МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности общения в подростковом коллективе

    Отсюда и «защитная реакция» подростка против «посягательств» взрослых на

    его самостоятельность [11].

    Умственное развитие в подростковом возрасте тесно связано с

    изменением характера и форм учебной деятельности. Серьёзная и

    многосторонняя трудовая деятельность, возросшая пытливость ума требуют от

    подростка более высокой и организованной умственной деятельности. Всё это

    влияет на характер познавательной деятельности в подростковый возрасте.

    Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетическому

    восприятию предметов и явлений. Наблюдение как целенаправленное

    организованное восприятие начинает занимать всё большее место в умственной

    деятельности подростков. Содержание и логика изучаемых предметов, характер

    усвоения знаний формируют у подростка способность самостоятельно мыслить,

    рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения.

    Развивается способность к абстрактному мышлению. Для подросткового возраста

    характерно интенсивное развитие произвольной логической памяти;

    возрастает умение логически обрабатывать материал для запоминания. Внимание

    становится более организованным, всё больше выступает его преднамеренный

    характер [20].

    А. Гезел, американский психолог, описал особенности биологического

    созревания, интересов и поведения детей в юношеском возрасте. Переход от

    детства к взрослости продолжается от 10 до 21 года, особенно важны первые 5

    лет (с 11 до 16).

    Биологические основы развития:

    10 лет - ребенок. Уравновешен, доверчив, ровен с родителями, мало

    заботится о внешности, легко воспринимает жизнь.

    11 лет - ребенок. Импульсивен, частая смена настроения, бунт

    против родителей, ссоры со сверстниками.

    12 лет - ребенок. Вспыльчивость частично проходит, отношение к

    миру более позитивно, растет автономия от семьи, растет влияние

    сверстников, заботится о внешности, растет интерес к противоположному

    полу.

    13 лет - подросток. Обращенность внутрь (интровертность),

    самокритичность, чувствителен к критике, критически относится к родителям,

    избирателен в дружбе.

    14 лет - подросток. Экстраверсия, энергичен, общителен,

    уверенность в себе, интерес к другим людям, обсуждает себя и сравнивает с

    героями.

    15 лет - подросток. «Приобретаются» индивидуальные различия: дух

    независимости, свобода от внешнего контроля, начало сознательного

    самовоспитания. Ранимость, восприимчивость к вредным влияниям.

    16 лет - подросток. Равновесие. Мятежность уступает место

    жизнерадостности, увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная

    уравновешенность, общительность.

    Но календарный возраст сам по себе не может быть основой

    содержательной возрастной периодизации, так как он смазывает индивидуальные

    различия и социальные условия восприятия.

    Подростковый возраст - это стадия духовного развития, хотя она и

    связана с комплексом психофизиологических процессов. В этот период

    происходит осознание собственной индивидуальности, открытие «Я», появление

    жизненного плана, установка на сознательное построение своей жизни,

    постоянное врастание в различные сферы общественной жизни. Процесс этот

    идет изнутри человека в открытый мир (Э. Шпрангер). Ученый показывает

    главную проблему этого возраста (14-17 лет) - кризис, связанный со

    стремлением к освобождению от детской зависимости [21].

    Интересны исследования психологов на тему «Подросток и его

    развитие». Мы еще раз можем убедиться, что подростковый период является

    одним из самых сложных и противоречивых в жизни человека.

    Например, представление Ст. Холла о "бунтующем" отрочестве,

    насыщенном стрессами и конфликтами, в котором доминируют нестабильность,

    энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов, глубоко вошло в

    психологию.

    У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению,

    безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в

    застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруистичностью, высокие

    нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению

    сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, живая

    любознательность - в умственное равнодушие, страсть к чтению в

    пренебрежение к нему, увлечение наблюдениями - в бесконечные рассуждения.

    Ст. Холл по праву назвал этот период периодом «бури и натиска». Содержание

    подросткового периода Ст. Холл описывает как кризис самосознания,

    преодолев который человек приобретает "чувство индивидуальности"

    Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию

    подросткового возраста. Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру это -

    возраст врастания в культуру. Шпрангер описал три типа развития отрочества.

    Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда

    отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает

    новое "Я". Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост,

    когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных

    сдвигов в собственной личности. Третий тип представляет собой такой процесс

    развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает

    себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен

    для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

    В. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов

    формирования личности. В. Штерн описывает его как промежуточный между

    детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого и подбирает

    для него новое понятие - "серьезная игра" [12].

    Глава 3. Особенности общения в подростковом коллективе.

    Общение со сверстниками в жизни подростка.

    Все исследователи психологии отрочества так или иначе сходятся в

    признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со

    сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во

    многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности.

    Л. И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте

    основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность,

    то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном

    определяются возможностью широкого общения со сверстниками [19].

    Положение принципиального равенства детей-сверстников делает эту

    сферу отношений особенно привлекательной для подростка: это положение

    соответствует этическому содержанию возникающего у подростка чувства

    собственной взрослости. Происходящие в начале подросткового возраста

    специфические сдвиги в развитии определяют принципиальное сходство у

    подростков новых потребностей, стремлений, переживаний, требований к

    отношениям со взрослыми и товарищами. Это способствует развитию отношений

    со сверстниками вглубь. У подростка формируются ценности, которые больше

    понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Общение со взрослыми уже не

    может целиком заменить общения со сверстниками.

    В подростковом периоде происходит становление различных по степени

    близости отношений, которые подростками четко различаются: могут быть

    просто товарищи, близкие товарищи, личный друг. Общение с ними все больше

    выходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые

    интересы, занятия, отношения и выделяется в самостоятельную и очень важную

    для подростка сферу жизни. Она насыщена разнообразными событиями и

    происшествиями, борьбой и столкновениями, победами и поражениями,

    открытиями и разочарованиями, огорчениями и радостями, что в совокупности и

    составляет настоящую жизнь подростка, в которой он действует и размышляет,

    которой уделяет много времени и душевных сил. Общение с товарищами

    приобретает для подростка очень большую ценность, причем нередко столь

    высокую, что отодвигает на второй план учение, значительно уменьшает

    привлекательность общения с родными Для подростка отношения со сверстниками

    выделяются в сферу его собственных, личных отношений, в которых он

    действует самостоятельно. Он считает, что имеет право на это, защищает свое

    право, и именно поэтому нетактичное вмешательство взрослых вызывает обиду,

    протест.

    У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к

    общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить

    коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга, с другой - не менее

    сильное желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Это

    становится важнейшей потребностью. Неблагополучие в отношениях с

    одноклассниками, отсутствие близких товарищей, друга или разрушение дружбы

    порождают тяжелые переживания, расцениваются как личная драма. Самая

    неприятная для подростка ситуация - искреннее осуждение коллектива,

    товарищей, нежелание общаться, а самое тяжелое наказание - открытый или

    негласный бойкот. Переживание одиночества тяжко и невыносимо для подростка.

    Неблагополучие в отношениях с одноклассниками толкает его на поиск

    товарищей и друзей за пределами школы. Как правило, он их находит, но они

    не всегда бывают хорошими. Такие факты достаточно известны по их печальным

    последствиям.

    Стремление подростка привлечь к себе внимание товарищей,

    заинтересовать их и вызвать симпатию может проявляться по-разному: это

    могут быть демонстрации собственных качеств, как прямым способом, так и

    путем нарушения требований взрослых, а также паясничанье, кривляние, разные

    развлекательные действия, рассказы о всевозможных былях и небылицах [2].

    И. С. Кон тоже говорит о том, что одна из главных тенденций

    подросткового возраста - переориентация общения с родителей, учителей и

    вообще старших на ровесников. По его мнению, такая переориентация может

    происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному

    выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и

    сверстников неодинаков, но происходит она обязательно.

    Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить

    родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение

    подростков по самой сути своей является коллективно-групповым [6].

    А каковы психологические функции общества подростков?

    1. Общение со сверстниками очень важный специфический канал

    информации; по нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по

    тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть

    информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их

    отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему

    нездоровый характер, если нет других источников такой информации.

    2. Это специфический вид деятельности и межличностных отношений.

    Групповая игра, а затем и другие виды совместной деятельности вырабатывают

    у ребенка необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться

    коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносит

    личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, ребенок не может

    выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств.

    Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с

    родителями, служит ценной жизненной школой

    3. Это специфический вид эмоционального контакта. Сознание

    групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только

    облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно

    важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости [7].

    Психология общения в подростковом возрасте строится на основе

    противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации)

    и аффилиации, т. е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то

    группу или общность.

    Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля

    старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками.

    Усиливается потребность не только в социальной, но и

    пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего

    личного пространства. «Все детство и юность я страстно и безнадежно мечтал

    о своей комнате, где жил бы один, о четырех стенах, в которых я

    почувствовал бы себя личностью, обрел бы самого себя»,- вспоминает Франсуа

    Мориак

    В переходном возрасте меняются представления о содержании таких

    понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их как некое

    физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти

    слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и

    положительную ценность.

    Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными

    трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду

    общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или

    надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность,

    эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной

    значительности.

    Напряженная потребность в общении и аффилиации превращается у

    многих ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но

    часа пробыть вне своей, а если своей нет - какой угодно компании.

    При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные

    мотивы, скрывающиеся за подростковой потребностью в аффилиации,

    индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществе сверстников

    подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому

    важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий

    черпает недостающие информацию и коммуникативные навыки. Четвертый

    удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью

    эти мотивы переплетаются и не осознаются [6].

    «У подростка,- пишет исследователь психологических проблем

    подросткового возраста Т. В. Драгунова,- возникают новые потребности,

    интересы, стремления, переживания, требования к взрослым и товарищам, а

    также формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем

    взрослому. Поэтому общение со взрослыми уже не может целиком заменить

    общения с товарищами» [16].

    Ведя речь об общении подростков в различных группах, следует не

    забыть упомянуть буквально в нескольких словах и о подростковом жаргоне.

    В подростковом возрасте происходит наиболее интенсивное освоение

    жаргона. Подростковый жаргон - явление многослойное. Его основу образует

    совокупность слов и выражений, которые употребляются практически почти

    всеми ребятами этого возраста.

    Он включает в себя в основном три группы слов и выражений. Первая

    - ругательства, которые в ранней юности можно рассматривать «как своего

    рода динамические формулы откровенной правды», глубоко родственные всем

    остальным формам «снижения» и «приземления», свойственным восприятию жизни

    в этом возрасте наряду с возвышением и идеализацией жизни (М.Бахтин).

    Вторая - общеупотребительные слова и выражения, которым придается

    многозначная экспрессивная окраска. Это позволяет употреблять их в

    значительно большем числе случаев, чем это принято речевыми нормами

    (например, одно время словом «четко» подростки могли охарактеризовать

    поступок, вещь, эмоцию и т.д.). Третья - общеупотребительные слова и

    выражения, получившие в жаргоне иное содержательное значение.

    Особый слой подросткового жаргона образуют местные слова и

    выражения. Так, жаргон преимущественно в больших городах длительное время

    включает в себя много «англицизмов». В то же время ребята из малых городов,

    с окраин больших городов и в сельской местности употребляют немало

    вульгаризмов и элементов «блатной» лексики. При этом речь идет не о том,

    что, скажем, мальчики и девочки в больших городах не употребляют

    вульгаризмов, а лишь о тенденциях. И наконец, особый слой жаргона образуют

    слова и выражения, характерные для различных географических регионов

    (Прибалтики, Сибири и т.д.). В этом слое нередко происходит своеобразное

    «всплытие» уже неупотребляемых слов. В этом же слое жаргона помещаются

    слова, созданные подростками, которые, однако, имеют корни в

    общеупотребительном языке (например, «прикид» - пиджак, «отпад» - очень

    хороший и т.д.) или не имеют таковых (например, «констролить» - делать,

    «клевый» -отличный и др.)[3].

    "Вводимые подростками термины,- писал психолог И. С. Кон,- грубы,

    условны, сплошь и рядом словам придается смысл, противоположный их

    нормальному значению. Но этот условный молодежный жаргон, существовавший,

    кстати сказать, во все времена, выполняет весьма важные коммуникативные

    функции".

    Во-первых, отмечает психолог, употребление жаргон выражает

    стремление юных людей к краткости - одними тем же словом они порою пытаются

    передать самые разные значения. Во-вторых, многие слова изобретаются

    специально для передачи переживаний, которых взрослые не знают или которым

    не придают значения, причем слова эти зачастую не переводимы. И, в-третьих,

    жаргон отражает одно из противоречий отроческой психики: повышенная

    эмоциональность, чувствительность и в то же время застенчивость, боязнь

    выдать свою слабость и, как следствие, сдержанность в выражении чувств.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.