МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблема мотивации в различных психологических теориях

    ощущение, определяется теми изменениями в окружении, которые приписываются

    собственным действиям. В этом и состоит суть мощного мотивационного

    воздействия этого фактора на поведение. “Пешка” ощущает эти силы как

    неподвластные ему, как личностные силы других людей. Из этого складывается

    чувство бессилия, подчиненности другим людям. [3, 86]

    Значительное влияние на процесс мотивации при осуществлении

    руководства могут оказывать такие свойства личности, как властность или же

    боязнь ответственности. Их наличие может обусловливать стихийное

    формирование стиля руководства (авторитарного, демократического,

    либерального), существенной характеристикой которого является единоличное

    или групповое принятие решения что, как и когда делать.

    По данным Е. П. Ильина и Нгуэн Ки Тьюнга (1999), склонные к

    демократическому стилю руководства обладают большей полезависимостью, чем

    склонные к авторитарному и либеральному стилям, у “автократов” более

    выражена направленность на результат деятельности, а у “либералов” — на

    процесс деятельности. У “демократов” больше выражена склонность к

    альтруизму, а у “автократов” и “либералов” — к эгоизму. Стремление к власти

    явно больше у “автократов” и меньше всего — у “либералов”. [3, 78]

    Еще одна стилевая особенность процесса мотивации связана со

    стремлением субъектов к успеху или избеганию неудачи (Д. Макклелланд, Д.

    Аткинсон). Если человек ориентирован на успех, он не испытывает страха

    перед неудачей, а если ориентирован на избегание неудачи, то будет

    тщательнее взвешивать свои возможности, колебаться при принятии решения.

    Поскольку лица с мотивацией избегания неудачи боятся критики, они в

    качестве психологической защиты чаще, чем лица, стремящиеся к достижению

    успеха, мотивируют свои поступки с помощью декларируемой нравственности.

    [3, 115]

    Возрастные особенности детей оказывают влияние на мотивацию.

    П.М.Якобсон показал, например, что готовность школьников подчиняться

    требованиям взрослых резко снижается от 4-го к 7-му классу, что

    свидетельствует о снижении роли внешнеорганизованной и увеличении роли

    внутренне организованной мотивации. К сожалению, этот факт редко

    принимается во внимание как родителями, так и педагогами.

    В ряде работ показаны этнические различия в мотивации, обусловленные

    как образом жизни, так и национальными традициями и характером. Сравнение

    американских и российских студентов, проведенное О. С. Дейнека, показало,

    что для первых “разумная осторожность” при принятии решения более

    характерна. Американцы реже поступают на авось, лучше осознают стили

    поведения в ситуации риска, более дифференцированно относятся к риску

    принятия решения, рискуют более взвешенно. [3, 137]

    Из сказанного выше о мотивации вытекает ряд следствий. Во-первых,

    рассматривая мотивацию как начало произвольного акта, нелогично говорить о

    произвольной и непроизвольной мотивации. Во-вторых, нет необходимости

    выделять “вырабатываемые в течение жизни мотивы”, как это делают некоторые

    авторы. Мотивы всегда формируются в индивидуальной жизни человека, а не

    имеются в готовом виде уже при рождении. В-третьих, мотивы не могут

    действовать непроизвольно. В-четвертых, не может быть внешних и внутренних

    мотивов, о чем говорят многие авторы (как и внешней и внутренней мотивации,

    что постулируют некоторые психологи). Мотивы всегда внутренние, в отличие

    от стимулов, вызывающих процесс мотивации, которые могут быть и внешними, и

    внутренними (интероцептивными). Когда же говорят о внешней мотивации и

    мотивах, то имеют в виду либо внешние воздействия других лиц, либо

    привлекательность каких-то объектов.

    Глава II. Различные теории мотивации в психологии.

    2.1 Представление о мотивах в психоанализе

    Психоаналитическая теория З.Фрейда основывается на представлении,

    согласно которому люди являются сложными энергетическими системами.

    Сообразуясь с достижениями физики и физиологии 19 века, Фрейд считал, что

    поведение человека активируется единой энергией, согласно закону сохранения

    энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но

    количество её остается при этом тем же самым). Фрейд взял этот общий

    принцип природы, перевел его на язык психологических терминов и заключил,

    что источником психической энергии является нейрофизиологическое состояние

    возбуждения. Далее он постулировал: у каждого человека имеется определенное

    ограниченное количество энергии, питающей психическую активность; цель

    любой формы поведения индивидуума состоит в уменьшении напряжения,

    вызываемого неприятным для него скоплением этой энергии. [12, 33]

    / Например, значительная часть вашей энергии расходуется на постижение

    того, что написано на этой странице, то её не хватит на другие виды

    психической активности – на то, чтобы помечтать или посмотреть телевизор.

    Аналогично, причиной, заставляющей вас читать эти строки, может служить

    стремление ослабить напряжение, вызванное необходимостью оценить данную

    дипломную работу. /

    Таким образом, согласно теории Фрейда, мотивация человека полностью

    основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. По

    его убеждению, основное количество психической энергии, вырабатываемой

    организмом, направляется на умственную деятельность, которая позволяет

    снижать уровень возбуждения, вызываемого потребностью. По Фрейду,

    психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний,

    называются инстинктами. В инстинктах проявляются врожденные состояния

    возбуждения на уровне организма, требующие выхода и разрядки. Фрейд

    утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и

    воображение) определяется инстинктами. Влияние последних на поведение может

    быть как прямым, так и косвенным, замаскированным. Люди ведут себя так или

    иначе потому, что их побуждает бессознательное напряжение – их действия

    служат цели уменьшения этого напряжения. Инстинкты как таковые являются

    «конечной целью любой активности». [12, 45]

    Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал

    существование двух основных групп: инстинктов жизни и смерти. Первая группа

    (под общим названием Эрос) включает все силы, служащие цели поддержания

    жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида. Признавая

    большое значение инстинктов жизни в физической организации индивидуумов,

    наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные

    инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо (от

    латинского - хотеть или желать), или энергия либидо – термин,

    употребляющийся в значении энергии жизненных инстинктов в целом. Либидо –

    это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку

    исключительно в сексуальном поведении.

    Фрейд полагал, что существует не один сексуальный инстинкт, а

    несколько. Каждый из них связан с определенным участком тела, называемым

    эрогенной зоной. В каком-то смысле все тело представляет собой одну большую

    эрогенную зону, но психоаналитическая теория особо выделяет рот, анус и

    половые органы. Фрейд был убежден в том, что эрогенные зоны являются

    потенциальными источниками напряжения, и что манипуляции в области этих зон

    ведут к снижению напряжения и вызывают приятные ощущения. Так, кусание или

    сосание вызывает оральное удовольствие, опорожнение кишечника ведет к

    анальному удовлетворению, а мастурбация дает генитальное удовлетворение.

    Вторая группа - инстинкты смерти, называемые Танатос, - лежит в основе

    всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. В отличие от

    энергии либидо, как энергии инстинктов жизни, энергия инстинктов смерти не

    получила особого наименования. Однако Фрейд считал их биологически

    обусловленными и такими же важными в регуляции человеческого поведения, как

    и инстинкты жизни. Он полагал, что инстинкты смерти подчиняются принципу

    энтропии, (то есть закону термодинамики, согласно которому любая

    энергетическая система стремится к сохранению динамического равновесия).

    Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал: «Целью жизни является смерть».

    Тем самым он хотел сказать, что всем живым организмам присуще компульсивное

    стремление вернуться в неопределенное состояние, из которого они вышли. То

    есть Фрейд верил в то, что людям присуще стремление к смерти. Острота

    данного утверждения, однако, несколько смягчается тем фактом, что

    современные психоаналитики не уделяют такого внимания инстинкту смерти.

    Вероятно, это наиболее спорный и наименее разделяемый другими аспект теории

    Фрейда. [12, 62]

    Что же представляют собой инстинкты в действительности? Любой инстинкт

    имеет четыре характеристики: источник, цель, объект и стимул. Источник

    инстинкта – состояние организма или потребность, вызывающая это состояние.

    Источники инстинктов жизни описывает нейрофизиология (например, голод и

    жажда). Четкого определения инстинктов смерти Фрейд не дал. Цель инстинкта

    всегда состоит в устранении или редукции возбуждения, вызванного

    потребностью. Если цель достигнута, человек испытывает кратковременное

    состояние блаженства. Хотя существует много способов достижения

    инстинктивной цели, наблюдается тенденция к поддержанию состояния

    возбуждения на некоем минимальном уровне (согласно принципу удовольствия).

    Объект означает любого человека, предмет в окружающей среде или что-то

    в собственном теле индивидуума, обеспечивающее удовлетворение (то есть

    цель) инстинкта. Действия, ведущие к инстинктивному удовлетворению, не

    обязательно всегда одни и те же. Фактически, объект может меняться на

    протяжении жизни. Кроме гибкости в выборе объектов, индивидуумы способны

    откладывать разрядку энергии инстинкта на продолжительные отрезки времени.

    [4, 52]

    Практически любой поведенческий процесс в психоаналитической теории

    может быть описан в терминах: привязки, или направления энергии на объект

    (катексис); препятствия, мешающего удовлетворению инстинкта (антикатексис).

    Примером катексиса может служить эмоциональная привязанность к другим

    людям, (то есть перенос на них энергии), увлеченность чьими-то мыслями или

    идеалами.

    Антикатексис проявляется во внешних или внутренних барьерах,

    препятствующих немедленному ослаблению инстинктивных потребностей. Таким

    образом, взаимодействие между выражением инстинкта и его торможением, между

    катексисом и антикатексисом составляет главный бастион психоаналитического

    построения системы мотивации.

    Наконец, стимул представляет собой количество энергии, силы или

    давления, которое требуется для удовлетворения инстинкта. Оно может быть

    оценено косвенным образом путем наблюдения количества и видов препятствий,

    которые предстоит преодолеть человеку в поисках конкретной цели. [12, 78]

    Ключом к пониманию динамики энергии инстинктов и её выражения в выборе

    объектов является понятие смещенной активности. Согласно этой концепции,

    высвобождение энергии и ослабление напряжения происходит благодаря смене

    поведенческой активности. Смещенная активность имеет место тогда, когда по

    каким-то причинам выбор нужного объекта для удовлетворения инстинкта

    невозможен. В подобных случаях инстинкт может сместиться и, таким образом,

    сфокусировать свою энергию на каком-нибудь другом объекте.

    / Рассмотрим ситуацию. Ваш начальник запугал вас мерами, которые

    последуют, если вы не выполните свою работу. Вы приходите домой, хлопаете

    дверью, пинаете собаку и кричите на своего супруга. Что произошло? Вы

    выместили свою злость на объектах, не имеющих прямого отношения к вашему

    состоянию; это было непрямое выражение эмоций. /

    Фрейд считал, что многие социально-психологические феномены можно понять в

    контексте смещения двух первичных инстинктов: сексуального и агрессивного.

    [12, 102]Например, социализацию ребенка можно частично объяснить как

    результат последовательного смещения сексуальной потребности от одного

    объекта к другому, как того требуют родители и общество. Сходным образом

    расовые предрассудки и войны могут быть объяснены смещением агрессивных

    побуждений. Согласно Фрейду, все устройство современной цивилизации

    (искусство, музыка, литература) является продуктом смещения сексуальной и

    агрессивной энергии. Люди научились смещать свою инстинктивную энергию на

    других людей, другие предметы и другую деятельность, вместо тех, которые

    предназначались для прямой разрядки напряжения. Таким образом появляются

    сложные религиозные, политические, экономические и другие институты.

    2.2 Теория человеческой мотивации А. Г. Маслоу

    Еще одно направление исследований личности известно как «третья сила»,

    наряду с психоаналитической теорией и бихевиоризмом, и называется «Теория

    роста» или (в отечественной психологии) это направление получило название

    «гуманистическая психология». Это направление представлено такими

    психологами, как Маслоу, Роджерс и Голдштейн. Теория роста подчеркивает

    стремление человека к совершенствованию, реализации своего потенциала,

    самовыражению. [6,25]

    Создатель теории самоактуализации Курт Голдштейн развивал это

    представление: будучи нейрофизиологом, занимающимся в основном пациентами с

    поврежденным мозгом, он рассматривал самоактуализацию как фундаментальный

    процесс в каждом организме, который может иметь как позитивные, так и

    негативные последствия для индивидуума. Голдштейн писал, что «организм

    управляется тенденцией актуализировать в наибольшей возможной степени свои

    индивидуальные способности, свою природу в мире». Голдштейн утверждает,

    что ослабление напряжения является сильным побуждением только у больных

    организмов. Для здорового организма первичной целью является «формирование

    определенного уровня напряжения, такого, который сделает возможной

    дальнейшую упорядоченную деятельность». Такое влечение, как голод, - это

    особый случай самоактуализации, в котором напряжение-разрешение ищется для

    того, чтобы возвратить организм к оптимальному состоянию для дальнейшего

    выражения его способностей. Однако лишь в ненормальных случаях это влечение

    становится слишком настоятельным. Голдштейн утверждает, что нормальный

    организм может временно отложить еду, секс, сон и т.д., если другие мотивы,

    такие как любопытство или желание игры, вызывают это. По Голдштейну,

    успешное обращение со средой часто включает определенную долю неуверенности

    и шока. Здоровый самоактуализирующийся организм часто вызывает такой шок,

    входя в новые ситуации ради использования своих возможностей. Для

    Голдштейна (как и для Маслоу) самоактуализация не означает конца проблемам

    и трудностям, напротив, рост часто может принести определенную долю боли и

    страданий. Голдштейн писал, что способности организма определяют его

    потребности. [6,34]

    Несмотря на то, что Маслоу был последователем Голдштейна, его

    представления, однако, существенно отличаются от первых разработок

    Голдштейна в данном направлении, хотя и сохраняют общую концепцию. Маслоу

    начал исследовать самоактуализацию более формализовано, изучая жизнь,

    ценности и отношения людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми

    и творческими, тех, кто казался ему в высшей степени

    самоактуализированными, то есть достиг более оптимального, эффективного и

    здорового уровня функционирования, чем средние люди. Маслоу утверждает, что

    более резонно строить обобщения относительно человеческой природы, изучая

    лучших ее представителей, каких только удается найти, а не каталогизируя

    трудности и ошибки средних и невротических индивидуумов. [5, 77] Маслоу

    определяет невроз и психологическую неприспособленность как «болезни

    лишенности», то есть считает, что они вызываются лишением удовлетворения

    определенных фундаментальных потребностей. Примерами фундаментальных

    потребностей могут служить физиологические потребности, такие как голод,

    жажда или потребность во сне. Неудовлетворение этих потребностей

    определенно ведет, в конце концов, к болезни, которая может быть излечена

    только их удовлетворением. Фундаментальные потребности присущи всем

    индивидуумам. Объем и способ их удовлетворения различен в различных

    обществах, но никогда фундаментальные потребности не могут полностью

    игнорироваться. Для сохранения здоровья должны удовлетворяться также и

    определенные психологические потребности. Маслоу перечисляет следующие

    фундаментальные потребности: потребность в безопасности, обеспеченности и

    стабильности; потребность в любви и чувстве принадлежности; потребность в

    самоуважении и уважении и других. Кроме того, каждый индивидуум имеет

    потребности роста, то есть потребности развивать свои задатки и способности

    и потребность в самоактуализации. Таким образом Маслоу, изучая лучших

    представителей человеческого рода, косвенно изучал тех индивидуумов, у

    которых удовлетворены все вышеперечисленные фундаментальные потребности.

    [5, 82]

    Маслоу предположил, что все потребности врожденные и представил свою

    концепцию иерархии потребностей в мотивации человека в порядке их

    очередности:

    | | | | |потребности | | | | |

    | | | | |самоактуали-зац| | | | |

    | | | | |ии: реализация | | | | |

    | | | | |потенциала | | | | |

    | | | |Потребности самоуважения: | | | |

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.