МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблема готовности Ребенка к школьному образованию

    овладевает в процессе развития и обучения. Дошкольный возраст представляет

    наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного

    мышления.

    В возрасте 4-6 лет происходит интенсивное формирование и развитие

    навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу

    свойств предметов и воздействие на них с целью изменения. Данный уровень

    умственного развития, т.е. наглядно-действенное мышление, является как бы

    подготовительным. Он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем

    мире, созданию основы для формирования представлений и понятий. В процессе

    наглядно-действенного мышления проявляются предпосылки для формирования

    более сложной формы мышления - наглядно-образного мышления. Оно

    характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации осуществляется

    ребенком в русле представлений, без применения практических действий. К

    концу дошкольного периода преобладает высшая форма наглядно-образного

    мышления - наглядно-схематическое мышление. Отражение достижения ребенком

    этого уровня умственного развития является схематизм детского рисунка,

    умение использовать при решении задач схематические изображения.

    "Наглядно-схематическое мышление создает большие возможности для

    освоения внешней среды, будучи средством для создания ребенком обобщенной

    модели различных предметов и явлений. Приобретенная черта обобщенного, эта

    форма мышления остается образной, опирающейся на реальные действия с

    предметами и их заместителями". [20] В то же время данная форма мышления

    является основой для образования логического мышления, связанного с

    использованием и преобразованием понятий. Таким образом, к 6-7 годам

    ребенок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами:

    используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышления.

    Старший дошкольный возраст следует рассматривать только как период, когда

    должно начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы

    определяя тем самым, ближайшую перспективу умственного развития.

    Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта

    практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти,

    воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих

    силах. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей,

    достижению которых способствует волевая регуляция поведения. Ребенок 6-7

    лет может стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели,

    выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течении довольно

    длительного времени.

    При выполнении волевых действий значительное место продолжает

    занимать подражание, хотя оно становится произвольно управляемым. Вместе с

    тем, все больше значение приобретает словесная инструкция взрослого,

    побуждая ребенка к определенным действиям. "У старшего дошкольника

    отчетливо выступает этап предварительной ориентировки". [2] Игра и требует

    заранее выработать определенную линию своих действий. Поэтому она в

    значительной степени стимулирует совершенствование способности к волевой

    регуляции поведения.

    В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка:

    формируется система соподчиненных мотивов, придающая общую направленность

    поведению старшего дошкольника. Принятие наиболее значимого на данный

    момент мотива является основой, позволяющей ребенку идти к намеченной цели,

    оставляя без внимания ситуативно возникающие желания. В этом возрасте одним

    из наиболее действенных в плане мобилизации волевых усилий мотивов является

    оценка действий взрослыми.

    Необходимо отметить, что к моменту достижения старшего дошкольного

    возраста происходит интенсивное развитие познавательной мотивации:

    непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время он

    становится более активным в поиске новой информации. Существенные изменения

    претерпевает и мотивация к установлению положительного отношения

    окружающих. Выполнение определенных правил и в более младшем возрасте

    служило для ребенка средством получения одобрения взрослого. Однако в

    старшем дошкольном возрасте это становится осознанным, а определяющий его

    мотив - "вписанным" в общую иерархию. Важная роль в этом процессе

    принадлежит коллективной ролевой игре, являющейся шкалой социальных

    нормативов, с усвоением которых поведение ребенка строится на основе

    определенного эмоционального отношения к окружающим или в зависимости от

    характера ожидаемой реакции. Носителем норм и правил ребенок считает

    взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и

    он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм

    повышается.

    Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает

    учитывать, с этой точки зрения, последовательность своих поступков,

    предвосхищает результат и оценку со стороны взрослого. Е.В.Субботский

    считает, что в силу интериоризации правил поведения, нарушение этих правил

    ребенок переживает даже в отсутствие взрослого. Дети 6-летнего возраста

    начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения

    общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя

    и окружающих людей. [15]

    Основой первоначальной самооценки является умение сравнивать себя с

    другими детьми. Для 6-леток характерна в основном не дифференцированная

    завышенная самооценка. К 7-летнему возрасту она дифференцируется и

    несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка сравнения себя с

    другими сверстниками. Недифференцированность самооценки приводит к тому,

    что ребенок 6-7 лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного

    действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицания

    и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В

    противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои

    силы, отрицательное отношение к учению.

    Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка 6-7

    лет, можно заключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно

    высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие,

    обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется

    определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная

    форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать

    ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший

    дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками

    совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия с

    общественными нормами поведения. Его собственное поведение характеризуется

    наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана

    действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов

    собственной деятельности и своих возможностей.

    1.3. Методы диагностики готовности к школьному обучению

    Готовность ребенка к школьному обучению определяется системным

    обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и

    мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом адекватных методик,

    направленных на выявление:

    1) уровня психического развития;

    2) наличия необходимых навыков и умений;

    3) состояния мотивационного отношения к школьному обучению.

    ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

    ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

    . протекание мыслительного процесса, активность, последовательность,

    доказательность, критичность суждений.

    . установление причинно-следственных зависимостей и функциональных связей.

    . затруднения в протекании мыслительных операций (анализа, синтеза,

    аналогии, сравнения, абстракции, обобщения, классификации).

    . затруднения в построении выводов, обобщений, умозаключений.

    . особенности оперирования знаниями: дифференцированность, подмена

    признаков, выделение существенного.

    . состояние наглядно-действенного, наглядно-образного, понятийного мышления

    . индивидуальные качества мышления.

    ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ

    . протекание запоминания и воспроизведения

    . значение волевой установки в запоминании

    . развитие зрительной и слуховой памяти

    . соотношение образной и словесной памяти

    . состояние оперативной слуховой памяти.

    ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

    . понимание детской обращенной речи. Речевое общение.

    . состояние аналитико-синтетической фонематической деятельности.

    . нарушение речи. Общее недоразвитие речи.

    РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

    . умение считать предметы. Владение порядковым счетом в прямом и обратном

    порядке.

    . умение соотнести предмет с символом (условным знаком, числом).

    . выполнение элементарных операций с предметами.

    . владение представлений равенства, "больше", "меньше".

    ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

    ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИЙ

    . эмоциональное отношение к деятельности, эмоциональная выраженность в

    поведении, действии. Уступчивость, неустойчивость эмоционального

    отношения.

    . индивидуальный эмоциональный статус.

    ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ

    . волевая регуляция и саморегуляция в заданной деятельности. Настойчивость,

    склонность к завершению деятельности. Колебания в волевой установке.

    Работоспособность, инициативность.

    ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

    ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

    . интерес к школе. Наличие собственного желания. Личностные ожидания.

    Интерпретация собственного отношения к школьному обучению. Осознанность

    мотивов школьного обучения.

    До начала психологической диагностики психологу необходимо тщательно

    ознакомиться с характеристикой на ребенка из дошкольного учреждения,

    рисунками, поделками ребенка. Исследование начинается со знакомства с

    деятельностью ребенка в естественных условиях (во время игр, занятий, при

    выполнении трудовых поручений и т.д.).

    Перед началом обследования для установления эмоционального контакта с

    ребенком, правильного отношения к психологу необходимо провести беседу.

    Содержание ее должно быть направлено на выявление особенностей

    представлений ребенка об окружающем мире, раскрытие интересов ребенка с

    помощью его любимых игр, занятий. В случае ухода от вопросов, отказа от

    общения можно предложить интересную книгу, игрушку, постепенно входя в

    контакт с ребенком.

    В процессе обследования необходима спокойная доброжелательная

    обстановка, приветливый эмоциональный тон, уважительное отношение к

    личности ребенка.

    ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ

    включает следующие этапы:

    I. Изучение общих анамнестических сведений о ребенке.

    II. Диагностика состояния готовности ребенка к школьному обучению.

    III. Составление карты состояния готовности ребенка к школе.

    IV. Заключение об индивидуальных особенностях готовности ребенка к школе.

    V. Психолого-педагогические рекомендации.

    I. ИЗУЧЕНИЕ ОБЩИХ АНАМНЕСТИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ О РЕБЕНКЕ

    1. Фамилия, имя, отчество ребенка.

    2. Место рождения, адрес.

    3. Пол: М- 3.0 Ж- 3.1 (обвести кружком)

    4. Возраст: 5-6 лет - 4.0 6-7 лет - 4.1 (обвести кружком)

    5. Детский сад: не посещает - 5.0 посещает массовый - 5.1

    посещает

    специальный - 5.2

    6. Состав семьи: семья полная - 6.0 Мать разведена - 6.1

    Одинокая

    мать - 6.2

    Мать и

    отчим - 6.3

    Отец и

    мачеха - 6.4

    Другие

    родственники - 6.5

    7. Количество детей: один - 7.0 Двое - 7.1

    Трое - 7.2

    Четверо -

    7.3

    Более

    четверых - 7.4

    8. Отец: не работает - 8.0 Работает - 8.1

    9. Мать: не работает - 9.0 Работает - 9.1

    10. Экономическое положение семьи:

    Неблагоустроенность - 10.0

    Средние, удовлетворительные условия - 10.1

    Достаток и благоустроенность - 10.2

    Изобилие, прекрасные условия - 10.3

    11. Здоровье родителей (отца, матери):

    Отягощенность отца или матери:

    Оба здоровы - 11.0 Сифилисом - 11.5

    Психозами - 11.1 Эндокринными или

    сердечно-

    Алкоголизмом - 11.2 сосудистыми болезнями

    - 11.6

    Припадками - 11.4 Прочими

    заболеваниями - 11.7

    Олигофренией - 11.4

    12. Здоровье ребенка:

    Практически здоров - 12.0

    Нарушения в физическом развитии (рост, вес) - 12.1

    Нарушения в движениях (скованность, расторможенность, параличи,

    парезы, стереотипные и навязчивые движения) - 12.2

    Выраженная утомляемость – 12.3

    Для проведения обследования готовности ребенка к школьному обучению

    составлена система методик, по каждой разработаны шкальные оценки в

    соответствии с возрастными особенностями детей 6-7 лет.

    Каждая методика представлена в соответствии с единым алгоритмом:

    1) название методики

    2) автор методики или ее модификации

    3) назначение методики

    4) оборудование для исследования по методике

    5)инструкция для обследуемого

    6) процедура обследования, его продолжительность и форма проведения

    7) обработка результатов обследования

    8) шкальные оценки результатов

    9) возрастные нормы

    10) интерпретация результатов.

    По каждой психологической позиции и по каждой методике разработана

    система определения уровня развития ребенка. Выделяется пять уровней по

    следующей значимости:

    1 уровень – очень высокий

    2 уровень – высокий

    3 уровень – средний (норма)

    4 уровень – низкий

    5 уровень – очень низкий (уровень педагогической озабоченности).

    В процессе использования каждой из конкретных методик следует

    обращать внимание на ряд общих моментов.

    1) Понимание ребенком инструкции. Перед предъявлением любого задания важно

    установит, как воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли ее, а если

    нет, то делает ли попытки понимать.

    2) Характер деятельности при выполнении задания. Важно установить выполняет

    ли ребенок предложенное задание с интересом или формально. Обратить

    внимание на степень устойчивости интереса. Особое значение имеют такие

    показатели, как целенаправленность деятельности, способы решения

    предложенных ребенку задач, сосредоточенность и работоспособность

    ребенка, умение в случае необходимости пользоваться предложенной ему

    помощью.

    3) Реакция ребенка на результаты, общая эмоциональная реакция на факт

    обследования. Фиксируются отношения к работе, реакции на похвалу или

    неодобрение. Эти наблюдения позволяют подойти к результатам обследования

    неформально, дают возможность проанализировать структуру деятельности

    ребенка, вскрыть ее особенности.

    Нарушения речи фиксируются в процессе проведения

    психологического обследования.

    Детям с нарушением речи рекомендуется консультироваться у

    логопеда.[6] Дети, обнаружившие по психическому развитию низкий и

    очень низкий уровень и составившие группу риска и группу

    педагогической озабоченности, проходят специальное дополнительное

    углубленное психоневрологическое обследование. Его результаты

    заносятся в карту индивидуального обследования ребенка на основе

    протоколов обследования.

    Методические приемы для проведения диагностического обследования

    ребенка должно быть по возможности краткими – экспресс-методиками,

    удобными для быстрого изучения той или иной сферы личности ребенка.

    Диагностическое интервью не должно быть длительным и скучным.

    Необходимо применять разные модификации в соответствии с возрастом

    детей и задачами диагностики. Хорошо использовать с этой целью

    игрушки, бумагу, карандаши, фломастеры, т.к. дети не умеют описывать

    свои чувства, им легче их выразить в рисунках.

    После проведения первичного знакомства с ребенком, можно

    начинать собственно психодиагностическое обследование.

    Мы предлагаем систему методик для проведения обследования

    готовности ребенка к школьному обучению.

    ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА. МЫШЛЕНИЕ.

    МЕТОДИКА 1.1

    Практически – действенное мышление

    ЦЕЛЬ: оценка зрительно-моторной координации, уровня практически-

    действенного мышления.

    ОБОРУДОВАНИЕ: тестовый бланк, фломастер, секундомер.

    ИНСТРУКЦИЯ: Перед тобой лежит лист бумаги. Представь себе, что кружки – это

    кочки в болоте, помоги зайцу пробежать по этим кочкам, чтобы не утонуть в

    болоте. Нужно поставить точки посредине кружков (экспериментатор показывает

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.