Особенности интеллекта учеников специализированных классов (гуманитарного и математического)
отразиться на развитии ребенка. Достаточно упомянуть такие болезни, как
диабет, сифилис или краснуха. Известно, например, что у матери краснуха
протекает легко, но при заражении ее в первые месяцы беременности, она
приводит к необратимым дефектам зрения, слуха и, особенно, интеллектуальных
функций ребенка.
Потребление матерью лекарственных и других веществ
Многие вещества могут серьезно нарушать развитие утробного плода.
Установлено, что злоупотребление в первые месяцы беременности некоторыми
антибиотиками, транквилизаторами типа элениума или даже аспирином, может
приводить к значительной задержке умственного развития новорожденного. Так
же последствия возможны и в том случае, если мать во время беременности
употребляет алкоголь или курит.
Факторы окружающей среды
С каким бы потенциалом не родился ребенок, очевидно, что необходимые
ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и
совершенствоваться лишь при контакте с той средой, с которой он будет
взаимодействовать всю жизнь. Если в самом начале жизни интеллектуальные
функции, по-видимому, определяются только наследственными факторами, то
очень скоро ситуация становиться иной. Уже начиная с года или двух, ребенок
приобретает способность более или менее эффективно взаимодействовать со
своим физическим и социальным, окружением. При этом все более и более
сложные обстоятельства и ситуации, в которые он попадает, могут оказаться
решающими для хода его дальнейшей жизни.
Питание
Серьезная недостаточность ребенка, по-видимому, особенно сильно
сказывается в первые шесть месяцев жизни, Однако, если в дальнейшем ребенок
начинает питаться нормально и жить в стабильных условиях с достаточной
психической стимуляцией, то он уже к 4-5 годам может догнать в своем
развитии сверстников, получавших нормальное питание с момента рождения.
Социальное положение и школьная успеваемость
До начала нашего века в большинстве западных стран на ребенка смотрели
как на "взрослого в миниатюре", который более или менее быстро в
зависимости от социального происхождения приобщается к миру взрослых.
Мышление и интеллектуальные проявления формировались в определенных рамках,
характерных для той среды, в которой предстояло жить будущему взрослому
человеку. У представителей привилегированных слоев интеллект развивается в
более "абстрактном" направлении в соответствии с их уровнем культуры, В
народных же массах интеллект должен был носить "практический" характер и
отражать профессиональные навыки.
При демократизации начального, а затем среднего образования, была
поставлена задача - дать каждому человеку возможность максимально развить
свои способности с тем, что бы он мог полностью реализовать имеющиеся у
него возможности. В то же время, школа взяла за основу старую модель
обучения, и в ней сохранились ценности и представления о культуре и
интеллекте, свойственные привилегированным слоям. Это было сделано в
надежде на то, что представления, характерные для низких классов, смогут
измениться в пользу "элитарной" культуры. При этом не была учтена
социальная действительность, которая не может меняться столь быстро. В
низших слоях, в неблагополучных семьях жизненная реальность рассматривается
как ежедневная борьба за существование, а не как возможность этического и
интеллектуального развития. Поэтому такие группы населения остаются
невосприимчивыми к культуре, никак не связанной с их повседневными нуждами.
Ребенок, вышедший из низших слоев, оказывается в "подвешенном" состоянии
между школьным воспитанием, которое не находит отклика в его семье, с
одной стороны и повседневной жизнью, свойственной его среде и заставляющей
его как можно быстрее приобщиться к миру труда с целью обретения
самостоятельности, с другой.
1.3.3 Развитие интеллекта и специальных познавательных способностей в
течение жизни
Интеллект подвержен изменению: в течение жизни способность к решению
задач изменяется неравномерно. Большинство исследователей сходится на том,
что в первые 20 лет жизни происходит основное интеллектуальное развитие
человека, причем наиболее интенсивно интеллект изменяется от 2 до 12 лет.
К этому выводу независимо друг от друга пришли Я.А.Пономарев, Л.
Терстоун, Ж. Пиаже, Н. Рейли и многие другие исследователи[9;160].
Интеллект человека достигает своего максимального развития к 19-20 годам,
затем наступает фаза стабилизации и с 30 — 34 лет происходит спад
продуктивности интеллектуальных функций.
Развитие общих интеллектуальных способностей зависит не только от
возраста, но и от вида деятельности (учебной и профессиональной), которой
занимается человек.
Рис.1.7. Интеллектуальное развитие ребенка и подростка (по Ж. Годфруа. Что
такое прогресс. М.: Прогресс, 1993)
В последнее время данные о снижении интеллекта у лиц пожилого возраста
подвергаются критике[9;158]. Сохраняются, в первую очередь, индивидуальные
различия интеллекта. Сторонники концепции об индивидуальной стабильности IQ
в течение жизни приводят целый ряд аргументов. Так, по результатам
тестирования учеников средней школы и колледжей, успешность выполнения
интеллектуальных тестов остается практически неизменной в течение обучения.
В частности, Т. Хансен провел исследование интеллекта 613 мальчиков-
третьеклассников и сравнил результаты с их же показателями через 10 лет
перед поступлением на службу в армию. Корреляция оказалась равной 0,73. В
ряде других исследований получены еще более высокие корреляции между
уровнем интеллекта, измеренного в раннем детстве, и более поздними
результатами (0,46 < r < 0,83). Разумеется, с течением времени корреляция
результатов раннего тестирования уменьшалась, но все равно была высокой:
через 10 лет она оставалась на уровне 0,65, а через 25 лет — на уровне
0,60. Дж. Андерсон выдвинул гипотезу «перекрытия» для объяснения связи
между результатами тестирования интеллекта в разном возрасте[9;161]. В
течение жизни индивид не утрачивает приобретенные знания и интеллектуальные
навыки, потому константа IQ отражает отношение часть—целое между
существовавшим потенциалом и вновь приобретенным. Однако критики концепции
стабильности IQ считают, что можно говорить лишь о постоянстве уровня
интеллекта в среднем по выборке, в то время как индивидуальные показатели
могут у одних людей ухудшаться, а у других — улучшаться в течение жизни.
Исследования калифорнийских психологов показали, что индивидуальные
показатели интеллекта с 6 до 18 лет могут изменяться в пределах 30 единиц
(при ( = 15). Эти изменения были связаны не со спонтанными колебаниями, а с
различиями в семейном окружении: у детей, оказавшихся в
благоприятной эмоциональной среде, уровень интеллекта постоянно повышался,
а у детей, по отношению к которым родители не проявляли достаточной заботы,
наблюдался процесс снижения уровня интеллекта[6;140]. По данным
американских исследователей, решающим фактором, влияющим на
относительный прогресс или регресс в развитии интеллекта, оказался
уровень образования родителей. Что касается эмоциональных отношений, то
эмоциональная подчиненность родителям влияла на спад IQ в возрасте от 4,5
до 6 лет. Подъем же IQ связан с эмоциональным одобрением со стороны
родителей, поощрением инициативы и рассудительности, а также формированием
родителями у ребенка еще не нужных для адаптации в данном возрасте умений и
навыков.
Развитие интеллекта в школьном возрасте определяется преимущественно
внутренней мотивацией ребенка — стремлением к высоким достижениям, тягой к
соперничеству и любознательностью[14;39].
Более серьезные проблемы возникают при исследовании интеллекта
взрослых. Как уже отмечалось выше, большая часть исследований изменения
интеллекта взрослых отмечает подъем показателей, от 17 до 20-30 лет, а
затем — резкое снижение. Особо резкое падение уровня интеллекта наблюдается
после 60 лет (данные получены по тесту Векслера WAIS). Однако эти данные
подвергаются обоснованной критике. Во-первых, эти результаты получены
методом срезов, то есть исследование проводилось одномоментно на группах
людей разных возрастов. Но различия групповых данных могут быть обусловлены
не возрастными особенностями, а тем, что люди, вошедшие в разные возрастные
группы, принадлежат к различным поколениям и обладают разным уровнем
образования и культуры[14;39]. Уровень образования населения с течением
времени повышается, и это неизбежно отражается в повышении результативности
выполнения теста WAIS молодым поколением. Старшие по возрасту люди хуже
выполняют тесты, потому что они менее образованны. Вторым аргументом
являются результаты, полученные в лонгитюдных исследованиях, противоречащие
результатам, полученным методом срезов[9;165]. Во всех лонгитюдных
исследованиях, которые основаны на повторном тестировании одних и тех же
людей, имеющих высокий интеллектуальный и/или образовательный уровень,
замечены тенденции к увеличению уровня интеллекта от 5 до 40 лет. Сходные
результаты получены при обследовании лиц со средним уровнем интеллекта и
образования, а также при изучении умственно отсталых испытуемых. Наиболее
тщательное исследование по этому вопросу провели К. В. Шай и С. Р. Стротер
в 1968 году[6;142]. Они обследовали с помощью теста элементарных умственных
способностей 500 человек, отобранных из популяции 18 000 человек случайным
образом. В возрастные группы входили по 25 мужчин и 25 женщин в возрасте от
20 до 70 лет с интервалом 5 лет. Через 7 лет 302 человека из исходной
выборки были вновь протестированы. Сравнение данных, полученных методом
срезов и лонгитюдным методом, показало, что все лица, ранее принадлежащие
молодому поколению, лучше выполняют тест. Кроме того, лонгитюд показал, что
по определенным тестам результативность практически не изменяется с
возрастом, и лишь по некоторым наблюдается небольшое, но значимое снижение.
Пространственный интеллект остается неизменным примерно до 60 лет, после
чего наблюдается снижение продуктивности. Тест на логическое мышление лучше
всего выполняют люди в возрасте от 35 до 45 лет, а после 45 начинается
снижение средних показателей. Вербальный интеллект улучшается до 55-60 лет,
снижение наступает к 65-70 годам. Наконец, арифметический тест практически
одинаково успешно выполняют испытуемые от 25 до 60 лет (с некоторым
улучшением), после 60 лет наступает ухудшение[15;56].
Анализируя данные многочисленных исследований, ведущий американский
специалист в области тестирования интеллекта А. Анастази приходит к
выводу, что снижение интеллекта, связанное с возрастом, проявляется только
после 60 лет, а до этого периода различия средних данных по разным
возрастным группам объясняются различиями поколений по уровню образования и
культуры[9;170]. Результаты эмпирических исследований говорят о жесткой
связи интеллектуальной продуктивности людей в 60-80 лет с их профессией:
некоторые интеллектуальные функции с годами могут развиваться даже в
преклонном возрасте. Однако с возрастом все же происходит снижение
продуктивности основного показателя интеллекта, а именно «общего
интеллекта», за счет замедления мыслительного процесса, связанного со
снижением скорости обработки информации. Причем скоростные показатели
интеллекта по многочисленным данным снижаются уже с 30 лет. Считается, что
из парциальных способностей больше всего страдают мнемические процессы,
связанные с активным восприятием и долгосрочным хранением информации, а
способность к краткосрочному удержанию информации снижается с возрастом
весьма незначительно[6;145]. Снижается скорость кодирования и актуализации
информации в кратковременной памяти.
[pic]
Рис.1.8.Развитие кристаллизованного и флюидного интеллекта в течение
жизни (по J. R. Neselroade, R. В. Cattel! Handbook of Multivariate
Experimental Psycology. N. Y.: Plenum Press, 1988)[6;143]
Главной особенностью изменения интеллекта при старении является
дифференциация психических функций[9]. В молодости основные парциальные
способности (пространственные, вербальные, арифметические и пр.) могут
изменяться относительно независимо друг от друга. В пожилом возрасте
проявляется дифференцировка функций на «кристаллизованные» и «текучие» (по
Кэттеллу). По Кэттеллу, «кристаллизованные» функции зависят от тренировки,
образования, приобщенности к культуре (логическое мышление, способность к
счету, знания и пр.). Под «текучими» способностями Кэттелл понимал
способности, позволяющие осуществлять гибкое и быстрое восприятие и
обработку информации (скорость обработки информации) [6;143]. Эти
способности обусловлены генетически. Кэттелловский «текучий интеллект»
тождественен фактору «общей умственной энергии» по Спирмену.
Данные исследований возрастных изменений познавательных функций
свидетельствуют о том, что «кристаллизованные» функции мало зависят от
процесса старения, их структура не изменяется, они могут тренироваться
(способность заучивать стихи) [14;57]. Что касается скоростных способностей
(«текучий интеллект»), то, как правило, они снижаются при старении,
особенно после 60 лет.
Можно сделать вывод, что общий интеллект в течение жизни претерпевает
определенные изменения: развиваясь особенно интенсивно от 0 до 12 лет,
достигая оптимума развития к 20-30 годам, его уровень несколько снижается и
затем падает после 60 лет. «Кристаллизованный интеллект» либо снижается
незначительно, либо остается неизменным и может даже развиваться.
1.4 Взаимосвязь интеллекта с успеваемостью и профессиональной деятельностью
1.4.1 Общий интеллект и успеваемость
Пока еще никому не удалось выделить обучаемость как специфическую общую
способность, отличную от общего интеллекта. Поэтому интеллект
рассматривается как способность, лежащая в основе обучаемости, но не
являющаяся существенным фактором, обусловливающим успешность
обучения[9;205]. Корреляция тестов общего интеллекта с критериями
обучаемости колеблется от -0,03 до 0,61.
Для теста «Прогрессивные матрицы» Равена корреляция общего интеллекта с
уровнем школьной успеваемости равна 0,70 (английские школьники). Данные,
полученные в других странах по тесту Равена, менее значимы: корреляции
колеблются от 0,33 до 0,61 (успеваемость по математике; немецкие школьники)
и 0,72 (общая успеваемость; советские школьники).
Тест Векслера дает менее высокие корреляции с успеваемостью: вербальная
шкала — до 0,65, невербальная — от 0,35 до 0,45, общий интеллект — 0,50.
Чаще всего для прогноза школьной успеваемости используют тесты
структуры интеллекта или их отдельные субтесты[9;205].
Положительные, но умеренные по величине корреляции между учебными
оценками и результатами тестирования не позволяли исследователям однозначно
утверждать, что интеллект детерминирует успешность обучения[9;205].
Недостаточно высокие корреляции объяснялись нерелевантностью оценок в
качестве критериев успешности обучения, несоответствием материала тестов
содержанию учебных программ и т. д. [6;151].
Анализ распределения индивидов в пространстве координат «школьные
оценки» — «величина IQ» свидетельствует о наличии более сложной зависимости
между интеллектом и успеваемостью, чем линейная связь.
Нетрудно заметить, что существует положительная корреляция IQ и
школьной успеваемости, но для школьников с высоким уровнем интеллекта она
минимальна.
Л. Ф. Бурлачук и В. М. Блейхер исследовали зависимость школьной
успеваемости от уровня интеллекта (тест Векслера). В ряды слабоуспевающих
школьников попали ученики и с высоким, и с низким уровнем интеллекта.
Однако лица с интеллектом ниже среднего никогда не входили в число хорошо
или отлично успевающих. Главной причиной низкой успеваемости детей с
высоким IQ было отсутствие учебной мотивации.
[pic]
Рис.1.9. Соотношение между IQ и школьными оценками.[6]
Таким образом, существует нижний «порог» IQ для учебной деятельности:
успешно учиться может только школьник, чей интеллект выше некоторого
уровня, определяемого внешними требованиями деятельности. И вместе с тем
успеваемость не растет бесконечно: ее уровень ограничивают системы оценок и
требования педагогов к учащимся .
1.4.2 Общий интеллект и профессиональная деятельность
Тесты интеллекта, особенно так называемые тесты структуры интеллекта
(тест Амтхауэра, GATB, ДАТ и т. д.), широко используют в целях
профессионального отбора и распределения кадров[9;207].
Данные тестирования общего интеллекта коррелируют с успешностью
деятельности: для разных профессий -0,10 < г < 0,85. Для большинства
профессий корреляция равна 0,60 (тест GATB).
Накопленные к 60-м годам результаты, характеризующие связь показателей
тестирования интеллекта при профессиональном отборе с характеристиками
успешности профессионального обучения и профессиональной деятельности,
позволили сделать весьма нетривиальный вывод. Одним из первых теорию
«порога интеллекта» для профессиональной деятельности предложил Д. Н.
Перкинс[9;207]. Согласно его концепции, для каждой профессии существует
нижний пороговый уровень развития интеллекта. Люди с IQ ниже определенного
уровня не способны овладеть данной профессией. Если же IQ превышает этот
уровень, то между уровнем достижений в профессиональной деятельности и
уровнем интеллекта нельзя проследить никакой существенной корреляционной
связи[6;154]. Успешность профессиональной деятельности начинает определять
мотивация, личностные черты индивида, система ценностей и т. д.
Индивид не в силах овладеть деятельностью, если его интеллект ниже
этого порога. Если же его интеллект превышает пороговое значение, то
реальные достижения индивида определяют не когнитивные способности, а его
настойчивость, увлеченность, темпераментальные особенности, поддержка семьи
и т.д.
Существует ли «верхний» интеллектуальный порог? Иными словами:
ограничены ли возможности индивида в определенной профессиональной
деятельности уровнем его интеллекта?
Следует отметить, что прогностичность тестов интеллекта выше для
успешности профессионального обучения, нежели для продуктивности
профессиональной деятельности. Очевидно, практическая деятельность менее
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|