МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Предмет психологии, ее задачи и методы

    Предмет психологии, ее задачи и методы

    Московский институт Медико-социальной реабилитологии

    Реферат по психологии

    На тему:

    “Предмет психологии, ее задачи и методы”

    Выполнила студентка 1 курса

    Факультет: “Клиническая психология”

    Минашкина А.Е.

    Москва

    2003

    Оглавление

    > Исторические предпосылки возникновения понятия “психика”

    > Представление о душе

    > Предмет и объекты психологии, основные формы психологических явлений

    > Клиническая психология как отрасль психологической науки

    > Основные методы исследования в психологии

    > Краткое содержание и выводы

    > Список использованной литературы.

    Исторические предпосылки возникновения понятия “психика”.

    Каждая конкретная наука имеет свои особенности, которые отличают ее от

    других дисциплин. Издавна явления, изучаемые психологией, выделялись и

    отграничивались от других проявлений жизни как особые явления. Их особый

    характер усматривался в принадлежности их к внутреннему миру человека,

    который существенно отличается от внешней действительности, от того, что

    человека окружает. Постепенно все эти явления группировались под названиями

    “восприятие”, “память”, “мышление”, “воля”, “эмоции” и другими, в

    совокупности образуя то, что и именуется психикой, т.е. внутренним миром

    человека, его душевной жизнью. Изучение и описание закономерностей этого

    внутреннего мира человека и относится к ведению психологии как научной

    дисциплины.

    Понятие “психология” имеет как научный, так и житейский смысл.

    Официальное оформление научная психология получила сравнительно

    недавно – в 1879 году, когда немецкий психолог Вильгельм Вундт (Wundt)

    открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии и стал

    выпускать специальный психологический журнал. До этого, а это почти 2,5

    тысячи лет, психологические знания развивались в рамках философских учений

    о душе.

    Своим названием психология обязана греческой мифологии, а именно мифу

    о любви смертной земной женщины Психеи и Эрота, сына богини Афродиты.

    Психея обрела бессмертие и стала равной богам, стойко выдержав все

    испытания, которым подвергла ее разгневанная Афродита. Для греков этот миф

    был образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому

    Психей – смертный человек, обретший бессмертие, - стала символом души,

    ищущий свой идеал.

    Однако житейские психологические знания очень приблизительны,

    расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. В чем состоит это

    отличие?

    Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к

    конкретным ситуациям, людям, задачам.

    Во-вторых, житейские психологические знания носят интуитивный

    характер.

    Это обусловлено способом их получения – случайным опытом и его субъективным

    анализом на бессознательном уровне.

    В-третьих, существуют различия в способах передачи знаний. Как

    правило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто

    эта передача просто невозможна. Как пишет Ю.Б.Гиппенрейтер, “вечная

    проблема “отцов и детей” состоит как раз в том, что дети не могут и даже не

    хотят перенимать опыт отцов”.

    В-четвертых, научная психология располагает обширным, разнообразным и

    подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни

    одному носителю житейской психологии.

    Психология возникла на стыке естественных наук и философии, поэтому до

    сих пор точно не определено, считать ли психологию естественной наукой или

    гуманитарной. В целом психология относится к естественным наукам, хотя

    многие исследователи полагают, что психология должна занимать особое место

    в системе наук.

    Ей отводится особое место также и потому, что психика, как свойство

    самой высокоорганизованной материи мозга, самое сложное, что пока известно

    человечеству. Кроме того, в психологии, в отличии от других наук, как бы

    сливаются объект и субъект познания. Те же психические функции и

    способности, которые служат нам для познания и освоения внешнего мира,

    образуются на познании самого себя, своего “Я”, и сами они становятся

    предметом осознания и осмысления. Следует также отметить, что, исследуя

    самого себя, человек не только познает себя, но и изменяет себя. Можно даже

    сказать, что психология – это наука не только познающая, но и

    конструирующая, созидающая человека.

    Слово “психология” в переводе с древнегреческого буквально означает

    “наука о душе” (psyche-“душа”, “logos – “понятие”, “изучение”). В научном

    употреблении термин “психология” появился в 16 веке. Первоначально он

    относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых

    душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек

    легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения.

    Позднее, в 17-19 вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает

    в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Однако

    выяснение специфики явлений, которые изучает психология, весьма затруднено,

    а их понимание во многом зависит от мировоззрения исследователя.

    Представление о душе.

    Душа (психея, психика) – сложное информационно-энергетическое единство

    сознательного и несознательного в человеке.

    Мысль о независимости души от тела и ее нематериальном происхождении

    возникла в древности. Наши предки предполагали, что в теле человека

    заключено другое невидимое существо (“тень”), занятое расшифровкой того,

    что поступает в органы чувств. Эту “тень”, или “душу”, наделяли

    способностью выходить на волю и жить собственной жизнью во время сна, а

    также после смерти человека.

    Прошлые цивилизации придумали себе богов и богинь, которые вмешиваются

    в жизнь людей, заставляя их влюбляться, злиться или быть смелыми. Душой

    наделялся и окружающий мир – анимизм (от лат. Anima – “душа”). В 6 веке до

    н.э. греческие философы уже сознавали, что все эти представления основаны

    на мифах. Тем не менее, они были убеждены, что в каждом человеке есть

    нечто, позволяющее ему думать, волноваться.

    Понятие “анимизм” обозначает не какую-то научную или религиозную

    доктрину, а рассматривается как определенный исторический тип

    мировоззрения.

    Предмет и объекты психологии, основные формы психических явлений.

    Психика человека – субъективное отражение объективного мира,

    являющееся свойством высокоорганизованной материи (мозга).

    Психика проявляется во внешнем поведении и практической деятельности

    людей, поэтому поведение и деятельность человека выступают в качестве

    основных объектов психологии.

    Предметом психологии является изучение закономерностей развития

    психики, т.е. психического явления.

    Психические явления обычно понимаются как факты нашего внутреннего

    (субъективного) опыта. Их легко обнаружить у самого себя, стоит только

    обратить взор “внутрь себя”.

    Субъективные психические явления, как проявления целостной личности,

    не являются чем-то самостоятельным и изолированным. Однако в психологии из

    методологических соображений и для удобства изучения их принято

    подразделять на три основных группы:

    V Психические процессы – ощущения, восприятие, память, мышление,

    воображение, эмоции и др.;

    V Психические состояния – активность, бодрость, пассивность,

    усталость, тревожность, радость и др.;

    V Психические свойства личности – характер, темперамент, способности и

    др.

    Так, аффект может рассматриваться и как психический процесс, поскольку

    в нем выражена динамика чувств, и как психическое состояние, так как он

    характеризует психику в данный момент, и как проявление психических

    свойств личности – вспыльчивости, гневливости. Взаимосвязь психических

    явлений знакома каждому человеку, поскольку он повседневно встречается

    с умом, чувствами, характером и другими психическими особенностями

    окружающих его людей. Каждый из нас может отдавать себе отчет и о своих

    личных психологических качествах – внимании, памяти, способностях или

    речи.

    |Психика |

    Схема взаимодействия психических процессов, состояний и свойств

    личности человека.

    Клиническая психология как отрасль психологической науки.

    В современной отечественной медицине и психологии термины

    “клиническая психология” и “медицинская психология” чаще всего

    используются и понимаются как синонимы, хотя в ряде стран мира, да и в

    нашей стране, среди специалистов существует разграничения этих понятий.

    Клиническая психология – отрасль психологии, которая

    сформировалась на стыке с медициной, она использует знания

    психологических закономерностей в медицинской практике: в диагностике,

    лечении и профилактике заболеваний.

    Из этого следует, что клиническая психология изучает все

    психологические проблемы больных людей на разных этапах их жизни и

    болезни, а в более широком понимании – изучает весь динамизм

    благотворных или пагубных влияний многообразно меняющийся личности

    человека и межличностных отношений на его здоровье и болезнь.

    В России вопросы медицинской психологии стали изучаться и

    разрабатываться практически параллельно с организацией первых

    психологических лабораторий. Всего через 7 лет после основания

    В.Вундтом лаборатории в Лейпцигском университете В.М.Бехтеревым в 1886

    г. Аналогичная лаборатория создается в Казани на базе клиники для

    душевнобольных. В конце 1893 г. В.М.Бехтерев был избран профессором

    Военно-медицинской академии и переехал в Петербург, где также

    организовал лабораторию экспериментальной психологии при клинике

    душевных и нервных болезней. Вскоре подобные лаборатории организуются в

    Юрьеве (Тарту,1894), Москве (1895), Харькове (1897) и других городах

    России.

    В Москве психологическая лаборатория организована известным

    психиатром С.С.Корсаковым. Специальный курс психологии для студентов-

    медиков он еще за год до открытия лаборатории поручил читать своему

    ассистенту А.А.Токарскому, в дальнейшем заведующему лабораторией.

    Общая клиническая психология разрабатывает проблемы основных

    закономерностей психологии больного человека (критерии нормальной и

    измененной болезнью психики), проблемы психологии врача (медицинского

    работника, психолога или специалиста по социальной работе) и психологии

    самого лечебно-оздоровительного процесса. Кроме того, в общей

    клинической психологии разрабатывается учение о взаимоотношениях

    психического и соматического в человеке (психосоматические и

    соматопсихические взаимоотношения), медицинские аспекты учения об

    индивидуальности (темперамент, характер, личность) и этапах ее

    постнатального онтогенеза (возрастная клиническая психология), а также

    рассматриваются наиболее общие психологические проблемы психогигиены,

    психопрофилактики и медицинской деонтологии.

    Основные методы исследования в психологии.

    Решение своих задач психология осуществляет посредством

    использования определенных приемов, способов, которые выступают как

    методы психологического исследования. Методы психологических

    исследований также обнаруживают зависимость от основных теоретических

    принципов, лежащих в основе предмета психологии, и конкретных задач,

    которые она решает.

    Как и все естественные науки, психология располагает двумя

    основными методами получения психологических фактов: методом наблюдения

    (описательный метод) и методом эксперимента.

    Каждый из этих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но

    не изменяют их сущность.

    Описательные методы отводят исследователю роль наблюдателя,

    который никогда не вмешивается в наблюдаемое явление и лишь описывает

    его как можно более объективно. Наблюдение – это систематическое,

    целенаправленное отслеживание проявлений психики человека в

    определенных условиях.

    Задачами наблюдения может быть изучение психологических

    особенностей не только отдельной личности, но и целого коллектива.

    Эксперимент является наиболее эффективным способом выявления

    причинно-следственной зависимости между изучаемыми переменными.

    Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством

    исследователя в ситуацию. Под переменной понимается любая реальность,

    которая может изменяться в экспериментальной ситуации. Таким образом,

    эксперимент в психологии заключается в том, что намеренно создаются и

    видоизменяются условия, в которых действует испытуемый, ставятся перед

    ними определенные задачи, и по тому, как они решаются, судят о

    возникающих при этом психических явлениях.

    Кроме основных методов исследования, в психологии применяют также

    и ряд дополнительных методов. К ним относятся методов тестов,

    моделирование, метод анализа продуктов деятельности человека и беседа

    (опрос).

    Краткое содержание и выводы.

    Психология – относительно молодая наука, однако ее исторические

    предпосылки уходят в глубокую древность. На основе стихийных

    размышлений о смерти, снах и ведениях в первобытном обществе сложилось

    анимистическое представление о душе. Учение о душе в дальнейшем научно

    разрабатывалось в рамках философии практически вплоть до 1879 г., когда

    В.Вундт, обобщив новейшие научные достижения своего времени (прежде

    всего, в физиологии), “создал” новую, научную психологию.

    Предметом психологии является изучение сугубо объективных

    психических явлений, которые протекают внутри субъекта. Именно в этом

    заключается сложность объективного изучения внутреннего мира человека,

    и в связи с этим возникла критика метода интроспекции (самонаблюдения),

    предложенного В.Вундтом в качестве основного инструмента его изучения.

    Психология является весьма разветвленной отраслью знаний.

    Современная клиническая (медицинская) психология, являясь одной из

    отраслей психологии, сама по себе также является чрезвычайно

    разветвленной прикладной областью психологии на ее стыке с медициной. В

    своем составе она имеет множество и самостоятельных разделов:

    нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику и др.

    Начала научной клинической психологии принято считать 1896 г.,

    когда Л.Уитмиром в США была открыта первая психологическая клиника, а

    затем стал издаваться специальный научный журнал. В России вопросы

    медицинской психологии развиваются практически параллельно с

    организацией психологических лабораторий; первая лаборатория создается

    в 1886 г. В.М.Бехтеревым в психиатрической клинике Казанского

    университета.

    Список использованной литературы:

    . Клиническая психология; Сидоров П.И., Парняков А.В., учебник. – 2-

    е изд., дополн. – М.:ГЭОТАР-МЕД 2002

    . Жить, чтобы выжить и выжить, чтобы жить: Учебное пособие. Москва:

    Мега Нэт. Т.С.Алферова, Г.В.Котлярова, В.Б.Гаптов

    . Общая психология. – СПб.:Питер,2001.Маклаков А.Г.

    . Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.:”Черо”.

    Гиппенрейтер Ю.Б.

    [pic]

    -----------------------

    Психические процессы

    Психические состояния

    Психические свойства личности


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.