Проблема связи латеральеых профилей с индивидуальными различиями человека (в дифференциальной психофизиологии)
Петровский, Е.В. Субботский, А.У. Хараш, Л.С. Цветкова, 1979; А.Г.
Асмолов, 1984, 1986; В.С. Мерлин, 1981, 1986; и др.) и в рамках такого
направления как дифференциальная психофизиология экспериментально
подтверждена гипотеза о гетерогенности факторов латерального предпочтения,
установлена закономерная связь вариантов латеральных профилей с
показателями эргичности, установлено диагностическое значение пробы А.Р.
Лурия "перекрест рук" в структуре латеральной организации как
праворуких, так и леворуких, предложена и экспериментально подтверждена
психофизиологическая модель динамики эмоциональных состояний при
воздействии этанола у больных хроническим алкоголизмом, установлена
закономерная связь индивидуальных профилей латеральности человека (с
учетом показателей пробы А.Р. Лурия «перекрест рук») с индивидуальными
стилями временной перцепции, с индивидуальными особенностями реализации
мнестических процессов и особенностями речевой активности у практически
здоровых лиц с учетом полового диморфизма, выявлена связь латеральных
признаков с особенностями аномалий цветовосприятия. Проведена
концептуальная разработка такого направления как дифференциальная
нейропедагогика, в рамках которого полученные данные могут быть
использованы для оптимизации образовательного процесса.
Теоретическое значение. Полученные результаты расширяют
теоретические познания в области дифференциальной психофизиологии (с
учетом свойств иерархической индивидуальности и латеральных особенностей
человека).
Практическое значение. Разработан способ диагностики индивидуальных
особенностей параметра «эргичности» у праворуких и леворуких испытуемых,
способы диагностики индивидуальных стилей временной перцепции, предложен
способ диагностики алкогольных постинтоксикационных состояний и устройство
для его осуществления, способ диагностики индивидуальных особенностей
реализации мнестической и речевой деятельности у лиц с разными профилями
латеральной организации, способ диагностики индивидуальных особенностей
опосредованного запоминания; а также способ диагностики активности
процессов цветовосприятия. Методики и полученные данные могут быть
использованы в целях профориентации и профотбора к соответствующим
видам деятельности. Они также могут быть использованы для оптимизации
учебной деятельности и реализации принципов дифференцированного обучения.
Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования
докладывались на рабочем совещании «Межполушарные отношения и память» в
Институте биологической физики (Пущино, 1984), на Всесоюзной школе-
семинаре «Охрана здоровья леворуких детей» (Ворошиловград, 1985), на
совещании-семинаре «Клиническое аспекты современной проблемы функциональной
асимметрии мозга» (Минск, 1989), на IX Всесоюзной конференции «Проблемы
нейрокибернетики» (Ростов-на-Дону, 1989), на Международных научных
конференциях «Проблемы менеджмента и рынка» (Оренбург, 1996-2000), на
юбилейной конференций «Социальная и судебная психиатрия: история и
современность» в ГНЦС и СП им. В.П. Сербского (Москва, 1997), на
Всероссийской конференции «Гуманитаризация образования как фактор развития
региональной социообразовательной среды» (Оренбург, 1997), на Международной
научной конференции «Асиметрiя мозку в нормi та при патологii» (Киев,
1997), на I-й Международной конференции памяти А.Р. Лурия (Москва, 1997),
на Международной научно-практической конференция «Инновационные процессы в
образовании, науке и экономике России на пороге XXI века» (Оренбург, 1998),
на III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы
клинической психологии и психотерапии в условиях современной культуры»
(Санкт-Петербург, 2001), на IV Всероссийской научно-практической
конференции «Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе,
техникуме, школе» (Пермь, 2001), на IV Всероссийской научно-практической
конференции «Психология и психотерапия. Психотерапия детей, подростков,
взрослых: состояние и перспективы» (Санкт-Петербург, 2002), на
Всероссийской научно-практической конференции «Психология и ее приложения»
(Москва, 2002).
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 9
глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Основной текст
диссертации занимает 299 страниц, общий объем диссертации – 368 страниц.
Список литературы включает 600 наименований, из них 466 работ
отечественных авторов и 134 иностранных. Основной текст диссертации
содержит 28 таблиц и 28 графиков, а также 12 приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается теоретическая и практическая
актуальность темы исследования, определяются цели и задачи, обозначаются
рабочая и альтернативная гипотезы, раскрывается научная новизна,
теоретическая и практическая значимость, объект исследования и его
методическое оснащение, формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе дается обзор отечественной и зарубежной литературы
по проблемам связи функциональных асимметрий человека с его индивидуально-
психологическими особенностями. Анализируется значение исследования
N.Sakano (1982), который валидизировал критерии определения "парциального
левшества" А.Р.Лурия на больших контингентах японской и немецкой популяций
(свыше 2 тыс.) и показал, что асимметрия пробы "перекрест рук" (по данным
ЭЭГ) связана в значительной степени с функциями лобных долей и отражает их
относительное доминирование. Этот интересный факт нуждается в дальнейшем
изучении, он обращает на себя внимание новым подходом и диагностическому
значению пробы "перекрест рук" и дает возможность по-новому оценить
некоторые исследования прежних лет, в частности, работы В.Д. Небылицына
(1976), считавшего лобные доли нейрофизиологическим субстратом "лобно-
ретикулярного" и "лобно-лимбического" комплексов мозга. По мысли В.Д.
Небылицына (1976), левая и правая лобные доли находятся в реципрокных
взаимоотношениях и определяют два основных параметра индивидуальности -
"общую активность" и "эмоциональность".
Эти представления согласуются с исследованиями ряда авторов (в
частности, Н.Н. Даниловой, 1985), подтвердившей наличие ретикулярной и
септогиппокампальной систем активации мозга, что позволило ей предложить
двухфакторную модель регуляции функциональных состояний. Первая система
регулирует функциональные состояния в условиях бодрствования, повышение
активации этой системы соответствует росту эффективности выполнения заданий
и обозначается автором, как "продуктивная активация". Вторая система
"связана с развитием эмоциональных состояний, переживания тревожности,
стресса". Высокие ее уровни неблагоприятны для выполнения заданий и она
обозначается как "непродуктивная активация" (Н.Н. Данилова, 1985). С
приведенными данными согласуются также результаты изучения нейрохимических
различий левого и правого полушарий мозга, которые выявили отчетливую
межполушарную нейрохимическую асимметрию, а именно: связь активности левого
полушария с работой катехоламинергической системы, а правого -
серотонинергической (В.М. Поляков, Л.С. Кораидзе, 1983; Э.Г. Симерницкая и
соавт., 1986).
Эти данные позволяют сделать предположение о латеральных
нейрофизиологических и нейрохимических основах индивидуальных различий,
которые могут находить проявление в умственной и эмоциональной активности,
а также в особенностях регуляторных процессов (с учетом имеющихся данных о
связи левого полушария с произвольной функциями - А.Р. Лурия, Э.Г.
Симерницкая, 1975; Э.Г. Симерницкая, 1978, 1985; Е.Д. Хомская, 1982, 1987;
и др.).
В обзоре приведены разные подходы к проблеме поиска связей
функциональных асимметрий и латеральных признаков с индивидуальными
особенностями, причины неудач и недостатки первых исследований в этой
области. Анализ литературы, посвященный поиску связи латеральных
признаков человека с особенностями организации и реализации высших
психических функций, позволил выделить три основных круга проблем или три
основных направления этих исследований:
1. Изучение связи функциональных асимметрий с индивидуально-
психологическими особенностями человека ("когнитивными стилями",
особенностями восприятия, темперамента, эмоциональной сферы и др.);
2. Изучение связи функциональных асимметрий с патологией;
3. Изучение гетерогенности природы латеральных признаков у человека.
Анализ работ, приведенных в литературном обзоре, позволил
сформулировать общую проблему исследования, как проблему изучения
латеральных признаков и вариантов их сочетаний - индивидуальных профилей
латеральности (ИПЛ) - в связи с особенностями реализации психических
процессов, как в норме, так и при патологии.
Вторая глава посвящена методам экспериментального исследования. Для
изучения особенностей функциональных асимметрий человека использовались
методики А.Р. Лурия (1969), направленные на оценку "парциального
левшества", методики определения асимметрий анализаторных систем, а также
пробы других авторов, включенные в "Карту латеральных признаков" (по А.П.
Чуприкову, 1985). Данная методика в настоящее время достаточно широко
применяется для выявления латеральных особенностей человека.
Исходя из системы измерений "рука-ухо-глаз" для праворуких испытуемых
нами было выделено 4 варианта латеральных профилей, которые были
обозначены следующим образом: ППП - праворукие с доминирующим правым ухом и
глазом (унилатеральные правши), ППЛ - правши с правым доминантным ухом и
левым ведущим глазом, ПЛП - праворукие с левым доминантным ухом и правым
ведущим глазом, ПЛЛ - правши с сочетанием ведущего левого уха и глаза.
Исходя из этой системы измерений, аналогичным образом выделялись и
латеральные профили леворуких (с учетом обратного знака асимметрии).
Адекватность такого подхода ранее была подтверждена нашими работами (В.А.
Москвин, 1986, 1988, 1990).
Исследование индивидуально-психологических особенностей и
индивидуальных стилей эмоционального реагирования леворуких испытуемых
проводилось с помощью следующего набора психометрических опросников: ПДТ -
психодиагностического теста (Ш.А. Губерман, Л.Т. Ямпольский, 1983; В.М.
Мельников, Л.Т. Ямпольский, 1985), ШРЛТ - шкал реактивной и личностной
тревожности Спилбергера-Ханина (Ю.Л. Ханин, 1976) и опросника Айзенка.
Исследование индивидуальных особенностей студентов вуза проводилось с
использованием батареи методик, включающих такие известные тесты как ММРI,
«16-ФЛО» Р.Кеттела, опросник Леонгарда-Шмишека, опросник Т.Элерса,
опросник Краунда-Марлоу, УСК, «Цветовой тест» Люшера и ряда других. Выбор
указанных методик был обусловлен тем, что данная работа проводилась в
рамках более широкого исследования корреляций профилей латеральной
организации человека с индивидуально-психологическими особенностями,
проводимого кафедрой общей психологии Оренбургского государственного
университета совместно с факультетом психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Поэтому набор данных методик был обусловлен рамками указанного
исследования. В целом, индивидуальные особенности испытуемых
исследовались с помощью 80 психодиагностических параметров (шкал).
Проводилось исследование показателей непроизвольного и произвольного
запоминания (Н.К. Киященко и соавт., 1975), показателей опосредованного
запоминания с помощью методики «пиктограмма» (по А.Р.Лурия) и слухо-речевых
функций с помощью методики дихотического тестирования.
Статистическая обработка ряда данных исследования проводилась с
использованием непараметрических критериев: метода углового преобразования
выборочных долей по Фишеру и критерия Вилкоксона-Манна-Уитни (Е.В. Гублер,
1978). Выбор указанных методов был обусловлен тем, что показатели
распределения латеральных признаков не подчиняются закону нормального
распределения (Г.Г. Шургая и соавт., 1987). При подсчете достоверности
различий средних значений в ряде случаев использовался t-критерий
Стьюдента. Одним из основных методов статистической обработки данных в
диссертации являлся метод факторного анализа, который проводился с
использованием базовой программы "STADIA" (А.П. Кулаичев, 1999). При
анализе полученных результатов использовался также метод построения
регрессионных моделей по Брандону.
Во втором разделе главе излагаются данные по изучению
распространенности латеральных признаков и вариантов ИПЛ. Изучение
распределения латеральных признаков и латеральных профилей в разных
выборках населения (с учетом возраста, пола, профессиональной
принадлежности и т.п.) представляется достаточно важным не только в научном
плане, а также и для того, чтобы иметь нормативные данные при исследовании
аномальных выборок.
Для исследования распространенности латеральных признаков в норме с
помощью «Карты латеральных признаков» было обследовано 606 практически
здоровых испытуемых. В первую выборку вошло 330 студентов-однокурсников
медицинского вуза (г. Луганск, Украина), из них 124 юноши и 206 девушек в
возрасте от 20 до 30 лет. Аналогичное исследование было проведено во второй
выборке, в которую вошло 276 здоровых молодых мужчин (г. Луганск, Украина),
в основном демобилизованных из армии и проходящих медкомиссию в связи с
оформлением в органы УВД, также в возрасте от 20 до 30 лет и с одинаковым
образовательным уровнем (со средним или средним специальным образованием).
Распространенность латеральных признаков изучалась в соответствии с
описанной методикой, вариации латеральных профилей рассматривались в
системе «рука-ухо-глаз».
Среди студентов-мужчин группа ППП составила 54,0 %, что
свидетельствует о факте большей распространенности унилатеральных правшей в
системе измерений «рука-ухо-глаз». В группу ПЛП студентов-мужчин вошло
14,5 %, в группу ППЛ – 13,7%, в группу ПЛЛ – 6,5%. Леворукие среди
студентов-медиков составили 11,3 %, что существенно превысило процентное
содержание леворуких во второй выборке мужчин (4,0 %, р < 0,01) и что
может отражать особенности данной профессиональной выборки.
Среди 206 студенток максимально также была представлена группа ППП –
48,5%, что свидетельствует о большей распространенности унилатеральных
правшей и среди женщин. В группу ПЛП у них вошло 15,5 %, в группу ППЛ –
26,7 %, в группу ПЛЛ – 8,3%. Леворукие среди студенток-медиков составили
всего 1,0 %. Достоверным оказалось увеличение левоглазых женщин в группе
ППЛ по сравнению с мужчинами (26,7 % и 13,7%, р < 0,002), а также
накопление леворуких среди мужчин по сравнению с женщинами – 11,3 % и 1,0%
(р < 0,001) что может отражать особенности обследованной выборки.
Исследование 276 мужчин второй выборки показало, что максимальную
распространенность в ней также обнаружили лица с унилатеральными признаками
ППП (праворукие с ведущим правым ухом и глазом), которые составили 47,8%. В
группу ПЛП («левоухие» правши с правым ведущим глазом) вошло 13,4 %, в
группу ППЛ («левоглазые» правши с правым ведущим ухом) – 23,9%, в группу
ПЛЛ - 8,7%. Леворукие в данной выборке составили 4,0%, амбидекстры – 2,2
%. При анализе полученных данных интересным оказался тот факт, что
нарастание леволатеральных признаков в системе измерений «рука-ухо-глаз»
также сопровождается увеличением процентного соотношения левого
доминантного локтя в пробе «перекрест рук». Во второй выборке мужчин в
группе ППП левый показатель этой пробы составил 51,5%, в группе ПЛП - 54,1
% (р > 0,05), в группе ППЛ – 62,5 % (р < 0,03), а в группе ПЛЛ - 75,0 %
(р < 0,01). По мере нарастания леволатеральных признаков парциального
доминирования также снижается и общий показатель «рукости» (по данным
сенсибилизированного опросника по А.П. Чуприкову). В группе ППП он составил
«+ 20,6» балла, в группе ПЛП - «+ 20,4» балла, в группе ППЛ - «+19,8»
балла, а в группе ПЛЛ – «+ 18,5» балла, в группе амбидекстров - «+7,2»
балла, у леворуких - «- 13,9» балла. В целом во второй выборке усредненный
показатель «рукости» составил «+ 18,5» балла.
Интересным оказался тот факт, что, несмотря на ведущий левый глаз у
испытуемых группы ППЛ, тем не менее, 74,2 % из них при пользовании
винтовкой (по данным пробы «прицеливание») предпочитали целиться все же
правым глазом. У «правоглазых» леворуких в ряде случаев наблюдается
обратная зависимость. Очевидно, что этот факт связан с особенностями
зрительно-моторной координации при пользовании винтовкой и, таким образом,
свидетельствует о малой валидности пробы «прицеливание» для определения
ведущего глаза. Более эффективной в данном случае оказывается проба
«дырочка в карте». Этот факт свидетельствует о том, что необходимо
дифференцировать природу генеза латеральных признаков, которые могут быть
обусловлены как генетическими, так и функциональными факторами, связанными
с научением или особенностями сенсомоторной координации. Это подтверждают и
результаты обследования леворуких (n = 74) – по нашим данным только 4
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|