МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Профессиональное самоопределение старшеклассников

    своим представлениям о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной

    деятельности в новых экономических и социальных структурах.

    3. Рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального

    выбора

    4. Неадекватная самооценка.

    Решение любых психологических проблем связано прежде всего с осознанием и

    принятием этих проблем, с развитием самосознания человека. Люди, стоящие на

    пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к

    самопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка

    своих возможностей в современном мире, в том числе и в профессиональном,

    стремление оценить, какие условия могут способствовать, а какие мешать

    вхождению в мир профессии. Наибольшей сензитивностью в развитии

    профессионального самосознания обладают люди старшего школьного и

    юношеского возраста, для которых проблема профессионального и личностного

    самоопределения является насущной и актуальной.

    В условиях профессионального консультирования, наряду с использованием

    классических методик, направленных на изучение личностных особенностей,

    интересов, склонностей и способностей, особое внимание следует уделить

    методикам, исследующим самосознание и самооценку человека. Знания наиболее

    значимых и актуальных параметров самосознания и самооценки позволяют в

    определенной мере определить способы психологического воздействия.

    Коррекция идеального образа профессии и идеального образа «Я» связана с

    осознанием профессиональных ценностей и образованием новых ценностных

    ориентации. Коррекция реального «Я» связана с осознанием своих

    возможностей, с опытом новых переживаний и новых отношений человека с

    окружающим миром и с собой.

    2.4. Методы диагностики профессионального самосознания и ценностных

    ориентаций

    Использование в профессиональном консультировании методик, направленных

    на выявление самосознания и самооценки человека, дает не только

    диагностический, но и, в некоторой степени, психокоррекционный эффект.

    1) В практике профессионального консультирования применяется, например,

    методика И. Кона описания себя: «Кто я есть» и «Я через 5 лет».

    (Инструкция: «Напишите сочинение на тему «Кто я есть» и на тему «Я через 5

    лет»). Эта методика позволяет прежде всего выявить содержательные

    компоненты самосознания, наиболее актуальные его параметры. Самоописание

    позволяет определить:

    1)социально-ролевую самоидентичность (к какой общности человек себя

    относит в настоящий момент, к какой он хотел бы себя отнести, с кем он себя

    идентифицирует),

    2)ориентацию человека на свои специфические признаки и качества, которые

    отличают его от других и по которым он сравнивает себя с другими,

    3)способность делать прогнозы в отношении себя, место профессии в общем

    жизненном контексте человека.

    У молодых людей, обеспокоенных своим профессиональным будущим,

    стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении или получить

    профессию в процессе работы, наблюдается опережающее развитие в оценке

    своих личностных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных

    качеств. Учащиеся лучше представляют себя как личность вообще, то есть в

    совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих

    интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем

    профессиональном «Я».

    Имеющиеся различия в самооценке прежде всего касаются ее содержательных

    компонентов. Одни знают о себе больше, другие меньше; определенные качества

    личности, способности, значимые на данный момент, подвергаются анализу и

    оценке, другие, в силу их неактуальности, человеком не оцениваются (хотя и

    могут быть оценены по ряду параметров). Существуют такие личностные

    свойства и качества, которые не включаются в сферу осознания и самооценки,

    человек просто не может оценить себя по ряду параметров.

    2) Для выявления не только содержательных, но и оценочных параметров

    самосознания можно использовать различные модификации методики

    Дембо—Рубинштейн для самооценки с помощью размещения себя на шкале. Шкалы

    самооценки должны включать как профессионально значимые, так и

    общеличностные качества, что позволяет определить место и значение в

    структуре самооценки профессионально значимых качеств. Могут быть

    предложены, например, такие шкалы для оценивания: ум, сила, доброта,

    способности, воля, ответственность, активность, общительность, успешность,

    справедливость, смелость, уступчивость, вспыльчивость, упрямство,

    осторожность, решительность, самостоятельность, трудолюбие,

    целеустремленность, здоровье, счастье. Каждая шкала — отрезок длиной 10 см,

    Результат выражается в баллах, равных числу сантиметров от начала шкалы до

    отметки испытуемого на шкале.

    Инструкция: допустим на этом отрезке расположены все люди:

    1

    10 воля

    Слева — самые безвольные, справа — самые волевые. Нужно крестиком

    отметить свое место на этой шкале. Для каждого качества слева на шкале

    будет минимум этого качества, справа — максимум.

    Результаты самооценки служат основанием для беседы и дальнейшего

    обследования. Необходимо особенно выделить те параметры самооценки которые

    вызывают затруднения при их оценивании.

    Успех в решении психологических проблем всегда связан с выбором. Выбор

    происходит на основании того, что человек считает наиболее важным и

    правильным на основании ценностей, сформированных в его прошлом опыте.

    Поэтому диагностика ценностных ориентаций человека дает возможность

    получить представление о его проблемах, сопоставляя ценности между собой и

    с реальными условиями, в которых эти ценности могут находить, или не

    находить свое утверждение. Такое сопоставление возможно с помощью методик,

    позволяющих ранжировать ценности или сравнивать представление о своих

    ценностях с реальным поведением. Для ранжирования ценностей может быть

    представлен либо список ценностей (таких, например, как работа,

    образование, семья, материальное благополучие, здоровье, дружба, хобби,

    слава, богатство, власть и пр.), либо список высказываний типа: «Я бы

    хотел, чтобы моя работа ...»

    — была по заслугам оценена другими;

    — была для меня интересной;

    — приносила большие доходы;

    — была полезной и нужной людям;

    — доставляла мне радость и удовольствие и т.д.

    Ранжирование ценностей позволяет определить, в чем совпадают личные

    ценности с общественными, с профессиональными и групповыми ценностями.

    Анализ конкретных ситуаций, связанных с выбором того или иного решения,

    позволяет сравнить реальные ценности с идеальными представлениями о своих

    ценностях. Выявление ценностных ориентации позволяет определить

    взаимоисключающие ценности, что именно человек игнорирует в ситуации выбора

    альтернативных ценностей, уточнить свои позиции в связи с возникающими

    проблемами, переоценить свои ценности. Выявление ценностей позволяет

    определить сферу, в которой человек готов нести полную ответственность за

    себя и за свои действия в решении своих проблем. В первую очередь

    необходимо определить, какие ценности человек считает самыми важными. Это

    проясняет направление развития целей его деятельности. Затем необходимо

    проанализировать и рассмотреть возможные варианты последствий и сделать

    выбор, принять определенное решение.

    Очень важным методом для диагностики профессиональных ориентаций оптанта

    является беседа. Представление человека о себе необходимо увязать с

    представлениями о выбираемой профессии, поэтому вся беседа строится на

    выявлении этих представлений и их сопоставлении. Можно попросить

    консультируемого описать какие, по его мнению, виды работ приходится

    выполнять в данной профессии и какие для этого необходимы знания, умения и

    навыки. Что больше всего ценится в данной профессии, какими качествами

    обладает человек, добившийся успеха в данной профессии? В беседе необходимо

    определить, по каким причинам консультируемый выбирает ту или иную

    профессию, кто одобряет и кто осуждает его выбор, почему, и какие доводы

    при этом кажутся ему убедительными. Хорошо использовать конкретные примеры.

    Например, обсудить, кто из близких или знакомых имеет такую профессию, ради

    чего он ее выбрал и ради чего выбирает ее консультируемый, какое будущее у

    этого человека, и как консультируемый видит свое будущее и т.п.

    Дальнейшие шаги в диагностике психологических проблем профессионального

    самоопределения личности связаны с умением консультанта выделить те вопросы

    для обсуждения, которые помогут человеку лучше уяснить себе, что от него

    требуется, чтобы адаптироваться в современном профессиональном мире.

    Работа по повышению уровня самосознания и самооценки позволяет учащимся

    выйти на осознание уровня мотивации профессионального выбора реально

    действующих и желаемых мотивов труда, обострить психологические

    противоречия, которые могут заставить учащихся решать проблему

    профессиональных поисков или профессионального выбора, а не ждать готовых

    предложений и указаний.

    В некоторых случаях человеку бывает недостаточно профессиональной

    консультации для решения его проблемы и требуется специальная

    психокоррекционная работа. Особенно эффективными, как показывает опыт,

    методами психокоррекционной работы со старшеклассниками, имеющими трудности

    в профессиональном самоопределении, являются групповые методы активного

    обучения и, в частности, социально-психологические тренинги.

    3. ПОИСК СМЫСЛОВЫХ ОПОР ЛИЧНОСТИ НА ПЕРЕЛОМАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА

    Одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого

    человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе

    и овладении профессией.

    Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в

    профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные

    решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно

    и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-

    экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и

    устройством своей профессиональной карьеры. Даже бывалого взрослого

    человека такие вопросы и требования могут поставить в тупиковое, казалось

    бы, безвыходное положение. Это тем более справедливо для подростков,

    заканчивающих школу, и только вступающих о самостоятельную трудовую жизнь

    молодых людей. Именно поэтому на педагогах, школьных психологах,

    наставниках подрастающего поколения и, прежде всего, на самих учащихся,

    входящих в жизнь молодых людях, лежит огромная ответственность. Выполнение

    этой работы, имеющее целью прежде всего личностный рост и развитие

    учащихся, предполагает по возможности более полное и всестороннее

    использование всего арсенала накопленных в психологии данных, средств и

    методов. В этом отношении представляют несомненный интерес и могут

    оказаться полезными результаты психологического исследования структуры и

    динамики процесса профессионального становления личности, полученные в

    лаборатории профессионального обучения и воспитания, ныне лаборатории

    профессионального развития личности Психологического института РАО.

    Нередко у молодых людей, выпускников школ, бытует мнение, что приобщение

    к профессии выступает всего лишь как «передача—прием» профессиональных

    знаний, умений и навыков. Однако в действительности дело обстоит далеко не

    так просто. Профессиональное становление представляет собой достаточно

    сложный, длительный, весьма подвижный, многоплановый и подчас

    противоречивый процесс, в котором отчетливо выделяются четыре стадии. (по

    Т.В. Кудрявцеву.).

    3.1. Стадии профессионального становления:

    Первая стадия профессионального становления личности связана с

    зарождением и формированием профессиональных намерений под влиянием общего

    развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой

    деятельности, в мире труда и мире профессий.

    Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является

    соответствующий общественным потребностям (как бы мы теперь сказали —

    требованиям рынка труда) и потребностям самой личности выбор профессии или

    специальности.

    Вторая стадия — это период профессионального обучения и воспитания, то

    есть целенаправленной подготовки по избранной профессиональной деятельности

    и овладения всеми тонкостями профессионального мастерства.

    Психологическим критерием успешного прохождения этой стадии является

    профессиональное самоопределение личности, то есть формирование отношения к

    себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной

    направленности, в которой достаточно четко отражаются установки на развитие

    профессионально значимых качеств (иногда их называют профессионально

    важными качествами — ПВК.). -

    Третьи стадия — активное вхождение в профессиональную среду, отражающее

    переход учащегося к новому типу деятельности — к профессиональному труду в

    разных его формах в условиях реального производства, выполнение служебных

    обязанностей и т. п.

    Психологическим критерием успешного прохождения данной стадии служит

    активное овладение профессией в условиях реального трудового процесса и

    производственных отношении, нахождение себя в системе трудовых коллективов.

    Четвертая стадия предполагает полную или частичную реализацию

    профессиональных устремлений и возможностей личности в самостоятельном

    труде.

    Психологический критерий успешного прохождения этой стадии — степень

    овладения операциональной стороной профессиональной деятельности, уровень

    сформированности профессионально значимых качеств личности, отношения к

    труду, мера мастерства и творчества.

    3.2. Кризисы профессионального становления

    При этом выяснилось, что практически на всем протяжении процесса

    профессионального становления и развития переход от одной стадии к другой

    часто может сопровождаться возникновением у человека тех или иных

    трудностей и противоречий, а нередко и кризисных ситуаций. Существенным при

    этом является то, что смена одних стадий процесса профессионального

    становления другими не всегда бывает жестко привязана к определенному

    возрастному этапу, биографическому периоду. Она отражает психологический

    возраст профессионально-личностного становления, развития и зрелости

    человека. Например, один учащийся, будучи, скажем, только в пятом или

    седьмом классе, может под влиянием родителей или в результате

    взаимодействия с представителями увлекшей его профессии, чтения специальной

    литературы, самообучения или саморазвития оказаться на второй стадии

    процесса профессионального становления. Другой же, даже окончив

    профессиональное учебное заведение, может не удовлетворять психологическим

    критериям первой стадии.

    Сходные проблемы и кризисы могут, как оказалось, возникать и часто

    реально возникают не только при переходе от одной стадии процесса

    профессионального становления к другой, но и внутри отдельных стадий этого

    процесса. Как показывают наблюдения, анализ опыта организации

    профессиональной подготовки, в практике учебно-воспитательной работы

    профессиональных учебных заведений разных типов нередки случаи, когда уже к

    концу первого, а особенно часто на втором или третьем (в зависимости от

    типа учебного заведения) году обучения, у учащегося может измениться

    отношение к процессу овладения профессией. Это так называемый отрицательный

    синдром 2-го — 3-го года профподготовки. Они разочаровываются в своем

    профессиональном выборе, а иногда даже задумываются о смене учебного

    заведения и перемене специальности. При этом существенно то, что все это

    может иметь место при неплохих в целом показателях (учебных оценках)

    успешности обучения и выполнения заданий во время прохождения практики. Это

    означает, что дело здесь не в способностях. В психологическом плане в

    подобных случаям складывается своего рода парадоксальная ситуация:

    учащийся, объективно находясь в стенах профессионального учебного

    заведения, то есть на второй стадии процесса профессионального становления,

    субъективно, т.е. психологически, вновь оказывается на пороге лишь первой

    стадии этого процесса, а может быть даже лишь на подступах к ней. Говоря

    иначе, в процессе профессионального становления возможно и обратное,

    регрессивное движение. Возможность появления таких ситуаций обратного

    движения в процессе профессионального становления и развития личности

    требует к ним особенно пристального внимания со стороны педагогов, школьных

    психологов и самих учащихся. Знание индивидуальной динамики и хода процесса

    профессионального становления и развития каждого конкретного учащегося,

    осознание каждым из них своих собственных личностных особенностей является

    непременным психологическим условием своевременного оказания

    психологической помощи в преодолении возникающих здесь проблем и

    затруднений.

    3.3. Методы работы в переломные периоды профессионального выбора

    Совершенно ясно, что для оказания такой помощи недостаточно ограничиться

    лишь внешней наблюдаемой стороной этих явлений. Здесь важно знать более

    глубокие психологические причины, а не только их следствия, и

    воздействовать именно на эти причины. В чем же суть этих причин и средств

    их учета и устранения.

    При объяснении этих ситуаций очень часто апеллируют к интересам учащихся,

    к их роли в процессе профессионального становления. Изменение отношения к

    процессу профессионализации по избранной специальности, разочарование в

    ней, появление чувства неудовлетворенности в этих случаях пытаются найти в

    снижении или угасании интереса к процессу профессионального обучения, к

    избранной профессии, к самому профессиональному учебному заведению, выбор

    которых первоначально был сделан, казалось бы, вполне самостоятельно и

    осознанно. Проблема интереса, как и проблема способностей, несомненно

    относится к числу тех психологических проблем, которые являются важнейшими

    для практической педагогики и психологии.

    Поиск ответа на этот вопрос часто приводит к выводу о том, что изменение

    фиксируемого практическими психологами отношения учащихся к процессу

    овладения профессией оказывается связанным с тем, что либо получаемая

    профессия, либо процесс овладения ею, либо сама реальная жизнь в

    профессиональном учебном заведении открывается учащимся какими-то новыми

    сторонами, к восприятию которых и взаимодействию с которыми они не были

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.