Основные этапы развития психологии, основные направления развития зарубежной психологии ХIX - XXвв
Основные этапы развития психологии, основные направления развития зарубежной психологии ХIX - XXвв
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ «МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ»
Контрольная работа
по психологии
тема: Основные этапы развития психологии, основные направления развития
зарубежной психологии ХIX - XXвв.
Выполнил:
студент гр. 3-23-16(з)
Зайнулина М.Р.
«___» __________
_______________
Проверил:
Ижевск 2004г.
Содержание:
Введение 3
1. Этапы развития психологии 4
1.1 Развитие психологии в период античности 4
1.2 Развитие психологии в период средневековья и эпохи возрождения 5
1.3. Развитие психологии в новое время 7
2. Становление отечественной психологии 10
3. Зарубежная психология 13
3.1 Бихевиоризм 14
3.2 Гештальтпсихология 15
3.3 Глубинная психология 16
3.4 Французская социологическая школа 18
3.5 Описательная психология 19
Литература: 21
Введение
Возникновение элементов психологического знания следует, по-видимому,
отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он,
человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В
научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе
развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в
качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа,
Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло
важную роль в становлении психологического комплекса знаний.
Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в
философии, в области естественно - научного звания, прежде всего в
медицине, шло накопление сведений об организме человека, его анатомии,
физиологии и биохимии. При этом все более выявлялось противоречие
философского психологического знания о душе и естественно - научного знания
о человеке. В то же время ни философская психология, ни науки об организме
человека оказались не в состоянии ответить на вопрос, как снять это
противоречие.
Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики,
характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот
процесс также важен, как и результат - наука психология.
В своем развитии психология прошла несколько этапов. Первые
представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) –
древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете,
есть душа. В этот период представления о душе основывались на
многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных
верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).
Эпоха Средневековья, длившаяся почти десять веков, не имеет в истории
достаточно четкой периодизации. Началом этой эпохи считают падение Римской
империи, т. е. V век. В то же время все ученые отмечают, что элементы
средневековой идеологии, так же как и средневековой науки, появились
значительно раньше, уже в III в.
Одной из важнейших характеристик средневековой науки, в частности
психологии, была ее тесная связь с религией. Точнее говоря, небогословской,
внецерковной науки в то время в Европе не существовало. Ее важной
особенностью в этот период было появление сакральности, от которой
психология избавлялась при переходе от мифологии к научному знанию в VII-VI
вв. до н.э зависимость от религии снова поставила вопрос о связи и
взаимовлиянии знания и веры, который и стал важнейшим для ученых на
протяжении всего этого периода.
Появление новых подходов к построению науки в XV-XVI вв., связанных со
стремлением к рациональности и доказательности теоретических положений,
ознаменовало наступление нового этапа в процессе становления психологии.
Развитие этих подходов стало ведущим мотивом ученых, разрабатывавших
психологические концепции в Новое время.
Этапы развития психологии
1 Развитие психологии в период античности
0Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э.
было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке,
рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием
тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые
возникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучавшую
общие закономерности общества, природы и человека. Эта наука получила
название натурфилософии (философии), в течение долгого периода времени,
почти 20 веков, психология оставалась частью философии. Естественно, что в
обширном предмете философии к психологии относилась область, связанная в
первую очередь с человеком, да и само исследование души (психики)
связывалось преимущественно с особенностями психики человека. В то же время
область психического не ограничивалась человеком, но распространялась на
весь мир. Такой подход получил название панпсихизм - направление, которое
считает весь мир одушевленным и наделенным душой. В течение нескольких
веков (примерно до III в. до н.э.) разница между психикой человека и
животных рассматривалась как чисто количественная, а не качественная.
Несколько позже появилась идея о том, что конкретный материальный
объект (вода, земля или воздух), даже очень важный для мира и
жизнедеятельности, не может быть первоосновой. Уже Анаксимандр (VI в. до
н.э.) писал о «беспредельном», т. е. о таком физическом начале, из которого
все возникает и в которое все превращается. В теориях Левкиппа и Демокрита
(V-IV вв. до н.э.) возникла идея атомов, мельчайших, невидимых миру частиц,
из которых и состоит все окружающее. Атомистическая теория, разработанная
этими учеными, была весьма распространена и являлась составной частью
психологических учений многих ученых не только Древней Греции, но и Рима.
Среди важнейших функций души психологи античности называли познание
мира. Сначала в процессе познания выделялось всего две ступени - ощущение
(восприятие) и мышление. При этом для психологов того времени не
существовало разницы между ощущением и восприятием, выделение отдельных
качеств предмета и его образа в целом считалось единым процессом.
Постепенно изучение процесса познания мира становилось все более значимым
для психологов, а в самом процессе познания выделялось уже несколько
этапов. Платон впервые выделил память как отдельный психический процесс,
подчеркнув ее значение как хранилища всех наших знаний. Аристотель, а вслед
за ним и стоики, выделили еще и такие познавательные процессы, как
воображение и речь. Таким образом, к концу античного периода представления
о структуре процесса познания были близки к современным, хотя мнения о
содержании этих процессов, конечно, существенно различались.
В это время ученые впервые стали задумываться над тем, как же
происходит построение образа мира, какой процесс - ощущение или разум -
является ведущим и насколько построенная человеком картина мира совпадает с
реальной. Иначе говоря, многие вопросы, которые и сегодня остаются ведущими
для когнитивной психологии, были поставлены именно в то время.
В VII-IV вв. до н.э. появились первые научные концепции психики, в
которых она рассматривалась, прежде всего, как источник активности тела.
При этом считалось, что душа человека и души других живых существ имеют
чисто количественные различия, так как человек, как любое живое существо,
подчиняется тем же законам, что и все в природе. В это же время возникли и
первые теории познания, в которых преимущество отдавалось эмпирическому
знанию. Эмоции рассматривались в качестве основного регулятора поведения.
Главное, что уже в этот период были сформулированы ведущие проблемы
психологии: в чем заключаются функции души, каково ее содержание, как
происходит познание мира, что является регулятором поведения, есть ли у
человека свобода этой регуляции.
Античные ученые поставили проблемы, веками направляющие развитие наук о
человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как
соотносятся в человеке телесное и духовное, разумное и иррациональное и
многое иное.
Окончился этот период в III-IV вв., когда зарождающаяся религия начала
доминировать над научными концепциями и стал возвращаться сакральный подход
к знаниям, которые рассматривались не с точки зрения их доказательности, а
с точки зрения веры или неверия. Наступал период Средневековья.
2 Развитие психологии в период средневековья и эпохи возрождения
Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление
церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку),
утвердилось представление, что душа является божественным,
сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть
подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь
внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие
таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.
После упрочения господства христианской церкви появилась необходимость
внести дополнения, разъяснения или трансформировать некоторые положения
христианства. Нужно было и канонизировать постулаты, вытекающие из реалий,
для того чтобы предотвратить распространение ереси, несущей церкви раскол.
Так возник новый этап - патристика, учение отцов церкви, в котором
богословие начинает обращаться к знаниям, накопленным в античности. С этого
времени и почти до XII-XIII вв. взаимоотношения церкви и науки снова
изменяются, причем церковь становится одним из главных хранителей и
распространителей знаний.
Монастыри становились оплотом науки, в них хранили книги и обучали
грамоте. Вообще единственными грамотными людьми, как правило, были монахи,
а светские люди, феодалы, даже высшая знать, часто не умели писать и
считать. В монастырях хранились не только церковные, но и светские книги, в
том числе списки с книг античных психологов. Эти работы изучались и
развивались в трудах церковных ученых, обычно работавших при монастырях.
Важным было и то, что в это суровое время монастыри давали защиту, охраняли
от голода и многих болезней, от военных грабежей. Несмотря на
противодействие императоров, власть пап оставалась достаточно крепкой,
чтобы противодействовать любым попыткам пошатнуть авторитет церкви. Этому
способствовало и то, что, несмотря на остатки языческих верований,
большинство светских властителей также были глубоко верующими людьми.
Такое положение просуществовало несколько веков, однако уже к XII-XIII
вв. оно начало изменяться. Однако для взаимоотношений науки и религии этот
поворот оказался не столь благоприятным, так как духовенство перестало быть
единственным оплотом культуры. В это время стали появляться первые светские
университеты, начала в Болонье, а затем в Париже. Открывались и светские
школы - т.е. грамотными уже были не только монахи, но и аристократия купцы
и ремесленники. Усиление городов с их самоуправлением, для которого
необходимо высокое мастерство и выполнение цеховых правил, требовало и
новой культуры, нового самосознания человека. Появилась и сильная светская
власть, которая подчинила себе церковную.
Именно в это время и зародилась схоластика, которая в этот момент была
достаточно прогрессивным явлением, так как предполагала не только пассивное
усвоение старого, но и активное разъяснение и модификацию готового знания,
развивала умение логически мыслить, приводить систему доказательств и
строить свою речь. Тот факт, что это знание уже готовое, т.е. схоластика
связана с использованием репродуктивного, а не творческого мышления, тогда
мало настораживал, так как даже репродуктивное мышление направлено на
получение и доказательство знания. Однако со временем схоластика начала
тормозить развитие новых знаний, приобрела догматический характер и
превратилась в набор силлогизмов, которые не позволяли опровергнуть старые,
неправильные или неверные в новой ситуации положения. Точно так же и
церковь, бывшая в VI-Х вв. во многом хранительницей знаний, становилась
тормозом на пути развития науки. В стремлении сохранить за собой
приоритетные позиции церковь препятствовала развитию новых концепций,
которые противоречили ее многочисленным догмам, причем со временем этих
противоречий становилось все больше, а неприятие возрастало. Именно в
позднем Средневековье приобретала все большее значение инквизиция, которая
пыталась отстоять прежние позиции церкви во власти и науке.
Все большее влияние на психологию Средневековья начинали оказывать и
работы Платона и Аристотеля, концепции которых постепенно приобретали все
более ортодоксальный характер. Многие крупные ученые того времени (Ибн
Рушд, Ф. Аквинский) были последователями Аристотеля, доказывая, что именно
их толкование этой теории единственно верное.
К кругу традиционных психологических проблем, исследуемых в
средневековой науке, относится, прежде всего, изучение процесса мышления и
его взаимосвязи с речью. Анализируя становление понятийного мышления,
ученые ставили вопрос о происхождении общих понятий (универсалии). Наряду с
вопросом о взаимосвязи знания и веры он становится одним из центральных в
период схоластики. При этом реалисты (Эриугена, Гильом, Ансельм
Кентерберийский) доказывали, что общие понятия реально существуют еще до
вещей, в уме у Бога. Такой подход перекликался с позицией Платона,
утверждавшего, что общие понятия существуют в мировой душе, являясь
образцом для реальных предметов. Номиналисты (Росцелини, позднее Д. Скот,
У. Оккам), напротив, считали, что общие понятия не существуют в реальности,
есть лишь «дуновение голоса», т.е. слово, которым для удобства общения
фиксируют группу сходных предметов. Основатель концептуализма (направления,
примыкавшего к номинализму) П. Абеляр доказывал, что общие понятия
существуют и вне вещей, в уме человека, т.е. слово - это не только звук, но
и значение, которое, оставаясь в названиях, передается людям. При этом он
одним из первых (наряду с Эриугеной) отстаивал верховенство разума над
верой, говоря о том, что надо понимать, чтобы верить. Так к XI-XII вв. в
науке начал возрождаться рационализм, который стал ведущим направлением в
психологии и философии Нового времени.
В то же время наряду с продолжением исследования традиционных для
античной науки вопросов психология Средневековья занимается и новыми
проблемами. Прежде всего к ним относится изучение взаимосвязи психических и
соматических болезней, проводившееся известным арабским психологом и врачом
Ибн Синой. Эти работы заложили основы современной психофизиологии, впервые
вскрыли природу стрессов и их влияние на состояние психики.
В церковной психологии также проводились важные исследования,
направленные на изучение способов манипуляции большой массой людей, приемов
снижения психического напряжения. Однако в трудные для человека моменты, во
время социальных катаклизмов (войн, эпидемий и т.д.), случавшихся
достаточно часто, особенно на протяжении VI-Х вв., этих естественных
регуляторов психологической стабильности оказывалось недостаточно. Поэтому
было необходимо разработать способы эмоциональной разрядки, очищения от
страха и чувства вины. Такие способы были найдены в самой церковной
культуре. Это были, прежде всего, обряды исповеди и покаяния; они давали
людям уверенность в возможности очищения, снятия вины за свои поступки, за
нарушения правил, неизбежные в реальной жизни, в возможности прощения и
искупления тех ошибок, которые были ими сделаны. Таким образом,
недовольство собой не накапливалось, снималась напряженность от осознания
своих грехов, что способствовало укорененности и с собой, и с другими,
предотвращало снижение самооценки. Терапевтический эффект этих обрядов был
тесно связан с глубокой верой, надеждой на загробное воздаяние, которые
служили в этом случае основой для катарсиса.
На вере основывались и способы лечения некоторых психосоматических
заболеваний (например, истерии), которые использовались многими
священнослужителями в средние века. Уверенность людей в том, что данный
священник действительно может им помочь, приводила к тому, что наложение
рук, прикосновение к одежде и т. п. становились мощным стрессовым фактором,
излечивавшим больного. Технология внушения, помогающая при подобных
заболеваниях, впоследствии была использована и в психоанализе.
В этот период продолжалось и развитие ораторского искусства,
направленного на управление чувствами слушателей, заражение их определенным
эмоциональным состоянием. Если в античности эти приемы основывались главным
образом на речи, то в Средневековье использовались и невербальные средства
(жесты, паузы, интонации и т.д.), что было серьезным приобретением
Страницы: 1, 2, 3
|