МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблемы теории морали

    "рациональной установки", которая одновременно включает два способа

    поведенческой ориентации, поскольку она не устраняет данных чувств, а лишь

    подвергает их контролю, проверке. Решение принимается на основании

    показаний обеих сфер психики, в то время как "эмоциональная установка"

    заранее ограничивает основания для морального выбора лишь "голосом чувств".

    Конечно, при рациональной установке право решающего голоса остается за

    разумом, но при этом он прислушивается к "совещательному" голосу чувств,

    побуждающему его в случае разночтений между ними и чувствами еще и еще раз

    продумать ситуацию.

    В результате объективной рациональной провереки чувств могут иметь

    место различные варианты. Если правомерность возникших у личности чувств

    подтверждаются разумом, то в результате, во-первых, сами эти чувства

    приобретают силу, придавая действиям мощный, эиоционально-энергетический

    заряд, а во-вторых, этот заряд направляется в строго определенное русло.

    Если в итоге рационального анализа появилось противоречие между разумом и

    чувствами, то здесь возникает сложная и неоднозначная во всех смыслах

    ситуация. Осознание неправомерности чувств даже приналичие у человека

    "рациональной установки" не обязательно ведет к изменению поведения.

    Поведение изменяется лишь в том случае, если возникает энергетический заряд

    в виде чувств, соответствующих полученным рациональным выводам и пришедших

    на смену прежним чувствам. Он может лишь возникнуть при наличие

    соответствующей данным рациональным выводам потребности или же хотя бы

    стремления к формированию этой потребности. Тогда личность осознает

    ошибочность прежних чувств или их второстепенность и действует вопреки им.

    Однако иногда эти чувства могут быть настолько сильны, что человек не в

    состояние с ним справиться. Исход борьбы зависит от силы воли, силы самой

    "рациональной установке", силы чувств, вызываемыми рациональными довыдами,

    наконец, от правильности рационального анализа. Если же у личности вообще

    нет потребности, соответствующей полученным рациональным путем выводам, то

    эти выводы вызовут у нее негативные эмоции или чувство безразличия.

    Защитные механизмы психики часто помогают личности избавиться от этого

    противоречия. Противоречие ликвидируется в сознании путем концентрации

    умственных усилий не том, чтобы оправдать свои чувства и вызываемые им

    поступки. Разумеется, это присходит бессознательно. Осознано личность

    продолжает придерживаться"рациональной установки" на обективный анализ, но

    фактически чувства уже овладевают разумом и ставят его на службу.

    Во взаимодействии разума и чувств последние обладают большей силой в

    том смысле, что им легче повлиять на направление и ход мыслей, чем разуму

    на характер и содержание чувств, если у человека абсолютно отсутствует

    потребность, соответствующая тем выводам, к которым приходит разум. Если в

    человеке воспитаны эгоистические потребности и отражаюие их эмоции, то было

    бы повторением просветительских иллюзий считать, что простое осознание их

    несоответствия нормам морали приведет к изменению человека. Скорее,

    эгоистические эмоции приведут и к эгоистическим мыслям. С другой стороны,

    как правильно отмечает Б.И. Доднов, "ребенок который с детства, говоря

    словами Л. Толстого, "полюбил любить", в более зрелом возрасте, не без

    влияния своей эмоциональной установки, может прийти к мысли, что цель жизни

    заключается в служении другим людям". Поэтому установка на рациональное

    гораздо более эффективна при наличие хотя бы в значительном виде

    потребности, соответствующей рациональным выводам. Если такая потребность,

    а значит и эмоция, есть, разум может успешно играть роль объективного

    арбитра в сложных жизненных ситуациях, вызывающих разногласия между ними и

    чувствами.

    Стремление осмыслить ситуацию, проанализировать поступки возникает,

    если сложность ситуации, выражение недовольства или по меньшей мере

    сомнений со стороны окружающих и тому подобные факторы вызывают чувство

    неуверенности в правильности своих действий. Кроме того, у человека

    существует и чувство стремления к объективности, являющейся существенной

    нравственной ценностью. Это чувство, актуализируясь время от времени,

    заставляет человека над правомерностью своих и чужих поступков не только

    под влиянием указанных внешних факторов.

    Психологии давно известно, что эмоциональное состояние личности

    оказывает существенное влияние на ее поведение. "Каков будет поведенческий

    акт личности в ответ на то или иное событие, в огромной мере зависит от ее

    эмоциональной реакции на это событие". Эмоции могут вызвать такие поступки,

    которые человек не совершил бы, находясь в более спокойном состоянии, в

    результате трезвого размышления. Влияние на содержание действий, которые

    оказывают аффекты, неоднозначно по нравственному характеру. Здесь велика

    зависимость от направленности разума, с одной стороны, и чувств, с другой

    стороны. Сильный эмоциональный импульс иногда может помочь личности

    освободиться от излишней осторожности, дажетрудности, эгоистичности, сущей

    ее разуму. С другой стороны аффект может оказаться аффектом страха и

    подавить положительные устремления разума. В случае, где разум и чувства

    имеют единую нравственную направленность, аффект чаще всего оказывает

    отрицательное воздействие на поведение, поскольку, при этом нарушется

    нормальная деятельность разума.

    И чувства, и разум могут оценивать ту или иную ситуацию, даже если она

    актуально отсутствует, а лишь отсутствует. Однако если для разума такое

    непосредственное отключение от ситуации и от влияния людей, учавствующих в

    ней, представляет собой наиболее благоприятные условия для

    функционирования, то чувства наиболльшую силу приобретают при

    непосредственном восприятии ситуации.

    Приведем забавный пример из области служебных взаимоотношений. "Хочешь

    получить отказ - позвони по телефону" - суждение отражает тот факт, что

    убедить человека легче, воздействуя на него не только логическими доводами,

    но и всем своим видом, выражением лица, мимикой, тоном голоса, т.е.

    воздействуя эмоционально. Способный устоять против логики человек не всегда

    оказывается способен выдержать эмоциональное воздействие на решение и

    поступки может оказать настроение, возникшее у личности совсем по другому

    поводу.

    Контроль над своими чувствами, умение управлять ими - необходимое

    условие правильного нравственного поведения и показатель уровня

    нравственной культуры.

    Власть разума над чувствами, разумеется не следует представлять как

    сплошное подавление и вытеснение чувств. Конечно, аморальные чувства

    необходимо подавлять, но само это подавление происходит путем сознательного

    формирования противоположного чувства. В случае нейтральных в нравственном

    отношении эмоций роль разума сводится к тому, чтобы, во-первых, сдерживать

    их у той границы, за которой они начинают мешать нормальной работе разума,

    во-вторых, определить их место в ценной иерархии личности и, активизируя в

    необходимых случаях более высокие чувства, не давать им проявляться в

    аморальных поступках. Наконец, последовательное и правильное проведение

    рациональной установки ведет к поступкам, вызывающие у личности

    специфически моральное чувство удовлетворения от их совершения.

    Следовательно реализация рациональной установки имеет результатом не

    вытеснение чувств разумом, а их гармоническое сочетание.

    До сих пор речь шла об эмоциях и чувствах как единой сфере. Но чувства

    отличаются от эмоций большей устойчивостью, постоянством, глубиной, большей

    осознанностью и опосредованностью рациональной и мировоззренческой сферами

    сознания. Чувства в собственном смысле слова не в такой степени отличаются

    от рациональной сферы, как эмоции. И все же отмеченные ранее достоинства и

    недостатки, в целом эмоциональной сферы, по сравнению с рациональной,

    присущи и чувствам - в узком смысле слова. Ведь чувства также отражают

    потребности, пусть осознанные и, может быть, даже сознательно

    сформированные, но все же сложившийся на данный момент потребности. Оценка

    того или другого явления чувствами означает соотнесение этого явления с

    данными потребностями и последующую констатацию результатов соотнесения:

    нравится объект оценки или нет.

    Подробности, отражаемые чувствами, - это преимущественно социальные

    потребности, в том числе и моральные. Последние, как известно, своим

    стержнем имеют момент долженствования, вследствие чего отражающие их

    моральный чувства (чувства долга, ответственности и т.д.) способны

    противостоять отдельным эмоциям, ротиворечащим этим чувствам. Кроме того

    моральные потребности включают потребность самоусовершенствования, в

    переделке себя, в формировании новых потребностей. Однако направление

    собственной переделки или самоусовершенствования нуждается в объективной

    рациональной проверке.

    Конечно, в реальной быстротекущей действительности разум не всегда

    может учесть все имеющиеся обстоятельства. Необходимость быстрого принятия

    решения, мгновенной нравственной реакции заставляет человека действовать,

    не раздумывая, в соответствии с первым побуждением, далеко не всегда

    осмысленным и обоснованным.

    Поскольку ситуаций, в которых надо принимать и реализовывать решения

    мгновенно, в морали много, то рациональная установка показывает свою

    практическую несостоятельность, если понимать под ней стремление не делать

    ни шага без предварительного анализа ситуации. Так, понимаемая установка,

    очевидно, обречена на провал. Жизнеспособной может стать только рациональня

    установка, которая означает стремление к рациональному анализу нравственных

    поступков. Будет ли этот анализ осуществлен до совершения поступка или

    после, зависит от объективного характера ситуаций. Но и в том, и в другом

    случаях рациональная установка окажет влияние на последующие поступки в

    схожих по нравственному смыслу ситуациях.

    Таким образом, следование рациональной установке, конечно, не означает

    отказа от действия, если его необходимо совершить немедленно, а разум не

    успевает обосновывать или опровергать интуитивно кажущееся верным решение.

    Но рациональная установка требует проанализировать приятное решение, хотя

    бы уже постфактум, с тем, чтобы результаты этого анализа вошли в содержание

    нравственного опыта личности и в свернутом виде могли бы в случае

    необходимости проявиться в последующих интуитивных решениях.

    Более существенное ограничение сферы применимости рациональной

    установки заключается в следующем обстоятельстве. Эта установка имеет

    безоговорочный приоритет лишь при условии примерно одинаковой степени

    развитости эмоциональной и рациональной сфер.

    Однако нередко встречаются случаи диспропорций в развитии обеих сторон

    психики индивида. В частности, несмотря на то, что чувства во многом

    зависят от разума, они в развитии могут обогнать его. И тогда нередко

    человеку лучше послушаться чувства, чем ошибочных доводов разума. Но и в

    такого рода случаях человек не должен отказываться от попыток рационального

    обоснования своего поведения. Единственная оправка заключается в том, что

    он не должен торопиться реализовывать полученные рационально-логическим

    путем решения, если они не соответствуют его чувствам, а проверять их,

    советуясь с другими людьми. Действие рациональной установки здесь не

    элеменитируется, а лишь затормаживается практическая реализация ее

    результатов.

    Кроме того, даже при отсутствии упомянутых диспропорций разум любого

    отдельного индивида не всемогущ, и при наличии достаточного времени для

    анализа ситуации он не всегда может найти верное решение. Но ошибки разума

    - вовсе не повод для отрицания разума как решающего средства морального

    выбора. Тем не менее указанные обстоятельства хотя и не лишают рациональную

    установки руководящей роли, но делают ее менее жестокой и категоричной.

    В оценке ситуаций и принятии решения участвуют не только эмоции и

    разум, но многоие другие психические процессы, например, воображание,

    представление и т.д. Воображение, например, играет огдромную роль в

    функционировании важного в морали психического механизма уподобления себя

    другому, постановки себя на место другого, т.е. механизма, реализующего

    "золотое правило" нравственности. Сам психический механизм уподобления

    нельзя рассматривать как сугубо или преимущественно эмоциональный,

    поскольку значительную роль в нем играют воображение и логика.

    Применение интеллекта в морали не следует связывать с узкоутилитарным

    расчетом. Многие нравственные действия, вызывающие одобрение и восхищение,

    на первый взгляд, трудно объяснить с точки зрения непосредственной

    практической пользы. Казалось бы, какой смысл в том, чтобы, рискуя своей и

    чужой жизнями, спасать в бою знамя. Тем не менее смысл есть, и вполне можно

    взять на себя смелость утверждать, что бесполезных, бессмысленных действий

    в морали быть не должно. Этот смысл не сразу открывается, поступок может

    совершаться под влиянием чувства или интуиции, но обнаружить и объяснить

    его при помощи разума не только возможно, но и необходимо.

    4 Место этики в учении Конфуция

    Самое важное открытие Конфуция — это открытие человека как особой

    реальности. Если формы бытия выстроить в иерархическую лестницу, считая

    землю низом, а небо верхом, то человек занимает срединное положение. С

    одной стороны, человек скован своими страстями, безнадежно самолюбив; "Я не

    видел, чтобы человек мог, заметив свои ошибки, осудить себя в душе" —

    говорит Конфуций. С другой стороны, он стремится к дао — воле неба,

    правильному пути, высшей гармонии, вечной правде, средоточию истины и

    справедливости, тому центру, который все стягивает к себе; "если утром

    познаешь правильный путь, вечером можно умереть" . Человек находится на

    пересечении двух детерминации — природной и этической.

    Из срединного положения человека в мире Конфуций делает вывод: нельзя

    ответить на вопрос, что такое человек, не отвечая на вопрос, каким он

    должен быть. Познание человека совпадает с его нравственным

    самоопределением. Можно предположить, что, согласно Конфуцию, не существует

    заранее заданной устойчивой природы человека, а есть различные возможности

    его самоосуществления. Отсюда становится понятным загадочное высказывание

    Цзы-гуна, одного из самых талантливых учеников Конфуция, о том, что

    суждения Учителя о культуре услышать можно, а суждения о природе человека и

    воле неба — нет. Вне суждений о культуре, о способе действования в жизни

    суждения о природе человека лишены предмета и смысла. Возможность созидать

    самого себя является тем специфическим признаком, который делает человека

    человеком, — не наличие разума или какой-либо иной признак, а именно эта

    способность различать добро и зло. Этика в учении Конфуция предшествует и

    служит основой гносеологии и антропологии, если вообще правомерно применять

    к нему эти категории европейской философии.

    Из такой по преимуществу этической версии человека вытекает особое

    отношение к знанию. Знание воспринидержании; оно говорит нам, что делать и

    чего избегать, Только этим оно и ценно. Столь популярная в европейской

    философии идея самодостаточности знания, его нравственно очищающего

    воздействия на человека чужда Конфуцию. В его учении нет и следа того, что

    можно было бы назвать идеалом созерцательного блаженства. "Фань Чи спросил

    о знании. Учитель ответил: "Это значит знать людей". Фань Чи не понял.

    Учитель сказал: "Выдвигать людей прямых и отстранять людей лживых, и тогда

    лживые люди смогут стать прямыми" . Этически ориентированный прагматизм

    настолько довлел в мировоззрении Конфуция, что достоинство поведения,

    порочных мыслей является для нею показаотсутствие телем учености. Он не

    признавал абстрактную, нравствечно нейтральную, безличную истину. Для него

    истина совпадает с человеческой правдой. Истина есть то, за что можно

    умереть. Его подход к познанию является ответственным: ценность познания

    измеряется этическим возвышением жизни. В "Лунь юе" мы находим такое

    замечательное высказывание: "Цзы-лу, не сумев осуществить услышанное,

    опасался, что услышит что-то еще" . Беспокойство Цзы-лу, преданного ученика

    Конфуция, могло, по-видимому, быть вызвано тем, что речь шла о важной и

    бесспорной установке конфуцианского мировосприятия. Конфуций учил: "Древние

    говорили с осторожностью. так как опасались, что не смогут выполнить

    сказанное". В самом деле, для чего стремиться к новым знаниям, новым

    истинам, когда сколь бы ценными или красивыми они ни были, не осуществлены

    старые?! И разве самоцельная и зряшная погоня за знаниями не может быть

    выражением или стать источником нравственного порока, который в наши дни

    получил название расхождения слова и дела и про который Конфуций хорошо

    сказал: "Красивые речи вредят морали"?!

    Двойственность изначальной детерминации человека предопределяет возможность

    двух различных проектов eго жизнедеятельности: высокого (благородного) и

    низкого. Это определяется тем, какая из двух детерминации — небесная или

    земная — получает преобладание, "Учитель сказал: "Благородный муж движется

    вверх, низкий человек движется вниз" . Речь идет о векторе личностного

    развития, а не о статическом выборе. В мировоззрении Конфуция небесное и

    земное не противопоставляется по критерию добра и зла. Конфуций далек от

    идеи, будто нравственное совершенство достижимо за счет аскетического

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.