МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Практическая психология

    Практическая психология

    СТОЛИЧНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

    Факультет: психологический.

    Специальность: психология.

    Реферат по дисциплине: Практическая психология.

    Тема: Профессиональная этика практического психолога, как основа его

    деятельности.

    Студентка 3 курса:

    Мозжерина Лилия Владимировна.

    2003 год

    План:

    Введение.

    1.Происхождение профессиональной этики.

    1.1.Профессионализм как нравственная черта личности.

    1.2.Виды профессиональной этики.

    2.Практическая этика как неотъемлемая часть любой профессии.

    2.1.Практическая этика в профессиональной деятельности

    психолога.

    2.2.Этический кодекс практического психолога.

    Заключение.

    Список использованной литературы.

    Введение.

    Конец 20 века принес в нашу жизнь новое явление, которого не

    существовало в ней легально с 1936 года, когда знаменитым для

    педагогов и психологов Постановлением ЦК ВКП(б) была закрыта,

    разрушена, изгнана из социального обихода педология –

    предшественница современной практической психологии.[1] По существу

    через 50 лет начинают появляться люди, которые называют себя

    практическими психологами, и предлагают обществу совершенно

    специфические виды услуг – определение готовности ребенка к школе;

    психологическое обеспечение бизнес – планов; психологическую

    характеристику членов рабочих коллективов и прогноз их

    совместимости и т. п. Кто эти люди? Каков их социальных статус и

    место в системе общественных отношений? По какому праву они берут

    на себя ответственность влиять на индивидуальную и социальную

    жизнь?

    Хотелось бы не только задать эти вопросы, но и попытаться

    ответить на них исходя из следующих соображений:

    -появление любой профессии предполагает ее инструктивную

    регламентацию, т. е. создание социально приемлемых норм ее

    осуществления; естественно, что эти нормы появляются как

    бюрократическая основа определения меры социальной и личной

    ответственности профессионала за его действия;

    -профессии, связанные с воздействием на человека, имплицитно

    несут в себе обобщенную модель человеческой жизни, где отношения с

    другим человеком (профессионалом в том числе) предполагают

    использование особой информации – информации об индивидуальной

    судьбе человека;

    -использование этой информации делает границы человеческого «Я»

    очень уязвимыми; это явление многократно описывалось в философской

    и психологической литературе как явление отчуждения человека от

    собственной жизни;

    -появляется (через стандартизацию профессиональных действий с

    человеком) реальная опасность обесценивания качеств человеческой

    жизни как индивидуальности (проблема массового человека, среднего

    человека, типичного человека);

    -существует опасность превращения профессионала, берущего на

    себя ответственность за изменение индивидуальной судьбы, в

    человека, которому будут передаваться все виды ответственности за

    качества индивидуальной жизни по типу: «Психолог (или кто – то

    другой) сказал так, я так делал (думал, чувствовал), но ничего (что

    – то) не получилось…(или получилось плохо)».

    Эти соображения возникли в результате анализа тех проблем, с

    которыми сталкиваются психологи в своей ежедневной профессиональной

    деятельности.

    Думается, что ответы на поставленные вопросы надо попробовать

    искать в анализе таких направлений организации жизни человеческого

    сообщества как: область практической этики и практической

    психологии как профессиональной деятельности.

    Попробуем это аргументировать. Профессиональная деятельность

    человека в отличие от других видов деятельности (учебной, игровой,

    общения) состоит в том, что она предполагает обязательную рефлексию

    на содержание предмета профессиональной деятельности. При этом

    совершенно не принципиально, в этом смысле. Физическое отличие

    предметов профессиональной деятельности. Освоение профессии

    предполагает включение ее предмета в содержание Я – концепции

    человека. Естественно, что варианты этого будут бесконечно

    разнообразны, но, тем не менее, в них есть то принципиально общее,

    что конституирует предмет одной профессиональной деятельности в

    отличие от другой.

    На уровне Я – концепции человека это переживается как

    рефлексивно обоснованные ограничения на свои профессиональные

    действия. Знаменитое умение сказать себе и другим: «Это я не умею,

    это я умею плохо, это я умею посредственно». За этими ограничениями

    скрывается не только локус контроля, область профессиональной

    ответственности, но и потенциальная возможность для

    профессионального совершенствования – преодоление «не умею».

    Появление профессии психолога в начале века было связано с

    социальными задачами максимального использования индивидуальных

    ресурсов человека в трудовой и учебной деятельности: человек должен

    был хорошо работать и хорошо учиться. Это нашло свое отражение в

    истории психологии труда и в истории психологии обучения. В

    конечном итоге это позволило появиться целой отрасли

    психологического знания – психологии индивидуальных различий.

    По существу, психолог на заре существования этой профессии

    начинал работать с одной из важнейших характеристик индивидуальной

    жизни – с характеристикой перспективы личного развития, беря таким

    образом (пусть даже временно) ответственность за определение этой

    перспективы в достаточно конкретных проявлениях успешности

    осуществления учебной или трудовой деятельности.

    ...Личность характеризуется не только тем,

    что она делает, но и тем, как она это делает

    1.Происхождение профессиональной этики.

    Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить

    взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда

    и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад

    обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о

    взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами

    общества. Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали

    К.Маркс и Ф. Энгельс.

    Возникновение первых профессионально-этических кодексов

    относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях

    становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые

    констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований

    по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.

    Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех

    членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие

    профессионально-этические кодексы, как "Клятва Гиппократа",

    нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции,

    известны гораздо раньше.

    Появление профессиональной этики во времени предшествовало

    созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт,

    необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной

    профессии приводили к осознанию и оформлению определенных

    требований профессиональной этики. Профессиональная этика,

    возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем

    уже развивалась на основе обобщенной практике поведения

    представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения

    содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения,

    так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это

    свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому

    сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в

    становлении и усвоении норм профессиональной этики играет

    общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу

    становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений.

    Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания

    существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной

    этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии

    преемственности основных этических норм, выработанных

    представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

    1.1.Профессионализм как нравственная черта личности.

    Профессиональная этика - это совокупность моральных норм,

    которые определяют отношение человека к своему профессиональному

    долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере

    регулирует профессиональная этика. Общество может нормально

    функционировать и развиваться только в результате непрерывного

    процесса производства материальных и ценностей.

    Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения,

    предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между

    людьми и способы обоснования данных кодексов.

    Профессиональная этика изучает:

    - отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в

    отдельности;

    - нравственные качества личности специалиста, которые

    обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

    - взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те

    специфические нравственные нормы, свойственные для данной

    профессии;

    - особенности профессионального воспитания.

    Профессионализм и отношение к труду являются важными

    характеристиками морального облика личности. Они имеют

    первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но

    на различных этапах исторического развития их содержание и оценка

    существенно различались. В классовом обществе они определялись

    социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного

    и физического труда, наличием привилегированных и

    непривилегированных профессий. О классовом характере морали в сфере

    труда свидетельствует написанная в первой трети II века до н.э.

    христианская библейская книга "Мудрость Иисуса, сына Сирахова", в

    которой есть поучение о том, как следует относиться к рабу: "корм,

    палка и бремя - для осла; хлеб, наказание и дело - для раба.

    Занимай раба работою и будешь иметь покой; ослабь руки ему - и он

    будет искать свободы". В Древней Греции физический труд по ценности

    и значимости находился на самой нижней оценке. А в феодальном

    обществе религия рассматривала труд как наказание за первородный

    грех, а рай представлялся как вечная жизнь без труда. При

    капитализме отчуждение рабочих от средств производства и

    результатов труда порождало два типа нравственности: хищнически-

    грабительскую капиталистическую и коллективистски-

    освободительскую рабочего класса, распространявшуюся и на сферу

    труда. Об этом пишет Ф.Энгельс " ... каждый класс и даже профессия

    имеют свою мораль".

    Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения

    своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на

    формирование профессиональной этики. В процессе труда меду людьми

    складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд

    элементов, присущих всем видам профессиональной этики.

    Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам

    трудового процесса,

    Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в

    области непосредственного соприкосновения интересов

    профессиональных групп друг с другом и обществом.

    Профессиональная этика не является следствием неравенства в

    степени моральности различных профессиональных групп. Просто к

    некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет

    повышенные моральные требования. В основном это такие

    профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует

    согласованности действий всех его участников. Уделяется особое

    внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны

    с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об

    уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении

    своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг,

    транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая

    деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не

    поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках

    служебных инструкций. Она по своему существу является творческой.

    Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные

    отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с

    людьми - объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность

    приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные

    качества работника как один из ведущих элементов его

    профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть

    конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом

    специфики его профессии. Таким образом, профессиональная мораль

    должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали.

    Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих

    моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение

    работника к профессиональным обязанностям представляет опасность

    для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном

    счете, и к деградации самой личности.

    Сейчас в России выявляется необходимость выработки нового типа

    профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой

    активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет, прежде

    всего, о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего

    подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом

    обществе.

    В современном обществе личностные качества индивида начинаются

    с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня

    профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную

    актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной

    этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы

    как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам,

    ответственность за результаты своего труда.

    1.2.Виды профессиональной этики.

    Каждому роду человеческой деятельности (научной,

    педагогической, художественной и т.д.) соответствуют определенные

    виды профессиональной этики.

    Профессиональные виды этики - это те специфические особенности

    профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно

    на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в

    обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает

    многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой

    профессии какое-то особое значение приобретают те или иные

    профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы

    - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности

    на основе этических идеалов.

    Основными видами профессиональной этики являются: врачебная

    этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника,

    предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики

    определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои

    специфические требования в области морали. Так, например, этика

    ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества,

    как научную добросовестность, личную честность, и, конечно же,

    патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости,

    откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности),

    верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы

    требует четкого выполнения служебного долга, мужества,

    дисциплинированности, преданности Родине. Остановимся на

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.