МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре

    является важнейшей психологической причиной, объясняющей желание людей

    ответить на вызов быстро меняющейся социальной реальности. Девиантно-

    ролевая разновидность социального поведения неразрывно связана с аддикцией,

    с внутриличностным конфликтом. Аддикция в общем смысле слова - стремление

    уйти от состояния внутреннего психологического дискомфорта, изменить свое

    психическое состояние, характеризующееся внутренней борьбой. Аддиктивное

    поведение психологи рассматривают как отклоняющееся. Девиантный путь

    выбирают прежде всего люди, не имеющие легальной возможности для

    самореализации в условиях сложившейся социальной иерархии, чья

    индивидуальность подавляется, фрустрирующая энергия блокируется. Они не

    считают общепринятые нормы порядка естественными и справедливыми, не могут

    сделать карьеру, изменить свой социальный статус через легитимные каналы

    социальной мобильности. Все это неизбежно приводит их к внутриличному

    конфликту.

    Основные причины мотивационных конфликтов, вытесненных в подсознание,

    определяются в настоящее время не инстинктивными, а социальными факторами.

    “По данным института Бехтерева, только 15% мотивационных конфликтов имеют

    сексуальную основу, остальные - социальные истоки.”[11, с.109] Жесткое

    регулирование каналов социальной мобильности, блокировка социальных

    “лифтов”, способствующих превращению психической энергии в социальную,

    приводят к усилению напряжения системы (системное напряжение, согласно

    терминологии Р.Мертона) и, как следствие, к увеличению числа девиантов,

    латентному формированию новой социальной стратификации, к переписыванию

    сценария социально-ролевых интеракций. Отношения социально-

    ориентированного”me” (социальная роль) и импульсивно-творческого “i”

    (энергетический потенциал) в ходе девиантного поведения и меняющейся само-

    и социальной идентификации гармонизируются. Если индивидуальная девиация

    нацелена на самоутверждение личности, переосмысление ею собственной

    самоиндентификации, то коллективная девиация - на общественное (пусть и в

    рамках первоначально неформальной группы) признание новой самоидентификации

    личности другими людьми.

    Форма ответной реакции общества на тот или иной вид девиации должна

    зависеть от того, какие (по степени общности) социальные нормы нарушаются:

    общечеловеческие, расовые, классовые, групповые и т.д. “Можно выделить

    следующие зависимости:

    *Чем более высокий уровень (по степени общности) социальных норм и

    ценностей, тем более решительными должны быть действия государства. Самая

    высокая ценность – естественные права человека.

    *Чем более низкий уровень социальных норм нарушается, тем больше упор

    должен делаться на неформальные меры социального контроля (социальное

    вознаграждение или порицание, убеждение и т.д.)

    *Чем сложнее социальная структура общества, тем многообразнее должны

    быть формы социального контроля.

    *Чем более низкий уровень социальных норм нарушается человеком, тем

    терпимее должна быть реакция на его действия.

    *Чем демократичнее общество, тем больше акцент должен делаться не на

    внешний социальный, а на внутренний личностный самоконтроль.” [11, с.109]

    Подчеркнем еще раз, девиантно-ролевое поведение - естественная

    реакция человека на возникающее в обществе противоречие между социальной

    целью и социальными нормами ее достижения. Созидательные девиации выполняют

    важнейшие позитивные социальные функции. Они необходимы, чтобы общество

    было гибким и готовым к переменам. Девиантное и нормативное поведение - две

    равноценные составляющие социально-ролевого поведения. Для нормального

    протекания социогенеза (понимаемого в широком смысле слова) девиантно-

    ролевое поведение человека имеет не меньшее значение, чем его нормативно-

    ролевое поведение.

    Виды девиантного поведения.

    “Отклоняющимся (девиантным) поведением называют поведение, в котором

    устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают

    отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа.” [5,с.9] К

    социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и

    проступки, связанные со стремлением незаконным путем получить материальную,

    денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и

    т.д.).

    Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях,

    направленных против личности (оскорбления, хулиганство. побои,

    изнасилование, убийство). социальные отклонения корыстного и агрессивного

    типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный

    характер (физическое воздействие) и проявляться на уровне как

    докриминогенном, так и посткриминогенном. То есть в сиде поступков и

    аморального поведения, вызывающих моральное осуждение, и в виде преступных

    уголовно-наказуемых действий.

    Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении к отказу

    от активной жизнедеятельности, уклонении от своих гражданских обязанностей,

    долга, нежелании решать как личностные, так и социальные проблемы. К

    такого рода проявлениям можно отнести уклонения от работы, учебы,

    бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств,

    погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. крайнее

    проявление социально- пассивной позиции- самоубийство, суицид.

    Особенно большое распространение как у нас в стране, так и за рубежом

    получила такая форма социально-пассивных отклонений как употребление

    наркотиков и токсических средств, что ведет к быстрому и необратимому

    разрушению психики и организма. такое поведение получило на Западе название

    -саморазрушающего поведения.

    Оклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного

    психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается

    в различных формах детско-подростковой дезадаптации уже в достаточно раннем

    возрасте.

    Подростковая дезодаптация.

    Детско-подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях в

    усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных

    институтов (семьи, школы и т.д.), выполняющих функции институтов

    социализации.

    В зависимости от природы и характера дезадаптации выделяют

    патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию, которые могут быть

    представлены как отдельно, так в сложном сочетании.

    Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями и паталогиями

    психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых

    лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. В

    свою очередь патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления

    может носить устойчивый, хронический характер (психозы, эпилепсия,

    шизофрения, олигофрения и т.д.), в основе которых серьезные органические

    повреждения центральной нервной системы.

    Выделяют также более легкие, пограничные формы нервно-психических

    расстройств и отклонений, в частности так называемую психогенную

    дезадаптацию, (фобии, тики, навязчивые дурные привычки), энурез и т.д.),

    что может быть вызвано неблагоприятной социальной, школьной, семейной

    ситуацией. “В общей сложности по данным Санкт-Петербургского детского

    психотерапевта А.И.Захарова до 42% детей дошколного возраста страдают теми

    или иными психосоматическими проблемами и нуждаются в помощи

    психоневрологов и психотерапевтов.”[5,с.10] Отсутствие своевременной помощи

    приводит к более глубоким и серьезным формам социальной дезадаптации и

    отклоняющегося поведения.

    “Среди форм патогенной дезадаптации отдельно выделяют проблемы

    олигофрении, проблемы социальной адаптаци умственно-отсталых детей. У

    олигофренов отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям. При

    адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания, они в

    состоянии осваивать определенные социальные программы, получать несколько

    профессий, трудиться в меру своих возможностей и быть полезными членами

    общества. Однако умственная неполноценность этих детей безусловно

    затрудняет их социальную адаптацию и требует специальных социально-

    педагогических условий и коррекционно-развивающих программ.” [5,с.10]

    Психосоциальная дезадптация связана с половозрастными и индивидуально-

    психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обуславливают их

    определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующих

    индивидуального педагогического подхода, а в отдельных случаях-

    специальных коррекционных психологических программ. По своей природе и

    характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться

    на устойчивые и временные, неустойчивые формы.

    Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права,

    в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции,

    референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

    В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации

    можно выделить две стадии социальной дезадаптации подростков:

    педагогическая и социальная запущенность.

    При педагогической запущенности, несмотря на отставания в учебе,

    пропуски уроков, конфликты с учителями и одноклассниками, у подростков не

    наблюдается резкой деформации ценностно- нормативных представлений. Для них

    высокой остается ценность труда, они ориентированы на выбор и получение

    профессии (как, правило, рабочей), для них небезразлично общественное

    мнение окружающих, сохранены социально значимые референтные связи.

    При социальной запущенности наряду с асоциальным поведением резко

    деформируется система ценностно-нормативных представлений, ценностных

    ориентаций, социальных установок. формируется негативное отношение к труду,

    установка и стремление к нетрудовым доходам и “красивой” жизни за счет

    сомнительных и незаконных средств к существованию Их референтные связи и

    ориентации также характеризуются глубоким отчуждением от всех лиц и

    социальных институтов с позитивной социальной направленностью.

    Социальная реабилитация и коррекция социально-запущенных подростков с

    деформированной системой ценностно-нормативных представлений особенно

    трудоемкий и редко приводящий к успеху процесс.

    Однако, как среди несовершеннолетних, так и среди взрослых

    преступников, число лиц с четко сформированной антиобщественной системой

    ценностей и негативными ценностно-нормативными представлениями достаточно

    незначительное, и большая часть людей с отклоняющимся поведением сохраняет

    представления об общечеловеческих ценностях и нормах морали, однако по

    разным причинам не может руководствоваться этими нормами в своем поведении

    либо оправдывает себя и свои социальные отклонения различными защитными

    мотивациями. “Большое распространение получают также так называемые

    “безмотивные” преступления и девиации.

    Безмотивные преступления, мотивы которых преступник затрудняется

    объяснить, криминологи называют “ безмотивными”, “немотивированными”

    преступлениями.” [5,с.12]

    В настоящее время, наука, опираясь на психологическое знание о

    природе неосознаваемых явлений, уделяет серьезное внимание исследованию

    немотивированных преступлений, которые в значительной степени можно отнести

    к сфере неосознаваемой психической деятельности и которые представляют

    определенную сложность как в практике судебного делопроизводства, так и в

    превентивной практике.

    В коллективной монографии “ Криминальная мотивация”, вышедшей под

    редакцией академика В.Н.Кудрявцева в 1986г., бессознательной мотивации

    преступного поведения посвящена самостоятельная глава, в которой в

    частности, сделана попытка рассмотреть природу и классифицировать в

    зависимости от проявления неосознаваемые мотивы, К числу таких мотивов

    авторы относят следующие:

    1. Первая категория неосознаваемых мотивов свойственна определенному типу

    личности, характеризующемуся переоценкой собственной значимости,

    агрессивной концепцией окружающей Среды, неустойчивостью настроения,

    склонностью к острым, эмоциональным впечатлениям, таким образом

    неосознаваемой детерминатой является сама психологическая структура

    личности. Сюда же относятся лица с так называемой негативной социальной

    аутоиндентичностью. Это, как правило, лица, ведущие бездомный

    паразитический образ жизни.

    2. Вторая категория неосознаваемых мотивов может носить

    компенсаторский или гиперкомпенсаторский характер, что прежде всего связано

    с развивающимся комплексом неполноценности, неадекватности, ущемления

    личности. Последнее нередко приводит к браваде, необдуманным, рискованным

    поступкам, проявлениям физического насилия, смещения агрессивной реакции на

    замещающий объект.

    3.Третья категория неосознаваемых мотивов связана с отсроченным во

    времени действием закрепившихся в детстве по механизму импринтинга

    (впечатывания) травматического опыта. Унижение, несправедливое жестокое

    обращение могут оставлять свой отпечаток в эмоциональной структуре личности

    и при определенных условиях порождать соответствующие формы поведения.

    4. Четвертую категорию бессознательных мотивов преступного поведения

    составляют различные патологические, не исключающие вменяемости,

    особенности личности, в этих случаях у субъекта возникает сильнейшее

    стремление совершить поступок, который сам он расценивает как совершенно

    недопустимый. Такое нарушение влечения может проявляться как в форме

    безобидного озорства, так и в виде самых жестоких преступлений против

    личности.[5,с.13-14]

    Рост преступности, пьянства и алкоголизма, наркомании и проституции,

    других нарушений существующей российской действительности заставляют

    общество, различные социальные институты решать задачи искоренения

    указанных девиаций не только карающими, но и профилактическими методами.

    В профилактической работе важное значение имеет также выявление и

    исследование совокупности всех причин, побудительных мотивов, обстоятельств

    и действий личности или социальных групп, составляющих явные или скрытые

    механизмы их поведения, не соответствующего принятым в обществе нормам или

    правилам. Профилактические мероприятия важны во всех сферах

    жизнедеятельности людей. В чем же особенности профилактики девиантного

    поведения несовершеннолетних?

    1.2. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения

    несовершеннолетних.

    Под профилактикой в широком смысле слова понимается “совокупность

    предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление

    нормального состояния порядка” [26, с. ] или “ система государственных и

    общественных социальных, гигиенических и медицинских мероприятий,

    направленных на повышение уровня здоровья населения и предупреждение

    заболеваний”. [27, с. 31] Профилактику можно подразделить на первичную,

    вторичную и третичную.

    Первичная профилактика :

    изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа

    семьи и воспитания;

    изучение и коррекция нарушения материнско –детских отношений, которые

    служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в

    его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном

    возрасте.

    Вторичная профилактика :

    3. раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у

    ребенка;

    4. исследование генографии семьи;

    5. коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей,

    определение детско-родительских границ;

    6. наличие четких семейных ролей.

    Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших

    правонарушение, и ее целью является коррекция поведения подростка и его

    развитие, а не само преступление. Предполагается создание ювенильных судов,

    оценивающих антропосоциоцентрический подход к личности подростка с учетом

    его социальной уязвимости в обществе, отрицательным социальным опытом и

    низкими социальными перспективами.

    Состояние такой сложной социальной системы, какой является

    человеческое общество, обуславливается многими процессами, происходящими в

    нем на том или ином этапе его развития. Направленность и содержание этих

    процессов в значительной мере определяются поведением самих людей, которое

    формируется, как правило, под воздействием этих процессов, условий и

    обстоятельств. Однако поведение личности, представляющее комплекс

    “взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации

    определенной функции и требующих его взаимодействия со средой”, может

    проявляться по-разному и не всегда согласовываться с целями и образом

    действий всего общества. Такое отклонение в поведении человека побуждает

    общество осуществлять специальные меры по предупреждению, устранению или, в

    крайнем случае, смягчению отрицательных социальных последствий этого

    рассогласования как для самой личности, так и для общества в целом. В

    социальной работе “под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и

    своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

    предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных

    коллизий у отдельных индивидов и групп риска;

    сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;

    содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.