МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Половозрастные различия и динамика представлений подростков о конфликтах

    Половозрастные различия и динамика представлений подростков о конфликтах

    МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

    Московский государственный социальный университет

    Академия социальной работы

    Кафедра социальной психологии

    На правах рукописи

    Семенов Алексей Валерьевич

    Половозрастные различия и динамика

    представлений подростков о конфликтах

    Специальность 19.00.05 – социальная психология

    Диссертация на соискание ученой степени

    кандидата психологических наук

    Научный руководитель:

    доктор психологических наук,

    профессор Петрова Е.А.

    Москва 2002

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    введение 4

    Глава 1. Конфликт как социально-психологическое явление и научное

    понятие 12

    1.1. Межличностный конфликт как объект психологической науки 12

    1.2. КОНФЛИКТ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 30

    1.3. Специфика изучения социальных представлений о конфликтах в

    подростковом возрасте 41

    Выводы по первой главе 54

    Глава 2. Исследование структуры представлений подростков о

    межличностных конфликтах 57

    2.1. исследование представлений подростков о содержании и структуре

    межличностных конфликтов 57

    2.2. разработка опросника «Подростки в конфликтах» 69

    Выводы по второй главе 78

    Глава 3. Изучение представлений подростков разного возраста и пола о

    межличностных конфликтах и поведении людей в них (с помощью опросника

    «Подростки в конфликтах») 81

    3.1. Представления подростков о структуре межличностного конфликта

    82

    3.2. подростки о процессе протекания конфликта 89

    3.3. Мнения подростков о состояниях, переживаниях людей во время и

    после конфликтов, оценке конфликтов 105

    3.4. Представления подростков об индивидуальных особенностях

    поведения людей в межличностных конфликтах 119

    Выводы по третьей главе 133

    Заключение 136

    Список использованной литературы 143

    Приложения 162

    Введение

    Актуальность темы исследования. Несмотря на то, что подростковый

    возраст в психологии ХХ столетия изучался достаточно подробно, современные

    подростки отличаются от сверстников предыдущих поколений рядом социально-

    психологических особенностей (Д.И. Фельдштейн, 1994; И.В. Дубровина, 1997;

    Г.А. Цукерман, 1998; Н.В. Майсак, 2001 и др.). Среди них исследователями

    отмечается повышенная конфликтность подростков в условиях школы в целом и в

    педагогическом процессе в частности (В.Н. Лозовцева, 1986; Д.И. Фельдштейн,

    Л.И. Воробьева, 1986; Э.И. Киршбаум, В.П. Трусов, 1989; И.П. Андриади,

    1991; М.М. Рыбакова, 1991 и др.), в межличностном общении со сверстниками

    (Т.В. Драгунова, 1972; В.М. Афонькова, 1974; В.Н. Лозовцева, 1986; А.И.

    Сорокина, 1996; А.К. Колеченко, 1998; А.В. Дорохова, 1999 и др.), со

    взрослыми, и, прежде всего, родителями (А.И. Сорокина, 1996; Т.В. Барлас,

    1997 и др.). Современные подростки чаще стали демонстрировать девиантное и

    даже делинквентное поведение (Л.Б. Филонов, 1998; М.В. Цилуйко, 1998; Н.В.

    Майсак, 2001 и др.).

    Практика показывает, что подростки не умеют разрешать возникающие

    конфликты, и в их конфликтных отношениях преобладают деструктивные

    тенденции. Для снижения остроты подобных явлений и более продуктивного

    разрешения межличностных конфликтов, необходимо их психологическое

    сопровождение. Успешность взаимодействия с подростками учителя и школьного

    психолога во многом определяется пониманием возрастной специфики

    конфликтности и избранием адекватных средств и способов работы с ними.

    Одной из составляющих конфликтной ситуации является ее образ – то, как

    воспринимают друг друга и ситуацию участники конфликтного взаимодействия.

    Собственное представление о конфликте и способах его разрешения оказывает

    определяющее влияние на общение подростков, поскольку человек реагирует не

    на реальность, а на то, как он ее себе представляет (Г.Э Белицкая, О.П.

    Николаева, 1993; В. Дуаз, 1994; С. Московичи, 1992; С.В. Трушкова, 1998;

    Е.В. Улыбина, 1999; К.А. Абульханова-Славская, 2000; Г.М. Андреева, 2000;

    Е.Б. Маценова, 2001 и др.).

    Знание специфики и половозрастных особенностей этих представлений

    необходимо для психокоррекционной работы с подростками разных категорий

    (И.В. Дубровина, 1997; Р.В. Овчарова, 2000 и др.). Разработка социально-

    психологических тренингов и индивидуальных программ помощи подросткам,

    имеющих коммуникативные проблемы, в целом, и отличающиеся повышенной

    конфликтностью, в частности, требует создания психодиагностического

    инструментария, позволяющего изучить как исходный уровень представлений,

    так и их динамику.

    Таким образом, актуальность исследования обусловлена практическим

    запросом современного общественного развития, потребностями школьной

    психологической службы, а также логикой дальнейшего научного познания

    генезиса представлений о конфликте у субъектов межличностного общения.

    Объектом исследования являются межличностные конфликты; предметом –

    особенности и динамика представлений современных подростков о структуре,

    содержании и развитии межличностных конфликтов, психологических состояниях

    и переживаниях, их сопровождающих.

    Целью настоящего исследования – выявить и изучить половозрастную

    специфику и динамику представлений о конфликте у подростков.

    Гипотезой исследования является предположение о том, что если

    существуют отличия и динамика представлений подростков разного пола о

    межличностном конфликте, то они проявляются в форме и содержании суждений о

    сути, структуре и динамике конфликтов, психологических состояниях и

    переживаниях, их сопровождающих.

    Частными гипотезами являются предположения:

    - Подросткам разных возрастов свойственно представление о половой

    дифференцированности протекания межличностных конфликтов.

    - Существуют гетерохронные отличия в изменениях представлений мальчиков и

    девочек о структуре, содержании, динамике и эмоциональном сопровождении

    межличностных конфликтов.

    - От младшего к старшему подростковому возрасту происходит переход от

    гетерогенности к гомогенности конфликтных взаимоотношений.

    В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены

    следующие задачи:

    1. в теоретическом плане – на основе теоретико-методологического анализа

    выявить состояние изучения проблемы межличностных конфликтов и

    представлений о них у подростков в современной отечественной и

    зарубежной социально-психологической науке;

    2. в методическом плане – создать и апробировать методический

    инструментарий для исследования формы и содержания представлений

    подростков о структурных компонентах, сути и процессе протекания

    конфликтов, состояниях и переживаниях, оценке и индивидуальных

    особенностях поведения людей в конфликтах;

    3. в эмпирическом плане – выявить и сравнить особенности формы и содержания

    представлений подростков разных возрастов и пола о структурных

    компонентах, сути и процессе протекания конфликтов, сопутствующих

    состояниях и переживаниях, оценке и индивидуальных особенностях

    поведения людей в конфликтах.

    Методологической основой исследования являлись принципы,

    разрабатываемые в отечественной материалистически ориентированной

    естественнонаучной психологии: принцип системного подхода, принцип

    развития, принцип конкретно-исторического подхода.

    Теоретической базой исследования являлись основные положения:

    - социальной психологии представлений (Ж. Абрик, К.А. Абульханова-Славская,

    Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, А.И Донцов, В. Дуаз, Т.П. Емельянова, Д.

    Жоделе, А. Клеменс, Ж.-П. Кодол, С. Московичи, У. Пионтковски, Е.В.

    Улыбина, Б. Шефер, Б. Шледер и др.)

    - психологии и социологии конфликта (И.П. Андриади, А.Я. Анцупов, В.М.

    Афонькова, А.И. Донцов, А.В. Дорохова, Т.В. Драгунова, Ф.М. Бородкин,

    Л.И. Воробьева, Н.В. Гришина, А.А. Ершов, Э.И. Киршбаум, А.К. Колеченко,

    Н.М. Коряк, В.Н. Лозовцева, Т.А. Полозова, М.М. Рыбакова, А.И. Сорокина,

    В.П. Трусов, Д.И. Фельдштейн и др.)

    - социальной психологии личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев,

    Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Парыгин,

    А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, А.М. Столяренко, П.Н.

    Шихирев, Д.И. Фельдштейн, В.А. Ядов и др.)

    Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач использовались

    следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, контент-

    анализ документов, моделирование, экспертные оценки, опросы. В частности, в

    работе применялись метод «Свободного семантического описания» (В.А.

    Лабунская, 1984), а также разработанный и апробированный нами опросник

    «Подростки в конфликтах» (А.В. Семенов, 2001), направленный на изучение

    представлений подростков о структурных компонентах, содержании и процессе

    протекания конфликтов, состояниях и переживаниях, индивидуальных

    особенностях поведения людей в конфликтах.

    Для обработки результатов эмпирического исследования использовались

    методы математико-статистической обработки данных: частотный анализ, метод

    группового анализа (достоверность различий средних значений и моды в

    исследуемых группах проверялась при помощи t-критерия Стьюдента). При

    обработке данных применялся статистический пакет Statistica (5,0).

    Ход исследования. Исследование проводилось в пять этапов.

    1 этап исследования включал в себя разработку плана диссертации,

    обоснование актуальности исследования, определение объекта и предмета

    исследования, постановку цели и задач исследования.

    На 2 этапе исследования анализировалась разработанность проблемы в

    отечественной и зарубежной социальной психологии представлений, психологии

    и социологии конфликта, социальной психологии личности.

    3 этап исследования характеризовался разработкой эмпирического

    исследования, в том числе: подбором и созданием методик, отвечающих цели и

    задачам исследования.

    4 этап исследования представлял собой эмпирическое исследование,

    состоящее из двух серий:

    - Первая серия исследования состояла из трех частей. В первой части

    выявлялись представления о конфликте методом «Свободного семантического

    описания» (В.А. Лабунская, 1984). Во второй части уточнялись результаты

    контент-анализа представлений о конфликте. В третьей части выявлялись

    семантические поля явлений и состояний, сопровождающие межличностный

    конфликт (с помощью указанного выше метода).

    - Вторая серия включала в себя исследование представлений о структуре,

    содержании и динамике межличностных конфликтов, психологических

    состояниях и переживаниях у подростков 5-9 классов с помощью

    разработанного нами опросника «Подростки в конфликтах».

    На 5 этапе исследования производились обработка, анализ и описание

    полученных данных, разработка практических рекомендаций, оформление

    проделанной работы.

    Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в г. Москве с

    2000 по 2002 гг. на базе школ №641, №1304, гимназии №1579, УВК №1647. В

    первой части первой серии исследования приняло участие 199 подростков 5-9

    классов (95 мальчиков, 104 девочки), в том числе: 68 пятиклассников (34

    мальчика, 34 девочки), 67 семиклассников (31 мальчик, 36 девочек), 64

    девятиклассника (30 мальчиков, 34 девочки). Во второй части исследования

    приняло участие 200 подростков 5-9 классов (94 мальчика, 104 девочки), в

    том числе: 70 пятиклассников (32 мальчика, 38 девочек), 68 семиклассников

    (32 мальчика, 36 девочек), 62 девятиклассника (30 мальчиков, 32 девочки). В

    третьей части исследования приняло участие 197 подростков (95 мальчиков,

    102 девочки), в том числе: 68 пятиклассников (35 мальчиков, 33 девочки), 64

    семиклассника (30 мальчиков, 34 девочки), 65 девятиклассников (30

    мальчиков, 35 девочек). В апробации опросника участвовало 33 человека.

    Во второй серии исследования приняло участие 389 подростков 5-9 классов

    (173 мальчика, 216 девочек), в том числе: 76 пятиклассников (34 мальчика,

    42 девочки), 84 шестиклассника (41 мальчик, 43 девочки), 81 семиклассник

    (33 мальчика, 48 девочек), 67 восьмиклассников (30 мальчиков, 37 девочек),

    81 девятиклассник (35 мальчиков, 46 девочек).

    Общий объем выборки составил 1018 человек.

    Научная новизна исследования заключается в том, что:

    1. Выявлено, что к подростковому возрасту формируются представления о

    конфликте, включающие понимание как самой категории «конфликт» (которая

    для современных подростков синонимична категориям «ссора», «драка»,

    «спор»), так и его значения, сути, структуры и динамики протекания,

    состояний и переживаний их сопровождающих, индивидуальных и половых

    особенностей конфликтного поведения людей.

    2. Выявлены половые различия, проявляющиеся в форме и содержании

    представлений. У девочек к концу подросткового периода преобладают

    сложные по форме суждения о конфликтах (79,71%). Девочкам более

    свойственны максималистские суждения по содержанию об осознании

    конфликтной ситуации, об инициаторах конфликтов, о завершении конфликтов,

    о «злопамятности», о применимости физической агрессии, мести, о мирном

    решении конфликтов, при оценивании испытываемых чувств (обиды) во время и

    после конфликтов, при оценивании нежелательных («виновный»,

    «проигравший») и желательных («сильный», «умный», «победитель») образов в

    конфликтах.

    3. Обнаружены гетерохронные возрастные изменения содержания представлений о

    межличностных конфликтах и психологических процессах их сопровождающих,

    характеризующихся скачком изменений у мальчиков в 11-12 лет, у девочек –

    в 12-13 лет. Сложность суждений возрастает от 10-11 лет к 14-15 годам

    более интенсивно у девочек (в 3,8 раза), чем у мальчиков (в 2,2 раза).

    4. Показано, что в представлениях подростков половая дифференцированность

    протекания межличностных конфликтов проявляется в различной роли и мере

    участия лиц разного пола на разных стадиях конфликта, в постконфликтном

    взаимодействии, в мере проявления различных (в первую очередь

    агрессивных) состояний, переживаний и осознании конфликтной ситуации

    (чаще конфликтную ситуацию осознают девочки, конфликт инициируют

    мальчики, к завершению конфликтов стремятся девочки, в постконфликтном

    взаимодействии «отходчивость» более свойственна мальчикам, а

    «злопамятность» – девочкам, мальчикам более свойственна физическая и

    вербальная агрессия, а девочкам – косвенная, к мести прибегают девочки, к

    мирному решению конфликтов более склонны девочки, выигрывают конфликты

    мальчики).

    5. Выявлены изменения представлений подростков о конфликтах сверстников,

    характеризующиеся переходом от гетерогенности к гомогенности конфликтных

    взаимоотношений, что проявляется, в первую очередь, в суждениях об

    участниках конфликтов, об инициаторах конфликтов, об эскалации

    конфликтов, о проявлении агрессивных состояний, о применимости мести; в

    представлениях об участниках конфликтных ситуаций гетерогенность

    конфликтных взаимоотношений снижается, но остается на более высоком

    уровне, чем представления о гомогенности взаимоотношений сверстников в

    конфликтных ситуациях.

    Положения, выносимые на защиту:

    1. К подростковому возрасту формируются представления о конфликте,

    включающие понимание как самой категории «конфликт», так и информацию о

    его значении, сути, структуре и динамике протекания, состояниях и

    переживаниях их сопровождающих, индивидуальных и половых особенностях

    конфликтного поведения людей. Представления по сути являются житейскими

    понятиями (Л.С. Выготский) и проявляются у подростков в форме простых и

    сложных суждений.

    2. Представления о конфликте различаются у подростков разных категорий пола

    и возраста по форме и содержанию поля представлений, отражая специфику их

    восприятия и понимания конфликта как феномена межличностного общения.

    Динамика представлений о конфликтах у подростков разного пола носит

    гетерохронный характер. Девочки обгоняют мальчиков в темпах формирования

    сложных суждений о конфликтах. Наиболее резкие (скачкообразные) изменения

    содержания представлений о сути, структуре, динамике и психологическом

    сопровождении межличностных конфликтов происходят у подростков мужского

    пола в 11-12 лет, у подростков женского пола – в 12-13 лет.

    3. В представлении подростков, половая дифференцированность протекания

    межличностных конфликтов проявляется в различной роли и мере участия лиц

    разного пола на разных стадиях конфликта (в ходе инцидента, при эскалации

    конфликта, при завершении конфликтного взаимодействия), в постконфликтном

    взаимодействии, в мере проявления различных (в первую очередь

    агрессивных) состояний, переживаний и осознании конфликтной ситуации.

    4. Изменения представлений подростков о конфликтах сверстников, наличии

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.