Проблема связи латеральеых профилей с индивидуальными различиями человека (в дифференциальной психофизиологии)
1998). В связи с этим активно разрабатываются методы диагностики и
коррекции выявляемых нарушений (Э.Г. Симерницкая, 1991; Л.С. Цветкова,
1998; В.В. Лебединский и соавт., 1990; Е.В. Заика, 1996; А.Ф. Ануфриев,
С.Н. Костромина, 1999).
В психофизиологии отмечается необходимость учитывать возрастные
особенности ФАМ учащихся в виде преобладания в школьном возрасте
правополушарных функций и связанную с этим необходимость большего
использования наглядно-образного материала (М.К. Кабардов, М.А. Матова,
1988; М.К.Кабардов, 2001). Ставится вопрос о том, что данные
нейропсихологии необходимо использовать и учитывать при обучению
иностранным языкам (Б.С. Котик, 1990). Выделяются и анализируются основные
индивидуальные типы учащихся (аудиалы, визуалы и кинестетики), которые по-
разному проявляют и ведут себя в процессе обучения (Б.Л. Ливер, 1995).
Особенности данных типов индивидуальности с нейропсихологической точки
зрения могут быть обусловлены парциальным доминированием соответствующих
структур мозга. В связи с этим отмечается необходимость реализации
дифференцированного обучения с учетом когнитивных стилей учащихся (Т.В.
Попович и соавт., 1998). Н.Ю. Максимова и Е.Г. Милютина (2000) также
говорят о необходимости использования разных способов обучения и воспитания
в зависимости от особенностей функциональных асимметрий детей.
Психофизиологический подход к проблемам школьного обучения ставит
вопрос о необходимости учета психофизиологических характеристик учащихся и
психофизиологической организации индивидуальности (В.А. Карева, Н.В.
Мельникова, Е.С. Понькина, Н.В. Федорова В.В.Шмаков,1996; Г.А. Аминев, И.Ф.
Купряхина, Р.Б. Сафина, Г.Н. Хайбулина, Р.Р. Фрич, 1997). Н.Н. Данилова
(1998) говорит о педагогической психофизиологии как об одном из важных
прикладных направлений психофизиологии, отмечается необходимость применения
знаний этой науки для оптимизации процесса обучения. Говоря о наличии двух
систем активации мозга (продуктивной и непродуктивной), автор также
указывает на необходимость «вести обучение в коридоре продуктивной
активации, связанной с ориентировочным рефлексом» (Н.Н. Данилова, 1998, с.
333).
В настоящее время и сами педагоги обращают внимание на необходимость
учета функциональных асимметрий учащихся в образовательном процессе (В.С.
Ротенберг, С.М. Бондаренко, 1989; И.П. Подласый, 1996), говорится о том,
что новые образовательные технологии третьего тысячелетия должны строиться
обязательно с учетом индивидуальных функциональных асимметрий человека.
Таким образом, анализ развития дифференциальной психофизиологии
позволяет выделить ряд проблем, которые имеют непосредственное отношение к
образованию и решение которых может способствовать его оптимизации.
Рассмотрим наиболее актуальные:
1. Проблема леворукости. В педагогическом процессе необходимы учет
индивидуальных особенностей леворуких учащихся и отказ от насильственного
переобучения их праворуких письму.
2. Связь индивидуальных профилей латеральности (ИПЛ) с разными стилями
переработки вербально-логической ("левополушарный тип") и зрительно-
пространственной ("правополушарный тип") информации.
3. Динамика функциональных асимметрий в онтогенезе. Необходимо
учитывать особенности этой динамики и тот факт, что новую информацию
школьникам необходимо давать с большей «опорой» на правополушарные функции.
4. Наличие разных стилей подачи учебной информации преподавателями и
стилей усвоения (восприятия) такой информации учащимися в зависимости от
вариантов ИПЛ. Возможны их совпадения или несовпадения (что может приводить
к когнитивному диссонансу).
5. Особенности применения способов психолого-педагогического
воздействия преподавателем в зависимости от вариантов ИПЛ студентов и
учащихся. В процессе обучения следует учитывать, что "левополушарные"
индивиды в большей степени склонны к восприятию убеждающих, рациональных
воздействий, а "правополушарные" - эмоциональных, внушающих (поскольку они
являются более конформными).
6. Необходимость использования в педагогическом процессе специальных
коррекционных и реабилитационных мероприятий (в том числе и
нейропсихологических) для компенсации или восстановления работоспособности
и функций соответствующих структур мозга, для их активизации и развития.
7. Необходимость использования знаний о корреляциях индивидуально-
психологических особенностей с латеральными признаками в целях проведения
адекватных профориентационных мероприятий и правильного выбора профессии
учащимися.
Эти проблемы (круг которых далеко не исчерпан) позволяют говорить о
формировании нового направления в образовании - нейропедагогики, которая
имеет такое же право на самостоятельное существование, как
нейролингвистика, нейропсихология, нейропсихиатрия и др. Нейропедагогику
можно определить как науку использования психофизиологических и
нейропсихологических знаний, данных о мозговой организации процессов
овладения разными видами знаний, учета вариантов ИПЛ учащихся и
преподавателей в образовательном процессе (В.А. Москвин, Н.В. Москвина,
1997, 2002).
Нейропедагогика может быть отнесена к специальным направлениям
педагогики, таким как лечебная педагогика, тифлопедагогика,
сурдопедагогика, олигофренопедагогика и др., которая охватывает, однако, не
только (и не столько) патологию, сколько норму. Нейропсихологическая
диагностика в настоящее время рассматривается как один из перспективных
подходов к проблеме школьной неуспеваемости (Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсакова,
1994). Такой подход к изучению нормы имеет не только общетеоретическое, но
и прикладное, практическое значение в области педагогики.
Знания дифференциальной психофизиологии, на наш взгляд, должны
использоваться в педагогическом процессе не только психологами, но и
преподавателями. Их необходимо шире использовать для оптимизации процессов
воспитания и образования. Исходя из этого, актуальной является проблема
разработки и введения соответствующих спецкурсов по нейропедагогике для
психологов и будущих педагогов.
В Ы В О Д Ы :
Распределение латеральных признаков и вариантов их сочетаний в норме среди
праворуких достаточно устойчиво и имеет приблизительно одну и ту же
пропорцию в разных выборках, не зависит от фактора пола. Максимально в них
представлены профили с ипсилатеральным сочетанием ведущих правой руки, уха
и глаза - группа ППП (около 50 %), наименьшей представленностью
характеризуются профили с кросс-латеральным сочетанием ведущей правой руки
и левых ведущего уха и глаза - ПЛЛ (около 8 %), латеральные профили ПЛП и
ППЛ имеют промежуточные значения (от 14 % до 27 %).
У лиц, страдающих олигофренией и у возбудимых психопатических личностей
выявлено "накопление" леволатеральных признаков в виде увеличения числа
леворуких и относительно равномерного распределения правых и левых
признаков асимметрий по слуховому и зрительному анализаторам, не
свойственное здоровым людям. Среди подростков больных энурезом (как среди
мальчиков, так и среди девочек), по сравнению с нормой выявлено увеличение
числа лиц со слабо дифференцированной "рукостью" (амбидекстрией). Среди
подростков с логоневрозами выявлена относительная симметрия в
распределении правых и левых признаков зрительного анализатора и повышенное
число леворуких (10,0 %), что может быть связано с проявлениями
минимальной мозговой дисфункции.
Разнородность продуктивности выполнения зрительно-пространственных задач в
группах «интеллектуальная норма» и «интеллектуальный дефицит»
рассматриваются в качестве данных, экспериментально подтверждающих гипотезу
о гетерогенности природы латеральных признаков. На основе полученных
результатов предложена следующая классификация генеза латеральных
признаков: наследственная (или генетическая латеральность); патологическая
латеральность (которая может быть обусловлена пре- и перинатальными
поражениями); вынужденная латеральность (связанная с утратой или дефектом
ведущей конечности или периферического отдела анализаторных систем);
функциональная латеральность (обусловленная особенностями сенсомоторного
координирования или социокультурными причинами).
Характер распределения латеральных профилей среди леворуких мужчин
аналогичен распределению вариантов ИПЛ среди праворуких (с учетом
противоположного знака асимметрии). Максимально представлены профили с
ипсилатеральным сочетанием ведущих левой руки, уха и глаза – группа ЛЛЛ
(около 50%).На примере унилатеральных леворуких мужчин показано, что
разные варианты латеральных профилей леворуких связаны с разными
индивидуально-психологическими особенностями. В группе ЛЛЛ правый
показатель пробы "перекрест рук" в большой степени связан с параметром
"активности" (эргичности), а левый коррелирует с наличием эмоциональных
переживаний негативного (отрицательного) фона. Диагностическое значение
пробы А.Р. Лурия "перекрест рук" в структуре латеральной
организации унилатеральных леворуких аналогично ее значению у
праворуких.
Исследование особенностей временной перцепции у здоровых испытуемых
показало, что варианты латеральных профилей обнаруживают закономерные связи
с такими параметрами психологического времени, как характер временных
ориентаций, особенности переживания и восприятия времени. Установлено, что
индивиды с преобладанием признаков левополушарного доминирования
обнаруживают тенденцию к недооценке временных интервалов и относятся к
тахихроническому типу, а лица с преобладанием признаков правополушарного
доминирования обнаруживают тенденцию к переоценке временных интервалов и
относятся к брадихроническому типу. Выявленная связь вариантов ИПЛ с
параметрами психологического времени довольно устойчива и прослеживается на
испытуемых разных возрастных групп.
Установлены девиации в распределении латеральных признаков и вариантов ИПЛ
при хроническом алкоголизме. Выявлены различия между психологическим
временем больных и временем здоровых испытуемых. Временная перцепция
больных характеризуется склонностью переоценивать и недоотмеривать
временные интервалы, как относительно эталона, так и относительно
контрольной группы. Больные хроническим алкоголизмом переживают время как
более дискретное и неприятное, их временная направленность характеризуется
меньшей связью с настоящим и большей ориентацией в прошлое. Предложена и
экспериментально подтверждена модель изменения межполушарных отношений и
динамики эмоциональных состояний при этаноловой интоксикации (на основе
регистрации динамики флюктуации зрительных послеобразов).
Проведенное исследование выявило наличие закономерных связей индивидуальных
профилей латеральности с некоторыми особенностями мнестических и речевых
функций человека, а правого показателя пробы «перекрест рук» - с
параметром «эргичности» (как у праворуких, так и у леворуких испытуемых).
Варианты ИПЛ практически здоровых испытуемых обнаруживают корреляции
с индивидуальными особенностями реализации мнестических процессов.
Установлено, что в норме непроизвольное запоминание связано с
доминированием правополушарных структур (у лиц с левым показателем пробы
«перекрест рук»). Произвольное запоминание в большей степени связано с
функциями левого полушария, более высокие показатели произвольного
запоминания отмечаются у праворуких с правым показателем в пробе «перекрест
рук». ИПЛ практически здоровых испытуемых обнаруживают корреляции с
индивидуальными особенностями опосредованного запоминания по А.Р. Лурия.
Установлено, что оно в большей степени связано с функциями левого
полушария (при доминировании правого показателя пробы «перекрест рук» у
праворуких испытуемый). Профили латеральности у праворуких обнаруживают
корреляции и с индивидуальными особенностями речевой деятельности - у
испытуемых с правым показателем пробы «перекрест рук» отмечаются более
высокие значения показателей «коэффициента правого уха» и «экстраверсии».
Среди цветоаномалов было выявлено большое число леворуких и испытуемых с
левым показателем в пробе «перекрест рук». Этот факт может
свидетельствовать о том, что в генезе нарушении цветовосприятия у лиц с
цветоаномалиями играют роль не только периферические аномалии сетчатки, но
и причины центрального характера (связанные, скорее всего, с пре- и
перинатальной патологией). Полученные данные о связи правого показателя
пробы «перекрест рук» с показателями эргичности позволяют говорить также о
недостаточности энергетического компонента процесса цветовосприятия при
цветоаномалиях.
Результаты диссертационного исследования позволили уточнить понятие
«индивидуальный профиль латеральности» и значение пробы «перекрест рук»
А.Р. Лурия в общей структуре латеральных профилей мужчин и женщин в норме.
Обоснованы принципы подхода к проблеме связи вариантов латеральных профилей
с индивидуальными различиями с позиций дифференциальной психофизиологии,
приведены нейрофизиологические и нейрохимические объяснения выявленным
связям между индивидуальными профилями латеральности и некоторыми
особенностями реализации психических процессов человека.
Основные положения диссертации отражены в следующих
опубликованных работах:
Монографии:
1. Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий (коллективная
монография) / Под ред. Е.Д. Хомской и В.А. Москвина. М. - Оренбург: Изд-
во ООИПКРО, 2000. - 234 с.
2. Межполушарные отношения и проблема индивидуальных различий.
(Монография). – Оренбург: ИПК ОГУ, 2002. - 288 с.
Учебно-методические пособия:
3. Основы нейропедагогики. Учебно-методическое пособие. Оренбург: Изд-во
ОГУ, 2000. – 135 с. (С соавт.).
4. Методология и диагностика в психологическом исследовании. Методические
рекомендации по проведению психологических исследований для студентов,
обучающихся по специальности 020400 – «Психология». - Оренбург: ИПК ОГУ,
2002. - 79 с. (С соавт.).
Статьи:
5. Функциональная асимметрия мозга и толерантность к эмоциональному
стрессу // Неврология и психиатрия. Киев: Изд-во «Здоров'я», 1986. Вып.
15. С. 106-109. (С соавт.).
6. Методика диагностики нарушений целеобразования // Врачебное дело.
1987. № 4. С.103-106.
7. Гетерогенность факторов латерального предпочтения / Леворукость у
детей и подростков. М.: ВНИИ гигиены детей и подростков. 1987. С. 44-
47. (С соавт. ).
8. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального
реагирования // Вопр. психологии. 1988. № 6. С. 116-120.
9. Латеральные признаки у подростков, больных энурезом // Врачебное дело.
1989. № 2. С. 90-92. ( С соавт.).
10. Нейропсихологические критерии отбора и подготовки менеджеров // Сб.
научных трудов по материалам Международной научной конференции
«Проблемы менеджмента и рынка». Оренбург: Изд-во ОГУ, 1996. С. 236-
238.
11. Судебная психиатрия и нейропсихология // Социальная и судебная
психиатрия: история и современность / Сб. научных трудов под ред.
Т.Б. Дмитриевой. М.: РИО ГНЦС и СП им. В.П. Сербского, 1996. С. 324-
326.
12. Временной план в структуре личности будущих менеджеров // Сб.
научных трудов по материалам II Международной конференции «Проблемы
менеджмента и рынка». Оренбург: Изд-во ОГУ, 1997. С. 423-428. (С
соавт.).
13. Межполушарная асимметрия и проблемы цветовосприятия // Вопр.
психологии. 1997. № 6. С. 77-82.
14. Нейрохимическая асимметрия и индивидуальные особенности // Архiв
психiатрii. Науковий журнал. Вип. 12-13. Асиметрiя мозку в нормi та
при патологii. Киiв. 1997. С. 39.
15. Функциональная асимметрия при цветоаномалиях // Архiв психiатрii.
Науковий журнал. Вип. 12-13. Асиметрiя мозку в нормi та при патологii.
Киiв. 1997. С. 124-126.
16. Межполушарная асимметрия, индивидуально-психологические особенности и
стрессоустойчивость человека // Жизненная защищенность человека. / Кол.
монография. Оренбург: Изд-во ОГУ, 1997. С. 162-175.
17. Латерально-антропологический подход в педагогике // Антропологические
основания образования: Ученые записки ООИУУ. Т. 3. Оренбург: Изд-во
ООИУУ, 1998. С. 41-42. (С соавт.).
18. Нейрофизиологические основы временной перцепции учащихся //
Антропологические основания образования: Ученые записки ООИУУ. Т. 3.
Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1998. С. 61-69. (С соавт.).
19. Вопросы корреляций латеральных и индивидуальных особенностей в
нейропсихологии индивидуальных различий // I Международная конференция
памяти А.Р. Лурия / Сб. докладов под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной.
М.: Изд-во РПО, 1998. С. 153-160. (С соавт.).
20. Философско-психологические аспекты исследования категории времени
// «Сredo». (Теоретический журнал Оренбургского регионального отделения
Российского философского общества.) Оренбург. 1998. № 6 (12). С. 46-
60. (С соавт.).
21. Кадровый менеджмент и нейропсихология индивидуальных различий //
Материалы III Международной конференции «Проблемы менеджмента и рынка».
Оренбург: Изд-во ОГУ, 1998. С. 190-192.
22. Межполушарная асимметрия и проблема алкоголизма // Вопр. психологии.
1999. № 5 . С. 80-89.
23. Вопросы корреляций латеральных и индивидуальных особенностей в
нейропсихологии индивидуальных различий // Хрестоматия по
нейропсихологии / Отв. ред. Е.Д. Хомская. М.: Изд-во РПО, 1999. С. 424-
426. (С соавт.).
24. Нейропсихологические аспекты исследования временной перцепции у
здоровых лиц // Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е.Д. Хомская.
М.: Изд-во РПО, 1999. С. 427-429. (С соавт.).
25. Нейропсихологический анализ индивидуальной предрасположенности к
алкоголизму // Нейропсихология и психофизиология индивидуальных
различий / Кол. монография под ред. Е.Д. Хомской и В.А. Москвина. М.,
Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000. С.113-136.
26. Индивидуальная нейрохимическая асимметрия и проблема формирования
наркотической зависимости // Нейропсихология и психофизиология
индивидуальных различий / Кол. монография под ред. Е.Д. Хомской и В.А.
Москвина. М., Оренбург: Изд-во ООИПКРО. С. 208-221. (С соавт.).
27. Проблема леворукости в дифференциальной психофизиологии //
Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий / Кол.
монография под ред. Е.Д. Хомской и В.А. Москвина. М., Оренбург: Изд-
во ООИПКРО, 2000. С.3-25. (С соавт.).
28. Диагностика коммуникативных способностей менеджеров // Сборник трудов
по материалам V Международной научной конференции "Проблемы менеджмента и
рынка". Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000. С. 250-252.
29. Нейропедагогика как прикладное направление педагогики и
дифференциальной психологии // Вестник ОГУ (Вестник Оренбургского
государственного университета). 2001. № 4. - С. 34-39. (С соавт.).
30. Особенности психологического времени при хроническом алкоголизме //
Вопросы психологии. 2002. № 3. – С. 68-79. (С соавт.).
Тезисы, материалы научных симпозиумов и конференций:
31. К диагностике алкогольных постинтоксикационных состояний в целях
первичной профилактики алкоголизма // Областная научно-практическая
конференция "Актуальные вопросы наркологии". Харьков: Укр. ин-т усоверш.
врачей. 1985. С. 25-27. (С соавт.).
32. О структуре латерального фенотипа возбудимых психопатических
личностей // Всесоюзный семинар "Леворукость, антропоизомерия и
латеральная адаптация". М.: Изд-во МЗ СССР. 1985. С. 111-112. (С
соавт.).
33. О корреляциях эмоциональных характеристик с индивидуальными профилями
асимметрий у практически здоровых лиц // Научно-практическая
конференция психиатров и наркологов Донбасса "Типология и структура
депрессий". Ворошиловград. 1986. С. 131-132.
34. Методика диагностики устойчивости выбора // Республиканский симпозиум
«Психология контрпропаганды». Уфа: Изд-во Баш. гос. ун-та, 1987. С. 65.
35. Особенности выбора цвета у мужчин и женщин и латеральный профиль //
Материалы IX Всесоюзной конференции "Проблемы нейрокибернетики".
Ростов-н/Д: Изд-во РГУ. 1989. С. 240. (С соавт.).
36. Внешний маркер функционального преобладания ретикулярных или
лимбических структур мозга // Материалы IX Всесоюзной конференции
"Проблемы нейрокибернетики". Ростов-н/Д: Изд-во РГУ, 1989. С. 241. (С
соавт.).
37. Факторы гетерогенности латерального предпочтения // Совещание-
семинар "Клинические аспекты современной проблемы функциональной
асимметрии мозга". Минск: Изд-во МЗ БССР. 1989. С. 39
38. Латеральные особенности при умственной недостаточности // Совещание-
семинар «Клинические аспекты современной проблемы функциональной
асимметрии мозга». Минск: Изд-во МЗ БССР. 1989. С. 40-41.
39. Распределение латеральных профилей среди леворуких // Научно-
практическая конференция психиатров и наркологов Донбасса «Вопросы
психиатрической помощи сельскому населению. Новое в латеральной
нейропсихиатрии». Донецк: Изд-во МЗ УССР. 1990. С. 78.
40. Динамiка емоцiональних станiв прi алкоголiзмi: нейропсихологiчний
аналiз // IIV з'iзд невропатологiв Украiнской РСР. Тезi доповiдей.
Харкiв, 1990. Ч. 2. С. 219-220.
41. Компьютерный нейротренинг поведения // Республиканский симпозиум с
международным участием «Синектика духовности: традиционные и
нетрадиционные подходы». Уфа: Изд-во Баш. гос. ун-та, 1994. С. 127-128.
(С соавт.).
42. Cross-cultural unterschiede der individuellen kommunikativen style //
Сборник тезисов II Международной конференции «Итеркультурные
коммуникации». Оренбург, 1996. С. 174-175.
43. Психология и нейропедагогика как факторы гуманитаризации процесса
образования // Материалы Всероссийской конференции «Гуманитаризация
образования как фактор развития региональной социообразовательной среды».
Оренбург: ООИУУ, 1997. С. 91-93. (С соавт.).
44. Нейропсихология индивидуальных различий детского возраста и гуманизация
образования // Материалы II Всероссийской научно-практической
конференции «Гуманизация образования – императив XXI века». Разд. I .
Пермь: Изд-во ПГТУ, 1997. С. 126-127.(С соавт.).
45. Индивидуальное восприятие времени в образовательном процессе //
Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Гуманизация
образования - императив XXI века». Разд. I. Пермь: Изд-во ПГТУ, 1997. С.
125-126. (С соавт.).
46. Нейропедагогика в контексте гуманитарного образования // Материалы II
Всероссийской научно-практической конференции «Гуманизация образования -
императив XXI века». Разд. I . Пермь: Изд-во ПГТУ, 1997. С. 87-88. (С
соавт.).
47. Neuropsychologische voraussetzungen der genese der kommunikativen
taetigkeit // «Europa der Zukunft». Materialien der III
wissenschaftlichen Internationalen Konferenz zu Problemen der
Interkulturellen Kommunikation. Orenburg. 1997. S. 193-194. (С соавт.).
48. Individuelle besonderheiten der beherrschung zeitlicher perspective //
«Europa der Zukunft». Materialien der III wissenschaftlichen
Internationalen Konferenz zu Problemen der Interkulturellen
Kommunikation. Orenburg. 1997. S. 237-238. (С соавт.).
49. Dynamik individualler kommunikativer stile im kindesalter // «Europa
der Zukunft». Materialien der III wissenschaftlichen Internationalen
Konferenz zu Problemen der Interkulturellen Kommunikation. Orenburg.
1997. S. 238-239. ( С соавт.).
50. Нейропсихологический анализ процессов цветовосприятия // Тезисы I
Международной конференции памяти А.Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1997. С.
66.
51. Опосредованная и ретроспективная диагностика индивидуальных
особенностей // Тезисы I Международной конференции памяти А.Р. Лурия.
М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 65-66.
52. Актуальные проблемы нейропсихологии индивидуальных различий детского
возраста // Тезисы I Международной конференции памяти А.Р. Лурия. М.:
Изд-во МГУ, 1997. С. 78-79. ( С соавт.).
53. Нейропсихологический подход к оценке субъективного восприятия времени
// Тезисы I Международной конференции памяти А.Р. Лурия. М.: Изд-во
МГУ, 1997. С. 77-78. (С соавт.).
54. Нейропсихология и нейропедагогика // Тезисы I Международной
конференции памяти А.Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 67. (С
соавт.).
55. Проблемы корреляций латеральных признаков с индивидуальными
особенностями // Тезисы I Международной конференции памяти А.Р.
Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 39. (С соавт.).
56. Индивидуальные стили временной перцепции и их личностные корреляты
// Тезисы докладов Международной научно-практической конференции
«Инновационные процессы в образовании, науке и экономике России на
пороге XXI века». Оренбург: Изд-во ОГУ, 1998. Ч. 1. С. 172-173.(С
соавт.).
57. Диагностическое значение пробы "перекрест рук" в структуре
латеральной организации леворуких // Тезисы докладов Международной
научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовании,
науке и экономике России на пороге XXI века». Оренбург: Изд-во ОГУ,
1998. Ч. III. С. 136-138. (С соавт.).
58. Когнитивные стили и дифференцированное обучение // Тезисы докладов
Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в
образовании, науке и экономике России на пороге XXI века». Оренбург:
Изд-во ОГУ, 1998. Ч. III. С. 164. (С соавт.)
59. Нейропедагогика и стили деятельности преподавателя в контексте
адаптации студентов // Материалы Всероссийской научно-методической
конференции «Теория и практика управления процессом адаптации студентов к
профессиональной деятельности». Орск, Изд-во ОрГТИ, 1999. С. 20. (С
соавт.).
60. Индивидуальные особенности активности речевых и мнестических функций
студентов // Материалы международной юбилейной научно-практической
конференции, посвященной 30-летию Оренбургского государственного
университета «Учебная, научно-производственная и инновационная
деятельность высшей школы в современных условиях». Оренбург: ИПК ОГУ,
2001. Ч.1. С.238-239. (С соавт.).
61. Методологические основы изучения корреляций функциональных асимметрий и
индивидуальных различий // Материалы международной юбилейной научно-
практической конференции, посвященной 30-летию Оренбургского
государственного университета «Учебная, научно-производственная и
инновационная деятельность высшей школы в современных условиях».
Оренбург: ИПК ОГУ, 2001. Ч.1. С.240-241.
62. Онтогенез индивидуально-психологических коррелятов межполушарных
асимметрий // Материалы международной юбилейной научно-практической
конференции, посвященной 30-летию Оренбургского государственного
университета «Учебная, научно-производственная и инновационная
деятельность высшей школы в современных условиях». Оренбург: ИПК ОГУ,
2001. Ч.1. С.258. (С соавт.).
63. Латеральные признаки в психопрофилактике состояний зависимости //
Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные
проблемы клинической психологии и психотерапии в условиях современной
культуры». СПб: ГП «ИМАТОН», 2001. С. 58-60. (С соавт.).
64. Особенности латерального фенотипа наркозависимых // Материалы III
Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы
клинической психологии и психотерапии в условиях современной культуры».
СПб: ГП «ИМАТОН», 2001. С. 60-61. (С соавт.).
65. Диагностика латерального фенотипа в профилактике состояний зависимости
// Материалы V Всероссийской научно-практической конференции
«Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме,
школе». Пермь: Изд-во ПГТУ, 2001. Т.2. Ч. 1. С. 105 -107. (С соавт.).
66. Дифференциальные особенности активности речевых и мнестических функций
человека // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции
«Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме,
школе». Пермь: Изд-во ПГТУ, 2001. Т.2. Ч.1. С. 104-105. (С соавт.).
67. Функциональные асимметрии как психофизиологические критерии
дифференциальной диагностики интеллектуальной недостаточности //
Материалы межвузовского научно-практического семинара «Психологическая
служба в сфере образования: методика и практика». Оренбург: Изд-во
ООИПКРО, 2002. С. 7-11.
68. Дифференциальная психология в отборе и диагностике специалистов //
Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные
проблемы подготовки кадров для развития экономики Оренбуржья». Оренбург:
ИПК ОГУ, 2002. Ч.1. С. 103-104.
69. Визуальная диагностика в психокоррекционной работе // Материалы IV
Всероссийской научно-практической конференции «Психология и психотерапия.
Психотерапия детей, подростков, взрослых: состояние и перспективы». СПб:
ГП «Иматон», 2002. С. 57-58. (С соавт.).
70. Индивидуальные латеральные особенности в психокоррекционной работе //
Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Психология и
психотерапия. Психотерапия детей, подростков, взрослых: состояние и
перспективы». СПб: ГП «Иматон», 2002. С. 59-60. (С соавт.).
Зав.кафедрой общей психологии
Оренбургского госуниверситета
доктор психологических наук Москвин Виктор
Анатольевич
E-mail: psy@com.osu.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|