МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политические конфликты и пути их урегулирования

    очередь, превращается в пирамиду уровней управления. Вершина этой пирамиды

    и является политической властью.

    Власти неоткуда взяться, кроме как из недр социальной жизни, в конце

    концов политический уровень бытия можно даже считать уровнем социального

    взаимодействия. Но важнейшей характеристикой власти является ее

    «надпредметность», парение над миром вещей и прямых предметных действий

    человека. Притягательной же стороной политической власти является то, что

    она воздействует на мир предметов. Нематериальная человеческая мысль движет

    рукой так, что мы даже не удивляемся, даже не замечаем, что наша рука

    слушается и в точности выполняет наше желание. Но ни наука, ни искусство,

    ни иные формы чистой знаковой природы не претендуют на немедленное и

    всеобъемлющее воплощение в жизнь. Власть же претендует. Она охвачена жаждой

    самоутверждения «здесь и сейчас». Любой начальник невыполнение своего

    приказа считает чуть ли не нарушением законов природы. Абсолютизированная

    власть мыслит себя именно тем духом, который оживляет и приводит в движение

    беспрекословно послушное тело общества.

    Важнейшей функцией политической власти является установление

    общеобязательных норм общественной жизни и контроль за их соблюдением. Эти

    функции уже по самому своему существу нацелены на создание и поддержание

    общественного порядка, а следовательно, и условий для урегулирования

    подрывающих этот порядок конфликтов.

    Со времен распада родоплеменной организации общественной жизни

    воплощением высшей власти в обществе стало государство. В марксистской

    теории общественного развития возникновение государства объясняется тем,

    что в результате разложения первобытных общин образовались

    антагонистические классы (класс угнетателей и класс угнетенных), которые

    находятся в состоянии перманентного конфликта друг с другом. Государство —

    продукт этой борьбы: оно возникает как сила, способная подавить борьбу

    угнетенного класса против угнетателей и тем самым не допустить, чтобы

    классовый конфликт разрушил общество. Маркс определял государство как

    аппарат насилия, находящийся в руках господствующего класса (угнетателей) и

    используемый им для удержания в повиновении угнетенных масс. Он, таким

    образом, подчеркивал классовый характер государственной власти, ее функцию

    охраны интересов господствующего класса; главная задача государства с этой

    точки зрения состоит в насильственном разрешении межклассовых конфликтов в

    пользу господствующего класса.

    Многие философы и социологи, в отличие от Маркса, обращали внимание

    прежде всего на другую сторону дела, считая главной функцией государства

    сохранение порядка в обществе; с этой позиции оно есть сила, встающая над

    конфликтующими классами и ограничивающая рамками закона их конфликтные

    действия. Государство определяется здесь как орган примирения классов,

    утихомиривающий их борьбу. Такая трактовка государства развивалась Гоббсом,

    Руссо и другими сторонниками теории «общественного договора». Согласно

    Гоббсу, например, до возникновения государства жить в обществе было

    небезопасно: шла «война всех против всех» («bella omnia contra omnes»).

    Такая война привела бы людей к взаимоуничтожению. Чтобы не допустить этого,

    нужна сильная власть. Она и обрела форму государства, которое люди согласно

    заключенному ими «общественному договору» наделили чрезвычайными

    насильственными полномочиями в целях предотвращения всеобщей гибели. Гоббс

    называет государство «Левиафаном» — по имени страшного мифического

    чудовища, упоминаемого в Библии. Весьма грозным является государство и в

    понимании Вебера:

    «Государство есть то человеческое сообщество, которое внутри

    определенной области... претендует (с успехом) на монополию легитимного

    физического насилия... Право на физическое насилие приписывается всем

    другим союзам или отдельным лицам лишь настолько, насколько государство со

    своей стороны допускает это насилие, единственным источником «права» на

    насилие является государство».

    Вклад государства в мировую цивилизацию велик. Достаточно сказать, что

    лишь в обществах, имеющих государство, сформировался рациональный подход к

    миру и человеку. Появились разработанные нравственные системы

    (религиозные), наука, право, образование. Многие открытия творческого гения

    человека стали вечным достоянием человечества, потому что они были

    сохранены в государственных учреждениях. Стали возможны единая историческая

    хронология; преемственная форма записи речи и счета; меры длины, веса,

    температуры; единая юридическая традиция (от римского права) и многое,

    многое другое. Все это — средства регуляции внутри- и межгрупповых

    конфликтов. Перечень таких средств, создаваемых при участии государства,

    можно и продолжить: суды, выборы, парламенты, посольства, деньги, музеи;

    наконец, книгопечатание, плод которого читатель сейчас держит в руках.

    Но конкретные государства бывают разными, и конфликты в них протекают

    тоже по-разному. Характер их определяется тем, каково направление развития

    власти. Важнейшим моментом здесь является отношение власти к обществу.

    Ф. Хайек дал понятный образ двух форм управления, взяв за основу

    уличное движение транспорта. Регулировать потоки можно, объявив правила

    перемещения и установив светофоры и знаки. Тогда водитель сам выбирает

    маршрут, сообразуясь с правилами и учитывая дорожную ситуацию. Власть же

    должна лишь контролировать правильность поведения водителей, не допуская

    нарушений установленных норм. Но возможен и другой подход. Случается, что

    водители выбирают не лучший маршрут, едут недогруженными, попадают в

    пробки. А что если снять все знаки уличного движения, рассчитать, куда

    лучше всего направить транспорт, обобществив его, и дать каждому водителю

    по маршрутному листу с точным указанием времени его движения? Так как общая

    ситуация постоянно меняется, то маршрутные листы придется выдавать чуть ли

    не каждый день, подгоняя расчеты под «оптимальный план». Общий рисунок

    потоков будет также меняться: сегодня по этой улице едут только в одну

    сторону, завтра только в другую, послезавтра движение будет двусторонним, а

    потом и вообще будет запрещено. В этом случае уже придется спланировать все

    потребности населения и «маршруты» их удовлетворения.

    Первый способ регулирования ориентирован на демократическое управление

    в духе либерализма. Второй – явно тоталитарный. Каждая система управления

    будет иметь конфликты, но они будут различными.

    При «движении без светофоров» власть берет на себя полную

    ответственность за происходящее, максимально лишив людей свободы и

    творчества. Какого типа конфликты могут возникать в обществе при такой

    организации власти?

    Любая неудача в «планировании» будет восприниматься как дискредитация

    власти, чего она допустить не сможет. Самый образ правления зиждется на

    догмате ее непогрешимости и полной компетентности. С. Л. Франк писал:

    «Простая убежденность, уверенность в своей правоте не дает обоснования

    деспотизму: ибо убежденность не противоречит признанию за другими людьми

    права иметь другие убеждения. Только та вера, которая состоит в сознании

    безусловного, сверхрационального, мистического проникновения в абсолютную

    истину, устраняет равноправие между людьми и дает верующему человеку

    внутреннее право на деспотическое господство над людьми».

    Любой сбой в правлении может поколебать веру. Поэтому даже самая малая

    неудача должна быть списана на какого-либо врага. Защита своей

    идеологической чистоты осуществляется милитаризацией страны в двух

    направлениях: готовятся к обороне против происков соседних держав и ищут

    предателей, двурушников или заговорщиков среди своих. За семь веков

    существования инквизиции в Европе было казнено более 10 миллионов ведьм и

    колдунов. И чем жестче, чем авторитарнее была власть, тем сильнее лилась

    кровь. Например, в деспотической Испании жертв было намного больше, чем в

    Англии, где постоянно укреплялась правовая система (даже в самые мрачные

    годы там инквизиция не могла использовать пытку). Опричный террор в России

    привел страну в запустение, породил «смутное время», проторил путь польской

    интервенции.

    Словом «нет» объединить легче, тем более, что оно ориентирует на

    уничтожение, изъятие, устранение. Люди, которые не могут найти себя в

    серьезном и полезном деле, свое чувство неполноценности легче всего могут

    облегчить протестами и разрушением. Впоследствии названия этих «героев»

    своего времени по справедливости обретают зловещий смысл: опричник, фашист,

    чекист, хунвэйбин. Дело даже не в том, что таких людей становится больше, а

    в том, что они начинают играть активную роль, заглушая голоса более

    благоразумных. Начинается нравственное одичание, излечение от которого

    проходит очень медленно. Конфликт экстремизма и сознательности разделяет

    страну, захватывая все социальные слои. Так тоталитарная власть

    демонстрирует «общественную поддержку» своим крутым мерам.

    Не менее парализует страну и возникающий конфликт должного и сущего.

    Все государственные информационные средства работают только в поддержку

    своего безгрешного правительства. Значит, сведения о недостатках

    устраняются из официальной картины жизни. Но ведь информация о какой-либо

    неполадке — это только ее симптом, а замалчиванием симптома не излечишь

    болезнь. Просто она будет развиваться неконтролируемо. Обладая полнотой

    власти, высший правительственный эшелон меньше всего связан с почвой, с

    реальными процессами жизнестроительства. Отбирая информацию по критерию

    должного, власть все больше слепнет, все сильнее погружается вены наяву. Но

    «низы» не могут создать богатой и связной картины происходящего, ибо

    находятся под неусыпным контролем власти. Они опираются скорее на свой

    эмпирический опыт и не доверяют официальному мифу. Информационные потоки в

    социальных структурах становятся дезорганизованными. Терпеливая и сложная

    работа по выработке рациональных идей заменяется безнадежным отмахиванием

    от официальной брехни. В литературе эта проблема иллюзий и реальности

    является одной из ведущих. Чего только стоит одно высказывание Чичикова о

    мертвых душах, которые он хочет приобрести: «не живые в действительности,

    но живые относительно законной формы»!

    Реально работающие сословия, лишенные нормальной информации об

    общественной жизни, все равно вынуждены делать свое дело и не могут укусить

    локоть, даже если это им прикажут. Но и отказаться не могут. Поэтому

    приказы начальства должны казаться исполненными, для чего изыскивается

    изощренный и извращенный путь отчетности. Любая же проверка вскрывает

    подлоги и приписки. Растет взаимное ожесточение. Начальство во всех

    исполнителях начинает видеть помеху их административным стремлениям. Низшие

    же сословия призывают чуму на голову «бояр». А в фольклоре все больше

    появляется пословиц пессимистического или циничного свойства: «Плетью обуха

    не перешибешь», «Не подмажешь – не поедешь», «Высоки пороги на мои ноги»,

    «Правда хорошо, а счастье лучше».

    Общество авторитарного типа очень медленно обретает материальные и

    культурные блага. Правительство занято самосохранением и самооправданием.

    Труженики прижаты к черте бедности. Но и властные структуры не лишены

    специфических для этого типа правления конфликтов.

    Поиски врагов не могут ограничиться выуживанием недовольных из низших

    сословий. Чтобы держать в узде правительственный аппарат, власть должна

    постоянно бросать на растерзание толпе и своих представителей, которые ее

    якобы порочат. В России самодержавие постоянно играло с низами в игру

    «плохие бояре» . Любое устранение негодного оппозиционера из знати

    обставлялось как забота царя об общей справедливости (а в народном сознании

    царь хорош, а бояре — железные клювы). Но не менее действенным является

    уничтожение невиновного в приписываемом преступлении функционера. Если он

    виноват, то его наказание можно объяснить рационально. А это нежелательно,

    так как в таком случае может зародиться крамольная идея соучастия во власти

    и стремление улучшить положение дел, что дискредитирует начальство, которое

    как бы недосмотрело.

    Полезный для дела диалог лучше вести рационально. Но послушание и

    беспрекословное подчинение возрастает на почве иррационального. Бойся и на

    всякий случай забегай вперед в услужливости перед начальством, в

    демонстрации преданности. И если кого-то из твоего окружения поразил гром

    немилости, а ты не знаешь причины, то тем лучше. Свое нынешнее положение ты

    можешь рассматривать как чудо, как благоволение власти. Можно представить,

    какие трудности испытывает в таких условиях честный и рационально мыслящий

    функционер. Он ведь попадает в зону конфликтов, протекающих по закону

    волчьей стаи: демонстрируй слабому свою силу, а сильному — покорность;

    обязательно участвуй в травле обреченного на гибель; не имей своего мнения;

    не упускай своего; не высовывайся.

    Положение усугубляется тем, что при тоталитарной власти невиновных-то

    и не бывает. Послушание функционера достигается не только демонстрацией

    расправы над тем, чья вина непонятна. Требуется участие в расправе. Мало

    того, особенно важно заставить неоперившегося функционера продать или

    осудить того, в чьей невиновности он не сомневается (друга, близкого

    родственника). Затем сработает механизм когнитивного диссонанса: если я это

    сделал, значит, надо было. А рана на совести останется. И чтобы не заросла,

    нужно и впоследствии эксперимент повторить.

    Так, большинство членов сталинского политбюро вынуждены были принести

    в жертву кумиру своих близких родственников:

    Молотов и Калинин — жен, Каганович — брата. Поэтому даже у

    преуспевающего функционера сломан нравственный стержень. И если наступал

    черед этого «боярина» идти на эшафот по липовому обвинению, то у жертвы уже

    не было сил сопротивляться. Она не находила должных оснований призывать

    своих «соратников» к справедливости, потому что ранее сама поддерживала

    такой же произвол. Если посмотреть на долю погибших от руки «своих»

    (опричников или членов «ленинской гвардии»), то не останется сомнений в

    том, что эти террористические группы власти были группами самоуничтожения.

    Та же история повторилась и в «ночь длинных ножей», когда Гитлер избавился

    от штурмовиков Рема. Так же был уничтожен по приказанию Мао актив

    хунвэйбинов. Так же расправился со своим окружением Нерон после поджога

    Рима.

    Поскольку в тоталитарном обществе управление осуществляется не на

    основе незыблемых законов, а по воле правителя, то коррекция ошибок очень

    затруднена. Когда возникает критическая ситуация, исправить ее при

    сохранившем власть правителе почти невозможно. Он уже живет в мире своего

    мифа. Поэтому наиболее часто при отчетливом понимании неизбежного краха

    власти обострившийся конфликт решается методом заговора и дворцового

    переворота. Риск же настолько велик, что переворот совершается с

    отчаянностью и жестокостью. До сих пор историки щадят чувства читателей,

    когда описывают в массовых изданиях убийство Павла I, которого лишь удавка

    из офицерского шарфа избавила от страданий. И историческая правда не дает

    покоя ныне правящим диктаторам. Они знают, что не была естественной смерть

    Калигулы, Нерона, Ивана Грозного, Гитлера, Сталина. Об абсолютистской

    власти в России мадам де Сталь однажды сказала: «Самодержавие, ограниченное

    удавкой».

    Теперь обратимся к другому образу Хайека – «обществу светофоров». Там

    водители сами выбирают маршрут, т. е. определяют цели и способы своей

    предметной деятельности в соответствии со своими интересами.

    Согласованность совместной жизни заключается в том, что достижение своих

    выгод оказывается возможным через согласование своих действий с действиями

    другого в рамках принятых «правил движения». В идеальном варианте сами эти

    правила устанавливаются путем волеизъявления всех участников движения.

    Затем избираются контролеры за выполнением правил, обязанные наказывать их

    нарушителей. За всеми водителями остается право возбуждать расследование за

    любое нарушение правил движения другим водителем и обжаловать действия

    контролеров. Кроме того, избирается обществом орган, который проводит

    плановую проверку работы контролеров.

    Итак, каждый водитель участвует в выработке правил, в их защите, в

    создании контрольного органа. Он, этот водитель, осознает свою прямую

    причастность к тому порядку, который установлен. Нетрудно расшифровать

    приведенную аналогию: водитель — это гражданин, корпус контролеров — орган

    власти, правила движения — законы. Общество в своей жизни опирается на

    правопорядок и законность.

    Со стороны такое общество может показаться просто склочным. Постоянно

    дискутируются какие-то вопросы, связанные с пунктом А параграфа В закона С.

    Споры идут о каждой формулировке, цифре, запятой. На известных общественных

    деятелей изливаются ушаты компромата, суды полны тяжб по самым пустяковым

    поводам. Только кончились выборы в высший орган власти, как началась

    избирательная кампания в местное самоуправление. А это опять реклама,

    полемика претендентов, агитационные шоу, вскрытые злоупотребления

    кандидатов в депутаты. Но в сравнении с обществом «полного единодушия», где

    на каждом шагу встречаются «временные трудности» и «досадные сбои», это

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.