чувствовать и

    переживать , как в

    реальности и , возможно , даже ярче и глубже , здесь можно быть не только

    собой , а дру-

    гим человеком , цветком , деревом , птицей и воспринимать мир как они .

    Эта возможность

    перевоплощения и полной эмпатии высвобождает огромные резервы , скрытые в

    каждом из

    нас , устраняет привычные стереотипы и открывает дорогу к бесконечному

    опыту и само-

    развитию .

    Особенностью эйдетического мышления является то , что оно фактически

    неотличимо от восприятия , но в отличии от галлюцинаций имеет осознанный ,

    управляемый характер и

    во многом соответствует реальности . Причём как прошлой , что может в

    привычном смыс-

    ле рассматриваться как феноменальная память , так и настоящей и будущей ,

    которые сегодня

    объясняются биоэнергетикой и парапсихологией как явления дальновидения и

    ясновидения.

    С точки зрения саморазвития ясновидение лучше понимать как проявление

    активной

    творческой интуиции , а не как чудесным образом спустившееся видение .

    Ведь загадочная

    и почти неосвоенная большинством людей область озарения и интуиции

    является таковой

    по причине феноменальной редкости гармонии и целостности в психологических

    процессах

    уже зрелой и способной к взрослому творчеству личности . Тогда уже

    убирается самый

    сильный и узаконенный в общественном сознании барьер - преграда между

    мыслью и чувс-

    твом . Целостное и интуитивное мышление по своей сути является

    чувствознанием , в нём

    проявляется совершенное единство мысли и чувства , а это возможно и

    естественно как раз

    в случае эйдетизма .

    В последние годы находит всё большее понимание новое мировоззрение , в

    котором заменяется привычный нашему сознанию причинный ,

    субъектно-объектный способ воспри-

    ятия и осознания реальности на целостный и голографический , когда бытие и

    сознание

    едины , а любое отдельное существует подобно тому , как на голограмме

    \"Целое в малом\".

    И неотличимое от восприятия эйдетическое мышление , в привычном понимании

    даже

    не мышление , а парадоксально вневременное , одновременное

    воспоминание-восприятие-во-

    ображение может быть опытным подтверждением такого процесса , психически

    интегриро-

    ванного во времени и пространстве единого сознания-бытия .

    Как развивать наглядно-образное мышление? Наглядно-образное мышление

    проявляется в способности человека решать практические задачи, действуя не

    с предметами, а с их идеализированными или материализованными (в рисунках,

    схемах, чертежах и т.п.) образами.

    В школе имеются большие возможности для развития наглядно-образного

    мышления, и в первую очередь они связаны с уроками географии, истории,

    черчения, рисования, труда - словом, со всеми предметами, где учебный

    материал представляется в наглядной, знаково-материализованной форме.

    Поэтому специальных рекомендаций или упражнений по развитию образного

    мышления мы давать не будем и посоветуем только обратить особое внимание

    на решение разнообразных задач, связанных с указанными учебными

    предметами. Заметим только, что успехи в тех видах деятельности, которые

    включают знания и умения, касающиеся соответствующих предметов, невозможны

    без высокоразвитого наглядно-образного мышления.

    Двузначная логика с постоянным законом отрицания третьего возникла , как

    можно ду-

    мать , неслучайно , ведь мир в своих основных проявлениях всегда парен :

    день и ночь ,пра-

    вое и левое , мужское и женское , верх и низ , плюс и минус и т.д.

    Древнекитайская фило-

    софия называет их инь и ян , которые следуют друг за другом , чередуясь ,

    подобно дню и

    ночи , лету и зиме . Они переходят друг в друга и , непрерывно продолжаясь

    , образуют свя-

    зующую нить любого развития и эволюции жизни в целом . Неизбежно впитав

    этот всеоб-

    щий принцип , человек естественно приобрёл и развил в себе логический ум .

    \"Либо это ,

    либо то\" - хорошее или плохое , вверх или вниз , вперёд или назад ,

    направо или налево ,

    сделал или не сделал , причина и следствие и т.д., причём существенным

    всегда является

    утверждение или отрицание того или иного в определённый момент времени .

    Это позво-

    ляет людям быть конктерными и действовать в пределах установленных ими

    логических законов и правил .

    Благодаря расцвету европейской науки в IX и ХХ столетии двузначная логика

    прочно

    утвердилась в человеческом мышлении и даже стала отождествляться с

    интеллектом . Но

    уже ядерная и квантовая физика показали полную неприменимость обычной

    логики для

    своих неоспоримо научных выводов . Ведь любой физический объект

    одновременно пред-

    ставляет собой соединение частиц материи , корпускул и волновой пакет ,

    суперпозицию всех действующих в его пространстве полей .

    Дискурсивный , то есть причинно-следственный способ мышления лежит в

    основании

    самой научной парадигмы ( образец изначальных научных принципов , которые

    уже не под-

    лежат доказательству ) , базирующейся сегодня , как и сто-двести лет назад

    , на картине мира

    описанной Ньютоном и Декартом , и соответствующих ей законах познания .

    Прежде всего,

    это представление мира как бесконечного множества отдельных и особым

    образом взаимо-

    связанных друг с другом частиц , взаимодействующих в зависимости от массы

    и расстояния

    между ними по вполне конкретным законам причинности . К примеру , если

    существуют лю-

    бые объекты А и В , то все возможные между ними отношения по законам

    двузначной ло-

    гики могут быть выражены так : +А+В , или +А-В , или -А+В, или -А-В и

    никак иначе .

    Следствием такой парадигмы является только субъектно-объектный способ

    восприятия и описания мира , исключающий всякую иную возможность его

    исследования и постижения

    как ненаучную и именно поэтому не соответствующую действительности .

    Однако , как го-

    ворилось , уже постулаты квантовой механики показали непригодность такого

    способа для

    описания многих физических процессов . Дальнейшие открытия и сравнительно

    новые науч-

    ные направления , такие как синергетика , голография , теория

    самоорганизующихся систем ,

    биоэнергоинформатика и другие , не только подтвердили и раскрыли волновую

    природу и

    непрерывность мира , но также определили основание новой научной парадигмы

    . Это вол-

    новое единство и голографичность структур , самоподобие целого в любой его

    части - \"Единое в малом\", в полном смысле органическое единство , ещё раз

    доказывающее древний

    принцип тождественности микрокосмоса и макрокосмоса , человека и всей

    Вселенной .

    Таким образом , в процессе познания и творческого взаимодействия с

    окружающим ми-

    ром человек не только должен в соответствии с законами причинности

    учитывать и вносить

    коррективы в несомненное \"субъективное\" влияние на объективную реальность

    и наоборот.

    Важно всегда ясно осознавать своё органическое единство с миром , а также

    субъективность

    и условность самого разделения на внутреннее и внешнее , субъект и объект

    , которые су-

    ществуют только благодаря психическим процессам личности , а ключевая роль

    в этом раз-

    делении принадлежит именно логическому мышлению .

    Нерасчленённое восприятие и переживание мира и себя является естественным

    свой-

    ством образного мышления . В своей наиболее выраженной форме - эйдетизме

    целостные

    образы , содержащие в себе все чувства и ощущения , объединяют память ,

    мышление и вос-

    приятие в единый нераздельный процесс , в котором субъект и объект такого

    мышления -

    восприятия представляют собой одно .

    Целостное мышление , синтетично соединяющее образы и логические причинно

    след-

    ственные цепочки , должно обладать свойством голографичности . Это может

    быть наглядно

    представлено как принцип самоподобия , которым , кстати , обладают все

    развивающиеся био-

    логические структуры . Принцип самоподобия также выражен математически в

    известном

    ряде чисел Фибоначчи : 0,1,1,2,3,5,8…, где каждое последующее число

    слагается из двух

    предыдущих .

    Таким образом , можно понять , что логика образует саму структурность и

    определяет

    вариабельность ( наличие выбора в ту или иную сторону ) последовательных

    цепочек , подоб-

    ных веткам и разветвлениям дерева . Но целостность всего дерева и каждой

    веточки , как

    всего дерева , когда в дерево заложен принцип голографичности , существует

    на уровне мыш-

    ления только благодаря образам .

    В силу вышесказанного , отличительным свойством творческого мышления ,

    которое

    способно открывать и созидать новое , сохраняя при этом неразрывную

    целостность внешне

    воспринимаемого мира и внутренней психической индивидуальности , является

    его структур-

    ная голографичность .

    Очень важным в нашей психике является то , что непрерывно изменяющееся в

    потоке

    событий реальности самосознание , благодаря памяти и

    причинно-следственному , сравнитель-

    ному способу мышления , превращается в самоотождествление \"эго\". А \"эго\" ,

    являясь всего-

    навсего семантической ( словесной ) системой , которая может существовать

    только в пределах

    создаваемых ею смысловых логических цепочек , благодаря своей способности

    к самоорга-

    низации , очень часто превращается в доминирующий центр сознания и

    подменяет собой

    действительно целостную , динамичную , непосредственно воспринимающую и

    переживающую

    реальность человеческую индивидуальность .

    Такой эгоцентризм внутренней жизни , к сожалению , присущ подавляющему

    большинс-тву из нас , взрослых , и он не столь безобиден , как внешне

    выраженный эгоцентризм детей,

    ещё не научившихся считаться с окружающими . Дело в том , что стереотипы

    самоотождест-

    вления побуждают нас руководствоваться в своих действиях только

    иллюзорными проекци-

    ями собственного ума с целью самоподдержания \"эго\" , и тогда лишённое

    переживания ре-

    альности сознание неизбежно сеет дисгармонию и хаос как внутри , так и вне

    себя . Хро-

    ническая озабоченность , стресс , постоянная разорванность в мыслях ,

    чувствах , словах и

    поступках - всё это следствия работы логического аппарата , безусловно ,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.