МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Память, ее виды и процессы

    то, что мы уже выучили. При повторении наученного материала его прочность и

    длительность сохранения возрастают многократно.

    Очень важно также правильно распределить повторение во времени. В

    психологии известны два способа повторения: концентрированное и

    распределенное. При первом способе материал заучивается в один прием,

    повторение следует одно за другим без перерыва. При распределенном

    повторении каждое чтение отделено от другого некоторым промежутком.

    Исследования показывают, что распределенное повторение рациональнее

    концентрированного. Оно экономит время и энергию, способствуя более

    прочному усвоению знаний.

    Очень близок к методу распределенного заучивания метод воспроизведения во

    время заучивания. Его суть состоит в попытках воспроизвести материал,

    который еще полностью не выучен. Например, выучить материал можно двумя

    способами:

    а) ограничиться только чтением и читать до тех пор, пока не возникнет

    уверенность, что он выучен;

    б) прочитать материал один-два раза, затем попытаться его произнести,

    после чего снова прочитать его несколько раз и вновь попытаться

    воспроизвести и т.д.

    Эксперименты показывают, что второй вариант намного продуктивнее и

    целесообразнее. Заучивание идет быстрее, а сохранение становится более

    прочным.

    Успех запоминания во многом зависит от уровня самоконтроля. Проявлением

    самоконтроля являются попытки воспроизвести материал при его заучивании.

    Такие попытки помогают установить, что мы запомнили, какие ошибки допустили

    при воспроизведении и на что следует обратить внимание в последующем

    чтении. Кроме того, продуктивность запоминания зависит и от характера

    материала. Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного, а

    логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные

    предложения.

    Сохранение

    Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения

    материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины

    понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение

    зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не

    забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания

    забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя

    откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока материал не

    забыт.

    Иногда при сохранении наблюдается явление реминисценции. Суть ее в том,

    что воспроизведение, отсроченное на 2—3 дня, оказывается лучше, чем

    непосредственно после заучивания. Реминисценция проявляется особенно ярко,

    если первоначальное воспроизведение не было достаточно осмысленным. С

    физиологической точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после

    заучивания, по закону отрицательной индукции, наступает торможение, а затем

    оно снимается. Установлено, что сохранение может быть динамическим и

    статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а

    статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал

    изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается

    реконструкции и определенной переработке.

    Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит

    подкреплением и предохраняет от забывания, т. е. от угасания временных

    связей в коре головного мозга. Повторение должно быть разнообразным,

    проводиться в разных формах: в процессе повторения факты необходимо

    сравнивать, сопоставлять, их надо приводить в систему. При однообразном

    повторении отсутствует мыслительная активность, снижается интерес к

    заучиванию, а поэтому и не создается условий для прочного сохранения. Еще

    большее значение для сохранения имеет применение знаний. Когда знания

    применяются, они запоминаются непроизвольно.

    Воспроизведение и узнавание

    Воспроизведение и узнавание— процессы восстановления прежде воспринятого.

    Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при

    повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение

    же — в отсутствие объекта.

    Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное

    — это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы

    всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное

    воспроизведение — целенаправленный процесс восстановления в сознании

    прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное

    воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий. Сознательное

    воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее

    волевых усилий, называется припоминанием.

    Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении.

    Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании

    и сохранении мы можем только по воспроизведению. Воспроизведение — не

    простое механическое повторение запечатленного. Происходит реконструкция,

    т. е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения,

    выделяется главное, вставляется дополнительный материал, известный из

    других источников.

    Успешность воспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые

    были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при

    воспроизведении.

    Физиологическая основа узнавания и воспроизведения — оживление следов

    прежних возбуждений в коре головного мозга. При узнавании оживляется след

    возбуждения, который был проторен при запоминании.

    Формы воспроизведения:

    > узнавание — проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии

    объекта;

    > воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;

    > припоминание, представляющее собой наиболее активную форму

    воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от

    степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП

    информации;

    > реминисценция — отсроченное воспроизведение ранее воспринятого,

    казавшегося забытым;

    > эйдетизм — зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми

    деталями воспринятого.

    Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятии и

    означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором

    сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление

    памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).

    Процессы узнавания отличаются друг от друга степенью определенности.

    Наименее определенно узнавание в тех случаях, когда мы испытываем только

    чувство знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта

    не можем. Подобные случаи характеризуются неопределенностью узнавания.

    Между определенным и неопределенным узнаванием есть много общего. Оба этих

    варианта узнавания развертываются постепенно, и поэтому они часто близки к

    припоминанию, а следовательно, являются сложным мыслительным и волевым

    процессом.

    Забывание и борьба с ним

    Забывание — естественный процесс. Многое из того, что закреплено в

    памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с

    забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное,

    полезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не

    повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека

    существенным. Детали забываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти

    общие положения, выводы.

    Забывание проявляется в двух основных формах:

    а) невозможность припомнить или узнать;

    б) неверное припоминание или узнавание.

    Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные

    степени воспроизведения и узнавания. Некоторые исследователи называют их

    «уровнями памяти». Принято выделять три таких уровня:

    1) воспроизводящая память;

    2) опознающая память;

    3) облегчающая память.

    Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала

    происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет

    медленнее.

    Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.

    При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится,

    но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда

    человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда

    только узнает, но не может воспроизвести.

    Длительное (полное или частичное) забывание характеризуется тем, что

    человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить

    что-либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не может

    воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время

    все же воспроизводит его.

    Забывание может быть обусловлено различными факторами. Первый и самый

    очевидный из них — время. Менее часа требуется, чтобы забыть половину

    механически заученного материала.

    Для уменьшения забывания необходимо:

    1) понимание, осмысление информации

    2) повторение информации

    Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности,

    непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее.

    Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило

    название проактивного торможения. Отрицательное влияние следующей за

    запоминанием деятельности называют ретроактивное торможение, оно особенно

    ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется

    сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных

    усилий.

    Можно предположить очевидную зависимость: чем больше время нахождения

    информации в психике, тем глубже забывание. Но для психики характерны

    парадоксальные явления: пожилые люди легко вспоминают о давно прошедшем, но

    столь же легко забывают только что услышанное. Этот феномен называется

    «законом Рибо», законом обратного хода памяти.

    Важным фактором забывания обычно считают степень активности использования

    имеющейся информации. Забывается то, в чем нет постоянной потребности или

    необходимости. Это справедливо более всего по отношению к семантической

    памяти на информацию, полученную в зрелом возрасте.

    Забывание может быть обусловлено работой защитных механизмов нашей

    психики, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас

    впечатления, где они затем более или менее надежно удерживаются.

    Следовательно, «забывается» то, что нарушает психологическое равновесие,

    вызывает постоянное негативное напряжение («мотивированное забывание»).

    Другими формами забывания являются ошибочное припоминание и ошибочное

    узнавание. Общеизвестно, что воспринятое нами с течением времени теряет в

    воспоминании свою яркость и отчетливость, становится бледным и неясным.

    Однако изменения воспринятого ранее материала могут носить и другой

    характер, когда забывание выражается не в потере ясности и отчетливости, а

    в существенном несоответствии припомненного действительно воспринятому.

    Основными существенными причинами забывания, выходящего за рамки

    среднестатистических значений, являются различные болезни нервной системы,

    а также сильные психические и физические травмы. В этих случаях иногда

    наступает явление, называемое ретроградной амнезией. Она характеризуется

    тем, что забывание охватывает собой период, предшествующий событию,

    послужившему причиной амнезии. С течением времени этот период может

    уменьшиться, и даже более того, забытые события могут полностью

    восстановиться в памяти.

    Забывание также наступает быстрее при умственном или физическом

    утомлении. Причиной забывания может быть и действие посторонних

    раздражителей, мешающих сосредоточиться на нужном материале, например

    раздражающих звуков или находящихся в поле нашего зрения предметов.

    Память и личность

    В ходе жизни и деятельности, в зависимости от особенности нервной

    системы, у человека складываются индивидуальные и типологические

    особенности памяти.

    Индивидуальные особенности памяти

    Во-первых, индивидуальные особенности памяти связаны с особенностями

    личности. Даже люди с хорошей памятью запоминают не вес, а люди с плохой

    памятью не все забывают. Это объясняется тем, что память носит

    избирательный характер. То, что соответствует интересам и потребностям

    человека, запоминается быстро и прочно. Во-вторых, индивидуальные различия

    обнаруживаются в качествах памяти. Можно характеризовать память человека в

    зависимости от того, насколько развиты у него отдельные процессы памяти. Мы

    говорим, что у человека хорошая память, если он отличается:

    1) быстротой запоминания,

    2) прочностью сохранения,

    3) точностью воспроизведения

    4) так называемой готовностью памяти.

    Но память может быть хорошей в одном отношении и плохой — в другом.

    Отдельные качества памяти могут сочетаться по-разному.

    1. Наилучшим является сочетание быстрого запоминания с медленным

    забыванием.

    2. Медленное запоминание сочетается с медленным забыванием.

    3. Быстрое запоминание сочетается с быстрым забыванием.

    4. Наиболее низкой продуктивностью отличается память, характеризующаяся

    медленным запоминанием и быстрым забыванием.

    Типологические особенности памяти

    С особенностями личности, с особенностями деятельности человека связано

    преимущественное формирование одного из видов памяти. Так, у артистов

    хорошо развита эмоциональная память, у композиторов — слуховая, у

    художников — зрительная память, у философов — словесно-логическая.

    Преимущественное развитие образной или словесной памяти находится в связи с

    соотношением первой и второй сигнальных систем, с типологическими

    особенностями высшей нервной деятельности. Художественный тип отличается

    преимущественным развитием образной памяти, мыслительный тип —

    преобладанием словесной памяти. Развитие памяти зависит также от

    профессиональной деятельности человека, так как в деятельности психика не

    только проявляется, но и формируется: композитор или пианист лучше всего

    запоминает мелодии, художник — цвет предметов, математик — типы задач,

    спортсмен — движения.

    Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал,— зрительно,

    на слух или пользуясь движением. Некоторые люди, для того чтобы запомнить,

    нуждаются в зрительном восприятии того, что они запоминают. Это люди так

    называемого зрительного типа памяти. Другим для запоминания нужны слуховые

    образы. Данная категория людей обладает слуховым типом памяти. Кроме того,

    существуют люди, которые, для того чтобы запомнить, нуждаются в движениях и

    особенно в речевых движениях. Это люди, обладающие двигательным типом

    памяти (в частности, рече-двигательным).

    Необходимо обратить внимание на то, что типы памяти следует отличать от

    видов памяти. Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем. А так как

    любой человек запоминает все: и движения, и образы, и чувства, и мысли, —

    то разные виды памяти присущи всем людям и не составляют их индивидуальной

    особенности. В то же время тип памяти характеризует то, как мы

    запоминаем: зрительно, на слух или двигательно. Поэтому тип памяти

    представляет собой индивидуальную особенность данного человека. У всех

    людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо

    определенный тип памяти.

    Принадлежность к тому или иному типу в значительной мере определяется

    практикой заучивания, т. е. тем, что именно приходится запоминать данному

    человеку и как он приучается запоминать. Поэтому память определенного типа

    может быть развита с помощью соответствующих упражнений.

    Само по себе развитие памяти не происходит. Для этого необходима целая

    система воспитания памяти. Воспитанию положительных свойств памяти в

    значительной степени содействует рационализация умственной и практической

    работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль,

    использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с

    практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться

    от неэффективных приемов работы и заимствовать у других людей эффективные

    приемы. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со

    специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации. Степень

    активности указанных механизмов у разных людей различна. Защитой мозга от

    ненужной информации объясняется, в частности, явление гипнопедии, т. е.

    обучение во сне. В состоянии сна некоторые механизмы, защищающие мозг от

    избыточной информации, выключаются, поэтому запоминание происходит быстрее.

    Расстройства памяти

    Память — одна из самых уязвимых способностей человека, ее многообразные

    нарушения весьма распространены. Индивидуальные параметры человеческой

    памяти отличаются очень большим диапазоном, поэтому понятие «нормальная

    память» достаточно расплывчато. Например, ваши воспоминания вдруг

    становятся живее и резче, детальнее обычного, в них воспроизводятся самые

    мелкие подробности, вы и не подозревали, что все это «помните». В этом

    случае говорят о гиперфункции памяти, которая связана обычно с сильным

    возбуждением, лихорадочным волнением, приемом некоторых наркотиков или

    гипнотическим воздействием.

    Нарушение эмоционального равновесия, чувства неуверенности и тревожности

    задают тематическую направленность гиперфункции памяти, которая принимает в

    этих случаях форму навязчивых воспоминаний. Мы непреодолимо вспоминаем свои

    крайне неприятные или позорные поступки.

    Гораздо чаще встречается ослабление функций памяти, частичная утрата

    способности сохранять или воспроизводить имеющуюся информацию. К самым

    ранним проявлениям ухудшения памяти относится ослабление избирательной

    репродукции, затруднения в воспроизводстве необходимого в данный момент

    материала.

    При амнезии вначале утрачиваются способности запоминать новую информацию,

    а затем последовательно сокращаются информационные запасы памяти. В первую

    очередь забывается то, что было усвоено совсем недавно, т. е. новые данные

    и новые ассоциации, затем утрачиваются воспоминания о последних годах

    жизни. Зафиксированные в памяти события детства, юности сохраняются гораздо

    дольше.

    Нарушение непосредственной памяти, или «корсаковский синдром»,

    проявляется в том, что нарушена память на текущие события, человек

    забывает, что он только что сделал, сказал, увидел, поэтому накопление

    нового опыта и знаний становится невозможным, хотя прежние знания могут

    сохраняться.

    Выделяют также нарушения опосредованной памяти, когда опосредованные

    способы запоминания, например рисунки, символы, связанные с некоей

    информацией, не помогают, а затрудняют работу памяти, т. е. подсказка не

    помогают в этом случае, а мешают.

    Если при полноценном функционировании памяти наблюдается «эффект

    Зейгарник», т. е. незавершенные действия запоминаются лучше, то при многих

    нарушениях памяти происходит и нарушение мотивационных компонентов памяти,

    т. е. незавершенные действия забываются.

    Интересны факты обманов памяти, имеющих обычно форму крайне односторонней

    избирательности воспоминаний, ложных воспоминаний и искажений памяти.

    Обусловлены они обычно сильными желаниями, неудовлетворенными потребностями

    и влечениями. Искажения памяти часто связаны с ослаблением способности

    различать свое и чужое, то, что человек переживал и действительности, и то,

    о чем он слышал или читал. При многократном повторении таких воспоминаний

    происходит их полная персонификация, т. е. человек совершенно естественно и

    органично считает своими чужие мысли, идеи, которые он иногда сам и

    отвергал, вспоминает о деталях событий, в которых никогда не участвовал.

    Это показывает, насколько память тесно связана с воображением, фантазией и

    с тем, что иногда называют психологической реальностью.

    Оказалось, что большую роль в закреплении информации играют те же

    подкорковые области, которые ответственны за аффективную и мотивационную

    активацию психики.

    Заключение

    Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому

    уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою

    очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем

    приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание,

    впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который

    может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих

    условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под

    памятью мы понимаем запечатанные, сохранение, последующее узнавание и

    воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в

    состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память

    занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими

    исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс,

    обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все

    познавательные процессы в единое целое.

    Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление

    воспринимались в прошлом, называется узнаванием.

    Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем

    знании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но

    воспринимали его раньше. Этот процесс — процесс воссоздания образа

    предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный

    момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только

    воспринимаемые в прошлом предметы, по и наши мысли, переживания, желания,

    фантазии и т. д.

    Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является

    запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его

    последующее сохранение.

    Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из

    нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима

    человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии

    использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед

    психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением

    процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы

    физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому

    запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить

    объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы,

    на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти

    следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки

    времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти,

    находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на

    протекание познавательных процессов человека.

    Список использованной литературы

    1. Крутецкий В. А. Психология. – М.: Просвещение, 1986.

    2. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001.

    3. Общая психология. Под редакцией В. В. Богословского. – М.: Просвещение,

    1973.

    4. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.