МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Предусмотрительное поведение: явления и механизмы

    Предусмотрительное поведение: явления и механизмы

    Московский государственный университет

    им. М.В.Ломоносова

    Факультет психологии

    Дипломная работа

    Тема: Предусмотрительное поведение: явление и механизмы

    |Выполнила: студентка 6 к. в/о Копелева М.А. |

    |Научный руководитель: С.Л.Новоселова |

    |кандидат психологиченских наук, |

    |действительный член РАЕН. |

    Москва 2001

    СОДЕРЖАНИЕ

    |Введение………………………………………………………………………... |3 |

    |Глава 1. Обзор литературных источников по проблеме | |

    |предусмотрительного поведения……………………………………………….………… |8 |

    |1.1 Филогенетические тенденции в развитии | |

    |предусмотрительности…..………………...……………………..……. |8 |

    |1.2 Данные, позволяющие реконструировать развитие явления | |

    |предусмотрительности в антропогенезе……...……………………..... |21 |

    |1.3. Формирование и развитие предусмотрительности в | |

    |онтогенезе человека……...…………………………………………….. |30 |

    |1.4. Проблемы и методы исследования……………………………….. |47 |

    |Глава 2. Явление предусмотрительности в эксперименте с | |

    |детьми дошкольниками………..………………………………………. |48 |

    |Глава 3. Предусмотрительность и ее альтернатива в поведении | |

    |взрослых: | |

    |3.1 Методика наблюдения. Механизмы и правила игры.………..….. |55 |

    |3.2. Интервью с работниками казино (крупье)….……….…………… |56 |

    |3.3. Обсуждение данных….……………………………….…………… |57 |

    |Выводы….……………………………………………………… |60 |

    |Библиография…………..………………………………………………………. |61 |

    |Приложения…………..………………………………………………………… |65 |

    Введение.

    Тема исследования данной работы – изучение феномена

    предусмотрительности на основе анализа литературы и проведения эксперимента

    с детьми старшего дошкольного возраста. Возможное объяснение механизмов

    предусмотрительного поведения на основе анализа способностей к установлению

    причинно-следственных связей, которые и лежат в основе феномена

    предусмотрительности. Возможно, проведенный анализ позволит перенести

    изучение и исследование данной проблематики на разные сферы человеческой

    жизнедеятельности (профессиональные, социальные и другие уровни), т.к. в

    деятельности человека трудно найти такие ситуации, в которых

    предусмотрительность не играла бы существенной роли. Можно сказать, что

    предусмотрительность, как психологический феномен, имеет универсальное

    значение для всех сторон деятельности.

    Проблема предусмотрительности неотделима от всей проблематики

    психологической науки. В исследованиях восприятия и мышления, и творческой

    деятельности, и в анализе нейрофизиологических механизмов психики, и других

    сферах неизбежно встает вопрос о предусмотрительности, предвидении,

    антиципации, экстраполяции, апперцепции. «Этими терминами разные авторы

    (исследователи) обозначают одно и тоже психическое явление, один и тот же

    психический процесс»./53/.

    Предусмотрительность, установление причинно-следственных связей

    (анализ прошлого, настоящего и будущего одновременно) применительно к

    человеку определяется термином «антиципация». Антиципация по определению

    Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова – «это способность (в самом широком смысле)

    действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-

    пространственным упреждением в отношении ожидаемых будущих событий» (и

    имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека)./34/.

    Сам термин «антиципация» был введен В. Вундтом, однако проблема

    антиципации и в целом предусмотрительности изучалась очень слабо. Слабый

    интерес к этой проблеме за рубежом может быть объяснен господством

    бихевиористской парадигмы в психологии (и принципа реактивности субъекта).

    Однако, в последнее время ситуация несколько изменилась, накопленные

    эмпирические данные и разработка новых подходов таких как когнитивный,

    информационный, экологический и др., потребовали введения категории

    будущего, обозначенная терминами апперцепции, предвосхищения, упреждения,

    предсказания и планирования, что возобновило интерес к феномену

    предусмотрительности (антиципации), но к сожалению скорее узко

    направленный, в большей степени этим феноменом интересуется инженерная

    психология, тогда как предусмотрительность имеет большое значение для всех

    сторон деятельности человека.

    При изучении и анализе явления предусмотрительности (как и любой

    другой психологической проблемы) наиболее адекватным, как мне кажется,

    является культурно-генетический метод, предложенный Л.С. Выготским.

    Еще на заре советской психологии П.П. Блонский указал на необходимость

    понять поведение как историю поведения. Историзм вслед за П.П. Блонским

    исповедывал Л.С. Выготский в своей культурно-исторической концепции. Из нее

    первоначально исходил и А.Н. Леонтьев. /32/. Л.С. Выготский пошел дальше

    П.П. Блонского, введя еще и генетический принцип и сформировав культурно-

    генетический метод. Анализируя подход Л.С. Выготского и ссылаясь на него

    Пузырей в кн. «Культурно-историческая теория Выготского и современная

    психология» пишет: «психологии необходимо разработать метод анализа,

    истолкования этих объективированных форм существования психики, т.е. способ

    воссоздания, реконструкции психического плана по его косвенным выражениям

    на основе прежде установленных закономерностей». /46/. Так в экспериментах

    Л.С. Выготского исследуются не сами высшие психические функции, а процесс

    их генезиса, образования.

    В.В. Давыдов в кн. «Теории развития обучения» подчеркивал: «подлинный

    смысл теории Л.С. Выготского состоит в следующем: детерминанты деятельности

    и сознания человека лежат в исторически развивающейся культуре, воплощенной

    в различных знаковых системах. На одном полюсе его теории – исторически

    развивающаяся родовая, т.е. коллективная деятельность людей, на другом –

    индивидуальная человеческая деятельность». /19/. Сам же Л.С. Выготский

    подчеркивал, что психические закономерности жизнедеятельности современных

    людей можно правильно понять лишь при учете, что их поведение является

    результатом двух слитых в онтогенезе процессов: биологической эволюции

    человека как представителя органического мира и культурного развития

    человека как носителя разума на земле /44/. В основу своих исследований

    Л.С. Выготский кладет три определяющих момента:

    1. Анализ процесса (противопоставляется анализу вещи), «который по сути

    дела сводится к динамическому развертыванию главных моментов, образующих

    историческое течение данного процесса» /14/.

    2. «Истинная задача анализа во всякой науке есть именно вскрытие реальных

    казуально – динамических отношений и связей, лежащих в основе каких-

    нибудь явлений. Необходим кондиционально-генетический анализ, т.к. он

    исходит из вскрытия реальных связей, скрывающихся за внешним обнаружением

    какого-нибудь процесса. Этот анализ спрашивает о возникновении и

    исчезновении, о причинах и условиях, и о всех тех реальных отношениях,

    которые лежат в основе какого-нибудь явления. Здесь фенотипические

    особенности процесса ставятся в подчиненное положение по отношению к их

    действительному происхождению» /там же стр. 97/.

    3. При исследовании омертвевших, окаменелых процессов, явлений

    (автоматизированные и механизированные психические процессы), которые

    утрачивают свой первоначальный облик и все признаки своего происхождения

    необходимо «превратить вещь в движение, окаменелость в процесс. Для этого

    исследователю приходится переделывать автоматический, механизированный,

    омертвевший характер высшей формы и возвращать ее историческое развитие

    вспять, чтобы иметь возможность проследить процесс ее возникновения (т.е.

    динамический анализ – путем указания на происхождение)». /там же стр.

    99/.

    Но не только Л.С. Выготский отмечал необходимость исследования явлений

    в процессе их развития. Так К.Э. Фабри в кн. «Основы зоопсихологии»

    отмечает, что психическую деятельность можно познать только в процессе ее

    развития и поэтому основное внимание зоопсихолога должно быть обращено на

    индивидуальное и историческое становление поведения животных. /56/.

    Рубинштейн высоко оценивал одно из исходных фундаментальных положений

    французской социологической школы, утверждающее качественные изменения

    человеческой психики в процессе социально – исторического развития (хотя их

    представления об этом развитии и представлены несколько однобоко). Философ

    А.Ф. Лосев в кн. «Бытие, имя, космос» пишет: «без истории мы подобны

    кротам» /35/. Эта метафора очень хорошо раскрывает проблему подхода к

    изучению того или иного явления (т.е. нельзя познать явление без истории

    его развития, что включает в нашей работе: филогенетическое,

    антропогенетическое, онтогенетическое и культурное развитие). Только

    учитывая перечисленные аспекты, мы можем подойти к «разгадке», а точнее,

    попытаться понять, что же скрывается за понятием «предусмотрительность».

    Актуальность данной проблемы.

    Актуальность изучения проблемы предусмотрительности заключается в том,

    что предусмотрительность, предвосхищение, установление причинно-

    следственных связей является непременным условием взаимодействия организма

    с миром (со средой в частности). Можно сказать, что от степени развитости

    этого процесса зависит адаптация организма (в том числе и человека) к

    социально – природным свойствам мира. Здесь встает важная проблема о

    возможном воспитании предусмотрительности вообще или применительно к той

    или иной конкретной (практической) сфере жизни (например, в проф. сфере).

    Другой аспект – изучение причин отсутствия предусмотрительности в

    критических (стрессовых) ситуациях, чем обусловлена ситуативность

    проявления феномена предусмотрительности на разных стадиях

    онтогенетического развития, на разных уровнях профессиональной и социальной

    жизни, а так же с чем связано неверное установление причинно-следственных

    связей на разных уровнях и в разных сферах жизни. Изучение проблемы

    предусмотрительности имеет широкое социальное значение, так как в жизни

    человека встречается много конфликтных ситуаций, для разрешения которых

    необходим учет причинно-следственных связей и предвидение последствий

    собственных действий. Это относится и к политической сфере, где мы часто

    можем наблюдать алогичное поведение и деятельность политиков. Здесь

    возникает вопрос «почему?», а ответить на этот вопрос может только изучение

    феномена предусмотрительности, всех его составляющих, его проявление в той

    или иной ситуации, от чего это зависит.

    Цель работы.

    На основе анализа литературных источников проследить путь

    возникновения, формирования и развития феномена предусмотрительности;

    соотнести этот процесс с разными стадиями развития психики:

    филогенетической, антропогенетической и онтогенетической.

    На основе анализа литературных данных и анализа проведенного

    эксперимента с детьми рассмотретить генезис предусмотрительного поведения

    как явления и исследовать возможные механизмы.

    Определить возможности детей старшего дошкольного возраста улавливать

    причинно-следственные связи.

    Изучение феномена предусмотрительности и установление причинно-

    следственных связей в экстремальной ситуации, в частности в ситуации игры в

    казино на основе интервью с работниками (крупье) казино.

    Объект исследования:

    Дети – старшего дошкольного возраста.

    Взрослые, игроки казино.

    Предмет исследования:

    Предусмотрительное поведение. Отражение детьми в речевой форме

    причинно-следственных связей, возникающих в процессе их деятельности.

    Причинно-следственные связи, устанавлеваемые клиентами казино в процессе

    игры.

    Гипотеза исследования:

    Предположение о том, что дети старшего дошкольного возраста способны

    улавливать причинно-следственные связи в ходе собственных действий,

    основываясь на прошлом опыте и знаниях, полученных в ходе воспитания.

    Предположение о том, что в ситуации азартной игры в казино человек

    основывается на мифологическом мышлении, не учитывая причинно-следственных

    связей.

    Задачи исследования:

    Провести анализ литературных источников по темы нашего исследования.

    Провести лабораторный эксперимент, направленный на изучение

    формирования предусмотрительного поведения.

    Проведение интервью с работниками казино, направленное на изучение

    проявления предусмотрительности в ситуации игры в казино.

    Методы исследования:

    Метод теоретического анализа психологической литературы.

    Метод лабораторного (максимально приближенного к естественному)

    эксперимента /экспериментальная методика С.Л.Новоселовой/.

    Метод наблюдения за действиями и высказываниями испытуемых в ходе

    эксперимента.

    Метод беседы с детьми, принимавшими участие в эксперименте, по

    окончании эксперимента.

    Интервью с работниками казино /должность – крупье/.

    Глава 1. Обзор литературных источников по проблеме предусмотрительное

    поведение.

    1.1 Филогенетические тенденции в развитии предусмотрительности.

    «Психология животных несравненно менее

    обращала на себя внимание ученых

    естествоиспытателей, нежели их форма.

    Животная психология должна завершить,

    увенчать сравнительную анатомию и

    физиологию; она должна представить

    дочеловеческую феноменологию

    развертывающегося сознания; ее конец – при

    начале психологии человека, в которой она

    вливается, как венозная кровь в легкие, для

    того, чтобы одухотвориться и сделаться алой

    кровью, текущей в артериях истории». /17/.

    Сравнительная психология животных дает возможность понять

    биологические предпосылки человеческой психики, а сравнительный анализ

    психики животных и человека позволяет выявить специфические особенности

    сложных форм психики человека. «Психика животных недоступна

    непосредственному наблюдению, ее также невозможно изучить методом

    интроспекции. Но животные своеобразно отражают явления объективного мира,

    их психика раскрывается в поведении. По поведению мы можем судить об их

    восприятиях, мы можем точно измерить пороги их ощущений, объективно оценить

    своеобразие их памяти, зафиксировать эмоциональные проявления, описать их

    унаследованные сложные формы поведения – инстинкты, или индивидуально

    приобретенные навыки, или, наконец, способность улавливать связи и

    соотношения между предметами – интеллект». /48/. Именно этот последний

    аспект поведения животных и интересует нас в данной работе. Вряд ли было бы

    разумно предположить, что феномен предусмотрительности проявляющийся у

    человека – это преобразованная, усовершенствованная в ходе эволюции

    инстинктивная (врожденная) форма поведения животных. Необходимо упомянуть,

    что на разных ступенях эволюции психические явления (память, эмоции,

    интеллект и др.) имеют разное качественное содержание, следовательно и

    способность животных устанавливать связи и отношения между предметами будет

    иметь различное качественное наполнение на разных эволюционных ступенях.

    А.Н. Северцев говорит об огромном значении психической деятельности в

    общей эволюции и отмечает, что животные приспосабливаются к изменениям

    среды не только морфологическими и функциональными изменениями, но и

    изменениями поведения как наследственного, так и индивидуально

    приобретенного или «разумного типа». Рассматривая проблему врожденности

    психических способностей А.Н. Северцев пишет: «О психических действиях

    разумного типа можно сказать: сами действия не наследственны, но

    способность к ним является наследственной» /51/. Можно сказать, что А.Н.

    Северцев, по сути, проводит ограничения, связанные с развитостью психики на

    различных эволюционных ступенях. В доказательство этого К.Э. Фабри

    отмечает, что формирование эффективных программ предстоящих действий

    является результатом комплексных процессов сопоставления и оценки

    внутренних и внешних раздражителей, видового и индивидуального опыта,

    регистрации параметров совершаемых действий и проверки их результатов,

    наличие же таких возможностей является показателями психического уровня

    животных.

    Наиболее характерное свойство элементарной рассудочной деятельности

    животных – «их способность улавливать простейшие эмпирические законы,

    связывающие предметы и явления окружающей среды, и возможность оперировать

    этими законами при построении программ поведения в новых ситуациях» /25/.

    Как пишет Л.В. Крушинский: «Способность к элементарному мышлению не только

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.