МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности психического развития личности взрослого человека

    поколения.

    Продуктивность по Эриксону связана с заботой "о людях, результатах и

    идеях, к которым человек проявляет интерес".

    Инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями.

    Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за

    содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.

    Развитие личности зрелого человека требует избавления от

    неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости,

    взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к

    вопросам своей профессиональной деятельности. Накопленный опыт, знания,

    умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему

    и трудности в восприятии новых профессиональных идей, тормозить рост его

    творческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии разумной гибкости и

    многогранности может стать источником консерватизма, регидности, неприятия

    всего того, что исходит не от себя самого.

    б) Кризис 40 лет. Коррективы жизненного замысла.

    Часть людей проживает еще один "внеплановый кризис" 40 лет (бывает

    раньше и позже). Это как бы повторение кризиса 30 лет, кризиса смысла

    жизни, если кризис 30 лет не привел к должному решению проблем. Кризис 40

    лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Дети, как правило,

    вырастают и начинают жить своей жизнью, умирают некоторые близкие

    родственники и родственники старшего поколения. Утрата непосредственного

    участия в жизни детей способствует окончательному осознанию характера

    супружеских отношений. Зачастую бывает, что кроме детей супругов ничто

    значимое для них обоих не связывает. В случае возникновения кризиса 40 лет,

    человеку вновь приходится перестраивать свой жизненный замысел,

    вырабатывать новую "Я - концепцию". Этот кризис может серьезно изменить

    жизнь человека вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

    Если в молодости центральным возрастным новообразованием являются

    семейные отношения, включая материнство и отцовство и профессиональную

    компетентность, то в зрелости на их основе возникает уже объединенное

    образование. Оно интегрирует результаты развития обоих новообразований

    предыдущего периода и называется продуктивностью.

    Кризис 40 лет говорит еще об одном важном новообразовании зрелости:

    коррективах жизненного замысла и связанных с ними изменениях "Я -

    концепции".

    Швейцарский психолог Э. Клапаред полагал, что достигая в зрелости

    своего расцвета и пика профессиональной продуктивности, человек прекращает

    свое развитие, останавливается в повышении своего профессионального

    мастерства, творческого потенциала и т.д. Затем наступает спад, постепенное

    убывание профессиональной продуктивности: все лучшее, что человек мог

    сделать в своей жизни, остается позади, на уже пройденном отрезке пути.

    Также считали не только Э. Клапаред, но и еще ряд исследователей.

    Внутри периода зрелости выделим "акмэ" - вершину, когда у многих людей

    начинается спад жизненной энергии и активности.

    Переход от прогресса к регрессу связывается у разных авторов и

    исследователей с разным возрастом. Этот возраст чаще всего считается от 40

    до 50 лет. Инволюционные процессы в развитии психических функций связывают

    с начинающимся биологическим старением. В противовес вышесказанному работы

    Б.Г. Ананьева и его учеников показали, что процесс развития психических

    функций в зрелости сложен и неоднозначен. Ученики доктора А. Червоненко

    своим жизненным примером доказали, что, если заниматься энергетическим

    упражнениями, то в возрасте 40-50 лет можно открыть неограниченные

    способности и вопреки исследованиям Э. Клапареда жизненная активность и

    энергия в возрасте 40-50 лет может многократно увеличиться.

    Время пика профессиональной продуктивности зависит от необходимого

    оптимального соотношения уровня мастерства, знания, опыта, с одной стороны,

    и функциональной и физической подготовки - с другой. На время и

    продолжительность "акмэ" влияют и индивидуально-личностные особенности

    человека. Для представителей очень многих профессий пик продуктивности,

    после которого наступает ее спад, нехарактерен. Это актеры, преподаватели,

    врачи - специалисты и т.д. Здесь профессиональное мастерство не имеет

    жесткой зависимости от уровня физической и функциональной зависимости. Но

    для ряда профессий возрастной тип продуктивности обусловлен самим

    характером работы. Это летчики-испытатели, артисты балета. Они достигают

    "акмэ" в самом начале своей зрелости. В таких профессиях как врач-хирург,

    авиадиспетчер "акмэ" может сдвигаться к середине, иногда ко второй половине

    зрелости.

    Особый интерес представляет проблема "акмэ" для людей творческих

    профессий - ученых, писаталей, поэтов, композиторов, художников. У одних

    всплеск в ранний период взрослости, а далее творческая продуктивность как

    бы выключилась, и больше не писалось удивительных произведений. Другие,

    как, например, П.И. Чайковский, - свой расцвет творчества пронес через всю

    свою жизнь.

    Высочайший уровень продуктивности, сохранившийся до конца жизни,

    отличает творчество очень многих выдающихся ученых, писателей, поэтов,

    композиторов, художников и представителей других творческих профессий. Это:

    Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов, И. Гете. В.И. Вернадский, А.П. Чехов,

    Ф.М. Достоевский, Ч. Диккенс, А.Эйнштейн, М.М. Пришвин и др.

    в) Отношения с детьми.

    Зрелость - время продуктивности во всех сферах жизни. Одна из самых

    важных задач взрослого человека - вырастить своих детей. В психологии

    рассматривается три варианта любви:

    - безусловная любовь

    - обусловленная любовь

    - неприятие

    В безусловной любви ребенка любят независимо от того красив он или

    некрасив, способен или неспособен. Но этой любви недостаточно для

    личностного роста.

    Обусловленная любовь - любовь неистинная. Ребенка любят только тогда,

    когда он отвечает требованиям и ожиданиям родителей (когда послушен, не

    доставляет хлопот, хорошо учится и т.д.).

    Такая любовь порождает в ребенке неуверенность, тревожность, чувство

    неполноценности, снижает уровень самооценки.

    Неприятие ребенка возникает не только в благополучных семьях. Причины

    бывают разными. Например, ждали сына, а родилась дочь. Мама красива, а ее

    дочь "гадкий утенок".

    Дети чувствуют и неискренность обусловленной любви и неприятие. И это

    обязательно сказывается на отношениях в семье между двумя поколениями.

    Отчуждения, замкнутость, уход "на улицу" начинается, как правило, с

    подросткового возраста.

    Особенности отношений между родителями и детьми определяются не только

    на эмоциональной основе, но и стилем воспитания.

    Отношение родителей и детей зависит и от ребенка, его личностных

    особенностей.

    Индивидуальные особенности детей необходимо учитывать в процессе

    обучения и воспитания.

    Если родителями не учитываются его индивидуальные особенности,

    воспитание оказывается неадекватным. Особенности личности ребенка

    накладывают отпечаток на семейные отношения.

    Когда младший ребенок покидает родительский дом, родители оставшиеся

    вдвоем, лишенные привычных связей и забот, вынуждены в какой-то мере

    пересматривать свои отношения и образ жизни.

    Отношения в семье усложняются, когда взрослый ребенок приводит в

    родительский дом жену (мужа). Здесь идеальный случай, когда система старых

    отношений вовремя перестраивается, не возникает ни серьезных конфликтов, ни

    "игр", родители "отпускают" от себя детей, не теряя взаимных теплых чувств.

    г) Зрелость и психологический возраст.

    Выделяют 3 взаимосвязанных, но не совпадающих друг с другом возраста:

    - хронологический (паспортный)

    - физический (биологический)

    - психологический

    Психологический возраст - каким человек себя чувствует и осознает. Он

    во многом влияет на физический возраст.

    Психологический возраст - возрастная идентификация, которая может быть

    разной степени осознанности - это аспект самосознания, связанный с

    представлениями о времени.

    Временная перспектива с возрастом расширяется. В зрелости изменения

    временной перспективы связаны с разным ощущением течения времени, которое

    может субъективно ускоряться и замедляться, сжиматься и растягиваться.

    С возрастом меняется ценность времени, оказывается все более значимым

    "личное время", благодаря развитию самосознания, осознанию конечности

    своего существования и необходимости реализовать свои возможности на

    протяжении не такой уж длительной жизни. Психологическое время наполнено

    событиями, будущими целями и мотивами развернутыми в настоящей

    деятельности. Время, вместившее в себя много впечатлений, достижений,

    событий и т.п. воспринимается как быстро протекающее, и став

    психологическим прошлым, кажется продолжительным.

    Психологический возраст зависит от сложившейся у человека временной

    перспективы, вне ее он не существует.

    В молодости вероятность соответствия психологического возраста

    хронологическому весьма велика. Если социально значимая цель не достигнута

    (образование, женитьба), психологический возраст может отставать от

    хронологического.

    В зрелости психологический возраст в гораздо большей степени зависит

    от индивидуальных особенностей человека, от направленности его личности,

    специфики жизненных целей и их реализации.

    В зрелости возможны три варианта соотношения психологического возраста

    с хронологическим:

    - адекватность

    - отставание

    - опережение

    Опережение психологическим возрастом хронологического в зрелости

    обычно означает преждевременное старение. Преждевременное старение нередко

    бывает связано с несчастием - утратой близкого человека, тяжелой болезнью,

    природной и социальной катастрофой.

    Любовь, творческое достижение могут привести к движению в обратном

    направлении - в сторону психологической молодости.

    Отставание психологического возраста может иметь место в случае

    симбиотических отношений между матерью и единственным ребенком.

    Зрелые по паспортному возрасту люди с выраженными чертами

    инфантильности отстают в психологическом возрасте.

    У людей деятельных, творческих сохранение чувства молодости связано с

    реальной продуктивной работой в настоящем и значительными планами на

    будущее.

    Если человек "отдается делу, которому он себя посвятил", - его

    психологическое прошлое, как бы велико оно ни было, всегда меньше

    психологического будущего. Процесс творчества бесконечен и перед человеком

    открываются новые перспективы.

    В данном случае есть все основания говорить о более высоком уровне

    зрелости.

    Недаром Восток говорит: "Мудрость не знает возраста".

    Рубежом, разделяющим зрелость и позднюю зрелость, считается уход на

    пенсию, окончание активной профессиональной деятельности. Следовательно, на

    переходном этапе между зрелостью и поздней зрелостью мы вновь сталкиваемся

    с последним кризисным периодом, отмеченным психологами, - кризис ухода на

    пенсию.

    Но, к сожалению, наша российская действительность такова, что с уходом

    на пенсию ухудшается материальное положение человека. Не каждый может себе

    позволить такое удовольствие - не работать. Большое число пенсионеров

    продолжает работать. Отец автора курсовой работы, в бывшем сотрудник ФСБ,

    вышедший на пенсию в 50 лет вынужден был продолжать работать до 70 лет. Во-

    первых, чтобы ощущать себя нужным, быть среди людей, во-вторых, из

    материальных побуждений, хотя пенсия у него была по российским меркам

    большая.

    III. Психотерапевтический подход к возрастной психологии.

    С точки зрения автора курсовой работы теория и практика в психологии

    взрослого человека неотделимы. Существует несколько путей, при помощи

    которых производится коррекция. Психотерапия - один из них. Рассмотрим

    психотерапевтический подход к возрастной психологии на примере теории и

    практики психотерапевта Покрасса М.Л.

    Автор настоящей курсовой работы уже с младшего школьного возраста

    искала для себя выход из положения себя в социуме, который ее детский

    внутренний мир уже тогда не принимал. С малых лет она увидела

    неискренность, ложь, лицемерие, "маски", которые были надеты на лицах

    взрослых. Она видела, что по своему внутреннему содержанию эти люди не

    соответствовали тому, что пытались из себя изобразить. В подростковом

    периоде встал вопрос: почему мир так не справедлив?! В юношеском очень

    хотелось встретить Человека, который смог бы ответить на столь мучившие

    вопросы бытия. Но, к сожалению, в то время, а конкретнее в середине 60-х

    годов, знания о человеке были табу за семью печатями. Поиски продолжались и

    в более зрелом периоде. Уже будучи взрослым человеком, имевшим 16-летнюю

    дочь, которую, кстати, также, только по-своему, мучили вопросы, которые не

    в состоянии была разрешить ее мать, автор курсовой работы случайно по

    стечению обстоятельств встретилась с теперь уже всем известным, а в то

    время только начинавшим свою деятельность на поприще психотерапевта,

    М.Л.Покрассом.

    1. Суть терапии поведением - метода комплексного исследования человека

    [4, 5].

    В своей работе "Терапия поведением" М.Л. Покрасс сосредоточил свое

    внимание на пациенте, т.е. занялся лечебной работой. Ведь практическая

    психология взрослого в то время находилась лишь в стадии зачатия. А

    проблем, которые взрослый человек не в состоянии был разрешить, становилось

    все больше и больше.

    Доступным психотерапевту Покрассу объектом коррекции он счел внешнее и

    внутреннее ПРОИЗВОЛЬНОЕ поведение пациента и к 1969 году разработал

    психотерапевтическую систему терапии неврозов с обсессивно фобической

    симптоматикой, которая получила условное название - терапия поведением.

    В основу его системы лег факт, что при психогенных и психосоматических

    заболеваниях обнаруживаются конкретные свойства поведения, которые

    закономерно приводят к данному заболеванию и без которых возникновение,

    становление и развитие этого заболевания затруднительно или невозможно.

    Суть терапии поведением в выявлении и ликвидации тех свойств

    поведения человека, которые обуславливают болезнь и без которых она

    вылечивается или становится доступной обычной терапии. Терапия поведением

    оказалась не только средством лечения, но и методом комплексного

    исследования человека (личности, поведения, общения и мотивов), средством

    практической проверки гипотез и результатов исследования.

    В процессе разработки и использования терапии поведением

    последовательно выявились сначала особенности поведения, обуславливавшие

    формирование синдромов, потом позологических форм (неврозов,

    психосоматических заболеваний, алкоголизма), парциального и тотального

    инфантилизма, болезней вообще.

    В процессе терапии поведением был получен вывод, что всех этих

    пациентов объединяет инфантильная жизненная позиция - позиция людей,

    живущих под чужую ответственность, ждущих заботы о себе не от себя, в

    конечном счете невротическая, безынициативная, пассивно-потребительская.

    В своем труде "Терапия поведением" Покрасс М.Л. подтвердил гипотезу,

    что освоение, даже частичное, активной жизненной позиции не на словах, а

    практически, приводило к улучшению состояния, доступности терапии и, в ряде

    случаев, к выздоровлению.

    Так при лечении неврозов достигалось не только клиническое

    выздоровление, дезактулизация и разрешение типичных для этого человека

    жизненных конфликтов, но и во многих случаях человек созревал в

    инициативную ответственную личность.

    Например:

    - люди с длительной гипертонической или ишемической болезнями и в

    преклонном возрасте достигали ремиссий;

    - впечатляющим было излечение от бесплодия или привычного выкидыша у

    сензитивных, впечатлительных женщин;

    - у вылечившихся от истерического невроза женщин без всякого участия врача

    мужья прекращали пить;

    - особо значимым оказался целый круг вопросов О МОТИВАЦИИ как патогенного,

    так и саногенного поведения.

    Выяснился казавшийся невероятным факт, что ПОЛЕЗНОЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ

    ПОВЕДЕНИЕ сплошь и рядом ОТВЕРГАЕТСЯ! Будто человек себе враг?!

    Посещение занятий у психотерапевта Покрасса, а в то время для него

    самого это было начало мучительного поиска по оказанию психотерапевтической

    помощи жителям г.Самара в разрешении их жизненных проблем, сложившихся,

    если сказать языком возрастной психологии в ошибках, просчетах, допущенных

    взрослыми при воспитании детей в кризисные периоды, а также от генетической

    предрасположенности, проявившейся в процессе жизни, автору курсовой работы

    мало что могло дать. Правда, она не может не выразить признания М.Л.

    Покрассу за то, что благодаря этим самым "кружкам", которые в то время он

    вел, да и ведет по настоящее время, одной из ее знакомых удалось избежать

    суицида.

    IV. Видение психологии взрослого человека с позиции

    автора курсовой работы с практической точки зрения.

    1. Мастер человеческой Души [10].

    Поиск продолжался. И в 1992 году после очередной трагедии - потери

    единственной дочери - жизнь ей вновь улыбнулась, она подарила ей Встречу с

    замечательным человеком, неординарной личностью, доктором А.Е. Червоненко

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.