МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности интеллекта учеников специализированных классов (гуманитарного и математического)

    отразиться на развитии ребенка. Достаточно упомянуть такие болезни, как

    диабет, сифилис или краснуха. Известно, например, что у матери краснуха

    протекает легко, но при заражении ее в первые месяцы беременности, она

    приводит к необратимым дефектам зрения, слуха и, особенно, интеллектуальных

    функций ребенка.

    Потребление матерью лекарственных и других веществ

    Многие вещества могут серьезно нарушать развитие утробного плода.

    Установлено, что злоупотребление в первые месяцы беременности некоторыми

    антибиотиками, транквилизаторами типа элениума или даже аспирином, может

    приводить к значительной задержке умственного развития новорожденного. Так

    же последствия возможны и в том случае, если мать во время беременности

    употребляет алкоголь или курит.

    Факторы окружающей среды

    С каким бы потенциалом не родился ребенок, очевидно, что необходимые

    ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и

    совершенствоваться лишь при контакте с той средой, с которой он будет

    взаимодействовать всю жизнь. Если в самом начале жизни интеллектуальные

    функции, по-видимому, определяются только наследственными факторами, то

    очень скоро ситуация становиться иной. Уже начиная с года или двух, ребенок

    приобретает способность более или менее эффективно взаимодействовать со

    своим физическим и социальным, окружением. При этом все более и более

    сложные обстоятельства и ситуации, в которые он попадает, могут оказаться

    решающими для хода его дальнейшей жизни.

    Питание

    Серьезная недостаточность ребенка, по-видимому, особенно сильно

    сказывается в первые шесть месяцев жизни, Однако, если в дальнейшем ребенок

    начинает питаться нормально и жить в стабильных условиях с достаточной

    психической стимуляцией, то он уже к 4-5 годам может догнать в своем

    развитии сверстников, получавших нормальное питание с момента рождения.

    Социальное положение и школьная успеваемость

    До начала нашего века в большинстве западных стран на ребенка смотрели

    как на "взрослого в миниатюре", который более или менее быстро в

    зависимости от социального происхождения приобщается к миру взрослых.

    Мышление и интеллектуальные проявления формировались в определенных рамках,

    характерных для той среды, в которой предстояло жить будущему взрослому

    человеку. У представителей привилегированных слоев интеллект развивается в

    более "абстрактном" направлении в соответствии с их уровнем культуры, В

    народных же массах интеллект должен был носить "практический" характер и

    отражать профессиональные навыки.

    При демократизации начального, а затем среднего образования, была

    поставлена задача - дать каждому человеку возможность максимально развить

    свои способности с тем, что бы он мог полностью реализовать имеющиеся у

    него возможности. В то же время, школа взяла за основу старую модель

    обучения, и в ней сохранились ценности и представления о культуре и

    интеллекте, свойственные привилегированным слоям. Это было сделано в

    надежде на то, что представления, характерные для низких классов, смогут

    измениться в пользу "элитарной" культуры. При этом не была учтена

    социальная действительность, которая не может меняться столь быстро. В

    низших слоях, в неблагополучных семьях жизненная реальность рассматривается

    как ежедневная борьба за существование, а не как возможность этического и

    интеллектуального развития. Поэтому такие группы населения остаются

    невосприимчивыми к культуре, никак не связанной с их повседневными нуждами.

    Ребенок, вышедший из низших слоев, оказывается в "подвешенном" состоянии

    между школьным воспитанием, которое не находит отклика в его семье, с

    одной стороны и повседневной жизнью, свойственной его среде и заставляющей

    его как можно быстрее приобщиться к миру труда с целью обретения

    самостоятельности, с другой.

    1.3.3 Развитие интеллекта и специальных познавательных способностей в

    течение жизни

    Интеллект подвержен изменению: в течение жизни способность к решению

    задач изменяется неравномерно. Большинство исследователей сходится на том,

    что в первые 20 лет жизни происходит основное интеллектуальное развитие

    человека, причем наиболее интенсивно интеллект изменяется от 2 до 12 лет.

    К этому выводу независимо друг от друга пришли Я.А.Пономарев, Л.

    Терстоун, Ж. Пиаже, Н. Рейли и многие другие исследователи[9;160].

    Интеллект человека достигает своего максимального развития к 19-20 годам,

    затем наступает фаза стабилизации и с 30 — 34 лет происходит спад

    продуктивности интеллектуальных функций.

    Развитие общих интеллектуальных способностей зависит не только от

    возраста, но и от вида деятельности (учебной и профессиональной), которой

    занимается человек.

    Рис.1.7. Интеллектуальное развитие ребенка и подростка (по Ж. Годфруа. Что

    такое прогресс. М.: Прогресс, 1993)

    В последнее время данные о снижении интеллекта у лиц пожилого возраста

    подвергаются критике[9;158]. Сохраняются, в первую очередь, индивидуальные

    различия интеллекта. Сторонники концепции об индивидуальной стабильности IQ

    в течение жизни приводят целый ряд аргументов. Так, по результатам

    тестирования учеников средней школы и колледжей, успешность выполнения

    интеллектуальных тестов остается практически неизменной в течение обучения.

    В частности, Т. Хансен провел исследование интеллекта 613 мальчиков-

    третьеклассников и сравнил результаты с их же показателями через 10 лет

    перед поступлением на службу в армию. Корреляция оказалась равной 0,73. В

    ряде других исследований получены еще более высокие корреляции между

    уровнем интеллекта, измеренного в раннем детстве, и более поздними

    результатами (0,46 < r < 0,83). Разумеется, с течением времени корреляция

    результатов раннего тестирования уменьшалась, но все равно была высокой:

    через 10 лет она оставалась на уровне 0,65, а через 25 лет — на уровне

    0,60. Дж. Андерсон выдвинул гипотезу «перекрытия» для объяснения связи

    между результатами тестирования интеллекта в разном возрасте[9;161]. В

    течение жизни индивид не утрачивает приобретенные знания и интеллектуальные

    навыки, потому константа IQ отражает отношение часть—целое между

    существовавшим потенциалом и вновь приобретенным. Однако критики концепции

    стабильности IQ считают, что можно говорить лишь о постоянстве уровня

    интеллекта в среднем по выборке, в то время как индивидуальные показатели

    могут у одних людей ухудшаться, а у других — улучшаться в течение жизни.

    Исследования калифорнийских психологов показали, что индивидуальные

    показатели интеллекта с 6 до 18 лет могут изменяться в пределах 30 единиц

    (при ( = 15). Эти изменения были связаны не со спонтанными колебаниями, а с

    различиями в семейном окружении: у детей, оказавшихся в

    благоприятной эмоциональной среде, уровень интеллекта постоянно повышался,

    а у детей, по отношению к которым родители не проявляли достаточной заботы,

    наблюдался процесс снижения уровня интеллекта[6;140]. По данным

    американских исследователей, решающим фактором, влияющим на

    относительный прогресс или регресс в развитии интеллекта, оказался

    уровень образования родителей. Что касается эмоциональных отношений, то

    эмоциональная подчиненность родителям влияла на спад IQ в возрасте от 4,5

    до 6 лет. Подъем же IQ связан с эмоциональным одобрением со стороны

    родителей, поощрением инициативы и рассудительности, а также формированием

    родителями у ребенка еще не нужных для адаптации в данном возрасте умений и

    навыков.

    Развитие интеллекта в школьном возрасте определяется преимущественно

    внутренней мотивацией ребенка — стремлением к высоким достижениям, тягой к

    соперничеству и любознательностью[14;39].

    Более серьезные проблемы возникают при исследовании интеллекта

    взрослых. Как уже отмечалось выше, большая часть исследований изменения

    интеллекта взрослых отмечает подъем показателей, от 17 до 20-30 лет, а

    затем — резкое снижение. Особо резкое падение уровня интеллекта наблюдается

    после 60 лет (данные получены по тесту Векслера WAIS). Однако эти данные

    подвергаются обоснованной критике. Во-первых, эти результаты получены

    методом срезов, то есть исследование проводилось одномоментно на группах

    людей разных возрастов. Но различия групповых данных могут быть обусловлены

    не возрастными особенностями, а тем, что люди, вошедшие в разные возрастные

    группы, принадлежат к различным поколениям и обладают разным уровнем

    образования и культуры[14;39]. Уровень образования населения с течением

    времени повышается, и это неизбежно отражается в повышении результативности

    выполнения теста WAIS молодым поколением. Старшие по возрасту люди хуже

    выполняют тесты, потому что они менее образованны. Вторым аргументом

    являются результаты, полученные в лонгитюдных исследованиях, противоречащие

    результатам, полученным методом срезов[9;165]. Во всех лонгитюдных

    исследованиях, которые основаны на повторном тестировании одних и тех же

    людей, имеющих высокий интеллектуальный и/или образовательный уровень,

    замечены тенденции к увеличению уровня интеллекта от 5 до 40 лет. Сходные

    результаты получены при обследовании лиц со средним уровнем интеллекта и

    образования, а также при изучении умственно отсталых испытуемых. Наиболее

    тщательное исследование по этому вопросу провели К. В. Шай и С. Р. Стротер

    в 1968 году[6;142]. Они обследовали с помощью теста элементарных умственных

    способностей 500 человек, отобранных из популяции 18 000 человек случайным

    образом. В возрастные группы входили по 25 мужчин и 25 женщин в возрасте от

    20 до 70 лет с интервалом 5 лет. Через 7 лет 302 человека из исходной

    выборки были вновь протестированы. Сравнение данных, полученных методом

    срезов и лонгитюдным методом, показало, что все лица, ранее принадлежащие

    молодому поколению, лучше выполняют тест. Кроме того, лонгитюд показал, что

    по определенным тестам результативность практически не изменяется с

    возрастом, и лишь по некоторым наблюдается небольшое, но значимое снижение.

    Пространственный интеллект остается неизменным примерно до 60 лет, после

    чего наблюдается снижение продуктивности. Тест на логическое мышление лучше

    всего выполняют люди в возрасте от 35 до 45 лет, а после 45 начинается

    снижение средних показателей. Вербальный интеллект улучшается до 55-60 лет,

    снижение наступает к 65-70 годам. Наконец, арифметический тест практически

    одинаково успешно выполняют испытуемые от 25 до 60 лет (с некоторым

    улучшением), после 60 лет наступает ухудшение[15;56].

    Анализируя данные многочисленных исследований, ведущий американский

    специалист в области тестирования интеллекта А. Анастази приходит к

    выводу, что снижение интеллекта, связанное с возрастом, проявляется только

    после 60 лет, а до этого периода различия средних данных по разным

    возрастным группам объясняются различиями поколений по уровню образования и

    культуры[9;170]. Результаты эмпирических исследований говорят о жесткой

    связи интеллектуальной продуктивности людей в 60-80 лет с их профессией:

    некоторые интеллектуальные функции с годами могут развиваться даже в

    преклонном возрасте. Однако с возрастом все же происходит снижение

    продуктивности основного показателя интеллекта, а именно «общего

    интеллекта», за счет замедления мыслительного процесса, связанного со

    снижением скорости обработки информации. Причем скоростные показатели

    интеллекта по многочисленным данным снижаются уже с 30 лет. Считается, что

    из парциальных способностей больше всего страдают мнемические процессы,

    связанные с активным восприятием и долгосрочным хранением информации, а

    способность к краткосрочному удержанию информации снижается с возрастом

    весьма незначительно[6;145]. Снижается скорость кодирования и актуализации

    информации в кратковременной памяти.

    [pic]

    Рис.1.8.Развитие кристаллизованного и флюидного интеллекта в течение

    жизни (по J. R. Neselroade, R. В. Cattel! Handbook of Multivariate

    Experimental Psycology. N. Y.: Plenum Press, 1988)[6;143]

    Главной особенностью изменения интеллекта при старении является

    дифференциация психических функций[9]. В молодости основные парциальные

    способности (пространственные, вербальные, арифметические и пр.) могут

    изменяться относительно независимо друг от друга. В пожилом возрасте

    проявляется дифференцировка функций на «кристаллизованные» и «текучие» (по

    Кэттеллу). По Кэттеллу, «кристаллизованные» функции зависят от тренировки,

    образования, приобщенности к культуре (логическое мышление, способность к

    счету, знания и пр.). Под «текучими» способностями Кэттелл понимал

    способности, позволяющие осуществлять гибкое и быстрое восприятие и

    обработку информации (скорость обработки информации) [6;143]. Эти

    способности обусловлены генетически. Кэттелловский «текучий интеллект»

    тождественен фактору «общей умственной энергии» по Спирмену.

    Данные исследований возрастных изменений познавательных функций

    свидетельствуют о том, что «кристаллизованные» функции мало зависят от

    процесса старения, их структура не изменяется, они могут тренироваться

    (способность заучивать стихи) [14;57]. Что касается скоростных способностей

    («текучий интеллект»), то, как правило, они снижаются при старении,

    особенно после 60 лет.

    Можно сделать вывод, что общий интеллект в течение жизни претерпевает

    определенные изменения: развиваясь особенно интенсивно от 0 до 12 лет,

    достигая оптимума развития к 20-30 годам, его уровень несколько снижается и

    затем падает после 60 лет. «Кристаллизованный интеллект» либо снижается

    незначительно, либо остается неизменным и может даже развиваться.

    1.4 Взаимосвязь интеллекта с успеваемостью и профессиональной деятельностью

    1.4.1 Общий интеллект и успеваемость

    Пока еще никому не удалось выделить обучаемость как специфическую общую

    способность, отличную от общего интеллекта. Поэтому интеллект

    рассматривается как способность, лежащая в основе обучаемости, но не

    являющаяся существенным фактором, обусловливающим успешность

    обучения[9;205]. Корреляция тестов общего интеллекта с критериями

    обучаемости колеблется от -0,03 до 0,61.

    Для теста «Прогрессивные матрицы» Равена корреляция общего интеллекта с

    уровнем школьной успеваемости равна 0,70 (английские школьники). Данные,

    полученные в других странах по тесту Равена, менее значимы: корреляции

    колеблются от 0,33 до 0,61 (успеваемость по математике; немецкие школьники)

    и 0,72 (общая успеваемость; советские школьники).

    Тест Векслера дает менее высокие корреляции с успеваемостью: вербальная

    шкала — до 0,65, невербальная — от 0,35 до 0,45, общий интеллект — 0,50.

    Чаще всего для прогноза школьной успеваемости используют тесты

    структуры интеллекта или их отдельные субтесты[9;205].

    Положительные, но умеренные по величине корреляции между учебными

    оценками и результатами тестирования не позволяли исследователям однозначно

    утверждать, что интеллект детерминирует успешность обучения[9;205].

    Недостаточно высокие корреляции объяснялись нерелевантностью оценок в

    качестве критериев успешности обучения, несоответствием материала тестов

    содержанию учебных программ и т. д. [6;151].

    Анализ распределения индивидов в пространстве координат «школьные

    оценки» — «величина IQ» свидетельствует о наличии более сложной зависимости

    между интеллектом и успеваемостью, чем линейная связь.

    Нетрудно заметить, что существует положительная корреляция IQ и

    школьной успеваемости, но для школьников с высоким уровнем интеллекта она

    минимальна.

    Л. Ф. Бурлачук и В. М. Блейхер исследовали зависимость школьной

    успеваемости от уровня интеллекта (тест Векслера). В ряды слабоуспевающих

    школьников попали ученики и с высоким, и с низким уровнем интеллекта.

    Однако лица с интеллектом ниже среднего никогда не входили в число хорошо

    или отлично успевающих. Главной причиной низкой успеваемости детей с

    высоким IQ было отсутствие учебной мотивации.

    [pic]

    Рис.1.9. Соотношение между IQ и школьными оценками.[6]

    Таким образом, существует нижний «порог» IQ для учебной деятельности:

    успешно учиться может только школьник, чей интеллект выше некоторого

    уровня, определяемого внешними требованиями деятельности. И вместе с тем

    успеваемость не растет бесконечно: ее уровень ограничивают системы оценок и

    требования педагогов к учащимся .

    1.4.2 Общий интеллект и профессиональная деятельность

    Тесты интеллекта, особенно так называемые тесты структуры интеллекта

    (тест Амтхауэра, GATB, ДАТ и т. д.), широко используют в целях

    профессионального отбора и распределения кадров[9;207].

    Данные тестирования общего интеллекта коррелируют с успешностью

    деятельности: для разных профессий -0,10 < г < 0,85. Для большинства

    профессий корреляция равна 0,60 (тест GATB).

    Накопленные к 60-м годам результаты, характеризующие связь показателей

    тестирования интеллекта при профессиональном отборе с характеристиками

    успешности профессионального обучения и профессиональной деятельности,

    позволили сделать весьма нетривиальный вывод. Одним из первых теорию

    «порога интеллекта» для профессиональной деятельности предложил Д. Н.

    Перкинс[9;207]. Согласно его концепции, для каждой профессии существует

    нижний пороговый уровень развития интеллекта. Люди с IQ ниже определенного

    уровня не способны овладеть данной профессией. Если же IQ превышает этот

    уровень, то между уровнем достижений в профессиональной деятельности и

    уровнем интеллекта нельзя проследить никакой существенной корреляционной

    связи[6;154]. Успешность профессиональной деятельности начинает определять

    мотивация, личностные черты индивида, система ценностей и т. д.

    Индивид не в силах овладеть деятельностью, если его интеллект ниже

    этого порога. Если же его интеллект превышает пороговое значение, то

    реальные достижения индивида определяют не когнитивные способности, а его

    настойчивость, увлеченность, темпераментальные особенности, поддержка семьи

    и т.д.

    Существует ли «верхний» интеллектуальный порог? Иными словами:

    ограничены ли возможности индивида в определенной профессиональной

    деятельности уровнем его интеллекта?

    Следует отметить, что прогностичность тестов интеллекта выше для

    успешности профессионального обучения, нежели для продуктивности

    профессиональной деятельности. Очевидно, практическая деятельность менее

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.