МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности общения в подростковом коллективе

    Особенности общения в подростковом коллективе

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    3

    Глава 1. Значение общения в жизни человека.

    5

    Глава 2. Отрочество как этап жизни и некоторые психолго-

    педагогические характеристики переходного возраста.

    8

    Глава 3. Особенности общения в подростковом коллективе.

    17

    Заключение

    38

    Список литературы

    41

    Приложение

    44

    ВВЕДЕНИЕ

    Человек - существо социальное. Включенность личности в

    общественные отношения обуславливает тезис о первостепенной роли

    социального общения в этом процессе.

    В связи с огромной определяющей ролью общения в развитии и

    формировании личности, в нашей науке за последние годы обнаружился острый

    интерес к его изучению, который в свою очередь породил большое количество

    подходов к проблеме общения в области философии, социологии, социальной

    психологии.

    Поскольку общение играет важнейшую роль в жизни человека, особо

    важным является изучение особенностей общения на разных этапах

    онтогенетического развития и учёт их в своей работе по воспитанию

    подрастающего поколения психологами и педагогами.

    Принимая во внимание все вышесказанное, темой своего исследования

    мы выбрали проблему особенностей общения в подростковом коллективе.

    Объектом исследования является подросток (подростковый возраст).

    Предметом исследования - общение подростков, как в школе, так и вне

    ее, их взаимоотношения: товарищество, дружба, любовь.

    Цель курсового исследования - выявить наиболее характерные

    особенности общения в подростковом возрасте с целью оптимизации

    воспитательного процесса в школе.

    Задачи:

    1) изучение накопленного теоретического материала по проблеме

    общения в подростковом возрасте;

    2) обобщение и систематизация изученного материала, выделение

    наиболее характерных особенностей общения детей в переходном возрасте;

    3) анализ положительных и отрицательных черт общения подростков

    между собой;

    4) разработка рекомендации по организации воспитательной работы с

    подростками в школе на основе учета их особенностей общения.

    Гипотеза курсового исследования: выявление особенностей общения

    подростков позволит разработать педагогические рекомендации по организации

    воспитательного процесса в школе.

    Глава 1. Значение общения в жизни человека.

    Есть только одна подлинная ценность

    - это связь

    человека с человеком.

    Антуан де Сент-Экзюпери.

    В российской педагогической энциклопедии дается следующее

    определение общения: общение - это взаимодействие двух или более людей с

    целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего

    результата совместной деятельности.

    Общение - один из важнейших факторов психического и социального

    развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение

    детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими

    прирождённой возможности стать представителями человеческого рода.

    В психологии при анализе общения выделяются его разные аспекты:

    - «коммуникация» (обмен информацией между людьми),

    - «социальная перцепция» (восприятие и понимание человека

    человеком),

    - «интеракция» (взаимодействие).

    Практически общение выступает как совокупность этих компонентов.

    У человека существует самостоятельная потребность в общении, не

    сводимая к др. нуждам (в пище, тепле, безопасности, во впечатлениях, в

    активности и др.) потребность к познанию самого себя и др. людей, т. е. к

    оценке и самооценке. К 2,5 месяцам у детей можно констатировать оформление

    потребности в общении [20].

    Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими

    функциями, кoтopоe оно выполняет. Во-первых, в общении осуществляется обмен

    информацией между людьми. Информационно-коммуникативная функция в той или

    иной форме и степени связана со всеми формами деятельности людей.

    Далее, общение выполняет так называемую регуляционно-

    коммуникативную функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели,

    средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки,

    складывается своеобразная иерархия ценностей, шкала социализации человека.

    Не удивительно, что именно в общении человек познает и переживает свою

    значимость. Поэтому его правильная направленность становится источником,

    одним из важнейших путей формирования человеческой личности.

    Наконец, общение регулирует уровень эмоциональной напряженности,

    создает психологическую разрядку и в конечном счете формирует тот

    эмоциональный фон, на котором осуществляется наша деятельность, и который в

    немалой степени определяет само мироощущение. Эта функция общения в

    социальной психологии получила название аффективно-коммуникативной. В

    реальном общении все его функции органически сливаются, независимо от его

    формы. Даже в отдельном акте общения нередко все они присутствуют [24].

    Добрович в своей книге «Воспитателю о психологии и психогигиене

    общения» задает своим читателям вопрос «для чего общаться?» и сам дает на

    него ответ: общение служит установлению общности между людьми, регулирует

    их совместную деятельность, является инструментом познания и основой

    сознания для отдельного человека (а ведь только благодаря этому возможно

    существование общественного сознания и культуры); наконец, общение служит

    самоопределению личности, без чего человек выпал бы из совместной

    деятельности и оказался бы вне человечества - потерянным и беспомощным...

    Сказанного достаточно; сам вопрос «для чего общаться» есть проявление

    присущей нам привычки и тяги к общению...

    Исходным моментом для исследования проблемы общения и

    обособления личности в обществе может служить известное положение К.

    Маркса: «Человек есть в самом буквальном смысле общественное животное, не

    только животное, которому свойственно общение, но животное, которое только

    в обществе и может обособляться».

    Входя в различные общности, человек выступает в них и как

    субъект, и как объект общения. То есть в процессе общения он испытывает на

    себе влияние окружающих и, в сою очередь, оказывает определенное

    воздействие на них в процессе коммуникативного взаимодействия. Еще

    Аристотель в своей «Риторике», как бы давая наиболее общую схему

    коммуникации, отмечал, что для осуществления любого акта человеческого

    общения необходимо по крайней мере 3 элемента: 1) лицо, которое говорит; 2)

    речь, которую это лицо произносит; 3) лицо, которое эту речь слушает.

    Человек - существо общественное, следовательно, он может

    проявиться только в обществе - в процессе общения. В результате этого

    происходит влияние общества на личность. Человек в обществе ведет себя

    определенным образом, проявляя при этом какие-то качества и свойства

    личности. Наличие индивидуальных качеств и свойств, отличающих данного

    конкретного человека от других, тесно связано с процессом обособления в

    обществе.

    Общение - один из важнейших факторов возникновения, развития и

    укрепления познавательных интересов у растущего человека. Особенно это

    относится к общению со сверстниками [5] .

    Глава 2. Отрочество как этап жизни и некоторые психолго-

    педагогические характеристики переходного возраста.

    Отрочество - это

    беспокойство: «Вдруг я

    Не такой, как все?» И

    ужас:

    «Вдруг я такой, как все?»

    Е.Винокуров

    Древнерусское слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и

    юношу. «Отрок» буквально означает «не имеющий права говорить» (от слов «от»

    и «реку»). В словаре Даля подросток определяется как «дитя на подросте»,

    около 14-15 лет [1].

    Подростковый возраст - период развития детей от 11-12 до 15-16

    лет. Подростковый возраст называется также переходным возрастом, т. к. он

    характеризуется постепенным переходом от детства к взрослости. По уровню и

    характеру психического развития подростковый возраст - типичная эпоха

    детства. С другой стороны, подросток - растущий человек, стоящий на пороге

    взрослой жизни. Достигнутый уровень развития, возросшие возможности

    подростка вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении,

    признании со стороны взрослых его прав и потенциальных возможностей.

    Взрослые же, подчёркивая, что подросток уже не маленький ребёнок, и

    предъявляя к нему повышенные требования, часто продолжают отказывать ему в

    праве на самостоятельность, в возможностях для самоутверждения. Такое

    двойственное противоречивое положение подростка чревато различными

    осложнениями в межличностных отношениях, которые выливаются в конфликты и

    принимают разнообразные формы протеста. Поэтому подростковый возраст

    иногда называют «трудным», «критическим».

    Подростковый возраст является одним из главных периодов роста и

    формирования организма; в это время совершается перестройка деятельности

    всех органов и систем.

    Специфическими моментами физического развития являются рост в

    длину, увеличение веса и окружности грудной клетки, появление вторичных

    половых признаков (пубертатный скачок в росте). Увеличение массы мышц и

    мышечной силы идёт наиб, интенсивно в конце периода полового созревания.

    Развитие мускулатуры у мальчиков происходит по мужскому типу, а мягких

    тканей у девочек - по женскому типу; это сообщает представителям каждого

    пола соответственно черты мужественности или женственности. Благодаря этому

    изменяется облик подростка по сравнению с обликом ребёнка, общие пропорции

    тела приближаются к пропорциям, характерным для взрослого. Однако

    перестройка моторного аппарата сопровождается потерей гармонии в движениях,

    появляется неумение владеть собственным телом (обилие движений,

    недостаточная их координация, общая неловкость, угловатость). Наряду с

    диспропорциональным ростом частей тела это может порождать неуверенность,

    неприятные переживания, принимающие иногда патологические формы. Возрастное

    несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы (отставание развития

    кровеносных сосудов от роста сердца) часто приводит к временным

    расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления. Следствие этого

    - головокружение, учащённое сердцебиение, головные боли, быстрая

    утомляемость и т. д. Особенности развития сердечно-сосудистой системы и

    начало интенсивной деятельности желёз внутренней секреции приводят к

    некоторым временным нарушениям в деятельности нервной системы подростка. У

    него может наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительность,

    вспыльчивость, которые иногда выражаются в склонности к бурным и резким

    реакциям типа аффектов. Нервная система подростка ещё не всегда способна

    выдерживать сильные и длительно действующие монотонные раздражители и под

    влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, в

    состояние сильного возбуждения [20].

    Л. С. Выготский говорит о том, что все согласно называют этот

    возраст возрастом полового созревания. Но вместе с тем это возраст

    созревания личности и миросозерцания [17].

    Ведь половое созревание и сдвиги в физическом развитии подростка

    имеют важное значение в возникновении новых психологических образований.

    Эти очень ощутимые для самого подростка изменения делают его объективно

    более взрослым и являются одним из источников возникающего ощущения

    собственной взрослости (на основе представления о своём сходстве со

    взрослыми). Половое созревание также стимулирует развитие интереса к др.

    полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний.

    В подростковом возрасте совершаются глубокие изменения в духовной

    жизни человека. Порой в глаза бросается вот что: чувства, которые волнуют

    душу в детстве, со временем будто совсем не могут овладеть ею. Если прежде,

    бывало, горе близкого или незнакомого человека вызывало в детском сердце

    глубокие переживания, то подросток иногда может остаться глухим к

    человеческому горю. Подросток в отличие от ребенка начинает обобщать как

    добро, так и зло; в отдельных фактах он видит правило, закономерность; и от

    того, какие мысли, настроения порождает в его душе увиденное, зависят его

    убеждения, взгляды на мир, мысли о людях. Стремление к самоутверждению,

    желание стать личностью, добиться общественного признания вызывают у

    подростка внутренний порыв духовных сил. Он ощущает потребность действовать

    [11].

    Центральным и специфическим новообразованием является

    возникновение у подростка представления о том, что он уже не ребёнок

    (чувство взрослости); действенная сторона этого представления проявляется в

    стремлении быть и считаться взрослым. Это новообразование самосознания

    является стержневой особенностью личности, её структурным центром, т. к.

    выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру,

    определяет специфическое направление и содержание его социальной

    активности, систему новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций.

    Специфическая социальная активность подростка заключается в большой

    восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые

    существуют в мире взрослых и в их отношениях. Это имеет далеко идущие

    последствия потому, что взрослые и дети представляют две разные группы и

    имеют разные обязанности, права и привилегии.

    Возникновение у подростка представления о себе как о человеке, уже

    перешагнувшем границы детства, определяет его переориентацию с одних норм и

    ценностей на другие - с детских на взрослые. Равнение подростка на взрослых

    проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться к некоторым

    сторонам их жизни и деятельности, приобрести их качества, умения, права и

    привилегии, при чём прежде всего те, в которых наиболее зримо проявляется

    отличие взрослых и их преимущества по сравнению с детьми.

    Для нравственного развития в подростковый возрасте характерно

    формирование нравственных убеждений, которыми подросток начинает

    руководствоваться в своём поведении и которые формируются под влиянием

    окружающей среды (семьи, товарищей и др.), в процессе учебно-воспитательной

    работы. В тесной связи с формированием убеждений и мировоззрения

    складываются нравственные идеалы подростков.

    Одним из важнейших моментов в развитии личности подростков является

    формирование самосознания, самооценки, возникновение потребностей в

    самовоспитании. В развитии познания подростком окружающей действительности

    наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится

    человек, его внутренний мир. Это стремление к познанию и оценке морально-

    психологических качеств людей вызывает интерес к себе, к собственной

    психической жизни и качествам своей личности, потребность сравнить себя с

    другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Так

    формируется представление подростка о собственной личности [20].

    В связи с развитием самосознания у старшеклассников возникает

    стремление к доверительности во взаимодействии с окружающими людьми.

    Доверительность становится качеством общения со взрослыми, а

    «исповедальность» - со сверстниками, что в первую очередь предполагает

    глубокое самораскрытие. Доверие к сверстнику реализуется в сфере интимно-

    личностного общения, главная цель которого - понимание и самораскрытие. В

    доверительном общении со взрослыми ситуация несколько меняется, важным

    становится не только познание своего «сегодняшнего», «реального Я», но и

    познание себя с точки зрения личных жизненных перспектив, своего

    «желаемого», «будущего Я» [23].

    Согласно теории Левина, важнейшими процессами переходного возраста

    являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой

    принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение

    подростка определяется промежуточностью (маргиналъностью) его положения.

    Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость,

    неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность,

    склонность к крайним точкам зрения и позициям. Конфликтность тем больше,

    чем резче различия между миром детства и миром взрослости.

    Подростковый кризис знаменует собой второе психологическое рождение

    ребенка. Подростком этот конфликт переживается как страх потери «Я», как

    дилемма: быть собой со своим особым и отдельным душевным миром и

    индивидуальными способностями или быть вместе - с теми, кто дорог и ценим

    [21].

    Также в особенностях мышления кроется и подростковый негативизм.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.