МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Память с точки зрения психологии и её совершенствование

    Память с точки зрения психологии и её совершенствование

    Введение.

    Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают её

    от других. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в

    основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и

    практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология

    знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений,

    образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения,

    интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого.

    Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих

    себя и косвенно наблюдать у других людей.

    Психология - это наука о закономерностях возникновения, проявлении и

    развития психической деятельности и сознания человека.

    Уяснение природы психического определяет теоретические задачи

    психологии, специфику психологического познания. Анализ любого психического

    явления показывает, что осознание - а значит, всякое, даже, наивное

    познание - психических явлений всегда предполагает раскрытие тех предметных

    связей, посредством которых психические переживания впервые выделяются из

    мистической туманности чистой непосредственности, лишённой всякой

    определённости и членораздельности, и определяются как объективные

    психологические факты.

    Не всё то, что человек переживает, он адекватно осознаёт, потому что не

    все отношения, выражающееся в переживании и определяющие его, сами

    адекватно даны в сознании как отношения. Именно поэтому встаёт задача -

    отличного от простого переживания - познания психического посредством

    раскрытия тех объективных связей, которыми оно объективно определяется. Это

    главная задача психологии. Психологическое познание - это опосредованное

    познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей

    и опосредований.

    Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал,

    хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить

    информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения (т.е.

    накопления информации), а попытки объяснения памяти всегда совпадали с

    известными на данном историческом отрезке методами хранения информации.

    Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом

    записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает

    в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или

    воске.

    Наличие у человека представлений говорит о том, что наши восприятия

    оставляют в коре мозга какие - то следы, которые сохраняются некоторое

    время. То же надо сказать и наших мыслях и чувствах. Запоминание,

    сохранение и последующее воспроизведение или узнавание того, что было в

    нашем прошлом опыте, называется памятью.

    Иными словами память можно определить как способность к получению,

    хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты,

    врождённые и приобретённые механизмы поведения есть не что иное, как

    запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе

    индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его

    воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не могли бы

    адаптироваться к текущим, быстро меняющемся событиям жизни. Не помня о том,

    что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так

    как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы

    безвозвратно утрачивалось.

    В этой курсовой работе будет подробно рассмотрено явление памяти как

    психического процесса, её механизмов, её виды,

    1. Память с точки зрения психологии.

    1.1. Понятие о мнемических процессах.

    Наряду с другими познавательными процессами, перцептивными и

    интеллектуальными, выделяются процессы мнемические[1]. Мнемические процессы

    выступают в качестве компонентов познавательной активности человека и

    неразрывно связаны с его интеллектуальной деятельностью и перцептивными

    процессами. Образы памяти именуются представлениями.

    Что же такое память? Память - процесс сохранения прошлого опыта,

    делающий возможным его повторное использование в деятельности и возвращение

    в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и

    будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе

    развития и обучения. Возобновляющиеся образы отдельных предметов и

    процессов, воспринятых в прошлом, усвоенные раннее движения и действия,

    пережитые прежде чувства и желания, наконец, возникшие когда-то мысли

    составляют прошлый опыт человека, содержание того, что помнится.

    Начало экспериментальных исследований мнемических процессов относится

    к концу XIX века. Среди первых психологов, обратившихся к этой проблеме,

    был немецкий ученый Г.Эббингауз. Исследования процессов памяти он

    осуществлял при обращении к запоминанию бессмысленных словосочетаний.

    Полученные результаты дали ему возможность вывести целый ряд законов

    запоминания, которые сами по себе представляли определенный интерес, однако

    были применимы исключительно к материалу, который не имел логической

    организации.

    В дальнейшем необходимые поправки в те закономерности, которые были

    выявлены Эббингаузом, внесли другие исследователи. Так, в частности, еще в

    начале XX века представители гештальт-психологии обратили внимание на

    организацию материала, подлежащего запоминанию, и получили данные, в

    значительной степени расходящиеся с теми, что содержались в исследованиях

    Эббингауза. В психоаналитических учениях процесс забывания как один из

    важнейших компонентов мнемической активности человека объяснялся

    стремлением вытеснить из сферы сознания то, что травмирует личность,

    вызывает у нее неприятные воспоминания, в конечном счете оказывает

    негативное воздействие на эмоциональное состояние субъекта. Это породило

    целый ряд экспериментальных данных, которые в настоящее время обсуждаются,

    хотя и не во всем принимаются современной психологией. Французский психолог

    Жане подчеркивал роль социокультурных факторов при характеристике высших

    форм развития мнемической активности.

    Мнемоника (иногда мнемотехника) - это совокупность искусственных

    приемов, способствующих запоминанию. История мнемотехники уходит в глубокую

    древность. Ее возникновение связано с первыми наивными психологическими

    представлениями греков. Греческая мифология знала титанку Мнемозину, мать

    девяти муз, и почитала ее как богиню памяти, воспоминаний. Особенное

    развитие мнемоника приобрела в XIX веке в связи с тем, что она получила

    теоретическое обоснование в законах ассоциаций. Всякий мнемотехнический

    прием сводится к искусственному связыванию, ассоциированию запоминаемого

    представления с теми, которые уже успели прочно закрепиться в сознании. И в

    этой заведомой исключительности основное отличие мнемоники от того, как

    протекает запоминание в обычных жизненных условиях.

    В российской психологии сложилось традиционное представление о

    развитии памяти, связанное с обращением к теории деятельности. Так, было

    разработано представление о памяти как о действии в собственном смысле

    слова, имеющем сознательную цель и опирающемся на использование общественно

    выработанных знаковых средств. В ходе онтогенетического развития происходит

    смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале

    осмысленных семантических связей. Различные виды памяти: моторная,

    эмоциональная, образная, словесно-логическая - иногда рассматривались как

    этапы такого развития.

    Новый материал к пониманию процессов памяти предоставили исследования

    ряда психических функций, за которые несут ответственность те или иные зоны

    полушарий мозга. Так, нарушения логических процессов, в частности

    логическое запоминание и сохранение смысловых связей, оказались связанными

    с функционированием левого полушария, в то время как образная память явно

    была обусловлена работой правого полушария головного мозга.

    1.2. Процессы памяти.

    Основными процессами памяти являются запоминание, воспроизведение и

    узнавание.

    Возбуждения, идущие в мозг от внешних и внутренних раздражителей,

    оставляют «следы» в нём, которые могут сохраняться долгие годы (иногда всю

    жизнь). В коре полушарий как бы проторяются пути для возбуждений,

    вследствие чего нервные связи в дальнейшем возникают легче и быстрее. Связи

    сохраняются и оживают, если возбуждения повторяются, или угасают, если

    возбуждения не повторяются. В последнем случае усвоенное забывается.

    Образование и сохранение временных связей и составляет физиологическую

    основу памяти.

    О том, что внешние впечатления оставляют в коре мозга человека какие-то

    «следы», говорят современные опыты, проводимые нейрохирургами. При

    раздражении отдельных участков мозга электрическим током у больного иногда

    возникали воспоминания о событиях, в которых он участвовал.

    Быстрота образования в коре полушарий связей, сохранение их зависит от

    способности мозга реагировать на раздражения и сохранять «следы» прежних

    возбуждений. Наряду с природными качествами нервной системы здесь большую

    роль играет характер деятельности человека, его упражнения, тренировки.

    Активная умственная работа, наличие большого количества связей в коре мозга

    способствует тому, что новые ассоциации возникают легче. Этим объясняется,

    что специалисты, хорошо знающие какую-либо область знаний, легко и прочно

    усваивают новые сведения в данной научной отрасли. Школьник тоже лучше

    запоминает новый учебный материал, если он хорошо знает то, что уже

    пройдено.

    Запоминание и забывание.

    Запоминание - обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание

    материала в памяти. Различаются дна вида запоминания: произвольное и

    непроизвольное.

    Запоминание - важнейшее условие последующего восстановления

    приобретенных знании. Успешность запоминания определяется в первую очередь

    возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей.

    Именно в зависимости от места процесса запоминания в структуре деятельности

    и различаются указанные выше виды.

    В случае непроизвольного запоминания человек не ставит перед собой

    задачу запомнить тот или иной материал. Связанные с памятью процессы

    выполняют здесь операции, обслуживающие другие действия. В результате

    запоминание носит относительно непосредственный характер и осуществляется

    без специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и

    сознательного применения каких-либо мнемических приемов. Вместе с тем

    зависимость запоминания от цели и мотивов деятельности сохраняется и в этом

    случае.

    Как показали исследования, непроизвольное запоминание оказывается

    значительно более успешным, когда запоминаемый материал входит в содержание

    и определяется целями выполняемого действия. Важную роль играет м специфика

    решаемой задачи. Ориентировка на смысловые связи ведет к более глубокой

    обработке материала и более продолжительному непроизвольному запоминанию.

    Произвольное запоминание является специальным действием, конкретная

    задача которого - запомнить точно на максимально продолжительный срок с

    целью последующего воспроизведения или просто узнавания. Она определяет

    выбор способов и средств восприятия и тем самым влияет на результаты

    запоминания. Важное условие успешности произвольного запоминания -

    установка на продолжительность сохранения в памяти того, что должно быть

    усвоено и сохранено. Так, экспериментально выяснилось, что если предложить

    испытуемым запомнить материал с тем, чтобы воспроизвести его на другой

    день, а другим испытуемым предложить тот же самый материал, но предупредить

    их, что понадобится отвечать по содержанию того, что подлежит усвоению,

    через месяц, различие на результативности запоминания будет весьма и весьма

    заметным.

    Итак, если провести проверку того, что осталось и памяти, не на другой

    день и не через месяц, а через две педели, то испытуемые, которые

    собирались отвечать но заданному материалу на другой день, в несколько раз

    хуже воспроизведут его по сравнению с теми, кто собирался воспроизвести его

    через месяц. Установка на длительность запоминания оказала решающее

    значение в данных обстоятельствах. Типичным для этого вида запоминания

    является сложное опосредствованное строение.

    В число обычно используемых способов произвольного запоминания входят

    составление предварительного плана, выделение смысловых опорных пунктов и

    пространственная группировка материала в форме наглядного зрительного

    образа, соотнесение его с уже имеющимися знаниями. При прочих равных

    условиях произвольное запоминание продуктивнее непроизвольного. Оно

    обеспечивает большую сознательность усвоения новых знаний и управляемость

    этим процессом.

    Важную роль среди механизмов запоминания играет повторение. Продлевая

    эффективную длительность воздействия информации, оно служит средством

    развития высших социализированных форм памяти, прежде всего именно

    произвольного запоминания. Вместе с тем исследования показывают, что

    повторение не является единственным условием, необходимым для

    долговременного запоминания. Жизненно важные материалы и сведения, несущие

    для индивида большую смысловую нагрузку, запоминаются «сами собой».

    Забывание - процесс, характеризующийся постепенным уменьшением

    возможности припоминания и воспроизведения того, что только что паи раннее

    запомнилось. Психическим процессом, противоположном забыванию, является

    сохранение в памяти всего, что было достоянием прошлого опыта человека.

    Разумеется, не вес, чего человек запоминает, сохраняется в его памяти.

    Очень многое исчезает бесследно, а что-то, хотя и сохраняется, но не

    выступает в его сознании в том виде, в каком оно запечатлелось

    Сохранение в памяти и забывание при всей их противоположности -

    процессы в равной мере важные для нормального функционирования человека,

    для организации его поведения и деятельности. В каком-то отношении можно

    забывание рассматривать даже как процесс благотворный. В мозгу идет

    постоянный отбор ценного и нужного - того, что поит ном-нить, и того, что

    следовало бы забыть. Поэтому забывание, как и запоминание, процесс

    избирательный, имеющий свои закономерности и особенности.

    Сохранение в памяти прошлого оказывается теги > связанным с чувствами.

    Сильные переживания способствует прочности и точности запоминания и

    сохранения. То, ч^1 волновало, помнится много лучше того, что оставило

    безразличным. Однако эта зависимость не имеет абсолютного характера.

    Экспериментально выявлено, что чрезмерно сильное потрясение, бурные эмоции

    способны не столько обеспечить сохранение того, что присутствовало в

    восприятии, сколько препятствовать ему. Безразличие к происходящему ведет к

    забыванию того, что произошло.

    Нельзя понимать сохранение буквально, как простое хранение в

    «кладовой» памяти того, что запомнилось. Сохраненные связи перестраиваются,

    обобщаются, » чем-то обогащаются пли обедняются. Они видоизменяются под

    влиянием последующей деятельности человека.

    Далеко не все, что запоминается, сохраняется в дальнейшем. То, что

    потеряло жизненное значение, т.е. какое-то отношение к естественным и

    культурным потребностям человека, существенным условиям его деятельности,

    иногда бесследно исчезает, иногда же сохраняется в отрывочной, зачастую

    искаженной форме. Громадная часть впечатлений, выполнив свою роль при

    ориентировке в окружающей среде, забывается. Человеку нет никакой

    надобности помнить всех людей, которых пришлось видеть в течение жизни, или

    все подробности прочитанных книг. Следы памяти у одного и того же человека

    могут сохраняться, с одной стороны, на протяжении 50-60 лет и более почти

    без изменений, а с другой - тормозятся уже через несколько дней, часов, а

    иногда минут даже тогда, когда хочется их сохранить. Так, старик, помнящий

    слова и мотив песни, услышанной в далеком детстве, забывает порой о том,

    как назвали его новорожденную внучку. Происходит это по той причине, что

    сохранение и укрепление следов памяти зависит от функциональной активности

    коры больших полушарий, т.е. от степени возбудимости и, так сказать,

    работоспособности ее нервных клеток, которые значительно снижаются к

    старости.

    3. Механизм памяти.

    Поступающая от органов ощущений информация обрабатывается сенсорной

    памятью, которая обеспечивает удержание этой информации в течение очень

    короткого времени (обычно меньше одной секунды). В соответствии с видом

    стимула сенсорная память может быть иконической (связанной со зрением),

    эхоической (связанной со слухом) и пр. Психологи полагают, что в сенсорной

    памяти удерживаются физические признаки информации: иными словами, на этом

    этапе происходит различение — мы «запоминаем» глазами или, скажем, носом.

    Процесс забывания начинается сразу же после поступления информации.

    Исследования показывают, что если испытуемому в течение 50 миллисекунд

    предъявить 16 букв, а затем попросить назвать эти буквы, то сразу после

    предъявления он вспоминает около 70% увиденного.

    Через 150 миллисекунд объем запомненной информации равен 25–35%, а

    через 250 миллисекунд уже вся информация из сенсорной памяти теряется.

    Но если информация сохранилась (на нее обратили внимание), то она

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.