Половозрастные различия и динамика представлений подростков о конфликтах
шестибалльной шкале – от «0» до «5»).
2. «Глупый». Таким образом не желают выглядеть 88,35% респондентов
([pic]=3,47).
3. «Слабый». Не хотят выглядеть слабым 86,48% испытуемых ([pic]=3,33).
4. «Смешной». Так выглядеть не желают 86,43% подростков ([pic]=3,13).
5. «Виновный». 83,87% не хотят выглядеть виновным ([pic]=2,77).
Так же можно разбить и желаемые образы, структура которого
соответствует структуре нежелательных образов – своей противоположности
(рис. 63).
1. «Победитель». Так хотели бы выглядеть 92,11% опрошенных ([pic]=4,21).
2. «Сильный». 89,47% подростков хотели бы выглядеть подобным образом
([pic]=3,82).
3. «Умный». Таким образом желали бы выглядеть 89,78% респондентов
([pic]=3,75).
4. «Серьезный». 88,33% подростков хотели бы выглядеть серьезным
([pic]=3,29).
5. «Невиновный». Так желали бы выглядеть 83,2% подростков ([pic]=2,94).
3.4.2. Динамика представлений подростков
Динамика ответов подростков (как мальчиков, так и девочек) на вопросы
об индивидуальных особенностях поведения людей в межличностных конфликтах
характеризуется следующим образом.
С возрастом, по мнению респондентов, происходит уменьшение стремления к
мирному решению конфликтов девочками, увеличением – мальчиками (к 12-13
годам, затем – снижение) (рис. 64, таблицы 16, 17).
|Таблица 16 |
|Сравнение средних значений ([pic]) ответов подростков (N=389) пяти |
|возрастных групп по отдельным шкалам опросника (представления о роли |
|девочек) |
|Шкалы | |Возраст, лет; [pic] |t-критерий Стьюдента |
|Шкалы | |Возраст, лет; [pic] |t-критерий Стьюдента |
|Шкалы | |Возраст, лет; [pic] |t-критерий Стьюдента |
|Шкалы | |Возраст, лет; [pic] |t-критерий Стьюдента |
|Анализируемые параметры |М., |Д., |t-крит|
| |[pic]|[pic]|. |
|Стратегия избегания | |0,07 |0,03 |2,72**|
|Использование мести |1) Девочки |0,38 |0,46 |-3,67*|
| | | | |* |
| |2) Мальчики |0,38 |0,32 |2,51* |
|Способы мести |1) «Не разговаривать» |0,17 |0,26 |-3,31*|
| | | | |* |
| |2) «Оклеветать» |0,18 |0,09 |3,75**|
|Мирное решение |1) Девочки |0,29 |0,36 |-2,22*|
|конфликтов | | | | |
| |2) Мальчики |0,25 |0,14 |4,61**|
| |3) Мамы |0,14 |0,21 |-3,15*|
| | | | |* |
| |4) Папы |0,07 |0,10 |-2,07*|
|Победители в |1) Девочки |0,25 |0,38 |-4,69*|
|конфликтах | | | |* |
| |2) Мальчики |0,52 |0,37 |5,11**|
|Нежелательный образ в |1) «Виновный» |2,57 |2,80 |-1,98*|
| | | | | |
|конфликтах | | | | |
| |2) «Проигравший» |3,39 |3,70 |-2,55*|
|Желательный образ в |1) «Сильный» |3,56 |3,78 |-2,34*|
|конфликтах | | | | |
| |2) «Умный» |3,47 |3,69 |-2,17*|
| |3) «Победитель» |3,84 |4,20 |-3,72*|
| | | | |* |
Выводы по третьей главе
1. В целом, подростки имеют адекватное представление о конфликтах.
Категория «конфликт», в понимании подростков, носит экспрессивно
выраженный характер и соответствует таким категориям, как «драка»,
«ссора», «спор».
2. Суждения о межличностных конфликтах по мере взросления подростков (как
мальчиков, так и девочек) усложняются. Более старшие подростки при
описании конфликтов и их сопровождения дают более развернутые и
сложноподчиненные ответы. Сложность суждений подростков от 10-11 лет к 14-
15 годам возрастает в 3 раза (с 22,06% до 66,67%), причем у девочек более
интенсивно (в 3,8 раза), чем у мальчиков (в 2,2 раза).
3. Подростки представляют межличностный конфликт и процесс его протекания с
различной степенью участия мальчиков и девочек в нем. По мнению
подростков, первыми конфликтную ситуацию осознают девочки, конфликт
инициируют мальчики, к завершению конфликтов чаще стремятся девочки, в
постконфликтном взаимодействии «отходчивость» более свойственна
мальчикам, а «злопамятность» – девочкам, мальчикам более свойственна
физическая и вербальная агрессия, а девочкам – косвенная, в процессе
конфликтного взаимодействия к мести чаще прибегают девочки, к мирному
решению конфликтов также более склонны девочки, выигрывают конфликты чаще
мальчики.
4. Представления мальчиков и девочек характеризуются, в первую очередь,
различной степенью категоричности оценивания сверстников: девочкам
свойственны более максималистские суждения. Это проявляется в
представлениях об осознании конфликтной ситуации, об инициаторах
конфликтов, о завершении конфликтов, о «злопамятности», о применимости
физической агрессии, о применимости мести, о мирном решении конфликтов.
Более максималистские суждения девочек проявляется и при оценивании
испытываемых чувств (обиды) во время и после конфликтов, при оценивании
нежелательных («виновный», «проигравший») и желательных («сильный»,
«умный», «победитель») образов в конфликте. Вместе с тем, пользу от
конфликта мальчики оценивают выше, чем девочки. Исключение также
составляют представления об эскалации конфликтов, где подростки видят
более частыми инициаторами эскалации сверстников противоположного пола, и
представления о победителях в конфликтах, где мальчики дают более
радикальную оценку, чем девочки.
5. Динамика представлений мальчиков и девочек не совпадает по времени
основных изменений. Наибольшие изменения представлений мальчиков
происходят к 6 классу (11-12 лет), а девочек – к 7 классу (12-13 лет),
что проявляется: в изменениях представлений об участниках конфликтных
ситуаций, об участниках конфликтов, об инициаторах конфликтов, об
эскалации конфликтов, о проявлениях агрессивности в конфликте, о пользе и
вреде (в представлениях девочек) конфликтов, о переживаниях во время
конфликтов (чувства злости в представлениях девочек), о инициаторах
мирного разрешения конфликта (в представлениях девочек), о нежелательном
(«смешной») и желательном («победитель») образах (в представлениях
мальчиков).
6. По мнению подростков от младшего к старшему подростковому возрасту
происходит уменьшение конфликтности взаимоотношений разнополых
сверстников и рост конфликтности взаимоотношений однополых сверстников.
Наиболее ярко эти тенденции наблюдаются в следующих представлениях: об
участниках конфликтных ситуаций, об участниках конфликтов, об инициаторах
конфликтов, об эскалации конфликтов, о проявлении агрессивных состояний,
о применимости мести. При этом, в представлениях подростков об участниках
конфликтных ситуаций конфликтогенность взаимоотношений разнополых
сверстников снижается к 14-15 годам, но остается на более высоком уровне,
чем взаимоотношения однополых сверстников, а в остальных случаях –
конфликтогенность взаимоотношений разнополых сверстников, первоначально
более высокая, к 14-15 годам определяется как более низкая, чем
конфликтогенность взаимоотношений однополых сверстников.
7. Наблюдается определенная динамика различий представлений мальчиков и
девочек. Наиболее сильно различаются представления о межличностных
конфликтах мальчиков и девочек 10-11 (обнаружено 30 значимых различий) и
14-15 (28 значимых различий) лет. Меньше различаются представления
мальчиков и девочек 13-14 (22 значимых различия), 11-12 (17 значимых
различий) и 12-13 (15 значимых различий) лет.
Заключение
Проведенное исследование позволило достигнуть цели исследования –
выявить и изучить половозрастную специфику и динамику представлений о
конфликте у подростков.
Была подтверждена основная гипотеза исследования, заключавшаяся в
предположении о том, что если существуют отличия и динамика представлений
подростков разного пола о межличностном конфликте, то они проявляются в
форме и содержании суждений о сути, структуре и динамике конфликтов,
психологических состояниях и переживаниях, их сопровождающих.
Подтверждены также частные гипотезы, заключавшиеся в предположениях о
том, что:
- Подросткам разных возрастов свойственно представление о половой
дифференцированности протекания межличностных конфликтов.
- Существуют гетерохронные отличия в изменениях представлений мальчиков и
девочек о структуре, содержании, динамике и эмоциональном сопровождении
межличностных конфликтов.
- От младшего к старшему подростковому возрасту происходит переход от
гетерогенности к гомогенности конфликтных взаимоотношений.
Были решены поставленные в исследовании задачи:
1. в теоретическом плане – изучены и проанализированы существующие подходы
к изучению межличностных конфликтов подростков; рассмотрены основные
составляющие конфликта: структура конфликта, динамика конфликта,
типология конфликта;
2. в методическом плане – создан и апробирован опросник для исследования
представлений подростков о структурных компонентах, процессе протекания
конфликтов, состояниях, переживаниях людей в конфликтах, оценке
конфликтов, индивидуальных особенностях поведения людей в конфликтах;
3. в эмпирическом плане – описаны и сравнены особенности представлений
подростков разных возрастов и пола о структурных компонентах, процессе
протекания конфликтов, состояниях, переживаниях людей в конфликтах,
оценке конфликтов, индивидуальных особенностях поведения людей в
конфликтах.
Нами был разработан опросник, направленный на выявление представлений
подростков о структурных компонентах, процессе протекания конфликтов,
состояниях, переживаниях людей в конфликтах, оценке конфликтов,
индивидуальных особенностях поведения людей в конфликтах. Опросник включает
в себя 4 блока: во-первых, представления о структурных компонентах
конфликта (представления о конфликтной ситуации, участниках конфликта, цели
и причинах конфликта), во-вторых, представления о процессе протекания
конфликта (представление о возникновении и осознании конфликтной ситуации,
инциденте, эскалации, завершении конфликта, постконфликтной стадии), в-
третьих, представления о состояниях и переживаниях человека в конфликте и
оценке конфликта (представления об использовании агрессии – физической,
вербальной и косвенной, – представления о чувствах, переживаемых во время и
после конфликт, о пользе и вреде конфликта), в-четвертых, представления об
индивидуальных особенностях поведения людей в конфликте (представления о
используемых стратегиях в конфликтном взаимодействии, применимости мести и
используемых способах мести, склонности к мирному решению, желании
определенным образом выглядеть в конфликте, обращении к посреднику для
разрешения конфликтов, победителях конфликтов). Опросник разбит на 2 части
по 59 вопросов для удобства проведения.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Представления о конфликтах являются формой социальных представлений,
которые формируются в процессе первичной социализации и к подростковому
возрасту имеют развернутую структуру и проявляются в форме простых или
сложных суждений, включающих информацию о сути, структуре и динамике
конфликтов, психологических состояниях и переживаниях, их сопровождающих.
2. Социальные представления активно изучаются современной психологией в
русле проблем социального познания (К.А. Абульханова-Славская, Г.М.
Андреева и др.). Наибольшее внимание исследователей обращено к решению
вопросов о роли и функции социальных представлений, анализу процесса их
формирования, изучению структуры. Практически неизученной остается
проблема динамики и половой специфики представлений подростков о
межличностных конфликтах.
3. В целом, подростки имеют адекватное представление о конфликтах.
Категория «конфликт», в понимании подростков, носит экспрессивно
выраженный характер и соответствует таким категориям, как «драка»,
«ссора», «спор».
4. Суждения о межличностных конфликтах по мере взросления подростков (как
мальчиков, так и девочек) усложняются. Более старшие подростки при
описании конфликтов и их сопровождения дают более развернутые и
сложноподчиненные ответы. Сложность суждений подростков от 10-11 лет к 14-
15 годам возрастает в 3 раза (с 22,06% до 66,67%), причем у девочек более
интенсивно (в 3,8 раза), чем у мальчиков (в 2,2 раза).
5. Подростки представляют межличностный конфликт и процесс его протекания с
различной степенью участия мальчиков и девочек в нем. По мнению
подростков, первыми конфликтную ситуацию осознают девочки, конфликт
инициируют мальчики, к завершению конфликтов чаще стремятся девочки, в
постконфликтном взаимодействии «отходчивость» более свойственна
мальчикам, а «злопамятность» – девочкам, мальчикам более свойственна
физическая и вербальная агрессия, а девочкам – косвенная, в процессе
конфликтного взаимодействия к мести чаще прибегают девочки, к мирному
решению конфликтов также более склонны девочки, выигрывают конфликты чаще
мальчики.
6. Представления мальчиков и девочек характеризуются, в первую очередь,
различной степенью категоричности оценивания сверстников: девочкам
свойственны более максималистские суждения. Это проявляется в
представлениях об осознании конфликтной ситуации, об инициаторах
конфликтов, о завершении конфликтов, о «злопамятности», о применимости
физической агрессии, о применимости мести, о мирном решении конфликтов.
Более максималистские суждения девочек проявляется и при оценивании
испытываемых чувств (обиды) во время и после конфликтов, при оценивании
нежелательных («виновный», «проигравший») и желательных («сильный»,
«умный», «победитель») образов в конфликте. Вместе с тем, пользу от
конфликта мальчики оценивают выше, чем девочки. Исключение также
составляют представления об эскалации конфликтов, где подростки видят
более частыми инициаторами эскалации сверстников противоположного пола, и
представления о победителях в конфликтах, где мальчики дают более
радикальную оценку, чем девочки.
7. Динамика представлений мальчиков и девочек не совпадает по времени
основных изменений. Наибольшие изменения представлений мальчиков
происходят к 6 классу (11-12 лет), а девочек – к 7 классу (12-13 лет),
что проявляется: в изменениях представлений об участниках конфликтных
ситуаций, об участниках конфликтов, об инициаторах конфликтов, об
эскалации конфликтов, о проявлениях агрессивности в конфликте, о пользе и
вреде (в представлениях девочек) конфликтов, о переживаниях во время
конфликтов (чувства злости в представлениях девочек), о инициаторах
мирного разрешения конфликта (в представлениях девочек), о нежелательном
(«смешной») и желательном («победитель») образах (в представлениях
мальчиков).
8. По мнению подростков от младшего к старшему подростковому возрасту
происходит уменьшение конфликтности взаимоотношений разнополых
сверстников и рост конфликтности взаимоотношений однополых сверстников.
Наиболее ярко эти тенденции наблюдаются в следующих представлениях: об
участниках конфликтных ситуаций, об участниках конфликтов, об инициаторах
конфликтов, об эскалации конфликтов, о проявлении агрессивных состояний,
о применимости мести. При этом, в представлениях подростков об участниках
конфликтных ситуаций конфликтогенность взаимоотношений разнополых
сверстников снижается к 14-15 годам, но остается на более высоком уровне,
чем взаимоотношения однополых сверстников, а в остальных случаях –
конфликтогенность взаимоотношений разнополых сверстников, первоначально
более высокая, к 14-15 годам определяется как более низкая, чем
конфликтогенность взаимоотношений однополых сверстников.
9. Наблюдается определенная динамика различий представлений мальчиков и
девочек. Наиболее сильно различаются представления о межличностных
конфликтах мальчиков и девочек 10-11 (обнаружено 30 значимых различий) и
14-15 (28 значимых различий) лет. Меньше различаются представления
мальчиков и девочек 13-14 (22 значимых различия), 11-12 (17 значимых
различий) и 12-13 (15 значимых различий) лет.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования
докладывались на Международном конгрессе «Социальная психология XXI
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|