МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Организационное поведение

    Организационное поведение

    16.02.2002

    Введение в организационное поведение.

    1. Социальная осмысленность управления.

    Перестройка управления после 1998 года становится невозможной без

    овладения менеджерами науки организационное поведение, которая изучает

    поведение людей и групп в организации. Эта дисциплина интегрирует в себе

    ряд родственных дисциплин, в том числе психологию, социологию, педагогику,

    менеджмент и ряд других.

    В качестве организационных систем в данной дисциплине рассматривается

    личность, группа (трудовой коллектив (исчез из Гражданского Кодекса)),

    организация, общности (профессиональные, территориальные, национальные).

    Организационной единицей выступает личность, которая лежит в основе любых

    организационных структур.

    2. Определение дисциплины организационного поведения.

    Организационное поведение – систематически научный анализ индивидов,

    групп и организаций, с целью понять, предсказать и усовершенствовать

    индивидуальное исполнение и функционирование организации (то есть в основе

    лежит личность).

    Организационное поведение – изучение людей и групп в организации. Это

    академическая дисциплина, которая помогает руководителю принимать

    действенные решения при работе с людьми, в сложной динамической среде. Она

    объединяет концепции и теории, относящиеся к отдельным людям, группам,

    организации в целом.

    В соответствии с последним определением будем выделять 3 уровня проблем

    поведения:

    o Личностные;

    o Групповые;

    o Общеорганизационные.

    3. Концепции менеджмента, на которые опирается организационное поведение.

    Выделяют 4 наиболее важных концепции менеджмента:

    1. Научное управление (классический менеджмент).

    2. Административное управление.

    3. Управление с позиций психологии и человеческих отношений.

    4. Управление с позиций науки о поведении.

    Организационное поведение опирается на две последние концепции, и вместе

    с управлением персонала образуют общественную систему управления

    человеческими ресурсами. Концепция управления с позиций психологии и

    человеческих отношений – менеджмент рассматривается, как наука,

    обеспечивающая выполнение работы с помощью других людей, при этом рост

    производительности труда в большей степени обеспечивается за счет изменения

    отношений между работниками и менеджерами, нежели за счет повышения

    заработной платы. Исследования в этой области показали, что изменения в

    отношении к людям могут дать толчок к повышению производительности. В свою

    очередь концепция управления с позиций науки о поведении –

    эффективность организации напрямую зависит от эффективности ее человеческих

    ресурсов. Составляющими являются: социальное взаимодействие, мотивация,

    власть и лидерство, организационная и коммуникационная система,

    содержательность работы и качество жизни.

    4. Подходы и методы к изучению организационного поведения.

    Можно выделить два основных подхода:

    1. Метод проб и ошибок. Основан на накоплении жизненного опыта, на поиске

    эффективных моделей поведения.

    2. Использование специальных методов и методов смежных дисциплин. Этот

    подход связан с овладением теоретическими знаниями и практическими

    навыками.

    Для руководителя важно сочетать оба этих подхода.

    При изучении организационного поведения используются следующие методы:

    o Опросы, включая интервью, анкетирование, тестирование.

    o Сбор и анализ информации фиксирован (основано на изучении документов).

    o Наблюдение и эксперименты.

    5. Историческая справка.

    Исследования Э. Мэйо и взгляды Ч. Бернардо акцентировали внимание на

    человеческом социальном факторе в организации, на назначение этого фактора.

    Американские исследователи указывают на существующую роль лидера в

    организации (Ч. Бернардо). Роль, которая состоит в овладении социальными

    силами в организации, в управлении ее неформальными компонентами,

    формировании ценностей и норм. Взгляды Мэйо и Бернардо явились

    предпосылками к расширению исследований в рамках организационного

    поведения. Дисциплина организационное поведение берет свое начало с отчета

    Р. Гордона, Д. Хауэлла. Основный вывод их исследований сводится к тому, что

    академическую психологию трудно использовать менеджерам на практике.

    Требуется новый подход, который должен был обощить исследования в области

    поведения отдельных людей и групп в организации. В результате

    организационное поведение объединило в себе отдельные области психологии,

    социологии, педагогики и других наук.

    6. Особенности организационного поведения в России.

    В результате изменений происходящих в социальной, экономической и

    управленческой сферах, требуется определенный подход, не только пассивный к

    адаптации людей в этих условиях, но и необходима активная адаптация. Для

    данных условий характерно:

    1) Формирование специфических особенностей организационного поведения у

    различных групп и работников.

    2) Снижение уверенности людей в завтрашнем дне, возможности позитивных

    перемен.

    3) Поиск моральной поддержки в своих детях и страх перед старостью.

    7. Элементы в управленческой деятельности, управленческие функции.

    Управленческая деятельность складывается из информационной подготовки

    принятия реализации управленческого решения. Руководитель занимается

    планированием, организацией, контролем и выполняет функции лидера.

    Эффективность управленческой деятельности определяется определенными

    качествами руководителя (навыками социального взаимодействия и

    межличностных отношений, ориентацией на достижение успеха, социальной

    зрелостью, практическим интеллектом, способностью к сложной работе,

    социальной приспособляемостью, лидерством).

    Элементы управленческой деятельности.

    Управленческие функции.

    Эффективность управленческой деятельности.

    Успешное

    достижение

    цели

    Расточительное Сберегающее

    Использование

    Ресурсов

    8. Персональное развитие организации.

    Постоянное усовершенствование управленческого персонала в его

    деятельности является залогом к устойчивости и эффективности

    функционирования организации. Существуют различные формы обучения, включая

    самообучения, обучение, обучение в деятельности.

    Основные факторы, определяющие эффективность обучения в деятельности:

    o Личность, работа, среда (особенность деятельности, среды, культуры,

    понимание учебного процесса, прошлый опыт обучения, мотивации обучения

    и др.).

    o Навыки обучения (установление управленческих стандартов исполнения

    работы, оценка достижений, определение возможности обучения,

    постоянное развитие учебных планов).

    Способность к обучению складывается из:

    o Оценка своих потребностей;

    o Планирование личного обучения;

    o Умение слушать;

    o Способность к самопознанию и др.

    Личность в организации.

    Холерик. Сильная нервная система, легко переключается с одной работы на

    другую, но неуравновешенная нервная система, что мешает его уживчивости и

    совместимости с другими людьми.

    Сангвиник. Сильная нервная система, обладает хорошей работоспособностью,

    легко переходит к другому виду деятельности, легко переживает неудачи.

    Флегматик. Сильная работоспособная нервная система, но с трудом

    включается в другую работу и приспосабливается к новой обстановке,

    преобладание спокойного ровного настроения, чувства отличаются

    постоянством.

    Меланхолик. Отличается низким уровнем психической активности,

    замедленными движениями, быстрой утомляемостью, высокой чувствительностью.

    Чуткость к другим делает его универсально уживчивым с другими людьми.

    Показатели интроверсии – экстраверсии характеризуют индивидуальную

    психологическую ориентацию человека, либо на мир внешних объектов

    (экстраверт), либо на внутренний субъективный мир (интроверт). Экстравертам

    свойственно общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая

    инициативность, но малая настойчивость, высокая социальная

    адаптированность, они ориентированы на внешнюю оценку, хорошо справляются с

    работой, требующей быстрого принятия решений. Интровертам присуще

    замкнутость, необщительность, социальная пассивность (при достаточно

    большой настойчивости), склонность к самоанализу, у них затруднена

    социальная адаптация. Они хорошо справляются с монотонной работой,

    аккуратны и педантичны.

    Показатель нейротизма характеризует человека со стороны его эмоциональной

    устойчивости (стабильности). Эмоционально устойчивые (стабильные) люди не

    склонны к беспокойству, устойчивы по отношению к внешним воздействиям,

    вызывают доверие, склонны к лидерству. Эмоционально нестабильные

    (нейротичные) чувствительны, эмоциональны, тревожны, склонны болезненно

    переживать неудачи и расстраиваться по мелочам.

    Каждый тип темперамента природно обусловлен, что руководителю нужно

    учитывать.

    Мотивации теории Маслоу используются руководством коллектива:

    1. Физиологические потребности;

    2. Потребности в безопасности;

    3. Социальные потребности;

    4. Потребности в уважении;

    5. Потребность в самовыражении.

    Действия руководителей по отношению к подчиненным (методы удовлетворения

    потребностей подчиненных):

    Социальные потребности.

    1) Давайте сотрудникам такую работу, которая позволяла бы им общаться.

    2) Создайте на рабочих местах дух единой команды.

    3) Проводите с подчиненными периодические совещания.

    4) Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не

    наносят организации ущерб.

    5) Создайте условия для социальной активности членов организации вне

    работы.

    Потребность в уважении.

    1) Предлагайте подчиненным более содержательную работу;

    2) Обеспечивайте им положительную обратную связь с достигнутыми

    результатами.

    3) Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты.

    4) Привлекайте подчиненных к формированию целей и выработке решений.

    5) Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия.

    16.03.2002

    Методические и методологические основы

    организационного поведения.

    1. Виды социологических исследований:

    Разведывательные исследования. Наиболее простой вид конкретно

    социологического анализа. Решает весьма ограниченные задачи, охватывает

    небольшие группы людей, основывается на упрощенной программе и сжатом

    инструментарии (понимаются различные документы по сбору первичной

    информации – анкеты, бланки интервью, опросные листы и т.д.) Данный метод

    используется для получения предварительных сведений о предмете и объекте

    исследований в углубленных исследованиях.

    Описательные исследования. Более сложный вид конкретно социологического

    анализа. Предполагает получение целостного представления об изучаемом

    явлении, его структурных элементах. Проводится по полной достаточно

    подробно разработанной программе и на базе опробованного инструментария.

    Применяется, когда объект исследования достаточно большая группа людей

    (например, коллектив предприятия: люди разных профессий и возрастных

    категорий, разного уровня образования и т.д.).

    Аналитические исследования. Наиболее углубленный вид социологического

    анализа. Ставит своей целью выявление причин и факторов, влияющих на

    исследуемые явления или процесс. Подготовка этого исследования связана с

    разработкой полной программы и соответствующего инструментария.

    Самостоятельной разновидностью аналитического исследования является

    эксперимент. Создается экспериментальная ситуация путем изменения обычных

    условий функционирования объекта. В ходе эксперимента изучается поведение

    задействованных факторов, которые придают объекту новые черты и свойства.

    2. Методы сбора эмпирических данных:

    Опрос. Наиболее распространенный вид социологического исследования.

    Широко используется для сбора первичной информации (90% всех

    социологических данных собираются с помощью этого вида).

    Опрос подразделяется:

    . Анкетирование;

    . Интервьюирование.

    При анкетировании заранее формируются вопросы для респондентов.

    Интервьюирование используется в том случае, когда последующий вопрос для

    респондента зависит от ответа на предыдущий вопрос.

    Социологическое наблюдение. Представляет собой целенаправленное и

    систематизированное восприятие какого-либо явления, черты, свойства или

    особенности. Формы фиксации могут быть различны (бланк, дневник наблюдения,

    фото- или киноаппаратура и т.д.).

    Анализ документов. Источником информации выступают текстовые сообщения.

    Этот метод позволяет получать сведения о прошедших событиях. Может выявлять

    тенденцию и динамику изменений отдельных черт объекта, последствий.

    3. Подготовка социологического исследования. Программы и план

    исследований.

    Социологические исследования требуют тщательной подготовки. При этом

    необходимо:

    1) Позаботиться о теоретической основе исследования;

    2) Продумать общую логику его поведения;

    3) Разработать методические документы для сбора

    информации;

    4) Сформировать рабочую группу исследователей;

    5) Предусмотреть необходимые ресурсы (финансовые,

    трудовые ресурсы и т.д.).

    Программа социологического исследования:

    Является стратегическим документом, который раскрывает концепцию

    исследования и намерения организаторов по проведению анализа исследуемой

    проблемы. Программа социологического исследования включает:

    1. Методологическую часть:

    1. Обоснование проблем исследования. Проблемой исследования называют

    поставленную самой жизнью противоречивую ситуацию, которая

    затрагивает интересы исследуемой группы людей.

    2. Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает

    носитель той или иной проблемы. Предмет исследования включает в

    себя стороны и свойства объекта, которые выражают исследуемую

    проблему (скрывающиеся в ней противоречия).

    3. Цель исследования. Ставится в зависимости от исследуемых свойств

    объекта исследования (если исследуется состояние производственной

    дисциплины на предприятии, то целью исследования будет анализ

    факторов, влияющих на состояние производственной дисциплины и

    разработка рекомендаций, направленных на укрепление этой

    дисциплины).

    4. Логический анализ основных понятий. Прибегает к косвенным методам

    расчленения предмета анализа. Расчленяется не само исследуемое

    явление, а понятие, символизирующее это явление. Логический анализ

    включает две процедуры:

    o Интерпретацию основных понятий;

    o Операционализацию основных понятий.

    Пример: состояние производственной дисциплины – степень

    сознательного соблюдения правил и норм трудового процесса и

    технологии труда.

    Состояние производственной дисциплины

    (структурная операционализация)

    Состояние производственной дисциплины

    (аналитическая операционализация)

    Состояние производственной дисциплины

    (факторная операционализация)

    5. Гипотеза исследований. Научное предположение, выдвигаемое для

    объяснения каких-либо фактов, явлений или процессов, которые надо

    подтвердить или опровергнуть. Гипотезы:

    . Основные;

    . Дополнительные.

    6. Задачи исследования. На основе сформулированных гипотез ставится

    задача исследования, они так же могут быть:

    . Основные;

    . Дополнительные.

    7. Определение выборочных совокупностей. Необходимо обосновать размер

    (проект) выборки. Выборка должны быть репрезентативной (отражать

    свойства генеральной совокупности), чтобы можно было распространить

    результаты исследований на всю группу людей.

    8. Методы сбора первичной информации:

    1) Вторичный анализ статистических материалов по заводским данным по

    результатам предыдущих исследований;

    2) Сбор первичной информации при помощи анкет.

    9. Логическая структура инструментария и сбора первичной информации.

    Логическая структура анкеты рабочего.

    |№ |Операционные |Индикатор |Тип шкалы|№ |

    | |понятия | |измерений|вопроса |

    | | | | |в анкете|

    | |I. Профессия, | | | |

    | |квалификация, | | | |

    | |удовлетворение | | | |

    | |работой | | | |

    |1.|Профессия |Вид |Номинальн|1. |

    | | |профессии |ая шкала | |

    |2.|Соответствие |Индивидуаль|Ранговая |2. |

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.