МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Природа раннего социального сиротства и его профилактика

    Природа раннего социального сиротства и его профилактика

    Московский государственный социальный

    университет

    Факультет социальной педагогики и психологии

    Курсовая работа по теме:

    «Природа раннего социального сиротства и его профилактика».

    | |Автор: |

    | |Студентка 3 курса, д/о |

    | |1 группы |

    | |Казили Ж.А. |

    | |Научный руководитель: |

    | |Романова А.В. |

    Москва 2005

    Содержание:

    Введение

    Принципы раннего социального сиротства

    Социальные корни отказов от материнства

    Результаты социологического обследования отказниц

    Результаты психологического обследования отказниц

    Роль семейного фактора

    Возраст матери (специальные проблемы юных матерей)

    Профилактика раннего социального сиротства

    Заключение

    Список литературы

    ВВЕДЕНИЕ

    Острый социальный кризис, охвативший нашу страну, отразился не только

    на материальном благополучии, но и на нравственном здоровье семьи. Семья -

    эта главная и естественная система социальной и биологической защиты

    ребенка - оказалась в кризисной ситуации. Впервые со времен войны

    смертность превысила рождаемость, распадается каждый третий брак, из сотен

    тысяч детей-сирот, находящихся на попечении государства, около 95% - это

    сироты при живых родителях. Пришлось даже изобрести новый термин

    -"социальное сиротство". К сожалению, в стране отсутствуют сведения о

    распространенности этого страшного явления. Отсутствие государственной

    статистики приводит к тому, что называются цифры от 200 тысяч до полутора

    миллионов. Не ясна структура социального сиротства. Не известно, сколько

    детей остается в родильных домах? Сколько "невостребованных" детей остается

    в больницах? Сколько младенцев подкинуто матерями в общественных местах?

    Сколько детей потеряли родителей в результате лишения последних их

    родительских прав?

    Драматична судьба, детей, выросших в интернатах. Жизнь без семьи в

    условиях длительной социальной изоляции, в ограниченном, замкнутом

    коллективе сужает возможности формирования личности, способствует угасанию

    мотивации к нравственному и интеллектуальному совершенствованию. Особенно

    катастрофична судьба младенцев, оставшихся без Матери сразу после рождения

    в результате отказа от них матерей, поскольку именно в первые дни и месяцы

    жизни ребенку наиболее необходим постоянный эмоциональный и телесный

    контакт с биологической матерью. Лишаясь его, новорожденный подвергается

    риску искажения психического развития на всю жизнь. Оказываясь в изоляции,

    без матери сразу после рождения, уже к полугоду ребенок заметно отстает в

    развитии, а через год невосполнимо утрачивает должный потенциал

    эмоциональности и интеллекта.

    Многие годы все, что касалось этих вопросов, тщательно скрывалось.

    Лишь в последние годы благодаря усилиям демократической общественности

    достоянием гласности стали пугающие цифры. Оказалось, что около 1%

    новорожденных остаются без попечения родителей уже в родильных домах

    вследствие отказа от них матерей. Только за один 1991г. в родильных домах

    Москвы осталось более 250 детей. Лишь небольшая часть отказов была связана

    с тяжелым заболеванием или уродством младенца. К сожалению, вопросом о

    причинах отказов матерей от своих детей никто не занимался ни теоретически,

    ни практически. Казался самоочевидным ответ на вопрос, почему мать бросает

    своего ребенка? В общественном сознании мать? оставляющая своего ребенка

    без опеки, считается априорно греховной, морально разложившейся и

    недостойной сочувствия и помощи. Недаром стереотипы бытового сознания

    заставляли бывших депутатов Союзного парламента требовать создания закона,

    который беспощадно карал бы таких матерей. А средства массовой информации,

    соревнуясь в поисках "истины", всерьез обсуждали "предложения" некоторых

    граждан о стерилизации таких женщин, об их направлении на принудительный

    труд, об их публичном обозрении на работе, в школе, в институте.

    Необходимость исследования истоков именно раннего социального

    сиротства продиктована обеспокоенностью детских врачей катастрофическим

    увеличением детей, брошенных матерями в первые дни жизни, сразу после

    рождения, а также озабоченностью теми драматическими последствиями для

    здоровья и судьбы, которое несет сверхранний отрыв ребенка от биологической

    матери. Проблема социального сиротства очень актуальна в наше время, т.к. с

    каждым днём всё больше матерей отказываются от своих детей.

    Цель - изучение причины отказа матерей от своих детей и способы

    решения проблемы социального сиротства.

    Объектом является социальное сиротство.

    Предметом изучения является причины появления социального

    сиротства.

    Задачи:

    - теоретический анализ по проблеме возникновения раннего социального

    сиротства

    - рассмотрение методов профилактических работ социального сиротства

    ПРИЧИНЫ РАННЕГО СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

    Отказ матери от своего новорожденного ребенка — распространенное, но

    до настоящего времени мало изученное социально-психологическое явление.

    Подобные действия родителей известны с давних времен. Они устойчиво

    сохраняются в различных этно-культуральных сообществах и имеют отчетливые

    аналоги в животном мире.

    Стремительная урбанизация современного цивилизованного общества,

    частые социальные потрясения, интенсивная миграция народонаселения во

    многих странах сопровождаются ростом числа брошенных детей.

    Проблемы сиротства стали обсуждаться очень давно в связи с

    необходимостью социальной заботы о детях, оставшихся без попечения

    родителей, детях-сиротах, о подкидышах, а также в связи с проблемами опеки,

    усыновления, попечительства, общественного устройства судеб этих детей.

    Первые литературные упоминания о сиротских приютах для брошенных детей

    относятся к IV—V векам. В это время в центральной Европе церковью создаются

    подобные центры. Начиная с ХП-го века многие европейские государства стали

    принимать на себя заботу о брошенных детях. Сначала во Франции, позднее в

    Великобритании были утверждены законы, регламентирующие минимальную заботу

    о сиротах и брошенных детях, а также меры в отношении их родителей. Церковь

    побуждала европейское общество открывать больницы, приюты для брошенных и

    найденных детей. В 1729 году в США, а в 1734 в Италии были открыты дома для

    «найденышей». После 1880 года многочисленные агентства социальной помощи

    сиротам и брошенным семьям были открыты по всей Северной Америке [Брутман

    В.И., 1994, с. 5].

    Однако до настоящего времени остается малоизученной и непонятой

    природа этой аномальной формы искаженного материнского поведения — отказа

    женщины от своего ребенка: Повседневная практика работы с такими женщинами

    и анализ даже немногочисленной литературы по данной проблеме указывают на

    чрезвычайную сложность взаимодействия социальных, психологических и

    патологических факторов, нарушающих формирование материнства — этой

    важнейшей формы социального поведения женщины.

    СОЦИАЛЬНЫЕ КОРНИ ОТКАЗОВ ОТ МАТЕРИНСТВА

    Роль социальных факторов в формировании искажений материнского

    поведения столь велика и очевидна, что многие исследователи

    непосредственно сводят именно к ним всю спорную проблему причинности

    социального сиротства.

    Действительно, история показывает, что социальные потрясения во всем

    мире и России, в частности, сопровождаются повсеместным ростом числа детей,

    остающихся без попечения родителей.

    Наследством многочисленных войн, эпидемий, голодных моров,

    землетрясений становились тысячи и тысячи осиротевших детей. 20-й век

    ознаменовался небывалым ростом числа сирот и детей, оставшихся без

    попечения родителей, в результате трех наиболее разрушительных за всю

    историю человечества войн, а также того грандиозного террора, который

    пережили народы России в 20-х—40-х годах.

    К сожалению, за все годы существования Советской власти мы не имели

    точного представления о распространенности этого явления, т. к. данный

    показатель попросту отсутствовал (и сейчас отсутствует) в реестрах

    государственной статистики.

    Современная социальная и политическая ситуация в нашей стране

    характеризуется высокой нестабильностью. Низкие доходы большинства семей,

    спад производства, низкое качество товаров, дефицит даже предметов первой

    необходимости, ухудшение качества питания. Стояние в очередях становится

    обычным способом проведения досуга современной женщины. Политическая

    ситуация во многих регионах страны очень напряжена. Москва стала центром

    политической борьбы между различными общественными группировками.

    Большинство молодых семей в стране остро нуждается в жилье. Жилищная

    проблема становится особенно тягостной для женщины в период беременности и

    в первые годы жизни ребенка. Молодые семьи с малым сроком совместной жизни

    вынуждены жить с родителями одного из супругов, их братьями и сестрами в

    малогабаритных или коммунальных квартирах. Большинство беременных с

    тревогой думает о резком сокращении доходов семьи после рождения ребенка (в

    среднем в два раза) в то время как необходимость расходов резко возрастает

    на фоне галопирующей инфляции. Женщина может отдать ребенка в ясли, а сама

    выйти на работу, однако известно, сколь низка профессиональная подготовка

    воспитателей и сколь плохи условия содержания детей в группах. Поэтому

    матери при малейшей материальной возможности стараются не отдавать ребенка

    в ясли. В случае если она предпочтет сама ухаживать за своим ребенком, не

    выходя на работу, то ни она, ни ребенок не получат никакой материальной

    поддержки. Вся семья будет вынуждена жить на зарплату мужа. Это означает,

    что доход на каждого члена молодой семьи будет меньше прожиточного

    минимума. Беременные женщины в нашей стране сталкиваются с огромными

    физическими нагрузками. Хотя законодательством и предусматривается перевод

    беременных на более легкую работу, однако на практике руководство в этом не

    заинтересовано, и часто профессиональные нагрузки остаются прежними. Все

    эти социальные факторы, по результатам самых современных исследований,

    значительно снижают качество готовности к материнству, приводят к тому, что

    более чем для 30% женщин, вынашивающих беременность, последняя является

    нежелательной и нежеланной со всеми вытекающими отсюда последствиями

    [Смагина Л.И., 1999, с 9].

    Таким образом, экономические, политические и социальные факторы

    составляют достаточно неблагоприятный фон — «социальную ситуацию развития»

    женщины в период беременности, которая порождает целый круг специфических

    тревожных переживаний, дестабилизирующих личность женщины.

    Большинство исследователей связывают рост отказов от материнства с

    отрицательным влиянием глобальных цивилизационных процессов в мире, и, в

    первую очередь, прогрессирующей урбанизации на традиционную семью, на

    индивидуальное сознание и моральный облик женщины.

    Для женщины в городе создается известный феномен «покрова социальной

    анонимности». С этим связывают увеличение статистики разводов,

    распространение алкоголизма и наркомании среди женщин.

    На традиционную структуру семьи в определенной мере негативно влияет

    характерное для современных городов укрепление государственных служб

    социального обеспечения, которые отчасти берут на себя функции опеки, ранее

    традиционно выполняемой родительской семьей.

    Важную роль играют акселирационные процессы и изменение образа жизни

    современной молодежи, «сексуальная революция», снижение возраста начала

    половой жизни, которые происходят на фоне более терпимого отношения

    общества к добрачным половым связям и их последствиям, приводящим к

    возрастанию из года в год числа подростковых беременностей.

    Определенное значение имеет повышенное стремление современных женщин к

    социальной независимости, в чем не последнюю роль играет растущее влияние

    феминистских движений в развитых цивилизациях.

    Одним из важнейших комплексов в структуре социокультуральных факторов,

    влияющих на формирование семейных отношений и на материнское поведения в

    частности, является комплекс культурно-национальных и религиозных традиций

    общества. Вместе с тем эта область отношений остается малоизученной и

    потому представляется противоречивой. Так известно, что в этносах с сильным

    влиянием религиозного фундаментализма (большинство страны ислама,

    ортодоксальные иудейские общины израиля) даже в социально не защищенных

    слоях общества «отказничество», как явление, вообще не известно. В то же

    самое время в таких странах как Франция, Италия, где сильны традиции

    католицизма, отличается известный рост числа отказных детей.

    Напротив, в ряде Скандинавских стран с низкой религиозностью населения эти

    цифры чрезвычайно малы, а в России -стране почти полового атеизма -

    «отказничество» принимает характер эпидемии.

    Хорошо известно, Что современная мораль и религия расценивают как

    безусловное зло и грех отвержение матерью своего ребенка, а в общественном

    сознании устойчиво сохраняется представление об априорной греховности и

    аморальности матери, оставившей младенца без попечения. Не даром депутаты

    бывшего Союзного парламента всерьез обсуждали закон об уголовном наказании

    этих женщин, а из писем в многочисленные редакции и заинтересованные

    министерства до сих пор поступают разгневанные письма с призывами к

    стерилизации, к публичным формам демонстрации таких матерей.

    Все это безусловно подчеркивает значение общей социальной ситуации, в

    которой живет женщина, значение среды, формирующей личность женщины на всех

    этапах подготовки к материнству.

    РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

    ОТКАЗНИЦ

    Проблемы отказниц - это прежде всего не проблемы сегодняшнего дня, а

    во многом, наследство от неблагополучия предыдущих поколений и забвение

    насущных нужд людей и прежде всего детей. Об этом наглядно свидетельствуют

    результаты нашего исследования в той части, которая касается сведений о

    детских годах отказниц. Истоки инфантильности и других признаков

    психологического неблагополучия во многом можно увидеть в обстоятельствах

    их детства. Обратимся к фактам.

    Имеющиеся данные об отказницах распадаются на две неравные группы.

    Большую часть составляют молодые девушки в возрасте от 16 до 19 лет (60%).

    Как правило они не замужем, многие живут с родителями (с матерью 45% с

    отцом 15%). Некоторые, кроме того с братьями или сеет рами. Понятно, что

    при таких условиях мнение родителей о судьбе только что родившегося ребенка

    имеет важнейшее часто решающее значение. Это значение может проявлять и в

    тех случаях, когда отношения с родителями хороши (35%) и тогда, когда

    плохие (15%). Меньшую часть составляют женщины зрелого возраста, в том

    числе старшей возрастной группы (свыше 30 лет) (15%).

    Намного чаще, чем в среднем по населению (хотя ны пешнее поколение в

    этом отношении превосходит все преды дущис) паши отказницы воспитывались в

    неполной семье. Обоими родителями до 14 лет воспитывались только 2/3 он

    решенных. Кроме того 8% росли с отцом и мачехой и такс же число с матерью и

    отчимом. Отметим, что такую формально полноценную семью нельзя

    считать вполне благополучной. Характерно, что никто из наших

    респонденток н назвал мачеху или отчима в числе лиц, к которым они

    испытывали теплые чувства или кто пользовался у них уважением или

    авторитетом. Но и те кто рос с родным отцом: матерью часто находились в

    психологически травмирующей неблагополучной среде. Только в 1/3 таких

    родных семей от ношения между родителями были хорошими. Те дети, которые

    вообще не имели родителей, естественно, в большинстве случаев не были

    благополучными.

    Прежде всего, у большинства опрошенных нами отказниц не было образца

    нормальных семейных отношений, которые могли бы в последствии вызвать

    желание создать хорошую семью. В большинстве семей детей "воспитывали" в

    грубости криком, а часто побоями, таких семей по нашим данным 58%, при этом

    били детей 1% отцов и 13% матерей. Отметим, что этот "стиль" передается и

    детям и примерно такая же доля респонденток считает сейчас, что детей

    следует бить. Характерно также, что образовательный уровень родительских

    семей был низким. Полное среднее образование или более высокое имели только

    50% матерей, у остальных было более низкое образование. 18% долгое время не

    работали, 6% злоупотребляли алкоголем (в популяции около 2%). Около трети

    тех, кто рос с матерью, отмечают плохие отношения с ней. При этом, близкие

    и откровенные отношения с ней были также у одной трети. Но если учесть, что

    многие респондентки росли вообще без матери можно сделать вывод о большом

    дефиците материнского влияния.

    Ситуация с отцом еще хуже. Прежде всего, как уже отмечалось, многие

    росли вообще без отца. Развод родителей пришлось пережить в детстве до 12

    лет 18% женщин. Можно себе представить какие переживания выпали на долю

    этих детей. В сохранившихся семьях обстановка тоже была далеко не всегда

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.