МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Основные качества речи оратора

    Можно выделить собственно рассуждение – цепь умозаключений на какую-

    либо тему, изложенных в логически последовательной форме, его цель –

    выведение нового значения (чаще всего вначале идет комментирующая часть,

    затем ключевая, или основная часть); доказательство, цель которого

    обоснование истинности или ложности высказанных положений (ключевая часть

    обычно предшествует комментирующей); объяснение, цель которого – раскрытие,

    конкретизация изложенного содержания, установление достоверности суждений

    относительно какого-либо неясного дела (как правило, вначале также идет

    ключевая часть, затем комментирующая). Приведем пример собственно

    рассуждения из слова В.С.Соловьева, сказанного на могиле Ф.М.Достоевского:

    «Все мы сошлись здесь ради общей нашей любви к Достоевскому. Но если

    Достоевский всем нам так дорог, значит, все мы любим то, что он сам более

    всего любил, что ему было всего дороже; значит, мы верим в то, во что он

    верил и что проповедовал. А то зачем бы приходить нам сюда чествовать его

    кончину, если бы нам было чуждо то, ради чего он жил и действовал? А любил

    Достоевский, прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил

    он, что все мы – род Божий, верил в божественную бесконечную силу

    человеческой души, торжественную над всяким внешним насилием и над всяким

    внутренним падением». Начинается это рассуждение комментирующей частью:

    раскрываются причины, которые привели всех на могилу; затем идет основная

    (ключевая) часть: каким был Достоевский, во что он верил, и, следовательно,

    что побудило прийти с ним проститься.

    Частным случаем рассуждения являются общие места – отвлеченные

    рассуждения, навеянные темой, речи, незакрепленные за определенной

    ситуацией, которые усиливают аргументацию основного изложения, используются

    для эмоционального усиления доводов и положений. Это рассуждения на общие

    темы, например, о честности и порядочности, справедливости и гуманности, об

    отношении к людям и т.д.

    Удачно выбранная общая мысль служит одним из основных элементов

    композиции и опорой для конкретного материала; связь общих мест с

    конкретным материалом повышает содержательную направленность речи. Таким

    образом, общие места есть вид рассуждения.

    Итак, функционально-смысловые типы речи в выступлении обычно

    чередуются, так или иначе сменяя друг друга, что создает особую

    композиционно-стилистическую динамику. Скажем, в академической лекции может

    преобладать рассуждение, в речи юридической большое место занимает описание

    и повествование.

    Как мы видим, описание, повествование и рассуждение имеют

    конструктивно-стилистические и смысловые различия, которые обуславливают

    употребление этих типов в речи.

    В функционально-смысловом отношении ораторская речь регламентирована и

    систематизирована; выбор того или иного функционально-смыслового типа

    зависит от объекта речи и цели высказывания.

    Ораторская речь по природе своей полемична, поскольку она отражает

    противоречия современной жизни и коллизии общения.

    Можно выделить два вида полемичности: имплицитную (или скрытую,

    внутреннюю) и эксплицитную (или открытую, внешнюю). Первый вид полемичности

    проявляется практически во всех речах, поскольку оратору приходится

    убеждать аудиторию в своей правоте, не называя возможных несогласных

    слушателей или оппонентов, которые могут быть в данной аудитории или вне

    неё.

    Эксплицитная полемичность связана с открытой защитой своих взглядов и

    опровержением оппонентов. Об ирреальном оппоненте можно говорить тогда,

    когда оратор, стремясь высказать свои взгляды, опровергает существующие,

    борется с воображаемым противником. О реальном – если оппонент

    персонифицирован, от его имени формулируются смыслы, подлежащие

    опровержению.

    Поскольку эксплицитная полемичность направлена на определенное,

    реальное лицо, может возникнуть полемика между оратором и этим лицом, если

    последнее публично выступает в защиту своих взглядов. Полемика – это

    двухстороннее (многостороннее) публичное общение ораторов, обмен мнениями,

    спор в процессе обсуждения какого-либо вопроса на собрании, конференции, а

    также в печати в целях наилучшего решения рассматриваемых проблем.

    Полемическая форма речи предполагает тщательный анализ исходного

    фактического материала, статистических данных, научных проблем, мнений

    различных людей и т.д., основанную на этом строгую аргументацию, а также

    эмоциональное воздействие на слушателя, необходимые в процессе убеждения.

    4. Структура ораторской речи.

    Целостность ораторской речи заключается в единстве ее темы – главной

    мысли выступления, основной проблемы, поставленной в нем, - и смысловых

    частей разной структуры и протяженности. Речь воздействует лишь в том

    случае, если имеются четкие смысловые связи, которые отражают

    последовательность в изложении мысли. Путанное, непоследовательное

    высказывание не достигает цели, но вызывает у слушателей запланированной

    оратором реакции. В лучшем случае они остаются равнодушными, в худшем – не

    понимают, о чем идет речь.

    Когда оратор начинает говорить, мы, слушатели, как бы стенографируем и

    комментируем его слова: начинает говорить…, сообщает, о чем будет

    говорить…, делает оговорку…, переходит к основной теме…, делает

    отступление…, повторяет…, дискутирует…, опровергает мнение ученого…, не

    соглашается…, подчеркивает…, повторяет…, добавляет…, перечисляет…, отвечает

    на вопросы…, делает выводы. Этот комментарий строго отражает связь оратора

    с аудиторией, а, прежде всего, последовательность расположения материала,

    композицию речи.

    Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и

    замыслом расположения всех частей выступления и целесообразное их

    соотношение, система организации материала.

    В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, выступление,

    основная часть (содержание), заключение, концовка речи. Это, так сказать,

    классическая схема. Она может быть и свернутой, если отсутствует какая-либо

    из частей, кроме, разумеется, основной (ведь без содержания нет и речи).

    Все части ораторской речи переплетены и взаимосвязаны. Объединение

    всех частей речи в целях достижения ее целостности называется интеграцией.

    Необратимость речи определяет многое в ее построении. Ведь трудно

    удерживать в оперативной памяти все выступление целиком. Это и диктует

    принципиально иное его построение по сравнению с письменной речью.

    Связанность ораторской речи обеспечивается когезией, ретроспекцией и

    проспекцией.

    Когезия – это особые виды сцепления, связи, обеспечивающие

    последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи,

    которая позволяет глубже проникнуть в ее содержание, понять и запомнить

    отдельные ее фрагменты, расположенные на некотором (и даже значительном)

    расстоянии друг от друга, но в той или иной степени связанные между собой.

    Этот тип связи может, выражается различными повторами, словами,

    обозначающими временные, пространственные и причинно-следственные

    отношения: таким образом, итак, во-первых, во-вторых, в-третьих, следующий

    вопрос, в настоящее время, совершенно очевидно, посмотрим далее, перейдем к

    следующему. Связующую роль выполняют и такие слова и словосочетания:

    принимая во внимание, с одной стороны, с другой стороны, между тем,

    несмотря на это, как оказывается, по всей вероятности, как оказалось в

    последствии.

    Ретроспекция – это форма речевого выражения, отсылающая слушателей к

    предшествующей содержательной информации. Оратор может ссылаться на

    информацию, которая имеется помимо его выступления (таким образом,

    происходит связь данной речи с общим информационным контекстом), отсылать

    слушателей к информации, которая содержится в предыдущих его выступлениях

    или в данном выступлении, но изложена ранее (так осуществляется связь речи

    с предыдущими речами).

    Проспекция – это один из элементов речи, относящих содержательную

    информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях выступления.

    Проспекция дает возможность слушателю яснее представить себе связь и

    взаимообусловленность мыслей и идей, изложенных в речи. Вначале оратор

    может обещать слушателям дать некоторую информацию о данном выступлении, а

    также говорить и о своих будущих выступлениях или о выступлениях других

    ораторов. Это и будет проспекция.

    В заключение поговорим об этикетных речевых формулах, которые входят в

    зачин и концовку речи. Этикет ораторской речи – это устойчивые

    специфические единицы общения, принятые в ораторской практике и необходимые

    для установления контакта с аудиторией, поддерживания общения в избранной

    тональности, передачи другой информации. Помимо основной функции –

    поддержания контакта – указанные речевые формулы выполняют функцию

    вежливости, регулирующую функцию, благодаря которой устанавливается

    характер отношений между оратором и слушателями и восприятия речи, а также

    эмоционально-экспрессивную.

    Чаще всего в речевом этикете используют обращение. Распространены

    также приветствие аудитории, т.е. выражение дружеских чувств, дружеского

    расположения, доброжелательности. Следующая группа – формулы «прощания» и

    «благодарности за внимание». Выделяется также группа речевых клеше,

    относящихся к знакомству. Оратор обязательно должен быть представлен или

    должен представиться сам. В ораторской речи используется высокая,

    нейтральная и эмоциональная тональность, т.к. благодаря ей устанавливается

    благоприятный контакт со слушателями.

    5. Подготовка речи и выступления.

    Оратор пользуется оптимальной формой подготовленной речи, которая

    эффективно воздействует на аудиторию в соответствие с поставленной им

    задачей. А задача, естественно, - убедить слушателей, обращаясь к их разуму

    и эмоциям, и добиться нужной их реакции. Поэтому предполагается изучение

    ораторской речи на трех уровнях: на уровне замысла и содержания, то есть

    определения темы, цели, речи, отбора фактического материала; на уровне

    стиля, то есть использования языковых средств в системе; на уровне

    композиции, то есть расположения и порядка следования смысловых частей

    речи. И все эти уровни связаны с психологией воздействия на аудиторию, с

    процессом общения с нею.

    Ораторская речь, является сложным творческим процессом, - речь

    подготовленная и требует большой, упорной работы. Конечно, эта работа у

    каждого оратора индивидуальна и зависит от особенностей его психики, опыта,

    аудитории, вида красноречия. Скажем, чтобы произнести митинговую речь,

    нужна одна система подготовки, а для чтения научно-популярной лекции –

    другая. После выступления на митинге вопросы не задают, а на научно-

    популярной лекции их задают всегда. Однако существуют общие принципы работы

    оратора, которые могут учитываться, конечно, в разной степени при

    подготовке разных видов речи. Подготовка (докоммуникативная фаза) включает

    в себя два этапа: первый – определение вида, темы, цели, названия

    выступления и оценка состава слушателей, обстановки, в которой будет

    произноситься речь; второй – составление плана, отбор теоретического,

    фактического материала, работа над ним и одновременно работа над языком,

    стилем речи, композиционно-логическим расположением ее частей. Таким

    образом, перед оратором встает три взаимосвязанных вопроса, что сказать,

    где сказать и как сказать. Следует выделить репетицию (предкоммуникативная

    фаза), собственно произнесение (коммуникативная фаза), куда входят также

    ответы на вопросы, если необходимо или запланировано, ведение дискуссии, а

    затем – последующий анализ и оценка своего выступления (посткоммуникативная

    фаза), для того чтобы учесть его достоинства и недостатки, скорректировать

    дальнейшие выступления.

    Как правило, тему определяет не сам оратор, а те, кто приглашает его

    выступить. Иногда она определяется ситуационно. В некоторых же случаях

    оратор имеет возможность сам назвать тему. Конечно, тема должна быть

    актуальной, интересной, конкретной, вызванной потребностями жизни; она

    должна быть четко сформулирована, быть доступной и привлекать внимание

    слушателей. Тема не должна быть перегружена проблемами, слишком широкой:

    достаточно взять для освещения два- три вопроса, объединенных одной идеей.

    Направленность речи зависит от ее целевой установки, точное

    определение которой позволяет оказывать воздействие на аудиторию. Цели

    могут быть разными. Например, на лекции по математике мы ставим перед собой

    основную цель – информировать слушателей, то есть научить их, дать им

    определенные сведения по интересующим их математическим проблемам. В речи

    на митинге мы стараемся воздействовать на слушателей, сформировать у них

    убеждения, представления, знания идей, которые станут мотивами поведения

    людей, определение их отношения к действительности. Большую роль в речи

    играет внимание – различные способы словесного эмоционально окрашенного

    воздействия на слушателей для создания у них определенного состояния или

    побуждения к определенным действиям. Чаще всего цели перекрещиваются, то

    есть выступление преследует цель – информировать слушателей и

    воздействовать на них. Отсюда и задачи оратора: привлечь внимание

    слушателей, удержать это внимание на протяжении всей речи, увлечь своей

    речью, зажечь их, дать информацию, знания, призвать слушателей к действию,

    а в итоге – сформировать стереотип поведения.

    Итак, задачи названия речи можно определить следующим образом: сжато

    сообщить основное содержание речи, отделить ее от других однотипных

    выступлений, привлечь внимание слушателей и заинтриговать их, оказать на

    них определенное эмоциональное воздействие.

    Следующий вопрос, который возникает перед оратором: оценка состава

    слушателей и обстановки. Неожиданная, непривычная обстановка может вызвать

    дискомфортное ощущение оратора, если он психологически не подготовит себя к

    ней. Поэтому по возможности следует обстоятельнее выяснить, где будет

    происходить выступление, вплоть до таких, казалось бы, мелочей, как

    количество слушателей, наличие микрофона, трибуна, стола, размер и интерьер

    зала, а также время выступления (утро, вечер), отношение выступления к

    другим выступлениям, если их несколько. От времени зависит самочувствие

    слушателей: вечером они придут после работы уставшие. Это следует иметь в

    виду и постараться по ходу выступления снять или, по крайней мере,

    уменьшить утомление, за счет повышения интереса. Не можем мы игнорировать и

    предшествующие выступления: каждое последующее должно быть интереснее по

    содержанию и форме предыдущего, что связано с законами восприятия.

    Готовя речь, необходимо представить себе, как воспримут ее слушатели,

    и что им будет непонятно. Широко известны слова В.И.Ленина, опытного

    оратора, что «нельзя говорить одинаково на заводском митинге и казачьей

    деревне, на студенческом собрании и в крестьянской избе».

    Успех воздействия оратора на аудиторию зависит не только от его личных

    качеств, но и от состава слушателей и особенностей их восприятия. Оратору

    необходимо по возможности учитывать особенности конкретной аудитории и в

    процессе подготовки к речи, и во время ее произнесения, постоянно

    корректируя ее в зависимости от реакции слушателей.

    Эффективность речи возрастает, если она предназначена не аудитории

    вообще, а определенным группам людей, которые имеют свои интересы, цели.

    Поэтому следует, прежде всего, учитывать мотивы, которые привели слушателей

    в аудиторию: интеллектуальные, моральные, эстетические. Необходимо

    учитывать также настроение слушателей, их физическое состояние, отношение к

    теме выступления и к оратору, их знакомство с данным вопросом.

    Практика показывает, что весьма сложная аудитория – молодежная. Ведь,

    интеллектуальные и физические изменения, которые происходят в этом

    возрасте, противоречивы: с одной стороны, проявляется объективное отношение

    к действительности, положительная оценка людей, удовлетворенность своим

    положением, с другой – крайний субъективизм, отрицание всего, болезненное

    самолюбование. Поэтому наиболее эффективны для молодежи эмоциональные речи,

    хотя для всех возрастных групп необходима и логическая убедительность речи,

    лаконичность и точность изложения мысли. Взрослые же предпочитают

    логическое развитие мысли, на первом месте у них аргументированность,

    доказательность изложения, хотя ценят они и эмоциональность изложения,

    которая, правда, уходит на второй план.

    Условия, необходимые для обеспечения убедительности, доходчивости и

    яркости выступления:

    Хорошее освоение темы предстоящего публичного выступления, ясное понимание

    его задач, отчетливое и глубокое осмысление сути вопросов, которые

    предстоит поставить и на которые надо будет ответить слушателям.

    Заинтересованность личная в том, чтобы избранная тема была правильно

    осмыслена и доказательно раскрыта для слушателей и ради них. Неравнодушие к

    своей теме, ее освещению, к людям, с которыми говоришь.

    волевая психологическая установка на воздействие. Если ты выступаешь,

    выступай затем, чтобы слушатели тебе поверили, чтобы они в чем-то тебе

    подчинились, чтобы пошли за тобой в твоих поисках, нужных решениях, в твоем

    обдумывании вслух тех или иных вопросов и тем, событий и явлений.

    Продумывание плана предстоящего выступления: с чего начать, в какой

    последовательности излагать главные подтемы и вопросы, как их между собой

    связывать, чем выступление завершить?

    Фиксирование, закрепление на бумаге предстоящего выступления в форме плана,

    плана-конспекта, тезисов, свободных записей или полного конспекта.

    Правильное, обеспечивающее действенность поведение в процессе выступления –

    логико-психологическое, нравственное, речевое, внешнее.

    Слово «оратор» (от лат – «говорить») применяется в двух значениях:

    человек, произносящий речь, выступающий публично;

    человек, умеющий хорошо говорить публично, обладающий даром красноречия,

    владеющий мастерством слова.

    Так вот, если слово «оратор» применять хотя бы только в первом

    значении, то и в этом случае от оратора можно и нужно требовать уважения к

    языку и людям, для которых оратор выступает. Если же оратор – во втором

    значении слова, то значит, с культурой речи связаны вся его деятельность,

    все его поведение во время публичного выступления, все его радости и

    огорчения, вызванные таким выступлением. Оратор воздействует на слушателей,

    прежде всего своим красноречием, высокой речевой культурой, словесным

    мастерством. Такой оратор умеет вести пропаганду убедительно, доходчиво и

    ярко. Он может не только строго и точно, но и эмоционально изложить любой

    сложный теоретический вопрос.

    По мнению Цицерона, самое важное для оратора – это словесное выражение

    мысли и произнесение речи. Первое требование к речи – чистота и ясность

    языка (выражение мысли). Чистота и ясность вырабатываются обучением и

    совершенствуются посредством чтения образцовых ораторов и поэтов. Для

    чистоты речи необходимо безупречно выбирать слова, правильно пользоваться

    морфологическими формами. Ясность речи связана с правильным, нормативным

    произношением: оратору необходимо правильно управлять органами речи,

    дыханием и самими звуками речи. «Нехорошо, когда звуки выговариваются

    слишком подчеркнуто; нехорошо также, когда их затемняет излишняя

    небрежность, нехорошо, когда слово произносится слабым, умирающим голосом,

    нехорошо также, когда их произносят, пыхтя, как в одышке.

    Философ подробно говорит о красоте речи, считая, что красота речи

    состоит, прежде всего, как бы из некой общей ее свежести и сочности: ее

    нежность, ее ученость, ее благородство, ее пленительность, ее изящество, ее

    чувствительность или страстность, если нужно – все это относится не к

    отдельным ее частям, а ко всей ее совокупности. А вот цветы слов и мыслей,

    как бы усиливающие речь, должны не рассыпаться по ней равномерно, а

    располагаться с разбором так, как на каком-нибудь наряде располагаются

    украшения и блестки. Общий тон речи следует избирать такой, какой в

    наибольшей степени удерживает внимание слушателей и какой не только их

    услаждает, но услаждает без пресыщения (Цицерон, 1972, 224). Цицерон против

    слащавости и вялости ораторской речи, - за то, чтобы она была и динамична,

    и красива, и приятна, но ее приятность должна быть строгой.

    Автор в трактате «Об ораторе» основывался на некоторых теоретических

    исследованиях своих предшественников и на практических школьных учебниках,

    на греческой и римской ораторской традиции и лучших образцах ораторского

    искусства, на своем практическом опыте. Цицерона можно считать создателем

    своей риторической теории, которую он наиболее полно изложил в этом

    трактате.

    При подготовке речи можно написать ее полный текст, конспект, тезисы,

    развернутый план или краткий план. Опытный оратор может только в общих

    чертах продумать свою речь, наметить ее общую композиционно-смысловую

    линию.

    Работа над речью невозможна без тщательного отбора и осмысления

    разнообразной информации. Ученые выделяют несколько типов информации, в том

    числе содержательно-фактуальную и содержательно-концептуальную (Гальперин,

    1981). Содержательно-фактуальная информация – это сообщение о фактах,

    событиях, процессах, явлениях, которые имели, имеют или будут иметь место в

    действительном или воображаемом мире, отношение к ним со стороны других

    людей. Содержателно-концептуальная информация – это выражение

    индивидуального личного понимания отношений между фактами, явлениями,

    событиями, понимание их причинно-следственных связей, их значимости в нашей

    жизни, их взаимодействия, то есть концептуальный подход к фактам.

    Факты должны быть яркими, но не случайными, а типичными, отражающими

    суть явлений. К ним предъявляется также требование актуальности,

    практической направленности и значимости, достоверности и абсолютной

    точности, системности и связи с общей идеей речи, направленности на учет

    интересов и потребностей аудитории.

    При подготовке к ораторской речи необходимо работать с разными

    источниками: трудами философов, социологов, историков, экономистов,

    документами, архивными материалами, различной специальной литературой,

    журналами и газетами, энциклопедиями и справочниками. Умелый отбор,

    систематизация и организация фактического и теоретического материала,

    выражение личного отношения к нему, оригинальность его интерпретации дают

    хорошие результаты: ораторская речь становится действенной, то есть

    активизируется внимание слушателей, влияет на их чувства, вызывает

    эмоциональное отношение к материалу, способствует эффективному его

    заполнению, будит их творческую мысль.

    Таким образом, заканчивается докоммуникативная фаза, которую иногда

    называют «речь в себе», поскольку оратор накапливает необходимый материал,

    фиксируя его письменно или в своем сознании, осмысливает его, пропускает

    материал через свой интеллект, оформляет его в виде текста, частично или

    полностью проговаривая (как правило, внутренний монолог).

    Закончив подготовку материала, полезно прочитать его, уточнить время

    его звучания, ориентируясь на соответствующий нормам публичного выступления

    темп. Это промежуточная (предкоммуникативная) фаза, которую иногда называют

    «речь для себя», то есть произнесение текста либо мысленно (внутренний

    монолог), либо вслух (внешний монолог). На этом этапе следует обратить

    внимание на технику произношения. Прежде всего, на орфоэпию – образцовое

    литературное произношение, соответствующее произносительным нормам, а также

    на правильное ударение в словах. Следует иметь в виду, сто только читая

    книги, нельзя, овладеть правильным русским произношением. Литературному

    произношению нужно учиться, внимательно вслушиваясь в произношение

    культурных высокообразованных людей, владеющих правильной литературной

    речью, в речь дикторов радио и телевидения, наконец, специально изучать

    нормы и пользоваться словарями и справочниками. Важно уметь слышать

    звучание своей речи, чтобы иметь возможность корректировать и

    совершенствовать ее. Следует обратить внимание и на дикцию – ясное, четкое,

    «чистое» произношение звуков. Имеет значение также интонация, т.е.

    ритмикомелодическая сторона речи, служащая в предложении средством

    выражения синтаксических отношений во фразе и эмоционально-экспрессивной

    окраски. Составными частями интонации являются мелодика, осуществляемая

    повышением и понижением голоса, например, при произнесении вопросительного,

    восклицательного предложения; ритм – чередование ударных и безударных,

    долгих и кратких слогов; интенсивность – сила или слабость произнесения,

    связанные с усилением или ослаблением выдыхания, например, разная речь по

    интенсивности будет в комнатной обстановке и в большой аудитории. К

    интонации относится и темп – скорость протекания речи во времени и паузы

    между речевыми отрезками. Слишком быстрая речь не позволяет слушателям

    вникнуть в содержание высказывания, слишком медленная речь также вызывает

    их раздражение. Большую роль играют паузы: они облегчают дыхание, позволяют

    обдумать мысль, подчеркнуть и выделить ее. Тембр – звуковая окраска,

    придающая речи те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки, например,

    интимный, веселы, иронический. Фразовое и логическое ударения служат

    средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе и также

    повышают выразительность речи.

    Существуют три способа выступления: чтение текста, воспроизведение его

    по памяти с чтением отдельных фрагментов, свободная импровизация. Читают

    текст в следующих случаях: если он представляет собой официальное

    изложение, от формы и содержания которого нельзя отступать; если оратор «не

    в форме» (болен, плохо себя чувствует); если материал большого объема и

    совершенно новый для выступающего. Вообще же чтение по тексту не производит

    такого сильного впечатления, как живая речь, во время которой оратор

    смотрит на слушателей, а не на бумажки. Нет ничего более утомительного для

    слушателей, когда оратор, читая речь, перестает контролировать реакцию

    аудитории. Конечно, искусство свободной речи приобретается не сразу, а в

    процессе длительной работы и необходимых тренировок.

    После речи могут быть вопросы, в которых иногда заключается прямая или

    скрытая полемика. Это наиболее трудная часть выступления, поскольку требует

    быстрой реакции оратора. Вопросы могут быть связаны с уточнением какого-

    либо факта или теоретического положения, с целью дополнения или разъяснения

    содержания, с оценкой оратором фактов или с его мнением относительно данной

    проблемы. Большое количество вопросов свидетельствует об интересе

    слушателей к выступлению.

    Заключительный этап – тщательный анализ своего выступления. Эта

    самоучёба позволяет при достаточно критическом отношении к речи вскрыть ее

    недостатки, отметить достоинства, с тем, чтобы учесть все это в последующей

    работе.

    Список литературы:

    1. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи.

    2. Виноградов С.И., Граудина Л.К., Даниленко В.П. Культура русской речи.

    3. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления-М: Знание,1989г.

    4. Михайличенко Н.А. Риторика-М: Новая школа, 1994г.

    5. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-

    Дону: Феникс,1995г.

    6. Головин Б.Н. Основы культуры речи-М. 1990г.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.