МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Память

    мы стараемся по ассоциации с ним вызвать у себя определенную реакцию.

    Порождение такой реакции следует рассматривать как особый

    психофизиологический механизм, способствующий активизации и интегрированию

    процессов, служащих средством запоминания и воспроизведения.

    Тот факт, что при введении информации в долговременную память она, как

    правило, перекодируется в акустическую форму, доказывается следующим

    экспериментом. Если испытуемым зрительно предъявить значительное количество

    слов, заведомо превышающих по своему числу объем кратковременной памяти, и

    затем проанализировать ошибки, которые они допускают при ее

    воспроизведении, то окажется, что нередко правильные буквы в словах

    замещаются теми ошибочными буквами, которые близки к ним по звучанию, а не

    по написанию. Это, очевидно, характерно только для людей, владеющих

    вербальной символикой, т. е. звуковой речью. Люди, глухие от рождения, не

    нуждаются в том, чтобы преобразовать видимые слова в слышимые.

    В случаях болезненных нарушений долговременная и кратковременная память

    могут существовать и функционировать как относительно независимые. К

    примеру, при таком болезненном нарушении памяти, которое именуется

    ретроградной амнезией, страдает в основном память на недавно произошедшие

    события, но обычно сохраняются воспоминания о тех событиях, которые имели

    место в далеком прошлом. При другом виде заболевания, также связанном с

    нарушениями памяти, – антероградной амнезии — сохранной остаётся и

    кратковременная, и долговременная память. Однако при этом страдает

    способность ввода новой информации в долговременную память.

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПАМЯТИ У ЛЮДЕЙ

    Память у людей различается по многим параметрам: скорости, прочности,

    длительности, точности и объему запоминания. Все это количественные

    характеристики памяти. Но существуют и качественные различия. Они касаются

    как доминирования отдельных видов памяти зрительной, слуховой,

    эмоциональной, двигательной и т.п., так и их функционирования. В

    соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют, выделяют следующие

    индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную,

    эмоциональную и разнообразные их сочетания. Один человек для того, чтобы

    лучше запомнить материал, обязательно должен его прочесть, так как при

    запоминании и воспроизведении ему легче всего опираться на зрительные

    образы. У другого преобладает слуховое восприятие и акустические образы,

    ему лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Третий легче всего

    запоминает и воспроизводит движения, и ему можно рекомендовать записывать

    материал или сопровождать его запоминание какими-либо движениями.

    «Чистые» виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из

    перечисленных крайне редки. Чаще всего на практике мы сталкиваемся с

    различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти.

    Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая

    и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей все же

    доминирующей выступает зрительная память.

    Есть уникальные случаи такой памяти, описанные в литературе. Один из них

    нам представил А. Р. Лурия[2]. Он подробно изучил и описал память человека

    по фамилии Ш., который мог быстро, прочно и надолго запоминать зрительную

    информацию. Объем его памяти так и не удалось экспериментально установить.

    «Ему, – писал А. Р. Лурия,— было безразлично, предъявлялись ли ему

    осмысленные слова, бессмысленные слоги, числа или звуки, давались ли они в

    устной или письменной форме; ему нужно было лишь, чтобы один элемент

    предлагаемого ряда был отделен от другого паузой в 2 – 3 секунды»[3]. Это

    время, вероятно, и есть то, которое данному человеку требовалось для

    осуществления указанного перевода и необходимого отдыха. У обычных людей

    это время и прилагаемые для этого усилия гораздо больше.

    «Я приступил к исследованию Ш. с обычным для психолога любопытством, но без

    большой надежды, что опыты дадут что-нибудь примечательное.

    Однако уже первые пробы изменили моё отношение и вызвали состояние

    смущения и озадаченности, на этот раз не у испытуемого, а у

    экспериментатора.

    Я предложил Ш. ряд слов , затем чисел, затем букв, которые либо медленно

    прочитывал, либо предъявлял в написанном виде. Он внимательно выслушивал

    ряд или прочитывал его и затем в точном порядке повторял предложенный ему

    материал.

    Я увеличил число предъявляемых ему элементов, давал 30, 50, 70 слов и

    чисел, – это не вызывало никаких затруднений. Ш. не нужно было никакого

    заучивания, и если я предъявлял ему ряд слов или чисел, медленно и

    раздельно читая их, он внимательно вслушивался, иногда обращался с просьбой

    остановиться или сказать слово яснее, иногда, сомневаясь, правильно ли он

    услышал слово, переспрашивал его.

    Обычно во время опыта он закрывал глаза или смотрел в одну точку. Когда

    опыт был закончен, он просил сделать паузу, мысленно проверял удержанное, а

    затем плавно, без задержки воспроизводил весь прочитанный ряд.

    Опыт показал, что с такой же лёгкостью он мог воспроизводить длинный ряд

    и в обратном порядке – от конца к началу; он мог легко сказать, какое слово

    следует за каким и какое слово было в ряду перед названным. В последних

    случаях он делал паузу, как бы пытаясь найти нужное слово, и затем – легко

    отвечал на вопрос, обычно не делая ошибок.

    Ему было безразлично, предъявлялись ли ему осмысленные слова или

    бессмысленные слоги, числа или звуки, давались ли они в устной или

    письменной форме; ему нужно было лишь, чтобы один элемент предлагаемого

    ряда был отделён от другого паузой в две-три секунды, и последующее

    воспроизведение ряда не вызывало у него никаких затруднений.

    Вскоре экспериментатор начал испытывать чувство, преходящее в

    растерянность. Увеличение ряда не приводило Ш. ни к какому заметному

    возрастанию трудностей, и приходилось признать, что объём его памяти не

    имеет ясных границ. Экспериментатор оказался бессильным в, казалось бы,

    самой простой для психолога задаче – измерении объёма памяти.

    Я назначил Ш. вторую, затем третью встречу. За ними последовал ещё целый

    ряд встреч. Некоторые встречи были отделены днями и неделями, некоторые –

    годами.

    Эти встречи ещё более осложнили положение экспериментатора.

    Оказалось, что память Ш. не имела ясных границ не только в своём объёме,

    но и в прочности удержания следов. Опыты показали, что он с успехом и без

    заметного труда может воспроизводить любой длинный ряд слов, данных ему

    неделю, месяц, год, много лет назад. Некоторые из таких опытов, неизменно

    кончавшихся успехом, были проведены спустя 15-16 лет (!) после первичного

    запоминания ряда и без всякого предупреждения. В подобных случаях Ш.

    садился, закрывал глаза, делал паузу, а затем говорил: «Да-да… это было а

    вас на той квартире… вы сидели за столом, а я на качалке… вы были в сером

    костюме и смотрели на меня так… вот… я вижу, что вы мне говорили…» – и

    дальше следовало безошибочное воспроизведение прочитанного ряда.

    Если принять во внимание, что Ш., который к этому времени стал

    известным мнемонистом и должен был запоминать многие сотни и тысячи рядов,

    – этот факт становился ещё более удивительным».

    Как выяснилось в дальнейшем, механизм памяти Ш. был основан на

    эйдетическом зрении, которое у него было особенно хорошо развито. После

    однократного зрительного восприятия материала и его небольшой умственной

    обработки (в основном образной) Ш. как бы продолжал его «видеть» в

    отсутствие самого данного материала в поле зрения. Он был способен

    восстановить в деталях соответствующий зрительный образ спустя много

    времени, даже через несколько лет (некоторые опыты с ним были повторены

    через 15—16 лет после того, как он впервые увидел материал и больше к нему

    в течение этого времени не возвращался; тем не менее он вспомнил его).

    Эйдетическая память, особенно сильно развитая у Ш., не такое уж редкое

    явление. В детстве она имеется у всех людей, а у взрослых постепенно

    исчезает. Данный тип памяти упражняем, бывает неплохо развит у художников

    и, по-видимому, является одним из задатков к развитию соответствующих

    способностей. Сферой профессионального применения такой памяти могут стать

    музыка, те виды деятельности, в которых особые требования предъявляются к

    зрительно точному запоминанию и воспроизведению увиденного.

    Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые

    чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает

    профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая

    смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память.

    У актеров и врачей хорошо развита память на лица.

    ТЕОРИИ И ЗАКОНЫ ПАМЯТИ

    Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук:

    психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. В

    каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются

    к проблемам памяти, своя система понятий 'и, соответственно, свои теории

    памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о памяти

    человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это,

    одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.

    Собственно психологические учения о памяти намного старше ее

    медицинского, генетического, биохимического и кибернетического

    исследования. Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей

    своего научного значения до настоящего времени, бьла ассоциативная теория.

    Они возникла в XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв.,

    преимущественное распространение и признание получила в Англии и в

    Германии.

    Примерно в это же время, т. е. в начале XX в., возникает смысловая теория

    памяти. Утверждается, что работа соответствующих процессов находится в

    непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей,

    объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые

    структуры (А. Бине, К. Бюлер). На первый план при запоминании и

    воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Утверждается,

    что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое:

    подлежащий заучиванию или воспроизведению материал в данном случае

    включается в контекст определенных смысловых связей.

    С началом развития кибернетики, появлением вычислительной техники и

    развитием программирования (языков и приемов составления программ машинной

    обработки информации) начались поиски оптимальных путей принятия,

    переработки и хранения информации машиной. Соответственно приступили к

    техническому и алгоритмическому моделированию процессов памяти. За

    несколько последних десятилетий подобных исследований был накоплен богатый

    материал, который оказался весьма полезным для понимания законов памяти.

    Представители этих наук стали проявлять повышенный интерес к собственно

    психологическим исследованиям памяти, потому что это открывало возможности

    для совершенствования языков программирования, его технологии и памяти

    машин. Этот взаимный интерес привел к тому, что в психологии стали

    разрабатывать новую теорию памяти, которую можно назвать информационно-

    кибернетической. В настоящее время она делает только первые, но весьма

    многообещающие шаги на пути к более глубокому пониманию человеческой памяти

    с использованием достижений кибернетики и информатики. Ведь человеческий

    мозг – это тоже своего рода сложнейшая электронно-вычислительная и

    аналоговая машина.

    У нас в стране эта концепция получила свое дальнейшее развитие в

    культурно-исторической теории происхождения высших психических функций.

    Были выделены этапы фило- и онтогенетического развития памяти, особенно

    произвольной и непроизвольной, непосредственной и опосредствованной.

    Согласно деятельностной теории памяти, образование связей-ассоциаций между

    различными представлениями, а также запоминание, хранение и воспроизведение

    материала объясняются тем, что делает человек с этим материалом в процессе

    его мнемической обработки.

    Ряд интересных фактов, раскрывающих особенности механизмов запоминания,

    условия, при которых оно происходит лучше или хуже, обнаружил в своих

    исследованиях А. А. Смирнов. Он установил, что действия запоминаются лучше,

    чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те,

    которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти

    препятствия.

    Рассмотрим основные факты, добытые в русле различных теорий памяти.

    Немецкий ученый Г. Эббингауз был одним из тех, кто еще в прошлом веке,

    руководствуясь ассоциативной теорией памяти, получил ряд интересных данных.

    Он, в частности, вывел следующие закономерности запоминания, установленные

    в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и

    иной слабо организованный в смысловом плане материал.

    1. Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно

    сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго,

    и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними

    могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.

    2. Более сложные и менее интересные события человек может переживать

    десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.

    3. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного

    переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по

    памяти его основные моменты.

    4. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не

    осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что

    воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и

    уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.

    5. Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества,

    превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно

    воспроизведенных членов этого ряда после-однократного его предъявления

    уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в

    запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти.

    Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых

    для его запоминания повторений. Например, если после однократного

    запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в

    случае, когда исходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из

    них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторений. В случае, если

    количество слогов в исходном ряду будет равно 26, то понадобится примерно

    30 повторений для получения того

    же самого результата, а в случае ряда из 36 слогов – 55 повторений.

    6. Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию

    (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае,

    если число таких предварительных повторений не превышает их количества,

    необходимого для полного заучивания материала наизусть.

    7. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся

    его начало и конец («эффект края»).

    8. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства

    особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или

    составляют логически связанное целое.

    9. Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его

    запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного

    периода времени, например в течение нескольких часов или дней.

    10. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было

    выучено раньше.

    11. С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений,

    необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем

    отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа

    повторений.

    12. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого

    труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

    13. Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем

    привычные, часто встречающиеся.

    14. Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его

    памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем

    может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими

    впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их

    воздействием.

    Т. Рибо, анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий

    – временных потерь памяти, отмечает еще две закономерности:

    – память человека связана с его личностью, причем таким образом, что

    патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями

    памяти;

    – память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же

    закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и

    недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит

    наоборот, т. е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые

    воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.

    Обобщение этих и многих других фактов позволило вывести ряд законов

    памяти. Обратимся к основным из них. Установлено, что в запоминании,

    сохранении и воспроизведении материала участвуют различные операции по

    переработке, перекодированию его, в том числе такие мыслительные операции,

    как анализ, систематизация, обобщение, синтез и др. Они обеспечивают

    смысловую организацию материала, определяющую его запоминание и

    воспроизведение.

    При воспроизведении какого-либо текста с целью его запоминания в памяти

    запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие данный

    текст, сколько содержащиеся в нем мысли. Они же первыми приходят в голову

    тогда, когда возникает задача вспомнить данный текст.

    Установка на запоминание способствует ему, т. е. запоминание лучше

    происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую

    мнемическую задачу. Если данная установка рассчитана на запоминание и

    хранение информации в течение определенного срока, что бывает при

    использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают

    механизмы памяти.

    То, что в структуре деятельности занимает место ее цели, помнится лучше,

    чем то, что составляет средства осуществления данной деятельности.

    Следовательно, для того чтобы повысить продуктивность запоминания

    материала, нужно каким-то образом связать его с основной целью деятельности

    ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

    Обратимся теперь к вопросу о развитии памяти, т. е. о тех типичных

    изменениях, которые в ней происходят по мере социализации индивида. С

    раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким

    направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и

    замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем

    превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным

    использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических

    приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в

    детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

    В развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: ее

    совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере

    общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдельно взятого

    индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и

    культурным достижениям человечества.

    Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П.

    П. Блонский[4]. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды

    памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными

    ступенями ее исторического развития, и их, соответственно, можно считать

    филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к

    следующей последовательности видов памяти: двигательная, аффективная,

    образная и логическая. П. П. Блонский высказал и обосновал мысль о том, что

    в истории развития человечества эти виды памяти последовательно появлялись

    один за другим.

    В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также

    в определенной последовательности. Позже других складывается и начинает

    работать логическая память, или, как ее иногда называл П. П. Блонский,

    «память-рассказ». Она имеется уже у ребенка 3 – 4-летнего возраста в

    сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития

    лишь в подростковом и юношеском возрасте. Ее совершенствование и дальнейшее

    улучшение связаны с обучением человека основам наук.

    Начало образной памяти связывается со вторым годом жизни, и считается,

    что этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому

    возрасту. Ранее других, около 6 месяцев от роду, начинает проявлять себя

    аффективная память, а самая первая по времени – это моторная, или

    двигательная, память. В генетическом плане она предшествует всем остальным.

    Так считал П. П. Блонский.

    Однако многие данные, в частности факты, свидетельствующие о весьма

    ранней онтогенетической эмоциональной откликаемости младенца на обращение

    матери, говорят о том, что, по-видимому, раньше других начинает действовать

    аффективная, а не двигательная память. Вполне может быть, что они

    появляются и развиваются практически одновременно. Во всяком случае

    окончательного ответа на данный вопрос пока не получено.

    Заключение

    1. То, что мы можем выразить словами, обычно запоминается легче и лучше,

    чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. Если, кроме

    того, слова не просто выступают как вербальная замена воспринятого

    материала, а являются результатом его осмысления, т. е. если слово не

    название, а понятие, содержащее в себе связанную с предметом существенную

    мысль, то такое запоминание является наиболее продуктивным. Чем больше мы

    думаем, над материалом, чем активнее мы стараемся представить его зрительно

    и выразить словами, тем легче и прочнее он запоминается.

    Если предметом запоминания является текст, то наличие заранее продуманных

    и четко сформулированных к нему вопросов, ответы на крторые могут быть

    найдены в процессе чтения текста, способствует его лучшему запоминанию. В

    этом случае текст в памяти хранится дольше и точнее воспроизводится, чем

    тогда, когда вопросы к нему ставятся уже после его прочтения.

    3. Сохранение и припоминание как мнемические процессы имеют свои

    особенности. Многие случаи забывания, связанные с долговременной памятью,

    объясняются не столько тем, что воспроизводимый материал не был как следует

    запомнен, сколько тем, что при воспоминании к нему был затруднен доступ.

    Плохая память человека может быть больше связана с трудностями

    припоминания, чем запоминания как такового. Попытки что-либо вспомнить,

    извлечь это в нужный момент из долговременной памяти, где обычно хранится

    колоссальное количество информации, аналогичны поискам небольшой книги в

    огромной библиотеке или цитаты в собрании сочинений, насчитывающем десятки

    томов. Неудача в отыскании книги или цитаты в данном случае может оказаться

    связанной не с тем, что их вовсе нет в соответствующих хранилищах, а с тем,

    что мы, быть может, ищем их не там, где нужно, и не так, как требуется.

    Наиболее показательные примеры удачного припоминания дает нам гипноз. Под

    его влиянием человек неожиданно может припомнить давно забытые события

    далекого детства, впечатления о которых, казалось бы, навсегда утрачены.

    4. Если двум группам людей предложить запомнить одинаковый список слов,

    которые можно сгруппировать по смыслу, и если, кроме того, обе группы людей

    снабдить разными обобщающими словами-стимулами, с помощью которых можно

    облегчить припоминание, то окажется, что каждая из них в состоянии будет

    вспомнить больше именно тех слов, которые связаны с предложенными ей

    словами-стимулами.

    Чем богаче и разнообразнее стимулы-средства, которыми мы располагаем для

    запоминания, чем более просты и доступны они для нас в нужный момент

    времени, тем лучше произвольное припоминание. Два фактора, кроме того,

    повышают вероятность успешного припоминания: правильная организация

    запоминаемой информации и обеспечение при ее воспроизведении таких

    психологических условий, которые идентичны тем, в которых происходило

    запоминание соответствующего материала.

    5. Чем больше умственных усилий мы прилагаем к тому, чтобы организовать

    информацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она

    потом припоминается.

    Организация запоминаемого материала в подобного рода структуры

    способствует его лучшему воспроизведению потому, что значительно облегчает

    последующий поиск необходимой информации в «кладовых» долговременной

    памяти, а этот поиск требует системы продуманных, экономичных действий,

    наверняка ведущих к нужному результату. При предварительной структурной

    организации запоминаемого материала вместе с ним в долговременную память

    закладывается и сама схема, с помощью которой материал был организован. При

    его воспроизведении мы можем воспользоваться этой схемой как готовой. В

    противном случае ее бы пришлось создавать и конструировать заново, так как

    воспоминание также происходит по схемам.

    В настоящее время разработано и на практике используется немалое

    количество разнообразных систем и методов практического влияния на память

    человека с целью ее улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции

    внимания, другие предполагают совершенствование восприятия материала,

    третьи базируются на упражняемости воображения, четвертые – на развитии у

    человека способности осмысливать и структурировать запоминаемый материал,

    пятые – на приобретении и активном использовании в процессах запоминания и

    воспроизведения специальных мнемотехнических средств и приемов и действий.

    Все эти методы в конечном счете основаны на установленных в научных

    исследованиях и подтвержденных жизнью фактах связи памяти с другими

    психическими процессами человека и его практической деятельностью.

    6. Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его

    запоминание, то любые приемы, позволяющие управлять вниманием, могут

    оказаться полезными и для запоминания. На этом, в частности, базируется

    один из способов улучшения запоминания дошкольниками и младшими школьниками

    учебного материала, который стараются сделать таким, чтобы он вызывал к

    себе непроизвольный интерес со стороны учащихся, привлекал их внимание.

    7. На вспоминание материала влияют и связанные с ним эмоции, причем в

    зависимости от специфики ассоциированных с памятью эмоциональных

    переживаний это влияние может проявляться по-разному. О ситуациях,

    оставивших в нашей памяти яркий, эмоциональный след, мы думаем больше, чем

    об эмоционально нейтральных событиях. Связанные с ними впечатления мы лучше

    организуем в своей памяти, больше и чаще соотносим с другими. Положительные

    эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные

    препятствуют.

    8. Эмоциональные состояния, сопровождающие процесс запоминания, являются

    частью запечатленной в памяти ситуации; поэтому, когда они воспроизводятся,

    то по ассоциации с ними восстанавливается в представлениях и вся ситуация,

    припоминание облегчается. Опытным путем было доказано, что если в момент

    запоминания человек находится в приподнятом или подавленном настроении, то

    искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального

    состояния при припоминании улучшает память.

    9. На технике улучшения восприятия материала базируются различные приемы

    обучения так называемому «ускоренному» чтению. Человека здесь учат быстро

    обнаруживать в тексте наиболее важное и воспринимать главным образом это,

    сознательно пропуская все остальное. В немалой степени такому обучению, а

    следовательно, и совершенствованию запоминания могут помочь

    психолингвистические знания о смысловой структуре текстов.

    10. Показано, что воображением можно управлять. При наличии продуманных и

    систематических упражнений человеку становится легче представлять видимое в

    своем воображении. А так как способность что-либо зрительно представить

    положительно влияет на запоминание, то приемы, направленные на развитие

    воображения у детей, одновременно служат совершенствованию их образной

    памяти, а также ускорению процесса перевода информации из кратковременной и

    оперативной памяти в долговременную.

    11. Привычка к осмысленному восприятию материала также связана с

    улучшением памяти. Особенно большую пользу в совершенствовании памяти

    учащихся оказывают упражнения и задания по пониманию различных текстов,

    составлению к ним планов. Использование записей (например,

    стенографирование), составление схем различных объектов с целью их

    запоминания, создание определенной обстановки – все это примеры

    употребления различных мнемотехнических средств. Их выбор обусловлен

    индивидуальными особенностями и личностными возможностями человека. Лучше

    всего человеку опираться при совершенствовании памяти на то, что у него

    больше всего развито: зрение, слух, осязание, движения и т. п.

    Важным средством улучшения памяти, как показали исследования

    отечественных психологов, может стать формирование специальных мнемических

    действий, в результате освоения которых человек оказывается способным лучше

    запомнить предлагаемый ему материал за счет особой, сознательной

    организации самого процесса его познания с целью запоминания. Развитие

    подобных действий у ребенка, как показали специальные исследования,

    проходит через три основных этапа. На первом из них (младшие дошкольники)

    мнемические познавательные действия ребенка организуются у него взрослым

    человеком во всех существенных деталях. На втором этапе старшие дошкольники

    уже способны самостоятельно классифицировать, распределять предметы на

    основании общих признаков по группам, причем соответствующие действия

    выполняются еще во внешней развернутой форме. На третьем этапе (младшие

    школьники) наблюдается полное овладение структурой и выполнением

    познавательного мнемического действия в уме.

    Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго

    до нормального времени отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше

    отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями,

    которые обычно в течение дня накладываются друг на друга и тем самым мешают

    запоминанию, отвлекая наше внимание.

    Однако в связи с данной и другими рекомендациями по улучшению памяти, в

    том числе и теми, о которых речь шла выше, следует помнить, что любые

    приемы хороши лишь тогда, когда они подходят данному человеку, когда он сам

    их для себя выбрал, придумал или адаптировал, исходя из собственных вкусов

    и жизненного опыта.

    Эффективность запоминания иногда снижает интерференция, т. е. смешение

    одной информации с другой, одних схем припоминания с другими. Чаще всего

    интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания

    ассоциируются в памяти с одинаковыми событиями и их появление в сознании

    порождает одновременное припоминание конкурирующих (интерферирующих)

    событий. Интерференция нередко имеет место и тогда, когда вместо одного

    материала заучивается иной, особенно на стадии запоминания, где первый

    материал еще не забыт, а второй недостаточно хорошо усвоен, например когда

    запоминаются слова иностранного языка, одни из которых еще не отложились в

    долговременной памяти, а другие в это же время только начинают изучаться.

    Список использованной литературы:

    1. Лурия А. Р. Внимание и память. М., 1975.

    2. Маклаков А. Г. Общая психология. М., 2001.

    3. Немов Р. С. Психология. М., 1995.

    4. Общая психология. М., 1986.

    5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. I. – М.,1989.

    6. Блонский П. П. Память и мышление. М., 1979.

    -----------------------

    [1] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. I. – М.,1989. –

    с. 302.

    [2] Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти // Хрестоматия по общей

    психологии: Психология памяти. – М., 1979.

    [3] Там же.

    [4] Блонский П. П. Память и мышление. М., 1979. С. 118

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.