МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблемы творчества и одарённости

    деятельности;

    - в-третьих, развитие способностей определяется индивидуальными ценностями.

    Именно эти индивидуальные ценности и смыслы будут определять качественную

    специфику способностей, от неё будет зависеть, что увидит и запомнит

    человек.

    Человек от природы наделён общими способностями. Специальные

    способности – есть общие способности, приобретшие черты оперативности под

    влиянием требований деятельности.

    Одарённость определяется как интегральное проявление

    способностей в целях конкретной деятельности.

    Интеллект же можно определить как интегральное проявление способностей,

    знаний и умений. В интеллекте операционные действия способностей

    дополняются более обобщёнными операционными схемами, планами и программами

    поведения, а также знаниями о внешнем мире, о других людях и самом себе.

    Талант – есть проявление интеллекта в отношении конкретной

    деятельности, познания природы.

    Духовные способности – это интегральное проявление интеллекта

    и духовности личности. В своём высшем проявлении духовные способности

    характеризуют гения. В.М. Теплов подчёркивал, что значительным творцом

    может быть только человек с большим духовным содержанием.

    Если способности проявляются в деятельности, то духовные

    способности определяют поступок. Если при рассмотрении способностей мы

    имеем дело с субъектом деятельности, то в духовных способностях проявляется

    личность, т.е. духовные способности составляют сущность индивидуальности

    человека.

    Способности в той или иной мере даны природой всем, но среди

    нас, как звёздочки, иногда встречаются очень одарённые люди. Может их было

    бы больше, если бы с самого детства им давали возможность выйти за рамки

    «учебно-педагогического процесса», если бы стимулировали одарённость.

    Одарённость и творчество.

    Процесс познания определён принятой задачей только на первой

    его стадии. Затем, в зависимости от того, рассматривает ли человек решение

    задачи как средство для осуществления внешних по отношению к познанию целей

    или оно само есть цель, определяется и судьба процесса.

    В первом случае он обрывается, как только решена задача. Во

    втором, напротив, он развивается. Здесь можно наблюдать феномен

    самодвижения деятельности, который приводит к выходу за пределы заданного,

    что и позволяет увидеть «непредвиденное». В этом выходе за пределы

    заданного, в способности к продолжению познания за рамками требований

    заданной (исходной) ситуации, т.е. в ситуативно нестимулированной

    продуктивной деятельности и кроется тайна высших форм творчества,

    способность видеть в предмете нечто новое, такое, чего не видят другие, что

    и определяет её творческий статус.

    Именно на этом основании была постулирована эта способность к

    развитию деятельности (то, что со стороны выступает как саморазвитие

    деятельности) в качестве признака, определяющего одарённость.

    Предполагается, что такое понимание раскрывает мысль Б.М. Теплова: « В этой

    характеристике личности, которую мы называем одарённость, нельзя видеть

    простую сумму способностей: по сравнению со способностями, она составляет

    новое качество».

    Поведение одарённого человека отражает взаимодействие между

    тремя основными группами человеческих качеств. Эти группы представляют

    собой общие и \ или специальные способности выше среднего, высокий уровень

    включённости в задачу и высокий уровень креативности. Одарённые люди

    обладают или способны к развитию этой системы качеств и приложению её к

    любой потенциально ценной области человеческой деятельности.

    Творческие способности и одарённость не связаны прямо с

    уровнем общих и специальных способностей, которые являются реальным

    средством успешного осуществления деятельности, но не определяют

    однозначно творческий потенциал личности. Их вклад реализуется, лишь

    преломляясь через мотивационную структуру личности, её ценностные

    ориентации.

    При этом были выделены два типа мотивации. К первому,

    обеспечивающему высокий уровень познавательной самодеятельности, относится

    преобладание познавательной мотивации, заинтересованность в деле, а не в

    своём успехе. Второй тип мотивации выступает психологическим барьером для

    проявления познавательной самодеятельности. Сюда относятся внешние по

    отношению к познанию мотивы.

    Одарённые дети проявляют себя ещё в раннем детстве, но не всегда,

    к сожалению, они находят поддержку у своих учителей, т.к. проявляют

    бунтарские наклонности и не вписываются в общепринятые стандарты.

    Исходя из всего вышеперечисленного, можно сказать, что понимание

    творчества в таком виде позволят сделать вывод о том, что нет творческих

    способностей, существующих параллельно с общими и специальными (разделение

    коэффициента интеллекта и креативности Гилфордом). Вместе с тем, творческий

    потенциал личности не есть результат чисто количественного роста

    способностей. То, что принято называть творческими способностями, с точки

    зрения Д.Б. Богоявленской, есть способность к осуществлению ситуативно

    нестимулированной продуктивной деятельности, т.е. способность к

    познавательной самодеятельности. Её проявление не ограничено сферой

    профессий умственного труда и характеризует творческий характер любого вида

    труда.

    Феноменологию творчества можно разделить на три основных вида,

    которым соответствуют типы творчества :

    - Стимульно-продуктивный – деятельность может иметь продуктивный характер,

    но эта деятельность каждый раз определяется действием какого-либо

    внешнего стимула. Высшие проявления на этом уровне отражают высокий

    уровень развития умственных способностей и тождественны понятию «общая

    одарённость»;

    - Эвристический – деятельность принимает творческий характер. Имея

    достаточно надёжный способ решения, человек продолжает анализировать

    состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой отдельные

    задачи, что приводит его к открытию новых оригинальных, внешне более

    остроумных способов решения. Каждая найденная закономерность переживается

    самим эвристом как открытие, творческая находка. В то же время она

    оценивается только как новый, «свой» способ, который позволит ему решить

    поставленные перед ним задачи;

    - Креативный – самостоятельно найденная эмпирическая закономерность не

    используется как приём решения, а выступает в качестве новой проблемы.

    Найденные закономерности подвергаются доказательству путём анализа их

    исходного генетического основания. Здесь действие индивида приобретает

    порождающий характер и всё более теряет форму ответа: его результат шире,

    чем исходная цель. Таким образом, творчество в узком смысле слова

    начинается там, где перестаёт быть только ответом, только решением

    заранее поставленной задачи. При этом оно остаётся и решением, и ответом,

    но вместе с тем в нём есть нечто «сверх того», и этим и определяется его

    творческий статус.

    Два последних уровня фиксируют то, что принято называть

    «творческая одарённость».

    Таким образом, понимание творческих способностей Д.Б.

    Богоявленской и её последователями не совпадает с тем, что в настоящее

    время рассматривается в качестве общей одарённости (высокий уровень

    развития способностей).

    Но оно не совпадает и со второй концепцией, которую

    представляет «креативность» или «творческая одарённость». В противовес

    Гилфорду они говорят, что движение мысли в разных направлениях не является

    результатом его движения вширь, а, наоборот, вглубь.

    Можно ли развивать одарённость? Конечно! Представленное

    понимание природы одарённости и наличие адекватной методики её диагностики

    позволяют непосредственно перейти к построению системы развития творческих

    способностей и одарённости.

    Это - прежде всего создание оптимальных условий для проявления и

    становления творческих возможностей учащихся, что подразумевает в первую

    очередь снятие ограничений, барьеров, прямо подавляющих творческий рост

    детей. Поэтому обязательным моментом программы является требование гибкости

    в её организации, допускающей изменения по параметрам темпа, объёма и

    предметного содержания учебной программы. Эта гибкость программ позволит, с

    одной стороны, обеспечить действительное получение общественно необходимого

    уровня образования, а с другой – позволит максимально через собственный

    выбор и усилие продвинуться тем, кто на это способен. Поскольку равно

    высокие требования ко всем отбивают желание учиться у одних, а заниженные –

    тормозят развитие других, то в этой ситуации индивидуализация обучения

    обеспечивает индивидуальный темп обучения и определяет характер и меру

    учебной нагрузки в зоне ближайшего развития учащегося, но при условии

    создания мотивационных предпосылок собственного движения ученика.

    Второе направление, по которому намечено осуществление

    индивидуализации обучения это свобода в выборе профиля обучения, учитывая

    склонности личности. С этой целью в общую систему образования вводится сеть

    исследовательских объединений, предоставляющих учащимся не только

    возможности выбора направления исследовательской работы, но и продвижения в

    предмете (принцип реализации личности – Шадриков В.Д.).

    Усложнять программу путём увеличения учебной нагрузки на

    учащегося можно только до определённого предела, не вызывая перегрузок.

    Дальнейшее развитие возможностей ученика должно проходить в рамках

    включения его в исследовательскую работу, так как формировать творческие

    способности можно лишь через включение в творческий процесс.

    Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий

    уровень системности знания, что исключает его формализм.

    Следующее направление осуществления индивидуализированного

    обучения заключается в активизации роли педагога в подборе индивидуальных

    приёмов обучения на основе рекомендаций психологов, а также разработанной

    технологии личностно-ориентированного, разноуровневого обучения.

    Все три названных направления могут дать оптимальный эффект

    лишь при условии формирования познавательной направленности и высших

    духовных ценностей.

    Таким образом, работа с одарёнными детьми предполагает наличие

    данных о структурно-качественных характеристиках одарённости, методик их

    выявления и развития, а затем организационных мероприятий, в рамках которых

    и осуществляется практическая работа по дальнейшему развитию творческих

    способностей и одарённости.

    В современной отечественной школе такое маловероятно, так как

    материальная база и подготовка учителей оставляют желать лучшего. Хотя,

    как и везде, есть творчески одарённые педагоги, которые дают возможность

    прорасти и вырасти одарённым детям.

    Не могу не упомянуть своего школьного учителя рисования. Его

    взгляд на мир настолько непривычен и оригинален, что часто остаётся не

    понятым окружающими. Когда я училась в школе, мы все считали его «странным»

    ,так как просто не понимали его, не вписывающегося в наш «обыкновенный»

    мир. Только спустя много лет мы начали понимать, как много мы потеряли,

    радуясь своей заурядности и не в силах оценить творческий порыв нашего

    учителя, который и в обучение вводил очень много творческих идей. И до сих

    пор не останавливается… Сейчас у него учится мой сын, который говорит, что

    он очень странный, но теперь я могу объяснить, что это не странность, а

    просто другой взгляд на жизнь, взгляд художника, взгляд человека

    творческого.

    Художественное творчество.

    Человеческое творчество и, в частности, творчество

    художественное рассматривается, прежде всего, не в аспекте создания чего-

    либо нового в соответствующей области культуры, а в аспекте самореализации

    человека-творца.

    Способность к творчеству принципиально не выводима из освоения

    соответствующего вида деятельности или даже культуры в целом (хотя без

    такого освоения она не может актуализироваться, осуществиться на практике).

    Например, способность человека к музыкальному (математическому и т.д.)

    творчеству порождает и постоянно обновляет музыку (математику и т.д.), и

    уже поэтому не может возникать в результате освоения уже существующих форм

    этого вида деятельности.

    К литературе религиозно- философского, мистического и

    аскетического содержания, хранящей опыт самопознания и самовоспитания

    выдающихся представителей разных эпох, народов и культур обратился А.А.

    Мелик-Пашаев. Он делает вывод, что существует не только эмпирическое Я

    повседневного самосознания, но и высшее Я, содержащее всю полноту

    возможностей, которые в перспективе может раскрыть человек, проходящий свой

    путь в условиях пространственно-временных ограничений и определённой

    социокультурной среды.

    Идеальное Я в психологии и высшее Я духовного опыта –

    совершенно разные понятия. Идея высшего Я (не формулировка, а именно идея)

    носит универсальный характер. «Человек по сути своей творец и этим подобен

    Творцу», - св. Григорий Полама о творческом даре человека.

    На что же направлен в первую очередь этот творческий дар?

    Процесс развития человека в определённом смысле можно назвать «сотворением

    себя»: более или менее полной реализацией высшего Я в самосознании и

    деятельности человека. Такое духовное сотворение себя в идеале

    представляется стержнем, или единой основой любых истинно творческих

    проявлений человека в конкретных областях деятельности, сферах культуры.

    Поэтому, в качестве одного из синонимов высшего Я было предложено выражение

    творческое Я человека.

    Особую роль в актуализации и поддержании главной движущей силы

    развития – потребности реализовать собственное творческое Я – играет

    психологический феномен, который А.А. Мелик-Пашаев образно назвал

    «встречами с собой» - более или менее осознанные «прорывы» высшего Я в

    повседневное сознание и мироощущение человека, дающие ему предвидение своих

    истинных возможностей, а иногда и пути своего будущего творчества.

    Способности к творчеству – это не совокупность отдельных

    качеств, каждое из которых само по себе является некоей способностью.

    Наоборот: отдельные способности, которые можно и нужно различать в

    психологическом облике учёного, художника и т.д., проявляются свойственным

    ему целостным отношением к миру, причём именно благодаря этому они и

    становятся способностями к творчеству.

    Таким образом, способности выступают не как особая «часть»

    психики, а как особое её «состояние», в конечном итоге, возможно, как «вся»

    психика, мобилизованная и изменённая тем специфическим отношением к миру и

    к самому себе, которое определяет сферу творческой самореализации человека.

    Важно понять суть и условия тех трансформаций, которые претерпевает то или

    иное, а может быть любое качество психики, преобразуясь в творческую

    способность.

    Какое же особое, целостное отношение к жизни создаёт основу

    самореализации творческого Я именно в области искусства?

    А.А. Мелик-Пашаев совместно с З.Н. Новлянской проводил

    исследование этой проблемы, в ходе которого появилась характеристика

    «эстетическая позиция» или «эстетическое отношение» (ЭО) к

    действительности. Его можно описать как такое отношение, при котором те или

    иные важные впечатления и переживания не разрешаются в самой жизни (в

    поступках, эмоциональных реакциях и т.д.), а требуют создания особой

    действительности – художественных произведений.

    Осознанное переживание единства с предметом и с миром в целом

    является абсолютно необходимым условием зарождения и воплощения

    художественных замыслов, т.е. именно ЭО делает человека способным к

    художественному творчеству.

    Стремясь к расширению эстетического опыта и реализуя его в

    произведениях, человек утверждает не только реальность и ценность

    открывающейся ему картины мира, но и собственного творческого Я, которому

    доступна и соразмерна эта картина мира. Мотивирующая сила ЭО заключается в

    том, что художественное творчество действительно может стать путём

    самопознания и самореализации.

    Важнейшая черта ЭО состоит в специфической восприимчивости

    человека к форме предметов и явлений мира. Т.е. он воспринимает конкретный,

    неповторимый и преходящий облик вещей и явлений не просто как их внешнюю

    сторону, а как выразительный образ, прямое выражение внутреннего состояния,

    настроения, характера, судьбы – той самой родственной человеку внутренней

    жизни, которую ЭО находит во всех явлениях бытия.

    Художественное творчество человека – лишь один из путей

    соприкосновения с творческим Я и его реализация в общекультурном плане.

    Также как в основе способностей к художественному творчеству лежит ЭО, так

    в основе других видов творчества должно лежать особое отношение к

    действительности, которое трансформирует те или иные качества в

    соответствующие способности и превращает весь жизненный опыт человека в

    источник творческих идей в данной области.

    Единым неспецифическим стержнем разных видов творчества должно

    быть усилие человека приблизиться к своему истинному Я, в максимальной

    степени реализовать его в эмпирической действительности.

    Заключение.

    Проблемы творчества, как уже говорилось ранее, издавна

    волновали людей. Наука, развиваясь, пытается найти объяснение этому

    уникальному явлению. Среди учёных нет единого мнения, они используют разные

    термины, которые часто возникают в ходе исследования. Но как же мы должны

    быть благодарны природе, что подарила нам такой феномен. Насколько была бы

    беднее наша жизнь без музыки, искусства и других видов творчества.

    История человечества показывает большое число примеров

    мужества, преданности и бескорыстия удивительных людей – первопроходцев. В

    этом славном ряду нужно поместить имена Леонардо да Винчи и Микеланджело,

    Коперника и Дж. Бруно, Курчатова и Королёва, Чайковского и Бетховена,

    Пушкина и Толстого и много-много других достойных имён. Они не вписывались

    в рамки общества, в котором жили. Они шли дальше, часто были не поняты и не

    приняты, но продолжали начатое дело (часто себе во вред !) несмотря на

    гонения и другие испытания (попытки «купить» их за успех и благополучие).

    Когда мы говорим о великих творцах, мы говорим о великих

    личностях. Хотя неординарными способностями – например, высоким интеллектом

    – могут обладать и безнравственные люди (вспомним «злых гениев», которых в

    истории тоже не мало), но ещё никто не доказал, что, во-первых,

    безнравственность способствует творчеству, во-вторых, что творческий склад

    человека и его успех в деятельности – одно и тоже.

    Понимание творчества как продолжения познавательной

    деятельности за пределами заданной ситуации позволяет понять, как

    происходит выход за пределы заранее установленного «масштаба». Решающим

    фактором здесь являются не энергетические ресурсы человека (знания, умения,

    навыки плюс сила мотивов), а его нравственность.

    Истинно творческой личностью может быть человек увлекающийся,

    одержимый какой-то идеей, может быть учёный и музыкант, рабочий и врач,

    дворник и художник, но в любом случае творческая личность предполагает

    высокий уровень творческой активности.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.