МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Профессиональное самоопределение старшеклассников

    Профессиональное самоопределение старшеклассников

    Министерство народного образования РФ

    БрГТУ

    Кафедра психологии

    Психология профессионального образования.

    Реферат:

    Профессиональное самоопределение старшеклассников.

    Выполнил: Никулин А.Ю.

    Проверила: Иванова М.В.

    Братск 2001г.

    Содержание.

    1. Введение:

    Профориентация учащихся на современном этапе.

    2. Выбор профессии .

    2.1.Мотивационно-ценностное отношение в профессиональном становлении

    студентов.

    2.2. Профессиональное самоопределение и самосознание

    2.3. Профессиональное самоопределение и профконсультация

    2.4. Методы диагностики профессионального самосознания и ценностных

    ориентаций

    3. ПОИСК СМЫСЛОВЫХ ОПОР ЛИЧНОСТИ НА ПЕРЕЛОМАХ

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА.

    3.1. Стадии профессионального становления

    3.2. Кризисы профессионального становления

    3.3. Методы работы в переломные периоды профессионального выбора

    4. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ПОДРОСТКОВ НА ЭТАПЕ

    ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.

    4.1. Типологии профессионального выбора

    4.2. Методы диагностики профессиональных установок

    1. Введение .

    Профориентация учащихся на современном этапе.

    На современном этапе определены основные требования к

    общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей

    учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их

    запросами и склонностями , развитие сети специализированных школ и классов

    с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия

    уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.

    Реализация современных требований, предъявляемых к

    общеобразовательной школе , значительно активизировала разработку научных и

    практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений ,

    способствующих решению практических вопросов профессионального

    самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся : система

    профориентации , вооружающая школьников необходимыми знаниями для

    ориентации в мире профессий , умениями объективно оценивать свои

    индивидуальные особенности ( руководитель Б.А.Федоришин, Киев);

    диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания

    индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д.Шадриков, Москва); (Воронин

    Н.П., Ярославль; Забродин Ю., Москва); теоретические и методические основы

    проф. консультации молодежи, банк профессиокарт (Е.А.Климов, Москва);

    системный подход к профориентации школьников (В.Ф.Сахаров,Киров;

    Н.К.Степаненков, Минск); общественно-значимые мотивы выбора профессии

    (Е.М.Павлютенков, Комсомольск-на-Амуре); особенности профориентации

    студентов в условиях высшей школы (Н.Ш.Шадиев, Ташкент; П.А.Шавир, Тюмень ;

    Н.Н.Чистяков, Кемерово); формирование элементов духовной культуры в

    процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии

    (Г.П.Шевченко, Луганск).

    Однако, несмотря на некоторые положительные результаты

    ,профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных

    целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения,

    соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам

    общества в кадрах, его требованиям к современному труженику .Существенным

    тормозом развития профориентации является то, что она, как правило ,

    рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный

    , дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются

    в основном словесные , декларативные методы, без предоставления возможности

    каждому попробовать себя в различных видах деятельности , в том числе и в

    избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о

    потребностях в кадрах ; слабо осуществляется подготовка квалифицированных

    специалистов - профориентаторов.

    О низкой результативности профориентационной работы со школьниками

    свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным

    самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и

    требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития

    и возможностью менее квалифицированной работы ; их притязаниями и реальными

    возможностями заполнения вакантных мест ; склонностью и представлениям о

    престиже профессии ; желанием заранее попробовать себя в избираемой

    профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и

    ближайшем её окружении; несоответствием здоровья , характера, привычек

    требованиям ,предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно

    отнести к группе внутренних , личностно-психологических.

    Но не менее значимы и противоречия социально – экономические : между

    возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и

    методами , сложившимися на основе представлений об экстенсивных путях

    развития народного хозяйства, его кадрового обеспечения; профессиональными

    планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической

    необходимостью народного хозяйства заполнить вакантные рабочие места с

    тяжелым физическим трудом; потребностью общеобразовательной школы и других

    социальных институтов в специалистах – профориентаторах и отсутствием

    стабильной комплексной подготовки их в вузах страны ; необходимостью

    координации и интеграции профориентированных воздействий и решением её

    узковедомственными путями и средствами.

    Анализ накопленного опыта в области теории и практики профориентации

    , выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяет следующим

    образом сформулировать определение профориентации : это многоаспектная ,

    целостная система научно – практической деятельности общественных

    институтов , ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору

    профессии и решающих комплекс социально – экономических , психолого –

    педагогических и медико – физиологических задач по формированию у

    школьников профессионального самоопределения , соответствующего

    индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах

    высокой квалификации.

    Система профориентации является подсистемой общей системы трудовой

    подготовки школьников , непрерывного образования и воспитания , цель

    которых – всестороннее развитие личности , гармоническое раскрытие всех

    творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего

    поколения. Она реализуется решением комплекса вышеназванных задач ,

    обеспечивающих профессиональное самоопределение учащихся.

    Профориентация , являясь целостной системой , состоит из

    взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей ,

    задач и единством функций. Организационно – функциональная подсистема -

    деятельность различных социальных институтов , ответственных за подготовку

    школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и

    функциональные обязанности на основе принципа координации.

    Логико-содержательная подсистема – профессиональное просвещение

    учащихся, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к

    профессиональным ; профессиональная консультация , профессиональный подбор

    , социально – профессиональная адаптация.

    Личностная подсистема – личность школьника рассматривается в качестве

    субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее

    характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой

    деятельности , самовыражением и самоутверждением в профессиональной

    деятельности ; направленностью , т.е. устойчивой доминирующей системой

    мотивов , убеждений , интересов , отношением к усваиваемым знаниям и

    умениям , социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и

    эстетической культуры ; развитием самосознания ; представлением о себе ,

    своих способностях , особенностях характера.

    Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и

    углублением творческой , общественно –значимой (трудовой ,познавательной

    ,игровой ,коммуникативной ) деятельности учащихся, формированием

    нравственной .эстетической и экологической культуры.

    Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о

    процессах, явлениях или состоянии системы профориентации , выработку

    программы действий , регулирование процесса реализации и разработку

    рекомендаций по её совершенствованию. Программа управления профориентацией

    школ является составной частью управления социально-экономическим развитием

    района , города, региона.

    Все подсистемы профориентации взаимосвязаны между собой и в этой

    взаимосвязи приобретают новые , интегративные качества .Система

    профориентации выполняет диагностическую , обучающую , формирующую и

    развивающую функции.

    Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется

    целенаправленно на всех возрастных этапах.

    2. Выбор профессии.

    Цели профориентации продиктованы обществом , его задачами ,

    потребностями. Ведущей целью в деятельности учителя является подготовка

    школьников к сознательному выбору профессии. На основе общей

    стратегической цели и главных задач профориентации учитель ставит перед

    собой задачу и более близкие , конкретные цели: вооружение учащихся

    определёнными знаниями , формирование умений и навыков , раскрытие

    творческих возможностей и потребностей , воспитание эстетического сознания

    , нравственности и т.д. В результате это определит уровень развития

    личностных качеств школьников. В зависимости от степени воспитанности

    учеников их цели могут быть направлены на решение близких и более

    отдалённых , как социально значимых , так и личных целей. Деятельность,

    ограниченная постановкой и реализацией эгоистических целей , приобретает

    потребительский характер , а не созидательный , тем самым ограничивая

    развитие полноценной личности.

    Своеобразными оказываются результаты деятельности педагогов и

    воспитанников в процессе профориентации. Продукт деятельности педагога

    воплощается в психическом облике школьников – в их знаниях , умениях ,

    навыках, чертах личности , мировоззрении , духовных потребностях . Создание

    ценностей предметного и идеального характера , осознание собственного роста

    ( интеллектуального , нравственного, эстетического , творческого и т.д.),

    стремление к более сложной и совершенной деятельности – результат

    деятельности ребенка.

    Продукт деятельности школьников – конкретный выбор профессии , в

    котором реализуются их знания , умения , познавательные возможности. Они

    должны осознавать вместе с учителем , что выполняемая трудовая подготовка в

    школе должна быть не имитационной вне личностного участия и

    заинтересованности , не формальной , а именно общественно- полезной ,

    воспитывающей нравственно , физически и духовно здорового человека .Об этом

    говорилось ещё в учениях выдающихся педагогов – мыслителей прошлых

    столетий.

    Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию , чтобы

    требования , которые она предъявляет к работающему , совпадали с его

    личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку

    ответить на важнейшие вопросы : кто я ? чего я хочу ? что я могу ?, окажет

    психодиагностика – одно из самых молодых направлений в психологии.

    Вот главные принципы этой области знаний.

    1.Всеобщая талантливость. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.

    2.Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже , чем у других

    ,- значит, что-то должно получиться лучше. Ищите.

    3.Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться

    окончательным. Хотя бы потому , что если сегодня у вас есть возможность

    узнать что-то новое , то завтра вы уже будете чуточку другим.

    Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов.

    «Тест» по-английски значит «короткое испытание», «проба», их применяют для

    определения способностей человека и прогнозирования его поведения очень

    давно. Один из первых психологических тестов описан в Библии , в книге

    судей. Войскам полководца Гедеона , уставшим после изнурительного перехода

    , предстояла тяжелая битва с маданитянами. Чтобы отобрать наиболее стойких

    бойцов, полководец велел им напиться из источника. Часть уставших бойцов,

    став на четвереньки, жадно пили воду. Другие , не теряя достоинства ,

    черпали её ладонями. Они-то и составили потом отборный отряд.

    В прошлом веке английский учёный Ф.Гальтон впервые использовал тесты

    для измерения умственных способностей человека. С тех пор было создано

    около 10 тысяч тестов , с помощью которых их авторы надеялись выяснить все

    что угодно – от профессиональной пригодности работника до степени его

    искренности.

    «Жизнь отчетливо указывает на две категории людей – художников и

    мыслителей – писал И.П.Павлов. – Между ними резкая разница. Одни –

    художники во всех их родах: писатели , музыканты ,живописцы и т.д. –

    захватывают действительность целиком , сплошь , сполна , живую

    действительность , без всякого дробления , без всякого разъединения. Другие

    – мыслители – именно дробят её и тем самым как бы умерщвляют её , делая из

    неё какой-то временный скелет , и затем только постепенно как бы снова

    собирают её на части и стараются таким образом оживить , что вполне им всё-

    таки и не удаётся».

    Выяснить свою принадлежность к художникам или мыслителям по биологическим

    признакам поможет несложный экспресс анализ (см. приложение 1).

    По мнению авторов этого теста , совпадающие результаты тестирования разных

    людей говорят о психологической совместимости личностей, в то время как

    полные антиподы совместимы очень редко.

    Сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, а ПППП присуще

    мыслителям. Но поскольку в чистом виде эти типы встречаются нечасто, то

    остальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразие

    психологических структур. Предложенная классификация – лишь первый шаг к

    познанию самого себя.

    Ответив на вопросы (приложение 2), пользуясь одиннадцатибальной

    системой , можно также определить к какому типу относиться ребёнок.

    Говорить , кто из них умнее , нет смысла , поскольку речь идёт лишь о

    двух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Мыслитель со

    слабыми художественными задатками вряд ли добьётся успехов в науке .Верно и

    другое: если художественный тип заметно преобладает над мыслительным , то

    прежде чем посвятить себя точным наукам , стоит серьёзно подумать. Не

    следует ,конечно , делать вывод , будто человеку на роду написано быть

    художником , если у него на первом месте этот тип мышления. Зато

    небесполезно знать , что подавляющее большинство художников , скульпторов ,

    музыкантов , актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа.

    Но что делать, если ученик считает , что недобрал нужных баллов ?Тут-

    то учитель и должен вмешаться и дать совет не отчаиваться, а больше

    работать над собой. Сумела же обыкновенная женщина ,которой, как известно,

    до недавних пор был закрыт путь на флот, стать капитаном дальнего плавания,

    а инвалид , обречённый из-за травмы позвоночника провести остаток жизни в

    постели – победить судьбу и вернуться в цирк. Таких людей, сумевших сделать

    себя , множество. Такие примеры прибавят ребятам сил – ведь волю и

    настойчивость ничем не заменить.

    2.1 Мотивационно-ценностное отношение в профессиональном становлении

    студентов.

    В пору юности все определенней и отчетливей складывается

    индивидуальный облик каждого молодого человека, все яснее выступают те его

    индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад

    его личности.

    Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по

    темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям,

    стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные

    особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Выбор профессии и

    овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе

    ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора

    будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и

    психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируются

    отношения к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов

    в соответствии с выбранной профессией.

    Согласно, И. Кону, профессиональное самоопределение человека

    начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на

    себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанные с ним поведения.

    И заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение,

    которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. Экспериментальное

    изучение (Шалионов Р.М.) значимости мотивов учебной деятельности и

    профессионального выбора подростков и юношей определяющие значение в

    учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические,

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.