МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Основные этапы развития психологии, основные направления развития зарубежной психологии ХIX - XXвв

    Основные этапы развития психологии, основные направления развития зарубежной психологии ХIX - XXвв

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    ФАКУЛЬТЕТ «МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ»

    Контрольная работа

    по психологии

    тема: Основные этапы развития психологии, основные направления развития

    зарубежной психологии ХIX - XXвв.

    Выполнил:

    студент гр. 3-23-16(з)

    Зайнулина М.Р.

    «___» __________

    _______________

    Проверил:

    Ижевск 2004г.

    Содержание:

    Введение 3

    1. Этапы развития психологии 4

    1.1 Развитие психологии в период античности 4

    1.2 Развитие психологии в период средневековья и эпохи возрождения 5

    1.3. Развитие психологии в новое время 7

    2. Становление отечественной психологии 10

    3. Зарубежная психология 13

    3.1 Бихевиоризм 14

    3.2 Гештальтпсихология 15

    3.3 Глубинная психология 16

    3.4 Французская социологическая школа 18

    3.5 Описательная психология 19

    Литература: 21

    Введение

    Возникновение элементов психологического знания следует, по-видимому,

    отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он,

    человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В

    научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе

    развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в

    качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа,

    Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло

    важную роль в становлении психологического комплекса знаний.

    Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в

    философии, в области естественно - научного звания, прежде всего в

    медицине, шло накопление сведений об организме человека, его анатомии,

    физиологии и биохимии. При этом все более выявлялось противоречие

    философского психологического знания о душе и естественно - научного знания

    о человеке. В то же время ни философская психология, ни науки об организме

    человека оказались не в состоянии ответить на вопрос, как снять это

    противоречие.

    Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики,

    характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот

    процесс также важен, как и результат - наука психология.

    В своем развитии психология прошла несколько этапов. Первые

    представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) –

    древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете,

    есть душа. В этот период представления о душе основывались на

    многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных

    верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).

    Эпоха Средневековья, длившаяся почти десять веков, не имеет в истории

    достаточно четкой периодизации. Началом этой эпохи считают падение Римской

    империи, т. е. V век. В то же время все ученые отмечают, что элементы

    средневековой идеологии, так же как и средневековой науки, появились

    значительно раньше, уже в III в.

    Одной из важнейших характеристик средневековой науки, в частности

    психологии, была ее тесная связь с религией. Точнее говоря, небогословской,

    внецерковной науки в то время в Европе не существовало. Ее важной

    особенностью в этот период было появление сакральности, от которой

    психология избавлялась при переходе от мифологии к научному знанию в VII-VI

    вв. до н.э зависимость от религии снова поставила вопрос о связи и

    взаимовлиянии знания и веры, который и стал важнейшим для ученых на

    протяжении всего этого периода.

    Появление новых подходов к построению науки в XV-XVI вв., связанных со

    стремлением к рациональности и доказательности теоретических положений,

    ознаменовало наступление нового этапа в процессе становления психологии.

    Развитие этих подходов стало ведущим мотивом ученых, разрабатывавших

    психологические концепции в Новое время.

    Этапы развития психологии

    1 Развитие психологии в период античности

    0Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э.

    было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке,

    рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием

    тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые

    возникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучавшую

    общие закономерности общества, природы и человека. Эта наука получила

    название натурфилософии (философии), в течение долгого периода времени,

    почти 20 веков, психология оставалась частью философии. Естественно, что в

    обширном предмете философии к психологии относилась область, связанная в

    первую очередь с человеком, да и само исследование души (психики)

    связывалось преимущественно с особенностями психики человека. В то же время

    область психического не ограничивалась человеком, но распространялась на

    весь мир. Такой подход получил название панпсихизм - направление, которое

    считает весь мир одушевленным и наделенным душой. В течение нескольких

    веков (примерно до III в. до н.э.) разница между психикой человека и

    животных рассматривалась как чисто количественная, а не качественная.

    Несколько позже появилась идея о том, что конкретный материальный

    объект (вода, земля или воздух), даже очень важный для мира и

    жизнедеятельности, не может быть первоосновой. Уже Анаксимандр (VI в. до

    н.э.) писал о «беспредельном», т. е. о таком физическом начале, из которого

    все возникает и в которое все превращается. В теориях Левкиппа и Демокрита

    (V-IV вв. до н.э.) возникла идея атомов, мельчайших, невидимых миру частиц,

    из которых и состоит все окружающее. Атомистическая теория, разработанная

    этими учеными, была весьма распространена и являлась составной частью

    психологических учений многих ученых не только Древней Греции, но и Рима.

    Среди важнейших функций души психологи античности называли познание

    мира. Сначала в процессе познания выделялось всего две ступени - ощущение

    (восприятие) и мышление. При этом для психологов того времени не

    существовало разницы между ощущением и восприятием, выделение отдельных

    качеств предмета и его образа в целом считалось единым процессом.

    Постепенно изучение процесса познания мира становилось все более значимым

    для психологов, а в самом процессе познания выделялось уже несколько

    этапов. Платон впервые выделил память как отдельный психический процесс,

    подчеркнув ее значение как хранилища всех наших знаний. Аристотель, а вслед

    за ним и стоики, выделили еще и такие познавательные процессы, как

    воображение и речь. Таким образом, к концу античного периода представления

    о структуре процесса познания были близки к современным, хотя мнения о

    содержании этих процессов, конечно, существенно различались.

    В это время ученые впервые стали задумываться над тем, как же

    происходит построение образа мира, какой процесс - ощущение или разум -

    является ведущим и насколько построенная человеком картина мира совпадает с

    реальной. Иначе говоря, многие вопросы, которые и сегодня остаются ведущими

    для когнитивной психологии, были поставлены именно в то время.

    В VII-IV вв. до н.э. появились первые научные концепции психики, в

    которых она рассматривалась, прежде всего, как источник активности тела.

    При этом считалось, что душа человека и души других живых существ имеют

    чисто количественные различия, так как человек, как любое живое существо,

    подчиняется тем же законам, что и все в природе. В это же время возникли и

    первые теории познания, в которых преимущество отдавалось эмпирическому

    знанию. Эмоции рассматривались в качестве основного регулятора поведения.

    Главное, что уже в этот период были сформулированы ведущие проблемы

    психологии: в чем заключаются функции души, каково ее содержание, как

    происходит познание мира, что является регулятором поведения, есть ли у

    человека свобода этой регуляции.

    Античные ученые поставили проблемы, веками направляющие развитие наук о

    человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как

    соотносятся в человеке телесное и духовное, разумное и иррациональное и

    многое иное.

    Окончился этот период в III-IV вв., когда зарождающаяся религия начала

    доминировать над научными концепциями и стал возвращаться сакральный подход

    к знаниям, которые рассматривались не с точки зрения их доказательности, а

    с точки зрения веры или неверия. Наступал период Средневековья.

    2 Развитие психологии в период средневековья и эпохи возрождения

    Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление

    церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку),

    утвердилось представление, что душа является божественным,

    сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть

    подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь

    внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие

    таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

    После упрочения господства христианской церкви появилась необходимость

    внести дополнения, разъяснения или трансформировать некоторые положения

    христианства. Нужно было и канонизировать постулаты, вытекающие из реалий,

    для того чтобы предотвратить распространение ереси, несущей церкви раскол.

    Так возник новый этап - патристика, учение отцов церкви, в котором

    богословие начинает обращаться к знаниям, накопленным в античности. С этого

    времени и почти до XII-XIII вв. взаимоотношения церкви и науки снова

    изменяются, причем церковь становится одним из главных хранителей и

    распространителей знаний.

    Монастыри становились оплотом науки, в них хранили книги и обучали

    грамоте. Вообще единственными грамотными людьми, как правило, были монахи,

    а светские люди, феодалы, даже высшая знать, часто не умели писать и

    считать. В монастырях хранились не только церковные, но и светские книги, в

    том числе списки с книг античных психологов. Эти работы изучались и

    развивались в трудах церковных ученых, обычно работавших при монастырях.

    Важным было и то, что в это суровое время монастыри давали защиту, охраняли

    от голода и многих болезней, от военных грабежей. Несмотря на

    противодействие императоров, власть пап оставалась достаточно крепкой,

    чтобы противодействовать любым попыткам пошатнуть авторитет церкви. Этому

    способствовало и то, что, несмотря на остатки языческих верований,

    большинство светских властителей также были глубоко верующими людьми.

    Такое положение просуществовало несколько веков, однако уже к XII-XIII

    вв. оно начало изменяться. Однако для взаимоотношений науки и религии этот

    поворот оказался не столь благоприятным, так как духовенство перестало быть

    единственным оплотом культуры. В это время стали появляться первые светские

    университеты, начала в Болонье, а затем в Париже. Открывались и светские

    школы - т.е. грамотными уже были не только монахи, но и аристократия купцы

    и ремесленники. Усиление городов с их самоуправлением, для которого

    необходимо высокое мастерство и выполнение цеховых правил, требовало и

    новой культуры, нового самосознания человека. Появилась и сильная светская

    власть, которая подчинила себе церковную.

    Именно в это время и зародилась схоластика, которая в этот момент была

    достаточно прогрессивным явлением, так как предполагала не только пассивное

    усвоение старого, но и активное разъяснение и модификацию готового знания,

    развивала умение логически мыслить, приводить систему доказательств и

    строить свою речь. Тот факт, что это знание уже готовое, т.е. схоластика

    связана с использованием репродуктивного, а не творческого мышления, тогда

    мало настораживал, так как даже репродуктивное мышление направлено на

    получение и доказательство знания. Однако со временем схоластика начала

    тормозить развитие новых знаний, приобрела догматический характер и

    превратилась в набор силлогизмов, которые не позволяли опровергнуть старые,

    неправильные или неверные в новой ситуации положения. Точно так же и

    церковь, бывшая в VI-Х вв. во многом хранительницей знаний, становилась

    тормозом на пути развития науки. В стремлении сохранить за собой

    приоритетные позиции церковь препятствовала развитию новых концепций,

    которые противоречили ее многочисленным догмам, причем со временем этих

    противоречий становилось все больше, а неприятие возрастало. Именно в

    позднем Средневековье приобретала все большее значение инквизиция, которая

    пыталась отстоять прежние позиции церкви во власти и науке.

    Все большее влияние на психологию Средневековья начинали оказывать и

    работы Платона и Аристотеля, концепции которых постепенно приобретали все

    более ортодоксальный характер. Многие крупные ученые того времени (Ибн

    Рушд, Ф. Аквинский) были последователями Аристотеля, доказывая, что именно

    их толкование этой теории единственно верное.

    К кругу традиционных психологических проблем, исследуемых в

    средневековой науке, относится, прежде всего, изучение процесса мышления и

    его взаимосвязи с речью. Анализируя становление понятийного мышления,

    ученые ставили вопрос о происхождении общих понятий (универсалии). Наряду с

    вопросом о взаимосвязи знания и веры он становится одним из центральных в

    период схоластики. При этом реалисты (Эриугена, Гильом, Ансельм

    Кентерберийский) доказывали, что общие понятия реально существуют еще до

    вещей, в уме у Бога. Такой подход перекликался с позицией Платона,

    утверждавшего, что общие понятия существуют в мировой душе, являясь

    образцом для реальных предметов. Номиналисты (Росцелини, позднее Д. Скот,

    У. Оккам), напротив, считали, что общие понятия не существуют в реальности,

    есть лишь «дуновение голоса», т.е. слово, которым для удобства общения

    фиксируют группу сходных предметов. Основатель концептуализма (направления,

    примыкавшего к номинализму) П. Абеляр доказывал, что общие понятия

    существуют и вне вещей, в уме человека, т.е. слово - это не только звук, но

    и значение, которое, оставаясь в названиях, передается людям. При этом он

    одним из первых (наряду с Эриугеной) отстаивал верховенство разума над

    верой, говоря о том, что надо понимать, чтобы верить. Так к XI-XII вв. в

    науке начал возрождаться рационализм, который стал ведущим направлением в

    психологии и философии Нового времени.

    В то же время наряду с продолжением исследования традиционных для

    античной науки вопросов психология Средневековья занимается и новыми

    проблемами. Прежде всего к ним относится изучение взаимосвязи психических и

    соматических болезней, проводившееся известным арабским психологом и врачом

    Ибн Синой. Эти работы заложили основы современной психофизиологии, впервые

    вскрыли природу стрессов и их влияние на состояние психики.

    В церковной психологии также проводились важные исследования,

    направленные на изучение способов манипуляции большой массой людей, приемов

    снижения психического напряжения. Однако в трудные для человека моменты, во

    время социальных катаклизмов (войн, эпидемий и т.д.), случавшихся

    достаточно часто, особенно на протяжении VI-Х вв., этих естественных

    регуляторов психологической стабильности оказывалось недостаточно. Поэтому

    было необходимо разработать способы эмоциональной разрядки, очищения от

    страха и чувства вины. Такие способы были найдены в самой церковной

    культуре. Это были, прежде всего, обряды исповеди и покаяния; они давали

    людям уверенность в возможности очищения, снятия вины за свои поступки, за

    нарушения правил, неизбежные в реальной жизни, в возможности прощения и

    искупления тех ошибок, которые были ими сделаны. Таким образом,

    недовольство собой не накапливалось, снималась напряженность от осознания

    своих грехов, что способствовало укорененности и с собой, и с другими,

    предотвращало снижение самооценки. Терапевтический эффект этих обрядов был

    тесно связан с глубокой верой, надеждой на загробное воздаяние, которые

    служили в этом случае основой для катарсиса.

    На вере основывались и способы лечения некоторых психосоматических

    заболеваний (например, истерии), которые использовались многими

    священнослужителями в средние века. Уверенность людей в том, что данный

    священник действительно может им помочь, приводила к тому, что наложение

    рук, прикосновение к одежде и т. п. становились мощным стрессовым фактором,

    излечивавшим больного. Технология внушения, помогающая при подобных

    заболеваниях, впоследствии была использована и в психоанализе.

    В этот период продолжалось и развитие ораторского искусства,

    направленного на управление чувствами слушателей, заражение их определенным

    эмоциональным состоянием. Если в античности эти приемы основывались главным

    образом на речи, то в Средневековье использовались и невербальные средства

    (жесты, паузы, интонации и т.д.), что было серьезным приобретением

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.