МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Предусмотрительное поведение: явления и механизмы

    труда. Главным материалом могут служить находки на Яве. По форме простейших

    шелльских рубил Европы и также грубых рубящих орудий (чопперсов) Азии и

    Африки уже можно судить о предмете труда, приемах его обработки и методах

    использования орудий. По тем следам, которые остались на камне, приемы

    изготовления ручного рубила реконструированы С.А.Семеновым. Его

    эксперименты показывают, что уже при самых первых простых формах труда

    человеческой руке принадлежала громадная роль не только как органа труда,

    но и как органа познания свойств предметов. А это означает тесную связь

    трудовых процессов с теми отделами головного мозга, где располагаются

    корковые концы анализаторов руки.

    Нижняя теменная подобласть современного человека, будучи специфически

    человеческой частью коры, интегрирует слуховые, зрительные и тактильные

    рецепции. На основании этого осуществляется стереогноз, устанавливаются

    причинно-следственные взаимосвязи явлений; происходит понимание чужой и

    собственной речи, осуществляется графическое письмо и счет. У современных

    человекообразных обезьян вокруг конца сильвиевой щели тоже располагаются

    аналогичные поля, осуществляется синтез чувственных восприятий зрительной,

    слуховой и тактильной зон коры мозга (однако их площадь значительно меньше

    и дифференцированность на подполя выражена слабее).

    Наличие в культуре древнейших людей орудий определенной, закрепленной

    формы свидетельствует о выработке абстрактного представления как высшего

    этапа нервно-психических процессов (например, ручное рубило у людей

    шелльской поры). Если первичный поток информации от предмета труда до его

    обработки обусловлен в основном тактильной чувствительностью, то с началом

    обработки добавляются двигательные импульсы, связанные с пространственно-

    временными соотношениями, с расчетом последовательности ударов их

    целенаправленности и размерности силовой нагрузки. Наконец выполнение

    орудий определенной формы связано с заранее поставленной целью, с образным

    представлением об этой форме. Совершенно новыми для древнейших людей были

    процессы, связанные с абстрактным представлением о форме будущего орудия.

    Оно могло возникнуть на основе обобщения их опыта по использованию отщепов

    или камней наиболее пригодной формы. Наличие в шелльской культуре ручных

    рубил свидетельствует о прогрессе нейропсихических процессов древнейших

    людей, о поднятии их на более высокую ступень, связанную с развитием

    абстрактных представлений о форме и освоением причинной зависимости

    явлений.

    Создание ашельских рубил путем более точных соразмерных и

    многочисленных ударов сопровождалось, по-видимому, следующими нервно-

    психическими процессами. Прежде всего, усиливалось внимание на предмет

    труда, что было существенным преобразованием в психике древнейших людей. Об

    этом можно судить на основании экспериментов с современными приматами.

    Опытами К.Э.Фабри (1958г.) с узконосыми обезьянами показано, что при

    манипулировании предметами, не имеющими пищевого значения для обезьян, их

    внимание было обращено главным образом на предмет находившийся у них в

    руках, а не на тот, на который они воздействовали.

    Очень часто и человекообразные обезьяны поступают так же.

    Следовательно можно допустить, что при переходе к намеренному изготовлению

    орудий в характере высшей нервной деятельности древнейших людей произошли

    существенные сдвиги в порядке перераспределения внимания и сосредоточения

    его на предмете труда (сосредоточенность, необходимая для любого трудового

    процесса при изготовлении ашельского орудия длилась дольше, чем при

    создании шелльских рубил).

    Возвращаясь к технике, применявшейся в ходе изготовления ашельского

    рубила, можно реконструировать еще два важнейших момента в нейропсихических

    процессах древнейших людей: 1) как процесс изготовления рубила, так и

    конечный его результат – само орудие – требовали, безусловно, постоянно

    зрительного контроля за исполнением; 2) проявление свойства опережающего

    отражения действительности.

    Мустьерские палеонтропы. Жизненные потребности древних людей в

    получении более приспособленных к трудовым операциям орудий вытекали не

    только из условий самого «производства», но и из готовности всего организма

    и его нервных процессов практически осуществлять этот переход. И здесь

    большую роль играло универсальное свойство, условно рефлекторного принципа

    деятельности организма, свойство опережающего отражения действительности.

    Это время характеризуется колоссальными сдвигами – речевые зоны, появление

    разнофункциональных орудий.

    Позднепалеолитические неоантропы. Главным техническим достижением

    людей позднего палеолита было овладение приемом работы с посредником.

    Позднепалеолитический человек должен был производить многократные попытки,

    проявляя упорство в достижении цели и незаурядное мастерство (здесь был

    необходим правильно построенный расчет движений, глазомер,

    скоординированность действий корпуса, рук и ног). Функциональная сложность

    этого приема очень высока. Здесь конечная абстрактная цель достигается не

    через непосредственное сличение замысла с конкретно получающейся вещью, а

    более сложным путем, когда в эту цепь нервных механизмов включается еще

    одно звено, также построенное на абстрактно задуманном плане (получение

    средств труда) и его практическом выполнении (конкретная форма орудия).

    Этому предшествовал длительный путь морфо-функционального развития.

    Так у австралопитековых новая кора мозга, по-видимому, состояла из

    полей ядерных и рассеянных зон анализаторов, позволяющих осуществление

    мыслительных процессов двух высших этапов корковой переработки импульсов:

    уровня чувствительных образов и уровня простых представлений. Такое

    мышление не вышло еще за пределы элементарных конкретно чувственных форм.

    Оно не в состоянии отразить причинную связь предметов, т.к. «действительное

    познание причины есть углубление познания от внешности явлений к

    субстанции» (Ленин). Не проявляя нового качества - познания сущности

    явлений, эти австралопитековые вполне могли обогатить свое мышление в

    рамках чувственных образов и представлений за счет особой деятельности,

    вызванной систематическим использованием различных предметов. Эта

    деятельность требовала сложного анализа ситуации, особенно в

    пространственно-временных соотношениях. По-видимому, выживаемость

    австралопитековых в большей мере, чем у современных обезьян, зависела от

    опыта и умения вычленять полезные свойства из множества окружающих

    предметов и выбирать наиболее целесообразные. Для такого уровня мышления

    необходима интеграция чувственных образов, переработка соответствующих

    импульсов в ассоциативных зонах и воспроизведение по памяти в нужной

    ситуации этих представлений.

    Труд древнейших людей осуществлялся на более высоком уровне, на уровне

    понятийного мышления, а «потолком» мышления австралопитековых была,

    вероятно, способность к формированию общих представлений (хотя по данным

    Н.Н.Ладыгиной-Котс, генерализированные представления есть ушимпанзе).

    Первые проблески человеческого сознания фиксируются по наличию в

    плейстоценовых культурах орудий закрепленной формы, что означает

    способность создать и неоднократно повторить в вещах форму,

    абстрагированную из многих конкретных предметов, несущую суммарно все

    необходимые полезные качества и выполненную по задуманному образцу (это

    четко проявляется в шелльскую эпоху). Начиная с шелля деятельность,

    связанную с созданием орудия, можно назвать трудом, поскольку здесь можно

    отметить все три основных момента: предмет труда, средство труда и

    целесообразность, целеполагание в деятельности. Как разделение орудий по

    трудовым операциям, так и элемент конструктивности в культуре палеоантропов

    отражают наличие у них способности устанавливать мысленные связи с

    объектами и явлениями, что характерно лишь для абстрактного понятийного

    мышления, а наличие разных комплексов орудий можно трактовать и как

    развитие мышления самого высокого уровня, способного осуществлять переход

    от абстрактного к конкретному. Для людей позднего палеолита можно

    реконструировать заметное превалирование действий отражающих овладение все

    более сложными временными и причинно-следственными взаимоотношениями в

    трудовых процессах и все большей ролью новых понятий. /24/. Г.Ф.Хрустов

    критерий человека определяет, как способность к применению орудий для

    изготовления орудий. В этом случае труд возникает в эпоху изготовления

    «чопперсов» – оббитой о субстрат гальки.

    В ходе антропогенеза и истории человек и его психика развиваются не

    путем надстройки высших человеческих потребностей и чувств над низшими,

    животными инстинктами, а путем перестройки последних и вовлечение всей

    психики в процесс совместной деятельности, вообще в процесс исторического

    развития. «Любое прогрессивное развитие есть преобразование низшего по мере

    возникновения высшего, а не надстраивание второго над первым». /44/.

    Деятельность, труд и сознание, психика очень тесно взаимосвязаны, что дает

    нам возможность как бы проникнуть в сознание человека через анализ его

    деятельности, в которой сознание формируется и проявляется. Практическое

    действие – исключительно мощное средство формирование мышления (наглядного,

    теоретического и т.д.). Центральное звено проблемы осмысленного, разумного

    действия человека – это именно переход от связи действия с практическим

    мышлением к связи его с мышлением теоретическим, т.е. в итоге неизбежная

    перестройка и мышления и действия». /там же/.

    А.Р. Лурия отмечает, что лобные доли мозга играют специфическую и

    существенную роль в обеспечении сложных форм регуляции поведения. /49/.

    Роль лобных долей в регуляции состояний активности (которая выражается в

    ряде компонентов ориентировочного рефлекса), регуляции простых движений и

    действий, сложных программ деятельности и в протекании сложных

    интеллектуальных процессов. Лобные доли имеют большое значение и для

    контроля над эмоциональной жизнью и ее развитием, для возникновения

    графических и тотемических символов.

    Искусство впервые появляется с неоантропом и известно ныне по многим

    сотням памятников графики, «скульптуры» и наскальных многоцветных

    изображений, датируемых ранним ориньяком и последующими периодами позднего

    палеолита. В памятниках позднепалеолитического периода были обнаружены

    (правдо, неизмеримо реже) и музыкальные инструменты. Можно считать строго

    доказанным, что произведения искусства люди создавали не для того чтобы

    радоваться своему творчеству, а преследуя жизненно-важные цели, главным

    образом успешную охоту.

    Целесообразная деятельность непременно включает в себя три рода

    отношений человека к окружающим его предметам. Первый, при котором предмет

    имеет значение как цель, второй – как средство и третий – как препятствие.

    Очевидно, что всякий, стремящийся к цели, желает, чтобы предмет, избранный

    как цель, имел не только материальное бытие, но имел также как можно более

    мощное отражение этого бытия в его сознании. В своих рисунках сделанных по

    памяти, уже ранний неоантроп как бы овладевал своим прошлым в инструментах,

    которые он изготавливал для выработки других инструментов, которые в сою

    очередь предназначались для выработки орудий, человек делался хозяином

    ближайшего будущего. В своих составных орудиях, в изготовлении жилищ, во

    всех более сложных конструкциях, которые он создавал в отличие от

    палеоантопа, он охватывал связь между частью и целым.

    «Палеолит – древнейшая эпоха камня в истории человечества – подарил

    миру расцвет сразу же с появлением современного человека: с ним,

    первобытным человеком разумным, пришло на нашу планету искусство, появилась

    новая форма живых существ – прирученных и одомашненных животных, сам вид и

    назначение каменных орудий сделались разнообразны чрезвычайно». /1/.

    Необходимо также отметить, что именно эпоха палеолита связана с

    началом использования огня. Раскопки синантропов доставили бесспорное

    доказательство, использования синантропами огня – слой золы в пещере

    достигает нескольких метров. Конечно, добывание огня еще не было доступным,

    однако факт отсутствия страха перед огнем (что есть у животных) и умение

    поддерживать его годами, говорит об эволюционном скачке. Также необходимо

    рассмотреть археологический материал, связанный с фактом захоронений.

    Существуют разные точки зрения на причины появления на определенном этапе

    эволюции захоронений: это и страх перед мертвыми, и почитание предков и

    т.д… Здесь же можно предположить, что это связано с зачатками религии, а,

    следовательно, и формирование мифологического мышления, где необходимо

    проявляется связь прошлого, настоящего и будущего (установление причинно-

    следственных связей, хотя и несколько специфических). Первые костные

    останки, дошедшие до нас в не потревоженном состоянии, датируются ашельским

    и мустьерским временем и принадлежат неандертальцам. Изучение таких находок

    позволяет с уверенностью говорить о том, что это были преднамеренные

    захоронения. Уже давно обратил на себя внимание тот факт, что костяки

    захороненных, как правило, ориентированны по линии восток – запад, т.е. их

    положение увязано (как-то) с движением солнца. А.П.Окладников, раскопавший

    остатки мальчика – неандертальца, выдвинул предположение, что здесь мы уже

    имеем дело с зачатками солнечного культа. Многие ученые считают, что в

    поздних неандертальских захоронениях отразилось зарождение примитивных

    религиозных представлений, в частности погребального культа. /39/.

    Я.Я.Рогинский описывает захоронение молодого мужчины под грудой васильков.

    Что это кроме любви к нему? Возможно зарождение мифологических

    представлений.

    К. Бюлер пишет: «Я убежден, что история первобытного человечества есть

    не что иное, как история духовного развития наших детей»./9/. Это не верно,

    но содержит момент наивного историзма.

    Рассмотренные материалы исследований по антропогенезу человека,

    позволяют нам сделать предположение о том, что развитие феномена

    предусмотрительности прошло долгий и сложный путь, как и развитие самого

    человечества. Так же можно сделать вывод, что становление

    предусмотрительного поведения происходит в трудовой деятельности. Как

    отмечает А.Н. Леонтьев: «только человеческое познание, первоначально

    совершающееся в процессе трудовой орудийной деятельности, способно в

    отличие от инстинктивной интеллектуальной деятельности животных переходить

    в подлинное мышление». /31/. Следовательно, и предусмотрительное поведение,

    в той форме какое оно имеется у человека на данный момент, – это долгий

    путь его становления в процессе трудовой орудийной деятельности в истории

    человечества. Приведенные в данной работе материалы говорят об усложнении

    орудий и способов их производства с течением времени. И в связи с тем, что

    происходит усовершенствование орудий, можно предположить, что орудие

    производится сначала в образном плане, где оно принимает форму в

    соответствии с потребностями тех, кто его будет использовать и уже после

    реализуется в материальном плане, т.е. человек производящий орудия

    учитывает не только прошлое и настоящее, но и будущее. Трудно предположить,

    что отсутствует предусмотрительное поведение там, где учитываются причинно-

    следственные связи, связи прошлого, настоящего и будущего.

    Но наряду с этим нельзя обойти проблему мышления, неверно трактующего

    связи следствий с причинами, то есть мышления мифологического /30/.

    Так же как и в предыдущем параграфе мы можем выделить уровни

    предусмотрительности.

    Уровень наглядно-действенного мышления. На ранних ступенях

    антропогенетического развития характерно наглядно-действенного мышление, то

    есть неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями.

    Уровень наглядно-образного мышления. Возможность оперировать

    перцептивными образами, без участия практических действий (например,

    оперирование образами идеального орудия и того, которое есть на данный

    момент).

    Уровень причинно-следственного мышления. Учет причинно-следственных

    связей, учет прошлого настоящего и будущего, можно наблюдать на примерах

    изготовления орудий (усложнение спсобов) и их усовершенствовании

    (усложнение самих орудий).

    1.3 Формирование и развитие феномена предусмотрительности в онтогенезе

    человека.

    «Когда человек решает мыслительную задачу, он тем самым хотя бы в

    минимальной степени предвосхищает (прогнозирует) искомое будущее решение,

    которое в начале является (почти) совсем неизвестным». /8/. Без

    планирования, предвосхищения своих поступков жизнь индивида как бы

    исключается из социума. Социум с необходимостью ставит перед человеком

    условие учета жизни окружающих, так как он (индивид) является членом этого

    сообщества. А учет жизни окружающих предполагает планирование своих

    действий, предвосхищение возможных последствий совершаемых поступков, как

    для себя, так и для других, т.е. учет причинно-следственных связей и

    обязательная ориентация на будущее. Как отмечает А.З. Гафаров: «необходимым

    моментом всякой целенаправленной деятельности человека является «взгляд в

    будущее», без которого не возможно ее планирование»./18/. Т. е. психическая

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.