МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Процесс общения и трансакционный анализ

    Процесс общения и трансакционный анализ

    Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

    САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

    [pic]

    Р Е Ф Е Р А Т

    по психологии

    на тему: «Процесс общения. Трансакционный анализ»

    Студентки 1 курса дневного факультета специальности

    Самара

    1997

    Содержание

    Стр.

    | |Введение |3 |

    |I. |Процесс общения |4 |

    |II. |Введение в трансакционный анализ |7 |

    |III.|Эго-состояния |17 |

    | | |23 |

    Введение

    Данный реферат написан на тему «Процесс общения. Трансакционный

    анализ». Трансакционный анализ - оригинальное направление как в

    теоретической психологии, так и в психотерапевтической практике,

    разработанное американским психологом и психиатром Эриком Берном. Развивая

    идеи психоанализа, Берн сосредоточил внимание на межличностных отношениях,

    лежащих в основе типов человеческих «трансакций». Определенное место Берн

    отводит понятию «игра», используемому для обозначения всех видов лицемерия,

    неискренности, других негативных приемов, имеющих место в отношениях между

    людьми.

    В данном реферате рассмотрен ряд вопросов о процессе общения и

    трансакционном анализе. Целая глава посвящена эго-состояниям, т.е.

    актуальным способам существования личности.

    I. Процесс общения

    Общение - это, во-первых, сложный, многоплановый процесс установления

    контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности

    и включающий в себя процесс обмена информацией, выработку единой системы

    взаимодействия, восприятие и понимание другого человека, а, во-вторых,

    осуществление знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное

    потребностями совместной деятельности и направленное на значительное

    изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях

    партнера. В самом общем видеобщениевыступает как форма жизнедеятельности.

    Социальный смыслобщениясостоит в том, что оно выступает средством передачи

    форм культуры и общественного опыта.

    Процесс общения между людьми можно кратко рассмотреть в следующем

    направлении.

    Известно, что младенцы, лишенные в течение длительного времени

    физического контакта с людьми, деградируют и в конце концов погибают.

    Следовательно, отсутствие эмоциональных связей может иметь для человека

    фатальный исход. Эти наблюдения подтверждают мысль о существовании

    сенсорного голода и о необходимости в жизни ребенка стимулов, которые

    обеспечивают ему физический контакт. К этому выводу нетрудно прийти и на

    основе повседневного опыта.

    Подобный феномен можно наблюдать и у взрослых людей в условиях

    сенсорной депривации. Имеются экспериментальные данные, показывающие, что

    сенсорная депривация может вызвать у человека временный психоз или стать

    причиной временных психологических нарушений. Замечено, что социальная и

    сенсорная депривации столь же пагубно влияют на людей, приговоренных к

    длительному одиночному заключению, которое вызывает ужас даже у человека с

    пониженной чувствительностью к физическим наказаниям.

    Вполне вероятно, что в биологическом плане эмоциональная и сенсорная

    депривации чаще всего приводят к органическим изменениям или создают

    условия для их возникновения. Недостаточная стимуляция активизирующей

    ретикулярной ткани мозга может привести, даже косвенно, к дегенеративным

    изменениям в нервных клетках. Разумеется, это явление может быть и

    результатом недостаточного питания. Однако недостаточное питание в свою

    очередь может быть вызвано апатией, например как это бывает у младенцев в

    результате крайнего истощения или после длительной болезни.

    Можно предположить, что существует биологическая цепочка, ведущая от

    эмоциональной и сенсорной деприваций через апатию к дегенеративным

    изменениям и смерти. В этом смысле ощущение сенсорного голода следует

    считать важнейшим состоянием для жизни человеческого организма, по сути так

    же, как и ощущение пищевого голода.

    У сенсорного голода очень много общего с пищевым голодом, причем не

    только в биологическом, но и в психологическом и социальном плане. Такие

    термины, как «недоедание», «насыщение», «гурман», «человек с причудами в

    еде», «аскет», можно легко перенести из области питания в область ощущений.

    Переедание - это в каком-то смысле то же самое, что и чрезмерная

    стимуляция. В обеих областях при обычных условиях и большом разнообразии

    выбора предпочтение в основном зависит от индивидуальных склонностей и

    вкусов. Вполне возможно, что индивидуальные особенности человека

    предопределены конституциональными особенностями организма. Но это не имеет

    отношения к обсуждаемым проблемам. Вернемся к их освещению.

    Для психолога и психотерапевта, изучаемых проблемы сенсорного голода,

    представляет интерес то, что происходит, когда в процессе нормального роста

    ребенок отдаляется от матери. После того, как период близости с матерью

    завершен, индивид всю остальную жизнь стоит перед выбором, который в

    дальнейшем будет определять его судьбу. С одной стороны, он постоянно будет

    сталкиваться с социальными, физиологическими и биологическими факторами,

    препятствующими продолжительной физической близости того типа, какую он

    испытывал, будучи младенцем. С другой стороны, человек постоянно стремится

    к такой близости. Чаще всего ему приходится идти на компромисс. Он учится

    довольствоваться едва уловимыми, иногда только символическими формами

    физической близости, поэтому даже простой намек на узнавание в какой-то

    мере может удовлетворить его, хотя исходное стремление к физическому

    контакту сохранит первоначальную остроту.

    Компромисс этот можно называть по-разному, но, как бы мы его ни

    называли, результатом является частичное преобразование младенческого

    сенсорного голодав нечто, что можно назвать потребностью в признании. По

    мере того, как усложняется путь к достижению этого компромисса, люди все

    больше отличаются друг от друга в своем стремлении получить признание. Эти

    отличия делают столь разнообразным социальное взаимодействие и в какой-то

    степени определяют судьбу каждого человека. Киноактеру, например, бывают

    необходимы постоянные восторги и похвалы (назовем их «поглаживаниями») от

    даже неизвестных ему поклонников. В то же время научный работник может

    пребывать в прекрасном моральном и физическом состоянии, получая лишь одно

    «поглаживание» в год от уважаемого им коллеги.

    «Поглаживание» - это лишь наиболее общий термин, который мы используем

    для обозначения интимного физического контакта. На практике он может

    принимать самые разные формы. Иногда ребенка действительно поглаживают,

    обнимают или похлопывают, а порой игриво щиплют или слегка щелкают по лбу.

    Все эти способы общения имеют свои аналоги в разговорной речи. Поэтому по

    интонации и употребляемым словам можно предсказать как человек будет

    общаться с ребенком. Расширив значение этого термина, мы будем называть

    «поглаживанием» любой акт, предполагающий признание присутствия другого

    человека. Таким образом, «поглаживание» будет у нас одной из основных

    единиц социального действия. Обмен «поглаживаниями» составляет трансакцию,

    которую в свою очередь мы определяем как единицу общения.

    Основной принцип теории игр состоит в следующем: любое общение (по

    сравнению с его отсутствием) полезно и выгодно для людей. Этот факт был

    подтвержден экспериментами на крысах: было показано, что физический контакт

    благоприятно влиял не только на физическое и эмоциональное развитие, но

    также на биохимию мозга и даже на сопротивляемость при лейкемии.

    Существенным обстоятельством явилось то, что ласковое обращение и

    болезненный электрошок оказались одинаково эффективным средством

    поддержания здоровья крыс.

    II. Введение в трансакционный анализ

    При использовании трансакционного анализа люди достигают как

    эмоционального, так и интеллектуального инсайта, но этот метод скорее

    сосредоточен на последнем. Это процесс понимания, скорее аналитического,

    при котором человек обычно заключает: «Да, именно так это и происходит!»

    Согласно д-ру Берну, его теория возникла, когда он наблюдал изменения

    в поведении пациента, происходящие в нем при попадании в центр его внимания

    новых стимулов, таких, как слова, жест, звук. Эти изменения включали

    выражения лица, интонации голоса, структуру речи, телодвижения, мимику,

    позу и манеру держать себя. Это происходило так, словно внутри личности

    было несколько различных людей. Временами та или другая из этих личностей,

    по-видимому, управляла всей личностью пациента.

    Он заметил, что все эти различные внутренние Я по-разному

    взаимодействуют с другими людьми и что эти взаимодействия (трансакции)

    могут быть проанализированы. Д-р Берн понял, что некоторые трансакции имеют

    скрытые мотивы и личность использует их как способ манипулирования другими

    в психологических играх и при вымогательствах.

    Он также обнаружил, что люди ведут себя предопределенным образом,

    поступая так, как будто они читают театральный сценарий. Эти наблюдения

    привели Берна к развитию его замечательной теории, названной трансакционным

    анализом, сокращенно ТА.

    Первоначальнотрансакционный анализразвивался как психотерапевтический

    метод. Трансакционный анализ предпочтительно применяют в группах. Группа

    служит окружением, в котором люди могут лучше осознать себя, структуру

    своей личности, то, как они взаимодействуют с другими, игры, в которые они

    играют, и сценарии, которым они следуют. Такое осознание позволяет более

    ясно понять себя, с тем чтобы человек смог изменить или усилить в себе то,

    что он хочет.

    Изменение начинается с двухстороннего договора между терапевтом и

    пациентом. Договор может касаться прояснения таких симптомов, как

    застенчивость, половая холодность, головные боли. Он может касаться

    вопросов достижения контроля над поведением в таких случаях, как

    неумеренное пьянство, непослушание ребенка, слабо успевающего в школе. Он

    может сосредоточиваться на детских переживаниях, которые скрыты под

    определенными симптомами и поведением в настоящем, на переживаниях, при

    которых ребенок был униженным, заброшенным, слишком избалованным,

    отвергнутым или с ним жестоко обращались. Этот договорный подход сохраняет

    самостоятельность пациента. Он также позволяет ему узнать, когда условия

    договора будут выполнены.

    ТА эффективно применяется не только в психотерапии, он также

    представляет метод, вызывающий размышления о возможностях человеческого

    поведения, который большинство людей может понять и использовать. Этот

    метод предпочитает использование прямых, простых и даже разговорных слов

    использованию психологических научных терминов или профессиональному

    жаргону. Например, основные стороны личности называются в трансакционном

    анализе состояниями Я - Родитель, Взрослый и Ребенок.

    Трансакционный анализ - это рациональный метод понимания поведения,

    основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе,

    думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои

    чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с

    соседями - везде, где люди имеют дело с людьми.

    Берн говорит, что важной целью трансакционного анализа является

    установление «возможно более открытых и подлинных взаимодействий между

    эмоциональными и интеллектуальными компонентами личности». Когда это

    происходит, личность способна использовать как свои эмоции, так и свой

    интеллект, а не только одно за счет другого.

    Психотерапия, разработанная Берном на основе ТА, призвана освободить

    человека от скриптов, программирующих его жизнь, через их осознание, через

    противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и

    искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и

    независимого поведения. Конечной целью трансакционного анализа является

    достижение гармонической, сбалансированной личности через гармонические

    взаимоотношения между всеми эго-состояниями. Основной задачей при этом

    является достижение автономного «Взрослого», а затем интеграции с двумя

    другими эго-состояниями. Характерная для ранних этапов развития

    трансактного анализа абсолютизации роли Взрослого в интеграции личности в

    последнее время сменилась признанием необходимого участия в этом процессе

    Родителя и Ребенка. В связи с этим разработаны специальные методы,

    направленные на образование «новых» эго-состояний «Родитель» и «Ребенок» в

    случае, если они нарушены. Для диагностики эго-состояний и их форм в

    трансактном анализе разработан ряд вербальных методик, определяющих

    развитость, «энергетическую наполненность» эго-состояний и их форм.

    Несмотря на свою распространенность, эти методы подвергаются критике как

    клицинистами, так и теоретиками трансактного анализа за узкий подход, не

    учитывающий особенностей отношений между эго-состояниями. Возможность более

    широкого подхода к диагностике эго-состояния дает разработка проективных, в

    частности рисуночных методик, а также метод трансактной реинтерпретации

    личных опросников (например, опросников Р.Кеттела, MMPI и др.).

    В жизни каждого человека наступает такой момент, когда ему необходимо

    разобраться в себе. Трансакционный анализ дает ряд рекомендаций, которые

    человек может понять и использовать в своей жизни.

    Трансакционный анализ содержит четыре вида анализа:

    Структурный анализ: анализ отдельной личности.

    Анализ трансакций: анализ того, как поступают люди и что говорят друг

    другу.

    Анализ игр: анализ скрытых трансакций, ведущих к расплате.

    Анализ сценария: анализ индивидуального жизненного сценария, которому

    люди невольно следуют.

    Введение в структурный анализ

    Структурный анализ является единым методом ответа на вопросы: кто я?

    Почему я поступаю именно так? Как я приобрел эти качества? Это метод

    анализа мыслей, чувств и поведения человека, основанный на изучении

    состояний его Я.

    Представьте себе мать, громко ругающую своего непослушного ребенка. Ее

    лицо нахмурено, голос резок, а рука высоко занесена над головой. Вдруг

    звонит телефон, и она слышит голос подруги. Поза матери, тон ее голоса и

    выражение лица начинают меняться. Недавно напряженная рука спокойно

    опускается.

    Представьте двух рабочих, сердито спорящих друг с другом. Их спор все

    более ожесточается. Они напоминают детей, ссорящихся из-за конфеты. Вдруг

    они слышат грохот металла, за которым раздается истошный крик. Их поведение

    меняется. Спор прерывается. Раздражение сменяется беспокойством. Один

    спешит выяснить, что случилось, другой вызывает «скорую помощь». Следуя

    теории структурного анализа, эти рабочие также как и мать ребенка, изменили

    состояние своего Я.

    Переживания личности записываются в мозгу и в нервных клетках. Они

    включают все переживания детства, все перенятое у родителей, восприятия

    событий и чувств, связанных с происшедшими событиями, и искажения,

    привнесенные в воспоминания. Эти записи хранятся подобно записям на

    магнитной ленте. Их можно воспроизвести, а события вспомнить и даже

    пережить заново.

    Каждая личность имеет три состояния Я, которые являются отдельными и

    особыми источниками поведения: состояние Я Родителя, состояние Я Взрослого

    и состояние Я Ребенка. И это не абстрактные понятия, а реальность.

    Состояние Я Родителя содержит установки и поведение, перенятые извне,

    в первую очередь от родителей. Внешне они часто выражаются в

    предубеждениях, критическом и заботливом

    Состояние Я Ребенок содержит в себе аффективные комплексы, связанные с

    ранними впечатлениями и переживаниями. Различают Ребенка «естественного»

    («свободного»), «маленького профессора» и «адаптированного». Естественному

    Ребенку свойственна склонность к веселью, живому движению, фантазии,

    импульсивности и раскованности. Маленький профессор - это естественная

    мудрость ребенка. Именно эта часть состояния Я Ребенка является

    интуитивной, отвечающей на невербальные сообщения и предчувствующей.

    Адаптированный Ребенок представлен такими разновидностями, как «бунтующий»

    (против Родителя), «соглашающийся» и «отчуждающийся».

    Состояние Я Взрослого включает в себя вероятностную оценку ситуации,

    рациональность, компетентность, независимость. Оно функционирует «здесь-и-

    теперь» и независимо от прошлого, хотя и использует информацию, заложенную

    в Родителе и Ребенке.

    Когда Вы действуете, чувствуете, думаете подобно тому, как это делали

    ваши родители, Вы находитесь в состоянии Я Родителя.

    Когда Вы имеете дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их

    объективной оценкой, Вы находитесь в состоянии Я Взрослого.

    Когда Вы чувствуете и ведете себя подобно тому, как вы это делали это

    в детстве, Вы находитесь в состоянии Я Ребенка.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.