МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Оптимальные психологические условия для развития музыкальных способностей с точки зрения психологии деятельности и познавательных процессов. Реферат.

    полезного в своей

    компетенции анализа , сравнения и подсчёта , но далеко вышедшего за свои

    рамки и незамет-

    но превратившегося в ненасытного тирана , стяжающего абсолютную власть .

    Как развивать словесно-логическое мышление? Способности есть составная

    часть всякого умения. Больше всего внимания психологи уделяют развитию

    словесно-логического мышления. И это справедливо, так как данный вид

    мышления играет ключевую роль в жизни современных людей и в тех сложных

    видах деятельности, которыми они занимаются. Например, практически почти

    все результаты творческой работы представляются в виде устных

    высказываний, описаний, текстов и являются продуктами словесно-логического

    мышления.

    В школе словесно-логическое мышление хорошо развивается на занятиях

    математикой, логикой, другими предметами, где имеются задачи, решаемые при

    помощи рассуждений. Главное в совершенствовании словесно-логического

    мышления заключается в том, чтобы научиться правильно подбирать слова,

    точно выражать свои мысли. Данный вид мышления поэтому неплохо развивается

    в публичных выступлениях людей, при составлении и написании ими разного

    рода текстов, особенно таких, которые являются результатом творческой

    работы их создателей. В этой связи специальные упражнения, направленные на

    развитие словесно-логического мышления, могут быть следующими.

    1. Определение понятий.

    2. Использование понятий, в том числе:

    - замена в высказываниях общих слов-понятий другими, синонимичными или

    близкими им по смыслу;

    - выявление сходства и различия в понятиях;

    - подбор нужных слов-понятий для устных и письменных высказываний.

    3. Краткие, точные и образные формулировки различных мыслей.

    4. Формулирование гипотез.

    5. Словесные обоснования и доказательства гипотез. Описания многих

    упражнений можно найти в учебно-развивающих книгах по языку и логике.

    Советуем чаще пользоваться ими для развития своего словесно-логического

    мышления.

    Способность устанавливать связи и

    соотношения ,иногда странные и даже

    шокирующие , лежит в основе любого

    творческого ума - вне зависимости от

    области или дисциплины .

    Джордж Дж . Зайдель , писатель

    6

    Специальные способности. Специальных способностей, наверное, столько,

    сколько видов деятельности, которыми человек может заниматься. Но среди

    этих видов деятельности есть особенно сложные и вместе с тем достаточно

    распространенные. Успешно ими заниматься человек может лишь при условии,

    что у него есть природные задатки к развитию соответствующих способностей

    и если такие способности постоянно развиваются. Речь идет о научной,

    конструктивно-технической, художественно-творческой, организаторской и

    других видах деятельности.

    Кроме того, в рамках каждого вида деятельности человека есть подвиды,

    требующие также особых способностей. Например, научная деятельность может

    быть связана с занятиями естественными науками (математикой, физикой,

    биологией и др.), общественными (история, философия, экономика, право и

    др.), гуманитарными (антропология, педагогика, психология и др.).

    Творческая деятельность в области техники может касаться создания

    различных машин, в том числе таких сложных, как ЭВМ, космические аппараты,

    средства связи, транспорт и т.п.

    Еще больше различных частных специализаций в художественном творчестве:

    литература, искусство, театр, кино, телевидение и др. Все эти в общем-то

    разные виды человеческой деятельности требуют наличия у человека

    высокоразвитых специальных способностей.

    Есть некоторые общие условия, следуя которым можно с успехом развивать

    такие способности. Рассмотрим их.

    Условие 1. Должен присутствовать и поддерживаться устойчивый интерес к

    систематическим и напряженным занятиям соответствующим видом деятельности.

    Без такого интереса никакие способности развиваться не будут, так как не

    будет должной мотивации.

    Интерес - основное условие, порождающее у человека желание заниматься

    данным видом деятельности и обеспечивающее развитие у него нужных

    специальных способностей. Сам по себе интерес не возникает на пустом

    месте, а появляется и развивается в процессе активных занятий

    соответствующим видом деятельности.

    Условие 2. Развивать способности можно только при наличии твердого

    характера, силы воли и желания преодолевать трудности. Эти трудности могут

    быть обусловлены и отсутствием у человека нужных задатков. Тогда ему

    придется приложить немало усилий для того, чтобы развить у себя

    соответствующие способности.

    Условие 3. Наличие элементарных общих задатков к занятиям данным видом

    деятельности.

    Строго говоря, совсем без каких бы то ни было задатков специальные

    способности развивать невозможно. У человека обязательно должны быть хотя

    бы задатки общего характера, такие, например, как хорошая память и

    развитый интеллект.

    Условие 4. Наличие работоспособности. Никакие иные способности при всех

    указанных выше и перечисленных ниже условиях не смогут нормально

    развиваться, если человек не умеет работать.

    Условие 5. Должно присутствовать выраженное стремление, соответствующая

    мотивация овладеть данным видом деятельности.

    Желание во что бы то ни стало добиться успеха именно в том виде

    деятельности, который выступает в качестве развивающего для

    соответствующих способностей, - важный фактор их становления. Такое

    желание проявляется, в частности, в стремлении превзойти окружающих людей,

    получить одобрение, похвалу, награду за успехи, добиться выдающихся

    результатов.

    Условие 6. Постоянная неудовлетворенность достигнутыми результатами,

    сочетаемая со стремлением добиться большего.

    Если человек вполне удовлетворен своими успехами и ни к чему большему не

    стремится, он, как правило, останавливается в своем развитии. Напротив,

    чувство неудовлетворенности стимулирует дальнейшее развитие.

    Условие 7. Высокий уровень притязаний человека. Под уровнем притязаний в

    данном случае понимаются те достижения, на которые рассчитывает человек,

    исходя из собственной оценки своих возможностей и способностей. Чем выше

    уровень притязаний, тем сильнее стремление человека к успехам и,

    следовательно, тем быстрее будут развиваться у него нужные способности.

    Условие 8. Вера в себя и в свои возможности.

    Условие 9. Систематические занятия соответствующей деятельностью,

    развивающей нужные способности.

    Условие 10. Стремление привносить творчество в решение поставленных задач,

    выбор наиболее сложных проблем. Это условие представляется важным для

    развития способностей потому, что задачи творческого характера и

    достаточно высокого уровня трудности эмоционально и интеллектуально

    привлекают людей гораздо больше, чем простые и рутинные задачи. Это

    связано, в частности, с тем, что творчество вызывает у человека повышенный

    интерес. В творческом процессе он открывает что-то новое для себя, в

    частности, собственные возможности и способности. В результате повышается

    его самооценка, в большей степени удовлетворяются социальные потребности.

    Рассмотрим, исходя из сформулированных условий, пути оптимального развития

    некоторых наиболее важных специальных способностей человека:

    математических, лингвистических, технических, педагогических и

    организаторских.

    Математические способности - широкое понятие, которое включает в себя

    знания из разных областей современной математики, а также умения и навыки

    по их практическому использованию.

    Среди частных способностей, которые входят в структуру общих и специальных

    математических способностей, можно выделить умение определять

    математические понятия, математически точно формулировать мысль; строить

    гипотезы и логически непротиворечиво, последовательно их доказывать;

    видеть связи, существующие между математическими понятиями, утверждениями

    и той реальностью, которую эти знания отражают; находить различные решения

    одной и той же математической задачи; определять и на строгом

    математическом языке описывать количественные отношения, существующие

    среди явлений реальной действительности.

    Такие частные способности можно развивать у многих людей, хотя, наверное,

    лишь у некоторых имеются особые задатки для достижения достаточно высокого

    уровня в этой области.

    Лингвистические способности проявляются в знании языка и в развитости

    речи. В последнем случае можно выделить и отдельно рассмотреть

    способности, касающиеся устной и письменной речи, ее монологической и

    диалогической форм. Знание языка предполагает владение информацией,

    касающейся лексики, грамматики, морфологии, стилистики и многого другого,

    что относится к языку.

    Владение устной речью включает в себя умения и навыки слушания, говорения,

    общения. Владение письменной речью содержит умение грамотно, стилистически

    правильно, образно и точно, с передачей всех возможных рациональных и

    эмоциональных оттенков в письменной форме излагать свою мысль.

    Монологическая речь связана с размышлениями про себя и с практикой устного

    изложения мыслей и чувств, а диалогическая - с умением правильно

    воспринимать через речь мысли и чувства других и передавать другим свои

    собственные мысли и чувства. Сюда же входят коммуникативные умения и

    навыки, связанные с поддержанием диалога или информационного обмена между

    людьми.

    Для развития лингвистических способностей нужно много читать, общаться,

    составлять устные и письменные тексты, публичные выступления. Только в том

    случае вы хорошо овладеете устной речью, если научитесь понимать других,

    оценивать их реакции на собственные высказывания, точно и кратко выражать

    собственные переживания и мысли. Заметим, что для этого необходимо

    научиться пользоваться не только речью как таковой, но и так называемыми

    паралингвистическими компонентами общения - мимикой, жестами,

    пантомимикой.

    Развитие технических способностей зависит от многих обстоятельств: от

    знания законов физики, свойств и способов обработки различных материалов,

    умения решать разнообразные технические задачи, пользоваться различными

    приборами, инструментами, машинами, составлять и читать чертежи,

    техническую документацию и т.п. Все эти знания и умения должны

    приобретаться с детства, и их формирование начинается обычно с освоения

    ребенком сложных предметных действий и выполнения операций с простейшими

    инструментами: ножницами, ножом, молотком, линейкой, отверткой и др.

    Для развития технических способностей очень важно знать устройство и

    принципы работы различных приборов и машин, уметь их разбирать, собирать,

    ремонтировать, конструировать. Это и есть те основные виды деятельности, в

    активных занятиях которыми развиваются и совершенствуются технические

    способности.

    Педагогические способности проявляются в знаниях педагогической теории и

    практики, а также педагогической психологии, в умении правильно обучать и

    воспитывать людей разного возраста, разного уровня психического развития,

    с теми или иными индивидуальными особенностями. Педагогические способности

    у человека обычно развиваются в детских играх, когда ребенок берет на себя

    роль взрослого - воспитателя, учителя или родителя, в школе в общении с

    товарищами и учителями, а также в семье - во взаимодействии с младшими

    братьями и сестрами.

    Организаторские способности проявляются в умении человека налаживать

    успешную совместную работу людей над решением различных задач.

    Первой психологической предпосылкой к развитию как педагогических, так и

    организаторских способностей является стремление быть лидером, руководить

    действиями других, оказывать на них психологическое влияние. Вторым важным

    условием становления данных способностей является развитое практическое

    мышление, которое, в частности, выражается в умении быстро находить

    оптимальные решения и наиболее удачные выходы из сложных ситуаций.

    7

    Невозможно вызвать процесс творчества по своей

    воле , невозможно умолить его снизойти на вас, даже

    давая обеты . На самом деле он придёт к вам скорее,

    когда ваш разум отдыхает , а воображение свобод-

    но блуждает .

    Моррис Кляйн , математик

    В классическом варианте , впервые описанном немецким психологом И . Г .

    Шульце , аутогенная тренировка ( сокращённо - АТ ) начинается с первой

    ступени , целью которой

    является приобретение навыков произвольного расслабления мышц и вызывание

    вместе

    с ним телесных ощущений тяжести , тепла , а затем лёгкости . Вместе с этим

    мысленно

    повторяются словесные формулы самовнушения хорошего настроения и

    самочувствия .

    На следующей ступени развивается способность произвольно вызывать в своём

    созна-

    нии различные мысленные образы и эмоционально их переживать . Как правило

    , вначале

    это могут быть образы отдельных цветов светового спектра , затем образы

    конкрерных

    предметов и мест , пребывание в которых может нести положительный

    эмоциональный

    заряд . В дальнейшем появляется возможность визуализировать уже образы из

    абстракт-

    ных понятий и различных качеств и, переживая их , достигать всё большего

    понимания

    и осознания психологических основ своей личности .

    Наконец , на высшей ступени АТ становится возможным совершать образные

    путе-

    шествия , наблюдая и принимая участие в последовательных сюжетных картинах

    , свое-

    го рода внутренних кинофильмах . Эти , по сути , небольшие сознательно

    управляемые сновидения могут иметь очень близкий к реальности характер ,

    не ограничивая воспри-

    ятия только зрительными картинами , а вызывая целостное переживание от

    всех чувств.

    Они положительно влияют на психологическое здоровье личности и раскрывают

    боль-

    шие возможности для внутреннего роста и самосовершенствования .

    * * *

    Понятие медитации изначально пришло в нашу культуру из восточных практик

    духов-

    ного совершенствования и в последнее десятилетие почти утратило

    первоначальный ореол

    таинственности и мистицизма . Всё большее число людей знают о медитации не

    только из

    книг , но и из своего практического опыта занятий . Причём если поначалу

    это просто бы-

    ли в основном независимые энтузиасты-экспериментаторы , которые занимались

    медитацией

    с целью личного саморазвития , то сейчас медитативные практики начинают

    применяться

    специалистами самых разных областей , в том числе в психотерапии и

    практической психо-

    логии .

    Медитация является очень многогранным и неоднозначным феноменом , на

    сегодня в ми-

    ре существуют сотни различных направлений медитации , в которых

    применяются десятки

    тысяч конкретных способов и техник . Поэтому стоит остановиться и сказать

    особо , в каком

    именно контексте или более определённом смысле будет рассматриваться и

    применяться

    нами медитация .

    Обычно в западной культуре под медитацией подразумевается то , что на

    самом деле

    может являться одной из ступеней аутогенной тренировки , когда человек

    учится сосредота-

    чиваться на определённых процессах и состояниях в трёх основных зонах

    своего сознания

    - во внутренних телесных ощущениях , чувствах внешнего восприятия и уме .

    В более узком

    представлении , медитацией считается сидение в специальной позе и

    концентрация внима-

    ния на чём-то одном , например , на дыхании , звуках мантры , внешнем

    объекте , или на ка-

    ком-нибудь предмете размышления . Часто даже сам термин медитация

    переводится только

    как сосредоточение , или сосредоточенное размышление о чём-то . При более

    глубоком , сущ-

    ностном рассмотрении множества существующих теорий и практик медитации

    можно вы-

    делить наиболее общие , очень простые изначальные качества , на которых мы

    и будем опи-

    раться в этом вопросе .

    Прежде всего , медитация - это сама жизнь , максимально осознанная в

    каждом моменте

    настоящего . Жизнь , переживаемая предельно искренне и тотально в любом из

    проявлений целостного по своей истинной природе человека . Специально

    говорить о медитации имеет смысл постольку , поскольку большая часть жизни

    современного человека состоит из иска-

    жённого \"эго\" восприятия реальности и почти неосознаваемого , механически

    повторяемого

    фрагментарного её переживания . Несомненно , что на фоне общепринятой

    жизни психичес-

    кая гармония и целостность воспринимаются сегодня , подобно линии

    горизонта , скорее не-

    достижимым идеалом , чем действительным критерием реальности любого

    переживания .

    Поэтому состояние сознания , а вернее сказать , осознания , которое

    достижимо в медитации

    как правило , очень редко встречается в повседневности и его принято

    называть необычным

    или изменённым . Оно не является трансом или возвышенными видениями , оно

    имеет отно-

    шение к восприятию и отношению того , что появляется каждое мгновение -

    \"здесь и сейчас\",

    того , что принято считать обыденной жизнью .

    Это то совершенное состояние непрерывного присутствия духа и гармонии , к

    которому

    стремятся религиозные люди , йоги и приверженцы различных традиций

    духовного совершен-

    ствования . Достигших его называют просветлёнными или святыми , теми , кто

    обрёл Бога

    при жизни . Но несмотря на безусловную уникальность этого состояния ,

    представление о

    нём у большинства людей , как правило , имеет две несоответствующие

    реальному положе-

    нию дел крайности . Первая из них вызвана сильной канонизацией облика тех

    немногих

    Учителей и святых , которые открыто служили человечеству , и отсутствие

    достаточной ин-

    формации о немалом числе людей , которые , обретя просветление , служили

    тайно или , в

    силу разных причин , не смогли или не захотели нести свою истину другим .

    Вторая край-

    ность находится в непосредственной связи с первой и проявляется в

    обыденном затирании

    духовных основ жизни и успокоительной замене их множеством культурных и

    псевдокуль-

    турных ценностей , преподносимых в усреднённом и произвольно смешанном

    виде автори-

    тетными в данное время в обществе людьми . Результат плюралистического

    объединения

    множества отдельных ярких открытий и культурных достижений человечества

    подобен эф-

    фекту смешивания чистых цветов красок : во всех случаях , когда их более

    трёх , появляет-

    ся только серый цвет . И всё же неизбежная серость общественного

    усреднения не способ-

    на полностью сокрыть ткань истинной реальности , ведь реальность

    заключается во всём -

    как в великом , ценимом и искажаемом большинством людей , так и в малом ,

    обычно ими

    не замечаемом .

    Это малое проявляется , когда мы самозабвенно увлечены интересным делом ,

    когда мы

    чем-то искренне восхищены , удивлены или обрадованы , когда полностью

    слушаем , если

    слушаем , когда полностью смотрим , если смотрим , когда полностью думаем

    , если думаем,

    то есть когда переживая что-нибудь , мы делаем это целостно - от души и

    всем сердцем .И

    оно появляется всегда , когда мы любим , и не просто кого-то или что-то ,

    а именно в люб-

    ви как состоянии души , сердца и ума , когда в них не остаётся места для

    \"я\" . И та неза-

    метная ,огромная энергия мыслей и чувств , которая обычно расходуется на

    непрерывное

    создание и поддержание своего \"эго\" , со всеми его проблемами и амбициями

    , мнениями и

    бесконечными сравнениями всего относительно самого себя , вдруг

    освобождается , словно

    вспыхнувшее пламя . В эти секунды , а порою минуты и часы , которые на

    самом деле мы

    тогда и не замечаем , время исчезает , - мы действительно живём ,

    наполняясь жизнью и

    сливаясь с нею в едином потоке реальности .

    Cписок использованной литературы :

    О . Денисенко . Уроки мышления в школе и дома . - СПб.: Б&K,2002

    Р.С.Немов . Психология .

    Л.С.Выготский . Психология искусства . - Москва : Искусство,1968

    Т . Вуджек . Тренировка ума . - СПб: Питер Пресс,1996

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.