МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблемы психологического консультирования

    Проблемы психологического консультирования

    Психологическое консультирование предъявляет к консультанту

    определенные морально-этические требования, без следования которым работа

    не может быть успешной. Профессиональная этика консультанта сводится к

    следующим положениям. По аналогии с морально-этическим кодексом врача,

    основным нормативом работы консультанта можно назвать принцип «прежде всего

    - не вреди». Независимо от формы и метода психологическое воздействия в

    процессе консультирования не должно быть для клиента психотравмирующим,

    ухудшать его состояние, снижать самооценку. Общение с консультантом не

    должно представлять для клиента дополнительной психологической нагрузки.

    Следует помнить, что существуют определенные принципы поведения

    психолога-консультанта и что следование им не только обеспечивает этичность

    профессиональной деятельности, но и является залогом успешности

    психологического воздействия. Остановимся здесь подробнее на некоторых

    этических требованиях, следование которым, с нашей точки зрения, является

    особенно важным.

    Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. За формулировкой

    скрывается целый комплекс профессионального поведения, направленного на то,

    чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема.

    Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым

    нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую

    психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь

    каждому, кто обращается за помощью.

    Ориентация на нормы и ценности клиента. Этот принцип подразумевает,

    что психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально

    принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем

    которых является клиент. Эффективное воздействие возможно лишь при опоре на

    систему ценностей самого клиента, критическое отношение консультанта может

    привести к тому, что пришедший на прием человек замкнется, не может быть

    искренним и открытым, а, следовательно, и возможности консультативного

    воздействия окажутся практически нереализуемыми. Принимая же ценности

    клиента, уважая их и отдавая им должное, консультант сможет воздействовать

    на них в том случае, если они являются препятствием Запрет давать

    советы. Основания для этого достаточно широки и многообразны. Прежде

    всего, каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, дать

    гарантированный совет другому невозможно: жизни каждого уникальна и

    непредсказуема. К тому же, советуя, консультант берет на себя полностью

    ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности

    консультируемого и его адекватного отношения к действительности. В такой

    ситуации психолог ставит себя в позицию гуру, что реально вредит

    консультированию приводит к тому, что у клиента вместо активного

    стремления разобраться в своей жизни и изменить ее, формируется массивное

    и поверхностное отношение к происходящему. При этом любые неудачи в

    реализации совета обычно приписываются консультанту как давшему совет

    авторитету, что, естественно, мешает пониманию клиентом всей роли в

    происходящих событиях.

    Анонимность. Важнейшим условием психологического консультирования

    является его анонимность. Это значит, что любая информация, сообщенная

    клиентом - психологу не может быть передана без его согласия ни в какие

    общественные или государственные организации, частным лицам в том числе

    родственникам или друзьям. Из этого правила существуют исключения (о

    которых клиент всегда предупреждается заранее), специально оговоренные

    законом во многих странах. В нашей стране таким исключением, пожалуй,

    можно считать ситуацию, когда психолог узнает во время приема о чем-либо,

    что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни. Но, конечно же, даже в

    этой ситуации его действия должны быть максимально осторожными и

    соотноситься с интересами клиента.

    Разграничение личных и профессиональных отношений. Существует немало

    очень опытных и профессиональных консультантов, которые попадали в ловушку,

    переходя с клиентами на дружеские отношения или пытаясь оказывать

    профессиональную помощь своим друзьям и ближайшим родственникам. Этот путь

    таит в себе немало опасностей и не только потому, что, как известно, в

    своем Отечестве пророка нет и любые рекомендации и откровения с близкими

    легко обесцениваются, но и по многим другим причинам, о некоторых из

    которых будет сказано ниже.

    В психотерапии существуют два важнейших понятия, имеющих огромное

    значение для работы с пациентами: а) «перенос», то есть склонность клиента

    переносить и проецировать на психотерапевта и отношения с ним свои

    отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты; б)

    «контрперенос», то есть склонность психотерапевта проецировать свои

    отношения со значимыми людьми и основные внутренние проблемы и конфликты на

    отношения с пациентом. Эти понятия, введенные в психоанализ 3 . Фрейдом ,

    на сегодняшний день широко используются в рамках самых разных направлений

    психотерапии (Фрейд З., 1989). Эти понятия означают, что любые человеческие

    отношения и даже такие специальные отношения, которые, складываются в

    рамках психотерапии, находятся под влиянием внутренних потребностей и

    желаний человека, которые он чаще всего не осознает. Более того, даже

    профессионал-психотерапевт часто оказывается обезоружен контрпереносом.

    Именно для того, чтобы понимать, управлять и уметь использовать в целях

    анализа свой контрперенос, как, впрочем, и ряд других личных и

    межличностных феноменов, для начинающего психотерапевта существует

    обязательное требование прохождения своего собственного анализа и долгой

    работы с супервизором.

    В той или иной степени эти феномены действуют и в процессе

    консультирования. Но трудно ожидать, что человек, не получивший специальной

    и углубленной подготовки, сможет успешно работать с этими сложнейшими

    явлениями. Для консультанта достаточно понимать, что сохранение его

    авторитета для клиента во многом связано с тем, что последний мало знает о

    нем как о человеке, у него нет оснований как для восхищения психологом, так

    и для осуждения его как личности. Установление тесных личных отношений

    между консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди,

    начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга и

    консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию,

    необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.

    Десятилетие назад в зарубежной практической психологии активно

    дискутировались и анализировались различные последствия вступления клиента

    и консультанта (психотерапевта и пациента) в личные, в том числе

    сексуальные отношения, а также возможные влияния этого фактора на процесс

    терапии. Различных точек зрения было множество. Но общий вывод, к которому

    привели эти дискуссии, один: по возможности личных отношений лучше

    избегать, а если что-то подобное все же случилось, следует быть максимально

    осторожным, стараться действовать прежде всего в интересах клиента и как

    можно скорее прервать процесс консультирования или психотерапии.

    Включенность клиента в процесс консультирования. Для того, чтобы

    процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен

    чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально

    переживать все, что обсуждается с консультантом. Для того, чтобы обеспечить

    такую включенность, психолог должен следить за тем, чтобы развитие

    разговора выглядело для клиента логичным и понятным, а также, чтобы человек

    не просто внимал специалисту, а ему было действительно интересно. Ведь

    только в том случае, если понятно и интересно все, что обсуждается, можно

    активно искать пути разрешения своей ситуации, переживать и анализировать

    ее.

    Бывает, что во время приема клиент вдруг теряет интерес к обсуждаемой

    теме, устает, внутренне не соглашается, но не хочет говорить об этом. В

    этой ситуации не стоит нагнетать атмосферу, настаивать, пытаться выяснить

    все до конца. Лучше, если психолог сменит тему, пошутит и таким образом

    разрядит обстановку, сохранив за счет этого включенность и интерес клиента

    к процессу консультирования и обеспечит продуктивность психологического

    воздействия.

    Таким образом, именно при соблюдении всех морально-этических

    требований возникает доверие между консультантом и клиентом. Это доверие

    позволяет эффективно действовать психологу, не манипулируя, не занимая

    позицию “сверху”, не привязывая себя к клиенту.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Алешина Ю.Е. “Специфика психологического консультирования”/“Вестник

    психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы”, №1, 1994


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.