МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблема эмоциональных состояний в психологии

    властны. Как уже говорилось, люди, часто переживавшие в детстве неудачи,

    отличаются большей уязвимостью, большей предрасположенностью к печали и

    депрессии.

    г) характеристика эмоции гнева

    Гнев — одна из важнейших эмоций. Гнев зачастую воспринимается как

    нежелательная реакция, и человек, как правило, стремится избежать ее.

    Наверняка в вашей жизни бывали случаи, когда вы, вспоминая об испытанном

    гневе, переживали смущение и стыд, особенно если вам не удалось сдержать

    вспышку гнева перед человеком, которого уважаете и мнением которого

    дорожите. Вы стыдитесь того, что «потеряли контроль над собой». Гневные

    слова или другие проявления гнева могут стать причиной временного разлада

    отношений между людьми. Как уже говорилось, гнев может быть связан с

    печалью, а гневные чувства, которые человек испытывает по отношению к

    самому себе, в комбинации с печалью и другими эмоциями могут способствовать

    развитию депрессии. Гнев также может взаимодействовать с эмоциями вины и

    страха.

    Сдерживая гнев, человек может страдать от того, что не имеет возможности

    свободно выразить свои чувства или устранить барьеры, препятствующие его

    стремлению к желанной цели. При определенных обстоятельствах сдерживание

    гневных проявлений может вызывать патологическое повышение активности

    вегетативной нервной системы, что выражается в повышении диастолического

    давления, учащении сердечного ритма и в других физиологических нарушениях.

    Регулярное повторение ситуаций, вызывающих подобные нарушения в сердечно-

    сосудистой и других системах организма, может привести к психосоматическим

    расстройствам.

    Но если последствия гнева столь неблагоприятны для человека, то почему мы

    считаем его одной из важнейших эмоций? Для того чтобы оценить

    индивидуальное и социальное значение гнева, необходимо подробно рассмотреть

    характеристики и функции данной эмоции, проанализировать ее взаимосвязь с

    другими эмоциями, с позывами, с мыслительными процессами и поведением.

    В ситуации фрустрации одновременно с эмоцией гнева часто активируются

    такие эмоции, как отвращение и презрение, и тогда формируется комплекс

    эмоций, который мы называем триадой враждебности. Эта триада негативных

    эмоций может активироваться в самых разных ситуациях, и в крайних случаях

    приводит к тому, что жизнь превращается в череду ссор и перебранок. Человек

    может испытывать враждебные чувства к самому себе, к другим людям или он

    может быть недоволен ситуацией, испытывая враждебность к «системе» в целом.

    Хотя гнев, отвращение и презрение очень часто действуют в комбинации,

    каждая из этих эмоций имеет свои отличительные особенности. Для того чтобы

    контролировать свои эмоции, мы прежде всего должны уметь отличить одну

    эмоцию от другой, уметь идентифицировать эмоцию и назвать ее.

    ПРИЧИНЫ ГНЕВА

    Ограничение свободы

    Чувство физической или психологической несвободы, как правило, вызывает у

    человека эмоцию гнева. Кампос и Стенберг (Campos, Stenberg, 1981)

    обнаружили, что ограничение свободы движений рук вызывает у 4-месячных

    младенцев реакцию гнева. По просьбе экспериментаторов мать придерживала

    руки ребенка, не позволяя ему шевелить ими. Мимическая реакция, которую

    демонстрировали 4-месячные младенцы на подобное ограничение свободы, была

    оценена экспериментаторами как реакция гнева. Семимесячные дети отвечали на

    него не только гневной мимикой, они уже могли установить его источник, о

    чем свидетельствовал тот факт, что они направляли взгляд на мать.

    Даже при отсутствии систематических исследований в рамках других культур

    мы можем, по-видимому, утверждать, что ограничение физической свободы

    является универсальным активатором эмоции гнева. Основанием для этого

    утверждения может служить тот факт, что практически любое ограничение

    свободы вызывает у человека гнев. Так, старшие дети и подростки реагируют

    на вербальные ограничения и запреты, возможно, даже более бурно, чем на

    физическую несвободу. Мы, взрослые, часто сердимся на всевозможные правила

    и предписания, в силу которых чувствуем себя скованными рамками

    условностей. Психологический смысл любого ограничения, как физического, так

    и вербального, состоит в том, что оно ограничивает свободу деятельности

    человека, препятствует достижению желанной цели.

    Препятствия в достижении цели

    Итак, для того чтобы понять причины гнева конкретного человека,

    необходимо рассматривать их во взаимосвязи с его установками и целями.

    Любое препятствие на пути достижения намеченной цели может вызывать у

    человека гнев. В таких случаях вынужденная временная приостановка

    деятельности воспринимается им как препятствие, ограничение, сбой. Если вы

    обратитесь с посторонним вопросом к человеку, который с головой погружен в

    решение сложной задачи или лихорадочно пытается выполнить работу к

    намеченному сроку, вы рискуете навлечь на себя гнев. Разумеется, иногда

    человек сам ищет возможности отвлечься от работы, но это бывает лишь в тех

    случаях, когда он не чувствует острой необходимости поскорее завершить

    начатое дело или когда на первый план выступает потребность в отдыхе.

    д) характеристика эмоции стыда

    Эмоция стыда занимает существенное место в человеческих отношениях, но

    она не так тщательно изучена, как гнев или страх. Скрупулезные исследования

    отдельных аспектов гнева и страха вызваны очевидной связью этих эмоций с

    некоторыми видами агрессии и комплексным понятием тревоги. Гнев и страх

    длительное время привлекали внимание исследователей благодаря их

    воздействию как на нормальное, так и на патологическое поведение отдельных

    индивидов и целых групп людей, благодаря социальной и клинической

    значимости этого влияния. И в то же время стыду, несмотря на столь же

    тесное взаимодействие с личностью и столь же существенное влияние на

    общественные отношения, было практически отказано во внимании.

    Биологические и психологические характеристики стыда.

    Иногда стыд, смущение и вину рассматривают как различные проявления одной

    и той же эмоции, иногда — как различные эмоции, не имеющие ничего общего

    между собой, а иногда — как

    различные эмоции, имеющие некоторые общие черты.

    Дарвин (Darwin, 1872) пользовался всеми тремя понятиями; «стыд»,

    «смущение» и «вина». При этом различия между стыдом и смущением он никогда

    не определял специально и зачастую использовал эти термины как синонимы. Он

    считал, что стыд принадлежит к большой группе родственных эмоций, в которую

    кроме него входят смущение, вина, ревность, зависть, жадность,

    мстительность, лживость, подозрительность, самонадеянность, тщеславие,

    амбициозность, гордость, униженность. Большинство современных теоретиков

    эмоций соглашаются с тем, что все эти понятия имеют эмоциональный компонент

    и эмоциональное содержание, но

    некоторые возражают против того, что каждое из них есть определенная

    базовая эмоция со специфическим субстратом.

    Объединяя такие понятия, как стыд, смущение и вина в одну группу —

    «группу стыда» — Дарвин, как всегда, демонстрирует острую наблюдательность.

    Робкая, с трудом вступающая в общение женщина, скорее всего, испытает

    ревность, глядя на мужа, получающего удовольствие от встреч с людьми.

    Пристыженный или оскорбленный человек может искать мщения. Лживость

    зачастую скрывает чувство вины. Тщеславие и самомнение могут служить

    защитой от стыда и застенчивости. Амбициозность и непомерная гордыня

    нередко развиваются у человека, всеми способами избегающего стыда.

    Униженность же можно считать прямо связанной со стыдом.

    Дарвин считал, что каждое понятие из «группы стыда» представляет

    отдельную эмоцию. По существу, он рассматривал перечень этих понятий как

    перечень «душевных состояний» или «состояний разума». Несмотря на

    расплывчатость термина «душевное состояние» он лучше, чем термин «эмоция»,

    определяет такие понятия, как месть, самомнение, гордость, униженность, мы

    же можем считать его прототипом понятия «аффективно-когнитивная структура».

    9. Патология и эмоции

    а) Причины эмоциональных расстройств

    Во многих случаях причинами эмоциональных расстройств являются различные

    органические и психические заболевания, о которых будет сказано ниже.

    Однако эти причины носят индивидуальный характер. Есть, однако, причины,

    которые касаются целых слоев общества и даже нации. Такими причинами, как

    отмечают А. Б. Холмогорова и Н. Г. Гаранян (1999), являются специфические

    психологические факторы (табл. 17.1) и в частности, особые ценности и

    установки, поощряемые в социуме и культивируемые во многих семьях.

    Становясь достоянием индивидуального сознания, они создают психологическую

    предрасположенность к эмоциональным расстройствам, в том числе к

    переживанию отрицательных эмоций и депрессивным и тревожным состояниям.

    Холмогорова и Гаранян приводят в своей статье многочисленные факты,

    подтверждающие это. Кросскультурные исследования депрессии показали, что

    число депрессивных нарушений выше в тех культурах, где особо значимы

    индивидуальные достижения и успехи и соответствие самым высоким стандартам

    и образцам (Eaton, Weil, 1955а, б; Parker, 1962; Ким, 1997). Особенно это

    характерно для США, где депрессия стала бичом американского общества,

    пропагандирующего культ успеха и благополучия. Недаром лозунгом

    американской семьи является «Быть на одном уровне с Джонсами».

    По данным Комитета по психическому здоровью США, каждый десятый житель

    этой страны страдает или страдал тревожным расстройством в виде

    генерализованного тревожного расстройства, агарофобии, приступов паники или

    социальной фобии. Не менее 30 % людей, обращающихся за помощью к

    терапевтам, кардиологам, невропатологам и другим специалистам, страдают

    соматоморфными расстройствами, т. е. психическими расстройствами,

    замаскированными соматическими жалобами, не имеющими достаточной физической

    основы. У этих больных, как правило, значительно повышены показатели по

    шкалам депрессии и тревоги, но они их не осознают.

    Многофакторная модель эмоциональных расстройств

    |Уровень |Объекты исследования |

    |исследования | |

    | |Эмоциональные расстройства |

    | |депрессивные|тревожные |соматоморфны|

    | | | |е |

    |Макросоциальный |Социальные ценности и стереотипы, |

    | |способствующие росту отрицательных |

    | |эмоций и затрудняющие их переработку |

    | |Культ успеха|Культ силы|Культ рацио |

    | |и |и |и |

    | |достижения |конкурентн|сдержанность|

    | | |ость | |

    |Семейный |Особенности семейной системы, |

    | |способствующие индуцированию, |

    | |фиксации и трудностям переработки |

    | |отрицательных эмоций |

    | |Закрытые семейные системы с |

    | |симбиотическими связями |

    | |Высокие |Недоверие |Игнорировани|

    | |родительские|к другим |е |

    | |требования и|людям (вне|'эмоций |

    | | |семьи), |семейных |

    | |ожидания, |изоляция, |отношений, |

    | |высокий |сверхконтр|запрет на их|

    | |уровень |оль |проявление |

    | |критики | | |

    |Межличностный |Трудности в построении близких |

    | |отношений с людьми и получении |

    | |эмоциональной поддержки |

    | |Высокие |Негативные|Трудности |

    | |требования и|ожидания |самовыражени|

    | |ожидания от |от других |я и |

    | |других людей|людей |понимания |

    | | | |других |

    |Личностный |Личностные установки, способствующие |

    | |негативному восприятию жизни, себя, |

    | |других и затрудняющие самопонимание |

    | |Перфекциониз|Скрытая |«Жизнь во |

    | |м |враждебнос|сне» |

    | | |ть |(алекситимия|

    | | | |) |

    |Когнитивный |Когнитивные процессы, стимулирующие |

    | |отрицательные эмоции и затрудняющие |

    | |самопонимание |

    | |Депрессивная|Тревожная |«Чувствовать|

    | | |триада |опасность» |

    | |триада | | |

    | |Абсолютизаци|Преувеличе|Отрицание |

    | |я |ние | |

    | |Негативное |Операторное |

    | |селектирование, |мышление |

    | |поляризация, | |

    | |сверхобобщеиие | |

    | |и т. д. | |

    |Поведенческий и |Тяжелые эмоциональные состояния, |

    |симптоматический |неприятные физические ощущения и |

    | |боли, социальная дезадаптация |

    | |Пассивность|Поведение |Эмоции |

    | |, тоска и |избегания,|суммируются, |

    | |недовольств|ощущение |переживаются |

    | |о собой, |беспомощно|на |

    | |чувство |сти, |физиологическо|

    | |разочарован|тревога, |м уровне без |

    | |ности в |страх |психологически|

    | |других |критическо|х жалоб |

    | | |го | |

    | | |отношения | |

    | | |к себе | |

    Еще К. Хорни (1936), создав социокультурную теорию неврозов, обратила

    внимание на ту социальную почву, которая способствует росту тревожных

    расстройств. Это глобальное противоречие между христианскими ценностями,

    проповедующими любовь и партнерские равные отношения, и реально

    существующей жесткой конкуренцией и культом силы. Результатом ценностного

    конфликта становятся вытеснение собственной агрессивности и перенос ее на

    других людей (враждебен и агрессивен не я, а те, кто меня окружают).

    Подавление собственной враждебности ведет, по мнению Хорни, к резкому росту

    тревоги из-за восприятия окружающего мира как опасного и себя как

    неспособного противостоять этой опасности вследствие запрета общества на

    агрессию, т. е. на активное противодействие опасности. Этому способствует и

    культ силы и рационализма, ведущий к запрету на переживание и выражение

    негативных эмоций. В результате происходит их постоянное накопление и

    психика работает по принципу «парового котла без клапана».

    А. Б. Холмогорова и Н. Г. Гаранян с помощью разработанного ими опросника

    выясняли наличие установок на запрет четырех базовых эмоций у здоровых и

    больных мужчин и женщин. Полученные данные приведены в таблице.

    Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют, что больные отличаются по

    уровню запрета на различные эмоции. У первых запрет на отрицательные эмоции

    выражен больше.

    Установки на запрет эмоций в норме и патологии, %

    |Эмоция |Группа |

    | |здоровые |больные |

    | |женщины |мужчины |женщины |мужчины |

    |Печаль |54 |62 |67 |87,5 |

    |Гнев |74 |57 |88 |75 |

    |Страх |40 |60 |82 |71 |

    |Радость |44 |48 |71 |37,5 |

    В то же время видны культуралъные различия при сравнении данных мужчин и

    женщин. У мужчин выше запрет на страх (образ мужественного человека), а у

    женщин — на гнев (образ мягкой женщины).

    Как отмечают Холмогорова и Гаранян, «культ рационального отношения к

    жизни, негативная установка по отношению к эмоциям как явлению внутренней

    жизни человека находят выражение в современном эталоне супермена —

    непрошибаемого и как бы лишенного эмоций человека. В лучшем случае эмоции

    сбрасываются как в помойную яму на концертах панк-рока и дискотеках. Запрет

    на эмоции ведет к вытеснению их из сознания, а расплата за это —

    невозможность их психологической переработки и разрастание физиологического

    компонента в виде болей и неприятных ощущений различной локализации» (1999,

    с. 64).

    б) эмоционально обусловленные патологические изменения психического и

    физического здоровья

    Эмоциональные переживания могут приводить к различным нарушениям психики,

    которые в различных культурах имеют свои особенности и названия. Описание

    этих состояний приведено в книге Ц. П. Короленко и Г. В. Фроловой (1979).

    В мексико-американской культуре это состояния «сусто» и «биллис».

    Состояние «сусто» является следствием пережитого страха, причем источник

    последнего может быть как естественным (катастрофа, несчастный случай,

    внезапное нападение зверя и т. п.), так и «сверхъестественным», мистическим

    — боязнь духов, призраков, колдовства. Поводом для возникновения этого

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.