МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Половозрастные различия и динамика представлений подростков о конфликтах

    К эскалации конфликтов (рис. 16), в первую очередь, обычно прибегают

    девочки (42,13%) и мальчики (41,16%). Среди сверстников взаимодействия

    разнополых (52,89%) и однополых (47,11%) оппонентов значимо не отличаются.

    К завершению конфликтов (рис. 17) первыми обычно стремятся девочки

    (33,88%), затем мальчики (21,63%). Среди сверстников, по мнению подростков,

    к завершению конфликтов девочки прибегают в 61,03% случаев, а мальчики – в

    38,97%, при этом, мальчики менее склонны отдавать предпочтение девочкам

    (52,74%), чем сами девочки (67,88%).

    Вместе с тем, подростки в некоторых формах конфликтного взаимодействия

    отдают достаточно большой процент девочкам. Например, в ситуациях споров с

    мальчиками, первыми прекратить конфликт, вслед за девочками (33,51%),

    стремятся мамы (20%); сами же мальчики стремятся завершить конфликт в

    меньшей степени (12,34%).

    Подростки (как мальчики, так и девочки) также более склонны приписывать

    инициирование завершения конфликтов сверстникам противоположного пола

    (65,59%), чем сверстникам того же пола (34,41%).

    Постконфликтная стадия характеризуется следующим:

    - Обиды, нанесенные в конфликте, легче прощают мальчики (35,05%), затем –

    девочки (28,72%) (рис. 18). Среди сверстников, «отходчивостью»

    характеризуются, в первую очередь, мальчики (54,96%), затем – девочки

    (45,04%). «Отходчивость» у сверстников, чуть чаще проявляется в

    межполовых взаимоотношениях (54,69%), чем в однополых (45,31%).

    - Обиды, нанесенные в конфликте, по мнению подростков, дольше помнят

    девочки (54,94%), затем – мальчики (26,48%) (рис. 19). Вместе с тем,

    мальчики и девочки несколько по-разному считают своих сверстников более

    злопамятными (рис. 20): девочки более склонны говорить о большей

    «злопамятности» сверстниц. Феномен злопамятности среди сверстников, по

    мнению подростков, чаще проявляется во разнополом взаимодействии

    (58,50%).

    3.2.2 Динамика представлений подростков о процессе протекания

    конфликтов

    Динамика ответов подростков на вопросы о процессе протекания конфликтов

    проявляется в уменьшении количества подростков (как мальчиков, так и

    девочек), представляющих межполовые взаимодействия сверстников более

    конфликтогенными (таблица 5) и увеличении – представляющих взаимодействия

    однополых сверстников более конфликтогенными (таблица 6), что проявляется в

    конфликтных ситуациях (рис. 10 на с. 87), инциденте (рис. 21), эскалации

    конфликтов (рис. 22), постконфликтном взаимодействии («злопамятность»)

    (рис. 23).

    |Таблица 5 |

    |Сравнение средних значений ([pic]) ответов подростков (N=389) пяти |

    |возрастных групп по отдельным шкалам опросника |

    |(о конфликтогенности взаимодействия разнополых сверстников) |

    |Шкалы | |Возраст, лет; [pic] |t-критерий Стьюдента |

    |Шкалы | |Возраст, лет; [pic] |t-критерий Стьюдента |

    |Шкалы | |Возраст, лет; [pic] |t-критерий Стьюдента |

    |Шкалы | |Возраст, лет; [pic] |t-критерий Стьюдента |

    |Анализируемые параметры |М., |Д., |t-крит|

    | |[pic]|[pic]|. |

    |Участники конфликтных |1) Мальчики |0,35 |0,28 |2,86**|

    |ситуаций | | | | |

    | |2) Мамы |0,05 |0,11 |-3,43*|

    | | | | |* |

    |Осознание конфликтных |1) Девочки |0,34 |0,42 |-3,31*|

    |ситуаций | | | |* |

    | |2)Мальчики |0,32 |0,17 |6,79**|

    | |3) Мамы |0,11 |0,19 |-3,52*|

    | | | | |* |

    | |4) Папы |0,02 |0,05 |-2,82*|

    | | | | |* |

    |Инцидент |1) Девочки |0,41 |0,35 |2,26* |

    | |2) Мальчики |0,42 |0,52 |-4,00*|

    | | | | |* |

    |Эскалация |1) Девочки |0,46 |0,39 |2,46* |

    | |2) Мальчики |0,36 |0,45 |-3,41*|

    | | | | |* |

    |Завершение конфликтов |1) Девочки |0,29 |0,37 |-2,87*|

    | | | | |* |

    | |2) Мальчики |0,26 |0,18 |3,70**|

    | |3) Мамы |0,10 |0,14 |-2,41*|

    |Постконфликтное |1) Мальчики |0,40 |0,31 |3,04**|

    |взаимодействие | | | | |

    |(«отходчивость») | | | | |

    | |2) Мамы |0,11 |0,17 |-2,90*|

    | | | | |* |

    |Постконфликтное |1) Девочки |0,50 |0,59 |-3,43*|

    |взаимодействие | | | |* |

    |(«злопамятность») | | | | |

    | |2) Мальчики |0,30 |0,23 |3,25**|

    3.3. Мнения подростков о состояниях, переживаниях людей во время и после

    конфликтов, оценке конфликтов

    На этом этапе исследования анализировались особенности представлений и

    различия в представлениях подростков о состояниях и переживаниях людей и

    оценке конфликта. Нами рассматривались представления подростков о

    агрессивных состояниях в конфликте (физическая, вербальная и косвенная

    агрессия), о переживаниях во время и после конфликта, об оценке пользы и

    вреда конфликта. Представления подростков о состояниях и переживаниях людей

    и оценке конфликта выявлялись с помощью вопросов опросника 1.25, 1.29,

    1.36, 1.37, 1.38, 1.54, 1.55, 1.56, 1.57, 1.58, 1.59, 2.9, 2.13, 2.15,

    2.28, 2.36, 2.37, 2.38, 2.54, 2.55, 2.56, 2.57, 2.58, 2.59 (Приложение №

    4).

    Обработка полученных результатов проводилась следующим образом:

    - проводился процентный подсчет количества данных ответов на каждый вопрос;

    - производился подсчет средних значений ([pic]) по «оценочным» вопросам

    (1.36, 1.54, 1.55, 1.56, 1.57, 1.58, 1.59, 2.36, 2.37, 2.54, 2.55, 2.56,

    2.57, 2.58, 2.59);

    - производился подсчет t-критерия Стьюдента для выявления различий между

    выборками;

    3.3.1. Анализ представлений подростков

    По мнению подростков, к агрессии, как показано на рис. 33, склонны

    более всего как мальчики (42,45%), так и девочки (39,70%). При этом,

    значимость межполовых (53,35%) и однополых (46,65%) взаимоотношений среди

    сверстников приблизительно одинакова, и значимо не различается. Также, в

    целом, схожи представления мальчиков и девочек о проявлениях агрессии.

    Физическая агрессия (рис. 34), в представлениях подростков, более

    свойственна мальчикам (57,61%). Среди сверстников, мальчики используют этот

    вид агрессии в 71,10% случаев, как считают респонденты. Значимость

    взаимоотношений однополых (55,12%) и разнополых (44,88%) сверстников также

    практически не отличается, по мнению испытуемых.

    Вместе с тем, наблюдается определенное расхождение в представлениях

    мальчиков и девочек о применимости физической агрессии, что показано на

    рис. 35. Мальчики считают, что применяют физическую агрессию в 51,28%

    случаев, а девочки, по мнению первых, применяют ее в 29,36% случаев. В свою

    очередь, девочки приписывают стремление применять физическую агрессию

    мальчиками в 62,75% случаев, а себе – в 18,66% случаев.

    Вербальная агрессия, что можно увидеть на рис. 36, по мнению подростков

    (как мальчиков, так и девочек) чаще применяется мальчиками (42,94%), а

    затем – девочками (29,69%). Среди сверстников межполовые взаимоотношения

    (49,45%), по мнению подростков, значимо не отличаются от однополых

    взаимоотношений (50,55%).

    К косвенной агрессии, как считают подростки (как мальчики, так и

    девочки) чаще прибегают девочки (65,99% респондентов считают таким образом,

    т.е. подавляющее большинство). Тогда как мальчики к подобному виду агрессии

    прибегают в 2,5 раза реже – лишь в 26,81% случаев, по мнению сверстников.

    К косвенной агрессии, в представлениях подростков, также почти в 2 раза

    чаще прибегают во взаимодействии разнополых сверстников (65,7%), чем

    однополых (34,3%).

    Чувства, переживаемые во время конфликтов (рис. 38) можно условно

    разделить на три группы: сильные, средние, слабые. Несмотря на условное

    разделение, все чувства, в представлениях подростков, значимы – таковыми их

    считают более 60% опрошенных.

    К сильным чувствам можно отнести «злость» (85,89% респондентов считают

    ее таковой; средний балл по силе переживаний ([pic])=3,75 по шестибалльной

    шкале – от «0» до «5» баллов) и «обиду» (80,77%, [pic]=3,28). К средним

    можно отнести «разочарование» (72,41%, [pic]=2,24). К слабым – «облегчение»

    (60,66%, [pic]=1,89), «радость» (61,04%, [pic]=1,79) и «страх» (64,74%,

    [pic]=1,73).

    Чувства, переживаемые после конфликтов (рис. 38) также можно разделить

    на три группы, но с большей степенью условности. В таком случае, к сильным

    чувствам относятся также «злость» (80%, [pic]=3,16) и «обида» (76,89%,

    [pic]=2,99). К средним – «облегчение» (71,24%, [pic]=2,66), «радость»

    (69,69%, [pic]=2,42) и «разочарование» (72,23%, 2,33). К слабым – «страх»

    (54,06%, [pic]=1,43).

    Существование пользы конфликтов (рис. 39) признают около половины

    опрошенных – 48,01% (позитивность конфликтов оценивается средним баллом

    ([pic]), равным 0,65 по трехбалльной шкале – от «0» до «2» баллов), при

    этом пользу конфликтов оценивает чуть больше половины мальчиков (55,85%,

    [pic]=0,79) и чуть меньше половины девочек (41,72%, [pic]=0,54). Таким

    образом, подростки, в целом, не склонны видеть пользу в конфликтах.

    Ответы подростков о вреде конфликтов представлены на рис. 40. Более

    всего, респонденты видят вред в ухудшениях отношений – так считает

    подавляющее большинство опрошенных (68,91%).

    3.3.2 Динамика представлений подростков о состояниях, переживаниях

    людей во время и после конфликтов, оценке конфликтов

    Динамика данных суждений подростков характеризуется, во-первых,

    изменением представления об агрессии.

    Проявления агрессии, в представлении подростков (как мальчиков, так и

    девочек), снижаются во взаимоотношениях разнополых (таблица 10) и

    повышаются во взаимоотношениях однополых сверстников (таблица 11), что

    показано на рис. 41. Это проявляется во всех трех видах агрессивных

    состояний, рассматриваемых нами: физической агрессии (рис. 42), вербальной

    агрессии (рис. 43) и косвенной агрессии (рис. 44). В целом, динамики данных

    состояний схожи между собой: более частое применение агрессии во

    взаимоотношениях разнополых сверстников, по мнению младших подростков,

    переходит в более частое применение агрессии во взаимоотношениях однополых

    сверстников. Исключение составляет косвенная агрессия, динамика применения

    которой останавливается на возрасте 12-13 лет, оставаясь более

    востребованной в межполовых взаимоотношениях (рис. 44).

    |Таблица 10 |

    |Сравнение средних значений ([pic]) ответов подростков (N=389) пяти |

    |возрастных групп по отдельным шкалам опросника |

    |(о конфликтогенности взаимодействия разнополых сверстников) |

    |Шкалы | |Возраст, лет; [pic] |t-критерий Стьюдента |

    |Шкалы | |Возраст, лет; [pic] |t-критерий Стьюдента |

    |Шкалы | |Возраст, лет; [pic] |t-критерий Стьюдента |

    |Шкалы | |Возраст, лет; [pic] |t-критерий Стьюдента |

    |Шкалы | |Возраст, лет; [pic] |t-критерий Стьюдента |

    |Анализируемые параметры |М., |Д., |t-крит|

    | |[pic]|[pic]|. |

    |Физическая агрессия |1) Девочки |0,29 |0,19 |3,35**|

    | |2) Мальчики |0,51 |0,63 |-3,13*|

    | | | | |* |

    |Косвенная агрессия |1) Однополые сверстники |0,66 |0,34 |-2,56*|

    |Польза конфликтов | |0,79 |0,54 |4,56**|

    |Переживание обиды |1) Во время конфликтов |2,86 |3,13 |-2,41*|

    | |2) После конфликтов |2,56 |2,84 |-2,23*|

    3.4. Представления подростков

    об индивидуальных особенностях поведения людей

    в межличностных конфликтах

    На этом этапе исследования анализировались особенности представлений и

    различия в представлениях подростков об индивидуальных особенностях

    поведения людей. Нами рассматривались представления подростков о стратегиях

    поведения, используемых в конфликтном взаимодействии, о применимости мести

    и способов мести, об обращаемости к посреднику, о победителях в конфликте.

    Представления подростков об индивидуальных особенностях поведения людей

    выявлялись с помощью вопросов опросника 1.5, 1.9, 1.12, 1.15, 1.17, 1.20,

    1.24, 1.32, 1.34, 1.35, 1.41, 1.42, 1.43, 1.44, 1.48, 1.49, 1.50, 1.51,

    1.52, 1.53, 2.1, 2.4, 2.7, 2.10, 2.14, 2.20, 2.27, 2.29, 2.34, 2.35, 2.43,

    2.44, 2.48, 2.49, 2.50, 2.51, 2.52, 2.53 (Приложение № 4).

    Обработка полученных результатов проводилась следующим образом:

    - проводился процентный подсчет количества данных ответов на каждый вопрос;

    - производился подсчет средних значений по «оценочным» вопросам (1.34,

    1.35, 1.48, 1.49, 1.50, 1.51, 1.52, 1.53, 2.34, 2.35, 2.48, 2.49, 2.50,

    2.51, 2.52, 2.53);

    - производился подсчет t-критерия Стьюдента для выявления различий между

    выборками;

    3.4.1. Анализ представлений подростков

    Предпочитаемой стратегией поведения (рис. 52) в конфликте респонденты

    называют соперничество (60,69%), более ярко проявляющееся в ситуациях ссор

    (66,49%), чем споров (54,89%). Также, по мнению опрошенных, данная

    стратегия свойственна в большей степени мальчикам (72,94%), чем девочкам

    (48,45%), что наглядно представлено на рис. 53. Вместе с тем, девочкам, в

    представлениях подростков, более, чем мальчикам, свойственны такие

    стратегии поведения в конфликтах, как компромисс (18,69%) и сотрудничество

    (15,37%).

    К мести (рис. 54) чаще прибегают девочки (42,42%), затем – мальчики

    (34,98%). Представления мальчиков и девочек несколько различаются (рис.

    55): мальчики считают, что к мести они сами (38,26%) и девочки (37,57%)

    прибегают одинаково часто, девочки же считают, что к мести более склонны

    девочки (46,44%), чем мальчики (32,33%).

    Среди ровесников, чаще мстят, по мнению подростков, девочки (54,81%),

    чем мальчики (45,19%). Месть применяется одинаково часто как во

    взаимоотношениях разнополых (53,33%) сверстников, так и однополых (46,67%).

    По мнению респондентов, из способов мести (рис. 56) чаще всего

    используют физическое воздействие на оппонента («побить») (39,31%),

    исключение из коммуникации («не разговаривать») (22,17%). Представления

    мальчиков и девочек о способах мести также несколько различаются, что

    показано на рис. 57: мальчикам (17,85%), по мнению сверстников, более, чем

    девочкам (9,44%), свойственно применять в качестве мести клевету; девочкам

    (26,16%) более, чем мальчикам (16,92%) – игнорирование обидчика.

    К мирному решению конфликтов (рис. 58) чаще всего прибегают девочки

    (33,20%). Данные ответы мальчиков и девочек несколько расходятся, что

    показано на рис. 59: девочки (36,29%) чаще, чем мальчики (29,13%), считают,

    что разрешить конфликты миром обычно стремятся девочки, а также мамы

    (21,24% и 14,26% соответственно); мальчики (25,05%) чаще, чем девочки

    (14,05%) приписывают разрешение конфликтов миром мальчикам.

    Среди сверстников, к мирному разрешению конфликтов чаще прибегают

    девочки (63,67%), чем мальчики (36,33%). По мнению респондентов, к мирному

    решению конфликтов чаще стремятся во взаимодействии разнополых сверстников

    (58,79%), чем однополых (41,21%).

    Побеждают в конфликтах (рис. 60) чаще всего мальчики (43,79%), затем –

    девочки (32,18%). Представления мальчиков и девочек о победителях в

    конфликтах расходятся в некоторых пунктах, что иллюстрирует рис. 61:

    мальчики (51,96;%) более, чем девочки (37,08%), склонны считать, что

    конфликты выигрывают мальчики; девочки (38,22%) чаще, чем мальчики

    (25,02%), считают победителями в конфликта себя.

    Среди сверстников, конфликты чуть чаще выигрывают, по мнению

    подростков, мальчики (57,64%). Победителями конфликтов, среди ровесников,

    одинаково часто бывают оппоненты другого пола (54,94%) и своего (45,06%).

    К посреднику прибегают 69,43% подростков (рис. 62) с частотой,

    оцененной в 0,95 баллов ([pic], по трехбалльной шкале – от «0» до «2»

    баллов), причем девочки (80,59%, [pic]=1,13) чаще, чем мальчики (58,26%,

    [pic]=0,78).

    Нежелательные образы в конфликте для подростков достаточно значимы

    (рис. 63) – подобным образом считают более 80% респондентов. Данные образы

    можно попытаться разложить по убыванию степени значимости:

    1. «Проигравший». 88,41% подростков не желают выглядеть подобным образом,

    средний балл по силе «нежелания» ([pic]) составляет 3,67 (по

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.