МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблема связи латеральеых профилей с индивидуальными различиями человека (в дифференциальной психофизиологии)

    Петровский, Е.В. Субботский, А.У. Хараш, Л.С. Цветкова, 1979; А.Г.

    Асмолов, 1984, 1986; В.С. Мерлин, 1981, 1986; и др.) и в рамках такого

    направления как дифференциальная психофизиология экспериментально

    подтверждена гипотеза о гетерогенности факторов латерального предпочтения,

    установлена закономерная связь вариантов латеральных профилей с

    показателями эргичности, установлено диагностическое значение пробы А.Р.

    Лурия "перекрест рук" в структуре латеральной организации как

    праворуких, так и леворуких, предложена и экспериментально подтверждена

    психофизиологическая модель динамики эмоциональных состояний при

    воздействии этанола у больных хроническим алкоголизмом, установлена

    закономерная связь индивидуальных профилей латеральности человека (с

    учетом показателей пробы А.Р. Лурия «перекрест рук») с индивидуальными

    стилями временной перцепции, с индивидуальными особенностями реализации

    мнестических процессов и особенностями речевой активности у практически

    здоровых лиц с учетом полового диморфизма, выявлена связь латеральных

    признаков с особенностями аномалий цветовосприятия. Проведена

    концептуальная разработка такого направления как дифференциальная

    нейропедагогика, в рамках которого полученные данные могут быть

    использованы для оптимизации образовательного процесса.

    Теоретическое значение. Полученные результаты расширяют

    теоретические познания в области дифференциальной психофизиологии (с

    учетом свойств иерархической индивидуальности и латеральных особенностей

    человека).

    Практическое значение. Разработан способ диагностики индивидуальных

    особенностей параметра «эргичности» у праворуких и леворуких испытуемых,

    способы диагностики индивидуальных стилей временной перцепции, предложен

    способ диагностики алкогольных постинтоксикационных состояний и устройство

    для его осуществления, способ диагностики индивидуальных особенностей

    реализации мнестической и речевой деятельности у лиц с разными профилями

    латеральной организации, способ диагностики индивидуальных особенностей

    опосредованного запоминания; а также способ диагностики активности

    процессов цветовосприятия. Методики и полученные данные могут быть

    использованы в целях профориентации и профотбора к соответствующим

    видам деятельности. Они также могут быть использованы для оптимизации

    учебной деятельности и реализации принципов дифференцированного обучения.

    Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования

    докладывались на рабочем совещании «Межполушарные отношения и память» в

    Институте биологической физики (Пущино, 1984), на Всесоюзной школе-

    семинаре «Охрана здоровья леворуких детей» (Ворошиловград, 1985), на

    совещании-семинаре «Клиническое аспекты современной проблемы функциональной

    асимметрии мозга» (Минск, 1989), на IX Всесоюзной конференции «Проблемы

    нейрокибернетики» (Ростов-на-Дону, 1989), на Международных научных

    конференциях «Проблемы менеджмента и рынка» (Оренбург, 1996-2000), на

    юбилейной конференций «Социальная и судебная психиатрия: история и

    современность» в ГНЦС и СП им. В.П. Сербского (Москва, 1997), на

    Всероссийской конференции «Гуманитаризация образования как фактор развития

    региональной социообразовательной среды» (Оренбург, 1997), на Международной

    научной конференции «Асиметрiя мозку в нормi та при патологii» (Киев,

    1997), на I-й Международной конференции памяти А.Р. Лурия (Москва, 1997),

    на Международной научно-практической конференция «Инновационные процессы в

    образовании, науке и экономике России на пороге XXI века» (Оренбург, 1998),

    на III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы

    клинической психологии и психотерапии в условиях современной культуры»

    (Санкт-Петербург, 2001), на IV Всероссийской научно-практической

    конференции «Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе,

    техникуме, школе» (Пермь, 2001), на IV Всероссийской научно-практической

    конференции «Психология и психотерапия. Психотерапия детей, подростков,

    взрослых: состояние и перспективы» (Санкт-Петербург, 2002), на

    Всероссийской научно-практической конференции «Психология и ее приложения»

    (Москва, 2002).

    Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 9

    глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Основной текст

    диссертации занимает 299 страниц, общий объем диссертации – 368 страниц.

    Список литературы включает 600 наименований, из них 466 работ

    отечественных авторов и 134 иностранных. Основной текст диссертации

    содержит 28 таблиц и 28 графиков, а также 12 приложений.

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

    Во введении обосновывается теоретическая и практическая

    актуальность темы исследования, определяются цели и задачи, обозначаются

    рабочая и альтернативная гипотезы, раскрывается научная новизна,

    теоретическая и практическая значимость, объект исследования и его

    методическое оснащение, формулируются положения, выносимые на защиту.

    В первой главе дается обзор отечественной и зарубежной литературы

    по проблемам связи функциональных асимметрий человека с его индивидуально-

    психологическими особенностями. Анализируется значение исследования

    N.Sakano (1982), который валидизировал критерии определения "парциального

    левшества" А.Р.Лурия на больших контингентах японской и немецкой популяций

    (свыше 2 тыс.) и показал, что асимметрия пробы "перекрест рук" (по данным

    ЭЭГ) связана в значительной степени с функциями лобных долей и отражает их

    относительное доминирование. Этот интересный факт нуждается в дальнейшем

    изучении, он обращает на себя внимание новым подходом и диагностическому

    значению пробы "перекрест рук" и дает возможность по-новому оценить

    некоторые исследования прежних лет, в частности, работы В.Д. Небылицына

    (1976), считавшего лобные доли нейрофизиологическим субстратом "лобно-

    ретикулярного" и "лобно-лимбического" комплексов мозга. По мысли В.Д.

    Небылицына (1976), левая и правая лобные доли находятся в реципрокных

    взаимоотношениях и определяют два основных параметра индивидуальности -

    "общую активность" и "эмоциональность".

    Эти представления согласуются с исследованиями ряда авторов (в

    частности, Н.Н. Даниловой, 1985), подтвердившей наличие ретикулярной и

    септогиппокампальной систем активации мозга, что позволило ей предложить

    двухфакторную модель регуляции функциональных состояний. Первая система

    регулирует функциональные состояния в условиях бодрствования, повышение

    активации этой системы соответствует росту эффективности выполнения заданий

    и обозначается автором, как "продуктивная активация". Вторая система

    "связана с развитием эмоциональных состояний, переживания тревожности,

    стресса". Высокие ее уровни неблагоприятны для выполнения заданий и она

    обозначается как "непродуктивная активация" (Н.Н. Данилова, 1985). С

    приведенными данными согласуются также результаты изучения нейрохимических

    различий левого и правого полушарий мозга, которые выявили отчетливую

    межполушарную нейрохимическую асимметрию, а именно: связь активности левого

    полушария с работой катехоламинергической системы, а правого -

    серотонинергической (В.М. Поляков, Л.С. Кораидзе, 1983; Э.Г. Симерницкая и

    соавт., 1986).

    Эти данные позволяют сделать предположение о латеральных

    нейрофизиологических и нейрохимических основах индивидуальных различий,

    которые могут находить проявление в умственной и эмоциональной активности,

    а также в особенностях регуляторных процессов (с учетом имеющихся данных о

    связи левого полушария с произвольной функциями - А.Р. Лурия, Э.Г.

    Симерницкая, 1975; Э.Г. Симерницкая, 1978, 1985; Е.Д. Хомская, 1982, 1987;

    и др.).

    В обзоре приведены разные подходы к проблеме поиска связей

    функциональных асимметрий и латеральных признаков с индивидуальными

    особенностями, причины неудач и недостатки первых исследований в этой

    области. Анализ литературы, посвященный поиску связи латеральных

    признаков человека с особенностями организации и реализации высших

    психических функций, позволил выделить три основных круга проблем или три

    основных направления этих исследований:

    1. Изучение связи функциональных асимметрий с индивидуально-

    психологическими особенностями человека ("когнитивными стилями",

    особенностями восприятия, темперамента, эмоциональной сферы и др.);

    2. Изучение связи функциональных асимметрий с патологией;

    3. Изучение гетерогенности природы латеральных признаков у человека.

    Анализ работ, приведенных в литературном обзоре, позволил

    сформулировать общую проблему исследования, как проблему изучения

    латеральных признаков и вариантов их сочетаний - индивидуальных профилей

    латеральности (ИПЛ) - в связи с особенностями реализации психических

    процессов, как в норме, так и при патологии.

    Вторая глава посвящена методам экспериментального исследования. Для

    изучения особенностей функциональных асимметрий человека использовались

    методики А.Р. Лурия (1969), направленные на оценку "парциального

    левшества", методики определения асимметрий анализаторных систем, а также

    пробы других авторов, включенные в "Карту латеральных признаков" (по А.П.

    Чуприкову, 1985). Данная методика в настоящее время достаточно широко

    применяется для выявления латеральных особенностей человека.

    Исходя из системы измерений "рука-ухо-глаз" для праворуких испытуемых

    нами было выделено 4 варианта латеральных профилей, которые были

    обозначены следующим образом: ППП - праворукие с доминирующим правым ухом и

    глазом (унилатеральные правши), ППЛ - правши с правым доминантным ухом и

    левым ведущим глазом, ПЛП - праворукие с левым доминантным ухом и правым

    ведущим глазом, ПЛЛ - правши с сочетанием ведущего левого уха и глаза.

    Исходя из этой системы измерений, аналогичным образом выделялись и

    латеральные профили леворуких (с учетом обратного знака асимметрии).

    Адекватность такого подхода ранее была подтверждена нашими работами (В.А.

    Москвин, 1986, 1988, 1990).

    Исследование индивидуально-психологических особенностей и

    индивидуальных стилей эмоционального реагирования леворуких испытуемых

    проводилось с помощью следующего набора психометрических опросников: ПДТ -

    психодиагностического теста (Ш.А. Губерман, Л.Т. Ямпольский, 1983; В.М.

    Мельников, Л.Т. Ямпольский, 1985), ШРЛТ - шкал реактивной и личностной

    тревожности Спилбергера-Ханина (Ю.Л. Ханин, 1976) и опросника Айзенка.

    Исследование индивидуальных особенностей студентов вуза проводилось с

    использованием батареи методик, включающих такие известные тесты как ММРI,

    «16-ФЛО» Р.Кеттела, опросник Леонгарда-Шмишека, опросник Т.Элерса,

    опросник Краунда-Марлоу, УСК, «Цветовой тест» Люшера и ряда других. Выбор

    указанных методик был обусловлен тем, что данная работа проводилась в

    рамках более широкого исследования корреляций профилей латеральной

    организации человека с индивидуально-психологическими особенностями,

    проводимого кафедрой общей психологии Оренбургского государственного

    университета совместно с факультетом психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

    Поэтому набор данных методик был обусловлен рамками указанного

    исследования. В целом, индивидуальные особенности испытуемых

    исследовались с помощью 80 психодиагностических параметров (шкал).

    Проводилось исследование показателей непроизвольного и произвольного

    запоминания (Н.К. Киященко и соавт., 1975), показателей опосредованного

    запоминания с помощью методики «пиктограмма» (по А.Р.Лурия) и слухо-речевых

    функций с помощью методики дихотического тестирования.

    Статистическая обработка ряда данных исследования проводилась с

    использованием непараметрических критериев: метода углового преобразования

    выборочных долей по Фишеру и критерия Вилкоксона-Манна-Уитни (Е.В. Гублер,

    1978). Выбор указанных методов был обусловлен тем, что показатели

    распределения латеральных признаков не подчиняются закону нормального

    распределения (Г.Г. Шургая и соавт., 1987). При подсчете достоверности

    различий средних значений в ряде случаев использовался t-критерий

    Стьюдента. Одним из основных методов статистической обработки данных в

    диссертации являлся метод факторного анализа, который проводился с

    использованием базовой программы "STADIA" (А.П. Кулаичев, 1999). При

    анализе полученных результатов использовался также метод построения

    регрессионных моделей по Брандону.

    Во втором разделе главе излагаются данные по изучению

    распространенности латеральных признаков и вариантов ИПЛ. Изучение

    распределения латеральных признаков и латеральных профилей в разных

    выборках населения (с учетом возраста, пола, профессиональной

    принадлежности и т.п.) представляется достаточно важным не только в научном

    плане, а также и для того, чтобы иметь нормативные данные при исследовании

    аномальных выборок.

    Для исследования распространенности латеральных признаков в норме с

    помощью «Карты латеральных признаков» было обследовано 606 практически

    здоровых испытуемых. В первую выборку вошло 330 студентов-однокурсников

    медицинского вуза (г. Луганск, Украина), из них 124 юноши и 206 девушек в

    возрасте от 20 до 30 лет. Аналогичное исследование было проведено во второй

    выборке, в которую вошло 276 здоровых молодых мужчин (г. Луганск, Украина),

    в основном демобилизованных из армии и проходящих медкомиссию в связи с

    оформлением в органы УВД, также в возрасте от 20 до 30 лет и с одинаковым

    образовательным уровнем (со средним или средним специальным образованием).

    Распространенность латеральных признаков изучалась в соответствии с

    описанной методикой, вариации латеральных профилей рассматривались в

    системе «рука-ухо-глаз».

    Среди студентов-мужчин группа ППП составила 54,0 %, что

    свидетельствует о факте большей распространенности унилатеральных правшей в

    системе измерений «рука-ухо-глаз». В группу ПЛП студентов-мужчин вошло

    14,5 %, в группу ППЛ – 13,7%, в группу ПЛЛ – 6,5%. Леворукие среди

    студентов-медиков составили 11,3 %, что существенно превысило процентное

    содержание леворуких во второй выборке мужчин (4,0 %, р < 0,01) и что

    может отражать особенности данной профессиональной выборки.

    Среди 206 студенток максимально также была представлена группа ППП –

    48,5%, что свидетельствует о большей распространенности унилатеральных

    правшей и среди женщин. В группу ПЛП у них вошло 15,5 %, в группу ППЛ –

    26,7 %, в группу ПЛЛ – 8,3%. Леворукие среди студенток-медиков составили

    всего 1,0 %. Достоверным оказалось увеличение левоглазых женщин в группе

    ППЛ по сравнению с мужчинами (26,7 % и 13,7%, р < 0,002), а также

    накопление леворуких среди мужчин по сравнению с женщинами – 11,3 % и 1,0%

    (р < 0,001) что может отражать особенности обследованной выборки.

    Исследование 276 мужчин второй выборки показало, что максимальную

    распространенность в ней также обнаружили лица с унилатеральными признаками

    ППП (праворукие с ведущим правым ухом и глазом), которые составили 47,8%. В

    группу ПЛП («левоухие» правши с правым ведущим глазом) вошло 13,4 %, в

    группу ППЛ («левоглазые» правши с правым ведущим ухом) – 23,9%, в группу

    ПЛЛ - 8,7%. Леворукие в данной выборке составили 4,0%, амбидекстры – 2,2

    %. При анализе полученных данных интересным оказался тот факт, что

    нарастание леволатеральных признаков в системе измерений «рука-ухо-глаз»

    также сопровождается увеличением процентного соотношения левого

    доминантного локтя в пробе «перекрест рук». Во второй выборке мужчин в

    группе ППП левый показатель этой пробы составил 51,5%, в группе ПЛП - 54,1

    % (р > 0,05), в группе ППЛ – 62,5 % (р < 0,03), а в группе ПЛЛ - 75,0 %

    (р < 0,01). По мере нарастания леволатеральных признаков парциального

    доминирования также снижается и общий показатель «рукости» (по данным

    сенсибилизированного опросника по А.П. Чуприкову). В группе ППП он составил

    «+ 20,6» балла, в группе ПЛП - «+ 20,4» балла, в группе ППЛ - «+19,8»

    балла, а в группе ПЛЛ – «+ 18,5» балла, в группе амбидекстров - «+7,2»

    балла, у леворуких - «- 13,9» балла. В целом во второй выборке усредненный

    показатель «рукости» составил «+ 18,5» балла.

    Интересным оказался тот факт, что, несмотря на ведущий левый глаз у

    испытуемых группы ППЛ, тем не менее, 74,2 % из них при пользовании

    винтовкой (по данным пробы «прицеливание») предпочитали целиться все же

    правым глазом. У «правоглазых» леворуких в ряде случаев наблюдается

    обратная зависимость. Очевидно, что этот факт связан с особенностями

    зрительно-моторной координации при пользовании винтовкой и, таким образом,

    свидетельствует о малой валидности пробы «прицеливание» для определения

    ведущего глаза. Более эффективной в данном случае оказывается проба

    «дырочка в карте». Этот факт свидетельствует о том, что необходимо

    дифференцировать природу генеза латеральных признаков, которые могут быть

    обусловлены как генетическими, так и функциональными факторами, связанными

    с научением или особенностями сенсомоторной координации. Это подтверждают и

    результаты обследования леворуких (n = 74) – по нашим данным только 4

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.