МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Предусмотрительное поведение: явления и механизмы

    прогнозируемых как наиболее вероятные. Вероятностное прогнозирование

    основано на прошлом опыте субъекта и возможно лишь при сохранении в памяти

    субъекта вероятностно упорядоченных следов минувших событий, вероятностно

    организованного прошлого опыта». /61/.

    Подводя итог традиционным психологическим разработкам проблемы

    антиципации, Е.А.Сергиенко отмечает, что в этих исследованиях процессы

    предвидения, предвосхищения выступают как функция высокоорганизованных

    процессов, сознательной деятельности субъекта. Цель, ожидаемый результат,

    задача детерминируют деятельность индивида. Таким образом, образовался как

    бы разрыв между пониманием антиципации как неотъемлемого свойства живой

    материи и предвидением как признаком высокоорганизованных творческих

    процессов. Е.А.Сергиенко же считает, что связующим звеном между этими

    крайними точками может служить гипотеа об уровневом строении антиципации,

    разработанная Б.Ф. Ломовым и Е.Н. Сурковым в русле системного подхода к

    психике человека.

    Данная гипотеза определяет цель и целеполагание – как в высшей степени

    интегральное, системное, личностное образование, характеризующее человека в

    целом, а не в отдельных его аспектах, где цель деятельности по существу

    является моделью вероятного будущего, а важнейшая роль в целеполагании и

    целеобразовании принадлежит процессу антиципации. «Психологический анализ

    действия и связанной с ним задачи предполагает изучение процессов

    антиципации. В психологическом анализе деятельности как важнейшая ее

    «составляющая» выделяется планирование, и ее «внутренние планы».

    Формирование этих планов предполагает, во-первых, отражение тенденция

    развития тех явлений или предметов, на которые эта деятельность направлена;

    во-вторых, предвидение того, как эти явления или предметы изменяются в

    результате воздействия на них, т.е. психологический анализ планирования

    также предполагает изучение процессов антиципации. Текущая регуляция,

    включающая и обратные связи, также осуществляется при непрерывном участии

    процессов антиципации. Следовательно, без антиципации невозможно ни

    формирование цели деятельности, ни выделение задач, ни ее планирование, ни

    текущая регуляция, т.е. даже очень краткое рассмотрение структуры

    деятельности показывает, что процессы антиципации «пронизывают» все ее

    элементы, компоненты, «составляющие».

    Выделяются следующие уровни антиципации:

    1. Сенсомоторный уровень – антиципирующий эффект является здесь выражением

    относительно элементарного временно-пространственного обнаружения,

    различения и опережения стимула.

    2. Перцептивный уровень – характеризуется определенным усложнением

    интеграции психических процессов, следствием которой является установка

    индивида на конечный эффект и синтез прошлого опыта; здесь используются

    локальные антиципирующие схемы в форме вторичных образов – представлений,

    которые позволяют выделить задачу, заранее представить возможные реакции

    и их результат в соответствии заданному критерию.

    3. Уровень представлений – предполагает активное использование

    «структурных» схем, хранящихся в оперативной и долговременной памяти. На

    этой основе возникает особый специфический эффект панорамного

    предвосхищения. Эффект панорамного предвосхищения переживается человеком

    как временно-пространственная непрерывность той среды, в которой он

    действует и будет действовать в ближайший отрезок времени.

    4. Речемыслительный (вербально - логический) уровень, т.е. уровень

    преимущественно интеллектуальных операций, связан с еще большим

    усложнением интеграции психических процессов и появлением других,

    качественно новых форм предвосхищения, осуществляющих внеситуационное,

    заблаговременно упреждающее планирование действий до наступления

    ожидаемых событий, составляется метаплан наряду с планами, определяющими

    ситуационные действия человека от момента к моменту. Это позволяет

    субъекту формировать гипотезы об ожидаемых событиях (еще более

    усложняется процесс антиципации в структуре мышления человека при

    включении при решении групповых, коллективных задач, особенно в условиях

    противодействия).

    5. Субсенсорный уровень – это уровень неосознаваемых нервномышечных

    преднастроек и движений, обеспечивающих многообразные тонические и

    позднотонические эффекты, с которыми связанно выполнение предстоящих

    действий. Эффекты антиципации этого уровня своеобразны и касаются

    широкого спектра функциональных сдвигов преимущественно в нервномышечной

    системе.

    Анализ фактов и их обобщение показывает, что в антиципации проявляется

    системность и иерархический принцип в психической деятельности». /34/.

    Антиципация, таким образом, рассматривается не только как

    пространственно-временное упреждение, но и как степень полноты и точности

    предсказания. Поэтому антиципацию нельзя сводить к вероятностному

    прогнозированию, так как она - результат не только повышения определенности

    принятия решений, но и постоянного уточнения «вероятностной части»

    предсказания.

    «Психика же (например, мышление), в основе которой лежат

    «внутренние» движения, выполняет роль предварительного организатора

    поведения. «…И если я сперва подумал, а потом сделал, - писал

    Л.С.Выготский, - то это означает не что иное, как такое удвоение и

    усложнение поведения, когда внутренние реакции мысли сперва подготовили и

    приспособили организм а затем внешние реакции осуществили то, что было

    наперед установлено и подготовлено в мысли»/19/.

    «…Человек строит новые формы действия сперва мысленно и на бумаге,

    управляет битвами по картам, работает над мысленными моделями, иначе

    говоря, все то, что связано с употреблением искусственных средств мышления,

    с социальным развитием поведения, и в частности с употреблением

    знаков»/14/.

    Как пишет А.В. Брушлинский, для Выготскова внешне развертывающаяся

    активность неотделима от внутренней психической активности. Любая внешняя

    операция осуществляется субъектом с помощью внутренних средств./6/.

    «В своей «культурно – исторической» теории Л.С. Выготский стремится

    раскрыть социальную природу «высших» психических, точнее психологических

    функций. Он пытается прежде всего выяснить соотношение социального и

    биологического в психическом развитии человека – главным образом на

    материале детской и частично «исторической» психологии, то есть в

    генетическом аспекте. Специфику человеческой психики Выготский видит в ее

    опосредованности культурными, социальными по происхождению знаками, с

    помощью которых человек «овладевает» течением собственных психических

    процессов, направляет их должным образом. Ребенок усваивает социальные

    формы поведения и переносит их как бы внутрь, на самого себя.

    «Действительное движение процесса развития детского мышления совершается не

    от индивидуального к социализированному, а от социального к

    индивидуальному.» /7/.

    Мышление ребенка в раннем и дошкольном детстве формируется благодаря

    общению со взрослыми людьми в процессе воспитания и обучения, в

    разнообразных формах предметной, предметно-игровой, игровой, трудовой и

    учебной деятельности. Мышление ребенка на ранних ступенях развития

    конкретно, неотделимо от его практической деятельности. «Наглядно-

    действенное мышление преобразуется в единстве с развитием предметной

    деятельности и претерпевает вместе с ней, а также в связи с овладением

    речью как средством содержательного общения за сравнительно короткий период

    раннего детства качественные изменения: превращается из наглядно-

    действенного в опосредствованное внутренним планом. Ребенок живет в

    социальной среде, развивающее содержание которой зависит от культурного

    уровня ближайшего окружения и общества в целом. В раннем детстве происходит

    интенсивное овладение миром социальных отношений и предметных действий».

    /37/.

    Валлон А. Отмечает, что нет такой психической реакции, которая бы не

    зависела, если не в своем появлении, то по меньшей мере в своих средствах и

    содержаниях от внешних условий, от ситуации, от среды. /10/. В книге «Роль

    среды и наследственности в формировании индивидуальности человека» при

    рассмотрении ранних психогенетических теорий, отмечается, что одним из

    серьезных недостатков этих работ было игнорирование средовых особенностей,

    влияющих на формирование интеллектуальной сферы человека, нельзя забывать,

    что интеллектуальные особенности выступают как «реальные процессы,

    включенные в деятельность человека и выполняющие регулятивную функцию»,

    следовательно, и их развитие связанно с деятельностью человека и его

    «включенностью» в социальную среду. /50/.

    У ребенка одновременно с присвоением готовых способов действия

    наблюдается и самостоятельное приобретение опыта в ходе деятельности с

    предметами. Обобщенный многовековой человеческий опыт фиксирован в

    физических и динамических свойствах предметов и способах действия с ними.

    Овладевая способами действия с предметами, ребенок тем самым постепенно

    присваевает и культурное наследие, обобщенное в предметах, и накапливает

    индивидуальный опыт деятельности. Накопление ребенком индивидуального опыта

    осуществляется и путем его самостоятельной деятельности, и путем присвоения

    уже готового человеческого опыта.

    «Приобретение и обобщение опыта предметной деятельности в раннем

    детстве происходит в связи со становлением и взаимодействием предметно-

    продуктивной и предметно-игровой деятельности.

    В раннем детстве в развитии предметной деятельности можно выделить три

    этапа. Для первого характерны предметные манипуляции, которые через

    операции обследования преобразуются в ориентировочные действия. На втором

    на базе ориентировочных действий формируются предметно-специфические

    действия. Третий этап в развитии предметной деятельности связан с

    возникновением предметно-опосредствованных действий»./37/.

    С.Л.Новоселовой было проведено сопоставление самостоятельного и

    подражательного формирования опосредствованной деятельности у приматов и

    человека /см. таблицу №1/, что позволяет сделать некоторые выводы. При

    самостоятельной деятельности возникновение опосредственного способа

    действия носит и у капуцина, и у шимпанзе, и у ребенка ситуационно

    связанный, но зачастую случайный характер. При последующем становлении

    обобщенного способа действия вскрывается качественное различие между

    обезьянами и ребенком в характере связей, лежащих в основе образования

    принципа действия. Обезьяны по подражанию могут установить результативную

    связь между средством достижения цели и самой целью, но они не в состоянии

    по подражанию усвоить обобщенный принцип действия. Ребенок раннего возраста

    может по подражанию усвоить и реализовать общий принцип действия предметом

    относительно цели./37/.

    В результате проделанного анализа можно выделяются главнейшие условия

    развития мышления в раннем возрасте. Мышление формируется в условиях

    содержательного общения взрослого с ребенком в процесс воспитания и

    обучения. Общение со взрослым в совместной деятельности обеспечивает

    ребенку присвоение человеческого типа мышления.

    «Умение выполнять известные действия в уме открывает возможность

    предвидеть результаты такого же внешнего действия. И образец и исполнение

    действия должны отражаться в сознании субъекта так, чтобы в предметах он

    выделял существенные отношения действия, а в понятиях видел отражение

    предметных связей, чтобы в этих разных условиях он мог правильно

    ориентировать на них самый процесс исполнения действия на новом материале.

    Все это требует большого числа условий, которые должны быть созданы, и

    большого количества механизмов, которые должны быть образованы, воспитаны,

    чтобы умственное действие могло удовлетворить всем этим требованиям

    (ориентировочная основа действия)». /16/.

    Поиск информации и ее обработка – это разные части процесса познания.

    Здесь используются различные стратегии и средства познавательной

    деятельности. Разные люди различаются по своим способностям поиска и

    обработки информации. Когда животные или человек играет с каким-то

    предметом, он лучше узнает его уже известные свойства, то есть игра

    выполняет в определенной мере функцию исследования,

    «Экспериментальное мышление, по классификации А. Деметроу, является

    одной из пяти основных специализированных структурных систем познавательной

    деятельности человека. Его функция является выявление причинных связей во

    взаимодействующих структурах. Состав экспериментального мышления входят

    следующие компоненты.

    1) Комбинаторные способности, необходимые для исчерпывающего поиска всех

    возможных взаимодействий.

    2) Способности по формированию гипотез о возможных причинных отношениях.

    3) Способность строить планы экспериментов, направленных на проверку

    выдвинутых гипотез.

    4) Способность конструирования объяснительных моделей.

    Весь окружающий мир – и физический, и социальный – построен на

    взаимодействиях, и ребенок не может ориентироваться в нем, не понимая их в

    той или иной мере»./41,42/.

    Веракса Н.Е. выдвинул предположение, что в качестве условий,

    стимулирующих рефлексивную мыслительную деятельность ребенка дошкольника,

    выступает противоречивые проблемные ситуации (ППС). В качестве наиболее

    доступного ребенку средства отражения противоречивости ситуации, на его

    взгляд выступает образ. Однако противоречие может быть отражено в образном

    плане только в том случае, если ребенком одновременно «схвачены»

    взаимоисключающие стороны. Условия, при которых наиболее вероятна

    возможность такого отражения, связаны с развитием предвосхищения у

    дошкольников. То есть, можно сказать, что только при построении ребенком

    предвосхищающего образа, возникает реальная возможность для отражения

    противоречивой ситуации. По результатом экспериментов был сделан вывод, что

    в качестве условия возникновения ППС выступает определенный уровень

    развития образного предвосхищения дошкольников.

    «А к звеньям процесса образования ППС относится такие как:

    предвосхищение изменений ситуации в плане образа; синтезирование сложного

    предвосхищающего образа, отражающего наличие в ситуации взаимоисключающих

    свойств и отношение предметов и др.». /13/.

    Сергиенко Е.А. утверждает, что элементарные формы антиципации

    представлены в перцептивном поведении младенца. Они проявляются в

    избирательности восприятия, в упреждающих эффектах простых сенсомоторных

    реакций, в предвосхищении перцептивных событий, в «представлении» о

    существовании невидимого объекта, о метрике пространства и законах движения

    объекта. В процессе развития младенца происходит совершенствование

    антиципирующих процессов, что связанно с быстрым развитием возможностей

    перцептивного отражения. Факт избирательности движущегося объекта и

    опережающее развитие элементарных форм антиципации в условиях непрерывного

    движения по сравнению с дискретной стимуляцией подтверждает существование

    общих антиципирующих схем континуального пространства, через которые

    происходит детализация восприятия. Предсказуемость движения (в нашем случае

    визуально заданного) можно рассматривать как фундаментальное условие

    развития антиципации в раннем онтогенезе. Именно движение дает

    представление об объекте, пространстве и возможных отношениях с другими

    элементами среды. Процессы антиципации, их генезис можно представить как

    основополагающий фактор в развитии психики. Усложнение уровней развития

    антиципации происходит по мере усложнения антиципирующих схем, которые

    отражают результат взаимодействия индивида со средой. Совершенствование

    уровней антиципации характеризует переход индивида на новый уровень

    соотношения со средой в самом широком смысле (с физическим и социальным

    миром). «Поэтому уровень развития антиципации свидетельствует об уровне

    развития психики в целом. Данное положение имеет своей целью подчеркнуть

    значимость исследований процессов антиципации и возможность путем их

    анализа построить диагностическую модель развития психики. Разумеется, наши

    общие предположения нуждаются в дальнейшей экспериментальной и

    теоретической разработке». /52/.

    Как известно основным признаком высших психических функций

    Л.С.Выготский считал опосредованность их социальной средой. /15/. Если мы

    принимаем антиципацию как способность, свойственную только человеческой

    психики, т.е. относящуюся к высшим психическим функциям, следовательно, нам

    необходимо согласиться, что ее развитие, как и других высших психических

    функций, опосредованно социальной средой. Так как ребенок с рождения

    вводится в социальную среду, первоначально родителями, а далее

    воспитателями, учителями и др., то, следовательно, и развитие способности к

    антиципации (предвосхищению, предвидению, установлению причинно-

    следственных связей) начинается с момента рождения ребенка.

    После ряда проведенных экспериментов Л.А. Венгер делает вывод, что в

    дошкольном возрасте происходит последовательное формирование способностей к

    отдельным формам опосредованного познания (способность к использованию

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.