Отношение к сексу подростков и юношей
Отношение к сексу подростков и юношей
Содержание
Содержание..................................................................
..........................................................….1
ВВЕДЕНИЕ....................................................................
.........................................................… 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ К СЕКСУ
ПОДРОСТКОВ..................................................................
.....................................................….6
1.1 Психологическое созревание
подростка.......................................................……………. 6
1.2 Психосексуальное развитие
............................................................................
...………….7
1.2.1 Психосексуальная идентификация и усвоение половой роли ………………………. 7
1.2.2 Психология юношеской
сексуальности...........................................………………….. 10
1.2.3 Мастурбация и развитие
сексуальности.........................................…………………….12
1.2.4 Значение оргазма в психосексуальной
сфере................................. ……………………17
1.3 Отношение подростков к любви, сексу,
дружбе......................................………………. 30
1.4 Теоретические аспекты полового
воспитания............................................. ……………..35
1.4.1 Принципы и основные направления полового воспитания………………………….. 36
1.4.2 Практическое осуществление полового
воспитания................………………………. 38
1.4.3 Неправильные установки в половом воспитании.......................
………………………42
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К СЕКСУ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
(СОБСТВЕННОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ)...............................................................
...............…… 52
2.1 Анализ результатов исследования
старшеклассников...........................………………… 52
2.1.1 Анализ результатов
анкетирования.................................................……………………. 52
2.1.2 Анализ
беседы......................................................................
........................……………… 55
2.1.3 Анализ результатов, полученных при проведении Ц.Т.О.....…………………………..
58
2.2 Анализ результатов исследования
родителей...........................................……………….. 59
2.2.1 Анализ результатов анкетирования
.................................................……………………..59
2.2.2 Анализ результатов
беседы.............................................................………………………
.61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................
..................................................……. 65
ЛИТЕРАТУРА..................................................................
.......................……………………….. 67
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе достигнуты положительные сдвиги в
массовом и педагогическом сознании по вопросам полового воспитания,
но это отнюдь не означает, что все проблемы в данной области решены.
Широкое обсуждение проблемы взаимоотношений полов в советском
обществе находилось под запретом.
С 1974 г. - проводятся международные сексологические конгрессы.
1-й конгресс состоялся в Париже, в 1976г. - конгресс прошел в Монреале, в
1978 г. в Риме, в конце 1979г. - в Мехико. На 3-м конгрессе в Риме
учреждена международная сексологическая ассоциация.
В нашей стране в 1973 г. при Московском НИИ психиатрии Мин-
здрава РСФСР функционирует всесоюзный научный методический центр
по вопросам сексопатологии.
Основным звеном сексологической службы является специализи-
рованное отделение врачебно-психологического семенного консульти-
рования, организуемое согласно приказу - МЗ СССР № 370 от 10 мая
1980г. в составе психоневрологических диспансеров в городах с на-
селением более 250 тыс. человек и наряду с отделением врачебно-
психологического консультирования сохраняются и кабинеты
сексопатологии, организованные в соответствии с приказом МЗ СССР
№920 от 22 ноября 1973 года и, № 463 от 30 апреля 1981г., которые пос-
тепенно утрачивают свое значение и реорганизуются в соответствии с
приказом 143 МЗ СССР № 30 от мая 1988г.
С 80-х годов в школе в старших классах был введен, предмет "этика
и психология семейной жизни", абстрактен и в конце 80-х годов подвергся
критике. Ныне социальные условия обуславливают актуальность темы
тем, что люди старшего поколения предлагают вновь наложить табу на
обсуждение этой проблемы в обществе. Однако проблемы секса уходят в
этих случаях вглубь сознания и становятся еще более острыми. Молодежь
должна иметь некий моральный противовес, никто не может решить эту задачу,
чем семья и школа[10].
Глубокое изучение полового воспитания подростков началось лишь
в XX в. Но эта проблема была актуальна во все времена. В краткой теме
трактовалась как подготовка подростков к зрелости. В древности половое
воспитание воспринималось как нормальное биологическое явление.
Позже на отношение к этому вопросу наложило отпечаток христианство,
возникли запреты. Складывается концепция десакримизации
сексуальности вообще. В реальной жизни повышенные половые влечения
продолжали появляться в подростковом возрасте, т.к. это было наложено в
генетическом материале подростков. В 19 в. телесность и половое
влечение широко табулировались. Ряд характерных примет того времени.
В Англии начала 19 в., в Германии конца 19 в, -нач. 20 в. считалось
неприлично любое упоминание о ногах, т.к.. слово "нога" - вызывает
сексуальные ассоциации. В отечественной науке разработана проблема
сексологии и повышенного полового влечения - представлена работами
И. С. Кона[21]. Появились работы и других исследователей, И конечно
3. Фрейд, который первый открыл роль сексуального поведения в жизни
человека, и роль гиперсексуальности подростков. Появилось половое
воспитание подростков и старшеклассников в нравственном отношении.
Эта тема актуальна сейчас тем, что она стала предметом
идеологической борьбы. Педагоги и воспитатели сталкиваются в
непосредственной близости с этой проблемой на практике и испытывают
большие трудности, связанные с непросвещенностью в данном вопросе.
Воспитателю направляют энергию подростков в нужное русло, дают
понять подросткам, что необходимо владеть своими влечениями. Среди
многих взрослых существует предубеждение, что невозможно влиять на
сексуальное поведение школьников. Более того, что раннее преподавание
в школе основ знаний о сексуальной жизни подталкивает детей к очень
пяннему сексу. Противники полового воспитания в нашей стране
многочисленны и сильны - это большая трудность для практических
работников. Имеются случаи, когда консервативные родственники
требовали привлечения к суду педагогов, развращающих детей своими
беседами на тему секса[25].
Опыт Англии свидетельствует об обратном. Серьезный, честный,
откровенный разговор с детьми и молодежью о сексе привел их к
сокращению экспериментирования в области эротической любви и
отодвиганию сроков начала половой жизни[21].
Выраженная сексуальность - это естественное и нормальное явление
в подростковом возрасте. Самое главное внутреннюю энергию подростка
направить в социальное русло. Сейчас много информации о сексе
поступает из средств массовой информации; причем она же не является
позитивной, культурно-развивающей, а, наоборот, развращает молодежь.
Пропагандирует извращения и жестокость. А это может привести к
необратимым последствиям.
От установившихся в этом возрасте взглядов, отношений к
противоположному полу зависит вся дальнейшая жизнь. От этого зависит,
сможет ли подросток в будущем, в браке, построить свои отношения с
противоположным полом.
Объектом исследования является личность старшеклассника.
Предмет исследования - отношение к сексу.
Цель исследования - изучить особенности отношения к сексу у
старшеклассников.
Задачи исследования:
1) Изучение теоретических аспектов исследуемой проблемы.
2) Исследовать с помощью батарей методик отношения подростков к
сексу.
3) Изучение отношения родителей к половым отношениям своих детей.
4) Обобщить результаты исследования.
Методы исследования.
1) Изучение содержания литературных источников.
2) Анкетирование подростков.
3) Интервью с подростками.
4) Проведение методики Ц.Т.О.
5) Анкетирование родителей.
6) Интервью с родителями.
Гипотеза исследования.
Гипотеза заключается в предположении о том, что несмотря на
большое количество информации о сексе для подростков будет характерна
недостаточная информированность и возможно проявление негативных
чувств на фоне, в целом, позитивного отношения к сексу и любви, что в
частности создаётся отсутствием эффективного полового воспитания.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОТНОШЕНИЯ К СЕКСУ ПОДРОСТКОВ
1.1 Психологическое созревание подростка
Подростковый возраст - возраст полового созревания - критический
период в анатомическом, психологическом и социальном развитии
человека. Отрочество, как никакой другой этап жизни, совмещает в своем
настоящем черты прошлого и будущего. В это время завершается
оформление той схемы поведения, которая будет существенно влиять на
физическое и психическое здоровье, на всю дальнейшую общественную и
личную жизнь[3].
Повышенное внимание к этой возрастной группе обусловлено, по
крайней мере, несколькими обстоятельствами.
Первое - в быстро развивающемся современном мире глубокие
изменения во всех сферах жизни происходят на протяжении жизни одного
поколения, и к психике подроста предъявляют большие требования.
Значение этого усиливается еще и тем, что представители разных
возрастных групп в ряде вопросов оказываются носителями разных
представлений о жизни.
Второе - акселерация и связанные с ней диспропорции проявляются
в более раннем возникновении специфических проблем подросткового
возраста, которые уже поэтому, хотя не только поэтому, требуют
уточнения совершенствования подходов и их разрешению.
Третье - предоставление молодежи все большей самостоятельности.
более раннее выделение из родительской семьи[12].
Взрослому человеку, даже уделяющему очень много внимания своей
внешности, трудно, а порой и невозможно прочувствовать все
происходящее с подростком в ходе физического развития часто,
сталкиваясь вплотную с напряженностью переживаний подростка, ее
объясняют особенностями подростковой психики, не видя за ним
специфических, психологических проблем. В самом общем виде их нужно
определить как проблемы реорганизации образа «физического я» и
формирования качественно новой телесной идентичности [9]. Тревожная
новизна интероцептивных ощущений, меняющихся женских форм,
появление непривычной неловкости, трудности управления ломающимся
голосом, необычные ощущения, связанные с сексуальным напряжением и
его разрядкой, - все это рискует стать проблемой, а потому тревожащей все
больше. Это время внутренне противоречиво и не редко конфликтного
состояния утраты привычного и приобретение нового «физического я»,
чтобы стать собой новым, надо перестать быть собой прежним.
Потребность убеждаться в нормальности своего развития, диктуется
все той же тревожностью, обретает силу доминирующей идеи. Прежде
всего это касается желания бесспорных преимуществ полового развития.
Все мальчики и девочки оценивают собственные признаки
мужественности и женственности. Взаимные обмеры и сравнения своего
тела с телом сверстников и сверстниц - обычное и закономерное явление.
Одних подростков сравнивания успокаивают, других наоборот.
Откровенно трагические формы такие переживания принимают редко, со
стрессовыми и неврологическими реакциями на мнимую
«недоразвитость» телесной мужественности или женственности
сталкиваются много чаще [14].
1.2 Психосексуальное развитие
1.2.1 Психосексуальная идентификация и усвоение половой роли
Половое созревание - центральный, стержневой процесс переход-
ного возраста. Но процесс этот не сводится к измене биологических
изменений. Человеческая сексуальность - сложное биосоциальное явление,
продукт совместного действия биологических и социальная сил [25].
Чтобы стать мужчиной или женщиной индивид должен осознать
свою половую принадлежность и усвоить соответствующую роль. Половая
идентичность личности предполагает осознание индивидом своей половой
принадлежности, усвоение соответствующих навыков и стиля поведения, а
так же психосексуальных установок и ориентации /интерес к
противоположному полу/.
Хотя закономерности психологического развития личности еще
недостаточно изучены, психологи не сомневаются в том, что половая
идентификация - продукт социализации, воспитания и научения.
Социальное развитие мужчин и женщин, которые получают
одинаковое образование и занимаются одной и той не деятельностью,
неизбежно ослабляет поляризацию мужских и женских ролей, тем более,
что индивидуальные различия мужчин и женщин никогда не укладывались
в рамки этой поляризации. Это не означает, разумеется, полного
устранения половых различий в поведении и психике во
взаимоотношениях мужчин и женщин, но все чаще строятся не в
соответствии со стереотипными предписаниями половых ролей, а на
основе учета индивидуальных особенностей личности, это касается и
сексуального поведения. Так называемый "двойной стандарт" утверждает
разную половую мораль для мужчин и для женщин: мужчина может быть
сексуально активным, женщина должна терпеливо ждать, пока ее выберут,
и даже после этого проявить сдержанность.
Сегодня такое представление уже не является безраздельно
господствующим; молодежь все больше ориентируется на принцип
равенства прав и обязанностей [24].
Все это преломляется в юношеской психологии. Половое созревание
заново актуализирует для подростка давно решенный, казалось бы, вопрос
о его половой идентичности в том случае, что подросток начинает в ней
сомневаться, но в том. что усложняются измерения «маскулинности» и
«феминности», в которых все большую роль приобретают собственно
сексуальные моменты /появление сексуальных интересов и т.д./ [31].
Соответствие идеализированному стереотипу «маскулинности-
феминности» служит главным критерием, по которому подросток
оценивает свое тело.
Волнующее переживание вызывает и сам процесс полового созре-
вания. Теперь это событие в большинстве случае» встречается с радостью.
Тем не менее подобные переживания весьма тревожны. Подростки /да и
юноши/ - настоящие рабы «нормы». Они с убеждением думают, что на все
случаи жизни должны быть универсальные правила и боятся в чем те
отстать от сверстников[15].
Половые стереотипы распространяются не только на внешность, но и
на поведение и черты характера. Особенно сложно обстоит дело с
«маскулинностью». Мужская роль в маскулинных качествах традиционно
принята всеми. Такая девочка принимается как нечто вполне естественное,
тогда как феминизированный, изнеженный мальчик вызывает отчуждение.
Кроме того процесс социализации мальчиков более противоречив. В
раннем детстве мальчики, как и девочки, теснее связаны с матерью, чем с
отцом. Во многих семьях отцы вообще отсутствуют. Резкое обособление
мальчиков-подростков от женщин, принятое во многих обществах, равно
как и распространенные однополые мальчишеские компании, объективно
служат противовесом этой феминизации, помогают мальчику утвердиться
в мужской роли. Но одностороннее влияние сверстников плюс внутренняя
неуверенность мальчика подростка в том, насколько он соответствует
завышенным требованиям «маскулинности», часто порождают
компенсаторное «гиперсексуальное» поведение /подчеркнутая
агрессивность, грубость, пренебрежение к женщине «женским» чертам
Имеющееся само определение мужской роли противоречиво.
В юношеском возрасте все эти проблемы переплетаются.
Старшеклассники еще сохраняют подростковую удаль и стереотипность
ролевых предписаний, стараясь доказать себе и другим, что он
«соответствует» этим требованиям. В тоже время он уже чувствует, что его
индивидуальность не вписывается в жесткие рамки, что мужские и
женские качества не обязательно альтернативны и что сочетание их может
быть разным [25].
1.2.2 Психология юношеской сексуальности
Изучение юношеской сексуальности имеет три главных предмета:
половое поведение, т.е. поступки, в которых проявляется и реализуетя
половое влечение /когда начинается половая жизнь, каковы стадии ее
развития, ее интенсивность и т.д./; психосексуальные установки и
ориентации, т.е. отношение людей к вопросам пола, нормам половой
морали; эти установки различаются по степени осознанности и
существуют как на уровне культуры, так и на уровне индивидуального
сознания; эротические фантазии и переживания, которые часто бывают
неосознанными.
Педагогов, разумеется, крайне интересуют возрастные нормы
полового поведения: когда ребенок начинает интересоваться вопросами
пола, в каком возрасте подросток впервые влюбляется, когда юноша
вступает в первую половую связь и т.д. Общего ответа на эти вопросы нет
и быть не может. Не говоря уже об индивидуальных вариациях и о том,
что одно и то же событие может иметь в разном возрасте совершенно
разный психологический смысл. Стереотипы массового сознания весьма
могущественны. Особенно строгой моральной цензуре подвергается нагота
и все, что связано с половой сферой. «Пережим» в половой сфере приводит
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|