МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблема связи латеральеых профилей с индивидуальными различиями человека (в дифференциальной психофизиологии)

    1998). В связи с этим активно разрабатываются методы диагностики и

    коррекции выявляемых нарушений (Э.Г. Симерницкая, 1991; Л.С. Цветкова,

    1998; В.В. Лебединский и соавт., 1990; Е.В. Заика, 1996; А.Ф. Ануфриев,

    С.Н. Костромина, 1999).

    В психофизиологии отмечается необходимость учитывать возрастные

    особенности ФАМ учащихся в виде преобладания в школьном возрасте

    правополушарных функций и связанную с этим необходимость большего

    использования наглядно-образного материала (М.К. Кабардов, М.А. Матова,

    1988; М.К.Кабардов, 2001). Ставится вопрос о том, что данные

    нейропсихологии необходимо использовать и учитывать при обучению

    иностранным языкам (Б.С. Котик, 1990). Выделяются и анализируются основные

    индивидуальные типы учащихся (аудиалы, визуалы и кинестетики), которые по-

    разному проявляют и ведут себя в процессе обучения (Б.Л. Ливер, 1995).

    Особенности данных типов индивидуальности с нейропсихологической точки

    зрения могут быть обусловлены парциальным доминированием соответствующих

    структур мозга. В связи с этим отмечается необходимость реализации

    дифференцированного обучения с учетом когнитивных стилей учащихся (Т.В.

    Попович и соавт., 1998). Н.Ю. Максимова и Е.Г. Милютина (2000) также

    говорят о необходимости использования разных способов обучения и воспитания

    в зависимости от особенностей функциональных асимметрий детей.

    Психофизиологический подход к проблемам школьного обучения ставит

    вопрос о необходимости учета психофизиологических характеристик учащихся и

    психофизиологической организации индивидуальности (В.А. Карева, Н.В.

    Мельникова, Е.С. Понькина, Н.В. Федорова В.В.Шмаков,1996; Г.А. Аминев, И.Ф.

    Купряхина, Р.Б. Сафина, Г.Н. Хайбулина, Р.Р. Фрич, 1997). Н.Н. Данилова

    (1998) говорит о педагогической психофизиологии как об одном из важных

    прикладных направлений психофизиологии, отмечается необходимость применения

    знаний этой науки для оптимизации процесса обучения. Говоря о наличии двух

    систем активации мозга (продуктивной и непродуктивной), автор также

    указывает на необходимость «вести обучение в коридоре продуктивной

    активации, связанной с ориентировочным рефлексом» (Н.Н. Данилова, 1998, с.

    333).

    В настоящее время и сами педагоги обращают внимание на необходимость

    учета функциональных асимметрий учащихся в образовательном процессе (В.С.

    Ротенберг, С.М. Бондаренко, 1989; И.П. Подласый, 1996), говорится о том,

    что новые образовательные технологии третьего тысячелетия должны строиться

    обязательно с учетом индивидуальных функциональных асимметрий человека.

    Таким образом, анализ развития дифференциальной психофизиологии

    позволяет выделить ряд проблем, которые имеют непосредственное отношение к

    образованию и решение которых может способствовать его оптимизации.

    Рассмотрим наиболее актуальные:

    1. Проблема леворукости. В педагогическом процессе необходимы учет

    индивидуальных особенностей леворуких учащихся и отказ от насильственного

    переобучения их праворуких письму.

    2. Связь индивидуальных профилей латеральности (ИПЛ) с разными стилями

    переработки вербально-логической ("левополушарный тип") и зрительно-

    пространственной ("правополушарный тип") информации.

    3. Динамика функциональных асимметрий в онтогенезе. Необходимо

    учитывать особенности этой динамики и тот факт, что новую информацию

    школьникам необходимо давать с большей «опорой» на правополушарные функции.

    4. Наличие разных стилей подачи учебной информации преподавателями и

    стилей усвоения (восприятия) такой информации учащимися в зависимости от

    вариантов ИПЛ. Возможны их совпадения или несовпадения (что может приводить

    к когнитивному диссонансу).

    5. Особенности применения способов психолого-педагогического

    воздействия преподавателем в зависимости от вариантов ИПЛ студентов и

    учащихся. В процессе обучения следует учитывать, что "левополушарные"

    индивиды в большей степени склонны к восприятию убеждающих, рациональных

    воздействий, а "правополушарные" - эмоциональных, внушающих (поскольку они

    являются более конформными).

    6. Необходимость использования в педагогическом процессе специальных

    коррекционных и реабилитационных мероприятий (в том числе и

    нейропсихологических) для компенсации или восстановления работоспособности

    и функций соответствующих структур мозга, для их активизации и развития.

    7. Необходимость использования знаний о корреляциях индивидуально-

    психологических особенностей с латеральными признаками в целях проведения

    адекватных профориентационных мероприятий и правильного выбора профессии

    учащимися.

    Эти проблемы (круг которых далеко не исчерпан) позволяют говорить о

    формировании нового направления в образовании - нейропедагогики, которая

    имеет такое же право на самостоятельное существование, как

    нейролингвистика, нейропсихология, нейропсихиатрия и др. Нейропедагогику

    можно определить как науку использования психофизиологических и

    нейропсихологических знаний, данных о мозговой организации процессов

    овладения разными видами знаний, учета вариантов ИПЛ учащихся и

    преподавателей в образовательном процессе (В.А. Москвин, Н.В. Москвина,

    1997, 2002).

    Нейропедагогика может быть отнесена к специальным направлениям

    педагогики, таким как лечебная педагогика, тифлопедагогика,

    сурдопедагогика, олигофренопедагогика и др., которая охватывает, однако, не

    только (и не столько) патологию, сколько норму. Нейропсихологическая

    диагностика в настоящее время рассматривается как один из перспективных

    подходов к проблеме школьной неуспеваемости (Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсакова,

    1994). Такой подход к изучению нормы имеет не только общетеоретическое, но

    и прикладное, практическое значение в области педагогики.

    Знания дифференциальной психофизиологии, на наш взгляд, должны

    использоваться в педагогическом процессе не только психологами, но и

    преподавателями. Их необходимо шире использовать для оптимизации процессов

    воспитания и образования. Исходя из этого, актуальной является проблема

    разработки и введения соответствующих спецкурсов по нейропедагогике для

    психологов и будущих педагогов.

    В Ы В О Д Ы :

    Распределение латеральных признаков и вариантов их сочетаний в норме среди

    праворуких достаточно устойчиво и имеет приблизительно одну и ту же

    пропорцию в разных выборках, не зависит от фактора пола. Максимально в них

    представлены профили с ипсилатеральным сочетанием ведущих правой руки, уха

    и глаза - группа ППП (около 50 %), наименьшей представленностью

    характеризуются профили с кросс-латеральным сочетанием ведущей правой руки

    и левых ведущего уха и глаза - ПЛЛ (около 8 %), латеральные профили ПЛП и

    ППЛ имеют промежуточные значения (от 14 % до 27 %).

    У лиц, страдающих олигофренией и у возбудимых психопатических личностей

    выявлено "накопление" леволатеральных признаков в виде увеличения числа

    леворуких и относительно равномерного распределения правых и левых

    признаков асимметрий по слуховому и зрительному анализаторам, не

    свойственное здоровым людям. Среди подростков больных энурезом (как среди

    мальчиков, так и среди девочек), по сравнению с нормой выявлено увеличение

    числа лиц со слабо дифференцированной "рукостью" (амбидекстрией). Среди

    подростков с логоневрозами выявлена относительная симметрия в

    распределении правых и левых признаков зрительного анализатора и повышенное

    число леворуких (10,0 %), что может быть связано с проявлениями

    минимальной мозговой дисфункции.

    Разнородность продуктивности выполнения зрительно-пространственных задач в

    группах «интеллектуальная норма» и «интеллектуальный дефицит»

    рассматриваются в качестве данных, экспериментально подтверждающих гипотезу

    о гетерогенности природы латеральных признаков. На основе полученных

    результатов предложена следующая классификация генеза латеральных

    признаков: наследственная (или генетическая латеральность); патологическая

    латеральность (которая может быть обусловлена пре- и перинатальными

    поражениями); вынужденная латеральность (связанная с утратой или дефектом

    ведущей конечности или периферического отдела анализаторных систем);

    функциональная латеральность (обусловленная особенностями сенсомоторного

    координирования или социокультурными причинами).

    Характер распределения латеральных профилей среди леворуких мужчин

    аналогичен распределению вариантов ИПЛ среди праворуких (с учетом

    противоположного знака асимметрии). Максимально представлены профили с

    ипсилатеральным сочетанием ведущих левой руки, уха и глаза – группа ЛЛЛ

    (около 50%).На примере унилатеральных леворуких мужчин показано, что

    разные варианты латеральных профилей леворуких связаны с разными

    индивидуально-психологическими особенностями. В группе ЛЛЛ правый

    показатель пробы "перекрест рук" в большой степени связан с параметром

    "активности" (эргичности), а левый коррелирует с наличием эмоциональных

    переживаний негативного (отрицательного) фона. Диагностическое значение

    пробы А.Р. Лурия "перекрест рук" в структуре латеральной

    организации унилатеральных леворуких аналогично ее значению у

    праворуких.

    Исследование особенностей временной перцепции у здоровых испытуемых

    показало, что варианты латеральных профилей обнаруживают закономерные связи

    с такими параметрами психологического времени, как характер временных

    ориентаций, особенности переживания и восприятия времени. Установлено, что

    индивиды с преобладанием признаков левополушарного доминирования

    обнаруживают тенденцию к недооценке временных интервалов и относятся к

    тахихроническому типу, а лица с преобладанием признаков правополушарного

    доминирования обнаруживают тенденцию к переоценке временных интервалов и

    относятся к брадихроническому типу. Выявленная связь вариантов ИПЛ с

    параметрами психологического времени довольно устойчива и прослеживается на

    испытуемых разных возрастных групп.

    Установлены девиации в распределении латеральных признаков и вариантов ИПЛ

    при хроническом алкоголизме. Выявлены различия между психологическим

    временем больных и временем здоровых испытуемых. Временная перцепция

    больных характеризуется склонностью переоценивать и недоотмеривать

    временные интервалы, как относительно эталона, так и относительно

    контрольной группы. Больные хроническим алкоголизмом переживают время как

    более дискретное и неприятное, их временная направленность характеризуется

    меньшей связью с настоящим и большей ориентацией в прошлое. Предложена и

    экспериментально подтверждена модель изменения межполушарных отношений и

    динамики эмоциональных состояний при этаноловой интоксикации (на основе

    регистрации динамики флюктуации зрительных послеобразов).

    Проведенное исследование выявило наличие закономерных связей индивидуальных

    профилей латеральности с некоторыми особенностями мнестических и речевых

    функций человека, а правого показателя пробы «перекрест рук» - с

    параметром «эргичности» (как у праворуких, так и у леворуких испытуемых).

    Варианты ИПЛ практически здоровых испытуемых обнаруживают корреляции

    с индивидуальными особенностями реализации мнестических процессов.

    Установлено, что в норме непроизвольное запоминание связано с

    доминированием правополушарных структур (у лиц с левым показателем пробы

    «перекрест рук»). Произвольное запоминание в большей степени связано с

    функциями левого полушария, более высокие показатели произвольного

    запоминания отмечаются у праворуких с правым показателем в пробе «перекрест

    рук». ИПЛ практически здоровых испытуемых обнаруживают корреляции с

    индивидуальными особенностями опосредованного запоминания по А.Р. Лурия.

    Установлено, что оно в большей степени связано с функциями левого

    полушария (при доминировании правого показателя пробы «перекрест рук» у

    праворуких испытуемый). Профили латеральности у праворуких обнаруживают

    корреляции и с индивидуальными особенностями речевой деятельности - у

    испытуемых с правым показателем пробы «перекрест рук» отмечаются более

    высокие значения показателей «коэффициента правого уха» и «экстраверсии».

    Среди цветоаномалов было выявлено большое число леворуких и испытуемых с

    левым показателем в пробе «перекрест рук». Этот факт может

    свидетельствовать о том, что в генезе нарушении цветовосприятия у лиц с

    цветоаномалиями играют роль не только периферические аномалии сетчатки, но

    и причины центрального характера (связанные, скорее всего, с пре- и

    перинатальной патологией). Полученные данные о связи правого показателя

    пробы «перекрест рук» с показателями эргичности позволяют говорить также о

    недостаточности энергетического компонента процесса цветовосприятия при

    цветоаномалиях.

    Результаты диссертационного исследования позволили уточнить понятие

    «индивидуальный профиль латеральности» и значение пробы «перекрест рук»

    А.Р. Лурия в общей структуре латеральных профилей мужчин и женщин в норме.

    Обоснованы принципы подхода к проблеме связи вариантов латеральных профилей

    с индивидуальными различиями с позиций дифференциальной психофизиологии,

    приведены нейрофизиологические и нейрохимические объяснения выявленным

    связям между индивидуальными профилями латеральности и некоторыми

    особенностями реализации психических процессов человека.

    Основные положения диссертации отражены в следующих

    опубликованных работах:

    Монографии:

    1. Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий (коллективная

    монография) / Под ред. Е.Д. Хомской и В.А. Москвина. М. - Оренбург: Изд-

    во ООИПКРО, 2000. - 234 с.

    2. Межполушарные отношения и проблема индивидуальных различий.

    (Монография). – Оренбург: ИПК ОГУ, 2002. - 288 с.

    Учебно-методические пособия:

    3. Основы нейропедагогики. Учебно-методическое пособие. Оренбург: Изд-во

    ОГУ, 2000. – 135 с. (С соавт.).

    4. Методология и диагностика в психологическом исследовании. Методические

    рекомендации по проведению психологических исследований для студентов,

    обучающихся по специальности 020400 – «Психология». - Оренбург: ИПК ОГУ,

    2002. - 79 с. (С соавт.).

    Статьи:

    5. Функциональная асимметрия мозга и толерантность к эмоциональному

    стрессу // Неврология и психиатрия. Киев: Изд-во «Здоров'я», 1986. Вып.

    15. С. 106-109. (С соавт.).

    6. Методика диагностики нарушений целеобразования // Врачебное дело.

    1987. № 4. С.103-106.

    7. Гетерогенность факторов латерального предпочтения / Леворукость у

    детей и подростков. М.: ВНИИ гигиены детей и подростков. 1987. С. 44-

    47. (С соавт. ).

    8. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального

    реагирования // Вопр. психологии. 1988. № 6. С. 116-120.

    9. Латеральные признаки у подростков, больных энурезом // Врачебное дело.

    1989. № 2. С. 90-92. ( С соавт.).

    10. Нейропсихологические критерии отбора и подготовки менеджеров // Сб.

    научных трудов по материалам Международной научной конференции

    «Проблемы менеджмента и рынка». Оренбург: Изд-во ОГУ, 1996. С. 236-

    238.

    11. Судебная психиатрия и нейропсихология // Социальная и судебная

    психиатрия: история и современность / Сб. научных трудов под ред.

    Т.Б. Дмитриевой. М.: РИО ГНЦС и СП им. В.П. Сербского, 1996. С. 324-

    326.

    12. Временной план в структуре личности будущих менеджеров // Сб.

    научных трудов по материалам II Международной конференции «Проблемы

    менеджмента и рынка». Оренбург: Изд-во ОГУ, 1997. С. 423-428. (С

    соавт.).

    13. Межполушарная асимметрия и проблемы цветовосприятия // Вопр.

    психологии. 1997. № 6. С. 77-82.

    14. Нейрохимическая асимметрия и индивидуальные особенности // Архiв

    психiатрii. Науковий журнал. Вип. 12-13. Асиметрiя мозку в нормi та

    при патологii. Киiв. 1997. С. 39.

    15. Функциональная асимметрия при цветоаномалиях // Архiв психiатрii.

    Науковий журнал. Вип. 12-13. Асиметрiя мозку в нормi та при патологii.

    Киiв. 1997. С. 124-126.

    16. Межполушарная асимметрия, индивидуально-психологические особенности и

    стрессоустойчивость человека // Жизненная защищенность человека. / Кол.

    монография. Оренбург: Изд-во ОГУ, 1997. С. 162-175.

    17. Латерально-антропологический подход в педагогике // Антропологические

    основания образования: Ученые записки ООИУУ. Т. 3. Оренбург: Изд-во

    ООИУУ, 1998. С. 41-42. (С соавт.).

    18. Нейрофизиологические основы временной перцепции учащихся //

    Антропологические основания образования: Ученые записки ООИУУ. Т. 3.

    Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1998. С. 61-69. (С соавт.).

    19. Вопросы корреляций латеральных и индивидуальных особенностей в

    нейропсихологии индивидуальных различий // I Международная конференция

    памяти А.Р. Лурия / Сб. докладов под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной.

    М.: Изд-во РПО, 1998. С. 153-160. (С соавт.).

    20. Философско-психологические аспекты исследования категории времени

    // «Сredo». (Теоретический журнал Оренбургского регионального отделения

    Российского философского общества.) Оренбург. 1998. № 6 (12). С. 46-

    60. (С соавт.).

    21. Кадровый менеджмент и нейропсихология индивидуальных различий //

    Материалы III Международной конференции «Проблемы менеджмента и рынка».

    Оренбург: Изд-во ОГУ, 1998. С. 190-192.

    22. Межполушарная асимметрия и проблема алкоголизма // Вопр. психологии.

    1999. № 5 . С. 80-89.

    23. Вопросы корреляций латеральных и индивидуальных особенностей в

    нейропсихологии индивидуальных различий // Хрестоматия по

    нейропсихологии / Отв. ред. Е.Д. Хомская. М.: Изд-во РПО, 1999. С. 424-

    426. (С соавт.).

    24. Нейропсихологические аспекты исследования временной перцепции у

    здоровых лиц // Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е.Д. Хомская.

    М.: Изд-во РПО, 1999. С. 427-429. (С соавт.).

    25. Нейропсихологический анализ индивидуальной предрасположенности к

    алкоголизму // Нейропсихология и психофизиология индивидуальных

    различий / Кол. монография под ред. Е.Д. Хомской и В.А. Москвина. М.,

    Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000. С.113-136.

    26. Индивидуальная нейрохимическая асимметрия и проблема формирования

    наркотической зависимости // Нейропсихология и психофизиология

    индивидуальных различий / Кол. монография под ред. Е.Д. Хомской и В.А.

    Москвина. М., Оренбург: Изд-во ООИПКРО. С. 208-221. (С соавт.).

    27. Проблема леворукости в дифференциальной психофизиологии //

    Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий / Кол.

    монография под ред. Е.Д. Хомской и В.А. Москвина. М., Оренбург: Изд-

    во ООИПКРО, 2000. С.3-25. (С соавт.).

    28. Диагностика коммуникативных способностей менеджеров // Сборник трудов

    по материалам V Международной научной конференции "Проблемы менеджмента и

    рынка". Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000. С. 250-252.

    29. Нейропедагогика как прикладное направление педагогики и

    дифференциальной психологии // Вестник ОГУ (Вестник Оренбургского

    государственного университета). 2001. № 4. - С. 34-39. (С соавт.).

    30. Особенности психологического времени при хроническом алкоголизме //

    Вопросы психологии. 2002. № 3. – С. 68-79. (С соавт.).

    Тезисы, материалы научных симпозиумов и конференций:

    31. К диагностике алкогольных постинтоксикационных состояний в целях

    первичной профилактики алкоголизма // Областная научно-практическая

    конференция "Актуальные вопросы наркологии". Харьков: Укр. ин-т усоверш.

    врачей. 1985. С. 25-27. (С соавт.).

    32. О структуре латерального фенотипа возбудимых психопатических

    личностей // Всесоюзный семинар "Леворукость, антропоизомерия и

    латеральная адаптация". М.: Изд-во МЗ СССР. 1985. С. 111-112. (С

    соавт.).

    33. О корреляциях эмоциональных характеристик с индивидуальными профилями

    асимметрий у практически здоровых лиц // Научно-практическая

    конференция психиатров и наркологов Донбасса "Типология и структура

    депрессий". Ворошиловград. 1986. С. 131-132.

    34. Методика диагностики устойчивости выбора // Республиканский симпозиум

    «Психология контрпропаганды». Уфа: Изд-во Баш. гос. ун-та, 1987. С. 65.

    35. Особенности выбора цвета у мужчин и женщин и латеральный профиль //

    Материалы IX Всесоюзной конференции "Проблемы нейрокибернетики".

    Ростов-н/Д: Изд-во РГУ. 1989. С. 240. (С соавт.).

    36. Внешний маркер функционального преобладания ретикулярных или

    лимбических структур мозга // Материалы IX Всесоюзной конференции

    "Проблемы нейрокибернетики". Ростов-н/Д: Изд-во РГУ, 1989. С. 241. (С

    соавт.).

    37. Факторы гетерогенности латерального предпочтения // Совещание-

    семинар "Клинические аспекты современной проблемы функциональной

    асимметрии мозга". Минск: Изд-во МЗ БССР. 1989. С. 39

    38. Латеральные особенности при умственной недостаточности // Совещание-

    семинар «Клинические аспекты современной проблемы функциональной

    асимметрии мозга». Минск: Изд-во МЗ БССР. 1989. С. 40-41.

    39. Распределение латеральных профилей среди леворуких // Научно-

    практическая конференция психиатров и наркологов Донбасса «Вопросы

    психиатрической помощи сельскому населению. Новое в латеральной

    нейропсихиатрии». Донецк: Изд-во МЗ УССР. 1990. С. 78.

    40. Динамiка емоцiональних станiв прi алкоголiзмi: нейропсихологiчний

    аналiз // IIV з'iзд невропатологiв Украiнской РСР. Тезi доповiдей.

    Харкiв, 1990. Ч. 2. С. 219-220.

    41. Компьютерный нейротренинг поведения // Республиканский симпозиум с

    международным участием «Синектика духовности: традиционные и

    нетрадиционные подходы». Уфа: Изд-во Баш. гос. ун-та, 1994. С. 127-128.

    (С соавт.).

    42. Cross-cultural unterschiede der individuellen kommunikativen style //

    Сборник тезисов II Международной конференции «Итеркультурные

    коммуникации». Оренбург, 1996. С. 174-175.

    43. Психология и нейропедагогика как факторы гуманитаризации процесса

    образования // Материалы Всероссийской конференции «Гуманитаризация

    образования как фактор развития региональной социообразовательной среды».

    Оренбург: ООИУУ, 1997. С. 91-93. (С соавт.).

    44. Нейропсихология индивидуальных различий детского возраста и гуманизация

    образования // Материалы II Всероссийской научно-практической

    конференции «Гуманизация образования – императив XXI века». Разд. I .

    Пермь: Изд-во ПГТУ, 1997. С. 126-127.(С соавт.).

    45. Индивидуальное восприятие времени в образовательном процессе //

    Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Гуманизация

    образования - императив XXI века». Разд. I. Пермь: Изд-во ПГТУ, 1997. С.

    125-126. (С соавт.).

    46. Нейропедагогика в контексте гуманитарного образования // Материалы II

    Всероссийской научно-практической конференции «Гуманизация образования -

    императив XXI века». Разд. I . Пермь: Изд-во ПГТУ, 1997. С. 87-88. (С

    соавт.).

    47. Neuropsychologische voraussetzungen der genese der kommunikativen

    taetigkeit // «Europa der Zukunft». Materialien der III

    wissenschaftlichen Internationalen Konferenz zu Problemen der

    Interkulturellen Kommunikation. Orenburg. 1997. S. 193-194. (С соавт.).

    48. Individuelle besonderheiten der beherrschung zeitlicher perspective //

    «Europa der Zukunft». Materialien der III wissenschaftlichen

    Internationalen Konferenz zu Problemen der Interkulturellen

    Kommunikation. Orenburg. 1997. S. 237-238. (С соавт.).

    49. Dynamik individualler kommunikativer stile im kindesalter // «Europa

    der Zukunft». Materialien der III wissenschaftlichen Internationalen

    Konferenz zu Problemen der Interkulturellen Kommunikation. Orenburg.

    1997. S. 238-239. ( С соавт.).

    50. Нейропсихологический анализ процессов цветовосприятия // Тезисы I

    Международной конференции памяти А.Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1997. С.

    66.

    51. Опосредованная и ретроспективная диагностика индивидуальных

    особенностей // Тезисы I Международной конференции памяти А.Р. Лурия.

    М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 65-66.

    52. Актуальные проблемы нейропсихологии индивидуальных различий детского

    возраста // Тезисы I Международной конференции памяти А.Р. Лурия. М.:

    Изд-во МГУ, 1997. С. 78-79. ( С соавт.).

    53. Нейропсихологический подход к оценке субъективного восприятия времени

    // Тезисы I Международной конференции памяти А.Р. Лурия. М.: Изд-во

    МГУ, 1997. С. 77-78. (С соавт.).

    54. Нейропсихология и нейропедагогика // Тезисы I Международной

    конференции памяти А.Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 67. (С

    соавт.).

    55. Проблемы корреляций латеральных признаков с индивидуальными

    особенностями // Тезисы I Международной конференции памяти А.Р.

    Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 39. (С соавт.).

    56. Индивидуальные стили временной перцепции и их личностные корреляты

    // Тезисы докладов Международной научно-практической конференции

    «Инновационные процессы в образовании, науке и экономике России на

    пороге XXI века». Оренбург: Изд-во ОГУ, 1998. Ч. 1. С. 172-173.(С

    соавт.).

    57. Диагностическое значение пробы "перекрест рук" в структуре

    латеральной организации леворуких // Тезисы докладов Международной

    научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовании,

    науке и экономике России на пороге XXI века». Оренбург: Изд-во ОГУ,

    1998. Ч. III. С. 136-138. (С соавт.).

    58. Когнитивные стили и дифференцированное обучение // Тезисы докладов

    Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в

    образовании, науке и экономике России на пороге XXI века». Оренбург:

    Изд-во ОГУ, 1998. Ч. III. С. 164. (С соавт.)

    59. Нейропедагогика и стили деятельности преподавателя в контексте

    адаптации студентов // Материалы Всероссийской научно-методической

    конференции «Теория и практика управления процессом адаптации студентов к

    профессиональной деятельности». Орск, Изд-во ОрГТИ, 1999. С. 20. (С

    соавт.).

    60. Индивидуальные особенности активности речевых и мнестических функций

    студентов // Материалы международной юбилейной научно-практической

    конференции, посвященной 30-летию Оренбургского государственного

    университета «Учебная, научно-производственная и инновационная

    деятельность высшей школы в современных условиях». Оренбург: ИПК ОГУ,

    2001. Ч.1. С.238-239. (С соавт.).

    61. Методологические основы изучения корреляций функциональных асимметрий и

    индивидуальных различий // Материалы международной юбилейной научно-

    практической конференции, посвященной 30-летию Оренбургского

    государственного университета «Учебная, научно-производственная и

    инновационная деятельность высшей школы в современных условиях».

    Оренбург: ИПК ОГУ, 2001. Ч.1. С.240-241.

    62. Онтогенез индивидуально-психологических коррелятов межполушарных

    асимметрий // Материалы международной юбилейной научно-практической

    конференции, посвященной 30-летию Оренбургского государственного

    университета «Учебная, научно-производственная и инновационная

    деятельность высшей школы в современных условиях». Оренбург: ИПК ОГУ,

    2001. Ч.1. С.258. (С соавт.).

    63. Латеральные признаки в психопрофилактике состояний зависимости //

    Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные

    проблемы клинической психологии и психотерапии в условиях современной

    культуры». СПб: ГП «ИМАТОН», 2001. С. 58-60. (С соавт.).

    64. Особенности латерального фенотипа наркозависимых // Материалы III

    Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы

    клинической психологии и психотерапии в условиях современной культуры».

    СПб: ГП «ИМАТОН», 2001. С. 60-61. (С соавт.).

    65. Диагностика латерального фенотипа в профилактике состояний зависимости

    // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции

    «Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме,

    школе». Пермь: Изд-во ПГТУ, 2001. Т.2. Ч. 1. С. 105 -107. (С соавт.).

    66. Дифференциальные особенности активности речевых и мнестических функций

    человека // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции

    «Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме,

    школе». Пермь: Изд-во ПГТУ, 2001. Т.2. Ч.1. С. 104-105. (С соавт.).

    67. Функциональные асимметрии как психофизиологические критерии

    дифференциальной диагностики интеллектуальной недостаточности //

    Материалы межвузовского научно-практического семинара «Психологическая

    служба в сфере образования: методика и практика». Оренбург: Изд-во

    ООИПКРО, 2002. С. 7-11.

    68. Дифференциальная психология в отборе и диагностике специалистов //

    Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные

    проблемы подготовки кадров для развития экономики Оренбуржья». Оренбург:

    ИПК ОГУ, 2002. Ч.1. С. 103-104.

    69. Визуальная диагностика в психокоррекционной работе // Материалы IV

    Всероссийской научно-практической конференции «Психология и психотерапия.

    Психотерапия детей, подростков, взрослых: состояние и перспективы». СПб:

    ГП «Иматон», 2002. С. 57-58. (С соавт.).

    70. Индивидуальные латеральные особенности в психокоррекционной работе //

    Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Психология и

    психотерапия. Психотерапия детей, подростков, взрослых: состояние и

    перспективы». СПб: ГП «Иматон», 2002. С. 59-60. (С соавт.).

    Зав.кафедрой общей психологии

    Оренбургского госуниверситета

    доктор психологических наук Москвин Виктор

    Анатольевич

    E-mail: psy@com.osu.ru

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.