МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Половозрастные различия и динамика представлений подростков о конфликтах

    шестибалльной шкале – от «0» до «5»).

    2. «Глупый». Таким образом не желают выглядеть 88,35% респондентов

    ([pic]=3,47).

    3. «Слабый». Не хотят выглядеть слабым 86,48% испытуемых ([pic]=3,33).

    4. «Смешной». Так выглядеть не желают 86,43% подростков ([pic]=3,13).

    5. «Виновный». 83,87% не хотят выглядеть виновным ([pic]=2,77).

    Так же можно разбить и желаемые образы, структура которого

    соответствует структуре нежелательных образов – своей противоположности

    (рис. 63).

    1. «Победитель». Так хотели бы выглядеть 92,11% опрошенных ([pic]=4,21).

    2. «Сильный». 89,47% подростков хотели бы выглядеть подобным образом

    ([pic]=3,82).

    3. «Умный». Таким образом желали бы выглядеть 89,78% респондентов

    ([pic]=3,75).

    4. «Серьезный». 88,33% подростков хотели бы выглядеть серьезным

    ([pic]=3,29).

    5. «Невиновный». Так желали бы выглядеть 83,2% подростков ([pic]=2,94).

    3.4.2. Динамика представлений подростков

    Динамика ответов подростков (как мальчиков, так и девочек) на вопросы

    об индивидуальных особенностях поведения людей в межличностных конфликтах

    характеризуется следующим образом.

    С возрастом, по мнению респондентов, происходит уменьшение стремления к

    мирному решению конфликтов девочками, увеличением – мальчиками (к 12-13

    годам, затем – снижение) (рис. 64, таблицы 16, 17).

    |Таблица 16 |

    |Сравнение средних значений ([pic]) ответов подростков (N=389) пяти |

    |возрастных групп по отдельным шкалам опросника (представления о роли |

    |девочек) |

    |Шкалы | |Возраст, лет; [pic] |t-критерий Стьюдента |

    |Шкалы | |Возраст, лет; [pic] |t-критерий Стьюдента |

    |Шкалы | |Возраст, лет; [pic] |t-критерий Стьюдента |

    |Шкалы | |Возраст, лет; [pic] |t-критерий Стьюдента |

    |Анализируемые параметры |М., |Д., |t-крит|

    | |[pic]|[pic]|. |

    |Стратегия избегания | |0,07 |0,03 |2,72**|

    |Использование мести |1) Девочки |0,38 |0,46 |-3,67*|

    | | | | |* |

    | |2) Мальчики |0,38 |0,32 |2,51* |

    |Способы мести |1) «Не разговаривать» |0,17 |0,26 |-3,31*|

    | | | | |* |

    | |2) «Оклеветать» |0,18 |0,09 |3,75**|

    |Мирное решение |1) Девочки |0,29 |0,36 |-2,22*|

    |конфликтов | | | | |

    | |2) Мальчики |0,25 |0,14 |4,61**|

    | |3) Мамы |0,14 |0,21 |-3,15*|

    | | | | |* |

    | |4) Папы |0,07 |0,10 |-2,07*|

    |Победители в |1) Девочки |0,25 |0,38 |-4,69*|

    |конфликтах | | | |* |

    | |2) Мальчики |0,52 |0,37 |5,11**|

    |Нежелательный образ в |1) «Виновный» |2,57 |2,80 |-1,98*|

    | | | | | |

    |конфликтах | | | | |

    | |2) «Проигравший» |3,39 |3,70 |-2,55*|

    |Желательный образ в |1) «Сильный» |3,56 |3,78 |-2,34*|

    |конфликтах | | | | |

    | |2) «Умный» |3,47 |3,69 |-2,17*|

    | |3) «Победитель» |3,84 |4,20 |-3,72*|

    | | | | |* |

    Выводы по третьей главе

    1. В целом, подростки имеют адекватное представление о конфликтах.

    Категория «конфликт», в понимании подростков, носит экспрессивно

    выраженный характер и соответствует таким категориям, как «драка»,

    «ссора», «спор».

    2. Суждения о межличностных конфликтах по мере взросления подростков (как

    мальчиков, так и девочек) усложняются. Более старшие подростки при

    описании конфликтов и их сопровождения дают более развернутые и

    сложноподчиненные ответы. Сложность суждений подростков от 10-11 лет к 14-

    15 годам возрастает в 3 раза (с 22,06% до 66,67%), причем у девочек более

    интенсивно (в 3,8 раза), чем у мальчиков (в 2,2 раза).

    3. Подростки представляют межличностный конфликт и процесс его протекания с

    различной степенью участия мальчиков и девочек в нем. По мнению

    подростков, первыми конфликтную ситуацию осознают девочки, конфликт

    инициируют мальчики, к завершению конфликтов чаще стремятся девочки, в

    постконфликтном взаимодействии «отходчивость» более свойственна

    мальчикам, а «злопамятность» – девочкам, мальчикам более свойственна

    физическая и вербальная агрессия, а девочкам – косвенная, в процессе

    конфликтного взаимодействия к мести чаще прибегают девочки, к мирному

    решению конфликтов также более склонны девочки, выигрывают конфликты чаще

    мальчики.

    4. Представления мальчиков и девочек характеризуются, в первую очередь,

    различной степенью категоричности оценивания сверстников: девочкам

    свойственны более максималистские суждения. Это проявляется в

    представлениях об осознании конфликтной ситуации, об инициаторах

    конфликтов, о завершении конфликтов, о «злопамятности», о применимости

    физической агрессии, о применимости мести, о мирном решении конфликтов.

    Более максималистские суждения девочек проявляется и при оценивании

    испытываемых чувств (обиды) во время и после конфликтов, при оценивании

    нежелательных («виновный», «проигравший») и желательных («сильный»,

    «умный», «победитель») образов в конфликте. Вместе с тем, пользу от

    конфликта мальчики оценивают выше, чем девочки. Исключение также

    составляют представления об эскалации конфликтов, где подростки видят

    более частыми инициаторами эскалации сверстников противоположного пола, и

    представления о победителях в конфликтах, где мальчики дают более

    радикальную оценку, чем девочки.

    5. Динамика представлений мальчиков и девочек не совпадает по времени

    основных изменений. Наибольшие изменения представлений мальчиков

    происходят к 6 классу (11-12 лет), а девочек – к 7 классу (12-13 лет),

    что проявляется: в изменениях представлений об участниках конфликтных

    ситуаций, об участниках конфликтов, об инициаторах конфликтов, об

    эскалации конфликтов, о проявлениях агрессивности в конфликте, о пользе и

    вреде (в представлениях девочек) конфликтов, о переживаниях во время

    конфликтов (чувства злости в представлениях девочек), о инициаторах

    мирного разрешения конфликта (в представлениях девочек), о нежелательном

    («смешной») и желательном («победитель») образах (в представлениях

    мальчиков).

    6. По мнению подростков от младшего к старшему подростковому возрасту

    происходит уменьшение конфликтности взаимоотношений разнополых

    сверстников и рост конфликтности взаимоотношений однополых сверстников.

    Наиболее ярко эти тенденции наблюдаются в следующих представлениях: об

    участниках конфликтных ситуаций, об участниках конфликтов, об инициаторах

    конфликтов, об эскалации конфликтов, о проявлении агрессивных состояний,

    о применимости мести. При этом, в представлениях подростков об участниках

    конфликтных ситуаций конфликтогенность взаимоотношений разнополых

    сверстников снижается к 14-15 годам, но остается на более высоком уровне,

    чем взаимоотношения однополых сверстников, а в остальных случаях –

    конфликтогенность взаимоотношений разнополых сверстников, первоначально

    более высокая, к 14-15 годам определяется как более низкая, чем

    конфликтогенность взаимоотношений однополых сверстников.

    7. Наблюдается определенная динамика различий представлений мальчиков и

    девочек. Наиболее сильно различаются представления о межличностных

    конфликтах мальчиков и девочек 10-11 (обнаружено 30 значимых различий) и

    14-15 (28 значимых различий) лет. Меньше различаются представления

    мальчиков и девочек 13-14 (22 значимых различия), 11-12 (17 значимых

    различий) и 12-13 (15 значимых различий) лет.

    Заключение

    Проведенное исследование позволило достигнуть цели исследования –

    выявить и изучить половозрастную специфику и динамику представлений о

    конфликте у подростков.

    Была подтверждена основная гипотеза исследования, заключавшаяся в

    предположении о том, что если существуют отличия и динамика представлений

    подростков разного пола о межличностном конфликте, то они проявляются в

    форме и содержании суждений о сути, структуре и динамике конфликтов,

    психологических состояниях и переживаниях, их сопровождающих.

    Подтверждены также частные гипотезы, заключавшиеся в предположениях о

    том, что:

    - Подросткам разных возрастов свойственно представление о половой

    дифференцированности протекания межличностных конфликтов.

    - Существуют гетерохронные отличия в изменениях представлений мальчиков и

    девочек о структуре, содержании, динамике и эмоциональном сопровождении

    межличностных конфликтов.

    - От младшего к старшему подростковому возрасту происходит переход от

    гетерогенности к гомогенности конфликтных взаимоотношений.

    Были решены поставленные в исследовании задачи:

    1. в теоретическом плане – изучены и проанализированы существующие подходы

    к изучению межличностных конфликтов подростков; рассмотрены основные

    составляющие конфликта: структура конфликта, динамика конфликта,

    типология конфликта;

    2. в методическом плане – создан и апробирован опросник для исследования

    представлений подростков о структурных компонентах, процессе протекания

    конфликтов, состояниях, переживаниях людей в конфликтах, оценке

    конфликтов, индивидуальных особенностях поведения людей в конфликтах;

    3. в эмпирическом плане – описаны и сравнены особенности представлений

    подростков разных возрастов и пола о структурных компонентах, процессе

    протекания конфликтов, состояниях, переживаниях людей в конфликтах,

    оценке конфликтов, индивидуальных особенностях поведения людей в

    конфликтах.

    Нами был разработан опросник, направленный на выявление представлений

    подростков о структурных компонентах, процессе протекания конфликтов,

    состояниях, переживаниях людей в конфликтах, оценке конфликтов,

    индивидуальных особенностях поведения людей в конфликтах. Опросник включает

    в себя 4 блока: во-первых, представления о структурных компонентах

    конфликта (представления о конфликтной ситуации, участниках конфликта, цели

    и причинах конфликта), во-вторых, представления о процессе протекания

    конфликта (представление о возникновении и осознании конфликтной ситуации,

    инциденте, эскалации, завершении конфликта, постконфликтной стадии), в-

    третьих, представления о состояниях и переживаниях человека в конфликте и

    оценке конфликта (представления об использовании агрессии – физической,

    вербальной и косвенной, – представления о чувствах, переживаемых во время и

    после конфликт, о пользе и вреде конфликта), в-четвертых, представления об

    индивидуальных особенностях поведения людей в конфликте (представления о

    используемых стратегиях в конфликтном взаимодействии, применимости мести и

    используемых способах мести, склонности к мирному решению, желании

    определенным образом выглядеть в конфликте, обращении к посреднику для

    разрешения конфликтов, победителях конфликтов). Опросник разбит на 2 части

    по 59 вопросов для удобства проведения.

    Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

    1. Представления о конфликтах являются формой социальных представлений,

    которые формируются в процессе первичной социализации и к подростковому

    возрасту имеют развернутую структуру и проявляются в форме простых или

    сложных суждений, включающих информацию о сути, структуре и динамике

    конфликтов, психологических состояниях и переживаниях, их сопровождающих.

    2. Социальные представления активно изучаются современной психологией в

    русле проблем социального познания (К.А. Абульханова-Славская, Г.М.

    Андреева и др.). Наибольшее внимание исследователей обращено к решению

    вопросов о роли и функции социальных представлений, анализу процесса их

    формирования, изучению структуры. Практически неизученной остается

    проблема динамики и половой специфики представлений подростков о

    межличностных конфликтах.

    3. В целом, подростки имеют адекватное представление о конфликтах.

    Категория «конфликт», в понимании подростков, носит экспрессивно

    выраженный характер и соответствует таким категориям, как «драка»,

    «ссора», «спор».

    4. Суждения о межличностных конфликтах по мере взросления подростков (как

    мальчиков, так и девочек) усложняются. Более старшие подростки при

    описании конфликтов и их сопровождения дают более развернутые и

    сложноподчиненные ответы. Сложность суждений подростков от 10-11 лет к 14-

    15 годам возрастает в 3 раза (с 22,06% до 66,67%), причем у девочек более

    интенсивно (в 3,8 раза), чем у мальчиков (в 2,2 раза).

    5. Подростки представляют межличностный конфликт и процесс его протекания с

    различной степенью участия мальчиков и девочек в нем. По мнению

    подростков, первыми конфликтную ситуацию осознают девочки, конфликт

    инициируют мальчики, к завершению конфликтов чаще стремятся девочки, в

    постконфликтном взаимодействии «отходчивость» более свойственна

    мальчикам, а «злопамятность» – девочкам, мальчикам более свойственна

    физическая и вербальная агрессия, а девочкам – косвенная, в процессе

    конфликтного взаимодействия к мести чаще прибегают девочки, к мирному

    решению конфликтов также более склонны девочки, выигрывают конфликты чаще

    мальчики.

    6. Представления мальчиков и девочек характеризуются, в первую очередь,

    различной степенью категоричности оценивания сверстников: девочкам

    свойственны более максималистские суждения. Это проявляется в

    представлениях об осознании конфликтной ситуации, об инициаторах

    конфликтов, о завершении конфликтов, о «злопамятности», о применимости

    физической агрессии, о применимости мести, о мирном решении конфликтов.

    Более максималистские суждения девочек проявляется и при оценивании

    испытываемых чувств (обиды) во время и после конфликтов, при оценивании

    нежелательных («виновный», «проигравший») и желательных («сильный»,

    «умный», «победитель») образов в конфликте. Вместе с тем, пользу от

    конфликта мальчики оценивают выше, чем девочки. Исключение также

    составляют представления об эскалации конфликтов, где подростки видят

    более частыми инициаторами эскалации сверстников противоположного пола, и

    представления о победителях в конфликтах, где мальчики дают более

    радикальную оценку, чем девочки.

    7. Динамика представлений мальчиков и девочек не совпадает по времени

    основных изменений. Наибольшие изменения представлений мальчиков

    происходят к 6 классу (11-12 лет), а девочек – к 7 классу (12-13 лет),

    что проявляется: в изменениях представлений об участниках конфликтных

    ситуаций, об участниках конфликтов, об инициаторах конфликтов, об

    эскалации конфликтов, о проявлениях агрессивности в конфликте, о пользе и

    вреде (в представлениях девочек) конфликтов, о переживаниях во время

    конфликтов (чувства злости в представлениях девочек), о инициаторах

    мирного разрешения конфликта (в представлениях девочек), о нежелательном

    («смешной») и желательном («победитель») образах (в представлениях

    мальчиков).

    8. По мнению подростков от младшего к старшему подростковому возрасту

    происходит уменьшение конфликтности взаимоотношений разнополых

    сверстников и рост конфликтности взаимоотношений однополых сверстников.

    Наиболее ярко эти тенденции наблюдаются в следующих представлениях: об

    участниках конфликтных ситуаций, об участниках конфликтов, об инициаторах

    конфликтов, об эскалации конфликтов, о проявлении агрессивных состояний,

    о применимости мести. При этом, в представлениях подростков об участниках

    конфликтных ситуаций конфликтогенность взаимоотношений разнополых

    сверстников снижается к 14-15 годам, но остается на более высоком уровне,

    чем взаимоотношения однополых сверстников, а в остальных случаях –

    конфликтогенность взаимоотношений разнополых сверстников, первоначально

    более высокая, к 14-15 годам определяется как более низкая, чем

    конфликтогенность взаимоотношений однополых сверстников.

    9. Наблюдается определенная динамика различий представлений мальчиков и

    девочек. Наиболее сильно различаются представления о межличностных

    конфликтах мальчиков и девочек 10-11 (обнаружено 30 значимых различий) и

    14-15 (28 значимых различий) лет. Меньше различаются представления

    мальчиков и девочек 13-14 (22 значимых различия), 11-12 (17 значимых

    различий) и 12-13 (15 значимых различий) лет.

    Апробация результатов исследования. Результаты исследования

    докладывались на Международном конгрессе «Социальная психология XXI

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.