МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Основы психодиагностики

    Основы психодиагностики

    СТОЛИЧНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

    Факультет: психологический.

    Специальность: психология.

    Реферат по дисциплине: Основы психодиагностики.

    Тема: Требования к методам психодиагностики.

    Студентка 3 курса: Мозжерина Лилия Владимировна.

    2003 год

    План:

    Введение.

    1.Общее представление о психодиагностике.

    2.Общая характеристика методов психодиагностики и предъявляемые

    к ним требования.

    2.1.Общая характеристика методов психодиагностики.

    2.2.Методы психодиагностики, их классификация.

    2.3.Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам и

    ситуациям.

    2.4.Тесты и тестирование.

    Заключение.

    Список использованной литературы.

    Введение.

    Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка

    психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения

    о наличном психологическом свойстве.

    Обсуждаемый термин неоднозначен, и в психологии сложились два

    его понимания. Одно из определений понятия «психодиагностика»

    относит его к специальной области психологических знаний, касающейся

    разработки и использования в практике различных психодиагностических

    средств. Психодиагностика в этом ее понимании является наукой, в

    русле которой ставятся следующие общие вопросы:

    1.Какова природа психологических явлений и принципиальная

    возможность их научной оценки?

    2.Каковы сложившиеся на данный момент времени общие научные

    основания для принципиальной познаваемости и количественной оценки

    психологический явлений?

    3.В какой мере применяемые в настоящее время средства

    психодиагностики соответствуют принятым общенаучным,

    методологическим требованиям?

    4.Каковы основные методические требования, предъявляемые к

    различным средствам психодиагностики?

    5.Каковы основания достоверности результатов практической

    психодиагностики, включая требования, предъявляемые к условиям

    проведения психодиагностики, средствам обработки полученных

    результатов и способам их интерпретации?

    6.Каковы основные процедуры конструирования и проверки научности

    методов психодиагностики, включая тесты?

    Второе определение термина «психодиагностика» указывает на

    специфическую сферу деятельности психолога, связанную с практической

    постановкой психологического диагноза. Здесь решаются не столько

    теоретические, сколько сугубо практические вопросы, относящиеся к

    организации и проведению психодиагностики. Она включает в себя:

    1.Определение профессиональных требований, предъявляемых к

    психологу как к психодиагносту.

    2.Установление перечня знаний, умений и навыков, которыми он

    должен обладать для того, чтобы успешно справляться со своей

    работой.

    3.Выяснение минимума практических условий, соблюдение которых

    является гарантией того, что психолог действительно успешно и

    профессионально овладел тем или иным методом психодиагностики.

    4.Разработка программ, средств и методов практической подготовки

    психолога в области психодиагностики, а также оценки его

    компетентности в этой области.

    Оба комплекса вопросов – теоретические и практические – тесным

    образом взаимосвязаны. Для того чтобы быть специалистом высокой

    квалификации в этой сфере, психолог должен достаточно хорошо

    овладеть как научными, так и практическими основами

    психодиагностики. То и другое в отдельности, т. е. знание лишь

    научных основ методики или знание методики без понимания ее научного

    обоснования, не гарантирует высокого уровня профессионализма в этой

    области.

    1. Общее представление о психодиагностике.

    Практически психодиагностика используется в самых разных

    областях деятельности психолога: и тогда, когда он выступает как

    автор или участник прикладных психолого-педагогических

    экспериментов. И тогда, когда он занят психологическим

    консультированием или психологической коррекцией. Но чаще всего, по

    крайней мере, в работе практического психолога, психодиагностика

    выступает как отдельная, вполне самостоятельная сфера деятельности.

    Ее целью становится постановка психологического диагноза, т. е.

    оценка наличного психологического состояния человека.

    Точная психодиагностика в любом психолого-педагогическом научном

    эксперименте предполагает квалифицированное оценивание степени

    развитости психологических свойств. Как правило, это те свойства,

    закономерные изменения которых предполагаются в гипотезах,

    проверяемых в этом эксперименте. К примеру, проблемой научного

    психологического исследования могут быть некоторые особенности

    мышления человека - такие, относительно которых утверждается, что

    они существуют и изменяются по некоторым законам или определенным

    образом зависят от различных переменных. В любом из этих случаев

    требуется точная психодиагностика, соответствующих интеллектуальных

    свойств, ориентированная, во – первых, на прямое доказательство их

    существования, во – вторых, на демонстрацию постулированных

    закономерностей их изменения, в – третьих, на показ того, что они

    действительно зависят от тех переменных, которые фигурируют в

    гипотезе.

    Нельзя обойтись без точной психодиагностики и в прикладных

    исследованиях, так как в любых подобного рода экспериментах

    необходимо достаточно убедительное доказательство того, что в

    результате нововведений действительно и в нужном направлении

    изменяются оцениваемые психологические особенности.

    Специалист, занимающийся психологическим консультированием,

    прежде чем давать какие – либо советы клиенту, должен поставить

    правильный диагноз, оценить суть психологической проблемы, волнующей

    клиента. При этом он опирается на результаты индивидуальных бесед с

    клиентом и наблюдения за ним. Если психологическое консультирование

    представляет собой не разовый акт, а серию встреч и бесед психолога

    с клиентом, в ходе которых психолог не ограничивается советами, а

    практически работает с клиентом, помогая ему решать свои проблемы и

    одновременно контролируя результаты своей работы, то дополнительно

    возникает задача осуществления «входной» и «выходной»

    психодиагностики, т. е. констатации положения дел в начале

    консультирования и по завершении работы с клиентом.

    Еще более настоятельной, чем в процессе консультирования,

    психодиагностика является в практической психокоррекционной работе.

    Дело в том, что убедиться в эффективности предпринятых

    психокоррекционных мер в данном случае должен не только психолог или

    экспериментатор, но и сам клиент. Последнему нужно иметь

    доказательства того, что в итоге проведенной совместно с психологом

    работы в его собственной психологии и поведении действительно

    произошли важные позитивные перемены. Это необходимо делать чтобы

    усилить психокоррекционный эффект воздействия. Известно, что вера в

    успех – один из важнейших факторов эффективности любого

    терапевтического воздействия. С точной психодиагностики наличного

    состояния дел должен начинаться и ею же заканчиваться любой

    психокоррекционный сеанс.

    Кроме названных областей научной и практической психологии,

    психодиагностика применяется и в других ее отраслях, например в

    медицинской психологии, в патопсихологии, в инженерной психологии, в

    психологии труда – словом, везде, где требуется точное знание

    степени развития тех или иных психологических свойств человека.

    Во всех описанных случаях научная и практическая

    психодиагностика решает ряд типичных для нее задач. К ним относятся

    следующие:

    1.Установление наличия у человека того лили иного

    психологического свойства или особенности поведения.

    2.Определение степени развитости данного свойства, ее выражение

    в определенных количественных и качественных показателях.

    3.Описание диагностируемых психологических и поведенческих

    особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.

    4.Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.

    Все четыре перечисленные задачи в практической психодиагностике

    решаются или каждая в отдельности, или комплексно в зависимости от

    целей проводимого обследования. Причем практически во всех случаях,

    за исключением качественного описания результатов, требуется

    владение методами количественного анализа.

    2.Общая характеристика методов психодиагностики и предъявляемые

    к ним требования.

    2.1.Общая характеристика методов психодиагностики.

    Слово «психодиагностика» имеет в психологии два основных

    значения. Одно из них соотносит данное слово с названием

    соответствующей области научных психологических знаний и

    исследований, а другое указывает на специфическую область

    практического применения психологических знаний. Как сфера науки

    психодиагностика включает в себя принципы, процедуры и способы

    проверки научности различных методов психодиагностики. Как область

    практики она ориентирована на профессиональные знания и умения,

    связанные с практическим применением ее методов. И в том и в другом

    случае речь идет о способах оценки психологических процессов,

    свойств и состояний человека. Теоретическая психодиагностика научно

    обосновывает, как это лучше сделать, а практическая психодиагностика

    показывает, как это следует делать правильно и надежно.

    В современной психологии применяется немало различных методов

    психодиагностики, однако далеко не все из них можно назвать научно

    обоснованными. Кроме того, среди них есть исследовательские и

    собственно психодиагностические методы. Последнее название

    относиться только к той группе методов, которые используются в

    оценочных целях, т. е. позволяют получать точные количественные и

    качественные характеристики изучаемых психологических свойств.

    Методы, которые не преследуют данную цель и предназначены только для

    изучения психологических процессов, свойств и состояний человека,

    носят название исследовательских. Они обычно применяются в

    эмпирических и экспериментальных научных исследованиях, основная

    цель которых – получение достоверных знаний. Приведем два примера,

    показывающих разницу между психодиагностическими и

    исследовательскими методами.

    Пример 1. Метод психодиагностики личности.

    Это 16 – факторный тест Р. Кеттела. Он представляет собой

    стандартизированный опросник, включающий в себя 187 суждений,

    разделенных на 16 групп – подшкал. С помощью каждой из подшкал

    оценивается какая – либо отдельная черта личности, причем оценки

    даются в стандартных баллах. Суждения, включенные в данный тест,

    инструкция, процедура его применения, способы получения,

    интерпретация результатов и выводы – все это является неизменным и

    применяется одинаково во всех случаях тестирования.

    Пример 2. Метод исследования личности.

    Допустим, что разрабатывается эксперимент, предназначенный для

    того, чтобы исследовать определенный вид поведения человека,

    наблюдая его в особых условиях. Эксперимент может строиться таким

    образом, чтобы интересующие ученого черты личности человека,

    связанные с данной формой поведения, могли проявиться наиболее

    отчетливо, т. е. так, чтобы их можно было детально изучить.

    Экспериментатор ставит и проводит задуманный с этой целью

    эксперимент, наблюдает за поведением его участников и делает вывод

    об особенностях изучаемой черты личности и соответствующей ей формы

    поведения.

    Исследовательским, к примеру, также является метод включенного

    наблюдения или психолого-педагогический эксперимент с детьми,

    позволяющий наблюдать за их поведением в особых, экспериментальных

    условиях.

    Эти методы психодиагностики применяются в самых разных областях

    психологии и в самых различных сферах человеческой деятельности. В

    научной психологии они обычно используются в процессе организации и

    проведения исследовательских экспериментов, а в практической

    психологии – в психологическом консультировании, психокоррекции, а

    также в других областях деятельности профессионального психолога,

    таких, например, как профессиональный отбор, профессиональная

    подготовка.

    В правильно организованном эксперименте почти всегда необходимо

    точно оценивать уровни развития у испытуемых тех или иных

    психологических свойств до и после эксперимента для того, чтобы

    установить. Повлиял ли проведенный эксперимент на изменение этих

    свойств. Сказанное касается также психологического консультирования

    и психологической коррекции. Проводя консультирование, практический

    психолог должен оценить степень развитости у клиента различных

    психологических особенностей. Его работа в данном случае чем – то

    напоминает труд врача, который обязательно проводит диагностику

    больного прежде. Чем установит болезнь и определит метод его

    лечения.

    Примерно то же самое приходится делать психологу, если он

    выступает в роли диагноста и, поставив свой, психологический,

    диагноз состояния клиента. Занимается консультированием или

    коррекцией.

    Ряд профессий предъявляет особые требования к психологии и

    поведению человека. Здесь также необходима точная диагностика

    разнообразных психологических и поведенческих качеств, определяющих

    профессиональную пригодность человека. Применение

    психодиагностических методов в данном случае связано с

    профессиональным отбором и профессиональной подготовкой людей

    В мире насчитывается более тысячи методов психодиагностики, и

    разобраться в них, не имея в качестве ориентира некоторую схему,

    практически невозможно. Такую, самую общую, схему классификации

    психодиагностических методов можно предложить, и выглядит она

    следующим образом:

    1.Методы психодиагностики на основе наблюдения.

    2.Опросные психодиагностические методы.

    3.Объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ

    поведенческих реакций человека и продуктов его труда.

    4.Экспериментальные методы психодиагностики.

    Первая группа методов – диагностика на основе наблюдения –

    обязательно предполагает введение наблюдения и преимущественное

    использование его результатов для психодиагностических выводов. В

    процедуру наблюдения в этом случае вводятся стандартные схемы и

    условия, которые точно определяют, что наблюдать, как наблюдать,

    каким образом фиксировать результаты наблюдения, как их оценивать,

    интерпретировать и делать на их основе выводы. Наблюдение,

    отвечающее всем перечисленным психодиагностическим требованиям,

    носит название стандартизированного наблюдения. Приведем пример

    такого наблюдения за работой членов малой группы в процессе решения

    группой какой – либо задачи. Используется схема категорий для

    анализа делового группового взаимодействия людей по методу

    стандартизированного наблюдения Р. Бейлса.

    Категории для наблюдения и анализа группового процесса

    взаимодействия участников.

    1.Разряжает обстановку.

    2.Предлагает решение.

    3.Отвечает на вопросы.

    4.Информирует.

    5.Разъясняет.

    6.Предлагает помощь.

    7.Просит о помощи.

    8.Просит разъяснить.

    9.Просит проинформировать.

    10.Просит ответить на

    вопросы.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.