Предусмотрительное поведение: явления и механизмы
Предусмотрительное поведение: явления и механизмы
Московский государственный университет
им. М.В.Ломоносова
Факультет психологии
Дипломная работа
Тема: Предусмотрительное поведение: явление и механизмы
|Выполнила: студентка 6 к. в/о Копелева М.А. |
|Научный руководитель: С.Л.Новоселова |
|кандидат психологиченских наук, |
|действительный член РАЕН. |
Москва 2001
СОДЕРЖАНИЕ
|Введение………………………………………………………………………... |3 |
|Глава 1. Обзор литературных источников по проблеме | |
|предусмотрительного поведения……………………………………………….………… |8 |
|1.1 Филогенетические тенденции в развитии | |
|предусмотрительности…..………………...……………………..……. |8 |
|1.2 Данные, позволяющие реконструировать развитие явления | |
|предусмотрительности в антропогенезе……...……………………..... |21 |
|1.3. Формирование и развитие предусмотрительности в | |
|онтогенезе человека……...…………………………………………….. |30 |
|1.4. Проблемы и методы исследования……………………………….. |47 |
|Глава 2. Явление предусмотрительности в эксперименте с | |
|детьми дошкольниками………..………………………………………. |48 |
|Глава 3. Предусмотрительность и ее альтернатива в поведении | |
|взрослых: | |
|3.1 Методика наблюдения. Механизмы и правила игры.………..….. |55 |
|3.2. Интервью с работниками казино (крупье)….……….…………… |56 |
|3.3. Обсуждение данных….……………………………….…………… |57 |
|Выводы….……………………………………………………… |60 |
|Библиография…………..………………………………………………………. |61 |
|Приложения…………..………………………………………………………… |65 |
Введение.
Тема исследования данной работы – изучение феномена
предусмотрительности на основе анализа литературы и проведения эксперимента
с детьми старшего дошкольного возраста. Возможное объяснение механизмов
предусмотрительного поведения на основе анализа способностей к установлению
причинно-следственных связей, которые и лежат в основе феномена
предусмотрительности. Возможно, проведенный анализ позволит перенести
изучение и исследование данной проблематики на разные сферы человеческой
жизнедеятельности (профессиональные, социальные и другие уровни), т.к. в
деятельности человека трудно найти такие ситуации, в которых
предусмотрительность не играла бы существенной роли. Можно сказать, что
предусмотрительность, как психологический феномен, имеет универсальное
значение для всех сторон деятельности.
Проблема предусмотрительности неотделима от всей проблематики
психологической науки. В исследованиях восприятия и мышления, и творческой
деятельности, и в анализе нейрофизиологических механизмов психики, и других
сферах неизбежно встает вопрос о предусмотрительности, предвидении,
антиципации, экстраполяции, апперцепции. «Этими терминами разные авторы
(исследователи) обозначают одно и тоже психическое явление, один и тот же
психический процесс»./53/.
Предусмотрительность, установление причинно-следственных связей
(анализ прошлого, настоящего и будущего одновременно) применительно к
человеку определяется термином «антиципация». Антиципация по определению
Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова – «это способность (в самом широком смысле)
действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-
пространственным упреждением в отношении ожидаемых будущих событий» (и
имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека)./34/.
Сам термин «антиципация» был введен В. Вундтом, однако проблема
антиципации и в целом предусмотрительности изучалась очень слабо. Слабый
интерес к этой проблеме за рубежом может быть объяснен господством
бихевиористской парадигмы в психологии (и принципа реактивности субъекта).
Однако, в последнее время ситуация несколько изменилась, накопленные
эмпирические данные и разработка новых подходов таких как когнитивный,
информационный, экологический и др., потребовали введения категории
будущего, обозначенная терминами апперцепции, предвосхищения, упреждения,
предсказания и планирования, что возобновило интерес к феномену
предусмотрительности (антиципации), но к сожалению скорее узко
направленный, в большей степени этим феноменом интересуется инженерная
психология, тогда как предусмотрительность имеет большое значение для всех
сторон деятельности человека.
При изучении и анализе явления предусмотрительности (как и любой
другой психологической проблемы) наиболее адекватным, как мне кажется,
является культурно-генетический метод, предложенный Л.С. Выготским.
Еще на заре советской психологии П.П. Блонский указал на необходимость
понять поведение как историю поведения. Историзм вслед за П.П. Блонским
исповедывал Л.С. Выготский в своей культурно-исторической концепции. Из нее
первоначально исходил и А.Н. Леонтьев. /32/. Л.С. Выготский пошел дальше
П.П. Блонского, введя еще и генетический принцип и сформировав культурно-
генетический метод. Анализируя подход Л.С. Выготского и ссылаясь на него
Пузырей в кн. «Культурно-историческая теория Выготского и современная
психология» пишет: «психологии необходимо разработать метод анализа,
истолкования этих объективированных форм существования психики, т.е. способ
воссоздания, реконструкции психического плана по его косвенным выражениям
на основе прежде установленных закономерностей». /46/. Так в экспериментах
Л.С. Выготского исследуются не сами высшие психические функции, а процесс
их генезиса, образования.
В.В. Давыдов в кн. «Теории развития обучения» подчеркивал: «подлинный
смысл теории Л.С. Выготского состоит в следующем: детерминанты деятельности
и сознания человека лежат в исторически развивающейся культуре, воплощенной
в различных знаковых системах. На одном полюсе его теории – исторически
развивающаяся родовая, т.е. коллективная деятельность людей, на другом –
индивидуальная человеческая деятельность». /19/. Сам же Л.С. Выготский
подчеркивал, что психические закономерности жизнедеятельности современных
людей можно правильно понять лишь при учете, что их поведение является
результатом двух слитых в онтогенезе процессов: биологической эволюции
человека как представителя органического мира и культурного развития
человека как носителя разума на земле /44/. В основу своих исследований
Л.С. Выготский кладет три определяющих момента:
1. Анализ процесса (противопоставляется анализу вещи), «который по сути
дела сводится к динамическому развертыванию главных моментов, образующих
историческое течение данного процесса» /14/.
2. «Истинная задача анализа во всякой науке есть именно вскрытие реальных
казуально – динамических отношений и связей, лежащих в основе каких-
нибудь явлений. Необходим кондиционально-генетический анализ, т.к. он
исходит из вскрытия реальных связей, скрывающихся за внешним обнаружением
какого-нибудь процесса. Этот анализ спрашивает о возникновении и
исчезновении, о причинах и условиях, и о всех тех реальных отношениях,
которые лежат в основе какого-нибудь явления. Здесь фенотипические
особенности процесса ставятся в подчиненное положение по отношению к их
действительному происхождению» /там же стр. 97/.
3. При исследовании омертвевших, окаменелых процессов, явлений
(автоматизированные и механизированные психические процессы), которые
утрачивают свой первоначальный облик и все признаки своего происхождения
необходимо «превратить вещь в движение, окаменелость в процесс. Для этого
исследователю приходится переделывать автоматический, механизированный,
омертвевший характер высшей формы и возвращать ее историческое развитие
вспять, чтобы иметь возможность проследить процесс ее возникновения (т.е.
динамический анализ – путем указания на происхождение)». /там же стр.
99/.
Но не только Л.С. Выготский отмечал необходимость исследования явлений
в процессе их развития. Так К.Э. Фабри в кн. «Основы зоопсихологии»
отмечает, что психическую деятельность можно познать только в процессе ее
развития и поэтому основное внимание зоопсихолога должно быть обращено на
индивидуальное и историческое становление поведения животных. /56/.
Рубинштейн высоко оценивал одно из исходных фундаментальных положений
французской социологической школы, утверждающее качественные изменения
человеческой психики в процессе социально – исторического развития (хотя их
представления об этом развитии и представлены несколько однобоко). Философ
А.Ф. Лосев в кн. «Бытие, имя, космос» пишет: «без истории мы подобны
кротам» /35/. Эта метафора очень хорошо раскрывает проблему подхода к
изучению того или иного явления (т.е. нельзя познать явление без истории
его развития, что включает в нашей работе: филогенетическое,
антропогенетическое, онтогенетическое и культурное развитие). Только
учитывая перечисленные аспекты, мы можем подойти к «разгадке», а точнее,
попытаться понять, что же скрывается за понятием «предусмотрительность».
Актуальность данной проблемы.
Актуальность изучения проблемы предусмотрительности заключается в том,
что предусмотрительность, предвосхищение, установление причинно-
следственных связей является непременным условием взаимодействия организма
с миром (со средой в частности). Можно сказать, что от степени развитости
этого процесса зависит адаптация организма (в том числе и человека) к
социально – природным свойствам мира. Здесь встает важная проблема о
возможном воспитании предусмотрительности вообще или применительно к той
или иной конкретной (практической) сфере жизни (например, в проф. сфере).
Другой аспект – изучение причин отсутствия предусмотрительности в
критических (стрессовых) ситуациях, чем обусловлена ситуативность
проявления феномена предусмотрительности на разных стадиях
онтогенетического развития, на разных уровнях профессиональной и социальной
жизни, а так же с чем связано неверное установление причинно-следственных
связей на разных уровнях и в разных сферах жизни. Изучение проблемы
предусмотрительности имеет широкое социальное значение, так как в жизни
человека встречается много конфликтных ситуаций, для разрешения которых
необходим учет причинно-следственных связей и предвидение последствий
собственных действий. Это относится и к политической сфере, где мы часто
можем наблюдать алогичное поведение и деятельность политиков. Здесь
возникает вопрос «почему?», а ответить на этот вопрос может только изучение
феномена предусмотрительности, всех его составляющих, его проявление в той
или иной ситуации, от чего это зависит.
Цель работы.
На основе анализа литературных источников проследить путь
возникновения, формирования и развития феномена предусмотрительности;
соотнести этот процесс с разными стадиями развития психики:
филогенетической, антропогенетической и онтогенетической.
На основе анализа литературных данных и анализа проведенного
эксперимента с детьми рассмотретить генезис предусмотрительного поведения
как явления и исследовать возможные механизмы.
Определить возможности детей старшего дошкольного возраста улавливать
причинно-следственные связи.
Изучение феномена предусмотрительности и установление причинно-
следственных связей в экстремальной ситуации, в частности в ситуации игры в
казино на основе интервью с работниками (крупье) казино.
Объект исследования:
Дети – старшего дошкольного возраста.
Взрослые, игроки казино.
Предмет исследования:
Предусмотрительное поведение. Отражение детьми в речевой форме
причинно-следственных связей, возникающих в процессе их деятельности.
Причинно-следственные связи, устанавлеваемые клиентами казино в процессе
игры.
Гипотеза исследования:
Предположение о том, что дети старшего дошкольного возраста способны
улавливать причинно-следственные связи в ходе собственных действий,
основываясь на прошлом опыте и знаниях, полученных в ходе воспитания.
Предположение о том, что в ситуации азартной игры в казино человек
основывается на мифологическом мышлении, не учитывая причинно-следственных
связей.
Задачи исследования:
Провести анализ литературных источников по темы нашего исследования.
Провести лабораторный эксперимент, направленный на изучение
формирования предусмотрительного поведения.
Проведение интервью с работниками казино, направленное на изучение
проявления предусмотрительности в ситуации игры в казино.
Методы исследования:
Метод теоретического анализа психологической литературы.
Метод лабораторного (максимально приближенного к естественному)
эксперимента /экспериментальная методика С.Л.Новоселовой/.
Метод наблюдения за действиями и высказываниями испытуемых в ходе
эксперимента.
Метод беседы с детьми, принимавшими участие в эксперименте, по
окончании эксперимента.
Интервью с работниками казино /должность – крупье/.
Глава 1. Обзор литературных источников по проблеме предусмотрительное
поведение.
1.1 Филогенетические тенденции в развитии предусмотрительности.
«Психология животных несравненно менее
обращала на себя внимание ученых
естествоиспытателей, нежели их форма.
Животная психология должна завершить,
увенчать сравнительную анатомию и
физиологию; она должна представить
дочеловеческую феноменологию
развертывающегося сознания; ее конец – при
начале психологии человека, в которой она
вливается, как венозная кровь в легкие, для
того, чтобы одухотвориться и сделаться алой
кровью, текущей в артериях истории». /17/.
Сравнительная психология животных дает возможность понять
биологические предпосылки человеческой психики, а сравнительный анализ
психики животных и человека позволяет выявить специфические особенности
сложных форм психики человека. «Психика животных недоступна
непосредственному наблюдению, ее также невозможно изучить методом
интроспекции. Но животные своеобразно отражают явления объективного мира,
их психика раскрывается в поведении. По поведению мы можем судить об их
восприятиях, мы можем точно измерить пороги их ощущений, объективно оценить
своеобразие их памяти, зафиксировать эмоциональные проявления, описать их
унаследованные сложные формы поведения – инстинкты, или индивидуально
приобретенные навыки, или, наконец, способность улавливать связи и
соотношения между предметами – интеллект». /48/. Именно этот последний
аспект поведения животных и интересует нас в данной работе. Вряд ли было бы
разумно предположить, что феномен предусмотрительности проявляющийся у
человека – это преобразованная, усовершенствованная в ходе эволюции
инстинктивная (врожденная) форма поведения животных. Необходимо упомянуть,
что на разных ступенях эволюции психические явления (память, эмоции,
интеллект и др.) имеют разное качественное содержание, следовательно и
способность животных устанавливать связи и отношения между предметами будет
иметь различное качественное наполнение на разных эволюционных ступенях.
А.Н. Северцев говорит об огромном значении психической деятельности в
общей эволюции и отмечает, что животные приспосабливаются к изменениям
среды не только морфологическими и функциональными изменениями, но и
изменениями поведения как наследственного, так и индивидуально
приобретенного или «разумного типа». Рассматривая проблему врожденности
психических способностей А.Н. Северцев пишет: «О психических действиях
разумного типа можно сказать: сами действия не наследственны, но
способность к ним является наследственной» /51/. Можно сказать, что А.Н.
Северцев, по сути, проводит ограничения, связанные с развитостью психики на
различных эволюционных ступенях. В доказательство этого К.Э. Фабри
отмечает, что формирование эффективных программ предстоящих действий
является результатом комплексных процессов сопоставления и оценки
внутренних и внешних раздражителей, видового и индивидуального опыта,
регистрации параметров совершаемых действий и проверки их результатов,
наличие же таких возможностей является показателями психического уровня
животных.
Наиболее характерное свойство элементарной рассудочной деятельности
животных – «их способность улавливать простейшие эмпирические законы,
связывающие предметы и явления окружающей среды, и возможность оперировать
этими законами при построении программ поведения в новых ситуациях» /25/.
Как пишет Л.В. Крушинский: «Способность к элементарному мышлению не только
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|