Профессиональное самоопределение старшеклассников
Профессиональное самоопределение старшеклассников
Министерство народного образования РФ
БрГТУ
Кафедра психологии
Психология профессионального образования.
Реферат:
Профессиональное самоопределение старшеклассников.
Выполнил: Никулин А.Ю.
Проверила: Иванова М.В.
Братск 2001г.
Содержание.
1. Введение:
Профориентация учащихся на современном этапе.
2. Выбор профессии .
2.1.Мотивационно-ценностное отношение в профессиональном становлении
студентов.
2.2. Профессиональное самоопределение и самосознание
2.3. Профессиональное самоопределение и профконсультация
2.4. Методы диагностики профессионального самосознания и ценностных
ориентаций
3. ПОИСК СМЫСЛОВЫХ ОПОР ЛИЧНОСТИ НА ПЕРЕЛОМАХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА.
3.1. Стадии профессионального становления
3.2. Кризисы профессионального становления
3.3. Методы работы в переломные периоды профессионального выбора
4. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ПОДРОСТКОВ НА ЭТАПЕ
ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.
4.1. Типологии профессионального выбора
4.2. Методы диагностики профессиональных установок
1. Введение .
Профориентация учащихся на современном этапе.
На современном этапе определены основные требования к
общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей
учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их
запросами и склонностями , развитие сети специализированных школ и классов
с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия
уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.
Реализация современных требований, предъявляемых к
общеобразовательной школе , значительно активизировала разработку научных и
практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений ,
способствующих решению практических вопросов профессионального
самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся : система
профориентации , вооружающая школьников необходимыми знаниями для
ориентации в мире профессий , умениями объективно оценивать свои
индивидуальные особенности ( руководитель Б.А.Федоришин, Киев);
диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания
индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д.Шадриков, Москва); (Воронин
Н.П., Ярославль; Забродин Ю., Москва); теоретические и методические основы
проф. консультации молодежи, банк профессиокарт (Е.А.Климов, Москва);
системный подход к профориентации школьников (В.Ф.Сахаров,Киров;
Н.К.Степаненков, Минск); общественно-значимые мотивы выбора профессии
(Е.М.Павлютенков, Комсомольск-на-Амуре); особенности профориентации
студентов в условиях высшей школы (Н.Ш.Шадиев, Ташкент; П.А.Шавир, Тюмень ;
Н.Н.Чистяков, Кемерово); формирование элементов духовной культуры в
процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии
(Г.П.Шевченко, Луганск).
Однако, несмотря на некоторые положительные результаты
,профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных
целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения,
соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам
общества в кадрах, его требованиям к современному труженику .Существенным
тормозом развития профориентации является то, что она, как правило ,
рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный
, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются
в основном словесные , декларативные методы, без предоставления возможности
каждому попробовать себя в различных видах деятельности , в том числе и в
избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о
потребностях в кадрах ; слабо осуществляется подготовка квалифицированных
специалистов - профориентаторов.
О низкой результативности профориентационной работы со школьниками
свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным
самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и
требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития
и возможностью менее квалифицированной работы ; их притязаниями и реальными
возможностями заполнения вакантных мест ; склонностью и представлениям о
престиже профессии ; желанием заранее попробовать себя в избираемой
профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и
ближайшем её окружении; несоответствием здоровья , характера, привычек
требованиям ,предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно
отнести к группе внутренних , личностно-психологических.
Но не менее значимы и противоречия социально – экономические : между
возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и
методами , сложившимися на основе представлений об экстенсивных путях
развития народного хозяйства, его кадрового обеспечения; профессиональными
планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической
необходимостью народного хозяйства заполнить вакантные рабочие места с
тяжелым физическим трудом; потребностью общеобразовательной школы и других
социальных институтов в специалистах – профориентаторах и отсутствием
стабильной комплексной подготовки их в вузах страны ; необходимостью
координации и интеграции профориентированных воздействий и решением её
узковедомственными путями и средствами.
Анализ накопленного опыта в области теории и практики профориентации
, выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяет следующим
образом сформулировать определение профориентации : это многоаспектная ,
целостная система научно – практической деятельности общественных
институтов , ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору
профессии и решающих комплекс социально – экономических , психолого –
педагогических и медико – физиологических задач по формированию у
школьников профессионального самоопределения , соответствующего
индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах
высокой квалификации.
Система профориентации является подсистемой общей системы трудовой
подготовки школьников , непрерывного образования и воспитания , цель
которых – всестороннее развитие личности , гармоническое раскрытие всех
творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего
поколения. Она реализуется решением комплекса вышеназванных задач ,
обеспечивающих профессиональное самоопределение учащихся.
Профориентация , являясь целостной системой , состоит из
взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей ,
задач и единством функций. Организационно – функциональная подсистема -
деятельность различных социальных институтов , ответственных за подготовку
школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и
функциональные обязанности на основе принципа координации.
Логико-содержательная подсистема – профессиональное просвещение
учащихся, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к
профессиональным ; профессиональная консультация , профессиональный подбор
, социально – профессиональная адаптация.
Личностная подсистема – личность школьника рассматривается в качестве
субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее
характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой
деятельности , самовыражением и самоутверждением в профессиональной
деятельности ; направленностью , т.е. устойчивой доминирующей системой
мотивов , убеждений , интересов , отношением к усваиваемым знаниям и
умениям , социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и
эстетической культуры ; развитием самосознания ; представлением о себе ,
своих способностях , особенностях характера.
Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и
углублением творческой , общественно –значимой (трудовой ,познавательной
,игровой ,коммуникативной ) деятельности учащихся, формированием
нравственной .эстетической и экологической культуры.
Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о
процессах, явлениях или состоянии системы профориентации , выработку
программы действий , регулирование процесса реализации и разработку
рекомендаций по её совершенствованию. Программа управления профориентацией
школ является составной частью управления социально-экономическим развитием
района , города, региона.
Все подсистемы профориентации взаимосвязаны между собой и в этой
взаимосвязи приобретают новые , интегративные качества .Система
профориентации выполняет диагностическую , обучающую , формирующую и
развивающую функции.
Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется
целенаправленно на всех возрастных этапах.
2. Выбор профессии.
Цели профориентации продиктованы обществом , его задачами ,
потребностями. Ведущей целью в деятельности учителя является подготовка
школьников к сознательному выбору профессии. На основе общей
стратегической цели и главных задач профориентации учитель ставит перед
собой задачу и более близкие , конкретные цели: вооружение учащихся
определёнными знаниями , формирование умений и навыков , раскрытие
творческих возможностей и потребностей , воспитание эстетического сознания
, нравственности и т.д. В результате это определит уровень развития
личностных качеств школьников. В зависимости от степени воспитанности
учеников их цели могут быть направлены на решение близких и более
отдалённых , как социально значимых , так и личных целей. Деятельность,
ограниченная постановкой и реализацией эгоистических целей , приобретает
потребительский характер , а не созидательный , тем самым ограничивая
развитие полноценной личности.
Своеобразными оказываются результаты деятельности педагогов и
воспитанников в процессе профориентации. Продукт деятельности педагога
воплощается в психическом облике школьников – в их знаниях , умениях ,
навыках, чертах личности , мировоззрении , духовных потребностях . Создание
ценностей предметного и идеального характера , осознание собственного роста
( интеллектуального , нравственного, эстетического , творческого и т.д.),
стремление к более сложной и совершенной деятельности – результат
деятельности ребенка.
Продукт деятельности школьников – конкретный выбор профессии , в
котором реализуются их знания , умения , познавательные возможности. Они
должны осознавать вместе с учителем , что выполняемая трудовая подготовка в
школе должна быть не имитационной вне личностного участия и
заинтересованности , не формальной , а именно общественно- полезной ,
воспитывающей нравственно , физически и духовно здорового человека .Об этом
говорилось ещё в учениях выдающихся педагогов – мыслителей прошлых
столетий.
Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию , чтобы
требования , которые она предъявляет к работающему , совпадали с его
личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку
ответить на важнейшие вопросы : кто я ? чего я хочу ? что я могу ?, окажет
психодиагностика – одно из самых молодых направлений в психологии.
Вот главные принципы этой области знаний.
1.Всеобщая талантливость. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.
2.Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже , чем у других
,- значит, что-то должно получиться лучше. Ищите.
3.Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться
окончательным. Хотя бы потому , что если сегодня у вас есть возможность
узнать что-то новое , то завтра вы уже будете чуточку другим.
Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов.
«Тест» по-английски значит «короткое испытание», «проба», их применяют для
определения способностей человека и прогнозирования его поведения очень
давно. Один из первых психологических тестов описан в Библии , в книге
судей. Войскам полководца Гедеона , уставшим после изнурительного перехода
, предстояла тяжелая битва с маданитянами. Чтобы отобрать наиболее стойких
бойцов, полководец велел им напиться из источника. Часть уставших бойцов,
став на четвереньки, жадно пили воду. Другие , не теряя достоинства ,
черпали её ладонями. Они-то и составили потом отборный отряд.
В прошлом веке английский учёный Ф.Гальтон впервые использовал тесты
для измерения умственных способностей человека. С тех пор было создано
около 10 тысяч тестов , с помощью которых их авторы надеялись выяснить все
что угодно – от профессиональной пригодности работника до степени его
искренности.
«Жизнь отчетливо указывает на две категории людей – художников и
мыслителей – писал И.П.Павлов. – Между ними резкая разница. Одни –
художники во всех их родах: писатели , музыканты ,живописцы и т.д. –
захватывают действительность целиком , сплошь , сполна , живую
действительность , без всякого дробления , без всякого разъединения. Другие
– мыслители – именно дробят её и тем самым как бы умерщвляют её , делая из
неё какой-то временный скелет , и затем только постепенно как бы снова
собирают её на части и стараются таким образом оживить , что вполне им всё-
таки и не удаётся».
Выяснить свою принадлежность к художникам или мыслителям по биологическим
признакам поможет несложный экспресс анализ (см. приложение 1).
По мнению авторов этого теста , совпадающие результаты тестирования разных
людей говорят о психологической совместимости личностей, в то время как
полные антиподы совместимы очень редко.
Сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, а ПППП присуще
мыслителям. Но поскольку в чистом виде эти типы встречаются нечасто, то
остальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразие
психологических структур. Предложенная классификация – лишь первый шаг к
познанию самого себя.
Ответив на вопросы (приложение 2), пользуясь одиннадцатибальной
системой , можно также определить к какому типу относиться ребёнок.
Говорить , кто из них умнее , нет смысла , поскольку речь идёт лишь о
двух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Мыслитель со
слабыми художественными задатками вряд ли добьётся успехов в науке .Верно и
другое: если художественный тип заметно преобладает над мыслительным , то
прежде чем посвятить себя точным наукам , стоит серьёзно подумать. Не
следует ,конечно , делать вывод , будто человеку на роду написано быть
художником , если у него на первом месте этот тип мышления. Зато
небесполезно знать , что подавляющее большинство художников , скульпторов ,
музыкантов , актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа.
Но что делать, если ученик считает , что недобрал нужных баллов ?Тут-
то учитель и должен вмешаться и дать совет не отчаиваться, а больше
работать над собой. Сумела же обыкновенная женщина ,которой, как известно,
до недавних пор был закрыт путь на флот, стать капитаном дальнего плавания,
а инвалид , обречённый из-за травмы позвоночника провести остаток жизни в
постели – победить судьбу и вернуться в цирк. Таких людей, сумевших сделать
себя , множество. Такие примеры прибавят ребятам сил – ведь волю и
настойчивость ничем не заменить.
2.1 Мотивационно-ценностное отношение в профессиональном становлении
студентов.
В пору юности все определенней и отчетливей складывается
индивидуальный облик каждого молодого человека, все яснее выступают те его
индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад
его личности.
Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по
темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям,
стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные
особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Выбор профессии и
овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе
ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора
будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и
психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируются
отношения к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов
в соответствии с выбранной профессией.
Согласно, И. Кону, профессиональное самоопределение человека
начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на
себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанные с ним поведения.
И заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение,
которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. Экспериментальное
изучение (Шалионов Р.М.) значимости мотивов учебной деятельности и
профессионального выбора подростков и юношей определяющие значение в
учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические,
Страницы: 1, 2, 3, 4
|