МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности психического развития детей шести-, семилетнего возраста

    Источником переживаний малыша оказывается все, к чему он прикасается,

    все, что имеет для него интерес и значение. Во взаимоотношениях с другими

    людьми - взрослыми (сначала близкими) и детьми - остро чувствует ребенок и

    ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро и гневом на обиду. В

    сказки он вживается как в реально происходящее. Герои, попавшие в беду,

    принимаются малышом близко к сердцу, и сочувствие им заставляет его порой

    вмешиваться в то, что он видит, например, на сцене театра... Мир природы

    ребенок не склонен до поры до времени отделять четкой границей от мира

    людей: он жалеет сломанный цветок и сердится на дождь, из-за которого не

    пускают гулять...

    На протяжении дошкольного детства происходит "воспитание чувств" - они

    со временем становятся и более глубокими, и более устойчивыми, и более

    разумными, да и вовне изливаются не с такой легкостью. Но любой,

    наблюдавший дошкольников, согласится, что тем не менее именно чувства

    придают их поведению особую окраску и выразительность. Искренность,

    отзывчивость и непосредственность малыша - бесспорный психологический факт.

    Ребенок познает мир прежде всего в образах, наглядно, конкретно.

    Образы эти чрезвычайно ярки. Многие свойства вещей, которые нам, взрослым,

    давно стали привычными, на малышей производят неожиданное, неизгладимое

    впечатление. Краски, звуки, формы наполняют детское сознание гораздо

    "плотнее", чем наше.

    Постигая что-то неизвестное для себя, малыш пытается опираться на те

    образы, которые у него уже сложились. Отвлеченные словесные рассуждения

    взрослых ребенок понимает с большим трудом, а то и не понимает совсем. Но

    если те же знания выразить наглядно, он усвоит их легко.

    В играх дошкольников предметы претерпевают удивительные превращения, и

    сам малыш будто по мановению волшебной палочки превращается в капитана,

    космонавта, доктора... Постепенно становятся возможными игры, которые

    целиком происходят а воображения ребенка.

    Шестилетний мальчик расставляет вокруг себя игрушки, ложится и тихо

    лежит целый час. Мать спрашивает: "Что ты делаешь? Ты заболел?" - "Нет, я

    играю".- "Как же ты играешь?" - "Я на них смотрю и думаю, что с ними

    происходит".

    Непосредственность поведения, живая игра чувств, яркость образов -

    составляют они силу или, напротив, слабость дошкольника? Любой однозначный

    ответ на этот вопрос, пусть и подкрепленный вескими соображениями, привел

    бы нас к неправильным выводам.

    Чувства малыша менее осознанны, чем чувства взрослого. Они вспыхивают

    быстро и ярко и столь же быстро могут гаснуть. Переход от одного состояния

    к другому часто молниеносен: бурное веселье, а через минуту - слезы.

    Управлять своими переживаниями ребенок не умеет, почти всегда он

    оказывается в плену у чувства, которое его охватило, Не умеет он таиться,

    как взрослый человек - у малыша все на виду. Трехлетняя девочка спрашивает

    отца: "Когда ты что-нибудь теряешь, ну, галстук, книгу, ты плачешь?" -

    "Нет,- отвечает отец,- я ищу и стараюсь найти".- "А я плачу".- "Разве это

    помогает найти?" - "Нет, но слезы сами выскакивают".

    Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его

    взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие

    ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание,

    он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности,

    защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое,

    жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует

    нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных

    качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

    Поведение окружающих по отношению к ребенку постоянно вызывает у него

    разнообразные чувства - радость, гордость, обиду и т.д. Ребенок, с одной

    стороны, остро переживает ласку, похвалу, с другой - причиненное ему

    огорчение, проявленную к нему несправедливость.

    Дошкольники испытывают чувство любви, нежности к близким людям,

    прежде всего к родителям, братьям, сестрам, часто проявляют по отношению к

    ним заботу, сочувствие.

    Вместе с тем, когда другой ребенок (даже любимый им брат, сестра)

    пользуется, как кажется дошкольнику, большим вниманием, он испытывает

    чувство ревности.

    Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям,

    переносятся им и на персонажей художественных произведений - сказок,

    рассказов; он сочувствует несчастью Красной Шапочки немногим меньше, чем

    реальному несчастью. Он может вновь и вновь слушать одну и ту же историю,

    но его чувства к персонажам от этого не ослабевают, а становятся даже

    сильнее: ребенок вживается в сказку, начинает воспринимать ее персонажей

    как знакомых и близких. Он идентифицируется с любимыми персонажами,

    сочувствует тем, кто попал в беду.

    Особое сочувствие ребенка вызывают положительные герои, но он может

    пожалеть и злодея, если тому приходится уж очень плохо. Чаще, однако, дети

    возмущаются поступками отрицательных персонажей, стремятся защитить от них

    любимого героя.

    Чувство, испытываемые ребенком при слушании сказок, превращают его из

    пассивного слушателя в активного участника событий. Ужасаясь предстоящим

    событиям, он в испуге начинает требовать, чтобы закрыли книгу и не читали

    ее дальше, или сам придумывает более приемлемый, с его точки зрения,

    вариант той части, которая его пугает. При этом нередко ребенок берет на

    себя роль героя.

    Взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший, но,

    конечно, не единственный источник чувств дошкольника. Радость, нежность,

    сочувствие, удивление, гнев и другие переживания могут возникать у него по

    отношению к животным, растениям, игрушкам, предметами и явлениям природы.

    Знакомясь с человеческими действиями и переживаниями, дошкольник склонен

    приписывать их и предметам. Он сочувствует сломанному цветку или дереву,

    возмущается дождем, который мешает гулять, гневается на ударивший его

    камень.

    Особое место среди детских чувств занимает бурное переживание страха.

    Зарождение страха происходит чаще всего вследствие неправильного воспитания

    и неразумного поведения взрослых. Типичными являются случаи, когда взрослые

    приходят в отчаяние по малейшему поводу. По их мнению, ребенку постоянно

    грозит опасность. Такое поведение взрослых приводит ребенка в состояние

    напряжения, тревоги и страха.

    Чувство страха иногда возникает и без воздействия взрослых. При

    встрече ребенка с необычным, новым у него, кроме удивления и любопытства,

    может возникнуть острое тревожное состояние. Одной из причин, вызывающей

    страх, бывает необычное изменение знакомого лица (когда, например, лицо

    закрывается вуалеткой, на голову надевается капюшон и т.д.).

    От этих форм страха принципиально отличается страх за других, когда

    самому ребенку ничто не угрожает, но он переживает страх за тех, кого

    любит. Такого рода страх есть особая форма сочувствия, и его появление у

    ребенка свидетельствует о развивающейся способности к сопереживанию.

    На протяжении дошкольного детства чувства ребенка приобретают

    значительно большую глубину и устойчивость. У старших дошкольников уже

    можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких людях, поступки,

    которые направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения.

    Типичной для ребенка старшего дошкольного возраста становится

    длительная привязанность к сверстнику, хотя сохраняется и большое

    количество случаев попеременной дружбы. При завязывании дружбы между детьми

    основное значение теперь приобретает не внешняя ситуация, в их симпатии

    друг к другу, положительное отношение к тем или иным качествам сверстника,

    его знаниям и умениям («Вова знает много игр»; «С ним весело»; «Она

    добрая»).

    Одно из главных направлений развития чувств в дошкольном детстве -

    увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием ребенка.

    Ребенок только начинает познавать окружающий мир, знакомится с

    последствиями своих поступков, разбираться в том, что такое хорошо и что

    такое плохо.

    Развитие «разумности » чувств охватывает не только чувства,

    относящиеся к людям, предметам, событиям, но и чувства, связанные с

    собственным поведением ребенка.

    Старшие дошкольники обнаруживают чувство комического в гораздо более

    сложных ситуациях, отмечая несоответствия в поведении людей, недостатки в

    их знаниях. Они смеются над глупостью волка, одураченного хитрой лисой, над

    наивным Незнайкой, Мастером - ломастером и т. п. В шутках детей появляется

    скрытый смысл, попытки «поймать» собеседника на ответе, несоответствующем

    действительности. Так, шестилетний Андрюша спрашивает маму : «Мама, ложка

    потонет?» - «Конечно». - «А деревянная?».

    Аналогичный путь развития проходит в дошкольном детстве и чувство

    прекрасного, вызываемое у ребенка предметами, явлениями природы,

    произведениями искусства. Для трех-, четырехлетнего дошкольника красивое -

    это яркая, блестящая игрушка, нарядный костюмчик. К старшему дошкольному

    возрасту ребенок начинает улавливать красоту в ритмичности, гармонии красок

    и линий, в развитии музыкальной мелодии, в пластичности танца. Сильные

    переживания вызывает у старшего дошкольника красота природных явлений. Чем

    лучше ребенок ориентируется в окружающем, тем более разнообразными и

    сложными становятся причины, порождающие у него чувство прекрасного.

    Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления

    чувств ребенка. Во-первых, ребенок постепенно овладевает умением до

    известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от

    трехлетнего, пяти-, шестилетний дошкольник может сдержать слезы, скрыть

    страх и т.п. Во-вторых, он усваивает «язык» чувств - принятые в обществе

    формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики,

    жестов, поз, движений, интонаций голоса.

    Хотя наиболее резкие проявления чувств (плач, смех, крик) связаны с

    работой врожденных механизмов мозга, они только в младенчестве имеют

    непроизвольный характер. В дальнейшем ребенок научается ими управлять и не

    только подавлять в случае надобности, но и сознательно употреблять,

    информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них. Что же

    касается всего богатства средств выражения чувств, то они имеют

    общественное происхождение, и ребенок овладевает ими путем подражания.

    Глава III Уровень развития мотивов поведения детей 6-7 лет

    Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении

    дошкольного возраста. Один и тот же поступок, совершенный детьми разного

    возраста, часто имеет совершенно разные побудительные причины. Трехлетний

    малыш бросает курам крошки, чтобы посмотреть, как они сбегаются и клюют, а

    шестилетний мальчик - чтобы помочь матери по хозяйству.

    Можно выделить несколько видов мотивов, типичных для дошкольного

    возраста в целом, оказывающих наибольшее влияние на поведение детей. Это

    прежде всего мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их

    стремлением действовать, как взрослые.

    Друга группа мотивов, постоянно проявляющихся в поведении детей, -

    мотивы игровые, связанные с интересом к самому процессу игры. Эти мотивы

    появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со

    стремлением действовать, как взрослый.

    Большое значение в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы

    установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и

    другими детьми. Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку.

    Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми заставляет ребенка

    считаться с их мнением и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила

    поведения. По мере развития контактов со сверстникам для ребенка становится

    все более важным их отношение к нему. Особенно стараются завоевать симпатию

    тех сверстников, которые им нравятся и которые пользуются популярностью в

    группе.

    В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия, самоутверждения. Их

    исходный пункт - возникающее на рубеже раннего детства и дошкольного

    возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослому как к

    образцу поведения. Ребенок начинает претендовать на то, чтобы его уважали и

    слушались другие, обращали на него внимание, исполняли его желания. Одно из

    проявлений стремления к самоутверждению - притязания детей на исполнение

    главных ролей в играх. Стремление к самоутверждению при известных условиях

    может приводить к отрицательным проявлениям в форме капризов и упрямств.

    В период дошкольного детства происходит формирование новых видов

    мотивов, связанных с усложнением деятельности детей. К ним относятся

    познавательные и соревновательные мотивы. К концу дошкольного возраста

    преобладающим у детей становится вопрос: «Почему?». Нередко дети не только

    спрашивают, но и пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький

    опыт для объяснения непонятного, а порой и провести эксперимент. Постепенно

    под влиянием взрослых (в том числе доступно и обоснованно отвечают на его

    вопросы) ребенок начинает все больше и больше интересоваться окружающим,

    стремиться к тому, чтобы узнать что-то новое. К старшему дошкольному

    возрасту интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действия

    ребенка, начинает направлять его поведение. Старшие дошкольники вносят

    соревновательные мотивы и в такие виды деятельности, которые сами по себе

    соревнования не включают. Дети постоянно сравнивают свои успехи, любят

    прихвастнуть, остро переживают неудачи.

    Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные

    мотивы, выражающие отношение ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются

    и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и

    осознанием нравственных норм и правил поведения, пониманием значения своих

    поступков для других людей. В старшем дошкольном возрасте нравственное

    поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей. Это

    связано с осознанием детьми нравственных норм и правил, пониманием их

    общеобязательности, их действительного значения (Например, утверждение:

    «Драться с товарищами нельзя, потому что стыдно обижать их»). К концу

    дошкольного детства ребенок понимает значение выполнения нравственных норм

    как в собственном поведении, так и в поступках литературных персонажей.

    Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают

    занимать общественные мотивы - желание сделать что-то для других людей,

    принести им пользу. Уже многие младшие дошкольники могут выполнить

    несложное задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям, -

    под руководством воспитателя изготовить флажок в подарок малышам или

    салфеточку в подарок маме. Для этого нужно, чтобы дети хорошо представляли

    себе людей, для которых они делают вещь, испытывали к ним симпатию,

    сочувствие. Так, чтобы младшие дошкольники довели до конца работу над

    флажками, воспитатель должен в яркой, образной форме рассказать им о

    маленьких детях, воспитывающихся в яслях, об их беспомощности, о том

    удовольствии, которое им может доставить флажок. По собственной инициативе

    выполнять работу для других дети начинают значительно позднее, когда уже

    понимают, что их поступки могут приносить пользу окружающим (Старшие

    дошкольники говорят : «Помогаю, потому что бабушке и маме трудно одним»; «Я

    люблю маму, поэтому помогаю»; «Чтобы помочь маме и все уметь» ). По разному

    ведут себя дети разных дошкольных возрастных групп в играх, где от действий

    каждого ребенка зависит успех команды, к которой он принадлежит. Младшие и

    часть средних дошкольников заботятся только о собственном успехе, в то

    время как другая часть средних и все старшие дети действуют так, чтобы

    обеспечить успех всей команде.

    Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия

    мотивов: одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем

    другие. Поведение младшего дошкольника неопределенно, не имеет основной

    линии, стержня. Ребенок только что поделился гостинцем со сверстником, и

    тут же он отнимает у него приглянувшуюся игрушку. Это происходит потому,

    что разные мотивы сменяют друг друга и в зависимости от изменения ситуации

    поведением руководит то один, то другой мотив. Соподчинение мотивов

    является самым важным новообразованием в развитии личности ребенка.

    Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему

    поведению. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только

    отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее или

    плохое. Если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы,

    соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет

    действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям,

    толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать.

    Напротив, преобладание стремления лично получать удовольствие ,

    демонстрировать свое действительное или мнимое превосходство над другими

    может привести к серьезным нарушениям в поведении ребенка. Конечно, после

    того как возникло соподчинение мотивов, ребенок не обязательно во всех

    случаях руководствуется одними и теми же социально значимыми мотивами.

    Такого не бывает и у взрослых. В поведении любого человека обнаруживается

    множество разнообразных мотивов.

    Глава IV Общение как условие уровня развития детей 6-7 лет

    Коммуникативная готовность заключается в том, что ребенок может

    нормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам. В дошкольные годы

    социализация детей позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся

    более внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать с другими детьми.

    Дошкольники умеют даже "вчувствоваться" в состояние окружающих. Они

    начинают понимать, что их сверстники и взрослые люди чувствуют и переживают

    не всегда так, как они. Поэтому многие адекватно реагируют на переживания

    других. К 6-7 годам для ребенка происходит расслаивание сферы человеческих

    взаимоотношений на нормативные (в деятельности) и человеческие (по поводу

    деятельности). Последние носят управляющий характер по отношению к первым,

    в них нормы ставятся под индивидуальный контроль.

    Для дошкольника такая дифференциация недоступна, он путает эти две

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.