МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблемно-ориентированное консультирование

    нормы в обычном смысле слова относятся как раз к болезни, это нормы течения

    болезни, нормы развития патологии, установить же удовлетворяющую всех норму

    психического здоровья, не впадая при этом в противоречия, невозможно.

    С точки зрения проблемно-ориентированной психологической помощи самого

    больного нет; есть проблема, постепенно создающая болезнь, и есть

    совершенно здоровая часть Я, к которой мы и обращаемся. Сам страдающий

    человек — лишь носитель проблемы, но он, по замыслу своему, совершенно

    здоров, совершенен и уникален.

    Когда мы говорим с ним о его проблеме, мы намеренно выводим его в

    позицию наблюдателя. Мы подразумеваем, что говорим о чем-то вне него, на

    что он и сам может посмотреть со стороны. Да и не только посмотреть, но и

    свою оставить ношу. Мы обращаемся к Наблюдателю в нем, мы находим источники

    проблемы в его детстве, когда он еще не был способен психологически

    защищать себя. Таким образом, мы максимально экстернализуем проблему,

    размещая ее и во времени его прошлого опыта и в пространстве ситуаций и

    действующих лиц. Мы это делаем для того, чтобы ему легче было осознать свое

    прошлое и, в конечном счете, освободиться от него.

    Конечно, человек может и не принять предлагаемого решения его

    проблемы. И у этой ситуации может быть двойственное значение: либо он

    выбирает дальше жить с проблемой, которая, как он считает, отнимет у него

    меньше сил, чем ее решение, либо он найдет другое решение. Но в любом

    случае психолог уважает его выбор, понимая границы своей ответственности.

    Психолог не может быть более ответственен за решение проблемы человека, чем

    он сам ответственен за это.

    Таким образом, цель психолога — снова и снова толковать проблему

    человека и выводить из этих толкований все новые и новые действенные

    следствия. Личность может измениться и сама по себе, но только после

    решения проблемы. Мы не ставим задачу глубинного изменения личности, мы

    претендуем только на осознание и выявление достаточно типичных препятствий,

    нагроможденных вокруг и внутри человека, которые он считает частью себя. А

    изменится ли он и куда он двинется дальше — это дело его выбора.

    Такая установка избавляет психолога от фантазма всемогущества,

    ограничивая зону его ответственности — с одной стороны, но повышая уровень

    его ответственности в границах этой зоны — с другой.

    И здесь может быть задан вопрос: «А не может ли психолог навредить

    человеку, сообщая ему не только интерпретации, но и действенные следствия?»

    Человеку столь же трудно навредить, как и помочь. Не стоит

    преувеличивать возможностей своего «воздействия». У каждого человека есть

    фильтр психологической защиты, и то, что ему в данный момент «не нужно»,

    человек воспринимать и учитывать в своих действиях не будет.

    Но то, что было сказано — было сказано, и человеку, отказавшемуся от

    интерпретаций, прогнозов и предложений, будет трудно делать далее вид, что

    он этого никогда не слышал. Тем самым, он будет иметь в виду тот выбор, на

    который пока не идет.

    Часто нечто говорится даже не для того, чтобы быть услышанным, а для

    того, чтобы просто прозвучать. Нечто должно быть сказано независимо от

    того, воспримут его или нет.

    Важно понять, что каждый человек в итоге исцеляется сам, лишь

    используя психолога как средство. Признаком психологической зрелости

    является не отсутствие проблем, а их своевременное решение, бдительность и

    алертность к их появлению, осознанию и разрешению в своей жизни.

    Проблемы, симптомы являются только знаками для развертывания процесса

    самопознания. Они фиксируются и развиваются только когда игнорируются и не

    разрешаются.

    Помимо знаковой функции, психологические проблемы имеют и еще одну

    позитивную функцию — энергетическую. Проблемы, будучи препятствием для

    личностного развития, аккумулируют, как «плотины», известную энергию. Пока

    они не разрешаются, эта энергия находится как бы в «связанном» виде. Но в

    случае разрешения проблемы она из препятствия, «плотины» превращается в

    «трамплин», усиливающий освобождение энергии в соответствии с осознанной

    целью. Человек получает в свое распоряжение свои собственные ресурсы, до

    поры до времени «связанные» в нем проблемой или симптомом.

    Процесс проблемно-ориентированной психологической помощи

    развертывается через ряд этапов, каждый из которых имеет свою специфику.

    Этапы проблемно-ориентированной психологической помощи

    Обычно начинающий психолог- консультант испытывает трудности в тот

    момент, когда ему нужно задать первые вопросы человеку, обратившемуся за

    психологической помощью, и установить с ним отношения, необходимые для

    эффективной совместной работы. Впрочем, те же трудности испытывает и

    клиент, первыми словами которого бывают «Даже не знаю, с чего начать...»

    Когда жизнь человека течет благополучно, он, как правило, к психологу

    не обращается. Решение обратиться за психологической помощью возникает в

    тот момент, когда человек ощущает, что его личные ресурсы исчерпаны. И он

    хочет выработать либо новое понимание ситуации, либо новые способы

    поведения, либо то и другое одновременно. Он, как правило, уже совершал

    многократные попытки разрешить проблему самостоятельно, но так и не вышел

    из тупика, двигаясь по замкнутому кругу и возвращаясь каждый раз в

    начальную точку. Причина в том, что он пытался разрешить проблему уже

    известными ему стереотипными способами, которые постепенно исчерпали себя:

    Драматизм ситуации состоит в том, что клиент раз за разом упускает тот

    момент, когда старые способы поведения и мышления перестают быть

    эффективными и требуется выработать что-то качественно новое, обучаясь на

    непосредственном опыте собственной жизни. Упуская этот момент, он упускает

    саму возможность собственного развития.

    Понятая так, любая психологическая проблема сводится к проблеме

    обучаемости, но не в специально организованно «учебной» ситуации, а в

    непрерывном потоке своего существования.

    Такое непрерывное самообучение взрослого человека на материале своей

    жизни, не требующее внешнего руководства и специальной учебной ситуации,

    называется аутодидактическим процессом. Способность человека к

    аутодидактическому процессу означает готовность к самопознанию,

    самообразованию и самоисцелению. Последнее понимается широко, не столько

    как самолечение от «болезней», сколько как путь к собственной целостности.

    Тогда каждая жизненная трудность будет восприниматься позитивно — как

    возможность чему-то научиться.

    В восстановлении или приобретении такой способности и заключается цель

    проблемно-ориентированной психологической помощи.

    Отсюда вытекают и некоторые следствия. Главным из них является то, что

    такая психологическая помощь не может быть постоянной. Это временная мера,

    помогающая человеку встать на собственные ноги. И чем скорее это

    произойдет, тем лучше.

    Еще одно следствие состоит в том, что в проблемно- ориентированной

    психологической помощи не используется еще один принцип, ставший широко

    распространенным при оказании психологической помощи на Западе и у нас:

    психолог не дает советов, он только разделяет переживания и создает условия

    для собственного роста клиента. Можно давать не только интерпретации и

    советы, но и конкретные, детально разработанные «домашние задания»,

    позволяющие человеку пережить новый опыт и преодолеть сопротивление старых

    стереотипов.

    Вот эту цель — итоговый переход к аутодидактическому процессу — надо

    постоянно иметь в виду, начиная работу с клиентом в русле проблемно-

    ориентированной психологической помощи.

    Общая схема основных этапов работы психолога-консультанта.

    Как видно, процесс психологического консультирования начинается со

    сбора информации.

    Следует помнить, что исходной точкой работы должен являться настоящий

    момент, т.е. вопросы о том, что клиента беспокоит в настоящее время, а

    также его представление о желаемом результате предстоящей работы. Это

    позволяет сразу обсудить весьма часто появляющиеся нереалистичные ожидания,

    например, «хочу быть всегда спокойным, чтобы меня никогда и ничего не

    волновало и не тревожило».

    Предъявление таких нереалистических ожиданий часто скрывает за собой

    бессознательный страх перед неспособностью справиться либо с собственными

    эмоциональными вспышками, либо с неизбежными разногласиями, возникающими

    при общении людей. Таким образом, мы сразу можем взять себе на заметку,

    каких жизненных навыков не хватает нашему клиенту и чему ему бы стоило

    научиться. Ведь он выражает такие ожидания, поскольку уже разуверился в

    своей способности приобрести такие навыки.

    Важно собрать подробную информацию о жизненном пути и личной истории

    клиента, постоянно имея в виду выраженный им запрос. Отнюдь не все люди

    знают о том, что корни психологических проблем взрослого человека

    обнаруживают себя в его раннем детстве и ситуациях детско-родительских

    отношений. Поэтому клиенту может быть непонятно, почему, например, если он

    предъявил запрос об изменении конфликтных отношений с начальником, а

    психолог спрашивает его об отношениях в детстве с отцом. Наличие связей

    подобного рода психолог должен объяснить клиенту на простых и ясных

    примерах. Часто уже одно такое объяснение наводит клиента на мысль,

    стимулирует процесс конструктивного самопознания, вместо самокопания и

    самообвинения, и позволяет занять позицию наблюдателя по отношению к

    собственной жизни. Можно даже порекомендовать клиенту прочитать доступные и

    популярные книги, например, Эрика Берна, раскрывающие подобную идею.

    Следует отметить, что при сборе информации психолог должен сохранить

    позицию заинтересованного нейтралитета и слушать клиента безоценочно.

    Последнее означает не только то, что психолог должен воздерживаться от

    собственных оценок типа «нельзя же так» или «ну в этом Вы молодец» (как

    положительных, так и отрицательных), но и не присоединяться к оценочным

    суждениям клиента как в отношении него самого, так и других людей, о

    которых он говорит.

    Последнее отнюдь не означает, что выражение лица психолога должно быть

    «каменным» и в ответ на подобные высказывания он должен лишь выжидающе

    молчать. Продуктивным поведением является задавание вопросов, помогающих

    как клиенту, так и психологу лучше разобраться в ситуаций. Например:

    «Опишите подробнее Ваши переживания в тот момент» или «Вспомните, были ли у

    Вас подобные переживания и ситуации раньше и как Вы с ними справлялись».

    Обязательно следует задать вопрос — «Когда впервые появилась данная

    проблема?» Не исключено, что клиент скажет, что «она была всегда». Тогда

    следует задать вопрос — «почему Вы обращаетесь за помощью именно сейчас?»

    Ведь нередко бывает так, что то, что сегодня воспринимается как

    препятствие, еще вчера воспринималось как преимущество. Так мы узнаем о

    существенных изменениях, происшедших в жизни человека.

    Другой типичный вопрос, помогающий организовать ситуацию

    консультирования, это: «Какой идеальный результат от нашей совместной

    работы Вы хотели бы получить? Причем не оценивайте его с точки зрения

    реалистичности. Представьте себе, что возможно все. Итак?»

    Как это ни парадоксально, но иногда под идеальным результатом

    понимается желание оставить все по-старому, но так, чтобы не испытывать

    связанных с этим неудобств. Здесь консультанту нужно иметь в виду, что, как

    бы ни были парадоксальны ответы клиента, психологу необходимо на этом этапе

    сохранить безоценочность и не вступать в полемику с клиентом, пока не

    собрано достаточной информации о его жизненной ситуации, взглядах и

    ценностях.

    Другим важным вопросом является такой: «Что Вы станете делать после

    того, как беспокоящая Вас проблема полностью уйдет из Вашей жизни?»

    Наиболее частым ответом является — «не знаю». Здесь важно добиться

    формулирования хотя бы одной-двух ясных целей, достаточно привлекательных

    для клиента и связанных не с мотивацией избегания, а с мотивацией

    достижения. Это необходимо потому, что без достаточного уровня позитивной

    мотивации человеку будет слишком трудно менять устоявшийся образ жизни.

    Нередко бывает так, что какая-то из этих положительных целей может быть

    реализована уже сейчас, как бы вопреки наличию проблемы. Ее реализация,

    невзирая на проблему, существенно облегчит для клиента расставание с

    вредными для него поведенческими стереотипами.

    Приведем пример. На консультацию обратилась молодая женщина 22 лет,

    страдающая ожирением. Несмотря на многочисленные попытки соблюдать диету,

    она каждый раз «срывалась» и опять начинала переедать. Причем, в основном,

    жирное, жареное и мучное. В такие моменты она ненавидела себя за безволие и

    чувствовала полную беспомощность и отчаяние от невозможности что-то

    изменить. На вопрос — «как изменится ее жизнь после того, как она

    похудеет?» первым ответом было — «муж перестанет упрекать меня за

    отсутствие силы воли» (это внешняя отрицательная мотивация, связанная с

    избеганием).

    Ей было объяснено, что цель должна носить позитивный характер,

    связанный не с избеганием, а с получением чего-то.

    Вторым ответом клиентки было: «Тогда я смогу покупать себе красивые

    вещи. Вот, например, вчера я видела в магазине красивый костюм, но тут же

    вспомнила, какая я уродина и не стала покупать». Купить этот костюм и было

    первым домашним заданием для нее. И не только купить, но и носить, несмотря

    на возникающее чувство неловкости. Через месяц костюм пришлось продать, так

    как клиентка похудела настолько, что он оказался велик.

    Этот пример иллюстрирует два важных положения. Первое состоит в том,

    что в сознании клиента присутствует такая модель: «Сначала я избавлюсь от

    какого-то мешающего мне переживания (страха, вины, неловкости и т.л.), а

    потом начну делать то, чему это чувство препятствует». Реальный позитивный

    эффект достигается как раз при обратной последовательности, выражающейся в

    рекомендации: «Начинайте это делать, несмотря на возникающие у Вас

    чувства». Действия вопреки еще присутствующему чувству позволяют клиенту

    обнаружить в себе скрытые ресурсы и творчески подойти к проблеме

    самоизменения.

    К сожалению, излишний пиетет перед чувствами клиента, существующий как

    у него самого, так и, нередко, у психолога, препятствует реальному,

    действенному изменению жизненной ситуации.

    Второе положение заключается в том, что совершение действия, которому

    препятствует привычное негативное чувство к себе, уничтожает саму

    необходимость в продолжении существования симптома. На примере видно, что,

    презирая себя за безволие и непривлекательность, женщина лишила себя всех

    жизненных удовольствий и оказалась вынужденной компенсировать дефицит

    положительных эмоций едой. Происходило это, конечно, бессознательно,

    поскольку сознательно она стремилась совершенно к другому, однако

    использовала только отрицательные стимулы и самопорицание. Научившись более

    разнообразным способам положительного самомотивирования, она достигла своей

    цели легко и практически без усилий.

    Кроме указанных, существует еще ряд обязательных вопросов, касающихся

    личной истории клиента и истории его проблемы (симптома). Психологи же

    подчас сами ограничивают себя ситуацией «здесь и теперь», работой с

    телесными ощущениями и образами восприятия, воображения, как бы игнорируя

    предысторию жизни и проблемы. Конечно, так работают далеко не все психологи-

    консультанты, но в наиболее современных технологиях психологической помощи

    работа только в ситуации «здесь и сейчас» становится общим принципом. Это

    касается, в частности, гештальт-терапии и нейро-лингвистического

    программирования.

    Поэтому игнорирование, а подчас и просто незнание психологами

    вопросов, касающихся анамнеза жизни и проблемы, становится достаточно

    распространенным и связано с переориентацией на работу с ощущениями и

    образами. Ведь телесные ощущения и образы «присутствуют» именно «здесь и

    сейчас», в то время как словесный дискурс всегда разворачивается

    последовательно, это всегда история, представленная в словах.

    Необходимо заметить, что проблемно-ориентированная психологическая

    помощь имеет своим материалом все же словесное выражение рассудка клиента,

    но апеллирует при этом к его разуму. Если рассудок человека действительно

    несет в себе все ограничения, «комплексы» и установки его личной истории и

    может быть «болен», то разум (конечно, представленный в разных индивидах в

    различной степени) носит общечеловеческий характер и всегда «здоров».

    Известное противоречие в психотерапии между длительностью и

    эффективностью процесса («длительный процесс помощи не может быть

    эффективным, эффективный процесс помощи не может быть длительным») в

    проблемно- ориентированной психологической помощи разрешается следующим

    образом. Основным объектом работы полагается личная проблема, а не человек

    в целом. После ее решения и принятия этого решения клиентом его личностный

    рост осуществляется косвенно, через развитие в нем способности к

    самостоятельному решению своих проблем. Конечно, клиент может обращаться к

    психологу и далее, но он обязан представить при этом опыт решения этой

    проблемы в своей повседневной жизни (тем самым это уже не прежняя

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.