МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблемно-ориентированное консультирование

    |другого |(она) захотел.., |запроса в |

    |Управление желаниями |почувствовал.., |конструктивную |

    |другого |относился.., поступил..,|форму, |

    |Управление поведением |сделал...», |интерпретация, |

    |другого |«Заставьте его (ее).., |помощь в |

    |Управление эмоциями |скажите ему (ей)...», |осознании личных|

    |другого |«Повлияйте на него |проблем и |

    |Управление психологом |(нее)...» |трудностей |

    | | |обратившегося за|

    | | |психологической |

    | | |помощью |

    Конструктивные запросы:

    Запрос об информации встречается в нашей культуре достаточно часто. В

    известном смысле это связано с объективным недостатком психолого-

    педагогической информации у населения. Чаще всего его предъявляют

    подростки, обладающие в силу возраста ограниченными знаниями и жизненным

    опытом.

    Люди, оказавшиеся в новых для них, необычных жизненных условиях, также

    могут предъявить этот запрос, особенно если их близкие тоже не обладают

    опытом решения подобных проблем. Это типично для периода быстрых социальных

    изменений.

    И, наконец, третья группа лиц с таким запросом, — это родители,

    интересующиеся соответствием своих детей возрастным нормам развития, а

    также его прогнозом и возможностями коррекции.

    Предоставляя клиенту необходимую информацию, психологу следует

    стремиться избегать долженствования в своих рекомендациях, помня о

    вероятностности любого прогноза и оставлять возможность выбора вариантов

    действия за самим клиентом.

    Тем не менее, психологу стоит в ряде случаев (например, при

    патологических формах обращения родителя с ребенком) открыто заявить о том,

    к каким последствиям это может привести. Возлагая ответственность на

    клиента, ему можно сказать, что когда эти последствия возникнут, он не

    будет иметь право сказать, что не знал, к чему это приведет, а, стало быть,

    сознательно выбрал такое свое поведение вместе с его последствиями.

    Характеристика запроса об информации дана в табл. 3.

    Таблица 3 Запрос об информации

    |Варианты |Типы высказываний |Процедуры работы |

    |запроса | |психолога |

    |1 . Запрос о |«Нормально или нет..?, «Можно ли|Библиотерапия, совет,|

    |границах нормы|в таком возрасте начать.., |информирование о |

    | |отказаться..?», «Можно ли его |возрастных и иных |

    |2. Запрос о |(ее) учить.., требовать.., |нормах, |

    |возможностях |разрешать.., запрещать в таком |разъяснительная |

    |психологическо|возрасте, состоянии, после таких|психотерапия, |

    |го изменения и|событий..?», «К чему может |психодиагностика |

    |его прогнозе |привести..?» | |

    Запрос о помощи в самопознании также характерен для подростков и

    отражает возрастные закономерности их развития. Часто его возникновение

    провоцируется проблемами профориентации («какие у меня способности?») и

    трудностями общения со сверстниками.

    Взрослые также предъявляют его в кризисных жизненных ситуациях,

    требующих пересмотра отношений к себе, своих установок и взглядов,

    переструктурирования Я- концепции. Нередко этот запрос возникает при

    внезапном тяжелом соматическом заболевании (рак, ишемия и др.). Это связано

    с адекватной интуицией клиента о том, что ему необходимо произвести

    некоторые изменения в понимании себя и окружающих. Наиболее естественно он

    может возникать у религиозных людей, связывающих болезнь с какими-то своими

    ошибками и неправильными решениями.

    При работе психолога с таким запросом следует стремиться к тому, чтобы

    растущее самопонимание клиента носило позитивный характер и не вылилось в

    самобичевание и самообвинение. Так же, как и в предыдущем случае, клиенту

    можно порекомендовать соответствующую литературу.

    Характеристика этого запроса дана в табл. 4.

    Таблица 4 Запрос о помощи в самопознании

    |Варианты запроса |Типы высказываний |Процедуры работы |

    | | |психолога |

    |Запрос об определении |«К чему я |Психодиагностика, анализ |

    |способностей |способен..?», «Какой |жизненного пути, |

    |Запрос о |у меня характер?», |семейного сценария, |

    |структурировании |«Помогите разобраться|родительских директив, |

    |Я-концепции |в себе...», «Почему |анализ психодинамики |

    |Запрос о помощи в |это случилось со |когнитивных процессов, |

    |самопринятии и |мной?» |эмпатическое слушание, |

    |самопонимании | |библиотерапия |

    Нередко обращение к психологу с запросом о помощи в саморазвитии. Это

    касается стремления научиться новым навыкам (познавательным,

    коммуникативным и т.д.) и формам поведения, а также желания отказаться от

    старых навыков и их замены чем- то конструктивным. Наличие такого запроса у

    взрослого человека — благоприятный прогностический признак, и в

    распоряжении психолога должно быть достаточно средств удовлетворения этого

    запроса. Вероятность его также вырастает в период быстрых социальных

    изменений, когда люди вынуждены менять стиль жизни, работу, обучаться новым

    профессиям.

    Также благоприятным признаком является возникновение такого запроса у

    пожилых людей, которые, возможно, не могли удовлетворить его раньше. Часто

    эти люди не находят взаимопонимания среди ближайшего окружения в связи со

    своими новыми устремлениями, поскольку окружению выгодно ожидать от них

    исполнения привычной роли «пенсионера» или «бабушки» («тебе уже поздно

    учиться, заниматься абстракциями» и т.д.). Для пожилых наиболее показано

    включение их в групповые формы психологической помощи, включающие

    разновозрастный контингент. Характеристика и варианты запроса о помощи в

    саморазвитии даны в табл. 5.

    Таблица 5 Запрос о помощи в саморазвитии

    |Варианты запроса |Типы высказываний |Процедуры работы психолога|

    |1 . Развитие |«Помогите научиться |Анализ поведения, |

    |когнитивных |общаться», «Помогите |выработка новых навыков и |

    |способностей |улучшить память, |паттернов, утешение |

    |2. Развитие |внимание.., развить |неконструктивных реакций, |

    |коммуникативных |способности к |развитие навыков |

    |навыков |математике», «Научите |саморегуляции, |

    |3. Развитие |управлять своими |самообучения, работа с |

    |навыков |эмоциями» |образами, библиотерапия |

    |саморегуляции | | |

    Особым видом запроса является запрос о трансформации (в смысле,

    характерном для традиции аналитической психологии К.Г. Юнга). Он включает в

    себя потребность человека начать жить «с чистого листа», отказавшись от

    жесткого детерминизма свой личной истории, осознать новый смысл жизни,

    отделить в себе свое подлинное от чуждого и наносного.

    Такой запрос характерен для людей, столкнувшихся с кризисом середины

    жизни (второй половины жизни). Этот кризис несет в себе огромный жизненный

    потенциал самоизменения. Часто эти люди, а нередко и сами психологи,

    находятся под влиянием «деградантной» концепции возрастного развития

    («жизнь делится на две половины сначала — подъем, потом — спад). Они могут

    испытывать чувство вины за «неадекватность возрасту» своих новых

    устремлений («увлекся философией и ищу смысл жизни, как подросток»).

    Конструктивными формами работы психолога здесь будут те, которые

    включают элементы традиционных и современных духовных практик (психосинтез,

    логотерапия, Наука Разума, Эмпауэрмент, медитативные и телесно-

    ориентированные практики и др.).

    Следует помнить, что кризис середины жизни нормален, а не патологичен.

    Патологично стремление его избежать и «протащить» во вторую половину жизни

    стереотипы и установки первой, отказываясь от ответственности за

    собственную зрелость. Характеристика этого запроса дана в табл. 6.

    Таблица 6 ЗАПРОС О ТРАНСФОРМАЦИИ

    |Варианты запроса |Типы высказываний |Процедуры работы |

    | | |психолога |

    |Экзистенциальный |«Хочу найти новый смысл в |Психоанализ, |

    |запрос |жизни», «Хочу стать другим |логотерапия, |

    |Помощь в освобождении |человеком — я устал от |трансактный анализ, |

    |от прежнего жизненного|самого себя», «Хочу |психосинтез, |

    |сценария |освободиться от груза |медитативные |

    |Помощь в достижении |прошлого и начать новую |техники, |

    |личностной целостности|жизнь», «Хочу обрести |эмпатическое |

    | |внутренний стержень, быть в|слушание, |

    | |мире с самим собой» |библиотерапия |

    Наиболее часто в психологическом консультировании встречается запрос о

    снятии симптома. Под термином «симптом» понимается любое психологическое,

    телесное или психосоматическое нарушение, беспокоящее человека и являющееся

    знаком более глубокой проблемы. Сюда мы относим и энергетические нарушения,

    типа хронической усталости и переживания «нехватки сил».

    Как правило, клиент рассматривает симптом достаточно изолированно, не

    улавливая глубинной его связи с разными сторонами своего существования. В

    ряде случаев клиент устанавливает упрощенные или примитивные причинно-

    следственные связи типа «все причины — в переутомлении, перенесенном гриппе

    и т.п.».

    Запрос о снятии симптома может быть удовлетворен непосредственно,

    например посредством техник НЛП. Так, если человек испытывает страх перед

    начальником, то тогда работают именно с этим страхом, не вникая в личную

    историю клиента и историю развития симптома.

    Работа с запросом о снятии симптома может быть осуществлена и другим

    способом, через осознание психологических источников и функций симптома.

    Это приведет к построению новых схем поведения и самоосознания и, возможно,

    к появлению новых конструктивных запросов к психологу.

    Любой симптом всегда является решением психологической проблемы

    человека, пусть и не самым удачным. Он выступает свидетельством того, что

    человек, во всяком случае, проблему решал, пускай и неосознанно. Поэтому

    симптом всегда защищает человека от необходимости осуществлять поведение,

    которое ему представляется безрезультативным или безуспешным, освобождает

    от ответственности за ряд аспектов свой жизни и по-новому организует

    отношения с окружающими людьми.

    Игнорирование этих функций симптома может привести к серьезным ошибкам

    в консультировании. Например, в приведенном выше примере страха перед

    начальником этот симптом может скрывать за собой совершенно различные

    проблемы.

    Общие варианты запроса даны в табл. 7.

    Таблица7. Запрос о снятии симптома

    |Варианты запроса |Типы высказываний |Процедуры работы |

    | | |психолога |

    |Жалобы на |«Хочу избавиться от страхов|Интерпретация |

    |эмоциональные |(темноты, мышей, высоты, |психологического смысла|

    |нарушения |воды, публичных |симптома, условий, |

    |Психосоматические |выступлений), вспышек |поддерживающих |

    |симптомы |гнева, агрессии, |симптомообразование, |

    |Коммуникативные |тревожности...», |работа с образами, |

    |трудности |«избавиться от энуреза, |помощь в завершении |

    |Когнитивные |ожирения, бессонницы, |старой реакции и |

    |нарушения |заикания..», «Не могу |формировании новой. |

    |Энергетические |сконцентрироваться.., |Развитие способностей к|

    |проблемы |забываю все, что учу», «Не |самоподдержке и опоре |

    | |могу общаться с начальником|на свои подлинные |

    | |(женщинами, детьми, |желания |

    | |мужчинами)», «Нет сил» | |

    Психологическая динамика клиента с запросом о снятии симптома

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Рассмотренные аспекты проблемно-ориентированного психологического

    консультирования, конечно, не являются исчерпывающими. В любом случае, во

    всех ситуациях воздействия должны быть соблюдены следующие принципы:

    1. Принятие клиентом собственной ответственности за происходящее;

    2. Ориентация клиента на понимание, анализ и принятие собственных

    чувств как на единственную возможность понимания самого себя;

    3. Планирование и осуществление конкретных поведенческих шагов,

    направленных на изменение существующей ситуации.

    Осуществление такой стратегии работы с клиентом опирается на такие аспекты

    работы консультанта, как:

    1. Умение понимать, сопереживать, поддерживать и анализировать чувства

    клиента;

    2. Способность четко и конкретно планировать изменения в жизни клиента,

    структурировать все, что он говорит и делает, давать обратную связь и

    корректировать его высказывания.

    Использование данных принципов в работе с любыми случаями обращений

    может успешно служить решению различных задач, возникающих в процессе

    консультирования.

    ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое

    консультирование. – Изд. 2-е – М.: Независимая фирма «Класс», 2000.

    –208 с.

    2. Лосева В.К., Луньков А.И. Рассмотрим проблему…: Диагностика

    переживаний детей и взрослых по их речи и рисункам. – М.: А.П.О.,

    1995. – 48 с.

    3. Меновщиков И.Ю. Введение в психологическое консультирование. 2-е

    изд., стереотипное. М.: Смысл, 2000. – 109 с.

    4. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и

    обретать душевное здоровье / пер. с англ. М.Будыниной,

    Г.Пимочкиной. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001, 256 с.

    5. Тодд Дж., Богарт А.К. Основы клинической и консультативной

    психологии / пер. с англ. –СПб.:Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001,

    768 стр.

    -----------------------

    Анализ запроса

    Анализ жизненной ситуации и личной истории

    Анализ речи

    Анализ невербального поведения

    Анализ симптома

    Анализ сопротивления

    Формирование гипотезы и ее проверка

    Формулирование личной проблемы для клиента или им самим

    Заключение терапевтического соглашения

    Совместная работа над проблемой

    Обсуждение и оценка результатов

    Окончание совместной работы

    Переход клиента к аутодидактическому процессу

    Помощь психолога в реализации аутодидактической стратегии

    Формирование новой гипотезы

    Личная Механизмы

    проблема психологической

    (неосознаваемое) защиты

    ЗАПРОС

    осознаваемое

    РАБОТА С ПСИХОЛОГОМ

    Механизмы

    Психологической

    защиты

    Личная проблема

    Осознаваемое

    осознаваемое

    ЗАПРОС О СНЯТИИ СИМПТОМА

    Осознание психологических источников и функций симптома

    Построение новых схем поведения и самоосознания

    Запрос об информации

    Запрос о помощи в самосознании

    Запрос о помощи в саморазвитии

    Запрос о трансформации

    НОВЫЙ ОПЫТ

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.