МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности социализации современного подростка

    отделяются и уезжают из большой семьи.

    Вторая стадия – рождение ребенка, семья состоит из двух поколений.

    Третья стадия – семья из трех поколений, когда взрослые дети

    заводят семью. Они или остаются с родителями, или уезжают. Родители

    вступают в отношения с родственниками по браку их взрослых детей,

    любовниками или друзьями, которые могут стать фиктивными родственниками в

    качестве так называемых «жен» и «мужей». На этой стадии семья или

    расширяется, или разрушается.

    Четвертая стадия – когда все устоялось, дети устроились в отдельных

    семьях, родители идут на пенсию. В этот период крепнет семейная

    солидарность, дети могут поддержать родителей.

    Пятая стадия – это период заботы о членах семьи, так как ее члены

    нуждаются в помощи. Забота падает на среднее поколение, так как они могут

    по состоянию здоровья заботиться о детях разведенной дочери, предоставить

    кров престарелым, помогать уехавшим учиться, заботиться о тех, кто оказался

    без работы.

    Забота о престарелых или больных родителях – главная задача этой стадии

    семьи. Здесь больше всего стрессов и напряженности в отношениях. Со смертью

    старшего поколения изменяются роли в семье, ведущие роли передаются другому

    поколению.

    Шестая стадия – заключительный период семейного цикла. С проявлением

    нового главы семьи не появляется новая семья, а продолжается первая ячейка,

    так как в семье существует неразрывная связь поколений.

    Существует такое понятие, как коллективизм семьи, который зависит от

    внутрисемейных отношений, где нет конфронтации, противоборства супругов,

    существует забота и ответственность каждого члена семьи и семьи в целом,

    где дети помогают взрослым, труд взрослых как жизненная потребность, где

    ценится добросовестность, трудолюбие, совместно решаются проблемы бюджета.

    Конфликты решаются быстро. Создание такой семьи – труд всех взрослых.

    Создание такой семьи – это влияние старших членов семьи, когда дети

    соблюдают традиции и нормы отношений.

    На отношения внутри семьи влияют успехи родителей на производстве, их

    роль и статус в общественной жизни и т.д.

    Русский философ Иван Ильин писал, что семья – это частичка Родины. Он

    писал, что существует такое понятие, как ДОМ. Это стены, это место, где

    собирается семья. Это особые голоса, неповторимые скрипы, это родные люди.

    Однако в одном доме может быть неуютно, хотя в нем все чисто и аккуратно.

    Есть дом, который превращен в притон, в забегаловку, в проходной двор. Дом

    как вокзал, куда сбегаются ночевать, а утром все врассыпную по своим делам.

    Есть дом – затвор, где человек скрывается от людей, от общения, от мира, от

    близких.

    Сегодня родительская семья остается важнейшим институтом социализации

    подростков. Однако семья уже не обладает той самодовлеющей ролью, на

    которую она претендовала в предшествующую эпоху. Родительский авторитет уже

    не является абсолютным, теперь на место запрета и принуждения приходит

    убеждение. Моральный авторитет поддерживать гораздо труднее, чем власть,

    опирающуюся на силу, особенно когда диапазон источников информации и выбор

    круга общения расширяется.

    В 1994 году в школах Москвы и Московской области производились

    социологические исследования, которые ставили задачей определить, сохраняет

    ли российская семья свою социализирующую роль и в каком направлении

    формирует она сегодня профессиональные интересы детей. Исследованиями были

    охвачены старшеклассники и их родители, которым было предложено ряд

    вопросов; объем выборки - 405 единиц.

    Исследования показали новые и интересные явления в нашей жизни. Например,

    еще десятилетие назад неработающие женщины трудоспособного возраста в

    Москве рассматривались как исключение из правил, однако сегодня - это

    довольно представительная группа. Новый феномен - семья бизнесмена, находит

    более практичным занятость домашним хозяйством и воспитание детей, особенно

    при наличии более одного ребенка. Таким образом, в семье бизнесмена

    возрождается традиционное распределение супружеских ролей, сложившееся в

    процессе многовековой практики, где муж - материальная база семьи, а жена -

    хранительница очага, воспитательница детей.

    Анализируя возможные последствия возвращение семей к традиционному

    распределению ролей между супругами. Прежде всего можно предположить

    позитивный эффект такого процесса на осуществление семьей воспитательной

    функции: повышается социальный контроль за детьми, они растут более

    здоровыми, ухоженными, мать уделяет больше внимания их образованию и

    воспитанию. Однако со временем постоянное пребывание матери в домашней

    среде сужает ее кругозор, замыкает ее интересы на домашних делах. В

    результате она перестает быть авторитетом для детей, которые не будут

    обращаться к ней за советом и помощью, считая неспособной дать компетентные

    рекомендации.

    Как показывают исследование, сегодня авторитет матери как советчицы очень

    велик: 71% подростков Подмосковья и 66% москвичей советуются именно с

    матерью по важным для себя вопросам. Нет оснований предполагать, что эту

    нишу, возникающую в связи со снижением авторитета матери, займет отец. С

    таким же успехом эту роль будет играть в жизни ребенка любой другой

    авторитетный в его глазах субъект, что снижает роль семьи как института

    социализации ребенка.

    Адресаты обращений старшеклассников за советом (%).

    |Варианты |Москва |Подмосковье |

    |Мать |68% |71% |

    |Отец |23% |17% |

    |Старший брат (сестра) |6% |11% |

    |Друг (подруга) |36% |43% |

    |Кто-либо еще (бабушка, дядя и |6% |3% |

    |др.) | | |

    |Ни с кем не советуются |28% |15% |

    Из общего числа мальчиков, попавших в выборку, 62% выбирают в качестве

    первоочередного советчика мать. Лишь 30% мальчиков считают возможным

    обращаться за помощью и советом также к отцу. Как выяснилось, фактором

    повышения авторитета родителей для детей является их занятость коммерческой

    деятельностью. Дети с большей готовностью полагаются на их советы,

    справедливо считая своих родителей более адаптированными к новым условиям

    жизни, трезво оценивающую реальную жизненную ситуацию.

    Следует также обратить внимание на весьма высокий процент детей,

    предпочитающих не обращаться за советом ни к кому, полагаться только на

    себя. Причем в Москве таких детей значительно больше, чем в Подмосковье,

    разрыв составляет 13%, а учитывая, что Москва город с ограниченной

    возможностью социального контроля за детьми, такая высокая

    самостоятельность подростков-москвичей свидетельствует о повышенном риске

    их действий, о возможности их более частого попадания в критические

    ситуации.

    Столь же рискованным является очень популярное среди подростков обращение

    за советом к другу или подруге, занимающим второе после матери место в ряду

    авторитетов. Некомпетентные советы сверстников также могут привести

    подростка к рискованным поступкам. Интересно, что родители недооценивают

    роль товарищей своих детей, полностью исключив их из состава возможных

    советчиков, в то время как по признании 36% детей, они пользуются услугами

    друзей для этой цели, исследования показали, что 55% подростков общаются с

    товарищами, неизвестными их родителям.

    Другой опрос устанавливающий место семьи в системе социализирующих

    факторов подростков, является оценка старшеклассниками каждого родителя как

    образца для подражания.

    Самоидентификация детей Москвы с дифференциацией по полу (%)

    |Желание быть похожим |Всего |Девочки |Мальчики |

    |На отца |14% |4% |23% |

    |На мать |25% |35% |15% |

    |На обоих в равной |39% |46% |35% |

    |мере | | | |

    |Ни на отца, ни на |22% |15% |27% |

    |мать | | | |

    |ИТОГО |100 |100 |100 |

    По исследованиям видно, что не смотря на высокий авторитет матери в

    качестве советчика, лишь 1/4 детей Москвы выбирают ее образцом для

    собственного поведения. Традиционно еще более низким является рейтинг отца

    в этой роли. Особую тревогу вызывает тот факт, что 1/5 москвичей отвергают

    обоих родителей как пример для подражания, можно предположить, что в данном

    случае идет речь о социально-проблемных семьях. В среднем лишь 1/3 детей

    хотели бы быть похожими на обоих родителей в равной мере. Только в этом

    случае можно говорить о нормальной благополучной семье, где дети растут в

    условиях психологического комфорта, здоровыми физически и нравственно.

    Отслеживая самоидентификацию с родителями дифференцируя детей по полу,

    оказывается, что и здесь наблюдаются большие отклонения от нормы. В

    подростковой психологии существует устоявшаяся точка зрения относительно

    значимости для подростков-мальчиков присутствие в семье авторитетного отца,

    образца для подражания. Сравнивая детей, выросших с отцами и без отцов,

    исследователи обнаружили, что отец очень важен для правильного развития

    подростка. Дети выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень

    притязаний, у них выше уровень тревожности и чаще возникают невротические

    симптомы, они хуже налаживают контакты со сверстниками. Отсутствие отца

    отрицательно сказывается на учебе и на самоуважении детей, особенно

    мальчиков. Им труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующего

    стиля поведения, что ведет к гипертрофии грубости, драчливости.

    Материальные трудности сужают круг внутрисемейного общения, от которого

    зависят воспитательные возможности. Лишенная мужской поддержки, часто

    психологически травмированная женщина-мать, имитируя отцовскую строгость,

    часто заботится о формальном послушании, чем об эмоциональном благополучии

    ребенка. В случае же чрезмерной опеки ребенок вырастает пассивным,

    физически и морально слабым или же начинает бунтовать, зависимость от

    матери, часто сопровождается чувством враждебности к ней. Эти и другие

    факторы, ограничивающие эффективность родительского воспитания, сегодня

    стали предметом изучения и внимания общества.

    Судя по эмпирическим данным, лишь 23% мальчиков видят отца, как

    устойчивый эталон для поведения. Еще 35% ребят воспринимают родителей в

    равной мере достойными для подражания, что также можно считать нормой.

    Проблемы возникают на уровне самоидентификации мальчика с матерью (15%).

    Дополнительный анализ показал, что лишь у 4% детей последней группы -

    неполная семья, а значит, при наличии в семье отца, 11% отвергают его как

    образец для поведения. Еще более драматичными выглядят ответы 27%

    мальчиков, не желающих воспроизводить в своей жизни ни образ отца, ни образ

    матери. Последние две группы можно отнести к социально неблагополучным

    семьям, стартовые условия которых не отвечают нормам жизни. Ответы девочек

    могут быть интерпретированы с той же последовательностью, но с учетом того,

    что процесс социализации у мальчиков-подростков протекает более проблемно,

    чем у девочек.

    Семья в новых для России социально-экономических условиях продолжает

    оставаться одним из основных агентов социализации подростков. Однако

    отмечается не достаточная эффективность выполнения ею своей функции. Этот

    результат связан с резким изменением социального положения в государстве.

    В последние годы, в результате отсутствия в стране четкой государственной

    концепции развития общества, социальной нестабильности и неопределенности

    жизненных перспектив, социализация подростков претерпевает существенные

    качественные изменения. Интересно проследить содержательную сторону этих

    изменений.

    Проблемы, волнующие старшеклассников (%)

    |Варианты |Москва |Подмосковье |

    |Приобретение интересной профессии |79% |81% |

    |Личные денежные трудности |11% |12% |

    |Денежные трудности семьи |— |14% |

    |Отношения с родителями |28% |20% |

    |Отношения между родителями |21% |13% |

    |Отношения со сверстниками |6% |12% |

    |Конфликты с педагогами |2% |4% |

    |Трудности усвоения школьного материала|6% |12% |

    |Чем заняться в свободное время |4% |9% |

    |Личная жизнь |58% |56% |

    |Здоровье членов семьи |53% |46% |

    |Отсутствие фирменных вещей |4% |2% |

    |Будущее |20% |— |

    Наиболее популярными были пять вариантов ответов. Бесспорно логичным

    можно признать выбор профессии - основной проблемой в подростковом

    возрасте. Для старшеклассников - выбор профессии всегда трудный жизненный

    этап, подкрепленный массовым сокращением учреждений профессиональной

    подготовки с бесплатным образованием.

    Второе место среди проблем старшеклассников занимает озабоченность

    личными интимными переживаниями, что традиционно связано с возрастными

    особенностями подростков.

    Представляет интерес достаточно устойчивый третий по значимости фактор -

    обеспокоенность школьников старших классов здоровьем своих близких. Если

    раньше родители пытались ограничить своих детей от бытовых и материальных

    проблем, то сегодня дети все больше включаются в жизнь семьи, участвуют в

    обсуждении финансовых и иных забот родителей. Соответственно приходит

    понимание возможной потери родителями здоровья, трудоспособности и

    катастрофических последствий такого положения для семьи.

    Следующее место в ряду своих проблем, подростки считают конфликтные

    отношения с родителями, но этот вопрос всегда стояла перед подрастающим

    поколением, а в ряду сегодняшних проблем, наполняемость ответами по этой

    позиции сравнительно невелика.

    Исходя из признания школьниками наиболее важной проблемой - проблему

    приобретения профессии, проанализируем, какие требования предъявляют

    школьники к своей будущей профессии.

    Ориентации школьников (%)

    |Предпочтительные качества будущей профессии |Москва |Подмосковье |

    |Требует высокой квалификации, новых знаний |36% |22% |

    |Высоко оплачивается |58% |76% |

    |Самостоятельная |13% |19% |

    |С гарантией от безработицы |25% |43% |

    |Не вредна для здоровья |47% |42% |

    |С нерегламентированным рабочим днем |17% |8% |

    |Требует предприимчивости, изобретательности |21% |18% |

    |Престижная |37% |30% |

    |Связана с разъездами, новыми впечатлениями |25% |23% |

    |Не требует физического и умственного |4% |9% |

    |напряжения | | |

    |Интересная |6% |— |

    Именно в ответах на данный вопрос с наибольшей отчетливостью проявились

    новые тенденции в развитии общества, изменения в его ценностях и

    направленностях. В соответствии с переоценкой ценностей, которая

    наблюдается в нашем обществе, первостепенным требованием к труду школьники

    выделяют высокую оплату. Однако и здесь проявляется специфика ценностных

    ориентаций: для молодежи области этот фактор значительно более значим чем

    для москвичей. В Москве высокая зарплата интересует прежде всего мальчиков

    (34%) и значительно меньше девочек (24%).

    Второе по значимости качество для будущей профессии - не вредная для

    здоровья, по-видимому это связано с ухудшением экологической ситуации в

    мире, многочисленные публикации по этому вопросу в средствах массовой

    информации формирует у нового поколения новое экологическое сознание.

    Третье по наполняемости ответов требование к будущей профессии - гарантии

    от безработицы, т.е. должна быть востребована в любых экономических

    ситуациях. Этот факт свидетельствует, что молодежь понимает, сколь

    серьезную угрозу представляет перспектива не иметь работу, причем у юношей

    эта проблема стоит на много острее, чем у девушек (соответственно 77% и

    33%).

    Четвертые и пятые места отданы традиционно важным качествам будущей

    профессии, но теперь они сошли на второй план. Это престижность и высокая

    квалификация будущей работы. Именно эти качества больше волнуют москвичей,

    чем подростков Подмосковья: действие этих качеств ощутимо в крупных

    высокоурбанизированных центров, каковым является Москва.

    В общем, сравнивая ответы школьников Москвы и Подмосковья, выяснилось,

    что школьники столицы ориентируются на высокооплачиваемый труд,

    нерегламентированный рабочий день и престижную работу, школьникам же

    области предпочтительнее независимость самостоятельность в осуществлении

    трудовой деятельности, большее значение придают уровню оплаты труда,

    гарантиям от безработицы.

    Теперь интересно сопоставить эти данные с другим опросом, который выявлял

    конкретные жизненные планы учащихся (сопоставляя с мнением родителей)

    Жизненные планы учащихся (в собственных оценках и оценках их родителей),

    %

    |Контингент |Намереваются стать |

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.