МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Предусмотрительное поведение: явления и механизмы

    «У меня не получается катить, а перекидывать легче».

    «Я плохо ударил, вот и не получилось».

    «Я очень сильно кидаю, вот и пролетает». /см. приложение №1/.

    3. Объяснительные высказывания типа:

    «Надо быстрей катить, чтобы докатывался».

    «Надо сильно толкать, очень сильно, чтобы не упал».

    «Сильней толкай, а то упадет».

    «Нет, не быстро, а чуть-чуть быстрей». /см. приложение №1/.

    4. Эмоциональные высказывания типа:

    «Если захочу, у меня получится».

    «Все, я больше не буду, это не интересно, они падают».

    «Вы не чесно играете». /см. приложение №1/.

    5. Высказывание как ответ на вопрос экспериментатора типа:

    Почему мячик у тебя скачет, ведь надо, чтобы он катился?

    «А так проще, он перескакивает дырку».

    Почему он падает?

    «Дырка большая». /см. приложение №1/.

    6. Вопросительные высказывания типа:

    «А зачем вы столы раздвинули?»

    «Зачем такая большая дырка?» /см. приложение №1/.

    7. Высказывания, не относящиеся к эксперименту типа:

    «Я хочу быть футболистом».

    «А я дипломатом». /см. приложение №1/.

    Наблюдение за ориентировычными реакциями детей позволило выделить

    некоторые способы, которыми пользовались дети при решении поставленной

    задачи. Один из способов, это способ последовательного прослеживания мяча

    взором (а иногда и с помощью движений кистью руки в воздухе, или движением

    всего тела) от старта и по пыти следования к финишу. То есть происходил

    процесс активного прослеживания мяча взором или рукой (или взором и рукой

    вместе). Необходимо отметить богатые мимические проявления детей:

    сосредоточение при подготовке к броску /см. приложение №2/; радость или

    печаль при удачной или не удачной попытке броска /см. приложение №2/.

    Картина поведения менялась, когда стол отодвигался на растояние более

    6см. Каждое новое предъявление заставляло все большее количество детей на

    время приостанавливать действия с мячом. Это характеризовалось тем, что

    ребенок задерживал взгляд на отверстии между столами, потом бросал взгляд

    на мячик который держал в руках и только после этого совершал попытку

    прокатить мячик. Некоторые дети (в каждой группе таких примерно 3 -4

    ребенка) подходили к промежутку между столами и с помощью зрительных

    ориетиров, а иногда и при помощи руки (например, просовывали лодонь между

    столами и касались каждого края промежутка) определяли проскочит ли мяч или

    упадет. Один ребенок из группы обычно подходит к промежутку между столами с

    мячом в руках и непосредственно мячом проверяет размер промежутка (упадет

    ли в него мяч) и только после этого приступает к выполнению задания. Их

    рассуждения звучат в высказываниях, например: «Я знаю он сейчас упадет, а

    большой проскочит». Вектор всех действий детей был направлен на решение

    поставленной задачи: прокатить мяч так, чтобы он не упал.

    Понимание того, что падение или скорость движения мяча по столам

    зависит от сили отталкивания в точке старта, приходило к детям в средней и

    подготовительной группах в различные предъявления по ходу эксперимента. Для

    подготовительной группы (6 - 6,11 лет) это было третье предъявление (стол

    отодвинут на 4см.), для детей средней группы (4,6 - 5,4 лет) это пятое

    предъявление (стол отодвинут на 8см.).

    Анализ речевых высказываний детей по ходу эксперимента позволяют нам

    сделать вывод, что дети не только размышляют над своими действиями но так

    же и планируют будующие действия. Например, высказывания: «Он сейчас

    упадет», или «Я не хочу маленький кидать, дырка большая» (см. приложение),

    говорят о том что дети анализируют свои действия их результативность. А

    высказывания типа: «Сильней толкай, а то упадет», или «Я знаю, что надо,

    надо быстрей его толкать», говорят о том, что дети анализируют свой прошлый

    опыт, настоящую усложненную ситуацию, делают выводы и переносят их на

    будущие действия (то есть, планируют свои последующие действия с целью

    успешного решения поставленной задачи).

    Содержание речи детей определенно указывает на наличие специфических

    психологических механизмов феномена предусмотрительности в этом возрасте.

    Высказывания детей позволяют нам констатировать наличие внутренних

    механизмов опосредующих предусмотрительное поведение, так как пока эта

    способность находится в процессе своего формирования, она доступна внешнему

    наблюдению через речь ребенка, его высказывания, анализирующие действия

    ребенка.

    Проведенный эксперимент показал, что детям в определенной степени

    доступно понимание причинно-следственных связей. Осознание ребенком

    причинно-следственных отношений обнаруживается как по ходу эксперимента,

    так и при беседе после эксперимента, в их ответах. В ходе эксперимента

    происходит утверждение ребенком причинно-следственных отношений.

    Глава 3. Предусмотрительность и ее альтернатива в поведении взрослых.

    1.1 Методика наблюдения. Механизмы и правила игры.

    Правила игры. За игровым столом «хозяином» является крупье, он раздает

    карты или кидает шарик за игровым столом. Игрок не имеет права тусовать

    карты, кидать шарик, игрок имеет право только делать ставки, то есть

    ставить деньги на кон и менять ставки пока крупье не скажет «Ставки

    сделаны». После этого игрок не имеет права трогать даже свою ставку, и он

    до окончания игры становится просто наблюдателем.

    Механизм игры. Игрок делает ставки, крупье кидает шарик (рулетка) или

    раздает карты. На рулетке, когда крупье кинул шарик все остальное уже не

    зависит от человека (крупье или игрока), здесь вступает в права зависимость

    шарика и прибора (рулеточного колеса). Эта связь, как четко продуманный

    механизм инженера и выступает в роли судьбы для игрока.

    Методика включенного наблюдения. Работая некоторое время крупье,

    яимела возможность наблюдать за действиями игроклв не со стороны, а

    непосредственно участвуя в игре. Мое положение можно определить как

    включенное наблюдение за действиями и поведением игроков в казино.

    Несомненно, можно было бы определить ситуацию игры в казино для большинства

    игроков, как стрессовую. Игроки находятся в ситуации повышенной

    эмоциональной напряженности, на грани эмоционального срыва, который и

    происходит, как в случае проигрыша, так и в случае выигрыша. Пик

    эмоционального напряжения приходится на момент, когда остается где-то одна

    секунда до результата игры. После можно наблюдать у игрока, на некоторое

    время, состояние полной опустошенности, пока человек не вовлекается в новый

    этап игры.

    Конечно, не всем игрокам свойственно такое повышенное эмоциональное

    напряжение. Игроков можно было бы разделить на азартных и спокойных.

    Азартные игроки в процессе игры можно сказать находятся в измененном

    состоянии сознания, так как они практически не воспринимают окружающую их

    реальность, они на столько поглащены игрой, что теряют осознание времени и

    пространства, для них существует только игра, а конкретнее, если это

    рулетка, то шарик сам игрок и его деньги, которые он поставил. Такие игроки

    могут просиживать сутки в казино, не осознавая этого. Если они выигрывают,

    то остаются в казино, чтобы выиграть еще больше, иногда не на долго уезжают

    домой, но вскоре возвращаются. От них можно слышать такие слова: «Я разорю

    ваше казино», «Мне сегодня везет, поэтому я никуда не уйду». Если такие

    игроки проигрывают, то в их игровое пространство включается еще и крупье,

    который для них теперь выступает, как первопричина невезения. Крупье

    становится объектом для выплеска отрицательных эмоций, крупье, который на

    данный момент играет с ним обвиняется даже в том, что этот игрок проиграл

    вчера, позавчера, от них можно слышать: «Тебя вечно ставят ко мне за стол,

    чтобы я все проиграл», «Ты, небось всех раздеваешь» (обычно эти

    высказывания не имеют реального основания, но для игрока, который

    проигрывает это не имеет значения).

    Другой тип игроков, это те, кто пришел просто развлечься. Они сами

    часто говорят, что пришли просто отдохнуть, расслабиться. Конечно, такие

    игроки не лешены азарта, но они спокойнее реагаруют, как на проигрыш, так и

    на выигрыш. От них можно слышать, например, такие высказывания: «У меня

    сегодня с собой пара тысяч, и я могу их спокойно проиграть», «Мне сегодня

    друзья дали денег и сказали, чтобы я пошел развлечься в казино». Конечно,

    как и для азартных игроков, они склонны видеть причину выигрыша в удаче, а

    причину проигрыша объясняют по-разному: например «О, мне сегодня совсем не

    везет», то есть обвиняют судьбу; а могут также как и азартные игроки

    объяснять свой проигрыш виной крупье, но обычно они выражают это не с такой

    агрессией как азартные, от них можно слышать, например «Какая у тебя

    (обращается к крупье) тяжелая рука, если ты за столом мне никогда не

    везет». Итак по собственным наблюдениям, можно сказать, что для кого-то

    ситуация игры в казино является стрессовой ситуацией, а для кого-то это

    просто развлечение. Но практически для всех свойственно в ситуации игры

    опираться на мифологическое мышление, не учитывая причинно-следственные

    связи.

    1.2 Интервью с работниками казино.

    Для проведения интервью очень трудно было найти крупье, это связанно

    со спецификой данной работы. Интервью проводилось в конфиденциальной

    обстановке. Перед проведением интервью были подготовленны вопросы, однако в

    ходе интервью, для получения более подробной информации приходилось

    задавать наводящие вопросы, поэтому структура интервью несколько

    расплывчата.

    Каждый с кем проводилось интервью, был осведомлен о теме беседы и дал

    согласие на проведение интервью, хотя в процессе проведения интервью была

    заметна некоторая скованность и ограниченность в ответах. Все с кем

    проводилось интервью имели стаж работы в казино более двух лет,

    представители различных казино, что дало нам возможность представить

    поведение игроков, разных казино.

    1.3 Обсуждение данных.

    Наблюдение и проведенные интервью позволяют нам сделать определенные

    выводы.

    Во-первых, можно разделить игроков по ведущим мотивам (мотивы игры).

    1. Мотив развлечения, отдыха. Такие игроки, приходя в казино обычно сами

    говорят: «Мы пришли весело провести время», «Я пришел просто развлечься».

    /см. приложение №3/.

    2. Мотив наживы. Обычно это люди которые относятся к азартным игрокам.

    Среди них можно выделить тех, кто приходит в казино как на работу каждый

    день. У них есть свои методы игры, например после 16 не броть карту.

    Другой тип, которые ничего не просчитывают, делают ставки так как им

    кажется правильным на данный момент и надеются на выигрыш, причем сразу и

    много. Даже если они выигрывают, то продолжают игру с желанием выиграть

    еще и еще.

    Во-вторых, можно выделить различные стратегии игроков.

    1. Стратегия повезет не повезет. Для таких игроков свойственно, например,

    если им повезло, оставаться за одним и тем же столом, говоря: «Мне везет

    за этим столом», «Мне везет на это число». Если же они проигрывают, то

    обычно перемещаются по казино от стола к столу, говоря, например: «Может

    мне за другим столом повезет».

    2. Стратегия вычесления, когда игрок пытается вычеслить, например, какой

    сейчас выпадет номер на рулетке или какая сейчас пойдет карта (большая

    или маленькая). Здесь можно выделить объективные и не объективные

    вычисления. Объективные вычисления с применением математических методов,

    например, какие карты уже вышли и, следовательно, какие еще остались и

    могут быть. Не объективные, например, игрок говорит: «Этот крупье часто

    выкидывает «зеро», значит надо ставить на «зеро»».

    3. Стратегия ориентации на приметы и сны. Такие игроки могут сказать: «Мне

    сегодня приснился сон, что надо ставить на такое-то число, и тогда мне

    повезет», такие игроки действительно каждый раз ставят на один и тот же

    номер, даже если им не везет. Или же игрок может рассказать какую-то

    примету, например: «Я сегодня раздавил паука, значит мне обязательно

    повезет». /см. приложение №3/.

    Так же необходимо сказать о причинах выигрыша или проигрыша, которые

    выделяют игроки.

    Например, причину выигрыша большинство игроков видят в судьбе, удачи,

    или в примете: «Я же говорил, что мне сегодня повезет, примета работает»

    или «Сон был в руку».

    Причину же проигрыша большинство игроков видят в крупье. Даже для тех

    игроков, которые пришли просто отдохнуть, свойственно обвинять крупье,

    например: «Ну и тяжелая же у тебя рука». Для азартных же игроков крупье

    служит не только причиной проигрыша, но и объектом, который можно во всем

    обвинить, выплеснуть свое негодование /см. приложение №3/. Такое поведение

    очень похоже на то, что говорит К. Леви-Строс о племени азанде: «Поднимет

    ли человека на рога буйвол, сломается ли чердак, опоры которого подточены

    термитами и упадет человеку на голову, азанде станут утверждать, что буйвол

    или чердак – это причины, соединяющиеся с колдовством, чтобы убить

    человека». /30/. «Отличие его мышления от мышления человека развитой

    культуры состоит лишь в том, что, классифицируя впечетления, он выбирает

    иные, более наглядные и непосредственно воспринимаемые признаки, что

    способы его обобщений остаются многообразными и неустойчивыми»./36/. То же

    происходит и с игроками в казино.

    Мы же можем определить выигрыш или проигрыш игроков скорее как

    подтверждение теории вероятности.

    Основной же вывод, который необходимо сделать при анализе данной

    эмпирической части , что безусловно есть причинно-следственное мышление, но

    в ситуации азартной игры (стресса), связанной с мотивацией игроков, игроки

    ведут себя без учета причинно-следственных связей. Они выдвигают

    эмоциональные гипотезы, за которыми стоит мифологическое мышление. По

    К.Леви-Стросу мифологическое и научное мышление сосуществуют, а не являются

    разными стадиями развития мышления, где научное мышление заменяет

    мифологическое. /30,55/. Следовательно, в ситуации азартной игры научное

    мышление как бы замещается мифологическим, и игрок действует под влиянием

    мифологического мышления. Игрок не способен понять, что он борется с

    теорией вероятности, которая лежит в основе этой игры, и что наилучшим

    выходом, наилучшим учетом причинно-следственных связей был бы отказ от

    игры, однако, люди продолжают «играть с судьбой», веря в то, что именно ему

    должно повезти, и он разбогатеет. /см. приложение№3/.

    Актуальность изучения данной проблемы в том, что в жизне человека

    встречается много ситуаций, которые подобны ситуации игре в казино, и важно

    понять почему человек действует под влиянием мифологического мышления, не

    учитывая причинно-следственных связей; и возможно даже научить человека

    ориентироваться на объективные связи между явлениями, а не на эмоциональные

    гипотезы.

    Выводы.

    1. Рассмотрев филогенетические тенденции развития предусмотрительности,

    можно с уверенностью сказать, что у высших животных обнаруживаются

    зачатки причинно-следственного мышления, что проявляется в сложной

    орудийной деятельности антопоидов. Можно сказать, что это явилось основой

    развития предусмотрительности у человека.

    Рассматривая линию антропогенеза можно сделать следующие выводы.

    Происходит увеличение масштаба познания, происходит усовершенствование и

    усложнение орудий. Человек начинает учитывать прошлое, настоящее и будущее,

    то есть происходит ориентация на причинно-следственные связи. Трудно

    предположить, что отсутствует предусмотрительное поведение там, где

    учитываются причинно-следственные связи.

    Проблема учета причинно-следственных связей, предусмотрительное

    поведение, как явление, необходимо в жизни человека. Существует психолого –

    педагогическая проблема формирования предусмотрительности у детей, это

    актуально не только для жизни ребенка, но и для его будущей жизни во

    взрослом мире.

    2. В ходе эксперимента была обнаружена способность детей к установлению

    причинно-следственных связей, к предусмотрительному поведению. В ходе

    эксперимента происходит утверждение ребенком причинно-следственных

    отношений. Можно с уверенностью сказать, что наша гипотеза подтвердилась.

    3. Явление предусмотрительного поведения не является устойчивым, оно

    формируется в эволюции и будучи не устойчивым, замещается в экстремальной

    обстановке мифологическим мышлением, что было показано в нашей работе на

    примере игроков казино. Так же мы можем отметить, что и вторая наша

    гипотеза подтвердилось, это говорит о том, что в ситуации азартной игры

    человек основывается на тенденциях мифологического мышления, не учитывая

    причинно-следственных связей в ситуации стресса. Эта проблема носит

    личностный характер и может быть преодолена при правильном подходе, не

    только к формированию предусмотрительности, но и к воспитанию

    потребностно-мотивационной сферы человека.

    4. Главный и основной вывод, который необходимо здесь сделать, это

    актуальность и необходимость изучения явления предусмотрительности.

    Предусмотрительное поведение – необходимое условие адекватного

    существования человека в социуме.

    Библиография.

    1. Алексеев В.П. «В поисках предков» М. 1968.

    2. Анохин П.К. «Философские аспекты теории функциональной системы» М: Наука

    1978.

    3. Асмолов А.Г. «Проблема установки в необихевиоризме: прошлое и настоящее»

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.