МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Педагогическая психология

    отличать «квазиодиночество» - чувство, возникающее у многих подростков.

    Оно носит, как правило, ситуативный характер и связано с переживанием

    собственной непохожести на других. С утверждением себя, своей позиции среди

    сверстников часто бывает связано также принимающее достаточно уродливые, а

    временами и опасные формы стремление любой ценой утвердить свое лидирующее

    положение. Утверждению себя в глазах сверстников может служить и

    подростковая ложь, в частности, приукрашивание своей жизни. Особую роль в

    общении со сверстниками, прежде всего сверстниками противоположного пола,

    играет «телефонное» общение, наиболее распространенное у школьников 13-

    14лет. Общение по телефону часто смягчает многие проблемы и обеспечивает

    подростку определенную защиту: дает возможность не думать о том, как он

    выглядит, куда девать руки - сфера самоконтроля резко сужается - он может

    сосредоточиться на там, что и как он говорит. Отрочество сензитивно для

    развития средств общения. Средства общения - это вербальные и невербальные

    коммуникативные навыки и умения, обеспечивающие контакт с партнером или с

    группой людей, определяющие процесс и уровень понимания другого человека,

    самораскрытия и получения удовлетворения от общения. Важно отметить, что

    «проведение» определенных принципов в жизнь для подростка- это чаще всего

    не какие-то конкретные дела, а словесное провозглашение и утверждение этих

    принципов. Задача психолога - объяснять педагогам, родителям причины

    подобного поведения и его значение для развития личности. Важно показать

    взрослым, что решение «ценностных» конфликтов не в том, чтобы пассивно

    соглашаться с подростком, а в том, чтобы выражать и аргументированно

    отстаивать собственную позицию. Именно подобное спокойное,

    доброжелательное противодействие оказывается наиболее значимым для

    подростка. В еще более яркой форме требования равенства прав и «права на

    родителей» проявляются в ревности детей к заботам взрослых о самих себе к

    покупкам каких-то вещей, развлечениям, друзьям и т. п., эгоизм подростка

    достаточно часто является содержанием запроса к психологу. Подобные

    требования ко взрослому со стороны подростка, желание, чтобы тот в первую

    очередь был родителем, всецело поглощенным своим ребенком, часто являются

    источником конфликтов между подростками и родителями. В работе с такими

    случаями полезно и родителям, и подросткам раскрывать источник этих

    требований. Кроме того, важно обсуждать с подростками проблему прав и

    обязанностей каждого человека, в том числе и родителей, по отношению к

    самому себе. В сложностях взаимоотношений со взрослыми, переживании

    подростком невозможности что-либо объяснить им нередко кроются причины

    подростковой лжи. Она связана с тем, что сам подросток еще достаточно

    плохо осознает реальные мотивы своего поведения.

    При снисходительном отношении взрослых к поступкам детей, к невыполнению

    ими требований, преобладании покровительственной, опекающей позиции

    взрослого, боязни проявления ими стремления к самостоятельности и

    ограничении такого стремления у подростков могут выработаться две внешне

    противоположные позиции. Для них может быть характерен либо демонстративный

    «отказ от взрослости», подчеркивание в себе детских черт, либо «голое»

    стремление утвердить свою самостоятельность в глазах взрослых.

    Психологу важно не просто обратить внимание на эти особенности окружающих

    подростка взрослых, но помогать педагогам обеспечить предъявление и

    реализацию необходимых требований в ходе учебной и внеучебной работы:

    постановки отметок, требований к детям со стороны учителей.

    №5

    Коммуникативные навыки и их характер.

    Одним из важных качеств педагога является умение организовывать

    длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение обычно

    связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение

    профессионально-педагогическим общением -- важнейшее требование к личности

    педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений.

    Прежде всего заметим, что коммуникативные способности, проявляющиеся в

    педагогическом общении, - это способности к общению, специфическим образом

    выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением

    и воспитанием детей. Из этого можно сделать по меньшей мере два полезных

    вывода:

    1, Разговор о способностях к педагогическому общению не может вестись

    независимо от обсуждения общих коммуникативных способностей, проявляемых

    во всех сферах человеческого общения.

    2. Когда речь идет о способностях к педагогическому общению, та)

    ограничиваться разговорами об общих коммуникативных способностях нельзя,

    Во-первых, далеко не все коммуникативные способности человека проявляют

    себя одинаковым образом и в одинаковой мере необходимы педагогу. Во-вторых,

    есть ряд специальных коммуникативных умений и навыков, которыми должен

    владеть педагог и которые не являются необходимыми для людей других

    профессий. В частности, познание человеком других людей» познание самого

    себя, правильное восприятие и оценивание ситуаций общения, умение вести

    себя по отношению к людям, действия» предпринимаемые человеком в отношении

    самого себя.

    Познание человека человекам включает общую оценку человека как личности,

    которая обычно складывается на основе первого впечатления о нем, оценку

    отдельных черт его личности, мотивов и намерений, оценку связи внешне

    наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение «читать» позы,

    жесты, мимику, пантомимику.

    Познание человеком самого себя предполагает оценку своих знаний» оценку

    своих способностей» оценку своего характера и других черт личности, оценку

    того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих

    его людей.

    Умение правильна оценить ситуацию общения - это способность наблюдать за

    обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них

    внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический

    смысл возникшей ситуации.

    Невербальные формы педагогического общения. Связанные с этим

    коммуникативные способности включают: умение вступать в контакт с

    незнакомыми людьми; умение предупреждать возникновение и своевременно

    разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения, умение вести себя так,

    чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком; умение вести

    себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и

    чувства, умение извлекать из общения максимум пользы для себя.

    Коммуникативные способности педагога поддаются развитию. Хорошие

    результаты в их формировании дает социально-психологический тренинг.

    № 10

    Подкрепление и наказание.

    Особой сферой проявления способности к педагогическому общению является

    применение педагогом подкреплений и наказаний. Они стимулируют успехи

    ученика, особенно тогда, когда подкрепления и наказания заслуженны и

    справедливы. От педагогической оправданности подкреплений и наказаний

    зависит их стимулирующая роль. Приведем в этой связи развернутые

    характеристики эффективных и неэффективных с педагогической точки зрения

    подкреплений.

    Эффективное подкрепление:

    1. Осуществляется систематически.

    2. Сопровождается объяснением учителя того, что именно в действиях ученика

    заслуживает поощрения.

    3. Связано с личной заинтересованностью учителя в успехах ученика.

    4. Соотносится с достижением учеником определенных результатов.

    5. Предполагает информирование учащегося о значимости достигнутых им

    результатов;

    6. Развивает у учащегося умение организовывать свою работу с расчетом на

    достижение хороших результатов;

    7. Сравнивает прошлые и настоящие достижения учащегося;

    8. Соразмерно затраченным учеником усилиям;

    9. Сопоставляет достигнутое учащимся с приложенными с его стороны усилиями,

    показывая, что при желании ученик может достигать успехов к в будущем.

    10. Воздействует на мотивационную сферу учащегося, опираясь на внутренние

    стимулы и интерес, цели саморазвития, удовлетворенность от учения и

    др.

    11. Концентрирует внимание учащегося на то, что его успех зависит от него

    самого, от собственных способностей и возможностей.

    12. Способствует проявлению интереса учащегося к новым заданиям, когда

    прежние задания уже выполнены.

    Неэффективное подкрепление:

    1. Осуществляется время от времени.

    2. Делается в общем, без специальных разъяснений.

    3. Связано с формальным отношением к подкреплению, при котором учитель не

    интересуется успехами ученика.

    4. Отмечается лишь общее участие ученика в работе.

    5. Информирует ученика о его результатах, не подчеркивая их значимости.

    6. Ориентирует учащегося на сравнение своих результатов с итогами работы

    других учеников, на конкуренцию с ними.

    7. Сравнивает достижения данного ученика с достижениями других учащихся.

    8. Не соответствует затраченным учащимся усилиям.

    9. Сравнивает достигнутый учащимся результат только с наличием у него

    способностей или показывает, что результат достигнут благодаря удачному

    стечению обстоятельств.

    10. Опирается на внешние стимулы: похвалу, расчет на победу в

    соревновании, получение награды и пр.

    11. Обращает внимание учащегося на то, что, его прогресс в учебе зависит

    от усилий, прилагаемых учителем или кем-либо еще из посторонних людей.

    12. Мешает работе учащегося, отвлекая его, вводит новые задания еще до

    того, как будут завершены предыдущие.

    Учитель может положительно влиять на многие стороны поведения детей,

    если станет поощрять их за хорошие поступки и не будет наказывать н

    обращать слишком пристальное внимание на лону щенные ими ошибки.

    № 21

    Структура педагогических способностей, индивидуальный стиль педагогической

    деятельности.

    Одаренный, творческий человек - это всегда индивидуальность. Формирование

    индивидуальности у педагога способствует воспитанию творческой личности

    ребенка. Каждый взрослый человек, сознательно выбирающий педагогическую

    профессию, к моменту осуществления такого выбора уже сформировался как

    личность и несомненно является индивидуальностью. Чем больше среди учителей

    и воспитателей окажется разнообразных личностей) тем вероятнее, что они

    обучат и воспитают детей, обладающих множеством разных и одновременно

    полезных индивидуальных качеств.

    Рассмотрим основные, признаки индивидуального стиля педагогической

    деятельности. Он проявляется;

    - в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы,

    эмоциональная откликаемость);

    - в характере реакций на те или иные педагогические ситуации,

    - в выборе методов обучения;

    - в подборе средств воспитания,

    - в стиле педагогического общения;

    - в реагировании на действия н поступки детей,

    - в манере поведения:

    - в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;

    - в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

    Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно и

    пекут в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического

    воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные

    склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества

    учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их

    по-разному.

    В этой связи следует сделать одно замечание, которое касается восприятия

    и распространения передового педагогического опыта. Анализируя его, педагог

    должен помнить о том, что такой опыт практически всегда неотделим от

    личности его автора и представляет собой своеобразное сочетание

    общезначимых педагогических находок и индивидуальности учителя.

    любой педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимая

    главное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы всегда оставаться

    самим собой, т. с. яркой педагогической индивидуальностью. Это не только не

    снизит, но существенно повысит эффективность обучения и воспитания детей

    на основе заимствования передового педагогического опыта.

    Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает всю

    структуру педагогической деятельности. Психологи и педагоги, исследовавшие

    профессиограмму учителя, выделяют различные способности учителя. В

    исследованиях Н. В. Кузьминой раскрыты такие, как педагогическая

    наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт,

    распределение внимания, организаторские способности.

    Ф. Н. Гоноболин перечисляет и раскрывает следующие способности,

    необходимые учителю: способность понимать ученика, доступно налагать

    материал, развивать заинтересованность учащихся, организаторские

    способности, педагогический такт, предвидение результатов своей работы и

    др.

    В целом к группе педагогических способностей в первую очередь относят:

    педагогическую наблюдательность, педагогическое воображение,

    требовательностью как черту характера, педагогический такт, организаторские

    способности, простоту, ясность и убедительность речи.

    Круг перечисленных педагогических способностей позволяет успешно

    осуществлять все стороны Педагогической деятельности.

    Так, педагогическое воображение особо значимо для конструктивной

    деятельности-оно выражается' в «проектировании» будущих знаний учащихся,

    умении находить. заранее подходящие методы н методики. Оно выражается

    также в «проектировании» характера, привычек учащихся как в учебной» так и

    в воспитательной работе, в формировании коллектива в целом. Именно

    педагогическое воображение помогает учителю осуществлять развивающее

    обучение и воспитание.

    Педагогический такт проявляется в коммуникативной стороне педагогической

    деятельности. Это способность к установлению правильных отношений с

    учениками, учителями, родителями, чувство меры в отношениях (в меру

    требовательность, в меру доброта), что позволяет устранять предупреждать

    конфликтные ситуации.

    Организаторские способности также нужны для деятельности учителя, так

    как вся педагогическая деятельность носит организаторский характер.

    От педагогических способностей учителя, от его личностных качеств зависит

    достижение педагогом высокого мастерства в обучении и воспитании детей.

    № 24

    Психолого-педагогический эксперимент.

    В педагогической психологии используются все те методы, которые есть в

    общей, возрастной и многих других отраслях психологии: наблюдение, устный и

    письменный опросы, эксперимент и др.

    Кроме общих методов, в педагогической психологии есть и специальные

    методы. К ним относится, например, психолого-педагогический эксперимент и

    специальное психолого-педагогическое тестирование, предназначенное для

    определения степени обученности и воспитанности ребенка. Психолого-

    педагогический и эксперимент представляет собой такое исследование, которое

    задумано и проведено со специальной развивающей целью для установления

    эффекта тех или иных педагогических воздействий на ребенка. В таком

    исследовании обычно применяется и психолого-педагогическое тестирование для

    точной оценки результатов педагогических воздействий.

    В педагогической психологии психолого-педагогическому эксперименту

    отводится особая роль, поскольку в нем проверяются гипотезы научного

    характера, позволяющие получать достоверные психолого-педагогические

    знания, а также отрабатываются приемы и методы, с помощью которых на

    ребенка оказываются различные психолого-педагогические воздействия. Для

    того, чтобы психолого-педагогический эксперимент давал достоверные знания,

    необходимо, чтобы он отвечал ряду требований. Во-первых должна быть заранее

    продумана логика организации эксперимента, рассчитанная на то, чтобы не

    совершить ошибки в выводах.

    Схемы организации и проведения психолого-педагогических экспериментов.

    Схема 1. Проводится с двумя исследуемыми группами испытуемых

    экспериментальная и контрольная. Экспериментальная – группа детей или

    взрослых, над которой осуществляется п.п.э. и к которой применяют те

    воздействия, эффективность которых проверяется в данном п.п.э. Контрольная

    группа – группа, к участникам которой методы или средства не применяются,

    но результаты развития которой сопоставляются с данными экспериментальной

    группы.

    При проведении п.п.э. по схеме 1 важно, чтобы экс. и контр. группы были с

    самого начала примерно одинаковыми по составу, уровню развития и находились

    в примерно одинаковых условиях.

    Схема 2. Проводится с одной группой испытуемых, которая одновременно

    выступает как экс., так и контр. Построение п.п.э. по схеме 2 предполагает

    предварительное выявление и оценку тех факторов, которые в группе

    испытуемых могут измениться во время проведения эксперимента и повлиять на

    его результат. Требования, которые предъявляются к п.п.э. по схеме 2

    следующие: тщательный контроль, предварительный теоретический анализ

    изучаемого явления с выявлением его причин.

    Схема 3. С частичным использованием контрольной группы.

    В п.п.э. по схеме 3 предварительные психодиагностические замеры

    проводятся только на одной экспериментальной группе, а заключительные –

    как на экс. так и на контр. группе.

    От правильной организации и проведения психолого-педагогического

    эксперимента зависят судьба и эффективность тех рекомендаций, которые

    кладутся в основу системы обучения и воспитания детей.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.